Образ «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя

Курсовая работа

Сущность понятия «маленький человек» относился к литературным героям, которые «жили» в эпоху реализма. Как правило они занимали самую низшую ступень в социальной иерархии. Такими представителями являлись: мещанин и мелкий чиновник. Образ «маленького человека» был актуален при демократической литературе. Его описывали писатели-гуманисты.

Впервые тема «маленького человечка» была упомянута писателем Белинским, в своей статье 1840 г. «Горе от ума». Данную тему так же рассматривали в своих произведениях такие классики русской литературы как М.Ю.Лермонтов, А.С. Пушкин, А.И.Куприн, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, А.П. Чехов, М. Горький, и другие. Среди писателей -реалистов, которые описывали «маленького человека» в своих произведениях можно выделить Франца Кафку и его «Замок, раскрывающий трагическое бессилие маленького человека и его нежелание примирится с судьбой». Немецкий писатель Герхарт Гауптман так же раскрыл эту тему в своих драмах «Перед восходом солнца» и «Одинокие». Данная тема во все времена была актуальна, так как ее задача состоит в том, чтобы отразить повседневную жизнь обычного человека со всеми его горестями и переживаниями, а так же бедами и маленькими радостями.

«Маленький человек» — это лицо народа. Характер образа «маленького человека» можно описать следующими характерными чертами: в большинстве случаев это бедный, несчастный человек, обиженный на свою жизнь, которого очень часто оскорбляют высшие чины. Итогом для данного образа является то что он окончательно разочаровавшись в жизни совершает безумные поступки, итогом которых является смерть. Это своеобразный тип человека, чувствующий свое бессилий перед жизнью. Порой он способен на протест. Каждый писатель видел его по-своему. Были и схожие черты. Но трагизм данной роли писатели отражали каждый по-своему.

1. Причины выбора темы «маленького человека» Н.В. Гоголем в своих произведениях

Впервые обозначение термина «маленький человек» был представлен в энциклопедии русской литературы. Его трактовка звучит так «обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное положение». Очень часто к данному персонажу приводился противоположный персонаж. Обычно это чиновник высшего ранга, который имел власть и деньги. А далее развитие сюжета следовало по следующему сценарию: Живет себе бедный «маленький человек», никого не трогает, ничем не интересуется и тут его осеняет прозрение, что возможно он жил не правильно. Он поднимает бунт, и тут его сразу останавливают или убивают.

3 стр., 1041 слов

Образ маленького человека в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. ...

... на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал страхом их души. Стечением времени “маленький человек”, лишенный собственного достоинства, “униженный и оскорбленный”, вызывает у писателей ... горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека. Духом гоголевской “Шинели” проникнут роман Ф. М. Достоевского “Бедные люди”. Это рассказ о судьбе того же “маленького человека”, ...

«Маленькие люди» различны у Достоевского, Гоголя, Пушкина. Отличие проявляется в их характере, стремлении, протесте. Но имеется одна объединяющая, схожая черта — все они борются с несправедливостью, с несовершенством сего мира.

Читая книгу нередко всплывает вопрос Кто такой «маленький человек»? и почему он маленький? Меньшинство его сущности заключается в социальном статусе. Обычно это люди, которых мало заметно или вовсе не заметно. В духовном плане «маленьким человеком» считается обиженный, поставленный в определенные рамки человек, который вовсе не интересуется историческими и философскими проблемами. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов. Он не живет — он существует.

Русская литература с ее гуманным отношением к судьбе простого человека — не смогла пройти мимо. Рождается новый литературный герой, который появляется на страницах многих русских классиков.

Данным персонажем пропитаны все произведения Н.В.Гоголя. Одними из наиболее ярчайших примеров служат произведения: “Шинель” и “Записки сумасшедшего” — он раскрывал читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания.

Но эти произведения не построены всего лишь на фантазии писателя. Гоголь в реальной жизни испытал все эти чувства. Прошел, так называемую, школу жизни. Душа Гоголя была ранена по приезду в Петербург в 1829 году. Перед ним открылась картина человеческих противоречий и трагических социальных катастроф. Он ощутил на себе весь трагизм жизни при должности бедного чиновника, среду молодых художников (Гоголь одно время посещал рисовальные классы Академии художеств), а так же переживания бедного человека у которого не хватает денег на покупку шинели. Именно благодаря этим краскам он нарисовал Петербург с его внешним великолепием и убогой душой. Писатель описал Петербург городом с искаженной душой, где гибнут таланты, где торжествует пошлость, где “… кроме фонаря, все дышит обманом”. Все события происходившие с его главными героями Акакием Акакиевичем Башмачкином и Аксентием Ивановичем Поприщиным, происходили в этом страшном и лживом городе. . В итоге герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

В своих «Петербургских историях» он раскрыл истинную сторону столичной жизни и жизни бедного чиновника. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».

В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь выдвигает свою теорию значимости искусства для общества, схожие в ней элементы, которые являются движущими пружинами. Он рождает новое направление реализма в искусстве. В своем творчестве писатель раскрывает всю многогранность, ее движения, рождения в нем нового. Формирование реалистических взглядов в творчестве Н.В.Гоголя утверждаются во второй половине 30-х годов XIX века.

Эталоном реалистической литературы являлись «Петербургские повести», особенно «Шинель», которые имели огромное значение для всей последующей литературы, создавая в ней новые направления развития данного жанра.

29 стр., 14035 слов

Какой он образ современного маленького человека. Как Вы понимаете ...

... маленького человека использовали писатели русские и зарубежные. Он встречается не только в произведениях Достоевского, но и в книгах Герхарта Гауптмана, Томаса Манна. Страницы из Чехова: «Человек в футляре» — один из «маленькой ... часто виделись, и я знал его домашнюю жизнь. И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и — ах, как бы чего ...

Таким образом, «маленький человек» в произведениях Н.В. Гоголя зародился не случайным образом. Появление данного литературного героя является следствием жестокого обращения с самим писателям во времена его первым знакомством с Петербургом. Свой протест, а точнее крик души он выразил в своих произведениях «Записки сумасшедшего» и «Шинель»

2. «Маленький человек» в «Записках сумашедшего»

гоголь маленький человек башмачкин

“Записки сумасшедшего”, одна из самых печальных повестей “Петербургские повести”. Расказчиком является — Аксентий Иванович Поприщин — мелкий, обижаемый на службе в департаменте всеми чиновника-переписчика. Главный герой — является человеком дворянского происхождения, но бедный и ни на что не претендующий. С утра до вечера он сидит в кабинете директора и, преисполненный величайшего уважения к начальнику, очинивает перья “его высокопревосходительству”. В его характере наблюдается равнодушие ко всему, что его окружает. А его без инициативность убила в корне его дворянское происхождение. Поприщин считает, что создание репутации в основном зависит от должности им занимаемой , своими силами «простому человеку» ничего не достичь. Всем правят деньги. Поприщин имеет свои узаконенные понятия, интересы, привычки и вкусы. Свои представления о жизни. В пределах этого мира он ведет привычное самодовольное существование, не замечая того, что вся его жизнь —. фактическое надругательство над личностью и человеческим достоинством. Он просто существует в этом мире не замечая того как жестоко и несправедлива с ним судьба.

Однажды в голове Поприщина встает вопрос: «Почему я титульный советник?» и «И почему именно титульный?». Поприщин безвозвратно теряет здравый рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он задумывается о том, почему он так бесправен, почему все самое лучшее на свете достается не ему, а высшим чиновникам. Его безумная мысль превосходит границы и его убеждение в том, что он испанский король окончательно утвердилась в тогда уже помутненном рассудке. В финале повести Поприщин, на мгновение нравственно прозревший, вопиет: “Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?” Блок заметил, что в этом вопле слышен “крик самого Гоголя”.

Таким образом, “записки сумасшедшего” — является неким протестом против несправедливых законов устоявшегося мира, где все давно уже распределено, где «маленькому человеку» не обрести в полной мере богатства, счастья. Все решают высшие чины — вплоть до жизненных устоев человека. Поприщин — дитя и жертва этого мира. Гоголь не случайно выбирает главным героем мелкого чиновника, он отел передать не только жалкие коммерческие черты данного персонажа, но и передать трагическое чувство гнева и боли за общественное унижение, извращение всех нормальных свойств и понятий в психологии Поприщина.

3. Акакий Акакиевич Башмачкин — самый яркий представитель гоголевского «маленького человечка»

Очень часто в жизни случается так, что более сильные оскорбляют слабых. Но в конечном счете именно эти бессердечные и жестокие люди являются еще более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.

14 стр., 6935 слов

Гуманистическая тема «маленького человека» в рассказах Чехова

... можно назвать и врачей, что спасают людские жизни Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова Рассказы Чехова, собственно, и посвящены исследованию различных граней духовного подчинения и рабства, начиная ... Чехов, как всегда, краток Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание) Образ Москвы в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение Сюжетная линия произведения ...

Как никому другому Акакию Акакиевичу Башмачкину были знакомы эти чувства. Эти чувства непосредственно передаются и читателю повести «Шинель». Достоевский считал, что именно из этой книги вышла вся русская литература.

Почему же Достоевский выделяет Гоголя, как первого, открывшего читателям мир “маленького человека”? Достоевский считал, что гоголь является создателем «маленького человечка». В повести «Шинель» существует только один персонаж , все остальные — лишь фон.

“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня…” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве.

Повесть “Шинель” — одна из лучших в творчестве Гоголя. В ней писатель предстает как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ “маленького человека” со своими радостями и бедами, трудностями и заботами. Главный герой «Шинели» стал жертвой города, нищеты и произвола. Его звали Акакий Акакиевич Башмачкин. Он являлся вечным титульным советником, над которым нависли все тяжести и бремя этого жестокого мира. Башмачкин был типичным представителем мелкого чиновничества. В нем все было, типично начиная от внешности и заканчивая духовной принадлежностью. Башмачкин, по сути являлся жертвой жестокой действительности, чувства которой так хотел передать писатель читателю. Писатель подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: “В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин — робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев”. Акакий Акакиевич “ни одного слова не отвечал” и вел себя так, “как будто бы никого и не было перед ним”, когда сослуживцы “сыпали на голову ему бумажки”. Сущая нищета окружает главного героя, но он не замечает этого, так как занят делом. Башмачкин не грустит о своей нищете, так как он попросту не знает другой жизни.

Но главный герой «Шинели» за своей непроницаемой душой скрывал и другую сторону . на лице Башмачкина появилась ухмылка, рассматривая игривую картинку в витрине: «Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак, обнаживши, таким образом, всю ногу… Акакий Акакиевич покачнул головой и усмехнулся, и потом пошел своею дорогою».

Писатель дает понять, что даже в душе «маленького человека» есть тайная глубина, неведомая и нетронутая петербургским внешним миром .

С появлением мечты — новой шинели, Башмачкин готов на все: терпеть любые унижения и ругани, лишь бы приблизиться к своей мечте. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли?

9 стр., 4259 слов

Чему учит повесть шинель

... Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы ... бессилия подкупает зрителя, располагает его в пользу скромного Башмачкина. Гоголь «Шинель». Иллюстрация П. Федорова Но Гоголь в своей повести требует уважения к этому человеку, которому, говоря ...

И вот когда, наконец, сбылась его мечта злая судьба сыграла злую шутку с героем. Грабители сняли шинель с Башмачкина. Главный герой упал в отчаяние. Это событие побудило в Акакие Акакиевиче протест и он твердо намерен идти с ним к генералу. Но не знал эта попытка, впервые в его жизни, потерпит неудачу. Писатель видит несостоятельность своего героя, но он дает ему возможность показать себя в этом не равном бою. Однаако он ничего не может сделать, ситема бюрократической машины настолько устоявшаяся, что сломать ее просто не возможно. Механизм давно запущен. И в конце концов Башмачкин погибает, так и не добившись справедливости. Он показывает нам финал истории о мертвом Акакие Акакиевиче, который при жизни был безропотным и смиренным, а после смерти стаскивает шинели не только с титульных, но и с надворных советников.

Финал данной повести заключается в том, что существование такого человека, как Башмачкина Акакия Акакиевича. в этом жестоком мире, возможно только лишь после его смерти. После своей смерти Акакий Акакиевич становится злостным привидением, который безжалостно срывает шинели с плеч все прохожих.

В «Шинели» повествуется о самом ничтожном и незаурядном представителе человеческого общества. О самых рутинных событиях из его жизни. Который прожил много лет, не оставив о себе и следа Повесть оказала большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы: тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.

В данном произведении трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Гоголь сочувствует своему герою и в то же время посмеивается над ним, видя в нем умственную ограниченность. Акакий Акакиевич был абсолютно безынициативным человеком. За все годы своей службы он не продвинулся по служебной лестнице Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствовавшийся убогим жильем, жалким обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеется, но он смеется не только над Акакием Акакиевичем, он смеется над всем обществом.

У Акакия Акакиевича была собственное жизненное кредо, которое было так же унижено и оскорблено, как и его жизнь в целом. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Но и в нем сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а Акакий Акакиевич только и мог сказать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И только один «молодой человек проникся к нему жалостью». Смыслом жизни «маленького человека» является новая шинель. Эта цель преображает Акакия Акакиевича. Новая шинель для него словно символ новой жизни.

4. Мнение литературных критиков о образе «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя

Известный литературный критик Ю.В. Манн в своей статье «Одно из самых глубочайших созданий Гоголя» пишет: «Нам, конечно, смешна ограниченность Акакия Акакиевича, но мы в то же время видим его незлобивость, видим, что он вообще находится вне эгоистических расчетов, корыстных побуждений, волнующих других людей. Словно перед нами существо не от мира сего».

7 стр., 3382 слов

Трагедия “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель”

... бумаг никому нет дела. Сочинение на тему: «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ» «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ» Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» приглашает нас заглянуть в ... приятелем детства. Все эти люди так или иначе связаны с главным героем повести — Акакием Акакиевичем Башмачкиным. Кто он такой? Башмачкин, немолодой уже человек, — мелкий чи­новник ...

И на самом деле душа и помыслы главного героя Акакия Акакиевича остаются неразгаданными и неизведанными для читателя. Известна лишь его принадлежность к «маленьким» людям. Каких либо высоких человеческих чувств — не наблюдается. , Не умный, не добрый, не благородный. Он всего лишь биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор.

В этом и заключалась делема которую поклонники Н.В. Гоголя трактовали по-разному. Одни считали, что Башмачкин был хорошим человеком, просто обиженный судьбой. Сущность, которого состоит из ряда достоинств, за которые его нужно любить. Одним из главных его достоинств, является то что он способен на протест. Перед смертью герой повести «бушует», угрожая в бреду «значительному лицу»: «…даже сквернохульничал, произнося страшные слова, … тем более что слова эти следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство». После смерти Башмачкин является в образе привидения на петербургские улицы и срывает шинели со «значительных лиц», обвиняя государство, весь его чиновничий аппарат в безликости и равнодушии.

Мнение критиков и современников Гоголя об Акакии Акакиевиче разошлось. Достоевский увидел в “Шинели” “безжалостное издевательство над человеком”; критик Аполлон Григорьев — “любовь общую, мировую, христианскую”, а Чернышевский назвал Башмачкина “совершенным идиотом”.

В данном произведении Гоголь затрагивает ненавистные ему мир чиновников — людей без морали и принципов. Эта история произвела на читателей колоссальное впечатление. Писатель как истинный гуманист выступил на защиту «маленького человека» — запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

Повесть «Шинель» произвела сильнейшее впечатление на современников.

Произведение «Шинель» является одним из лучших работ Н.В. Гоголя и по сегодняшний день. (В.Г. Белинский, Полн. собр. соч., Т.VI. — Стр. 349), это было премьерное открытие «маленького человечка» широкой публике. «Колоссальным произведением» назвал «Шинель» Герцен.

Сделалась знаменитой фраза: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели». Говорил ли действительно эти слова Достоевский, неизвестно. Но кто бы их ни сказал, не случайно они стали «крылатыми». Очень многое важное «вышло» из «Шинели», из петербургских повестей Гоголя.

«Внутренняя судьба личности — истинная тема первых, «чиновничьих» произведений Достоевского», — утверждает молодой критик В.Н. Майков, преемник В.Г. Белинского в критическом отделе «Отечественных записок». Споря с Белинским, он заявлял: «И Гоголь, и г. Достоевский изображают действительное общество. Но Гоголь — поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский — по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества, для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума» (Майков В.Н. Литературная критика. — Л., 1985. — с. 180).

6 стр., 2916 слов

УРОК В 8 КЛАССЕ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»

... сюжета шинель становится смысловым центром композиции. Она, словно главная героиня, ... жизни, а Башмачкин лишь подстраивается под него, потому что он — маленький человек, и ничего не решает самостоятельно. Так почему же Гоголь назвал повесть именно «Шинель»? По мере развития ...

В обоих произведениях, нарушены границы. Только в «записках сумасшедшего» — это границы безумия и здравого смысла, а в «Шинели» — жизни и смерти. В конечном счете перед нами появляется не маленький, а вполне реальный человек. Со своими реальными проблемами, страхами и обидами. Поэтому нельзя судить героев данных произведений. Н. В. Гоголь наоборот стремился к тому, чтобы читатель прочувствовал, а где-то и ощутил на себе всю тяжесть и горечь земного мира, которую испытывали герои в данных произведениях.

Читая произведения Гоголя, перед нами предстает картина, одиноко стоявшего человека в синей замурзанной шинели, с любовью рассматривавшего цветные картинки витрин. Долго рассматривал данный человек великолепие содержимого витрин, с тоскою и тайной завистью. Мечтая, что станет обладателем этих вещей, человек совсем забыл про время и мир в котором он находится. И лишь некоторое время спустя он опомнился и продолжил свой путь.

Гоголь открывает перед читателем мир «маленьких людей», абсолютно несчастных в своем существовании, и больших чиновников, которые правят миром и судьбой таких как главные герои гоголевских произведений.

Всех этих героев автор связывает с городом Петербург. Городом по словам Гоголя, с великолепным видом и подлой душой. Именно в этом городе живут все несчастные люди. Центральное место в «Петербургских повестях» занимает произведение «Шинель». Это история про «маленького человечка», который в борьбе за свою мечту, испытал на себе всю несправедливость и жестокость мира.

Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема «высших» и «низших», что про это невозможно было не писать. Произведения Н.В. Гоголя в очередной раз доказывают, по сути все мы являемся маленькими людьми — всего лишь болтиками большого механизма.

1. Гоголь Н.В. «Шинель» [текст] / Н.В. Гоголь. — М:.Владос, 2011.

2. Гоголь Н.В. «Записки сумасшедшего» [текст] / Н.В.Гоголь. — М:.Сфера,2009.

3. Григорьев А.П. Сборник литературных критиков современности [Текст] / А.П. Григорьев, В.Н. Майков, Н.Г. Чернышевский. — М:.Книголюб,2009.-2010.

4. Манин Ю.В. — Путь к открытию характера [текст]/Ю.В.Манин//Сборник литературной критики. — М:.Академия, 2010. — С. 152 -154.

5. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века: Учеб. -4-е изд доп.и перераб.- М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000.