Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен

Курсовая работа

Введение

Ханс Кристиан Андерсен — один из немногих писателей мировой литературы, сумевших до конца отразить свое время, выразить свое отношение к вещам, свои мысли, чувства, свое мировоззрение не в романах, рассказах, а только в сказке.

Сам Андерсен говорил о мире своих сказок следующее: «Сказочная поэзия — это самая широкая область поэзии, она простирается от кровавых могил древности до разноцветных картинок простодушной детской легенды, вбирает в себя народную литературу и художественные произведения, она для меня представительница всякой поэзии, и тот, кто ею овладел, может вложить в нее и трагическое, и комическое, и наивное, и иронию, и юмор, к услугам его и струны лиры, и лепет ребенка, и речь естествоиспытателя» 1 .

В сюжете своих сказок, в их образах Андерсен выходит далеко за рамки той архаической реальности, которая отражена в датских народных сказках. И все это потому, что сказка была для Андерсена не литературным понятием, не жанром (вернее, не только жанром), не совокупностью фантастических событий, а чем-то значительно большим.

В сказке Андерсен нашел форму, в которой ему удалось органично выразить свое отношение к жизни. В определенной степени сказка была для него способом взглянуть на мир, способом познания мира.

Глава 1. Жизненный путь Ханса Кристиана Андерсена

Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в Оденсе, в бедной семье, вскоре он потерял отца, который записался в солдаты, чтобы спасти семью от бедности. Руки матери — прачки, красные от бесконечной стирки, и черные руки отца — сапожника — это первые впечатления от жизни. Заработка родителей не хватало. В доме часто не было хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Все детство маленький Ханс Кристиан проходил в деревянных башмаках и старой, но чистой и тщательно заплатанной одежонке 2 .

Но даже это существование в невзгодах и тяжелом труде казалось матери Андерсена чудесным по сравнению с ее детством, когда маленькой Анн-Мари приходилось просить милостыню. «Я частенько,— вспоминала она позднее, — ходила с протянутой рукой. И так бывало мне совестно милостыню просить, что я пряталась под мостом. А домой идти боялась, как бы отчим не прибил…»

Отец Ханса был сапожником. Но над их дверью не висело изображение двуглавого орла. Такие вывески имели право держать только члены цеха башмачников. Отец Андерсена был слишком беден, чтобы платить взносы в цех. Невысокого роста, блондин, пухлый, Ганс Андерсен, по-видимому, обладал живым умом и с удовольствием пошел бы учиться, но из-за бедности был вынужден довольствоваться судьбой сапожника.

7 стр., 3357 слов

Характеристика главных героев сказки «Гадкий утёнок» Андерсена

... пришлось выдержать Андерсену от своих одноклассников. Но Ганс выдержал, окончил гимназию, а затем и университет. Об этом периоде жизни он позже написал сказку «Гадкий утенок». Став знаменитым писателем, Андерсен говорил: ... отметивших её, огласивших истину, которую примут обыватели. По жанру «Гадкий утёнок» — авторская сказка. Но больше она похожа не на сказки о животных, а на философскую притчу. Все ...

Но в этой бедной жизни были свои радости, свой особенный мир, полный простых, но необычных вещей. Чистая и тщательно убранная комната с двумя окнами, книжным шкафом, верстаком сапожника навсегда запечатлелась в памяти Андерсена. Еще маленькая кухня, ящик петрушки и лука за окном, куст бузины в саду. А вокруг был мир прекрасной фюнской природы. «Да, Фюн—чудесная страна», — напишет впоследствии Андерсен, называя родной остров «садом всего датского королевства».

Маленький Ганс Христиан хорошо знал темный лес с разбросанными над рекой глубокими рвами, сады и дворы, покрытые гигантскими лопухами. По реке, покрытой листьями кувшинок, величественно плавали белоснежные лебеди, по лугам гордо гуляли аисты.

По воскресеньям мальчик часто ходил гулять с отцом. Узкая проселочная дорога приводила их в буковый лес. Вскоре уставший за неделю отец заснул, а мальчик, опьяненный чистым воздухом и свободой, побежал по полянам, плетя венки и собирая клубнику. Один раз в году, весной, к сыну и отцу присоединялась Анн-Мари. В этот майский день весенние цветы и зеленые ветки украшали комнату бедняка.

С детства любил он наблюдать жизнь животных и растений. Худенький, тщедушный, .с прозрачными голубыми глазами мальчик мог часами просиживать .на берегу реки у кротовой норы. И когда хозяин выглянул из своего дома, ему ужасно захотелось спросить его, что творится на другом конце земли. Первой весной он встретил мудрого аиста из дальних стран, который построил гнездо недалеко от своего дома. Больше всего тогда он желал бы выучить языки птиц и зверей…

В «Сказке моей жизни» —- автобиографии, удивительно красивой и одновременно страшной,—Андерсен пишет: «Детство мое прошло в одной-единственной комнатенке, почти целиком заставленной сапожным верстаком, кроватью и раздвижной скамьей, на которой я спал, зато стены были увешаны картинами, на комоде стояли красивые чашки, стаканы и безделушки, а под верстаком, у окна, висела полка с книгами и нотами… Из кухни вела лестница на чердак, где в водосточном желобе между нашим и соседним домом стоял ящик с землей, в котором росли лук и петрушка, это был весь огород моей матери; он до сих пор цветет в моей сказке «Снежная королева».

Несмотря на бедность родителей, мальчик жил вольно и беззаботно. Он никогда не был наказан и делал только то, о чем постоянно мечтал. (Это обстоятельство даже помешало Андерсену вовремя научиться грамоте. Он выиграл ее позже сверстников и до старости писал не совсем уверенно.) Родители же мечтали сделать из сына хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. «Но мальчик если что-либо и шил, то только пестрые платья для своих кукол… И вместо того, чтобы вырезать, она научилась мастерски вырезать из бумаги замысловатые узоры и балетки. Этим своим искусством он поражал всех даже в годы своей старости».

«Сказка моей жизни» создает впечатление, что детство Ханса Кристиана было счастливым. Хотя родители не могли сводить концы с концами, мальчик получил все необходимое и даже оделся, как ему казалось, роскошно. Однако идиллия продолжалась не так уж долго. Когда Хансу исполнилось одиннадцать лет, умер отец. «Его унесла ледяная дева»,— печально сказала мать, и мальчик вспомнил, как недавно зимой замерзли окна и отец показал ему узор на стекле, похожий на деву с протянутыми руками. «Она хочет забрать меня»,— сказал он .тогда в шутку. Теперь шутка стала безжалостной правдой 3 .

7 стр., 3025 слов

Андерсен, Ганс Христиан

... выполнила своего обещания. Гораздо позднее она скажет Андерсену, что просто приняла тогда его за ... его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём ... свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть ... не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и ... Христиан тем временем сочинил пьесу в 5 (пяти) актах и написал письмо ...

Больше всего Андерсен хотел стать актером, не работать, а жить в театре. Кто-то из друзей Андерсена сказал, что в обычной жизни он чувствовал себя как в театре, все время ожидая чудес, огорчаясь и досадуя, если чудес не случалось; а в театре ему казалось, что перед ним реальная жизнь. Поэтому в возрасте 14 лет Ганс Христиан Андерсен едет в Копенгаген. Он не выходит на сцену, но его наивные драматические эксперименты привлекли внимание руководства. Андерсен получает право на бесплатное обучение в латинской школе и стипендию.

В эти трудные студенческие годы он напишет смешную и щедрую на выдумки книгу — «Прогулка на Амагерз», напишет также водевиль «Любовь на башне св. Николая». Эти первые произведения и были теми зернышками, из которых впоследствии произросли золотые колосья его сказок 4 .

К середине 1930-х годов Андерсен стал известным и признанным писателем в Европе. Но ни самозабвенный труд, ни слава не принесли ему освобождения от нужды. Хотя Андерсен и пишет, что уже с конца 1828 и по 1839 год жил исключительно литературным заработком, — на самом деле это не совсем так. Налоги были настолько низкими, что писателю все же пришлось прибегать к помощи покровителей.

Андерсен пытается устроиться на государственную службу библиотекарем в Royal Book Depot. Эрстед дал ему рекомендацию, отметив, что, помимо чисто литературных заслуг, Андерсен обладает «добросовестностью, аккуратностью и любовью к порядку». Но директор библиотеки обер–камергер Гаух отказал писателю на том основании, что он «слишком талантлив для такой тривиальной должности, как библиотекарь» 5 .

В поисках куска хлеба Андерсен переводит пьесы для Королевского театра, пишет оперные либретто по романам любимого Вальтера Скотта «Ламермур Брайд и Кенилворт».

Критикам не нравились сказки Андерсена. На них нападали главным образом сила и оригинальность рассказов. Писателя осудили за отсутствие морали и уважение к выдающимся королевским особам. Опасаясь, что пострадает авторитет высоких людей, критики не пытались проникнуть в суть сказки Андерсена, понять ее философию. Андерсену посоветовали следовать французским образцам, а некоторые критики, считая его рассказы крайне незначительными, посоветовали ему вообще их не писать.

Атаки критики были настолько сильны, что однажды в шутку сам рассказчик написал о себе критическую статью, жестокую и придирчивую. В заключение он строго просил: Андерсен должен больше учиться и не забывать, сколько он должен своим педагогам. Автор этой критической статьи — известный физик Эрстед. Здесь как раз были гости, и Андерсен прочитал свою статью. Все нашли, что критика слишком резка.

  • Резка-то, резка! — заметил Эрстед. — Но… сдается мне, тут есть кое-что и основательное, показывающее верный взгляд на вас.
  • Еще бы — сказал Андерсен. — Коли я сам написал все это.

Ответом были всеобщее изумление, смех и шутки.

Материальные нужды и преследования могли повлиять только на внутреннее состояние Андерсена. Уже в 1838 году, автор известных стихов, комедий, эссе, романа «Импровизатор», трех изданий сказок, Андерсен писал другу: «Меня часто мучают сомнения.., создал ли я хоть одну вещь, которая не умрет…» 6

2 стр., 535 слов

Читательский дневник по сказке «Принцесса на горошине» Андерсена

... дней смог отыскать собственное счастье. Главными героями «Принцессы на горошине» Андерсена являются: принцесса — красивая девушка, очень нежная и благородная особа; ... — мама принца, справедливая и умная женщина. Сказка «Принцесса на горошине» учит тому, что кто ищет, тот обязательно ... принца равную по положению невесту. Эта традиция передавалась из поколения в поколение. Молодая принцесса сама ...

Андерсен работал так усердно и так быстро, что ему было практически невозможно судить о результатах своей работы трезво и как бы со стороны. Потребность лишила его возможности, написав новую вещь, он положил ее на стол, чтобы через некоторое время подойти к ней, как если бы она была снова, взглянув на нее новыми глазами… Позже, справедливо сетуя на вынужденную творческую поспешность, Андерсен писал: «Наверное, никто не чувствует лучше меня, насколько я далек от истинного совершенства».

Когда на Андерсена находило вдохновение, он писал много. Большинство его гениальных сказок были написаны одна за другой, а знаменитый «Соловей» — всего за один день. Чем старше становился писатель, тем строже был к себе. Тщательно продумывал и прорабатывал наброски, работал над языком и формой, переписывал произведения по нескольку раз.

Андерсен много читал, встречался с разными людьми, путешествовал. И, куда бы ни шел, вглядывался и вслушивался во все новое. Он не надеялся на память (кстати великолепную).

Поэтому еще в юности приучил себя вести дневник. В его рассказах есть детали, которые были обнаружены в записях двадцати или тридцати лет назад. Гениальный рассказчик был не только вдохновляющим творцом, но и трудолюбивым тружеником.

Творчество Андерсена отличается внушительными размерами. Он проявил себя практически во всех распространенных жанрах, и для современников он отнюдь не был просто автором сказок. Начинал он свой путь поэтом и драматургом, а позднее .взялся еще за роман и сказку, сказку, которая в будущем создала ему имя, стала венцом его творчества.

Слишком много огорчений было в жизни писателя. «Слишком часто, даже в старости, — как пишет Паустовский, — Андерсену давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе и что ему—сыну сапожника—следует знать свое место среди господ советников и профессоров. Его замалчивали, на него клеветали. За что? За то, что в нем текла «крестьянская кровь», которая не казалась высокомерным и зажиточным обывателям, за то, что он был настоящим поэтом, он был беден и, наконец, за то, что «не умел жить».

«Все хорошее во мне топтали в грязь», — говорил о себе Андерсен. Говорил он и более горькие вещи, сравнивая .себя с тонущей собакой, в которую мальчишки швыряют камни, даже не из злости, а ради пустой забавы 7 .

  • ..Жизненный путь этого человека не был усыпан розами. Андерсен страдал, страдал жестоко. И можно только преклоняться перед мужеством этого человека. Он страдал, но он не покорялся.

Глава 2. Сказки Х. К. Андерсена

Трудно сказать, что толкнуло Андерсена в область сказки. Идея рассказывать народные легенды отнюдь не оригинальна. Почему бы не попробовать свои силы в этой сфере? Также в детстве, по его собственному признанию, особенно любил слушать сказки. А кроме того Андерсен очень любил детей. Он часто развлекал детей из семей, которые посещал, рассказывая им «истории, которые он немедленно придумал или взял из известных сказок».

Но разве таким был всегда улыбающийся Андерсен из детских сказок? Нет! Иногда его этический кодекс был строгим. Когда рассказы Андерсена впервые появились на полках книжных магазинов датской столицы, все были поражены. Никто никогда ничего подобного не читал. Какие странные герои! Ведь датские дети привыкли к принцам и принцессам. В сказке Андерсена «Флинт» принцесса катается на собаке, а другая принцесса Элиза из сказки «Дикие лебеди» отличается необычайным трудолюбием и целеустремленностью. Она бродит по полям и болотам в поисках изгнанных братьев. Из крапивы он сплетает одиннадцать рубашек, которые могут их спасти. Ее руки покрываются волдырями от ожогов, но она не прерывает работу. Преодолевая страх, принцесса пробирается ночью на кладбище в поисках крапивы. И все время молчит. Если она заговорит, братья ее навсегда останутся лебедями. Даже по дороге на казнь Элиза ткет рубашки и своим самоотверженным трудом спасает братьев.

4 стр., 1706 слов

Сказки Г.Х. Андерсена

... Отражения социальной действительности в сказках Г.Х. Андерсена. Сказки датского писателя переполняет целая гамма человеческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания. В каждой сказке Андерсена сливаются две действительности. ...

Рождение сказителя Андерсена формально датируется 1835 годом, годом выхода в свет первого сборника сказок. Иногда еще называют 1831 год, когда появился путевой альбом «Теневые картинки», в котором встречаются сказки и сказочные образы.

Но уже в ранних произведениях Андерсена ярко проявилась склонность поэта к сказке, на которую не обращали внимания ни современная критика, ни сам писатель. Такие произведения 1830 года, как «Королева метелей», «Бук», «Сказка о женах», «Дочь великана», не что иное, как сказки в стихах 8 .

Кроме того, этим стихам предшествовала прозаическая сказка «Мертвец», которую впоследствии художник снова пересказал и теперь известную нам как «Дорожный товарищ».

Истоки многих более поздних совершенных сказок Андерсена скрыты в его ранних произведениях. Так, в «Shadow Pictures» есть рассказ о генах цветов, который можно считать наброском для «Дюймовочки», появившейся в 1836 году. В этой же книге есть сказочный мотив, на основе которого Андерсен впоследствии создал свою «Русалочку». Сказочные образы можно найти в ряде других ранних произведений писателя.

Поэтому начало творчества Андерсена в области сказок следует отнести к 1830 году.

Но только первый сборник сказок (1835) свидетельствовал уже не просто о тяготении Андерсена к этому жанру, — он стал своеобразным рубежом, после которого сказка, хотя и не сразу, заняла прочное место в творчестве писателя. В сборник вошли «Кремень», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине» и «Цветы маленькой Иды». Первые три рассказа были написаны на основе датских народных сказок, которые он слышал в детстве. «Цветы Маленькой Иды» — это оригинальный рассказ.

Фантастика сказок Андерсена просто удивительна. Мужчина из сказки «Эдемский сад» попадает в обитель ветров, где мать ветров упрекает своих детей в проказе. Спички из сказки «Сундук-самолет», происходившие из сосны, хвастаются тем, что каждое утро в молодости пили алмазный чай, т. е. росу, и что они были богаты, потому что, как известно, лиственные деревья одеты только летом, а у них хватало средств и на зимнюю и на летнюю одежду. А вот Русалочка, дочь морского царя. Она совсем как человек. Ради принца, чтобы быть рядом с ним, принимает она человеческий образ и идет на невыносимые муки; ради него отдает свой прекрасный голос. Ее любовь ничто не может уничтожить, даже женитьба принца на другой. Русалочка знает: стоит ей вонзить нож морской ведьмы в сердце принца, и она снова очутится в море вместе с родными и проживет 300 лет. Но она умирает, не желая спасти свою жизнь ценою жизни любимого.

Понимание Андерсена связи между фантазией и реальностью прекрасно раскрывается в сказке «Мать старца». Писатель берет самую приземленную и даже прозаичную ситуацию: мальчику при насморке заваривают чай из бузины — «отличное потогонное средство». Но скромная щепотка бузины, брошенная в чайник, внезапно выросла и выпустила веточки из его носа, затем подняла крышку и превратилась в цветочный куст. «Как славно цвела и благоухала бузина!» — говорит писатель.

4 стр., 1883 слов

Исследовательская работа «Снежная королева» Г.Х.Андерсена и «Сказка ...

... и молитва. Чему учит сказка Снежная королева Андерсена? сочинение 5 класс Андерсен один из любимых детских писателей. Его сказки читают и ... писателя в его сказках заложен очень глубокий смысл. Каждая сказка может многому научить не только детей, но и взрослых. В сказке о снежной королеве ... исходящее от отрицательных героев, хотя власть и сила были на стороне Снежной королевы. Произведение учит ...

Андерсен не боится реалистической детализацией описания ослабить фантастическое. Наоборот, ею он как бы подчеркивает достоверность событий сказки. Вот почему художник дает нам реальное ощущение того, как растет куст, показывая, что бузина не только «доходила до самой постели», но «и раздвинула занавески!» И, только убедившись, что мы поверили и сами уже видим сказочный куст в реальной комнате, говорит наконец о появлении волшебницы: «Из зелени… выглядывало приветливое лицо старушки, одетой в какое-то удивительное платье, зеленое, как листья бузины, и все усеянное белыми цветочками». Подчеркивая неразрывность сказочного и реального, Андерсен говорит: «Сразу даже не разобрать было — платье ли это или просто зелень и живые цветочки бузины».

Так реалистическими средствами художник нарисовал фантастическую картину появления бузинной матушки из чайника. Андерсен видит сказочное в самой реальности: «Из действительности-то и вырастают самые чудесные сказки, иначе бы мой благоухающий куст не вырос бы из чайника».

«Соловей» — откровенно нравоучительная сказка, в которой говорится, что спасительно и животворно лишь настоящее искусство.

Тема животворной силы истинного искусства, противостоящего мертвенной бесцельности подделок, волновала многих писателей. Однако никто не разрешил ее так блистательно, как Ханс Кристиан Андерсен, Это литературное чудо, и таких чудес немало у великого датского кудесника

Многими сказками мы обязаны прямому заказу, сделанному друзьями писателя. «Каплю воды» Андерсен написал после беседы со своим другом физиком Эрстедом, а «Навозного жука» — по совету Ч. Диккенса. В другой раз скульптор Торвальдсен, друживший .с Андерсеном и любивший его сказки, попросил: «Ну, напишите же нам новенькую забавную сказку! Вы ведь можете написать обо всем, хоть о штопальной игле!» И очаровательная «Штопальная игла» готова!

«Бутылочное горлышко», появилось после того, как друг Андерсена фольклорист Тилэ однажды в шутку сказал: «Надо бы вам написать историю бутылки с момента ее появления на свет и до того, как от нее осталось одно горлышко, годное только служить стаканчиком для птицы».

Андерсен обладал удивительной и завидной чертой — везде, в самом прозаическом и обыденном, находить поэтическое. Бутылочное горлышко заканчивает свою бурную жизнь в должности стаканчика для птички-должности, в сущности, довольно почтенной:.. «Лучше быть хоть чем-нибудь, нежели ничем!» Этот вывод активно-оптимистичен, ибо писатель, что явствует из сказки, призывает не к реакционному «всяк сверчок знай свой шесток», а к тому, чтобы пусть в малом, но быть полезным окружающим, проявить себя в деле. Как надо любить жизнь, ценить ее, каждое ее проявление, каждую травинку…. да что там! — осколок стекла, чтобы создать такую поэтическую сказку!

3 стр., 1230 слов

Сказка в моей жизни!

... район, 3-е отделение с-за Победа, ул Пролетарская, д.8, кв.1 «Сказка в моей жизни!» Злищева Елена Анатольевна 2013 622564 Отделение УФМС России по Воронежской области ... Острогожского муниципального района Номинация конкурсной работы: «Рождение мастера» Название конкурсной работы: «Сказка в моей жизни!» Выполнил: Чумаков Роман Александрович, ученик 8 класса МКОУ Побединская ООШ Острогожский р ...

Художник всегда находил поэтическое в самом обыденном: в полевой ромашке, в уличном фонаре, в грифельной доске, в обыкновенном стручке гороха — в самых простых предметах жизненного обихода. Он замечал зорким глазом чудесное в жизни и рукой мастера переносил в сказку. Вот девочка спрашивает, летают ли цветы. Да, конечно,—«это красные, желтые, белые мотыльки». Несомненно, они «были прежде цветами, только соскочили со своих стебельков, забили в воздухе лепестками, словно крыльями, и полетели» («Цветы маленькой Иды»).

Если в другой сказке говорится: «Маятник больших старинных часов качался взад и вперед, стрелка двигалась, и все в комнате старело с каждой минутой, само того не замечая», то мы опять-таки видим, по сути дела, совершенно реальную картину, в которой писатель только подчеркивает действительно присущий ей элемент чудесного.

В сказке «Русалочка», во многом программной для Андерсена, он полемически противопоставляет миру сказки мир реальный, как высшую красоту. Русалочка, живя на дне морском, среди подводных чудес, мечтает увидеть землю, всю ее реальную поэзию. Русалочку удивляло и восхищало, что «цветы на земле пахли не то, что тут в море!» Но леса там, как и в подводном царстве, были зеленого цвета, и «рыбки, которые жили в ветвях, чудесно пели». Бабушка русалочки называла так птиц; иначе внучка ведь не поняла бы ее!

Знаменательно, что, когда реальный герой попадает в сказочное царство, он не теряется, так как видит связь чудесного с реальным. Вот герой оказался на дне морском и «увидел, что река была для водяных жителей все равно что дорога: они ездили и ходили по дну от самого озера и до того самого места, где реке конец. Ах, как там было хорошо! Какие цветы, свежая трава! А рыбки шныряли мимо моих ушей точь-в-точь, как у нас здесь птицы» («Маленький Клаус и Большой Клаус»).

Смысл сказок Андерсена и особенно сказки о маленькой русалочке — в утверждении реальности прекрасного, поэзии действительности.

В «Русалочке» с предельной выразительностью раскрывается мечта, героини о земных радостях, земной любви, земной жизни, которая прекраснее фантастического подводного царства. «Все больше и больше начинала русалочка любить людей, все сильней и сильней тянулась к ним; их земной мир казался ей куда просторнее, шире, нежели её подводный… «Ей так хотелось побольше узнать о людях и их жизни, но сестры не могли ответить на ее вопросы, и она обращалась к бабушке. Бабушка хорошо знала «высший мир», как она справедливо называла землю, лежавшую над морем…» Датский сказочник всем своим творчеством утверждает превосходство реального над фантастическим. Ведь не случайно писатель говорит, что бабушка знала «высший мир», как она правильно называла землю, лежавшую над морем.

Реалистическое содержание андерсеновских сказок и обусловило их стиль, язык и манеру письма художника.

Родниковая ясность речи, разговорная интонация, прямое обращение к слушателю, гибкость синтаксических форм, звучность слова, зримость и красочность образов, конкретность деталей — таковы особенности андерсеновского стиля, стремительного и живого. Его описания полны движения, действия. Андерсен не скажет: «Дети сели в экипаж и поехали», а: «Ну вот, уселись дети в экипаж — прощай, папа, прощай, мама; кнут щелк-щелк— и покатили. Эх, ты! Ну!» Мы не только видим, но и слышим все, что происходит в сказке. Звукоподражание здесь не случайно: оно является важным элементом в языке андерсеновских сказок и придает ему характерность. Всем запомнился глупый сынок жабы, за которого сватают Дюймовочку. А ведь он на протяжении всей сказки повторял всего только одну фразу: «Коакс, коакс, брекке-ке-кекс!» — даже когда наступил решительный момент в его жизни и он увидел прелестную крошку в ореховой скорлупе. «Вот мой сынок и твой будущий муж! Вы славно заживете с ним у нас, в тине!» — говорит жаба, обращаясь к Дюймовочке. «Коакс, коакс, брекке-ке-кекс!» — только и мог сказать сынок».- Звукоподражание служит здесь для выражения ограниченности героя, его примитивности, и как все это сочетается с «тиной» мещанского благополучия, которая грозит затянуть маленькую Дюймовочку!

3 стр., 1037 слов

Ганс Христиан Андерсен. Биографическая справка

... начало выходить в свет первое собрание сочинений Андерсена, где в 1855 году была напечатана исправленная версия его мемуаров – автобиографическая повесть "Сказки моей жизни". Позже она была доработана рядом замечаний ... о событиях каждого года вплоть до 1867 года и напечатана в 10-томном собрании сочинений Андерсена, изданном в ...

Звукоподражание органически слито с другой особенностью андерсеновской речи — разговорным характером ее, специфически присущим жанру сказки, которую сказывают. Рассказчик в слове передает все, даже звучание предметов в их действии, в движении. То булькает льющаяся вода, то утята проклевываются через яичную скорлупу, и мы слышим, как она потрескивает, то с шипеньем вспыхивает спичка.

Реальный мир в сказках Андерсена предстает таким, каков он в действительности, то есть красочным, объемным, звучным и, что очень важно, находящимся в движении.

Динамичность повествования — одно из характернейших свойств стиля Андерсена-сказочника. «Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма…

  • Здорово, служивый! — сказала она. — Какая у тебя славная сабля и большой ранец. Вот бравый солдат! Сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно».

Это написано энергично, ясно, коротко. Несколькими строками обрисованы место действия и герой и намечена основная сюжетная линия.

У Андерсена нет бездейственных, украшающих деталей: все в повествовании подчинено единой цели. Вот увидел солдат собаку, у которой глаза ни дать ни взять — две «круглые башни» и к тому же «вертелись, точно колеса». Что же сделал герой? «Мое почтение!» — сказал солдат и взял под козырек. Такой собаки он еще не видывал».

Этот маленький эпизод весьма существенен для понимания стиля Андерсена-сказочника: писатель дает здесь реалистическую характеристику бравого солдата. Ведь действительно бывалый солдат и не мог поступить иначе: он привык ничему не удивляться, ничего не бояться.

Здесь мы подходим к чрезвычайно важному вопросу — о характерности сказочного героя. В отличие от других литературных жанров — романа, рассказа, драмы и т. д., где требуется полнота и многогранность раскрытия героя, где в сочетании различных черт характера и выражается его подлинная сущность, герой сказки оказывается исчерпывающе обрисованным, если в нем проявлена лишь основная черта характера. В сказке достаточно сказать, что жил-был «скупой или жадный крестьянин, злой царь или хитрая лиса, и это уже вполне определит героя.

Сказочный герой — это как бы образное, персонифицированное воплощение одной определенной идеи: скупости, жадности, мещанства, уродства или, наоборот, доброты, красоты, трудолюбия, честности и т. д.: Целиком заполняющая образ героя идейная его сущность подчас у писателей меньшего художественного дарования, чем Андерсен, превращает сказку в олеографические аллегории, условные и надуманные.

4 стр., 1556 слов

Биография Ганса Христиана Андерсена

... литературе детские сказки - они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить ... и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он ... Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки ...

Мы знаем, что даже сам Андерсен в своих религиозно-сентиментальных сказках отдал известную дань аллегоричности. Однако все те произведения, которые и составили славу художника, дают образцы подлинного искусства сказочника. Мастерское умение сочетать реальное и фантастическое проявляется у Андерсена и в использовании психологической детали. Как бы ни был сказочен его герой, он думает и действует в соответствии с конкретными реальными условиями своего бытия. Вспомним, например, сказку «Оле-Лукойе». Вот в ящике стола, где лежат учебные принадлежности Яльмара, мальчугана, не отличающегося прилежанием, раздаются ужасные стоны. «Что там такое!» — сказал Оле-Лукойе, пошел и выдвинул ящик.

«Оказалось, что это рвала и метала аспидная доска: в решение написанной на ней задачи вкралась ошибка, и все вычисления готовы были распасться; грифель скакал и прыгал на своей веревочке, точно собачка; он очень желал помочь делу, да не мог. Громко стонала и тетрадь Яльмара; просто ужас брал, слушая ее!» Вся эта сценка окрашена теплым андерсеновским юмором. Он-то и делает сказочными реальные факты, когда художник вводит хотя и фантастические, но психологически верные, очень точные переживания аспидной доски и грифеля, вынужденных находиться в руках нерадивого ученика. Умение встать на точку зрения героя — существенная особенность андерсеновского мастерства.

Столь же точны психологические детали и в сказке «Бутылочное горлышко». Ее герои — кролик и бутылка — готовятся к полету на воздушном шаре. «Бедняжка кролик был совсем расстроен, он знал, что его спустят вниз на парашюте! Бутылка же и не знала, куда они полетят—вверх или вниз…» И дальше: «А как-то странно лететь по воздуху! —подумала бутылка. — Вот новый способ плавания! Тут, по крайней мере, не наткнешься на камень!»

Характерной чертой андерсеновской сказки и является глубокая правдивость в описаниях переживаний сказочных персонажей. Действительно, кролик должен испытывать страх перед предстоящим спуском на парашюте. А бутылке все равно — лететь вверх ли, вниз ли; основное, чего она должна опасаться — ведь она стеклянная!—это чтобы не разбиться. Здесь писатель нашел не столько точные слова, сколько точные мысли, точные психологические переживания 9 .

Значение реалистической детали у Андерсена не в занимательности, а в способности спаять в единое целое сказочное и реальное. Часто эта деталь как бы «заземляет» фантастического героя или целую сцену.

«—Войдите! — сказал старик король, когда Иван постучал в дверь.

Иван отворил дверь, и старый король встретил его одетый в халат; на ногах у него были вышитые туфли, на голове — корона, в одной руке — скипетр, в другой — держава.

  • Постой! — сказал он и взял державу под мышку, чтобы протянуть Ивану руку» («Дорожный товарищ») .

В описании того, как старик король здоровается с Иваном, применен прием «снижения», к которому Андерсен прибегает, чтобы сказочное и фантастическое перевести в план реального, обыденного, Вот поэтому-то старику королю «пряники были не по зубам, а в другой раз «старик король разоделся в новое . платье; корона и скипетр его были вычищены на славу…»

Датский художник в своих сказочных персонажах — королях, феях, троллях — всегда и прежде всего видит человека, с тем или иным присущим ему характером, чертами положительными или отрицательными. Реалистические детали наполняют условный сказочный образ конкретным жизненным содержанием и превращают его в живое существо. «Старый тролль был в короне из ледяных сосулек и полированных еловых шишек, в медвежьей шубе и меховых сапогах,— пишет Андерсен в сказке «Лесной холм» (1845).

—А сыновья его, здоровенные малые, ходили, напротив, нараспашку, с голыми шеями и без подтяжек». Читая это, так и видишь эту сказочную семейку, в которой все просто, по-домашнему, и, как обычно, старику, по слабости и старости, больше приходится работать умом, а молодым, здоровым парням, его детям, — руками.

Даже в таком традиционном для сказки эпизоде, как выдача принцессы замуж за победителя в трудном соревновании, Андерсен одной фразой «привязывает» сказочное к реальному: «Я выдам свою дочку за того, кто прыгнет выше всех! — сказал король.— Обидно было бы таким молодцам прыгать задаром!» («Прыгуны», 1845).

Юмор позволяет Андерсену делать фантастическое простым и обыденным. Чудесные калоши приносят счастье каждому, у кого они окажутся на ногах. Их появление в разных уголках города, однако, не имеет ничего необычного. Вот полицейский писарь по ошибке сменял свои старые калоши, на волшебные. Он просто надел их на ноги, сунув одни бумаги в карман, а другие — под мышку (ему нужно было кое-что перечитать и переписать дома), и вышел на улицу. День был воскресный, стояла чудесная погода. С добродушной усмешкой Андерсен замечает: «Что ж, полиция тоже иногда ошибается».

С какой простотой и естественностью рисует Андерсен своих героев, как жизненны их поступки! Каждое движение героя, его слова художник дает именно в характере того, о ком идет речь.

Вот сказка рисует судьбу елки: ее срубили, увезли из родного леса, потом она, разукрашенная, стояла в комнате, а затем после рождественских праздников слуги вытащили ее из комнаты, поволокли по лестнице и сунули в самый темный угол чердака. Несколькими выразительными словами Андерсен определяет положение своей героини: «…она прислонилась к стене и все думала, думала…» («Ель», 1844, 1846).

Да, бедная елка уже была не та, что на воле, в лесу.

А вот мышата разговаривают с нею: «Расскажи нам, где самое лучшее место на земле? Ты была там?» И, поставив этот вопрос, художник рисует идеал своего героя, мышонка: «Была ты когда-нибудь в кладовой, где на полках лежат сыры, а под потолком, висят окорока и где можно плясать на сальных свечках? Войдешь туда тощим, а выйдешь толстым».

В сказках датского художника два лагеря противостоят друг другу. С одной стороны, это персонажи, подвергаемые сатирическому разоблачению: короли, их министры, придворные с кочнами капусты вместо голов, жадные богачи, глупая утка, навозный жук, свинья, улитка, травяные вши; с другой стороны, пользующиеся любовью автора положительные герои — садовник, студент, поэт, солдат, ласточка, соловей, жаворонок, стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, русалочка, лен, ромашка, ель, гречишное зернышко…

Одно это перечисление говорит о том, что художник тщательно отбирал своих героев, что миру зла, глупости и невежества он противопоставил мир добра, поэзии, мудрости, миру уродства — мир красоты 10 .

Герои сказки «Пастушка и трубочист» (1845) — всего только две фарфоровые статуэтки, стоящие на подзеркальном столике. Но они заслуживают самого серьезного внимания, и ничего, что один из героев только прозаический трубочист, ведь все дело в фарфоре. «…мастер точно так же мог бы сделать из него принца, — все равно!»—говорит писатель.

Герои любят друг друга, но любви их грозит опасность: украшение старинного шкафа — обер-унтер-генерал-комиссар-сержант Козлоног хочет взять пастушку в жены. Трубочист готов бежать с ней.

«— А хватит ли у тебя мужества идти за мною повсюду? — спросил ее трубочист…

  • Да, да! — отвечала она».

Но их путь на волю оказался отнюдь не простым, как на то надеялась изнеженная маленькая пастушка:

ведь дорога трубочиста всегда «идет через дымовую трубу»! И как бы шутливо, но на самом деле очень и очень серьезно, Андерсен говорит о том, что надо быть подлинно стойким и мужественным человеком, чтобы пройти в жизни честным трудовым путем. И не всякий это одолеет. Зато какая великая награда ждет героев сказки впереди:

«…они все лезли и лезли, выше да выше! Дорога была ужасная! Но трубочист поддерживал пастушку и указывал, куда ей удобнее и лучше ставить фарфоровые ножки. Наконец они достигли края трубы и уселись на нее — они очень устали, и было от чего!

Небо, усеянное звездами, было над ними, а все домовые крыши — под ними. С этой высоты глазам их открывалось огромное пространство. Бедная пастушка никак не думала, чтобы свет был так велик. Она склонилась головкою к плечу трубочистика и заплакала; слезы катились ей на грудь и разом смыли всю позолоту с ее пояса».

Нет, не выдержать подобных испытаний пастушке — ведь она так привыкла к беззаботной жизни на подзеркальнике! Из-за ее малодушия, когда перед беглецами уже расстилался весь «белый свет», они возвращаются назад и так и остаются всего-навсего лишь двумя статуэтками в барском доме.

В изящном фарфоре андерсеновской сказки отлита огромная тема подлинных человеческих судеб. Как благороден маленький трубочист, который приучен трудом не бояться высоты! И как слаба маленькая пастушка, все богатство жизни для которой воплощено в золотом поясе и золоченых туфельках, в которых она красуется на подзеркальном столике.

Тема эта — трагической любви — по плечу большому художнику в романе, поэме, и вот с какой ясностью -она воплощена в маленькой сказке Андерсена, тем и великого, что он умел большое раскрывать на примере малого!

Прямой противоположностью неудачной любви трубочиста и пастушки служит торжествующая любовь стойкого оловянного солдатика и танцовщицы.

Чего только не испытал стойкий оловянный солдатик! Полет из окна, плавание в утлой лодке, нападение крысы… Но ничто не могло сломить его волю: «Он держался стойко — ружье на плече, голова прямо, грудь вперед!» И когда он погибает, ни тени страха нет в его душе: «Он подумал о своей красавице: не видать ему ее больше. В ушах у него звучало: «Вперед стремись, о воин, и смерть спокойно

Столь же стойка и верна маленькая танцовщица. Нет, это не пастушка в золоченых туфельках. Когда герой оказывается в огне, она смело следует за ним, и любовь их побеждает даже смерть.

Тема творческого подвига как основы человеческого счастья развивается в сказках датского писателя на протяжении многих десятилетий его поэтической деятельности.

В сказке «Лен» Андерсен с большим лиризмом говорит о жизненной стойкости и высоком долге труженика 11 .

Колья в изгороди жалобно скрипят: «Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!» — «Вовсе не конец!» — отвечает лен. Он растет, цветет и полон радости жизни. Но вот пришли люди, схватили его «за макушку и вырвали с корнем». Нет, не думай, читатель, что жизнь проста и легка: «Было больно!» Потом лен мочили, «будто собирались утопить, а после того держали над огнем, будто хотели изжарить. Ужас что такое!» Но лен не унывает. «Не вечно же жить в свое удовольствие! — сказал лен. — Приходится и испытать кое-что». Его мнут, теребят, чешут, сучат, ткут, и вот «весь лен до последнего стебелька… пошел на кусок чудеснейшего холста!» «Вот счастье-то! — говорит лен. — Да если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливей всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле!»

Писатель говорит в этой сказке о подлинном смысле жизни, о том, что, не боясь никаких испытаний, преодолевая трудности, каждый должен выполнить свой долг и свершить для людей все, что он может.

Лен становится полотном, из него шьют белье. Это прозаично, но лен гордо говорит: «…я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть… вся и радость жизни!» Прошло время, и белье износилось. «Всему на свете бывает конец!» — говорит оно. Его рвут на тряпки, отправляют на бумажную фабрику, снова «мнут, варят, тискают… ан глядь—они превратились в тонкую белую бумагу!» Бумага поражена. Когда-то она цвела «голубенькими цветочками, теперь каждый цветочек расцвел прекраснейшею мыслью». Какая же это ложь бездельников-кольев, что «оглянуться не успеешь, как уж песенке конец…» Бумагу отправили в типографию, и «все, что на ней было написано, перепечатали в книгу», и книги разлетелись по всему свету!

«Песенка никогда не кончается, вот что самое чудесное!»

Заключение

В чем секрет сказок Андерсена, единственных датских произведение, вошедших в мировую литературу?

Во-первых, в человеческой правдивости. Вспомним «Огниво «Свинопаса», «Снежную королеву», «Ганса-Чурбана». Во всех сказках короли и принцессы ведут себя среди колдовства и чудес как обычные люди. Император в «Свинопасе» не гнушается сам пойти отпереть дверь или взять нового слугу. Он также не боится носить старые, стоптанные башмаки вместо домашних туфель и швырять ими в голову фрейлинам. Старуха-разбойница в «Снежной королеве» кровожадна, но не лишена человеческих качеств. Даже у холодной Снежной королевы есть обаяние, которое объясняет, почему она нравится маленькому Каю.

Во-вторых, своей реалистичностью. «Гадкий утенок» знаменит потому, что убедительно рисует борьбу через тернии к звездам, ту самую, которую пришлось когда-то вести и самому писателю. В этой сказке, как и в других сказках Андерсена о животных и вещах, каждый из бессловесных созданий — это уменьшенный до малых размеров, но необычайно точно. написанный портрет переодетого человека, то схваченный мимоходом, то нарисованный во всех деталях. На птичьем дворе нужно бороться за существование, и утятам предстоит этому научиться. Они должны остерегаться кошки и не попадать под ноги птичнице; нужно держать лапки врозь, чтобы показать себя благовоспитанным утенком. Вылупившиеся утята ценятся по тому, умеют ли они все, что должна уметь каждая утка. Добрый знак, когда большой утенок хорошо гребет лапками в воде — есть надежда, что из него все же выйдет толк.

Да, человеческие портреты здесь приобретают остроту из-за упрощения, И особую прелесть им придает забавное противопоставление между их нечеловеческой средой и чересчур человеческими мыслями,

В-третьих, в сказках Андерсен настойчиво повторяет, какие люди достойны уважения, а какие нет. Тот, кто принимает дары жизни с благодарностью и не пытается быть и казаться чем-то большим, чем он есть, всегда описывается с симпатией. Тот, у кого доброе сердце, кто идет по жизни весело, в конечном счете одерживает верх над расчетливым человеком. Герда освобождает Кая из холодного дворца Снежной королевы, весело поющий соловей оказывается сильнее Смерти у постели императора, а Ганс-Чурбан получает принцессу, И напротив, сытый буржуа, который не видит .дальше своего носа, беспощадно выставляется в сказках на смех.

Наконец, последнее •— идея сказок о богатстве жизни. Хороша жизнь или дурна, справедлива или несправедлива. На первый взгляд сказки Андерсена отвечают на эти вопросы противоречиво. Некоторые .утверждают нас. в самых лучших надеждах («Дикие лебеди», «Гадкий утенок»), другие внушают успокоительные мысли. Но есть и такие, где события принимают совсем иной оборот. Это сказки, ироничные, и беспощадные, когда дело касается пренебрежения к простому человеку, несправедливости и лжи. Тогда рядом с детской сердечностью в них прорывается едкий сарказм. С полной силой он выразился в великой сказке о голом короле.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/gans-hristian-andersenjizn-i-tvorchestvo/

  1. Андерсен Х.-К. Сказки и истории. Т. 1. Л, Художественная литература, 1969.

  2. Брауде Л. Ю. Жизнь и творчество Ханса Кристиана Андерсена. Л, 1973

  3. Брауде Л. Ю. Сказочники Скандинавии. Л.: Наука, 1974.

  4. Брауде Л. Ю. Традиции Андерсена в сказочной литературе (к 100-летию со дня смерти).

    – В сб.: Детская литература. М., Детская литература, 1975.

  5. Брауде Л. Ю. Ханс Кристиан Андерсен. Л., Просвещение, 1978.

  6. Важдаев В. Ханс Кристиан Андерсен. Очерк жизни и творчества М, Детгиз, 1957

  7. Грёнбек Б. Ханс Христиан Андерсен. М: Прогресс, 1979

  8. Кокорин А. В стране великого сказочника, М: Советский художник, 1988

  9. Муравьева И. И. Ханс Кристиан Андерсен. М: Молодая гвардия, 1959

  10. Погодин А. С. Классик датской литературы Г. Х. Андерсен. М, 1955.

  11. Сильман Т. Сказки Андерсена (предисловие к книге Х.-К. Андерсена «Сказки и истории»).

    Л: Художественная литература, 1969.

  12. Степанова М. Великий сказочник. // Дошкольное воспитание. 1980. № 3, с. 49-52

  13. Степанова М. Сказка его жизни. //Дошкольное воспитание. 1985, № 4, с. 61-62

  14. Хаббард М. Полет лебедя. Повесть, основанная на жизни Ханса Кристиана Андерсена. М: Терра–Книжный клуб, 1998