Сущность креативности

Курсовая работа

Список литературы…………………………………………………………………………… 28

Внутренняя сущность человека со всеми ее изюминками и неожиданностями до сих пор остается самой неразгаданной загадкой, поэтому раскрыть глубины этой загадки — сложнейшая задача. Даже если только чуть-чуть удастся приоткрыть дверь в необъятные глубины человеческой сущности, то это будет значить выйти на дорогу, на дорогу понимания процесса становления человека, его исторического предназначения, его предыстории, и соответственно его будущего.

Как в настоящем, так и в прошлых веках творческая деятельность человека несет в себе не только его личностное развитие, но и прогресс, создает культуру всего человечества в целом. Термин «творчество» обозначает как активность человека, так и созданные им ценности, которые из фактов его личной судьбы становятся фактами культуры.Творчество — это, прежде всего отображение сущности человека, его отношения к окружающему миру, его желания, мечты, чувства, которые и двигают человечество вперёд ни смотря, ни на что. В основе творчества лежит открытость к возможностям мира. Творчески ориентированный человек более открыт к получению внешней информации, он воспринимает проблемы мира как свои собственные, его энергия не терпит смирения, ищет выход, пути решения.

Креативность — это способность к творчеству, способность создавать необычные вещи, изобретать, находить, по-особенному видеть мир. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек — это выдумщик. Это тот, кто думает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая все в нечто новое, неповторимое.

Сейчас как раз то время, когда общество это осознало и пытается развить в человеке творческую нить. И ведь не зря современные руководители, работодатели, педагоги независимо от рода деятельности,

Они требуют от своих коллег, сотрудников, студентов творческого подхода, находчивости, разносторонности, оригинальных новаторских решений, иными словами, креативности. И не зря именно сейчас на наших глазах идёт не просто развитие прогресса, а его стремительный бег. Только и успеваешь следить, как на страницах газет мелькают заголовки «новое изобретение», «решение проблемы найдено», «новейшие модели…» и т. п.

Важность творчества в наше время очевидна, она везде: в анкете при приеме на работу, в реализации планов, в карьерном росте, в творческой самореализации, в культуре цивилизации и в неумолимой гонке прогресса.… Так что, я думаю, стоит потратить некоторое время на изучение этого, иностранного происхождения, слова, и если я вас убедила, то прошу пройтись со мной вместе далее по страницам курсовой работы.

16 стр., 7916 слов

Общество и научно-технический прогресс, проблемы современного мира

... обществах является состязание человека с природой. Индустриальный тип общества охватывает государства, которые расположены в Северной Америке, Европе, на территории бывшего СССР и Японии. Здесь главное - развитие ... резко возросшей благодаря научно-техническому прогрессу эффективностью производства. Производительность труда ... невозможно игнорировать проблемы современного мира. В процессе управления ...

Осмыслением темы «Креативность как личностная способность к творчеству», и конечно другими темами по психологии занимались многие исследователи, как отечественные (то есть Российского и Советского гражданства), так и заграничные (то есть иностранцы).

Вот список тех из них, которые больше всего мне приглянулись: С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй.

Цель данной работы: исследование творческих способностей как способности личности к творчеству.

В процессе приближения к цели встали следующие задачи:

1. Опишите понятие творчества как личную способность к творчеству.

2. Рассмотреть основные концепции исследования креативности.

3. Анализ проблем развития творческих способностей как личной способности к творчеству.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности, в социально-культурной деятельности при организации мероприятий, разработке сценариев, экранизации научно-популярных фильмов и т.д.

Характеристика креативности, как личностной способности к творчеству

«Креативность»

«Личность»

«Способности»

«Творчество»

«Творческая личность»

1. «Креативность» (творческая способность) свойственна каждому нормальному человеку. это столь же неотъемлемая часть человека, как способность думать, говорить и слышать. При этом ценность результата творческой деятельности не имеет особого значения, важно, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное и оригинальное решение учеником проблемы, на которую есть ответ, будет творческим актом, а самого его нужно ценить как творческую личность.

2. Согласно второй точке зрения, не всех следует считать творческими. Поскольку определяющим фактором творческого акта является ценность нового результата, он должен иметь общее значение, безусловно, быть культурной, технологической или иной ценностью для всего человечества.

Как видите, единого мнения нет, поэтому вам нужно решить для себя, кто на самом деле творческая личность.

Ну вот, всё ещё больше запуталось, давайте обобщим. Итак, на данный момент многие исследователи творчества приходят к противоречивым выводам. Поэтому Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в этой области, сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:

«Креативность — это способность реагировать на необходимость новых подходов и новых продуктов. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности создателя и силы его внутренней мотивации.

9 стр., 4147 слов

«Задатки и склонности в структуре способностей человека»

... может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Способности - это личность в ее продуктивности. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются. Способности не следует противопоставлять другим индивидуально-психическим ...

Специфическими свойствами творческого процесса, продукта и личности являются их оригинальность, последовательность, обоснованность и пригодность для поставленной задачи. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.»

На основе этого обобщения возникает ещё вопрос (во всяком случае, у меня): «А в чем же всё-таки заключается сама креативная способность, суть этого процесса?» (смотрите ниже).

Различные исследования и тестирования подводят к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет творческая фантазия, понимаемая как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения).

Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности — не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческом воображении. К.Паустовский писал: «…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не гони, не уходи и, главное, не стыдись его, бедный родственник. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды». Процесс творческого (а, по моему мнению, всякое таким является, даже эротическое) фантазирования сводится к уходу от реальной действительности к своему воображаемому «Я» и таким же условиям (разница же между творческой фантазией творческой личности и творческой фантазией нетворческой личности, состоит в том, что у первой идёт непреодолимое стремление к реализации в реальности своих выдумок, а у второй наоборот, возможно даже она боится проявить среди других

личностей свои выдумки; примером здесь может быть серийный маньяк — убийца, который изобрёл — нафантазировал и воплотил в реальность новый способ убийства, и человек, так скажем с такой же нездоровой фантазией, но никогда в реальности не проявляющий её, хотя возможно кое-что зависит и от обстоятельств; или менее кровожадный пример: писатель-фантаст, сказочник и др. (какой угодно) фантазирует и реализовывает свои выдумки в реальность, перенося их на бумагу, очевидно для того, чтобы другие личности и не только могли его выдумки прочесть, окунуться в них, как будто побывать в его писателя голове, и другой, скажем, парень лет 16, который все ночи напролёт бывает в ещё более невероятных приключениях, однако у него не возникает такой потребности, чтобы другие могли узнать о его «ночных сказках», и у него даже в голову не приходит то, что их можно записать, рассказать и т.д.… но опять же это только моё субъективное мнение).

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение неясную тревогу, обнаруживая в реальной действительности отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. он похож на барометр, чувствителен к противоречиям, дискомфорту, дисгармонии. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором чувствует себя комфортно и радостно. Именно поэтому сам процесс творчества и его продукты доставляют удовольствие создателю и требуют постоянного обновления. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в неудовлетворенности и радости.

6 стр., 2987 слов

Личность и творчество

... способствует развитию творчества. В то же время творческие личности рассматривают свою работу как любимое занятие, ... интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; иметь живой ... жизни и любому значительному успеху, как правило, предшествует серия неудач. 2. Технологии развития творческого потенциала личности Согласно исследованиям, развитие творческого потенциала личности ...

Следует признать, что творчество может сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами. Двойственность творца предполагает феномен «естественного раздвоения Я» на реальное «Я» и творческое (воображенное) «Я». Поведение творца в повседневной жизни часто кажется «странным», «эксцентричным». Сильная потребность в активности воображения и концентрации на нем, неразрывно связанная с любопытством и потребностью в новых впечатлениях, придает творческим личностям черты «инфантильности». Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрым стариком с всесторонними глазами, и в то же время в нем было что-то детское, он навсегда сохранил удивление пятилетнего ребенка, впервые увидевшего компас время. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм и шуткам. А многие из них даже сравнивают жизнь с игрой, стоит только вспомнить известные фразы: «Что наша жизнь — игра!» (А.С. Пушкин), «Мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. … И каждый не одну играет роль» (В. Шекспир).

Здесь, чтобы совсем запутаться, надо сказать, что есть такое понятие, как творческая игра.

«Творческая игра»

Но, даже задумываясь об игре, необходимо понимать, что творчество детей или «наивных» отличается от творчества взрослого, имеет другую структуру и содержание. Детское творчество — это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Свежее видение мира ребенком проистекает из бедности его опыта и наивности его мысли: «все действительно может быть». Наивное творчество присуще возрасту и присуще большинству детей. Напротив, креативность взрослых — явление далеко не массовое. Бесстрашие мысли создателя не наивно, оно предполагает богатый опыт, глубокие и обширные знания. Это бесстрашие творческой смелости, дерзости, готовности к риску. Творца не пугает необходимость усомниться в общепризнанном. Он отважно идет на разрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов и т.п. А.С.Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения».

Творческое мужество — это черта творческого «я» и может отсутствовать у настоящего «я» в повседневной жизни. Так что импрессионист Марке, смелый новатор в живописи, по жизни был довольно застенчивым человеком. Примером двойственности творческих натур также может служить известная «профессорская» рассеянность: погруженность человека в свой воображенный творческий мир иногда делает его поведение в быту не вполне адекватным, про таких людей нередко говорят, что они «не от мира сего», однако рассеянный в жизни человек в творчестве является очень сосредоточенным, внимательным и точным. Эта двойственность также может быть обнаружена в отношении других черт личности.

Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого «Я» может принимать неприятные формы на уровне поведения в реальной жизни: зависть к чужим успехам, надменно-агрессивная манера излагать свои суждения и т.п. Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается уверенностью в себе, склонностью ставить высокие оценки своим умениям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у «творческих» подростков. Известный психолог К. Юнг сказал: «Творческий человек не боится в поведении раскрывать противоположные черты своей натуры. Не боится потому, что недостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я».

2 стр., 686 слов

Георг Фридрих Гендель. Основные этапы творческого пути. Обзор жанров творчества

... восторга у его отца, который мечтал видеть сына юристом; если биография Баха небогата внешними событиями, то Гендель прожил жизнь очень бурную, изведав и блестящие победы, и катастрофические ... и соотечественниками: оба синтезировали творческий опыт различных национальных школ, их творчество – это своеобразное подведение итогов в развитии многовековых традиций; и Бах, и Гендель явились крупнейшими в ...

Все-таки творческими личностями могут быть люди любого характера и темперамента. Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность выступает как ядро творческой личности. При этом для творческой личности характерны не только высокий уровень творческих способностей, но и особая жизненная позиция человека, его отношение к миру, смысл выполняемой деятельности, постоянная нацеленность на творческое действие в реальной жизни.

В этой главе я хочу рассказать вам, что, по вашему мнению, является самой скучной «ботанической» частью моего эссе. Зачем? А известны ли вам имена тех творческих и научно подкованных личностей, которые и изучили, и как говорится, привели в порядок, осмыслили творчество всего человечества в целом? И что же они вывели (да и вообще, каким образом креативность можно расценивать по научному)? А как они это сделали??? Если вы знаете ответы на эти вопросы или они вам кажутся не достойными внимания, то прошу не заморачиваться и сразу переходить к третей главе…, а тех, кому интересно — приветствую.

Поэтому с научной точки зрения творчество рассматривается как сложное, многоаспектное, неоднородное явление, что выражается в разнообразии теоретических и экспериментальных направлений его изучения. В период от первых попыток изучения творческих способностей до наших дней исследователи создали широкую и подробную картину феноменологии творчества. С изучением креативности связаны такие умнейшие личности как 3игмунд Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и другие (жаль, но всех перечислить невозможно).

Не смотря на эти пышные триады понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях, так что ещё у каждого есть свой шанс прояснить эту не менее загадочную сущность человека, чем сама жизнь.

Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области:

1. Первый — это исследование, основанное на концепции творчества как универсальной когнитивной творческой способности. Представители «когнитивного» менеджмента исследуют взаимосвязь между творчеством, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. Наиболее яркими представителями данного направления являются: Дж. Гилфорд, С. Тэйлор, Э. Торренс, А.Я. Пономарев, С. Медник. В их работах в основном представлено влияние интеллектуальных когнитивных характеристик на способность генерировать новые идеи.

2. Другое направление изучает творчество с точки зрения оригинальности личностных характеристик креативщиков. Многие экспериментальные исследования посвящены созданию «портрета творческой личности», выявлению ее внутренних характеристик, определению личностных, мотивационных и социокультурных коррелятов творчества.

Наиболее яркими представителями этого (второго) направления являются: Ф. Баррон, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская.

11 стр., 5117 слов

Диагностика творческих способностей личности

... 1.Проанализировать психологические основы понятия креативности. 2.Выделить виды творчества, его уровни. 3.Охарактеризовать отдельные методы диагностики творческих способностей. Методологическую основу, Методы исследования, ... убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы. 1.3 Виды творчества Виды творчества разнообразы, ...

Творческие составляющие интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. Однако в большинстве исследований творческих способностей не учитывались индивидуальные различия в одних и тех же творческих способностях, хотя было признано, что разные люди не в равной степени одарены этими способностями. Интерес к индивидуальным различиям в творческих способностях возник из-за очевидных достижений в тестометрических исследованиях интеллекта, а также из-за столь же очевидных упущений в этой области.

К началу 1960-х годов уже был накоплен крупномасштабный опыт тестирования интеллекта, который, в свою очередь, поставил перед исследователями новые вопросы. В частности, выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи вовсе не напрямую связаны с уровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. Опыт показал, что люди с не очень высоким IQ способны на выдающиеся результаты, а многие другие, чей IQ значительно выше, часто отстают от них. было высказано предположение, что некоторые другие качества ума, не охватываемые традиционными тестами, играют здесь решающую роль. Поскольку сопоставление успешности решения проблемных ситуаций с традиционными тестами интеллекта в большинстве случаев показало отсутствие связи между ними, некоторые психологи пришли к выводу, что эффективность решения проблем зависит не от знаний и навыков, измеряемых интеллектуальными тестами, а от особой способности «использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе». Такую способность назвали креативностью.

Гилфорд внёс незаменимый вклад в исследование креативности, он выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них — беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).

В 1967 году Гилдфорд объединил эти факторы в общую концепцию «дивергентного мышления», которая отражает когнитивную сторону творчества: — «Креативность следует понимать как способность отказаться от стереотипного мышления. Основой креативности является дивергентное мышление…» (дивергентное мышление — это тип мышления, идущего в различных направлениях).

Так же как и Гилфорд рассматривает креативность Тэйлор — не как единый фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в той или иной степени.

Торренс определяет креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов. Модель творчества Торранса включает три фактора: плавность, гибкость, оригинальность. При таком подходе критериями являются характеристики и процессы, активирующие творческую продуктивность, а не качество результата.

27 стр., 13112 слов

Основные различия между творчеством и креативностью. Что такое ...

... между понятиями «креативность» и «творчество», но это не совсем верно. Слова «креативность», «креатив» привнесены в русский язык в 80-90-х гг. как калька с английского от «creativity», «creative» (способность к творчеству, творческий), и ... в современной деловой культуре. Креативность всегда направлена на решение конкретных жизненных или рабочих задач. А такой бессмысленный и бесцельный «креатив» – ...

Но вернёмся опять к истории. Гилфорд был первым, кто предложил исследовать творческие способности с помощью обычных тестов с карандашом и бумагой». Одним из таких тестов был его «Тест Необычного Использования», а также «Тесты творческого мышления» Э. Торренса. Впервые появилась возможность проводить исследования на простых людях, сравнивая их по стандартной «творческой» шкале. Однако был и негативный эффект. Ряд исследователей раскритиковали быстрые тесты на бумаге и карандаше как неадекватные способы измерения творческих способностей. Некоторые считали, что плавность, гибкость и оригинальность не отражают сущности творчества и что изучение творческих способностей обычных людей не может помочь понять природу исключительных примеров творчества.

Изначально Гилфорд включил в структуру творчества, помимо дивергентного мышления, способность к трансформации, точность решения и другие собственные интеллектуальные параметры. Следовательно, постулировалась положительная связь между интеллектом и творчеством. Но в ходе экспериментов было выявлено, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но креативщиков с низким интеллектом не бывает. Позже Е.П.На основе фактического материала Торранс сформулировал модель взаимосвязи между творчеством и интеллектом: с IQ до 120 баллов интеллект и креативность образуют единый фактор, с IQ более 120 баллов креативность становится фактором, независимым от интеллекта.

В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Это, в частности, позволяет понять природу многих трудностей, с которыми сталкиваются дети с творчеством в школе. Поскольку, согласно данным этого исследования, креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации (творчество антиадаптивно), то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи. Следовательно, креативность и общий интеллект — это навыки, которые определяют процесс решения умственной проблемы, но они играют разную роль на разных этапах.

Пономарева,

Медник также рассматривает креативность как процесс. Согласно этой концепции, творчество — это процесс преобразования элементов в новые комбинации на основе выполняемой задачи, требований ситуации и некоторых особых требований. Суть творчества по Меднику заключается в умении преодолевать стереотипы в финальной фазе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций.

Многие исследования креативности «личностного» направления, а среди них следует выделить Баррона, изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Поскольку психологические исследования до сих пор не выявили наследуемости индивидуальных различий в креативности, в качестве детерминанты творческих способностей называют факторы внешней среды, которые могут оказать на их развитие как позитивное, так и негативное влияние. Баррон выделяет основные параметры социальной микросреды, способствующие формированию креативности: низкая обоснованность поведения, высокая степень неопределенности, наличие образца креативного поведения, создание условий для подражания творческом поведению, предметно-информационная обогащенность, социальное подкрепление творческого поведения.

24 стр., 11626 слов

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

... развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества «Дымковская игрушка» Гипотеза исследования: процесс развития творческих ...

Другое направление, автором которого является Маслоу, способность к творчеству, рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей. По Маслоу свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют личности наиболее полно реализовать свой потенциал.

Богоявленская

Отсутствие общей крупной теории при многообразии выявленных новых закономерностях и факторах указывает на трудность этой темы. Хотя исследования креативности активно ведутся вот уже несколько десятилетий, накопленные данные не столько проясняют, сколько запутывают понимание этого явления. Достаточно сказать, что еще сорок лет назад было дано более 60 определений креативности, а к настоящему моменту их уже невозможно сосчитать. При этом некоторые исследователи иронично отмечают: «Процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия».

К сожалению, до настоящего времени ученые не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность, или она является научным конструктом?

Впрочем, те же сомнения высказываются и в адрес традиционного понятия «интеллект». Не приходится удивляться, что соотношение этих понятий вызывает еще больше споров. По мнению некоторых американских психологов, большинство полученных данных о соотношении креативности и интеллекта дают возможность для выделения креативности «как понятия того же уровня абстракции, что и интеллект, но более смутно и неопределенно измеряемого».

Вот и пришёл черёд последней главы моей курсовой работы. В этой главе следует, прежде всего, подвести итоги предыдущим главам, рассказать о пользе полученных и получаемых знаний, дать практические рекомендации к теме и т. д.… Поэтому логично будет, если я всё обобщу и немного расскажу о влиянии этой самой креативности на творческое развитие личности (наверное, это всё как-то тоскливо звучит, но, поверьте, не оттого, что мне скучно, а оттого, что мне грустно в очень скором времени расставаться и с моей курсовой работой и с вами, с теми, у кого вызывает интерес данная тема и кто не против моего вольного стиля, эх…эх…эх, но ведь ещё целая глава впереди, так чего ждать — вперёд)…

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Креативность — это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Многим людям, обладающим творческой потребностью, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности:

6 стр., 2723 слов

Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха

... героям. Большое влияние на творчество Есенина произвело творчество Блока. Состоялась их встреча и Блок отметил стихи Есенина как свежие, чистые, ... в победу революции. В его стихах начинает звучать тема братства и единения, появляется публицистичность, лозунговость - « ... Есенина еще одной весьма заметной особенностью - любовью ко всему живому : зверям, птицам, домашним животным. С необычайной личностью ...

1. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры.

2. Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, так скажем, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества (например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист открытия в области математического моделирования).

По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга.

3. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла, особенностью работы с фотографией), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи.

Разные виды творчества предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности. Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, то есть «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.

Так я увлеклась и забыла, что вы, возможно, не знаете, что такое творческая компетентность.

«Творческая компетентность»

Творчество в современном мире все больше и больше начинает рассматриваться уже не как процесс и даже не как деятельность, но как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношений с миром. Судьба творчества в индивидуальном развитии определяется взаимодействием, диалогом личности с культурой. Г. Олпорт ещё в своей первой фундаментальной книге «Личность» писал: — «У каждого художника есть свой стиль, как и у каждого композитора, пианиста, скульптора, танцора, поэта, драматурга, артиста, оратора, фотографа, акробата, домохозяйки и механика. Лишь по одному стилю мы можем узнать сонаты Шопена, картины Ван Гога и пироги тети Салли. Стиль проявляется всегда, когда задействовано хорошо интегрированное и зрелое поведение личности».

Другими словами, творчество как выражение своей индивидуальности в ограниченных сферах практики не обязательно означает писать картины, оно может выражаться и в таких бытовых и обыденных, на первый взгляд, делах как приготовление ужина, ремонт автомобиля и даже мытья полов. Опять же, к примеру, многие люди всё жизнь считают пирожки своей матери лучшими в мире, что и говорит о проявлении творческого подхода некоторых матерей к приготовлению этих самых пирожков и других блюд, а соединённое ещё с любовью не только к детям, но и к своему делу превращает обед в незабываемое и неповторимое. Если всё ещё сомневаетесь, то подумайте о новом коронном рецепте салата, изобретённом шеф-поваром ресторана, это же самое настоящие творчество…

Хорошо, пусть так, но с чего стоит начать развитие этой чудесной способности? Много и много, абсолютно различных и наоборот абсолютно схожих существует мнений и трактатов. Так, что я предлагаю вам это решить на своё усмотрение, и для большей определённости выявить вместе со мной основные проблемы развития этой самой креативности в следующем подпункте.

Наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них (например, чистка зубов по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы или до учебы, постоянный распорядок дня и многое другое) выполняется автоматически и рефлекторно. Шаблонность действий, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в противоречие с данной человеку способностью быть «творцом». Человек стремятся разрешить любое противоречие (так было испокон веков, постоянные вопросы и поиски ответов).

В автоматизме действий и обыденностью жизни это противоречье разрешается путем подавления способности к творчеству, то есть подавления креативности (вот одна из самых главных проблем развития креативности).

Поэтому чтобы развить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе, то есть, например, искать необычные способы применения обычных вещей. При этом способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок для дальнейшего развития креативности. Не нужно запирать себя за общественные стереотипы. А чтобы креативность развивалась достаточно применять игровой момент: играйте, выдумывайте, фантазируйте, переносите выдумки (конечно позитивные) в реальность.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

При традиционных формах обучения, ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т.п. Однако он не принимает участия в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Креативные способности во многом зависят и формируются в деятельности самих обучающихся, об этом никогда не стоит забывать педагогам. Никакой рассказ о роли гипотезы не сможет заменить в развитии способностей человека путь к исследованию, пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

Ещё одной проблемой для развития креативности является то, что само по себе решение задач (как жизненных, так и различных других) для большинства людей не является приоритетным в их жизни. Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем на диване, в ночном клубе и т.д., вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения.

Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья, скорее всего, просто потому, что эти периоды занимают много времени.Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, изобретение телефона, завершение симфонии, неожиданный даже для режиссёра конец фильма и многое другое. Все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

Именно оттого, что человек не использует даже четверти своих возможностей, можно говорить о существовании такого явления как творческая закостенелость или о людях без каких-либо способностей, хотя в действительности такого быть не может.

Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение.Основными проблемами развития креативности как личностной способности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; не приоритетность нахождения решения задач, или назовём это не желанием человека работать в силу своих возможностей.

Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.

Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.

Необходимость учитывать в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал креативности может быть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага.

Пути и судьбы творческого потенциала определяются, прежде всего, тем, как личность обращается со своим творческим потенциалом. Особенности личности могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала, но сильная и внутренне богатая личность может и в какой-то мере компенсировать недостаток одаренности. Так, в американских исследованиях креативности встречается такая характеристика знаменитого писателя первой половины ХХ века Томаса Вулфа: гений без таланта. Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: «когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях». Поэтому не стоит разделять эти три понятия (личность, креативность, творчество), а необходимо найти их взаимодействие, гармонию, как в воспитании наследуемых поколений, так и в воспитании самих себя…

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001

3. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. М.: Наука; Смысл, 2000.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2002.

5. Борисова Н.Б. Развитие функции самореализации личности (статья, электронный вариант).

6. Вишнякова В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения. – Минск, 1995.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.

8. Галин, А.Л. Личность и творчество: психологические этюды. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1989.

9. Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей (статья, электронный вариант).

10. Кружецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педучилищ. – М.: Просвещение, 1980.

11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

12. Лук А. Н. Психология творчества.- М.: 1978.

13. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

14. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. Львов: Инициатива, 2001.

15. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1976.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, 1946. (книга электронный вариант).

17. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961.

18. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М.: Знание, 1986.

19. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996.

20. Яковлев В.Я. Философские принципы креативности / Вестник Московского Университета. 2005. (статья, электронный вариант).