Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение

Курсовая работа

Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предлое. Сложноподчиненное предложение

Николенкова Н. В.

§ 1. Сложное предложение как единица синтаксиса.

Сложное предложение (далее СП) – это предложение, в котором соединены несколько предикативных основ ( = частей), образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое. Таковым, например, будет предложение Лиса Алиса была якобы хромая1, кот Базилио притворялся слепым2, хотя зрение у него было совсем как у кошки3, но неопытный Буратино сразу поверил мошенникам и пожалел их4. Предложение состоит из четырех частей, каждая из которых имеет свою грамматическую структуру, свое подлежащее и группу сказуемого.

Было бы неправильно характеризовать каждую часть сложного предложения как простое предложение. Предложение как единица синтаксиса (и простое, и сложное) должно обладать такими признаками, как относительная смысловая законченность и интонационное единство. Части же сложного предложения этими свойствами не обладают, поэтому и характеризуются лишь как «части», формально равные простому предложению, но не являющиеся им. Поэтому давать определение было бы некорректно. * Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, объединенных в одно целое. Более того, если простое предложение вставить в сложное и стать его частью, оно может изменить его структуру. Очень часто это связано с изменением конструкции детали, которая становится зависимой: Буратино не смог решить задачу, предложенную Мальвиной. Он ни разу не был в школе. – Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу, так как ни разу не был в школе (зависимая часть стала неполным предложением).

Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике. Она больше не хотела играть в театре Барабаса. — Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике, чтобы больше не играть в театре Барабаса (зависимая часть стала односоставным безличным предложением).

Существуют также типы сложных предложений, в которых порядок частей строго определен, и, заключая такие совместные предприятия, отдельные предложения подпадают под это правило. Поесть Буратино не мог. У него в кармане не было ни гроша. — В кармане у Буратино не было ни гроша, так что поесть он не мог.

Сложные предложения делят на типы. Первое разделение – по характеру формальной связи между частями. Если части связаны только интонацией, то предложение называется бессоюзным (БСП).

Если для общения используются союзы и объединяющие слова, то предложение относится к объединяющим словам. Союзники, в свою очередь, делятся на две категории в зависимости от характера используемых в них союзнических средств. Если для связей частей используется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП).

2 стр., 524 слов

Из простых предложений составьте сложные с м и подчинением

... и увидел, что ночью снег запорошил весь сад. 5. Продолжите предложение: Юноша говорил мало…, чтобы получились предложения следующих типов: А. простое с однородными членами (без союзов) Б. бессоюзное сложное, между частями ... раскрывает его содержание. В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения. 9. Расставьте знаки препинания в предложении: Когда мы произносим какое- либо ...

Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП).

сложные предложения

союзные бессоюзные

сложносочиненные сложноподчиненные

При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть одинаковый, сравни: 1. Наступила ночь, Буратино направился на Поле чудес. 2. Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес. 3. Едва наступила ночь, как Буратино направился на Поле чудес. Первое предложение — несоединение, второе относится к составным предложениям со связующими отношениями между частями, третье — составное предложение с подчиненным временем.

Практически любое сложное предложение может быть преобразовано в предложение иного типа: Если положить в ямку деньги, то вырастет дерево с кучей червонцев (СПП) – Положишь в ямку деньги – вырастет дерево червонцев (БСП).

§ 2. Сложносочиненное предложение, его типы.

Сложносочиненным предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов.

Когда части соединяются с помощью творческих союзов, части остаются относительно независимыми друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения раскрываются по значению союзов между частями.

Конструктивно композиционные союзы не входят ни в одну из частей, они находятся между собой, что отражено на схемах: не то чтобы Буратино не хотел ходить в школу, но театр его больше привлекал. Схема линейная, предлагаемая в школьных учебниках: Не то чтобы […], но […] . При построении вертикальной диаграммы также обнаруживаются стыки между деталями.

ССП делят на шесть типов:

1. ССП с соединительными отношениями ( = с использованием соединительных союзов).

К союзам этой группы относят И (одиночный и повторяющийся), ДА (=и), НИ (повторяющийся), КАК…ТАК И.

Общее значение этих фраз будет указанием на связь между явлениями, происходящими одновременно или одно за другим. Например: папа Карло устал жить один и решил сделать куклу из бревна. И птицы помогали Пиноккио в битве с Карабасом, и насекомые старались оказать посильную помощь, и даже медведь вышел из берлоги и зарычал на хозяина театра. Как лиса Алиса не знала и не любила работать, так и ее товарищ Базилио был типичным отшельником и нищим.

Союз всегда обозначается союзом AS… SO И очень часто одновременность событий выражается повторяющимися союзами: ни Карабас не знал секрета золотого ключа, ни Дуремар не мог его раскрыть. При этом употребление I… E связано с утвердительным смыслом предложения, а NI… NI — с отрицанием.

«Союз I» имеет широкое значение и указывает одновременно и на одновременность, и на последовательность событий: Пиноккио сидел за элегантно накрытым столом, а его длинный нос был погружен в кофейник. Но: Буратино увидел чернильницу впервые в жизни, и от любопытства он сразу же сунул в нее свой длинный нос.

8 стр., 3913 слов

Напишите — рассуждение, раскрывая смысл высказывания учёного ...

... и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба. Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды: Временные (указывают на ... и сложноподчиненных предложений. Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например: Эссе на лингвистическую тему «Роль союза И в названиях литературных произведений». Роль союза «и» ...

После союза E можно поставить слова, чтобы сузить смысл предложения. К примеру, использование наречия «тогда» дополнительно придает значение временной последовательности, а указание на одновременность может быть конкретизировано при использовании «в то же время»: Кот Базилио ненавидел лису Алису, и и в то же время он жить без нее не мог. Фраза с наречием «вдобавок» приобретает коннотацию: папу Карла не привлекал роскошный образ жизни, к тому же у него не было средств. Наречие «поэтому» подсказывает следствию: Пиноккио казался очень наивным, и поэтому кошка и лисица решили его обмануть. (ВНИМАНИЕ!!! Последнее предложение не становится сложноподчиненным, оно все равно остается ССП. Сочетание «и следовательно» в причинном союзе — одна из самых распространенных ошибок при синтаксическом анализе текста. «Поэтому» — это указательное местоименное наречие, которое не относится к союзным средствам).

2. ССП с разделительными отношениями ( = с использованием разделительных союзов).

К союзам этой группы относят ИЛИ и ЛИБО (одиночные и повторяющиеся), ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ (повторяющиеся).

Основное значение таких предложений – взаимоисключение и чередование. Оба этих значения могут быть выражены при помощи союзов ИЛИ и ЛИБО. Например, значение чередования выражается фразой Дуремар либо ловил пиявок в болоте, либо был привлечен собиранием червей на тропах. А смысл взаимного исключения выражается во фразе «Либо я сошла с ума, либо эта кукла ожила», — подумал отец Карло. Обратите внимание, что уникальное использование рассматриваемых союзов также выражает эти значения.

Только значение чередования выражает союз ТОГО… ЧТО: О Пиноккио поверил словам лисы и кошки, потом считал их мошенниками. Остальные два союза НЕ ТО… НЕ ТО и ТО… ЭТО выражает смысл взаимного исключения: либо Карабас совсем не любил детей, либо не знал, как с ними обращаться.

Для СПП первых двух типов важен еще такой структурный момент: предложения с соединительными и с противительными союзами относятся к предложениям открытого типа, в их состав может входить практически неограниченное количество частей, присоединяемых с помощью одного и того же сочинительного союза. Для остальных типов ССП это невозможно, предложения могут состоять только из двух предикативных единиц (можете сами продолжить составленные нами предложения).

3. ССП с противительными отношениями ( = с использованием противительных союзов).

К союзам этой группы относятся НО, ДА (=но), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, А, В ТО ВРЕМЯ КАК, ТОГДА КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ЕСЛИ…ТО.

Фразы этого типа могут указывать на противопоставление или сопоставление двух явлений.

Противодействие выражают профсоюзы НО, ДА, НО, ОДНАКО и РАВНО: Буратино не хотел продавать алфавит, но не смог справиться с желанием пойти в театр. Дуремар не смог разузнать тайну золотого ключика, зато ему удалось поймать много толстых и дорогих пиявок (союз ЗАТО имеет дополнительный оттенок возмещения, компенсации).

12 стр., 5963 слов

Стилистическое использование однородных членов

... Целью данной работы является изучение стилистического использования однородных членов, варианты падежных форм при управлении. Задачи: Изучить однородные члены предложения., Изучить стилистическое использование однородных членов предложения., Рассмотреть варианты падежных форм при управлении. ...

Буратино хотел ускользнуть из харчевни, не заплатив, однако хозяин «Трех пескарей» внимательно следил за посетителями (в этом предложении ОДНАКО аналогично НО, но следует иметь в виду, что ОДНАКО бывает еще и вводным словом).

Мальвина очень хотела воспитывать Буратино, он же хотел только бездельничать (союз ЖЕ совмещает значение противительного союза и усилительной частицы, поэтому стоит внутри второй части, после первого слова. Часто этот союз забывают при составлении схемы, поэтому предложение по схеме оказывается бессоюзным).

Союз A чаще всего выражает сравнительные отношения, они также выражаются книжными аналогами союза A — В МОМЕНТ КАК, МЕЖДУ КАК, ТО КАК и ЕСЛИ… ТО. Например: Пьеро очень хотел найти Мальвину, а Пиноккио издевался и не хотел называть адреса своей прекрасной любовницы. Если Буратино был похож на папу Карло, то Пьеро был вылитым Джузеппе (вторая часть союза является обязательной, при возможности убрать ТО союз рассматривается как подчинительный).

Перечисленные книжные аналоги А очень часто вызывают недоумение при разборе предложения, многие считают предложение сложным. В какой-то мере эта ошибка связана с тем, что в правилах пунктуации эти союзы указаны в одной строке с подчиненными . Рекомендуем для практики самостоятельно составить 10 предложений с этими союзами и задуматься над их смыслом.

4. ССП с присоединительными отношениями ( = с использованием присоединительных союзов).

К союзам этой группы относятся ДА И, ПРИЧЕМ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ.

Первые два союза в списке указывают на дополнительную информацию: Папа Карл решил отправиться на поиски Буратино, и Джузеппе посоветовал ему отправиться в путешествие.

Соединения EVEN и EVEN указывают на то, что то, что сообщается в обеих частях, связано друг с другом. В то же время эти союзы входят во вторую часть SSP, поэтому, как и ТО ЖЕ союз, они часто теряются, анализируя предложение и вычерчивая образец: Пьеро был счастлив видеть Мальвину, синеволосая кукла тоже была доволен парнем, влюбленным в нее.

5. ССП с пояснительными отношениями ( = с использованием пояснительных союзов).

К союзам этой группы относятся всего два союза – ТО ЕСТЬ и А ИМЕННО.

Предложения с использованием этих союзов обычно относятся к книжному стилю, они довольно редки в обычной речи, но мы все же попробуем привести пример: Старый сверчок предсказал Буратино полную опасностей жизнь, то есть он заранее предсказал все страшные приключения самого Буратино и его друзей.

6. ССП с градационными отношениями ( = с использованием градационных союзов).

Союзы этой группы включают в себя двойные союзы НЕ ТОЛЬКО… НО ТАКЖЕ НЕ ЭТИ… НО: Не то чтобы Дуремар был злым человеком, но он всегда действовал в своих интересах. Не только Плохая Летучая мышь была в гармонии с Алисой и Бэзилом, но и полицейские собаки были на их стороне.

Мы описали все типы ССП. Теперь, прежде чем дать задание, нам бы хотелось рассказать о тех сложностях, которые возникают у школьников и абитуриентов при ответе на вопрос о ССП.

Главная проблема подстерегает, когда вы приводите примеры разных ССП. Не все уверены, что у придуманного предложения есть две предикативные основы. Часто упоминаемый как SSP, пример оказывается простым предложением, потому что композиционное соединение, используемое правильно, соединяет два однородных члена: либо два предиката, либо два субъекта. Например: * Не только Пиноккио, но и его друзья хотели раскрыть секрет золотого ключа. *Было и темно, и холодно, и страшно.

6 стр., 2980 слов

Тема. Виды синтаксической связи между частями сложного предложения. ...

... сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза ... Объяснение учителя с опорой на таблицу. Сложные предложения с разными видами связи Виды связи Примеры Сочинение и подчинение Старые деревья давно облетели, и только молодые ...

Поэтому наше первое задание будет связано именно с этим типом ошибки.

Задание 1.

Ниже дан текст, в котором использованы разные сочинительные союзы. Расставьте знаки препинания и подчеркните ССП, охарактеризовав тип этого ССП.

И Коза и её родственники и все остальные звери в лесу очень боялись волка. Они не только боялись оставлять своих детей дома одних, но и сами старались не гулять одни в лесу. Но жизнь требовала если не постоянно, то хотя бы изредка ходить в лесные магазины за продуктами. В это утро не то козлята плохо ели капустные листья не то коза сама поняла необходимость разнообразить рацион детей но после завтрака она собралась и сообщила детям что они остаются одни тогда как она, их мать, идет в супермаркет на противоположной стороне леса.

Козлята не расстроились. Все дети, будь то домашние животные или животные, любят оставаться дома одни. Какая жизнь с родителями? Ни бегать, ни играть в прятки, ни смотреть кино. Они проводили мать и тотчас все вместе начали баловаться. Точнее, старшие братья радовались, а младшая сестра пыталась их успокоить. Шум в доме был невероятным, и никто не обращал внимания на тихие шаги снаружи. Либо волка привлек необычный шум в соседнем доме, либо он увидел козу, уходящую по делам, но волк стоял у двери и стучал. Дети сначала стука не слышали, но сестра обратила их внимание на непонятные звуки.

Дети в такой ситуации задавали обычный вопрос и старались говорить очень строго. Волк представился мамой козой да дети не поверили. Они обнаружили подлог то есть голос говорящего был слишком толстый. Поэтому старший мальчик велел злоумышленнику уйти, братья тоже присоединились к просьбе. При этом они не только не все испугались, но даже не поняли, кто такой хозяин.

Волк пошел к лесному кузнецу и тот выковал ему новый голос. Если голос стал звучать козлиным, то сам хищник никак не походил на козла, однако глупые дети опознали и открыли дверь волку и тут же были съедены ужасным зверьком. Младшая козочка однако спряталась. Как наказывала ей мать так и поступила девчушка.

Коза вернулась и увидела распахнутую настежь дверь и тут же все поняла. Ей стало плохо и она расплакалась. Либо случайно, либо по воле рассказчика охотники шли по лесу. Именно они помогли решить проблему и освободили малышек из чрева волка, и на этом сказка закончилась.

Вторая проблема возникает при расстановке знаков препинания в ССП. Обычное правило говорит о том, что запятая ставится между частями ССП. Исключения возможны при использовании союза И.

Запятая не ставится, если:

  • обе части имеют общий второстепенный член: У Мальвины были большие серые глаза и голубые локоны опускались до пояса. В саду у девочки пели птицы и порхали разноцветные бабочки.
  • объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены. «Необходимо померить ему температуру и надо попытаться дать ему касторку», — согласились оба доктора .
  • общим для соединенных сочинительным союзом И двух частей оказывается придаточное предложение: Пока Буратино умывался, на столе появился завтрак и запахло свежесваренным кофе и сдобными булочками.

— части ССП имеют общее вводное слово. Очень часто это слово указывает на один и тот же источник сообщения для обеих сторон: по словам жителей Страны дураков, полицейские собаки постоянно рычат на них и боятся выходить на улицу в одиночку. Может быть общим вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой): К счастью, Буратино удалось спрятаться в кувшине и он смог подстушать разговор Карабаса и Дуремара.

1 стр., 443 слов

§ 26. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, ...

... Сочинение. Ответьте на вопросы, поставленные в тексте предыдущего упражнения. Сформулируйте тезис и раскройте его кратко (в 3-4 предложениях), опираясь на содержание текста. Сравните два сложноподчинённых предложения. ... осуществлены? С помощью какого союза придаточное предложение присоединено к главному? В каких предложениях придаточное предложение обозначает ирреальные (неосуществлённые) условия? ...

— две соединенных союзом И части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть. Он понимает значение обеих сторон и связан с ними не-союзной узами: это было похоже на чудо: за дверью появилась волшебная страна, а в центре сказочного города возник новый кукольный театр.

— если частями ССП оказываются два неопределенно-личных предложения, то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двух действий: Кукол в этом театре мучают и не дают им возможности отдыхать между представлениями.

— более редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных: «Кто ты и что тебе нужно?» — злобно спросил Карабас. «Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!» — мечтали запертые в тесных помещениях куклы.

Итак, чтобы верно расставить знаки перед «и», соединяющим части ССП, надо:

1. Определить, что перед вами сложное предложение, увидеть обе его основы.

2. Проверьте по порядку, не подходит ли ваш пример к предыдущим случаям пропуска запятых.

3. Если предложение не имеет в своем составе ничего, что позволило бы отказаться от запятой, поставить её.

Задание 2.

Расставьте знаки препинания между однородными членами предложения и ССП. Подчеркните ССП.

Посадил дед репку и выросла репка большая пребольшая. Огромный овощ был почти по пояс для деда, а его угрожающий вид с земли приводил его в ужас. «Как же вырвать это из земли и куда я потом это дену?» — думал просыпаясь по ночам дед и расталкивая бабку пытался обсудить с ней вставшую проблему. Но бабушка отвернулась, не понимая проблем мужа и уверенная, что все как-нибудь успеет заснуть.

К концу лета репа заполнила почти весь сад и погубила почти весь остальной урожай. Когда бабушка отпилила мужа и попросила выкопать овощ, который оказался единственной пищей для семьи на грядущую зиму, наступили первые заморозки и репка на грядке сильно замерзла. Затем дедушка надел теплые перчатки, подаренные женой на последний Новый год, и отправился извлекать из земли гигантское изделие. Только через час работы репка не сдавалась и измученный дед был вынужден позвонить жене. Бабушка, которая, как и все женщины, убеждена, что долго тянуть репу — не женское дело, ворчала, стонала и ругала дедушку за его мужскую непоследовательность. Но потом она выглянула в окно и, глядя на измученного мужа, сжалилась над ним и пошла ему на помощь. Дед взял репу, бабушка за дедушку, и стало ясно, что они вдвоем не выдержат.

6 стр., 2739 слов

Курс: Синтаксис сложного предложения — и подчинение в сложном ...

... сложноподчиненных предло­жений с присловными придаточными существенны­ми являются следующие свойства опорных слов: 1) принадлежность к определенному грамматическому классу - части речи, обладающей способностью распространяться придаточной частью ... связывает различие в располо­жении частей сложного предложения при сочинении и подчинении: придаточная часть, к которой "припаян" показатель отношения ...

К счастью, летние каникулы еще не закончились, и навещавшая стариков внучка еще не уехала в город. Необходимо было звать ее на помощь и убеждать избалованную девушку в том, что ее помощь действительно нужна. Ворчав, племянница все же пришла в сад и, увидев гигантское растение, обрадовалась. «Какая красавица и как здорово будет она смотреться на фотографии!» — воскликнула внучка впервые за три месяца отдыха увидев репку и побежала в дом за фотоаппаратом. Видя активность хозяйки, ее собака, огромный сенбернар по кличке Жучка, побежала за ней и, угрожающе рыча, пыталась помочь ей достать репу из огорода. Это надо было видеть: запыхавшийся дед держится за репку и вспотевшая бабка пытается держаться за мужа и внучка в модных босоножках схватилась за бабку и даже Жучка тянет внучку за подол с риском оторвать кусок дорогущего шифона. Но все усилия тщетны и репка остается в грядке.

Поэтому внучка решает пойти на крайнюю меру и приводит толстого и ленивого кота Ваську и просит помощи в сборе урожая. Но даже в такой компании: и дедушка, и бабушка, и внук, и Жучка, и Васька — не могут окончательно оторвать репу от земли. Через полчаса напряженной работы все устали и дед объявил перекур. Все сели на кровати, несмотря на грязь, и начали размышлять о своих следующих шагах. И только Васька задремал, цепляясь за теплую спину Насекомого и впадая в блаженное состояние, даже ворча. И тут мимо Васьки пробежала мышь и, услышав еду, кот тут же проснулся. правда, он забыл о спине сенбернара, которая была рядом с ним, и, схватив его острыми когтями, вызывал отчаянный . крик жука. Несчастная заорала и вскочила с грядки и прыгнула на внучку, а та падая вцепилась в конец бабкиного платка и потянув его на себя еще туже завязала узел у бабки на шее. Свет померк у бабки перед глазами и проклиная тот день когда она вышла замуж за деда что привело и к рождению внучки и к её приезду на каникулы и к описываемым событиям с репкой бабка из последних сил ухватилась за руку сидящего рядом мужа. Удивленный, дед закричал и вскочил на ноги, схватил что-то поблизости и дернул изо всех сил. Через минуту оторванная от земли репа лежала вверх дном на клумбе и вся компания танцевала вокруг нее, не веря в неожиданное счастье.

Главный виновник событий так и не был найден, и мы думаем, что этим обедал еще один непосредственный виновник происшествия — кот Васька.

Задание 3.

Мы бы очень рекомендовали всем школьникам попытаться составить связный текст, в котором объединить предложения с однородными членами, объединенными при помощи сочинительных союзов, и ССП. Это будет тренировкой для ответа на экзамене, а также поможет повторить правила пунктуации.

§ 3. Сложноподчиненное предложение, его типы.

Сложноподчиненным предложением (СПП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.

Прежде чем говорить о типах СПП, надо определить некоторые важные для этого типа сложного предложения понятия.

Как правило, в СПП две части, они неравноправны, одна часть оказывается главной, другая зависимой, традиционно её называют придаточной. От главной к придаточной можно задать вопрос, по вопросу определяют тип придаточной части. Другим способом определить тип придаточной будет характер использованного союзного средства. Правда, второй способ проверки необходимо все же корректировать постановкой вопроса, так как в некоторых типах придаточного может быть использован один союз. К примеру, предложение Буратино был глуп и наивен, так что лисе и коту не составило труда его обмануть относится к СПП с придаточным следствия. Определить это можно только по использованию союза «так что», ибо нигде более этот союз не используется. Для предложенияБуратино любил, чтобы за ним ухаживали необходимо задать от главной части к придаточной вопрос (что любил?).

3 стр., 1014 слов

Назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое ...

... предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы. II. Основная часть Основная часть = Тезис + 1 Аргумент Тезис — это основная мысль сочинения, ... авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей. клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно ...

Ведь союз «чтобы» может быть не только в изъяснительном, но и в других типах придаточных предложений – цели, меры.

Части СПП могут быть соединены при помощи подчинительных союзов (списки можно найти в разных учебных пособиях по русскому языку) и при помощи союзных слов. В роли союзных слов выступают относительные местоимения (кто, что, какой, который, чей, каков, сколько) и относительные местоименные наречия (где, куда, когда, откуда, почему, отчего, зачем, как).

Союзы стоят между частями, не входя ни в одну, хотя располагаются в придаточной. Союзные слова не только соединяют части, но и являются членами предложения придаточной части. Сложность в том, что некоторые союзы и союзные слова оказываются омонимичны ( это что, как, когда, чем).

О критериях различения мы будем говорить при рассказе о каждом типе СПП.

Все СПП можно было бы разделить на две группы. Есть типы придаточных, которые относятся ко всей главной части, а есть те, которые относятся к одному из слов в главной части (=присловные).

К присловным относят придаточные определительные, изъяснительные, некоторые придаточные времени, придаточные места, меры и степени, образа действия и сравнительные компаративные. Остальные – неприсловные.

В главной части СПП могут оказаться так называемые соотносительные (или указательные) слова, которые используются в паре с союзными словами и даже с союзами. В роли соотносительных слов используются указательные местоимения то, все, столько и указательные местоименные наречия там, туда, везде, нигде и так далее. В некоторых типах СПП использование соотносительных слов обязательно, оно является опорным для присоединения придаточной части. К примеру, это необходимо в местоименно-определительных придаточных: Все, кто разговаривал с Буратино, удивлялись его необразованности. В других типах придаточных соотносительные слова возможны, но не необходимы, их можно изъять из структуры предложения, например в придаточном изъяснительном:Буратино постоянно мечтал о том, как он разбогатеет.

Необходимо также сказать, что придаточная часть может стоять в разных позициях по отношению к главной. Может быть в начале (препозиция): Когда папа Карло пошел покупать для Буратино обед, мальчишка слез со стола и сунул свой длинный нос в нарисованный очаг. Может оказаться после главной части (постпозиция): Буратино проткнул в очаге дырку, потому что очаг был лишь нарисован на холсте. И, наконец, возможна интерпозиция, когда придаточная часть располагается в середине главной:В домике, который уютно расположился на опушке леса рядом с прелестным прудом, жила самая красивая кукла Карабаса – Мальвина. Для некоторых типов придаточных неважно где расположена придаточная часть, предложение может быть изменено так, что позиция придаточной по отношению к главной поменяется (это возможно, например, для придаточных времени с союзом «когда»).

4 стр., 1798 слов

§ 3. и подчинение предикативных частей в сложных предложениях. ...

... переходности относятся также предложения, в которых и средства связи предикативных частей, и синтаксические отношения между частями находятся в соответствии друг с другом, но характеризуются неярко выраженными признаками и сочинения, и подчинения, например сложные предложения с союзами то ...

Есть типы придаточных и определенные группы союзных средств, которые фиксируют определенное положение придаточной части по отношению к главной. К примеру, использование временного союза «как вдруг» требует постпозиции придаточной части: Мальвина уже собралась выйти на улицу и сесть завтракать, как вдруг она увидела висящего вверх ногами на дереве Буратино.

Теперь поговорим о каждом типе придаточной части. При характеристике каждого типа придаточной части мы будем придерживаться следующего плана: вопрос, на который отвечает придаточная часть; присловная она или нет; тип союзного средства, используемый в придаточной части; место придаточной по отношению к главной, а также обязательность или необязательность использование в главной части соотносительного слова. Мы бы советовали школьникам и абитуриентам придерживаться того же плана при ответе на вопрос на устном экзамене.

3.1. СПП с придаточными определительными.

Придаточные определительные отвечают на вопрос «какой?». Это присловные придаточные, которые относятся к существительному или субстантивированному слову в главной части. Придаточная часть вводится только при помощи союзных слов ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА. Союзы в этом типе придаточного не используются. Придаточная часть располагается непосредственно за тем словом, к которому относится, то есть бывает в постпозиции и интерпозиции. В главной части может быть использовано необязательное соотносительное слово при том существительном, к которому относится придаточная часть. К примеру: В теремке, который стоял в зарослях густой травы, никто не жил . На втором этаже, откуда открывался самый красивый вид на колосья, мышка нашла для себя уютную спаленку. К тому же единственный в теремке камин располагался именно в той комнате, где мышка решила заночевать.

Союзные слова в придаточной части будут выступать в роли членов предложения. Для местоименных наречий это позиция обстоятельства: Полянка, где стоял теремок, была совершенно незаметна для всех проходящих мимо – союзное слово ГДЕ является обстоятельством места.. Слово ЧЕЙ будет определением: Мышка выглянула в окно и увидела длинноухого зверька, чей облик показался ей знакомым. Местоимение ЧТО – либо подлежащим, либо дополнением: Зверь, что стоял напротив двери, был, конечно, заяц – здесь ЧТО подлежащее.

Особые трудности бывают с определением позиции члена предложения для слова КОТОРЫЙ. Большинство выделяют его как определение, связывая вопрос «какой?», заданный от главной части к придаточному определительному, с вопросом по отношению к слову КОТОРЫЙ. Но ведь члены предложения определяются в каждой части, следовательно, вопрос к КОТОРЫЙ следует задавать от членов придаточной части. При правильном подходе это местоимение может стать подлежащим, дополнением, обстоятельством, а вот определением – нет: Вопрос, который мышка задала лягушке, касался обязанностей последней по уборке домика (дополнение).

Жилец, который стал последним обитателем коммунального теремка, был волк (подлежащее).

Шла-шла лягушка по лесу и тут увидела теремок, в котором, как ей показалось, не было жильцов (обстоятельство места).

Иногда говорят, что местоимение КОТОРЫЙ является главным в ряду союзных слов в придаточном определительном. Практически любое предложение допускает замену использованного в ней союзного слова на КОТОРЫЙ: Теремок, где (=в котором) жили наши герои, как оказалось, был в свое время построен для отдыха высокопоставленных жителей леса.

Разновидностью определительных считают местоименно-определительные придаточные, которые отвечают на тот же вопрос, но относятся к местоимению в главной части – местоименному существительному («кто-то», «никто»…) или субстантивированному местоименному прилагательному («каждый», «тот», «любой»…).

Фактически можно говорить о том, что сами эти опорные слова в главной части выступают одновременно в роли соотносительных. В качестве средства связи используются союзные слова КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ. Еще одним отличием от собственно определительных будет возможность для придаточной части оказаться в препозиции, перед главной. «Кто будет бездельничать, того из теремка выселим!» — сказала мышка, косясь в сторону лисички. Каждый, кто жил в теремке, имел свои обязанности по дому.

3.2. СПП с придаточными изъяснительными.

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Это присловные придаточные, которые относятся к глаголу, отглагольному существительному, прилагательному или наречию в главной части, причем слова эти имеют значение речи, мысли, чувства, восприятия («говорят», «пишут», «мысль», «решено», «известно», «плохо», «жаль»…).

Придаточная часть вводится при помощи союзных слов КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАК, КАКОВ, СКОЛЬКО, ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и при помощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО, КАК БУДТО, КАК БЫ, ЛИ. Придаточная часть чаще располагается непосредственно за тем словом, к которому относится, то есть бывает в постпозиции и интерпозиции. Но возможно и такое построение предложения, когда придаточная часть будет стоять перед главной, в этом случае предложение может иметь определенную выразительность, смысловое и интонационное выделение придаточной. В главной части может быть использовано необязательное соотносительное слово. О том, какие изменения в структуру предложения вносит введение этого слова, мы поговорим ниже. К примеру: Мышка не знала, почему лягушка решила переселиться из болота в теремок, но понимала, что должны быть веские причины. Лисичка спросила, можно ли ей присоединиться к дружной семейке, проживающей в теремке. В первый день жизни в теремке заяц не знал, как рубить дрова, но потом научился. «Что медведь отказался жить с нами, хорошо», — заметила лягушка.

Отвечая на падежные вопросы, придаточное изъяснительное выполняет функцию дополнения или подлежащего для главной части. При этом главная часть оказывается неполным предложением. Например: Заяц был рад, что он поселился в теремке. В главной части пропущено дополнение «тому». Если же оно употреблено (как соотносительное слово), то главная часть будет полной. Часто встречаются неполные двусоставные предложения, в которых придаточная часть стоит на месте подлежащего: «Хорошо, что мы все здесь поселились!» — радостно сказала мышка. В такие предложения также могут быть введены необязательные соотносительные слова в функции подлежащего, но это случается реже: О теремке известно было то, что он строился для медведя и его друзей.

Одна из важных функций предложений с придаточным изъяснительным – передача чужой речи, такое предложение называют косвенной речью. Процесс переделки прямой речи в косвенную осуществляется по следующим правилам:

— Если прямая речь была вопросом с вопросительным словом, то при изменении вопросительное слово становится союзным словом в придаточной части: «Где ты была?» — спросила мышка у вернувшейся в полночь лягушки. = Мышка спросила у вернувшейся в полночь лягушки, где она была.

— Если прямая речь была вопросом без вопросительного слова, то в придаточном изъяснительном используется союз ЛИ: «Ты купила хлеба?» — строго спросила мышка у безалаберной лягушки. = Мышка строго спросила у безалаберной лягушки, купила ли она хлеба. Обратите внимание, что подчинительный союз ЛИ стоит не между частями, а внутри придаточной, фактически выполняет функцию и союза, и частицы.

  • Если прямая речь была повествовательным предложением, то придаточное вводится союзом ЧТО: «Я совсем не умею готовить, умею только есть», — сказала лисичка. = Лисичка сообщила, что не умеет готовить.
  • Если прямая речь была побудительным предложением, то используется союз ЧТОБЫ: «Возвращайся скорее!» — просили мышка и лягушка зайчика. = Мышка и лягушка просили зайчика, чтобы тот поскорее возвращался.

Есть две ситуации, когда может созникнуть проблема с различением двух рассмотренных нами типов придаточных – изъяснительных и определительных.

Первая проблема связана с определением типа предложения, где опорным словом в главной части оказалось существительное. В таких предложениях от главной к придаточной части может быть задано оба вопроса – и «какой?», и падежный. Сравните: Мысль, что теремок нуждается в ремонте, огорчила всех жильцов. Мысли, что роились в голове у мышки, были печальными. Изъяснительным является первое, и принцип установления этого прост – там использован союз, а в придаточных определительных союзы не используются.

Вторая проблема возникает в предложениях, где использовано соотносительное слово, которое оказывается обязательным для структуры предложения, и опять же союз ЧТО. Вся история про теремок началась с того, что муж мышки заподозрил её в измене и выгнал из дома. Такое предложение действительно сложно определить и как определительное, и как изъяснительное. С одной стороны, относится к местоименному слову (местоименно-определительное?), с другой – вводится союзом и отвечает на падежный вопрос. Нам известны пособия, в которых такие предложения вносят в группу определительных , но все же чаще эти предложения рассматриваются как изъяснительные, с чем мы тоже согласны.

Задание.

Ниже дан текст, и ваша задача – определить, какой тип придаточного перед вами. Также необходимо определить, где использован союз, а где – союзное слово. В тех придаточных, где использованы союзные слова, выделите члены предложения.

На краю деревни стоял домик где жили сестрица Аленушка и её братец Иванушка. Они рано остались без родителей которые уехали на заработки на север и жили зная что могут полагаться лишь на самих себя. Правда мысли что иногда посещали старшую сестрицу были нерадостными: она все чаще думала как ей справится с братцем чья шаловливость переходила все границы.

История началась с того что Аленушка и Иванушка пошли за водицей. Аленушка просила чтобы братец шел рядом и ни в коем случае не пил из придорожных луж. Мысль что он может заразиться гепатитом Б ей в голову не приходила но опасения что братец превратиться в какого-нибудь зверя у нее были. Рассказы как превращались дети в козликов и осликов активно ходили по деревне. Иванушка же считал что истории что придуманы темными бабками которые даже не умеют пользоваться компьютером не достойны внимания.

Иванушка очень хотел пить и найдя копытце где вода казалась более чистой глотнул из лужицы. Копытце куда была налита водичка принадлежало козе. Каждый кто пил из него должен быть стать козленком. То что произошло с Иванушкой было закономерно…

3.3. СПП с придаточными времени.

Придаточные времени отвечают на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?». Большая часть придаточных времени к присловным не относятся, они зависят от всей главной части, но мы рассмотрим разновидность придаточных времени, которые связаны с опорным словом в главной части. Придаточная часть вводится при помощи союзов КОГДА, КАК, ПОКА, ЕДВА, ПРЕЖДЕ ЧЕМ, ДО ТЕХ ПОР ПОКА, С ТЕХ ПОР КАК, КАК ВДРУГ, ЕДВА…КАК и другие. Группа временных союзов самая многочисленная, что отмечается во всех справочниках по русскому языку. При присловном характере придаточной части используется союзное слово КОГДА. Придаточная часть может стоять в любом месте по отношению к главной, но есть союзные средства, которые требуют определенного положения по отношению к главной части. В главной части может быть использовано необязательное соотносительное слово, это также ведет к изменениям в характере придаточной, о чем мы скажем ниже. Прежде чем лягушка рискнула постучать в дверь теремка, она огляделась вокруг. Едва раздался стук в дверь, как мышка высунулась в окошко. Мышка и лягушка наговорились и собрались лечь спать, как вдруг опять раздался стук в дверь.

В правилах по пунктуации указывается, что сложные союзы, к числу которых относятся многие из временных, могут расчленяться, то есть запятая ставится внутри союза: Все в теремке жили дружно до тех пор, пока не появился медведь. Следует помнить, что даже при расчленении союз остается единым, он не распадается на соотносительное слово и союз. Если придаточное в препозиции и вводится сложным союзом, мы бы не советовали его расчленять, хотя в справочниках по пунктуации говорят о возможности такого расчленения: «До тех пор пока мы не отремонтируем теремок, жить в нем нормально будет нельзя!» — заявил хозяйственный волк.

В главной части может быть мспользовано соотносительное слово «тогда», к нему относится присловное придаточное с союзным словом КОГДА: Тогда, когда наступал вечер, все жители теремка садились около камина и разговаривали. Кроме наречия «тогда» в роли соотносительных слов могут выступать и другие местоименные наречия («всегда», «когда-то»).

НО! ВНИМАНИЕ!!! Если в роли опорного слова высупает существительное, то придаточное рассматривается как определительное, а не временное. Сравните: Когда-то, когда лягушка жила в болоте, она очень любила дождь, но, поселившись в спальне с прохудившейся крышей, разлюбила. Та ночь, когда дождь пошел в первый раз, запомнилась лягушке надолго – её кровать оказалась совершенно мокрой.

Определенная последовательность главной части и придаточной возникает в случае использования союзов КАК ВДРУГ и двойных союзов ЕДВА…КАК, ТОЛЬКО…КАК. При использовании первого придаточная часть может быть только в постпозиции: Пожив некоторое время под одной крышей с мышкой и зайцем, лисичка уже собиралась стать вегетарианкой, как вдруг увидела гуляющую рядом с теремком курочку. Двойные союзы предполагают обратный порядок: в препозиции будет придаточное, далее идет главная часть, начинающаяся второй частью союза, при этом элемент КАК не является обязательным: Едва медведь попытался влезть в теремок, как домик рассыпался.

Задание.

Ниже дан текст, и ваша задача – определить, какой тип придаточного перед вами. (Не забудьте: мы добавили еще один тип придаточного).

Также необходимо определить, где использован союз, а где – союзное слово. В тех придаточных, где использованы союзные слова, выделите члены предложения.

Едва Аленушка услышала блеяние как она поняла что случилось. Нельзя описать как ругала себя бедная девушка. «Всегда когда я ослабляю контроль за братцем с ним что-то случается! В тот день когда я ходила к соседке на именины он разбил себе коленку. А в прошлом месяце когда я ездила в город на базар он упал с крыши. Теперь лишь только я отвернулась он стал козликом!» — все это говорила Аленушка ругая себя. Козлик же прыгал вокруг нее и ждал когда сестричка поведет его домой.

С тех пор как Иванушка стал козликом жизнь в домике ребят стала поспокойнее. Аленушка перестала постоянно думать когда братец вернется с прогулки и что он себе или соседям разобьёт. Козлик стеснялся того что бывшие друзья посмеиваются над его глупостью и гулял лишь по утрам когда солнышко уже светило, а ребят из соседних дворов на улице не было. Вечером когда все друзья бегали по деревне он сидел дома с сестрой.

В один из вечеров когда дома стало уж очень тоскливо он все же вышел к друзьям и обнаружил что за то время пока он не выходил гулять в его компании появился ослик, барашек и жеребёнок. Прежде чем засмеяться козлик вспомнил кто он теперь. Да, многие мальчишки когда заигрываются забывают об элементарной безопасности!

3.4. СПП с придаточными места.

Придаточные места отвечают на вопросы «где?», «куда?», «откуда?». Все придаточные места присловные, они зависят от обстоятельства места в главной части, которые выражается соотносительным словом – местоименным наречием «там», «везде», «где-то» и так далее. Придаточная часть вводится при помощи союзных слов ГДЕ, КУДА, ОТКУДА. Придаточная часть может стоять в постпозиции или в интерпозиции. Все жители теремка собрались там, где было тепло и сухо. «Я пойду за хворостом туда, куда ходил вчера!» — заявил заяц.

В разговорной речи предложения с придаточным места могут трансформироваться в неполные, когда в главной части пропускается соотносительное слово; в других предложениях придаточная часть может оказаться в препозиции. Волк пошел, куда сам захотел. «Где хочу, буду жить!» — бушевал медведь.

Придаточные места очень часто путают с определительными. Напоминаем: если придаточное относится к существительному, это определительное придаточное. Сравните: Там, где был камин, всегда было тепло. – В комнате, где был камин, было очень уютно.

Задание.

Ниже дан текст, и ваша задача – определить, какой тип придаточного перед вами. (Не забудьте: мы добавили еще один тип придаточного).

В тех придаточных, где использованы союзные слова, выделите члены предложения.

Вокруг деревни где жили Аленушка и Иванушка был дремучий лес где жила только Баба Яга. Именно она когда ей хотелось выставляла копытца с водой туда где обычно гуляли глупые жители деревни. Обычно когда мальчишки гуляли по лесу с родителями им удавалось избежать ловушек. А там куда родители ходить разрешали ловушек не было. Непонятно откуда появились копытца на детской площадке но именно это привело к эпидемии среди ребят. Теперь везде куда бегали дети жители расставили пугала которых побаивалась метла Яги.

В избушке на курьих ножках куда каждый вечер после того как совершала злые дела возвращалась Яга сегодня было тихо. Яга улетела к другу Кощею что жил там откуда пути назад нет. Яга знала тайную тропку и надеялась что ей все же удастся вернуться.

Яга советовалась как ей извести всех мальчишек в деревне. «Там откуда я к тебе, Кощеюшка, приехала живут очень противные дети!» — жаловалась Яга. «Не живи где плохо!» — овечал мудрый Кощей. Вместе они придумали где взять управу на детей и Яга улетела к себе в избушку.

3.5. СПП с придаточными причины.

Придаточные причины отвечают на вопросы «почему?», «отчего?». Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК КАК, ИБО, БЛАГО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО, ИЗ-ЗА ТОГО ЧТО, ПОСКОЛЬКУ. Придаточная часть может стоять в любом месте по отношению к главной части. Поскольку теремок оказался разрушен медведем, нам придется рассказывать вам другую историю. Мышка из сказки «Теремок» вернулась к себе в норку, потому что поняла безопасность именно этого типа жилища. Из-за того что наступила зима, она пожалела и пустила к себе в норку замерзающую в лесу девочку – Дюймовочку.

Все сложные союзы со второй частью ЧТО могут расчленяться, если придаточная в постпозиции. При расчленении союз не распадается на соотносительное слово и союз. О правилах пунктуации в этом случае рассказывает специальный раздел . Дюймовочка оказалась одна в лесу лишь потому, что заблудилась в незнакомой местности. Если сложный союз начинает придложение, мы не рекомендуем ставить внутри него запятую: Благодаря тому что Дюймовочка стала жить у хозяйственной мыши, она получила бесплатную еду.

3.6. СПП с придаточными следствия.

Придаточные следствия отвечают на вопрос «что произошло вследствие этого?». Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союза ТАК ЧТО. Придаточная часть может быть только в постпозиции. Мышь ужасно не любила делать уборку, так что помощь Дюймовочки оказалась очень кстати.

Некоторые делают ошибку, определяя этот тип предложения не по форме, а по смыслу. Есть ведь искушение любое предложение, где вторая часть указывает на вывод из того события, которое произошло в первой части, сделать предложением с придаточным следствия. Наиболее часто встречаются следующие ошибки:

— В качестве придаточного следствия рассматриваются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, имеющие в своем составе слова «потому» и «поэтому». Это указательные местоименные наречия, они не входят в перечень служебных слов. Предложение Дюймовочке нечего было есть, поэтому она осталась у мыши будет бессоюзным.

  • В качестве придаточного следствия рассматривают придаточные присоединительные с союзными словами «отчего», «почему». Это другой тип СПП: Дюймовочка надела сегодня белый передник, отчего она стала еще краше.

Имейте в виду, что при расчленении союза ТАК ЧТО вы получите иной тип придаточного – меры и степени, сравните: Крот сегодня надел очки, так что смог увидеть всю красоту Дюймовочки. – Крот посмотрел на девочку так, что она испугалась.

3.7. СПП с придаточными цели.

Придаточные цели отвечают на вопросы «зачем?», «с какой целью?». Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, ЗАТЕМ ЧТОБЫ, ВО ИМЯ ТОГО ЧТОБЫ, ДАБЫ, ЛИШЬ БЫ и других. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной. Для того чтобы иметь влияние на крота, мышь решила выдать за него Дюймовочку. Она пригласила соседа, чтобы обсудить с ними детали сделки.

Все союзы со второй частью ЧТОБЫ могут быть расчлененными. Мы бы рекомендовали рассматривать их как единый союз, не разделяя на соотносительное слово и союз. Но именно в этом типе придаточного такое разделение возможно, так как ЧТОБЫ выражает целевой значение.

Придаточное цели выражено безличным инфинитивным предложением, если субъект действия главной и придаточных частей совпадает: Дюймовочка ходила в соединяющий норы мышки и крота переход, чтобы кормить и согревать оказавшуюся там ласточку. ВНИМАНИЕ! С непониманием этого часто бывает связана ошибка, когда вместо выделения целевого придаточного выделяют обстоятельство цели.

3.8. СПП с придаточными условными.

Придаточные условные отвечают на вопрос «при каком условии?». Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов ЕСЛИ, КОГДА (=если), В СЛУЧАЕ ЕСЛИ, РАЗ, ЕЖЕЛИ, КОЛЬ СКОРО и других. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной. «Если ты выйдешь замуж за крота, станешь самой богатой на нашей поляне!» — воспитывала Дюймовочку мышь. Дюймовочка решила не отказываться, коль скоро уйти ей все равно было некуда.

Условия расчленения союза в этом типе придаточного такие же, как в предыдущем типе, но мы рекомендуем выделять единый союз «в случае если», не расчленяя его в начале предложения.

У условных союзов может быть вторая часть ТО, ТАК, ТОГДА. Она необязательна (в этом отличие от сочинительного союза ЕСЛИ…ТО, где вторая часть обязательна).

«Если я останусь жить с мышью и кротом, то я умру», — плакала Дюймовочка.

3.9. СПП с придаточными уступки.

Придаточные уступки отвечают на вопрос «вопреки чему?». Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ДАРОМ ЧТО, ПУСТЬ, ПУСКАЙ. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной. Несмотря на то что ласточка не была ездовой птицей, она согласилась перевезти Дюймовочку в страну эльфов.

Возможна постановка запятой внутри союза НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, но он все равно остается единым союзом. Если придаточное в препозиции, союз не расчленяется.

Есть еще разновидность придаточного уступки – обобщенно-уступительные предложения, в которых подчеркивается неопровержимость сообщаемого в главной части, несмотря на убедительность аргументов, содержащихся в придаточной . В этом типе используются союзные слова ЧТО, КТО, КАКОЙ, СКОЛЬКО, ГДЕ и другие в сочетании с частицей НИ: Кто ни предлагал Дюймовочке брак, она всем отказывала. Девочка не могла убедить себя в необходимости брака с кротом, что бы она себе ни говорила.

3.10. СПП с придаточными сравнительными.

Придаточные сравнительные отвечают на вопрос «подобно чему?». Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО, БУДТО БЫ и других. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной, но чаще будет в постпозиции. Крылышки шли Дюймовочке, как будто она родилась вместе с ними. Крот и мышь стояли неподвижно и смотрели на улетающую Дюймовочку, будто хотели запомнить её навсегда.

В этом типе придаточного тоже есть разновидности. Во-первых, выделяются сравнительные компаративные – предложения, где придаточная часть вводится союзами ЧЕМ, НЕЖЕЛИ и присоединяется присловно к словам «иной», «другой», «по-иному», «по-другому», «иначе». С высоты птичьего полета земля казалась иной, чем Дюймовочка привыкла видеть её. Крот воспринимал мир иначе, нежели видим его мы.

Во-вторых, выделяются придаточные сопоставительные с союзами ПО МЕРЕ ТОГО КАК (нерасчлененный), ЧЕМ…ТЕМ. В этих предложениях части сопоставлены друг с другом более тесно, чем просто в сравнительных предложениях, сопоставляемые ситуации влияют одна на другую: По мере того как Дюймовочка и ласточка подлетали к стране эльфов, все больше пахло диковинными цветами (это же предложение может использовать союз ЧЕМ…ТЕМ, первая часть часть включит часть ЧЕМ и будет придаточной) .

3.11. СПП с придаточными меры и степени.

Придаточные меры и степени отвечают на вопросы «насколько?», «в какой мере?», «до какой степени?». Придаточные являются присловными и относятся к наречию меры и степени в главной части (слова «так», «столь», «достаточно») и к некоторым словосочетаниям с тем же значением. Придаточные вводятся союзами ЧТО, ЧТОБЫ и союзными словами СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО. Могут также быть использованы сравнительные союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО. Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции. За световой день Дюймовочка успевала сделать столько, сколько многие девушки и за неделю сделать не могут. Она была слишком аккуратна, чтобы не пропустить в норке мышки ни одной соринки.

Последние два типа придаточных имеют много общего. Различия в том, что в придаочных сравнительных использование соотносительного слова необязательно, тогда как в придаточных меры и степени соотносительные слова обязательны.

3.12. СПП с придаточными образа действия.

Придаточные образа действия отвечают на вопрос «как?», «каким образом?». Придаточные являются присловными и относятся к наречию «так» или сочетанию «таким образом» в главной части. Придаточные вводятся союзами ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО и союзным словом КАК. Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции и в интерпозиции. Дюймовочка старалась убираться так, чтобы хозяйка её похвалила. Дюймовочка плакала так, как будто смерть ласточки означала и её смерть. Осознав, что ласточка жива, она обрадовалась так, как никогда раньше не радовалась.

Главная часть может оказаться неполной, если соотносительное слово в ней пропущено, обычно это свойственно разговорной речи. «Ты сделаешь, как велю тебе я!» — закричала мышь.

Три рассмотренных нами выше типа придаточных часто путают. Задание, которое поможет разобраться, содержиться в указанной выше статье о сравнительных союзах (сноска на с. 15).

3.13. СПП с придаточными присоединительными.

Придаточные присоединительные не отвечают на вопрос, они содержат добавочное замечание и могут быть разделены на два отдельных предложения. Придаточные относятся ко всей главной части и вводятся союзными словами ЧТО, ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ. Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции. Эльф опустился перед Дюймовочкой на колено, отчего девочка смутилась. Этот тип СПП практически аналогичен ССП с соединительными отношениями – союзное слово можно заменить на И.

Итак, мы перечислили все типы придаточных частей в СПП. Задания на определение типов придаточных можно найти во многих пособиях и в различных наших работах. Ниже будет предложено еще одно задание, в котором надо будет расставить знаки и определить типы придаточных. Но прежде хотелось бы сделать еще несколько замечаний, рассказав о типичных ошибках при работе с СПП.

— Есть проблема при различении неполных придаточных частей и устойчивых оборотов, которые как придаточная часть не рассматриваются. Они даются списком в справочниках по пунктуации, например: сделать как следует, хватать что подвернется, добиться во что бы то ни стало, приходить когда вздумается, не лезть куда не следует, спасайся кто может, бери что дают, найду чем заняться, заплатил Бог знает сколько, достать что нужно и т.д. Такие обороты не рассматриваются как придаточная часть, а выступают в качестве единого члена предложения. Их можно заменить на одно слово – «сделать как следует = хорошо», «найду чем заняться = дело». Следует сказать, что перечисленные обороты оказываются придаточными предложениями, если выступают в прямом значении, если их нельзя заменить на одно слово, сравни: Мышка разбрасывала свои вещи где можно и где нельзя (=везде) и Дюймовочка разложила свои немногочисленные вещички, где [было ] можно.

— Не разделяются запятой, выступая как неразложимые сочетания, обороты с глаголом «хотеть» — пиши как хочешь, над ним командует кто хочет, женись на ком хочешь, гуляй с кем хочешь, бери что хочешь. Хотя и в этих случаях возможны ситуации, когда обороты с глаголом «хотеть» образуют неполные придаточные предложения – В итоге крот женился именно на той, на которой хотел.

— Сочетания «(не) больше чем», «(не) меньше чем», «(не) раньше чем», «(не) позже чем» не разделяются запятой, если не содержат сравнения (в этом случае почти всегда можно изъять из предложения либо все сочетание, либо «чем») – Девочка весит не больше чем 15 килограммов (=не больше 15).

Если же в предложении содержится сравнение, запятая перед «чем» ставится –Больше, чем что-то другое, кроту был нужен покой.

— Цельные выражения образуют сочетания местоимений «кто», «что», «какой» и наречий «где», «куда», «откуда» со словами «угодно» и «попало». Все эти выражения оказываются синонимичны слову, а не придаточной части, перед ними в предложениях запятая не ставится – «Этак кто угодно (=любой) может петь!» — проворчал крот.

Все перечисленные выше случаи надо видеть и не путать их с СПП.

3. 14. СПП с несколькими придаточными.

Необходимо также сказать, что предложения из двух частей, где одна часть будет главной, а другая придаточной, встречаются нечасто. Гораздо чаще в текстах используются предложения из трех и более частей, в которых использованы несколько придаточных.

Можно говорить о трех типах соединения придаточных частей с главной.

1. Все придаточные присоединяются к главной части, при этом между придаточными связи нет. Это параллельное подчинение. Придаточные обычно разнотипны, а если оказываются однотипными, то соотносятся с разными словами в главной части. Когда Дюймовочка увидела крота1, она поняла2, что не сможет стать его женой никогда3. Главная часть – вторая, первая – придаточное времени, третье – придаточное изъяснительное. Между придаточными связи нет.

2. Все придаточные относятся к главной части, при этом являются однотипными, связаны между собой, относятся одому и тому же слову или одинаково характеризуют главную часть. Это однородное подчинение. Между придаточными устанавливается бессоюзная или сочинительная связь. Ласточка поняла1, что Дюймовочка очень несчастна2 и что её никто не любит3. Первая часть – главная, к ней относится вторая и третья – однородные придаточные изъяснительные. В нашем примере однородность частей устанавливается просто: между ними стоит союз И, при этом в обеих частях повторяется союз ЧТО. В других случаях однородный характер придаточных может быть не столь очевиден: Когда вдали показалась страна эльфов, Дюймовочка решила, что это сказка или все ей только снится. Между однородными изъяснительными придаточными стоит разделительный союз, но во второй придаточной опущено союзное средство.

3. К главной части относится только первое из придаточных, остальные «по цепочке» связаны между собой. Это последовательное подчинение. Крот решил жениться на Дюймовочке1, потому что узнал2, что она мало ест3. К первой, главной части присоединяется придаточное причины (второе), а к нему третье – изъяснительное. Более сложным окажется случай, когда одна из связанных последовательным подчинением придаточных частей расположена внутри другой: Мышь решила1, что2, раз Дюймовочка убежала3, надо самой выйти замуж за крота2. Внутри второй части располодено относящееся к ней придаточное условное.

Учитывая, что в предложении могут быть различные комбинации этих трех типов подчинения, при делении текста на части и при расстановке знаков препинания в СПП надо быть очень внимательным. Мы предлагаем всем сделать задание, расставив пропущенные знаки и определив типы всех придаточных, а также тип подчинительной связи. Ответы с комментариями будут даны позже, когда работа будет выполнена. Для готовящихся к устному экзамену советуем подчеркнуть типы придаточных и составить схемы. Чтобы еще сильнее усложнить вам работу, мы добавили орфограммы. Удачи!

Белоснежка и ее мачеха (свободная версия).

В одном королевстве что было расположен…о на окраине земли в дремучем лесу жили как это всегда бывает в сказках король его жена – королева — и дочь короля от первого брака который конечно же был удачным и что естествен…о (не)долгим — принцесса Белоснежка. Пока принцесса была маленькой девочкой и ее детская красота (не) смущала королеву (мачеху) жизнь шла относительно спокойно. Не могу сказать почему но король (не) обращал внимания на (не) любовь жены к дочке вероятно полагая что это естествен…ые отношения двух женщин и что со временем все как (то) утр…сется. Но когда Белоснежке исполнилось 15 лет ситуация стала (взрыво) опасной. Принцесса была хорошенькой не только (по) тому что 15 лет возраст юности и красоты но и (п о)тому что вообще обладала (не) заурядной внешностью. Королева же не могла сохранять красоту так как когда женщине исполняется 40 лет ее внешность подвергается естествен…ым возрас…ным изменениям. И если бы королева была нормальной женщиной то ей бы (не) приходило в голову борот…ся за титул «Мисс Вселен…ая» с молоденькой девчушкой которая и (не) осознавала своей красоты (по) тому что просто не задумывалась над такими проблемами. Но королева отчаян…о боролась против старения и если кто (то) не знал года её рождения то давал ей (не,ни) больше двадцати пяти лет. Чудодействен…ые средства где использовались самые современ…ые достижения косметологии привозились королем и его ближайшими поддан…ыми из всех стран куда по делам государства необходимо ездить первым лицам. Король ужасно переживал глядя как расходует…ся и без того (не) богатая казна государства и чувствуя что скоро расходы станут еще больше. Но сколько (не,ни) изводила королева мазей и кремов как (не,ни) старалась она ухаживать за собой возраст брал своё.

Как это бывает всегда чем больше изводила себя королева которая не могла смирит…ся с прекрасной соперницей тем с большей отчетливостью люди замечали красоту последней видя что то что естествен…о намного лучше чем искусствен…ое. Не выдержав королева решила извести Белоснежку и вызвав к себе верного слугу который был с молодых лет влюблен в нашу королеву и для которого она осталась все той же пр…красной девушкой какой была в 20 лет приказала завести принцессу в лес и убить её. Слуга повиновался хотя и удивился что в душе такой красавицы живут столь черные мысли.

Но когда Белоснежка и верный слуга оказались в дремучем лесу где и планировалось совершить убийство он понял что если пойдет на преступление то не сможет больше (не,ни) то что смотреть людям в глаза а и просто жить. Он говорил себе что это вздор что приказ любимой женщины для него важнее чем жизнь юной принцессы что королева родит стране другую принцессу или принца что наверняка есть причина почему необходимо погубить девчонку которая впрочем не делает никому (ни) чего плохого но не смог убедить себя в правильности предприн…маемых действий. Поэтому слуга отпустив Белоснежку рассказал ей все как есть и (строго) настрого запретил возвращаться во дворец как для того чтобы она была (в) дали от мачехи так и чтобы самому пр…бывать в безопасности.

Принцесса не рас…троилась оставшись одна в лесу. Она любила природу и как это часто бывает в юн…ости (не,ни) то что не думала а не могла представить себе что возможна такая ситуация когда надо будет опасаться лесных зверей и птиц дружба с которыми уже прославила Белоснежку по всему королевству. Девушка сказала себе: «Надо думать (не,ни) о том что было бы если бы на меня напали волки а о том что приближается ночь и (по) этому надо найти место для ночлега». Принцесса храбро пошла вперед и прежде чем совсем стемнело вышла к одиноко стоящему на опушке домику глядя на который она вспомнила рассказы няни о гномах. Это и правда был домик в котором жили 7 гномов чьи имена мы не можем вспомнить точно но желающим можем рекомендовать известный фильм Уолта Диснея где с документальной точностью вос…оздают…ся даже эти (не)значительные подробности.

Но едва принцесса вошла в домик она ахнула от царящего в нем бе…порядка какой всегда бывает если в доме живут семеро мужчин и нет (не,ни) одной женщины. Когда на столе лежат носки которые еще вчера красовались на ногах одного из гномов на шкафу огрызки от яблок которые кто (то) съел больше чем месяц назад в чашках окурки перемешанные с остатками заварки то становит…ся ясно что первое что необходимо сделать в таком доме настоящей женщине навести порядок что и сделала (трудо) любивая Белоснежка. Прежде чем гномики вернулись домой принцесса полностью изменила облик (не) уютного жилища и приготовила вкусный суп потому что содержимое холодильника указывало на то что питаются гномики исключительно (сыро) копчен…ой колбасой консервирован…ым горошком и ананасами в сиропе так что можно и язву заработать.

Не стоит и говорить что гномики сразу же полюбили принцессу и уговорили её остаться жить с ними о чем некоторое время спустя узнала королева. Тут (то) королева осознала что что (бы) (по) прежнему носить титул первой красавицы королевства надо или сделать серию пластических операций или самой погубить прекрасную соперницу. На операции денег не было (не) смотря на то что торговля добываемой в лесу нефтью шла отменно. Падение мировых цен на нефть ударило по экономике страны и как всегда бывает в таких случаях по личному королевскому бюджету. Выход у королевы оставался один и она поступила так как подсказывало ей её злое и черное сердце. Взяв самое красивое из яблок что росли в королевском саду и пр…готовив смертоносный яд описание которого нашла в старых книгах где разбирались различные проблемы супружеской жизни и пути к решению этих проблем королева переоделась монашкой что(бы) никто не смог узнать её и отправилась в домик гномиков.

Будучи хотя и красивой но ужасно глупой девчушкой Белоснежка не узнала своей мачехи и чтобы не обижать монашку взяла у нее яблоко. Все знают что произошло (в) следствие такого (не) обдуман…ого поступка тем более что подобного рода истории случились одновремен…о в разных концах земли с разными принцессами. (Не) смотря на то что гномы были знакомы с Белоснежкой менее чем неделю они горько оплакивали прекрасную девушку и так как хорошо знали местные пещеры то нашли идеальное последнее пристанище для своей подружки.

И тут (то) происходит самое главное и пр…вл…кательное – появляется Он, тот кого девушки всегда и во всех странах мира ждут с таким (не) терпением начиная с 12 лет кто является в самых романтических снах а появившись наяву сразу завоевывает сердца прекрасных дам. Принц случайно ехал по лесу где жили и работали гномы не зная куда и не ведая зачем. Он входит в пещеру видит прекрасную девушку влюбляется в нее с первого взгляда и что трудно объяснить нам – реалистам и скептикам решается поцеловать. Чудо совершилось сразу же как только принц пр…коснулся губами к губам девушки которая хотя и спала крепким сном но поцелуй почувствовала сразу. Естественно принцесса проснувшись тоже влюбляется в принца и что(бы) не упустить плывущую в руки удачу быстренько соглашается стать его женой.

Мы не знаем как сложилась семейная жизнь принца который кстати не имеет ни имени ни фамилии что на наш взгляд свидетельствует об уготован…ой им роли подкаблучника при прекрасной и знаменитой своими добрыми делами жене, и Белоснежки но надеемся что прекрасная сказка не закончилась когда им двум незнакомым людям пришлось начинать семейную жизнь непонятно где неизвестно как да еще и под завис…ливыми взглядами мачехи.