Достоевский: Преступление и наказание

Курсовая работа

Часть 1.

Главный герой — Родион Романович Раскольников, студент, бросивший университет. Живет в тесной каморке, похожей на гроб, в нищете. Избегает квартирной хозяйки, так как ей должен. Действие происходит летом, в страшную духоту (тема «желтого Петербурга» проходит через весь роман).

Раскольников идет к старухе, ссужающей деньги под залог. Старуху зовут Алена Ивановна, она живет со сводной сестрой, тупой и угнетенной тварью Лизаветой, которая «каждую минуту беременеет», «работает на старуху и находится в ее полном рабстве. Раскольников носит часы в качестве жетона, запоминая все мельчайшие детали по пути, поскольку он готовится осуществить свой план: убить старуху. На обратном пути он входит в трактир, где встречает Семена Захаровича Мармеладова, пьяного чиновника, который говорит о себе. Его жена — Катерина Ивановна — от первого брака имеет троих детей. Первый муж был офицер, с которым она сбежала из родительского дома. Играл в карты, бил ее. Потом он умер, и из отчаяния и бедности ему пришлось пойти за Мармеладовым, который был чиновником, но затем потерял свой пост. У Мармеладова есть дочь Соня от первого брака, которую заставили пойти на панель, чтобы хоть как-то накормить и покормить остальных детей. Мармеладов пьет на ее деньги, крадет деньги из дому. Страдает от этого. Раскольников отводит его домой. Скандал дома, Раскольников уходит, неприметно положив на окошко деньги. На следующее утро Раскольников получает из дома письмо от матери, в котором извиняется за то, что он не может отправить деньги. Мать говорит, что сестра Раскольникова Дуня поступила на службу к Свидригайловым. Свидригайлов плохо с ней обращался, потом стал уговаривать ее на любовную связь, обещая всевозможные блага. Жена Свидригайлова — Марфа Петровна — подслушала разговор, обвинила во всем Дуню и выгнала его из дома. Знакомые отвернулись от Раскольниковых, так как Марфа Петровна об этом обзвонила по всему району. Затем все выяснилось (Свидригайлов раскаялся, нашлось негодующее письмо Дуни, слуги признались).

Марфа Петровна рассказала обо всем знакомым, отношение изменилось, Петр Петрович Лужин ухаживал за Дуной, которая собиралась в Петербург открывать юридическую фирму. Раскольников понимает, что его сестра продалась, чтобы помочь брату, и решает помешать свадьбе. Раскольников выходит на улицу и встречает на бульваре пьяную девушку, почти девушку, которую, видимо, напоили, опозорили и выставили на улицу. Рядом прохаживается хлыщ, примеряясь к девочке. Раскольников дает милиционеру деньги, чтобы отвезти девушку домой на такси. Думает о ее дальнейшей незавидной судьбе. Он понимает, что определенный «процент» проходит именно по этому жизненному пути, но не хочет мириться с этим. Идет к своему другу Разумихину, по дороге передумывает. Не дойдя до дома, засыпает в кустах. Ему снится страшный сон, что он в детстве идет с отцом на кладбище, где похоронен его младший брат, напротив паба. Там стоит ломовая лошадь, запряженная в телегу. Пьяная хозяйка лошади — Микола — выходит из трактира и предлагает своим друзьям сесть. Лошадь старая, не может сдвинуть телегу. Микола остервенело хлещет ее кнутом. К нему присоединяются еще несколько человек. Миколка ломом убивает клячу. Мальчик (Раскольников) бросается с кулаками на Миколку, отец его уводит.

Раскольников просыпается и думает о том, сможет он убить или нет. Проходя по улице, случайно слышит разговор Лизаветы (сестры старухи) со знакомыми, которые приглашают ее в гости, т. е. старуха завтра останется одна. Раскольников заходит в трактир, где подслушивает разговор офицера и студентки об игре в бильярд, о старом ломбарде и о Лизавете. Говорят, что старуха мерзкая, кровь из людей сосет. Студент: Я бы ее убил, я бы ограбил ее без трепета совести, сколько людей исчезнет, ​​и та же дурная старушка не умрет ни сегодня, ни завтра. Раскольников приходит домой, ложится спать. Затем он готовится к убийству: пришивает петлю к топору под пальто, обматывает деревяшку листом бумаги, как будто это новый «залог» — отвлечь старуху. Затем крадет в дворницкой топор. Он идет к старушке, дает ей «закладную», молча вытаскивает топор и убивает ломбард. После этого начинает шарить по шкафам, сундукам и проч. Внезапно возвращается Лизавета. Раскольников вынужден убить и ее. Тут кто-то звонит в дверь. Раскольников не открывает. Приходящие понимают, что дверь запирается изнутри на засов, и чувствуют, что что-то не так. Двое спускаются к смотрителю, один остается на лестнице, но потом ломается и тоже падает. Раскольников выбегает из квартиры. Этажом ниже — ремонт. Посетители с дворником уже поднимаются по лестнице, Раскольников прячется в квартире на ремонте. Группа проходит наверх, Раскольников убегает.

Часть 2.

Раскольников просыпается, осматривает одежду, уничтожает улики, хочет спрятать украденные вещи от старухи. Приходит дворник, приносит повестку в полицию. Раскольников идет в участок. Оказывается, требуют по делу взыскания денег квартирной хозяйкой. На вокзале Раскольников видит хозяйку публичного дома Луизу Ивановну. Раскольников объясняет клерку, что когда-то обещал жениться на дочери своей квартирной хозяйки, много потратил, отдал счета. Тогда дочь хозяйки умерла от тифа, и хозяйка стала требовать оплаты счетов. Краем уха Раскольников слушает в отделении милиции разговор об убийстве пожилой женщины: собеседники обсуждают обстоятельства дела. Раскольников падает в обморок, потом объясняет, что нездоров. Придя со станции, Раскольников забирает вещи старушки домой и прячет их под камнем в глухом переулке. После этого он идет к своему другу Разумихину и пытается объяснить что-то сумбурное. Разумихин предлагает помощь, но Раскольников уходит. На набережной Раскольников едва не попадает под экипаж. Купчиха с дочерью, приняв его за нищего, дает Раскольникову 20 копеек. Раскольников берет, но затем бросает деньги в Неву. Ему показалось, что он теперь полностью отрезан от всего мира. Приходит домой, ложится спать. Начинается бред: Раскольникову мерещится, что бьют хозяйку. Проснувшись, Раскольников увидел в своей комнате Разумихина и кухарку Настасью, которая ухаживала за ним во время болезни. Приходит артельщик, приносит деньги от матери (35 рублей).

Разумихин взял у хозяйки счет, поручился за Раскольникова, что тот заплатит. Покупает Раскольникову одежду. Студент-медик Зосимов идет в туалет Раскольникова, чтобы осмотреть пациента. Говорит с Разумихиным об убийстве старухи-процентщицы. Выясняется, что по подозрению в убийстве арестовали красильщика Миколая, а Коха и Пестрякова (те, что во время убийства пришли к старухе) отпустили. Миколай принес хранителю подставку для напитков с золотыми серьгами, которые он нашел бы на улице. Они с Митрием красили как раз на той лестнице, где жила старуха. Хозяин таверны начал выяснять и выяснил, что Николай пил уже несколько дней, а когда он упомянул об убийстве, Николай бросился бежать. Потом его арестовали, когда он хотел в сарае пьяный (перед этим заложил крест) повеситься. Свою вину он отрицает, только признает, что нашел серьги не на улице, а за дверью на полу, где они рисовали. Зосимов и Разумихин спорят об обстоятельствах. Разумихин реконструирует всю картину убийства — и то, как убийцу поймали в квартире, и как он прятался от смотрителя, Коха и Пестрякова внизу. В это время к Раскольникову приходит Петр Петрович Лужин. Аккуратно одет, но произвел на Раскольникова не лучшее впечатление.

Лужин сообщает, что сестра и мать Раскольникова приезжают. Остановятся в нумерах (дешевая и грязная гостиница), за что Лужин платит. Там же живет знакомый Лужина — Андрей Семеныч Лебезятников. Лужин философствует о том, что такое прогресс. По его мнению, прогресс движется эгоизмом, то есть личным интересом. Если вы разделите последнюю рубашку со своим соседом, ни у него, ни у вас не будет рубашки, и они оба будут ходить полуголыми. Чем богаче и комфортнее индивид и чем больше таких индивидов, тем богаче и комфортнее общество. Разговор снова переходит на убийство старухи. Зосимов говорит, что следователь допрашивает закладчиков, т. е. тех, кто приносил старухе вещи. Лужин рассуждает о том, почему преступность возросла не только среди «низших классов», но и среди относительно богатых. Раскольников говорит, что «по твоей теории вышло» — если каждый за себя, то и людей резать можно. «А правда, что вы говорили, будто жену лучше из нищеты брать, чтобы потом над ней лучше властвовать?» Лужин возмущается и говорит, что эти сплетни распускает мать Раскольникова. Раскольников ругается с Лужиным и грозит спустить его с лестницы. После того, как все разошлись, Раскольников одевается и бродит по улицам. Попадает в переулок, где располагаются публичные дома и т. д. Подумайте о приговоренных к смерти, которые перед казнью готовы смириться с жизнью на одном метре, на скале, просто чтобы жить. «Подлец человек. И подлец тот, кто его за это подлецом называет». Раскольников идет в трактир, там читает газеты. К нему подходит Заметов (тот, что был в участке, когда Раскольников упал в обморок, а потом приходил к Раскольникову во время его болезни, знакомый Разумихина).

Разговаривают о фальшивомонетчиках. Раскольников чувствует, будто Заметов его подозревает. Он рассказывает, как он сам поступил бы на месте фальшивомонетчиков, а затем что он сделал бы с вещами старухи, если бы он ее убил. Потом прямо спрашивает: «А что, если это я убил старуху и Лизавету? Подозревай меня! »Листва. Зосимов уверен, что подозрения в отношении Раскольникова ошибочны. Раскольников сталкивается с Разумихиным. Тот приглашает Раскольникова на новоселье. Тот отказывается и просит, чтобы все оставили его в покое. Идет по мосту. Женщина перед ним пытается покончить жизнь самоубийством, спрыгнув с моста. Ее вытаскивают. У Раскольникова мелькает мысль о самоубийстве. Он идет на место преступления, пытается расспросить рабочих и дворника. Те его выгоняют. Раскольников идет по улице, гадая, идти в полицию или нет. Вдруг слышит крики, шум. Идет на них. Человека раздавило экипажем. Раскольников узнает Мармеладова. Несут его домой. Дома жена с тремя детьми: две дочки — Поленька и Лидочка — и сын. Мармеладов умирает, посылают за священником и за Соней. У Катерины Ивановны истерика, она обвиняет умирающего, людей, бога. Мармеладов пытается перед смертью попросить прощения у Сони. Умирает. Перед отъездом Раскольников отдает все деньги Катерине Ивановне, — говорит Поленко, которая обращается к нему со словами благодарности, чтобы помолиться за него. Раскольников понимает, что жизнь его еще не кончилась. «Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь со старою старухой!» Идет к Разумихину. Тот, несмотря на новоселье, провожает Раскольникова домой. Дорогой рассказывает, что Заметов и Илья Петрович подозревали Раскольникова, а теперь Заметов раскаивается, и что Порфирий Петрович (следователь) желает познакомиться с Раскольниковым. у Зосимова какая-то своя теория, что Раскольников сумасшедший. Раскольников и Разумихин приходят в чулан Раскольникова и находят его мать и сестру. Раскольников делает несколько шагов назад и падает в обморок.

Часть 3

Раскольников приходит в себя, говорит, что выгнал Лужина, просит сестру не выходить за него замуж, так как это жертва. «Или я, или Лужин». Мама и сестра в панике, Разумихин их утешает, говорит, что все исправит, что позаботится о пациенте. Разумихин влюбляется в Дуню, пытается отговорить от брака с Лужиным. «Он соглядатай и спекулянт, … жид и фигляр, и это видно. Ну что, подходит? »Так Разумихин идет к Раскольникову, но потом возвращается к Дуне и матери и приводит их Зосимова, который тоже пытается их утешить, говоря, что с пациентом все в порядке, только есть признаки определенная мономания. На следующее утро Разумихин возвращается в комнаты и рассказывает сестре и матери Раскольникова всю историю болезни. Затем он узнает, что Лужин должен был встретить их на вокзале, но вместо этого отправил лакея, обещая приехать на следующее утро. Но утром прислал записку, в которой настаивает, чтобы Раскольникова не принимали в его присутствии, сообщает, что Раскольников передал всю сумму, которую его мать с таким трудом собрала, пьянице, раздавленному каретой, у которого дочь » девица с известным поведением». Дуня говорит, что Родю надо обязательно позвать. Они идут к Раскольникову, застают там Зосимова.

Раскольников рассказывает о Мармеладове, объясняет, почему он отдал деньги. Пульхерия Александровна утверждает, что Марфа Петровна Свидригайлова мертва, вероятно, из-за того, что Свидригайлов ее избил. Раскольников вспоминает, как влюбился в дочь возлюбленной и хотел жениться. Она была некрасива, всегда болела, мечтала о монастыре и любила служить бедным. Затем Раскольников снова повторяет: «Или я, или Лужин». Раскольникову показывают письмо Лужина и просят убедиться, что он сегодня вечером там. Неожиданно в Раскольников приезжает Соня Мармеладова с приглашением Катерины Ивановны на поминки. Раскольников говорит, что будет. Мать с сестрой уходят, гадая, что все это значит. Раскольников сообщает Разумихину, что у старого ипотечного банка были его часы, унаследованные от отца, и кольцо его сестры, которое она подарила ему на память, и что он хотел их забрать. Разумихин советует пойти к Порфирию Петровичу. Раскольников провожает до угла Соню, за ними следит какой-то незнакомец, идет незаметно до Сониного обиталища (Свидригайлов).

Раскольников и Разумихин идут к Порфирию. У того сидит Заметов. Говорят о часах и кольце, затем о сущности преступлений. Раскольников не согласен с социалистами, которые объясняют все преступления плохим общественным порядком, против которого человек протестует совершением преступления. Оказывается, как только «математический текст» вырабатывает хорошую социальную систему, сразу все заработает. Но это противоречит живому процессу жизни, живая душа попросит жизни, она восстанет. Оттого-то социалисты так и не любят истории. Спорят. Порфирий Петрович цитирует опубликованную два месяца назад в журнале статью Раскольникова «О преступлении», которую он написал, покидая университет. Суть статьи в том, что все люди делятся на две категории: обычные, «дрожащие существа» и необычные люди, «имеющие право». Необычные люди — Наполеоны, Мухаммед, Солон — были преступниками хотя бы потому, что дали новый закон, отвергнув старый. Если бы Ньютон мешал большему количеству людей, препятствуя обнародованию своих законов, он имел бы полное право отменить их. Речь идет не о том, чтобы резать людей налево и направо, а о праве на преступление. Все люди необыкновенные, и даже если они находятся в стороне от проторенных дорог и могут сказать новое слово, они непременно должны быть преступниками.

Обычным людям нет ничего обидного в том, что они «материальные», нет, это закон жизни. Обычные люди — хозяева настоящего, они сохраняют мир и умножают его численно, неординарные люди двигают миром и ведут его к цели. Возможные жертвы и преступления могут быть оправданы масштабом цели, с которой они были совершены. Порфирий спрашивает, как отличить одно от другого, «может быть, на теле есть следы с рождения». Раскольников отвечает, что на удивление мало людей рождаются способными сказать что-то новое, что все остальное существует только для того, чтобы в один прекрасный день можно было выделить одного такого человека, из тысячи, из миллиона. Если обычный человек захочет вести себя «имеющий право», то у него ничего не получится, он не сможет идти по пути преступления до конца, потому что он по натуре слаб и покорен. Остановится на полпути, каяться начнет и т. д. Разумихин ужасается, что Раскольников своей теорией позволяет «проливать кровь по совести», что, по его мнению, хуже официального разрешения на массовые убийства. Порфирий Петрович с ним соглашается и спрашивает Раскольникова, не считал ли он сам себя, когда писал статью, человеком необыкновенным («Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»).

Раскольников вызывающе отвечает, Заметов улыбается: «Не Наполеон ли убил нашего старого ростовщика?» Порфирий приглашает Раскольникова прийти на следующий день в офис. Раскольников и Разумихин уходят, на улице говорят, что Порфирий Раскольников явно подозревает. Подходят к нумерам, где остановились мать и сестра Раскольникова. Вдруг Раскольников, оставив Разумихина, бросается домой, чтобы обыскать дыру в обоях, где он спрятал вещи старушки после убийства — если что-то потерялось. Там он ничего не находит, но, выходя из дома, замечает какого-то мещанина, который выспрашивает о нем дворника. Раскольников догоняет его, спрашивает, что ему нужно. Тот в ответ говорит «Убивец!» и уходит. Раскольников возвращается к себе. Размышляет над своим состоянием. «Я убить-то убил, но переступить не переступил, на этой стороне остался. Я не человека убил, я принцип убил». Раскольников понимает, что он «тварь дрожащая», потому что рассуждает о том, правильно он сделал или нет. «Право имеющий» не рассуждает, он идет, не оглядываясь, как Наполеон. Настоящий властелин не задумываясь «тратит» полмиллиона войска в московском походе, «забывает» армию в Египте, и после смерти ему возводят памятники и славят. Раскольников понимает, что своим поступком отрезал себя от матери, сестры, Сони — всех кротких, бедных, т. е. тех, кого называл «тварями дрожащими», но не смог внутренне очерстветь, перешагнуть через них. Раскольникову снится кошмар — старуха-процентщица жива и смеется над ним. Он пытается убить ее, но со всех сторон люди, они смотрят и молчат. Раскольников просыпается и видит у себя в комнате человека. Это Аркадий Иванович Свидригайлов.

Часть 4

Свидригайлов рассказывает Раскольникову о смерти своей жены, уверяя, что ни в чем не виноват, что с Дуней тоже вышло все случайно, что он имел самые лучшие намерения, а женщины иногда «очень любят быть оскорбленными, несмотря на все видимое негодование». Жену он лишь два раза хлыстиком стегнул, «но ведь есть такие женщины, с которыми и самый что ни на есть прогрессист за себя поручиться не сможет… Про чтение-то письма (Дуня-шиного) слыхали?». Свидригайлов рассказывает, что был в юности шулером, кутил, делал долги. За долги же его посадили в тюрьму. Тут же и подвернулась Марфа Петровна, которая выкупила его из тюрьмы за «тридцать тысяч сребреников». Жили в деревне 7 лет безвыездно, а она все это время документ об этих 30 тысячах на чужое имя держала, на случай, если он вздумает взбунтоваться. Но это Свидригайлова не стесняло, Марфа Петровна на именины подарила ему и этот документ, и приличную сумму денег. Свидригай-лов рассказывает, что ему уже трижды являлось привидение Марфы Петровны. Свидригайлов сам говорит о себе, что он, возможно, болен, что он человек «развратный и праздный», но что между ним и Раскольниковым есть много общего. Он предлагает Раскольникову помощь в том, чтобы расстроить свадьбу Дуни и Лужина. Ссора с женой у Свидригайлова вышла из-за того, что она «состряпала» эту свадьбу. Свидригайлов говорит, что ему от Дуни ничего не надо, что он единственно хочет, чтобы она не выходила за Лужина, и в качестве компенсации готов ей дать 10 тысяч рублей. Просит Раскольникова передать это Дуне. Говорит, что и Марфа Петровна упомянула ее в завещании (3 тысячи рублей).

Просит об одной встрече с Дуней, говоря, что скоро женится на «одной девице» или «отправится в вояж» (подразумевается самоубийство).

Уходит. Раскольников с Разумихиным идут к Дуне и матери в нумера. Туда же приходит Лужин. Напряженная атмосфера. Мать и Лужин говорят о Свидригайлове и его жене. Лужин сообщает историю, со слов покойной Марфы Петровны, о том, как Свидригайлов был в знакомстве с какой-то Ресслих, процентщицей. У той жила дальняя родственница, лет четырнадцати, глухонемая. Ее нашли на чердаке повесившейся. Поступил донос, что якобы Свидригайлов «жестоко оскорбил ее», что и послужило причиной самоубийства. Стараниями и деньгами Марфы Петровны донос был ликвидирован. Лужин рассказывает о слуге Филиппе, которого якобы Свидригайлов истязаниями также довел до самоубийства. Дуня возражает, что Филипп был ипохондрик, «домашний философ», и удавился скорее от насмешек, а не от истязаний Свидригайлова, который при ней, напротив, со слугами обращался хорошо и те его уважали, хотя и винили в смерти Филиппа. Раскольников сообщает, что Свидригайлов был у него, что Марфа Петровна оставила Дуне по завещанию деньги. Начинается выяснение недоразумения между Раскольниковым и Лужиным. Происходит скандал. Лужина выгоняют, так как выясняется, что он клеветник (его интерпретация того, почему Раскольников отдал Соне деньги).

Лужин уходит, негодуя и вынашивая планы мести. Он специально собирался взять в жены девушку бедную, чтобы ее облагодетельствовать и тем самым над ней безраздельно властвовать. Кроме того, он рассчитывал с помощью жены сделать карьеру, так как отлично понимал, что в петербургском обществе красивая и умная женщина будет привлекать к себе внимание и способствовать его продвижению по службе. Теперь из-за Раскольникова все рухнуло, раскольников тем временем рассказывает Дуне и матери о предложении Свидригайлова, добавляя, что, по его мнению, от Свидригайлова ничего хорошего ждать не приходится. Разумихин радуется «отставке» Лужина и начинает развивать идеи о том, что на эти деньги плюс его, Разумихина, тысячу, доставшуюся от дяди, можно заняться книгоизданием и т. д. Раскольников вспоминает об убийстве и уходит, говоря родным, что, быть может, они в последний раз видятся. Разумихин догоняет его, Раскольников просит не оставлять мать и сестру. Затем Раскольников направляется к Соне. Бедная комната с убогой обстановкой. Говорят о Мармела-дове и Катерине Ивановне. Соня любит их, несмотря ни на что, и жалеет. У Катерины Ивановны чахотка, и она должна скоро умереть. Раскольников говорит, что дети попадут на улицу и с Полеч-кой станет то же, что с Соней.

Та не хочет в это верить и говорит, что бог не допустит. Раскольников возражает, что бога нет. Затем встает перед ней на колени, а на протесты Сони отвечает, что он не ей поклонился, а «всему страданию человеческому». Затем спрашивает, почему Соня не кончает жизнь самоубийством. «А с ними-то что будет?» — отвечает Соня. Раскольников понимает, что видит перед собой чистое существо, которое сумело остаться духовно незамаранным, несмотря на окружающую его грязь. Соня часто молится богу, а на комоде Раскольников замечает Евангелие, которое, как выясняется, Соне подарила Лизавета, сестра убитой старухи-процентщицы. Соня дружила с ней, служила по убитой панихиду. Раскольников просит Соню почитать Евангелие. Та читает эпизод о воскресении Лазаря (которого Иисус возвратил к жизни).

Раскольников говорит Соне: «Пойдем вместе, мы оба прокляты». «Надо сломать все и страдание взять на себя. Свободу и власть… главное — власть! Над всею дрожащею тварью и надо всем муравейником! Если не приду завтра, про все услышишь сама, и тогда припомни все мои теперешние слова… Если же приду завтра, то скажу тебе, кто убил Лизавету». Уходит. В соседней комнате в это время находится Свидригайлов и подслушивает. На следующее утро Раскольников идет в отделение пристава следственных дел — к Порфирию Петровичу. Порфирий Петрович очень хитер, умеет распутывать самые сложные дела, и Раскольников знает это. Порфирий Петрович вникает в психологию Раскольникова. Рассказывает, как люди совершают преступления, на чем и как попадаются — один «натуры своей не рассчитал, все прекрасно сделал, а потом в неподходящий момент в обморок хлопнулся». Раскольников понимает, что его подозревают в убийстве, кричит: «Не позволю!» Порфирий Петрович говорит, что знает, как Раскольников ходил после убийства на квартиру старухи, разговаривал с дворником и т. д. Раскольников кричит, чтобы Порфирий Петрович «подавал факты», почти выдает себя. Внезапно в комнату врывается арестованный Миколай и признается, что он убил старуху и ее сестру. Порфирий Петрович в растерянности. Раскольников уходит. Но Порфирий Петрович говорит ему, что они еще увидятся. Перед выходом Раскольников встречает мещанина, который при прошлой встрече назвал его «убивец». Мещанин просит у Расколь-никова прощения за « злобные мысли ». Раскольников на похороны Мармеладова опоздал.

Часть 5

У Лужина из-за расстроенной женитьбы большие убытки (неустойка за квартиру, невозвращенный задаток за новую мебель и т. д.).

Лужин — среди приглашенных на поминки, а также его сосед Андрей Семенович Лебезятников, «прогрессист», имеющий отношение к «кружкам», хотя «пошленький, простоватенький человек» . Его Лужин также хотел использовать в своей карьере, «заискивая у молодого поколения». Лебезятников говорит с Лужиным о «прогрессивных» идеях — эмансипации, гражданском браке, «коммунах» (Достоевский высмеивает все это), считает, что его призвание в жизни — «протестовать» против всех и вся. Несмотря на это, он говорит о Соне хорошо. Лужин просит Лебезят-никова привести Соню. Тот приводит. Лужин до этого считал на столе деньги и по приходе Сони дает ей 10 рублей под видом помощи. Катерина Ивановна пребывает в раздраженном состоянии, т. к. почти никто из приглашенных на поминки не явился, в том числе и Лужин с Лебезятниковым. Во время поминок происходит скандал между Катериной Ивановной и Амалией Ивановной, квартирной хозяйкой. В разгар перебранки появляется Лужин. Он обвиняет Соню в том, что она украла у него 100 рублей. Соня отвечает, что ничего не брала, только 10 рублей, которые ей Лужин сам дал, и возвращает ему деньги. Лужин настаивает, что у него пропал 100-рублевый банкнот. Катерина Ивановна защищает Соню, выворачивает ей карманы, чтобы показать, что в них ничего нет.

Из кармана выпадает 100 рублей. Пришедший в это время Лебезятников свидетельствует, что Лужин сам подсунул эти 100 рублей Соне в карман, и готов принять в этом присягу. Раньше Лебезятников думал, что Лужин хочет сделать благодеяние, но незаметно, поэтому Лебезятников молчал. Раскольников объясняет присутствующим, что Лужин хотел таким образом поссорить его с семьей, доказав, что Соня, которую Раскольников защищал и которой помо- гал, — воровка. Тогда бы Лужин восстановил свои намерения на брак с Дуней, как человек, предупреждавший ее о «характере этой девицы» заранее. Лужин понимает, что попался, но не показывает этого, принимает наглый вид, ускользает из комнаты, собирает свои вещи и съезжает с квартиры. Квартирная хозяйка гонит и Катерину Ивановну с детьми. Та со словами «я найду справедливость» собирается идти на улицу.

Раскольников уходит, отправляется к Соне. Признается ей, что убил старуху и Лизавету. Соня плачет, говорит: «Что вы это над собой сделали!» — имея в виду то, что Раскольников, будучи человеком, попытался преступить общечеловеческие законы. Соня говорит, что пойдет за Раскольниковым в каторгу. Раскольников рассказывает ей о своей теории. «Я ведь только вошь убил». Соня: «Это человек-то вошь?» Раскольников: «Это закон людской. Людей не переделать. Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Надо только посметь. И я захотел осмелиться. Беда в том, что человек не вошь для меня, он вошь для того, кто и не задумывается над этим вопросом. Выходит, я не имел права, т. к. я точно такая же вошь, как все. Я себя убил, а не старушонку. Что теперь делать?» Соня говорит, что «надо пойти на перекресток» и сказать людям «я убил», покаяться перед ними. Тогда бог опять жизнь пошлет. Раскольников возражает, что ему не в чем каяться, что люди сами друг друга миллионами изводят, что они сами подлецы и что он «еще поборется», что, возможно, он рано себя осудил, что он, может быть, «человек, а не вошь». Соня предлагает дать Раскольникову крест, который достался ей от Лизаве-ты. Раскольников хочет взять, но в следующий момент говорит, что «потом». Приходит Лебезятников, сообщает, что Катерина Ивановна ходила к генералу — начальнику покойного мужа, ее выгнали, вышел скандал. Теперь она «шьет детям какие-то шапочки, чтобы ходить по дворам, крутить шарманку и собирать подаяние». Она надевает на голову драдедамовый платок (тот самый, которым укрывала Соню, когда та в первый раз вернулась с панели и Катерина Ивановна на коленях просила у нее прощения).

Раскольников идет домой. Туда приходит Дуня, говорит, что Разумихин рассказал ей все, она теперь знает, что Раскольникова преследуют по подозрению в убийстве, но она не верит. Раскольников отвечает, что Дмитрий Прокофьевич Разумихин очень хороший человек и способен сильно любить, потом прощается с сестрой. Идет бродить по улицам. Встречается с Лебезятниковым, Который говорит, что Катерина Ивановна ходит по улицам, «бьет в сковороду, а детей заставляет плясать». Соня ходит за ней, уго-в&ривая вернуться домой. Катерина Ивановна не соглашается, говоря «достаточно мы тебя мучили». Раскольников идет на указанную улицу и тоже пытается вразумить Катерину Ивановну, но та не слушает. Какой-то чиновник с орденом дает ей 3 рубля. Приходит городовой, требует «прекратить безобразие». Дети, испугавшись, пытаются убежать. Катерина Ивановна бежит за ними, но падает, у нее открывается горловое кровотечение. Катерину Ивановну при помощи городового и чиновника относят домой к Соне. Сбегаются соседи, среди них — Свидригайлов. Катерина Ивановна бредит, потом умирает. Свидригайлов говорит, что похороны берет на себя, что детей устроит в сиротские заведения и положит каждому до совершеннолетия по 1500 рублей. Просит передать Дуне, что он так употребил ее деньги. На вопрос Раскольникова, что это он так расщедрился, Свидригайлов отвечает его же словами, что иначе «Полечка по той же дороге, что и Соня, пойдет». Затем говорит, что живет через стенку от Сони и что Раскольников его чрезвычайно заинтересовал.

Часть 6

После смерти Катерины Ивановны прошло 3 дня. Раскольников встречался несколько раз со Свидригайловым, но не говорил о главном. Свидригайлов удачно пристроил детей Катерины Ивановны, служит по ней в день по две панихиды. Раскольников с Разумихиным говорят о Дуне и Пульхерии Александровне (матери Раскол ьникова).

Разумихин вскользь упоминает о признавшемся в убийстве Николае. Раскольников понимает, что Порфирий Петрович знает, что Николай на самом деле не виноват. Раскольников сидит у себя дома. К нему приходит Порфирий Петрович, рассказывает, как из подозрений, косвенных данных у него выросла убежденность в виновности Раскольникова. Оказывается, он и с обыском на квартире Раскольникова был, когда тот в беспамятстве лежал, и слухи специально распускал, ожидая, что Раскольников клюнет и сам придет. Постепенно все совпало до мелочей, а Никол -ка — человек набожный, «фантаст», жил у какого-то божьего старца в свое время, сектант. Решил «за других пострадать». Раскольников: «Так кто же убил?» Порфирий Петрович: «Вы». Раскольников: «Почему тогда не арестуете?» Порфирий Петрович: «Доказательств нет пока. Но обязательно вас арестую. Поэтому, пока не поздно, явитесь с повинной. Сбавка будет, я помогу. Впереди ещё много жизни будет. Ведь вы совсем не такой подлец, по крайней мере-долго себя не морочили (теорией), сразу «до последних столбов» дошли. А «жизнь вынесет на берег, на ноги поставит», на какой берег — не ясно, но вынесет непременно. Обретите бога — и все будет по плечу. «Станьте солнцем — и вас все уви- дят». Раскольников: «Когда вы меня арестуете?» Порфирий Петрович: «Дня через два. Если вы руки на себя наложить захотите, то оставьте записку, что и как». Порфирий Петрович уходит.

Раскольников отправляется к Свидригайлову, который для Раскольникова до сих пор загадка. Он встречает Свидригайлова в трактире. Говорят. Свидригайлов рассказывает, что приехал в Петербург «на предмет женщин». «Пусть это разврат, но в нем есть что-то постоянное. Во всем надо держать веру, расчет, хоть и подлый. Иначе бы застрелиться пришлось». Раскольников: «Нер-зость окружающей обстановки на вас не действует? Уже не можете остановиться?» Свидригайлов в ответ рассказывает о своей жизни. Марфа Петровна выкупила его из тюрьмы. «Знаете, до какой степени одурманения может иногда полюбить женщина?» Свидригайлов сразу сказал ей, что «совершенно верен быть ей не может». «После долгих слез состоялся между нами такого рода контракт: 1. Я никогда не оставлю Марфу Петровну и всегда пребуду ее мужем. 2. Без ее позволения не отлучусь никуда. 3. Постоянной любовницы не заведу. 4. За это Марфа Петровна позволяет мне иногда приглянуть на сенных девушек, но не иначе как с ее секретного ведома. 5. Боже сохрани меня полюбить женщину из нашего сословия. 6. Если меня посетит большая страсть, я должен открыться Марфе Петровне.

Ссоры были частые, но все кончалось хорошо, т. к. Марфа Петровна была женщина умная, а я большей частью молчал и не раздражался. Но вашей сестрицы она снести не смогла, хотя сама ввела в дом, была расположена к ней необычайно и даже сама мне расхваливала. Марфа Петровна рассказала Авдотье Романовне обо мне всю подноготную, включая слухи и сплетни (она любила всем подряд на меня жаловаться).

Я видел, что, несмотря на отвращение, Авдотья Романовна меня жалеет (а тут сразу возникает желание исправить, спасти, образумить).

Авдотья Романовна такой человек, что сама ищет, какую бы ей муку принять. В это время привезли симпатичную сенную девушку Парашу. Она была глупа и подняла крик. Авдотья Романовна пришла и потребовала, чтобы я оставил Парашу в покое. Я прикинулся пораженным, смущенным и т. д. — сыграл роль недурно. Авдотья Романовна взялась меня «просвещать». Я прикинулся жертвой судьбы и прибегнул к испытанному средству — лести. А ведь даже весталку можно соблазнить лестью. Но я был слишком нетерпелив и все испортил. Мы разошлись. Я сделал еще одну глупость: стал издеваться над ее «пропагандой», появилась на сцене Параша, и не одна она. Начался содом. Но ночами мне снилась она. Тогда я решил предложить ей все свои деньги (приблизительно 30 тысяч) и бежать со мной в Петербург. Марфа Петровна состряпала свадьбу Авдотьи Романов-ны с Лужиным, а это было, по существу, то же самое». Раскольников: «Моя сестра терпеть вас не может». Свидригайлов: «Вы уверены? Но это не важно. Я женюсь. На шестнадцатилетней». Рассказывает, какой это «еще не развернувшийся бутончик» — «робость, слезинки стыдливости». Родители благословили. Свидригайлов: «Подарил ей драгоценностей и, оставшись наедине, грубо усадил к себе на колени. А она: «Буду вам верной женой, сделаю счастливым, только хочу иметь от вас уважение. И подарков не надо». Женюсь непременно, хоть ей всего 16, а мне 50». Рассказывает, как соблазнил еще одну случайно встретившуюся ему девочку, приняв на себя заботы опекунства. В конце говорит Раскольни-кову: «Не возмущайтесь, вы и сами порядочный циник». Собирается уходить, но Раскольников не отпускает его от себя, считая, что у него дурные намерения относительно Дуни. Свидригайлов говорит, что Сони нет дома (Раскольников собирался зайти к ней извиниться, что не был на похоронах Катерины Ивановны) — она пошла к содержательнице сиротского приюта, куда Свидригайлов поместил младших детей и рассказал содержательнице всю историю. Та назначила Соне встречу. Потом Свидригайлов намекает Раскольникову на подслушанный разговор с Соней. Раскольников говорит, что подло подслушивать у дверей. Свидригайлов: «Если вы действительно считаете, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало, уезжайте скорее в Америку. На дорогу я денег вам дам. Бросьте нравственные вопросы, иначе и соваться не надо было». Идут к Свидригайлову. Свидригайлов берет деньги, предлагает Раскол ьникову ехать кутить на острова. Раскольников уходит. Свидригайлов, отъехав несколько метров, слезает с извозчика и тоже не едет. Раскольников сталкивается на мосту с Дуней, но не замечает ее. Поблизости — Свидригайлов. Он делает знаки Дуне, и она подходит к нему. Свидригайлов просит ее пойти с ним, обещая показать «кое-какие документы» и говоря, что «кое-какая тайна ее брата находится у него в руках». Приходят к Соне. Ее по-прежнему нет дома. Заходят к Свидригайлову. Свидригайлов говорит, что подслушал разговор между Раскольниковым и Соней, открывает Дуне, что ее брат — убийца, рассказывает о его «теории». Дуня отвечает, что сама хочет увидеть Соню и выяснить, так ли все. Свидригайлов говорит, что всего одно ее слово — и он спасет Раскольникова, признается, что любит Дуню. Она отвергает его. Тогда Свидригайлов заявляет, что дверь заперта, соседей нет, и он может сделать с ней все, что захочет. Дуня достает из кармана револьвер (взятый у Свидригай-лова же еще в деревне, когда он давал ей уроки стрельбы).

Свидри- гайлов идет к ней, Дуня стреляет, пуля оцарапала Свидригайлову голову. Дуня стреляет еще раз — осечка. Свидригайлов: «Зарядите — я подожду». Дуня отбрасывает револьвер. Свидригайлов обнимает ее, Дуня снова просит ее отпустить. Свидригайлов: «Не любишь?» Дуня: «Нет, и не полюблю никогда». Свидригайлов ее отпускает, потом берет револьвер и уходит. Весь вечер кутит, потом идет к Соне, говорит: «Я, быть может, в Америку уеду, потому делаю последние распоряжения». Говорит, что детей пристроил, потом дает Соне 3 тысячи в подарок со словами: «У Раскольникова две дороги — или пуля в лоб, или по Владимирке (т. е. на каторгу).

А если на каторгу вы за ним пойдете, то и деньги пригодятся». Уходит. В дождь, в полночь приходит на квартиру своей невесты, говорит, что должен уехать по важному делу, оставляет ей 15 тысяч рублей. Затем бродит по улицам, заходит в дрянную гостиницу, спрашивает номер. Сидит в темноте, вспоминает свою жизнь: девочку-утопленницу, Марфу Петровну, Дуню. Ему снится, что где-то в коридоре он подбирает брошенную пятилетнюю девочку. Приводит к себе, укладывает спать, потом хочет уйти, но вспоминает о девочке и возвращается к ней. Но девочка не спит, она нахально подмигивает ему, недвусмысленно тянет к нему руки, развратно ухмыляется. Свидригайлов в ужасе просыпается. Пишет на листке из записной книжки несколько строк, потом идет на улицу, доходит до пожарной каланчи и в присутствии пожарника (чтобы был свидетель) стреляется.

Раскольников приходит к матери. Она с гордостью читает его статью в журнале, которую принес Разумихин, хотя и не понимает ее содержания. Раскольников прощается с матерью, говорит, что ему надо уехать. «Любите меня всегда, что бы со мной ни случилось». Идет к себе, там встречает Дуню. Раскольников говорит, что «идет предавать себя». Дуня: «Разве ты, идучи на страдание, не смываешь уже вполовину свое преступление?» Раскольников: «Преступление?! Я убил старушонку-процентщицу, гадкую, зловредную вошь. А то, что иду признаваться, — это мое малодушие, просто от низости и бездарности решаюсь. Да еще из выгоды — явка с повинной». Дуня: «Но ведь ты кровь пролил». Раскольников: «Ее все проливают, за нее потом в Капитолии венчают. Я бы потом сделал сотни, тысячи добрых дел вместо одной глупости, я просто хотел этой глупостью поставить себя в независимое положение, первый шаг сделать. Но я первого шага не выдержал, так как подлец. Если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь — в капкан». Раскольников прощается с Дуней, идет по улице, думает: «Неужели в эти будущие 15—20 лет так уж смирится душа моя, я с благоговением буду хныкать перед людьми, называя себя ко всякому слову разбойником? Да, именно, именно! Для этого-то они и ссылают меня теперь, этого-то им и надобно… Всякий из них подлец и разбойник уже по натуре своей. А попробуй обойти меня ссылкой, и они все взбесятся от благородного негодования». Раскольников понимает, что все так и будет — 20 лет беспрерывного гнета добьют его окончательно, ведь и вода камень точит, но Раскольников все равно идет сдаваться.

Вечером Раскольников приходит к Соне, застает там Дуню. Раскольников просит у Сони крест, та отдает ему крест Лизаветы. Раскольников идет в контору. Там узнает, что Свидригайлов застрелился. Раскольникову дурно, он выходит на улицу. Там стоит Соня. Он идет обратно в контору и признается в убийстве.

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

Тема преступления в творчестве Ф.М. Достоевского и П. Зюскинда: к поиску литературного родства

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Психологизм романа Достоевского «Преступление и наказание»

Литература XIX века

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Опыт систематического анализа

Нравственные противоречия бунта Раскольникова (по роману «Преступление и наказание»)

Анализ романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

Художественная деталь, ее роль и значение в произведениях прозы Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского

Шпоры по Достоевскому

Шпора на экзамен в 2002 году

Билеты по литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Автор и его герой в романе Достоевского Преступление и наказание

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Федор Михайлович Достоевский

Творчество Достоевского в контексте европейской литературы

Символика света в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Шпоры (сочинения)