Образы богов в поэмах Гомера
В поэмах Гомера, а именно в «Илиаде» и «Одиссее», образы богов занимают важное место. Гомер представляет их как могущественных и величественных существ, вмешивающихся в жизнь смертных и влияющих на исход событий. Они обладают наделенностью человеческими чертами, однако сохраняют некую недосягаемость и непостижимость для людей.
Боги в поэмах Гомера исполняют разные функции и имеют различные характеры. Они могут быть благожелательными и помогать героям или же препятствовать им и исполнять роль испытания. Например, в «Илиаде» Зевс и Афродита поддерживают Трою, в то время как Гермес помогает героям Ахейского союза. Эти образы богов также имеют связь с моральными ценностями греческого общества и олицетворяют идеалы спокойствия, отваги, мудрости и красоты.
Однако в поэмах Гомера присутствует также и ирония, связанная с образами богов. Часто они появляются как живые существа, занимающиеся своими собственными делами, спорами и интригами. Они ввязываются в поединки и даже получают травмы. Это создает эффект смешения сверхъестественности и привычности, ухудшает иллюзию богов и делает их более понятными и близкими для читателя.
Происхождение греческой трагедии
Вопрос о происхождении древнегреческой трагедии остается спорным и сложным для исследования. И хотя некоторые источникиной уценые исследования говорят об источники вече элементы les classic , на данный момент нет надежных фактов для подтверждения этих теорий. Тем не менее, одно из ранних свидетельств о трагедии содержится в «Поэтике» Аристотеля, где он описывает ее основные элементы и признаки.
Многое о трагедии можно узнать из сочинений античных ученых, хотя и большая часть этих работ не сохранилась. Однако можно предположить, что первые трагические поэты, какие-то их работы сохранились и находятся в недоступных местах. Богатый материал греческой трагедии подтверждается разнообразием ее жанров и сюжетов, таких как мифологические легенды, исторические события и характеры героев. Это создает уникальный и привлекательный для аудитории образ.
Тем не менее, несмотря на все предположения и рассуждения, точное происхождение древнегреческой трагедии остается загадкой, и нет конкретных свидетельств о том, кто был ее создателем и когда это произошло. Однако теория о том, что Аристотель был первым трагическим поэтом, не получила подтверждения.
Значение поэм Гомера в древнегреческой культуре
Запись поэм Гомера была произведена не позднее VI века до н.э. и имела государственное значение. Для всех древних греков «Илиада» и «Одиссея» являлись не только излюбленным чтением, но и основой обучения в школах. Подростки и юноши учились в доблести, вдохновляясь героями древних сказаний.
Трагедия народа в поэме Реквием Ахматовой
... людей мысль, что это не может повториться и не имеет права ни человеческого, ни морального. Трагедия народа в поэме Реквием Ахматовой Несколько интересных сочинений «Песнь о вещем Олеге» была написана ... поэму народной, говорящей голосом всего народа. Она считала своим долгом описать это страшное время таким каким оно было на самом деле, без прикрас. Поэма «Реквием» стала памятником тем событиям и ...
Широкая известность стихов Гомера подтверждается находкой, сделанной в Северном Причерноморье, где располагались греческие колонии. На обломке камня, найденном в античную эпоху, вырезано начало гомеровского стиха из «Илиады» – «Продвинулись звезды…». Несмотря на ошибки и незаконченность надписи, ученые считают этот обломок ценным свидетельством славы Гомера.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромное влияние на всю историю античной культуры и культуру нового времени. Некоторое время события, описываемые в поэмах, рассматривались как вымысел и легенды, но археолог Генрих Шлиман раскрыл наличие древних городов, о которых упоминалось в поэмах Гомера.
Героический эпос древних греков складывался постепенно на основе исторической реальности нескольких эпох и окончательно оформился в VIII веке до н.э. Среди многочисленных литературных произведений древности, дошедших до нашего времени, «Илиада» и «Одиссея» оказались теми, что оказали самое сильное влияние на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры.
Обзор героического эпоса в поэмах Гомера
Поэмы Гомера, «Илиада» и «Одиссея», принадлежат к жанру героического эпоса и являются важным наследием древнегреческой литературы. В обеих поэмах воспевается подвиг героев, причастных к легендарным событиям истории, а также мифологические существа, полубоги и боги.
В поэмах Гомера прослеживается почтительное отношение к богам, любовь и уважение к родителям, а также защита отчизны, что является основными ценностями греков. Эти заповеди воплощены в героях поэм, которые сражаются за свою родину и проявляют мужество и отвагу.
Поэма «Илиада» является своего рода энциклопедией социальной жизни Древней Греции. Она передает наморальные устои, обычаи и культуру античного мира. Поэма состоит из песен, каждую из которых можно рассматривать как отдельный рассказ о событиях, связанных с троянской войной. Одним из таких эпизодов является «гнев Ахилла», который выбран Гомером для повествования.
Поэма «Одиссея» сосредоточена на последних двух перегонах странствий героя Одиссея, который возвращается на свою родину Итаку после окончания троянской войны. Эта поэма также является важным источником информации о социальной жизни и обычаях античного мира.
Гомеровский эпос обладает огромным мастерством и эпохальностью. Красочность и колорит поэм привлекают читателя и по сей день, несмотря на огромную временную пропасть между нами и автором.
Мифология и героический эпос
Мифология играла важную роль в античной культуре и всегда являлась проявлением античного мировоззрения. Мифы рождались из первобытной жизни и были своего рода объяснением мироздания и явлений природы.
Понимание и трактовка мифологии менялись со временем, но ее значение оставалось неизменным. В героическом эпосе Гомера мифологические существа и боги являются неотъемлемой частью сюжета и служат для создания атмосферы и усиления драматического эффекта.
Таким образом, поэмы Гомера представляют собой великое наследие древнегреческой литературы. Они не только передают нам исторические события и мифологические образы, но и отражают ценности и устои античного мира. Гомеровский эпос продолжает увлекать читателей своей эпохальностью и красочностью, переживая через века и оставаясь актуальным источником познания древнегреческой культуры.
Греческая мифология: культурное наследие
Существовавшая в далеких тысячелетиях до новой эры греческая мифология оказала значительное влияние на культуру, литературу и искусство всего мирового сообщества. Она значительно отличается от ранних форм устного народного творчества своей достоверностью и систематическим подходом к описанию мифологических персонажей и событий.
Персонажи греческой мифологии
В греческих мифах действуют разнообразные персонажи: боги, герои, гиганты, земные люди и персонифицированные образы, такие как Мойра (судьба), Мать-Земля (мудрость), Кронос (время), Грации (добро и радость) и др. Также есть персонажи-символы, такие как Океаниды, Гарпии, Нимфы, Нереиды, Дриады, Сирены и др.
Крайне важным аспектом греческой мифологии были стихии — огонь, вода, воздух. Каждая из них персонифицирована в виде множества духов, например Олимпиады и Тартатиды.
Роль мифологии в культуре
В греческой мифологии заложены фундаментальные представления о мироустройстве и сложных взаимоотношений между персонажами. Миф передаёт жизненную мудрость и философские идеи, простыми и доступными образами обрисовывая глубинные противоречия мироздания. Гомеровские поэмы, насыщенные типичными образами и глубокой человеческой правдой, не только красочно описывают разнообразные сцены мифического мира, но и помогают сохраним духовное наследие и культурную традицию в оригинальном её виде.
Боги греческой мифологии
Боги в древней Греции считались наравне с людьми и некоторые из них были более известны своими недостатками, чем богатырскими качествами. Греки часто сравнивали своих богов с живыми людьми и многие из богов словно бы отражали те или иные человеческие качества. Зевс, верховный из богов, зачастую выглядел как колеблющийся правитель мира, способный на глуповатые поступки, находящийся в постоянной интриге.
Имя Божества | Символы | Характеристики |
Зевс | Молния, орел | Верховный бог с множеством недостатков, подверженный человеческим и слабостям и уязвим к обману |
Посейдон | Трезубец, кони | Правитель морей со сложным характером и темпераментом |
Афродита | Голубь, голубья стата, яблоко | Богиня красоты и любви, сильная и несгибаемая в своих убеждениях |
Каждый персонаж из греческих мифов обладал своей собственной биографией и магическим именем, которое обеспечивало ему силу и возможность совершать сверхъестественные действия.
Заключение
Греческая мифология до сих пор является не источником большого количества идей и находится в несомненной силе сегодня, и её влияние продолжает сказываться на нашей культуре в настоящее время.
Верования и функции древнегреческих богов
Древнегреческая мифология развивалась постепенно, проходя через различные ступени развития. Одной из них была героическая, олимпийская или классическая мифология, которая возникла с переходом от матриархата к патриархату. На этой ступени появилась новая система богов и главным из них стал Зевс — верховный бог и повелитель как смертных, так и вечных богов.
В греческом пантеоне каждое божество выполняло свою строго определенную функцию:
- Зевс — главный бог, властитель неба и громовержец, олицетворял силу и власть.
- Гера — жена Зевса, богиня брака и покровительница семьи.
- Посейдон — бог моря, брат Зевса.
- Афина — богиня мудрости и справедливой войны.
- Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.
- Арес — бог войны.
- Артемида — богиня охоты.
- Аполлон — бог солнечного света, светлого начала и покровитель искусств.
- Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов и проводник душ умерших в царство Аида.
- Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.
- Деметра — богиня плодородия и покровительница земледелия.
- Гестия — богиня домашнего очага.
Верования и функции богов в древнегреческой мифологии были тесно связаны с жизнью и потребностями людей. Боги представляли собой не только силы природы, но и олицетворяли различные аспекты человеческой жизни. Например, Зевс был не только громом и молнией, но и властителем неба, решающим все самые важные вопросы. Люди могли обратиться к нему за помощью.
Древнегреческая мифология представляла богов, живущих на горе Олимп. Зевс стал главой пантеона и властителем всех стихийных сил. Однако, образы богов часто менялись в различных произведениях и эпосах. Божественное вмешательство играло важную роль в сюжете эпосов, как, например, в «Илиаде».
Роль героев и богов в древнегреческой мифологии
Культ героев в древней Греции представлял собой почитание полубожественных существ, рожденных от союза богов и смертных. Такие герои, например Гермес, Тезей, Ясон или Орфей, играли важную роль в многих древнегреческих поэмах и мифах.
Сама греческая мифология описывает богов как существ, управляющих миром. Они делились на два лагеря: одни считались сторонниками богини Афродиты, которая помогала троянцам, в то время как другие поддерживали Афину, союзницу ахейцев (или греков).
В поэме «Илиада» олимпийские боги предстают как активные участники событий, наравне с обычными людьми. Мир богов, описанный в поэме, отображался по образу и подобию человеческого мира. От людей богов отличала только их божественная красота, необычайная сила, способность превращаться в любое существо и бессмертие.
Боги часто ссорились и враждовали между собой, подобно людям. Одна из таких ссор описывается в начале «Илиады», когда Зевс, сидя за пиршествующим столом, угрожает своей ревнивой и раздражительной жене Гере за ее возражения. Гефест, бог-кузнец, обращается к Гере с просьбой смириться и не ссориться из-за судьбы людей. Благодаря усилиям Гефеста наступает мир и веселье.
Одним из примеров божественных предпочтений является преданность богини Афины к отважному герою Одиссею. Она помогала ему на протяжении его путешествий и приключений. Однако бог Посейдон ненавидел Одиссея и с помощью бурь препятствовал ему вернуться домой в течение долгих десяти лет.
Таким образом, герои и боги играли особенно важную роль в древнегреческой мифологии. Они воплощали идеалы и ценности греков, а также демонстрировали слабости и ревность, которые могут сопутствовать даже божественным существам.
Исследование божественных персонажей в «Илиаде»
В поэме «Илиада» боги часто появляются и влияют на ход событий, однако интересы и героев, и поэта сосредоточены на человеческом мире. Боги, как они изображены в поэме, соответствуют эпической традиции и не предлагают человеку справедливости или утешения в его горестях. Они заняты своими собственными интересами и имеют нравственный уровень, который не всегда соответствует лучшим представителям человеческого рода.
В «Илиаде» упоминается только один случай, когда Зевс наказывает людей за несправедливость, обрушивая разрушительный ливень на город («Илиада», ХV, 384 — 392).
Описывается схватка между троянцами и ахейцами, где герой Патрокл сражается вдали от морских кораблей, сидя в куще рядом с вождем Эврипилом («Илиада», ХV, 390).
В другом эпизоде Зевс угрожает богине Гере, ненавидящей троянцев, разрушить город Аргос, Спарту и Микены («Илиада», IV, 30 — 54).
Таким образом, эпические герои в «Илиаде», несмотря на свои недостатки, выглядят нравственно превосходнее богов.
«Злобная; старец Приам и Приамовы чада какое
Зло пред тобой сотворили, что ты непрестанно пылаешь
Град Илион истребить, благолепную смертных обитель?
Если б могла ты, войдя во врата и троянские стены,
Ты бы пожрала живых и Приама, и всех Приамидов,
И троянский народ, и тогда б лишь насытила злобу!
Делай, что сердцу угодно; да горький сей спор напоследок
Грозной вражды навсегда между мной и тобой не положит.
Слово еще изреку я, а ты впечатлей его в сердце:
Если и я, пылающий гневом, когда возжелаю…»
Влияние представлений о божестве в «Илиаде» и «Одиссее» на формирование нравственного порядка
Божественные существа и их роль в формировании нравственного порядка являются важной темой в поэмах «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Произведения отражают разное представление богов и их влияние на человеческие деяния и решения.
Представление богов в «Илиаде»
В «Илиаде» Гомер обрисовывает богов как могущественных существ, имеющих свои собственные интересы и вмешивающихся в дела людей. Однако, они чаще предстают безымянными или под общим именем Зевса. Боги в этой поэме не всегда нравственно образцовы, в некоторых случаях они действуют эгоистично и даже подстрекают людей на насилие.
Примером может служить рассуждение героя Ахилла, который решил забросить сражение из-за спора с командиром ахейцев. Ахилл жалуется на обиду, которую он испытывает от командования и обещает отомстить грекам, позволив Трои разгромить их. Слушая рассуждения Ахилла, его защитница богиня Тети упрашивает Зевса, чтобы тот помог Ахиллу победить. Несмотря на то, что Зевс не вмешивается в этот конфликт прямо, его богиня-жена Гера поддерживает план Тетисы, и это призывает к дальнейшим кровопролитиям и гибели множества людей.
Таким образом, «Илиада» представляет богов, которые не всегда следуют высоким нравственным принципам, а их интересы могут быть даже противоречивыми.
Пересмотр представлений о богах в «Одиссее»
В «Одиссее» Гомер корректирует свое представление о божественных существах и их нравственной роли. В этой поэме боги демонстрируют большую мудрость и справедливость. Они помогают главному герою Одиссею в его странствиях, защищая его от опасностей и помогая ему вернуться домой.
Однако «Одиссея» также затрагивает проблему влияния людского свободного выбора на судьбу. Главный герой имеет свободу выбора и может принимать самостоятельные решения. Иногда его действия сталкивают его с божественным наказанием, например, когда он натравливает киконов на циклопа Полифема, приводя к гибели своего экипажа. Таким образом, Гомер подчеркивает, что боги терпимо относятся к людским ошибкам, но они также оставляют их безнаказанными, что подразумевает ответственность за собственные поступки.
В «Одиссее» также встречается критика людей, которые обвиняют богов в своих несчастьях. Зевс отвечает на эти обвинения и утверждает, что частично люди сами виноваты в своей доле из-за своих поступков и решений.
Вывод
Гомер в своих поэмах исследует вопрос о роли богов в формировании нравственного порядка. «Илиада» представляет богов, которые не всегда действуют в соответствии с высокими нравственными принципами, в то время как «Одиссея» корректирует это представление, подчеркивая более мудрый и справедливый образ божеств. Однако и в последней поэме автор не отрицает влияние свободного выбора человека и его ответственность за последствия своих поступков.
Введение
В поэтических произведениях Гомера боги изображаются как бессмертные, вечно юные существа, свободные от серьезных забот, окруженные предметами из золота. Однако в «Илиаде» и «Одиссее» Гомер развлекает свою аудиторию рассказами о богах, которые часто выступают в ролях, недостойных для смертных. Примером этого является эпизод с богом Гефестом, который ловко поймал свою жену Афродиту на месте преступления с богом Аресом (VIII, 266 — 366).
В другом эпизоде из «Илиады» богиня Гера бьет свою падчерицу Артемиду собственным луком (ХХI, 479 — 49б).
Гера и Артемида
В «Илиаде» Гера, почтенная супруга Зевса, раздражается и начинает оскорблять Артемиду, свою падчерицу (ХХI, 479 — 49б).
Она говорит ей, что она львица над смертными женами и что Зевс дал ей волю свирепствовать над ними. Гера уверяет Артемиду, что она сильнее ее и предлагает ей проверить это. Затем Гера бьет Артемиду своим луком, вызывая у нее слезы. Артемида убегает, оставив свой лук (490).
Афродита и Диомед
В «Одиссее» Афродита жалуется на раны, которые ей причинил смертный Диомед (V, 370 — 380).
Она падает к коленам своей матери Дионы, и та утешает ее. Афродита рассказывает, что Диомед ранил ее за то, что она хотела вынести из боя своего сына Энея, который был ей очень дорог. Она также упоминает, что сейчас боги сражаются с гордыми воинами данаев (380).
Заключение
В обоих эпизодах мы видим, что боги Гомера не всегда проявляют божественные качества. Они способны на ревность, гнев и даже насилие. Эти эпизоды служат не только для развлечения аудитории, но и для демонстрации того, что боги не всегда являются образцом мудрости и совершенства.
Судьба в религии греков
Гомеровские поэмы отражают греческую религию, в которой существо с именем Мойра играло важную роль. Это наполовину персонифицированная судьба, которой не властны даже самые могущественные боги. Она держала в своих руках жизнь и смерть человека и определяла его победу или поражение в битве.
Бесполезно было обращаться к Мойре с молитвами и жертвоприношениями, поскольку она была неумолимой и неотвратимой. Это приводило к мрачным представлениям о загробной жизни, которые также отражались в гомеровских поэмах.
Души умерших описывались как подобные теням, обитающие в царстве Аида. Они лишены сознания и сравниваются с летучими мышами. Чтобы на время обрести сознание и память, необходимо было испить кровь жертвенного животного.
Даже Ахилл, герой «Илиады», заявлял, что ему было бы лучше быть на земле поденщиком у бедняка, чем царствовать над тенями в подземном мире. Души умерших были отделены от мира живых непреодолимой преградой и не могли ни помогать своим близким, ни причинять зло своим врагам.
Однако даже этот жалкий удел недоступен для душ, чьи тела не были погребены надлежащим образом. Тело Патрокла должно было быть погребено вместе с телом Ахилла, чтобы душа Патрокла могла осить о погребении своего друга («Илиада», ХХIII, 65 — 92).
Пример судьбы бога войны Ареса
Можно привести пример судьбы бога войны Ареса, который был засечен в плену двумя гигантами-злодеями. Алоиды От и Эфиальт сковали бога цепью и держали его в медной темнице в течение тринадцати месяцев. Если бы не посредничество Гермеса, который помог освободить Ареса, бог войны мог бы погибнуть в темнице.
Таким образом, даже самые могущественные боги были подвержены суровой судьбе, которой не властны были даже остальные боги. Этим они проявляли себя как равноправные члены сообщества и признавали фатальную силу Мойры в своей жизни.
Введение
Исследование представляет собой анализ двух отрывков из произведений «Илиада» и «Одиссея» Гомера. В первом отрывке мы видим диалог между Аяксом и Теламонидом, в котором они обсуждают свою готовность к битве. Во втором отрывке мы видим разговор между Одиссеем и душой его спутника Ельпенора.
Анализ первого отрывка
В первом отрывке мы видим, как Аякс и Теламонид обсуждают свою физическую готовность к битве. Они говорят о своей силе и мощи, о горящих руках и ногах. Это свидетельствует о их решимости и боевом духе. Они также говорят о том, что их горит дух битвы и они готовы сразиться с Гектором, сыном Приама. Весь этот диалог показывает, что Аякс и Теламонид полны мужества и готовы сражаться до конца.
Анализ второго отрывка
Во втором отрывке мы видим разговор между Одиссеем и душой его спутника Ельпенора. Одиссей встречает душу Ельпенора в царстве Аида и выражает свое сострадание к нему. Ельпенор рассказывает о своей смерти и о том, как он упал с кровли и сломал позвоночник. Весь этот разговор показывает, что Одиссей и Ельпенор имеют глубокую связь и Одиссей проявляет заботу о своих спутниках.
Заключение
Оба отрывка показывают не только физическую готовность к битве, но и эмоциональную связь между героями. Аякс и Теламонид демонстрируют свою решимость и боевой дух, а Одиссей и Ельпенор показывают свою взаимную заботу и сострадание. Эти отрывки являются примерами того, как Гомер в своих произведениях передает не только эпические события, но и глубинные чувства и отношения между героями.
Исследование представляет собой анализ поэм Гомера, особенностей их сюжетно-композиционных особенностей и образной системы. В работе рассматриваются греческие мифы, связанные с Троянской войной и героями, а также новые тенденции в верованиях греков VIII века до н.э., отраженные в «Одиссее».
В поэме «Одиссея» говорится о просьбе Земли к Зевсу о сокращении числа людей, живущих на ней, что становится причиной начала Троянской войны. Богиня Афродита властно влияет на Елену, заставляя ее вновь оказаться в объятиях Париса, хотя она испытывает презрение к нему.
В поэме также отражены новые тенденции в верованиях греков VIII века до н.э. В стихах XI, 576-600 говорится о наказании Тития и Сизифа, совершивших преступления против богов, в преисподней. Также упоминается Минос, царь Крита, который на том свете судит теней.
Автором исследования является писатель, который анализирует поэмы Гомера и их отражение греческих мифов, а также новых тенденций в верованиях греков VIII века до н.э. В работе используются стихи из «Одиссеи» для подтверждения аргументов автора.
Введение
В данной исследовательской работе мы обратимся к фрагменту из поэмы Гомера «Илиада», где описывается эпизод с Еленой и Афродитой. Этот эпизод является ключевым в развитии сюжета и позволяет нам лучше понять характеры главных героев и их взаимоотношения.
Анализ фрагмента
Фрагмент начинается с того, что Елена видит прекрасную Афродиту, богиню любви и красоты. Елена испытывает страх и обращается к богине, выражая свое негодование и недовольство. Она упрекает Афродиту в том, что та пытается обольстить ее снова или увести ее в какой-то другой город. Елена также упоминает о своем муже Менелае и выражает негодование по поводу его победы над Александром. Она требует, чтобы Афродита сама пошла к Менелаю и оставила ее в покое.
В ответ на это, Афродита раздраженно отвечает Елене, угрожая ей и предупреждая о возможных последствиях. Елена испытывает страх и, закрывшись покровом, следует за богиней незаметно для троянок.
Далее, Елена приходит в дом Александра, своего возлюбленного, и обе служебницы быстро приступают к работе. Затем Елена поднимается на терем, где на нее улыбается кресло, предназначенное для нее Афродитой.
Заключение
В данном фрагменте мы видим взаимодействие между Еленой и Афродитой, которое является важным для развития сюжета. Этот эпизод позволяет нам лучше понять характеры главных героев и их отношения. Афродита проявляет свою власть и воздействие на Елену, тем самым управляя событиями в поэме.
Война, известная как Троянская война, началась из-за похищения царицы Елены троянским царевичем Парисом. Однако, это похищение имело мифологическое обоснование. Согласно мифу, на свадьбе Пелея, одного из греческих царей, и морской царевны Фетиды, присутствовали все боги, кроме Эриды — богини раздора. Она бросила золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» перед трёмя богинями: Герой, Афиной и Афродитой. Возник спор о том, кому принадлежит яблоко.
Зевс, верховный бог, решил разрешить спор и приказал Парису, сыну троянского царя Приама, выбрать самую прекрасную из трёх богинь. Эти мифологические мотивы имеют позднее происхождение. Гера, Афина и Афродита имели долгую мифологическую историю и считались суровыми существами в древности.
Таким образом, человек начал считать себя настолько сильным и мудрым, что может даже судить богов. Это стало земной причиной Троянской войны, которая привела к множеству событий и конфликтов между греками и троянцами.
Боги в древнегреческой мифологии
Боги в древнегреческой мифологии представляют собой сложную и противоречивую систему. Они постоянно вздорят между собой, вредят друг другу и обманывают. Некоторые боги поддерживают троянцев, в то время как другие стоят на стороне греков. Это вызывает сомнения в моральном авторитете главного бога Зевса, который не может урегулировать конфликты между ними.
Внешний облик богов также противоречив. Например, богиня Афина в пятой песни «Илиады» изображается как огромная, до такой степени, что ее присутствие разрушает колесницу Диомеда. Однако в «Одиссее» она предстает в роли заботливой тетушки для Одиссея, с которой он общается без особого почтения.
В древнегреческой мифологии появляются и боги нового типа. Женские божества, такие как Гера, Гестия и Афродита, приобретают важное значение. Гера, главная богиня на Олимпе и жена Зевса, становится покровительницей брака и семьи. Гестия становится богиней домашнего очага, а Афродита – богиней любви и красоты.
Также появляются боги, связанные с ремеслом и человеческими мероприятиями. Гефест становится богом ремесла, а Гермес – покровителем торговли, скотоводства, искусства и других человеческих дел. Афина Паллада и Аполлон, благодаря своей красоте и мудрости, становятся богами патриархального уклада жизни.
Всемирным правителем становится Зевс, в чьей власти находятся все стихийные силы. Он больше не только символизирует гром и молнию, которых люди боятся, но и может быть обратиться за помощью.
В древнегреческой мифологии существует множество богов, и образы их меняются от произведения к произведению. Особую роль играет божественное вмешательство, которое проявляется в эпосе, например, в «Илиаде». Оно повсеместно и влияет на ход событий.
Мифологический момент в гомеровской поэзии играет важную роль в создании единства в картине мира, которое эпос не в состоянии охватить рационально. Боги Гомера обладают особыми чертами, которые отличают их от богов греческой религии. Они не только имеют человеческий облик, но и человеческие страсти. Эпос ярко индивидуализирует божественные характеры, подобно человеческим.
Однако боги Гомера также обладают многочисленными отрицательными чертами. Они мелочны, капризны, жестоки и несправедливы. На Олимпе часто происходят конфликты и перебранки между богами, и даже сам Зевс угрожает побоями Гере и другим строптивым богам. Таким образом, «Илиада» не создает иллюзий о благости божественного управления миром.
Вторая поэма Гомера, «Одиссея», отличается от «Илиады» наличием большого количества авантюрных и фантастических, сказочных мотивов. В этом произведении также присутствует «божественное вмешательство», которое играет значительную роль в развитии сюжета. Действия героев определяются не только их характерами, но и волей богов, «судьбой».
Боги Гомера гораздо более очеловечены, чем боги греческой религии. В гомеровской трактовке они не только обладают человеческим обликом, но и человеческими страстями. Однако они также наделены отрицательными чертами, такими как мелочность, капризность, жестокость и несправедливость.
В «Одиссее» встречается и концепция богов как блюстителей справедливости и нравственности. Олимпийские боги являются скорее героическими, но и хтоническое начало сильно присутствует в большинстве из них. Хтонизм в мифологии описывает стихийные и беспорядочные явления природы.
«Одиссея» и «Илиада» — две эпические поэмы, написанные Гомером, которые имеют много общих черт и композиционных принципов. Несмотря на то, что они относятся к разным эпохам, «Одиссея» изображает более поздний период, где преобладает развитая рабовладельческая система.
Обе поэмы основаны на фольклорных и сказочных мотивах, связанных с темой «недостачи». В «Илиаде» Ахилл стремится вернуть свою отобранную возлюбленную Бризеиду, а в «Одиссее» Одиссей жаждет воссоединиться с женой Пенелопой и мстит женихам, пытающимся отобрать ее у него. Оба героя также сталкиваются с великими испытаниями и утратами. Ахилл теряет друга и свои драгоценные доспехи, а Одиссей лишается всех своих спутников и кораблей.
Однако, в конце концов, оба героя достигают своих целей. Ахилл воссоединяется с любимой, хотя это торжество омрачено печалью и предчувствием близкой гибели. Одиссей также воссоединяется с Пенелопой и возвращается на Итаку, но его счастье несовершенно из-за новых испытаний, которые боги посылают ему.
Структура «Одиссеи» отличается от «Илиады». Первая и последняя части посвящены событиям на Итаке, в то время как основная часть поэмы рассказывает о странствиях Одиссея, с особым вниманием к его спуску в Аид, который непосредственно связан с событиями «Илиады». Эта симметрия имеет глубокий символический смысл, отражая мифологическое представление о цикличности времени и сферической структуре гомеровского мира.
Ритмическая упорядоченность поэм помогает Гомеру согласовывать и сглаживать многочисленные противоречия и неувязки в тексте, которые давали повод для споров о его авторстве. В основном, эти противоречия касаются сюжетных деталей. Например, в «Илиаде» персонаж Пилемен погибает, но в песне 13 он оказывается живым и здоровым. А в «Одиссее» Одиссей ослепляет Полифема, но в дальнейшем этот эпизод не упоминается.
Тем не менее, несмотря на эти неувязки, «Одиссея» и «Илиада» остаются великими произведениями, которые отражают глубокие мифологические представления и ценности древнегреческой культуры. Они являются неотъемлемой частью литературного наследия человечества и продолжают вдохновлять и волновать читателей на протяжении многих веков.
Взявшись с обеих сторон; и вертится оно непрерывно. Так мы в глазу великана обрубок с концом раскаленным Быстро вертели. Ворочался глаз, обливаемый кровью: Жаром спалило ему целиком и ресницы и брови; Лопнуло яблоко, влага его под огнем зашипела. Так же, как если кузнец топор иль большую секиру Сунет в холодную воду, они же шипят, закаляясь, И от холодной воды становится крепче железо, — Так зашипел его глаз вкруг оливковой этой дубины. Страшно и громко завыл он, завыла ответно пещера. В ужасе бросились в стороны мы от циклопа. Из глаза Быстро он вырвал обрубок, облитый обильною кровью, В бешенстве прочь от себя отшвырнул его мощной рукою И завопил, призывая циклопов, которые жили С ним по соседству средь горных лесистых вершин по пещерам. Громкие вопли услышав, сбежались они отовсюду, Вход обступили в пещеру и спрашивать начали, что с ним: Что за беда приключилась с тобой, Полифем, что кричишь ты Чрез амвросийную ночь и сладкого сна нас лишаешь? Иль кто из смертных людей насильно угнал твое стадо? Иль самого тебя кто-нибудь губит обманом иль силой? — Им из пещеры в ответ закричал Полифем многомощный: Други, Никто! Не насилье меня убивает, а хитрость! — Те, отвечая, к нему обратились со словом крылатым: Раз ты один и насилья никто над тобой не свершает, Кто тебя может спасти от болезни великого Зевса? Тут уж родителю только молись, Посейдону-владыке! — Так сказавши, ушли. И мое рассмеялося сердце, Как обманули его мое имя и тонкая хитрость. Афина же говорит Одиссею: ты разгневал Посейдона «умерщвлением милого сына». Но большинство авторитетных гомероведов признает теперь, что древний поэт, комбинируя различные мифы, мог не заботиться о согласовании всех мелких деталей друг с другом. Тем более что и литераторы нового времени, замечая противоречия в своих печатных произведениях, не всегда хотят исправлять их, как об этом с улыбкой говорит Теккерей, как и для Шекспира, Сервантеса, Бальзака и др. великих авторов, допускавших те или иные несогласованности в своих произведениях, куда важнее была забота о единстве целого.
Никаким иллюзий «благости» божественного управления миром «Илиада» не создает. Иначе в «Одиссее» там наряду с чертами, напоминающими богов «Илиада», встречается и концепция богов как блюстителей справедливости и нравственности
Греческие мифы рассказывают, что Земля, отягощенная разросшимся населением, просила Зевса пощадить ее и уменьшить число людей, живущих на ней. Ради просьбы Земли по воле Зевса и начинается Троянская война. Земной причиной этой войны было похищение царицы Елены троянским царевичем Парисом. Однако это похищение обосновывалось чисто мифологически. Один из греческих царей, Пелей, женился на морской царевне Фетиде, дочери морского царя Нерея. На свадьбе присутствовали все боги, кроме Эриды, богини раздора, замыслившей, поэтому отомстить богам и бросившей богиням золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Миф повествовал, что претендентами на обладание этим яблоком явились Гера (супруга Зевса), Афина (дочь Зевса и богиня войны и ремесел) и Афродита (дочь Зевса, богиня любви и красоты).
И когда спор богинь дошел до Зевса, он приказал разрешить его Парису, сыну троянского царя Приама. Эти мифологические мотивы весьма позднего происхождения. Все три богини имели долгую мифологическую историю и представлялись в древности суровыми существами. Человек уже считает себя настолько сильным и мудрым, что может даже творить суд над богами. Дальнейшее развитие данного мифа только усугубляет этот мотив относительного бесстрашия человека перед богами и демонами: Парис присуждает яблоко Афродите, и та помогает ему похитить спартанскую царицу Елену.
Гомеру приписывали разнообразнейшие познания во всех сторонах жизни – от военного искусства до земледелия и искали в его произведениях советы на любой случай, хотя ученый-энциклопедист эллинистической эпохи Эратосфен и пытался напоминать, что главной целью Гомера было не поучение, а развлечение.
Гомер – это начало начал всей литературы, и успехи в изучении его творчества могут рассматриваться как символ движения вперед всей филологической науки, а интерес к поэмам Гомера и их эмоциональное восприятие должны рассматриваться как надежный признак здоровья всей человеческой культуры.
Величайшим новаторством Гомера, которое и выдвигает его в статус создателя всей европейской литературы, является принцип синекдохи (часть вместо целого).
Взятый им как основа сюжет строения «Илиады» и «Одиссеи», — не все десять лет Троянской войны (как то предполагалось мифом), а всего лишь 51 день. Из них полно освещены события девяти дней. Не десять лет возвращения Одиссея, а всего 40 дней, из которых наполнены важными событиями опять-таки девять дней. Такая концентрированность действия позволила Гомеру создать «оптимальные» объемы поэм (15 693 стихотворные строки в «Илиаде», 12 110 строк в «Одиссее»), которые, с одной стороны, создают впечатление эпического размаха, с другой же — не превышают размеры среднего европейского романа. Предвосхитил Гомер и ту традицию в прозе XX в., которая побуждает романистов ограничивать действие больших романов одним или несколькими днями (Дж. Джойс, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер).
При написании этой работы мы не ставили себе цель ответить на какие-либо вопросы, а просто попытались сделать некий небольшой общий обзор на тему образ богов в поэмах Гомера.
Переводы Гомера Древнерусский читатель мог найти упоминания о Гомере (Омире, как его называли на Руси, следуя византийскому произношению) уже в «Житии» первоучителя Кирилла, а о троянской войне прочесть в переведенных уже в киевскую эпоху византийских всемирных хрониках. Первая попытка стихотворного приложения небольших фрагментов гомеровских поэм принадлежит Ломоносову. Тредиаковский перевел гекзаметром — тем же стихотворным размером, которым писал Гомер роман французского писателя Фенелона «Приключения Телемаха», написанный по мотивам «Одиссеи», а точнее «Телемахии», о которой упоминалось выше. «Телемахия» Тредиаковского содержала ряд вставок — прямых переводов с греческого. Во второй половине XVIII века поэмы Гомера переводил Ермил Костров. В XIX веке были сделаны ставшие классическими переводы «Илиады» Гнедичем и «Одиссеи» Жуковским. По поводу перевода Гнедича Пушкин написал гекзаметром сначала такую эпиграмму: «Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера Боком одним с образцом схож и его перевод». Потом Пушкин тщательно вымарал эту эпиграмму и написал следующую: «Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи Старца великого тень чую смущенной душой». После Гнедича перевод «Илиады» был осуществлен еще и Минским, а затем, уже в советское время — Вересаевым, однако эти переводы были не столь удачны. Переводом же «Одиссеи» после Жуковского долгое время никто не занимался и все же через почти 100 лет после Жуковского «Одиссею» перевел Шуйский, а затем и Вересаев, но опять же, эти переводы не получили столь широкого распространения и признания.
Ярко выражено стремление поэта придать этим объемным произведениям определенную связность (через организацию фабулы вокруг одного основного стержня, сходного построения первой и последней песен, благодаря параллелям, связывающим отдельные песни, воссозданию предшествующих событий и предсказанию будущих).
Но более всего о единстве плана эпопеи свидетельствуют логичное, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев.
Стоит обратить внимание на два вида мифологического у Гомера, а именно на хтонизм и героизм. Под хтонизмом понимают ту мифологию,которая строится по типу стихийных и беспорядочных явлений природы, беспринципных и анархических, иногда просто звериных, а зачастую дисгармонических(керы, гарпии, эринии, доолимпийские божества ).
Героическая мифология, наоборот, оперирует уже с образами чисто человеческими, более или менее уравновешенными или гармоническими, содержащими в себе установку на определенные принципы и мораль. Олимпийские боги являются скорее героическими, но и хтоническое начало сильно в большинстве из них.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-mir-chelovek-bogi-v-poemah-gomera-i-gesioda/
1. Гомер «Илиада», М., «Правда», 1984.
2. Гомер «Одиссея», М., «Правда», 1984.
3. Лосев А. Ф. «Гомер», М., 1960.
4. Шестаков С. «О происхождении поэм Гомера», Казань, 1892.
5. Шталь И. В. «Одиссея» героическая поэма странствий», М., «Наука», 1978