А.М. Горький в детской литературе

Курсовая работа

А. М. Горький рождения: (16 (28) марта 1868 г. — 18 июня 1936г.) известен нам как писатель, литературный критик и публицист, вошедший в литературу на рубеже двух веков. Творческий путь Горького охватывает исторический период, ставший переломным для русского общества, отмеченный изменениями в нравственных ориентирах, переустройством социальных и культурных учреждений, интенсивностью поисков и открытий в области искусства, педагогики.

Эту характеристику подтверждают и многие автобиографические произведения Горького, в частности трилогия, состоящая из повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты». Своих героев уже в раннем творчестве автор наделил мечтой о лучшей жизни, стремлением к поиску нравственно-социальной правды. Воспитательное значение его произведений также несомненно и утверждено школьными программами, методическими разработками. Современных читателей 21 века привлекает многогранность таланта Горького, его эстетические позиции и новаторство как писателя и как драматурга, его личностные взгляды, воплотившиеся в произведениях разной жанровой природы. сказка горький сатирический сюжет В условиях, когда педагогика ищет новых подходов в деле воспитания подрастающего поколения и ставится вопрос об обновлении восприятия литературного наследия наших великих писателей, особое значение обретает та составляющая творчества Горького, которую называют «детской».

Новизна темы нашего исследования заключается в том, что творчество Горького как детского автора ещё не изучено до конца, не раскрыт по- настоящему, без опоры на идеологемы XX века и педагогический потенциал его детских произведений, в частности сказок, хотя об их поэтике писали такие литературоведы, как: Привалова З.В., Анакин В.П., Леонова Т.Т.

Научных работ системного и обобщающего по данной тематике очень мало ещё и потому, что через литературоведческие дискуссии конца XX столетия внимание исследователей было сконцентрировано на таких произведениях, как «Мать», «На дне», «Несвоевременные мысли», не входящих в круг восприятия у детей младшего возраста. Между тем, в наследии Горького есть целый цикл из 6 сказок, написанных специально для воспитанников «Школы шалунов» в г. Баку: «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Яшка». Наряду со «Сказками об Италии», этот цикл также заслуживает специального исследования.

Цель нашей работы — изучить идейно-художественные особенности 6-ти сказок Горького для детей младшего школьного возраста, определить характер новаторских решений автора в области поэтики литературной сказки для детей 6-10 лет и составляющие педагогической концепции автора.

29 стр., 14418 слов

Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора

... речи детей раннего возраста. Предмет исследования - жанры детского фольклора как средство развития речи детей раннего возраста. Целью работы является изучение фольклора как средства развития речи детей раннего возраста для разработки конспектов. Задачи исследования: 1.Выявить особенности развития речи детей раннего возраста; 2.Определить роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста; ...

Данная цель предусматривает решение следующих задач:

  • изучить научную литературу по данной теме;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-maksim-gorkiy/

  • выяснить позиции Горького в отношении детской литературы, его взгляд на роль сказки в развитии ребёнка-читателя;
  • рассмотреть хронологию и причины появления 6 сказок «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Сказка про Иванушку- дурачка», «Яшка» в контексте творческой судьбы автора; выполнить анализ структурных и жанровых особенностей сказок Горького;
  • дать оценку языковых особенностей сказок М. Горького для детей;
  • убедиться на практике в воспитательных возможностях сказок, формирующих нравственные ценности детей.

Цели и задачи исследования предполагают опору на такие методы, как:

  • аналитическое наблюдение и исследование;
  • сопоставление данных и сравнительный анализ;
  • элементы структурного анализа художественных текстов сказок.

Теоретико-методологической основой дипломной работы послужил обзор материалов по творчеству Горького и трудов по специфике детской сказки начала XX века. Рассматривалось собрание сочинений А.М.Горького в 30 томах, комментарии к данному изданию, работы Овчинниковой, А.Волкова.

Сказки М. Горького уместны для изучения дошкольниками. Анализ его сказок требует изучения концепции анализа народных сказок. Большое значение в этом вопросе имеют работы В.Я. Проппа.

Книга В.Я. Проппа «Морфология сказки» оказала большое влияние на развитие концепции анализа текста. Опубликована она была в 1928 году, её первоначальное название — «Морфология волшебной сказки». Русское издательство, выпустившее книгу, изменило название с целью вызвать к книге больший интерес, редактор убрал слово «волшебный» и этим ввёл читателей в заблуждение, как будто в работе рассматриваются закономерности сказки как жанра вообще.

Данная книга представляет собой анализ волшебных сказок, взятых из сборника А.Н. Афанасьева. Исследования основывались на наблюдении, что в волшебных сказках одни и те же поступки совершаются разными людьми. В.Я. Пропп назвал действия и поступки героев сказки их функциями. Интересно то, что все сюжеты волшебных сказок основываются на одинаковых функциях. В.Я. Пропп отметил, что все волшебные сказки одинаковы по своему строению. Они имеют единую композиционную схему, которая является основой волшебной сказки. По утверждению Проппа, композиция является стабильным фактором, а сюжет- переменным. Такой метод изучения повествовательных жанров по функциям действующих лиц оказался применим к другим видам сказок, он используется в исследовании повествовательных произведений мировой литературы.

Автор работы подробно рассматривает лишь 31 функцию, приводя примеры из сказок. Вот некоторые функции, названные Проппом:

I. Один из членов семьи отлучается из дома К герою обращаются с запретом Запрет нарушается и т.д. Каждая функция последовательно называет действия героев сказки.

4 стр., 1759 слов

Мастер класс «Сказка по кругу» — коллективное ...

... положительное отношение к дружбе, умение дружить. Предшествующая работа: Чтение сказок, знакомство со структурой сказки; составление схем по сюжетам знакомых сказок, придумывание обозначений, символов. Придумывание небылиц, словотворчество. Изготовление ... – Почему? (Полянку кто-то заколдовал). - Подойдем поближе. – какие-то круги. – Наверное, кто-то гулял на полянке и стал невидимым. Кто же может ...

В. Пропп делает выводы в конце главы, что в пределах этих функций развивается действие всех сказок взятого для исследования материала. При рассмотрении этого списка функций можно согласиться с автором, что одна функция вытекает из другой, и все они принадлежат одному стержню. Большое количество функций расположено попарно: (запрет-нарушение, выведывание- выдача, борьба-победа, преследование-спасение и т. д.).

Некоторые функции могут располагаться по группам, а другие выступают как одиночные функции.

В шестой главе работы В.Я. Пропп говорит о распределении функций по действующим лицам. Он отмечает, что многие функции объединяются по известным кругам, которые соответствуют исполнителям. В.Я. Пропп называет их кругами действий. Автор работы выделяет следующие круги:

1)Круг действий антагониста (вредителя).

Круг действий дарителя (снабдителя).

Круг действий помощника. Круг действий царевны (искомого персонажа) и ее отца. Круг действий отправителя. Круг действий героя. Круг действий ложного героя. Исходя из семи названных кругов, В.Я. Пропп называет семь действующих лиц сказки, функции подготовительной части распределяются по этим же персонажам, но при этом, по словам автора, распределение будет неравномерным. Определять персонажей по этим функциям нельзя. В.Я. Пропп говорит также и о распределении означенных кругов по отдельным сказочным персонажам:

1)Круг действий в точности соответствует персонажу. Один персонаж охватывает несколько кругов действий. Обратный случай: один круг действий распределяется по нескольким персонажам. Таким образом, мы видим, что анализ сказки по Проппу предполагает выяснение функций героев сказки и кругов их действий. По нашему мнению, метод определения функций героя можно применять не только к волшебным сказкам, но и к другим видам, а также к литературной сказке.

Цель и задачи нашего исследования определили структуру работы. В неё входят введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы. Логика построения исследование предполагает движение от историко-литературных и теоретических вопросов к наблюдениям, анализу 6 сказок и методическим разработкам, учитывающим специфику произведений Горького для детей младшего школьного возраста.

1. А. М. ГОРЬКИЙ О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

А.М. Горького внёс большой вклад в область детской литературы. Он не являлся педагогом, но думал о воспитании до конца своих дней. Горький говорил, что воспитанием детей должны заниматься люди, которые любят это дело по- настоящему.

В послании к Третьему международному конгрессу семейного воспитания в 1910 году писатель высказывает свои требования к воспитанию детей. Позднее в речи на заседании Лиги социального воспитания в 1917 году он формулирует цели воспитания: «насыщение человека знаниями о мире и о нём самом, формирование характера и воли, развитие способностей». Эти цели актуальны и сегодня. Горький выступал за радостное детство, в котором жизнь и труд являются наслаждением, а не жертвой и подвигом. Он выдвигает тезис о том, что охрана детей является охраной культуры.

В 30-ых годах А.М. Горький вёл активную переписку с детьми и советовал им читать произведения великих классиков литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Н.А. Лескова. Вместе с издательством «Парус» им было задумана публикация книг для детского чтения, составлен план. Для пятилетних детей был намечен выпуск азбуки и арифметики в картинках. Для детей от пяти до девяти лет предлагалось издать серию народных сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А.М. Горького, Х.К. Андерсена, братьев Гримм. Горький предлагал не ограничиваться отбором уже имевшихся книг для детского чтения, он выступал за объединение писателей для создания новых произведений. Уже позже в 1933 году создаётся специальное издательство детской литературы — Детгиз. Лучшие детские писатели были привлечены к работе. Он обращается к детям через газету «Пионерская правда» с просьбой написать свои пожелания, какие книги они хотели бы прочитать. Дети откликнулись на предложение Горького и прислали много писем, в которых указали темы, книги, героев.

2 стр., 941 слов

Образ детей в литературе классицизма

... все сферы жизни людей. Литература не стала исключением. В это время писатели используют в своих произведениях образ ребенка, лишенного войной детства. Образы детей в произведениях того времени крайне символичны: дети - это жизнь, война – смерть. ...

Е.Е. Зубарева считает, что Горький повлиял на литературу для детей не только теоретическим новаторством статей, но и художественным новаторством в произведениях, в который отражался мир детства [18].

А.М. Горький рисовал образы детей, показывая их вместе с жизнью взрослых, он подчёркивал, что существуют единые законы формирования характера человека в обществе. В рассказах, написанных ещё в 90-е годы: «Зрители», «Дед Архип и Лёнька», «Девочка», «Страсти-мордасти», «Встряска», даются образы детей, многие из которых обречены на гибель, физическую или нравственную, показывая искалеченное детство, Горький считал, что это неопровержимый документ в обвинении бесчеловечности общества. Многие из рассказов стали доступны для детского чтения. Писатель был убеждён, что «свинцовые мерзости жизни» не убили в детях честности, любви к людям, доброты, и интереса к жизни. Рассказ «Дед Архип и Лёнька» был передан в издательство «Знание», а рассказ «Встряска» был напечатан в журнале «Всходы» в 1898 году, он связан с автобиографическими повестями Горького. Горький показал в нём правду о жизни маленького труженика, рано познавшего социальную несправедливость. Воспитательное воздействие рассказа велико, так как он пробуждает протест против унижения и разрушения радости детства.

В период с 1913 года по 1916 год он работал над повестями «Детство», «В людях», в которых продолжил традиции автобиографической прозы о детстве. В отличие от Л.Н. Толстого Горький обращает внимание не только на внутренний мир ребёнка и формирование его личности, а на социально-нравственное самоопределение героя, которое происходит благодаря противостоянию окружающим. Все его рассказы о детях наполнены душевной щедростью и непосредственностью.

На рубеже 30-40 годов было предписано создание произведений на темы обороны и труда. Детская книга актуализировала образ сильного и мудрого автора. Наследницей «новой» детской литературы стала советская детская литература, программы которой разрабатывались в дореволюционную пору.

В послеоктябрьское время за основу была взята программа А.М. Горького. Это была часть его грандиозного замысла о создании «пролетарской» литературы.

Эта программа была подхвачена Чуковским и затем Маршаком. Язык литературы послеоктябрьского периода быстро менялся, он был похож на язык нелегальных изданий революционных гимнов, лозунгов, прокламаций, на стихи и прозу сатирических журналов, что не совсем импонировало Горькому.

Писатель считал: детская литература — неотделимая часть всей советской литературы и утверждал, что к книгам для детей следует предъявлять такие же высокие требования как к каждому произведению искусства.

17 стр., 8034 слов

Тема детства в прозе Максима Горького

... 7]. В Средние века внутренний мир ребенка и психоэмоциональная специфика детства еще не были освоены литературой. В литературе классицизма детские образы еще не занимали сколько-нибудь значительного ... своей самобытности в творчестве такого художника слова, как М. Горький. Задача целостного изучения феномена детства предполагает выявление и анализ закономерностей его художественного развития. Именно ...

1.1 СТАТЬИ О ВОСПИТАНИИ И ДЕТСКИХ КНИГАХ

Следует заметить, что в первую очередь Горький рассматривал детскую литературу как средство воспитания, понимал необходимость обновления, поэтому стремился привлечь к ней самых разных поэтов и писателей. Он считал, что тематика книги для детей должна быть широкой. Эта литература не должна идеализировать окружающий мир. Свои основные взгляды на воспитание и детскую книгу Горький изложил в своих статьях.

В статье «О безответственных людях и о детской книге наших дней», написанной в 1930 году, он выступает против тех, кто считал, что забавлять ребенка с помощью искусства — означает проявлять к нему неуважение.

«Человек уши которого заткнуты ватой» написана в том же году в ответ на статью Е.Флериной. Писатель отмечает неосведомленность Д. Кальма в литературном процессе. Дальше Горький развивает концептуальный взгляд на книгу для детей как на специфической — отвечающее возрасту, большое искусство. Суть статьи Е. Флериной в отрицании «тенденции позабавить ребенка». «Не верю, — пишет Горький, — что Наркомпрос отрицал эту тенденцию. Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование это биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом, и в слово, именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку и то, что филологически называется «духом языка» Горький отмечает, что Пушкин, Лесков, Успенский и большинство других писателей учились русскому языку на сказках, песенках, «постигали красоту, силу, ясность и точность» языка на «забавных прибаутках, поговорках…»[12, c.113]. «Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм» [12, c.114].

В статье 1930 года «О темах» Горький ставит вопрос о тематике детских книг, он пишет: «Вопрос о темах детских книг — это, разумеется, вопрос о линии социального воспитания детей. В нашей стране воспитывать — значит революционизировать, то есть освобождать мышление ребёнка от предсказанных прошлым его дедов и отцов технических навыков мысли, от её заблуждений «…» Надобно ставить дело воспитания детей так, чтобы они с малых лет даже на играх решительно отрывались от сознательного и бессознательного тяготения к прошлому, — отсюда явствует, что необходимо раскрыть пред ребятами процессы прошлого». Способ, с помощью которого этого можно достигнуть — рассказы о трудовых процессах, как они создавали факты, а из них вытекали понятия, теории и идеи.

В статье «О безответственных людях и о детской книге наших дней», написанной в 1930 году, он выступает против тех, кто считал, что забавлять ребенка с помощью искусства — означает проявлять к нему неуважение. Необходимо отметить новаторство взглядов Горького в вопросе развития детской литературы. Любые знания, по мнению Горького, даже самые сложные могут быть преподаны в занимательной форме.

В другой статье «Литературу-детям» он пишет: «Не надо думать, что все без исключения детские книжки должны давать познавательный материал. Наша книга должна быть не дидактической, не грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов, должна быть художественной. Нам нужна и весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора» [13, c.34]. В статье А.М. Горький отмечал, что книга призвана говорить с детьми языком образов, она должна быть художественной. Беспокоился он и о дошкольной литературе, отмечая необходимость в стихах, которые бы давали возможность для игры, таких как считалки, дразнилки. Писатель выступал и за издание сборников, составленных из лучших произведений устного народного творчества. Он обращался к издателям с просьбой, тщательно отбирать самые ценные книги мировой и советской литературы. Писатель отмечал необходимость чтения сказок детьми. В планы издания детских книг он предлагал включить греческие мифы, скандинавский эпос, русские былины и др. Он предложил издать серию книг «Для чего и как люди создавали сказки».

25 стр., 12050 слов

Особенности формирования пересказа у детей 6-7 лет

... детей 6-7 лет. Подобрать методики для обследования навыка пересказа. Провести качественный и количественный анализ умений детей экспериментальной группы пересказывать литературные произведения. Методы исследования: эмпирическое исследование теоретической и методической литературы ... задачей является обучение детей построению связных текстов разных типов, работа над смысловой стороной текста. В этой ...

Деятельность А.М. Горького была разносторонней: переписка с писателями, разработка тем детских книг, создание первого послереволюционного детского журнала «Северное сияние», — всё это он стремился сделать для развития детской литературы.

Необходимо отметить мысли М. Горького о языке, который он считал основой культуры народа, поэтому нужно приобщать детей к народному языку. В этом вопросе он отводил огромную роль литературе, так как для неё язык является основным орудием. Горький считал, что красоту языка дети лучше всего постигают на примере загадок, поговорок, прибауток, так как в стихии родного языка сохраняется его дух. А.М. Горький выступал в защиту развлекательной детской литературы. По его убеждению, до десяти лет ребёнок требует забав, и это объясняется биологической природой. Познание мира у ребёнка тоже происходит через игру, поэтому детская литература обязана учитывать потребности детей в увлекательном чтении. Писатель настойчиво отстаивал права детей на своё детство и говорил, что писатель тоже имеет право на развлечение своего читателя. Он говорил, что с детьми нужно говорить забавно.

Особо значимой стала статья Горького «О сказках», написанная в 1935 году, так как на страницах «Литературной газеты» ещё в 1929 году вспыхнул острый спор об этом жанре, вылившийся в литературную полемику о смысле литературы, адресованной детям.

Большое значение имела работа А. М. Горького с начинающими писателями, которым он советовал читать народные сказки, так как они развивают фантазию, обогащают язык. По его мнению, детский писатель должен учитывать особенности возраста читателя, так как восприятие детей, мышление, память, языковая культура отличаются в разные периоды детского возраста. Воспитательные возможности детской литературы, по убеждению Горького, велики. Он обращал внимание на то, что дети дошкольного и младшего школьного возраста не имеют своего жизненного опыта, для них свойственна повышенная эмоциональность, они способны представлять себя участниками событий, о которых они прочитали. Всё описанное в книге они представляют, как происходящее на самом деле.

А.М. Горький считал, что для детей дошкольного возраста должны отчётливей учитываться возрастные особенности детской книги, стиль и тематика, для детей младшего возраста автор должен стремиться раскрывать характер героя через его поступки, а детям старшего возраста рекомендовал показывать, как происходит становление характера. Он говорит о необходимости учитывать особенности психики детей, их возрастные эстетические потребности.

10 стр., 4992 слов

Детские сказки сами сочинили дети. Сказки, придуманные детьми

... «Много хочешь - мало получишь». Вот такие волшебные сказки сочиняют детки в 3 классе. Надеемся и у вас ... сказки, рассказы, пересказывать коротенькие тексты, в школе будет без особых проблем пересказывать, писать изложения и сочинения. Поэтому, не поленитесь и начните заниматься этим с ребенком ... это ему пригодится в школе на уроках чтения, литературы, истории, географии и просто там, где нужно что ...

1.2 ИСКУССИЯ О СКАЗКЕ: ПОЗИЦИЯ А.М. ГОРЬКОГО

Детская литература 20-30-ых годов 20 столетия характеризуется многообразием направлений. Строительство коммунизма было утопией, но мечта о счастливой жизни вдохновляла писателей и породила новую детскую литературу. Новое направление утопического авангардизма захватило многих писателей 20-ых годов. Дети пионерского возраста были увлечены романом- утопией А. Богданова «Красная звезда», написанным ещё в 1908 году и подвергшимся критике «старых» интеллигентов. В романе изображено марсианское общество, в котором нет семьи, дети воспитываются в коммуне,

где нет различий детей по возрасту и полу. Слово «моё» считается дефектом воспитания. Родители, навещавшие детей, на время становятся воспитателями для всех. Целью воспитания становится стремление изжить чувства индивидуализма, собственничества и воспитать чувство единства с коллективом. Освоение Венеры должны осуществить тысячи людей, призывами которых были слова: «Пусть девять десятых погибнет… лишь бы была одержана победа!». Утопические принципы Богданова слышны были на страницах пионерских изданий 20-ых-начала 30-ых.

Для детской литературы того времени характерными были и реалистические тенденции, которые отражают традиционные духовные христианские основы. Литература раннего советского периода имела ценное качество, которое заключалось в сохранении основ религиозного мировосприятия некоторыми писателями «пролетарской» культуры. Многие писатели сохранили своё религиозное чувство- это были Самуил Маршак, Тамара Габбе, Евгений Шварц, Вера Панова, Даниил Хармс, Александр Введенский, Юрий Владимиров. В одном ряду с ними создавали свои произведения убеждённые атеисты: Лидия Чуковская, Иван Халтурин и др.

Более всего приобщение детей к христианскому этносу состоялось благодаря творчеству Александра Неверова, известна его повесть «Ташкент- город хлебный». Этические убеждения Неверова схожи с этикой Андрея Платонова-автора повести «Котлован». В их произведениях проходит проверку мечта о «городе хлебном», смогут ли в нём жить дети.

В 30-ые годы многообразие художественных тенденций сменилось новым творческим методом «социалистического реализма», который исключал тему дореволюционного детства. Вместе с «новой» Россией появилась необходимость зачеркнуть своё личное биографическое прошлое и поэтому тема детства в 20-ые годы оказалась для многих под запретом. После 1936 года в первую очередь создавались произведения на общественные темы, в основном это были марши, речёвки, в прозе — статьи и рассказы с места событий. «Новая» детская литература советского времени потеряла ценное качество — интимность.

Вопрос о новом читателе был главным в дискуссиях 20-ых годов, которые рассматривали важнейшие вопросы развития детской литературы:

  • ·традиции и новаторство;
  • роль сказки;
  • критерии оценки детской книги, её язык, содержание, герои. Известные писатели, ученые, педагоги, критики и работники издательств, государственные деятели приняли участие в этих дискуссиях. Вопрос о литературном наследии вызвал много споров, которые сводились, к тому, в какой степени советская литература опирается на классику, что из классического наследия будет полезным в новой литературе, а что будет мешать развитию. Одни участники дискуссии выступали за современную детскую книгу, а другие утверждали, что нельзя отказываться от вечных нравственных принципов классической литературы. А.М. Горький был на стороне классической литературы и резко осуждал тех, кто придерживался теории социологов- вульгаризаторов, которые изъяли из библиотек классические произведения. Вопрос отношения к сказке также вызвал много споров. Возражения против сказок сводились в основном к следующему: сказка отвлекает ребенка от реальной жизни, она заключает в себе мистицизм и религиозность. Сказочный антропоморфизм тормозит утверждение ребенка в его реальном опыте: ребенок не может создать устойчивые связи между собой и внешней средой, которые необходимы для его нормального развития. Педагоги были категорически против Сказки как жанра литературы для детей. На педологических конференциях ораторы призывали «развернуть широкую антисказочнуюкампанию», «сказка отжила свое», «кто за сказку — тот против современной педагогики» и совсем коротко и просто «Долой всякую сказку». Против сказки была и Надежда Константиновна Крупская, по её мнению они были чужды коммунистической идеологии. Она предложила создавать современные сказки, которые будут направлены на воспитание «горячих борцов». Крупская полностью не отвергала сказку, но полезными считала сказки о понятных ребёнку вещах, в которых не было мистики, так как дети должны развиваться под влиянием реалистичной литературы.

Луначарский был против такого подхода к сказке, считая, что лишение волшебства помешает нормальному развитию ребёнка.

2 стр., 831 слов

Сочинение дети цветы жизни 6 класс

... тема в воспитательной работе. Сведения о ребенке получаю через анкетирование и индивидуальные беседы с родителями, посещение семьи. На ... задатки. Я осознаю: мои нежные цветы обрели надежные корни, развернули и ... учителя начальных классов – найти ключик к каждому секрету души ребенка, быть готовым ... свою жизнь без самообразования, курсов повышения квалификации, которые не только отвечают на возникающие ...

Горький выступил за сказку, отмечая её благоприятное воздействие на душевное и умственное состояние ребёнка. Он полагал, что для человека увлекательна и поучительна «выдумка — изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта». Поэтому сказка благотворно воздействует на душевное и умственное созревание детей.

Горький советовал молодым авторам читать народные сказки, так как они развивают фантазию, заставляют начинающего литератора оценить значение выдумки для искусства, а главное, они способны «обогатить его скудный язык, его бедный лексикон». И детям, считал Горький, крайне нужно чтение сказок, как и произведений других фольклорных жанров.

Маршак тоже был на стороне сказки, он выступил против тех, кто вообще отвергал народную сказку.

Следующий вопрос дискуссии был о критериях оценки детской литературы. Крупская выступала за книгу, которая расширяет представление ребёнка о социальных отношениях. По её мнению, книга должна давать ребёнку широкие представления о социальных отношениях. Другие участники дискуссии считали достоинствами книги оригинальность сюжета, безупречную форму и совершенство языка.

Педагоги утверждали, что основой книги должно быть образовательно- воспитательное значение детского произведения.

Были высказаны и другие предложения оценки книги, которые сводились к тому, что в первую очередь при оценке нужно обращать внимание, отвечает ли книга запросам детей. Во время дискуссий были затронуты и другие проблемы: о создании приключенческого романа, о малопознавательных художественных произведениях, о художественном мастерстве детских писателей.

3 стр., 1209 слов

По циклу рассказов Горького “Сказки об Италии”

... родились в результате бесед Горького и Коцюбинского, живших тогда на острове Капри, и писались в одно время со “Сказками об Италии”. В “Сказках об Италии” заметна та же особенность отражения жизни, что и в романе “Мать”: на переднем ...

2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СКАЗОК А.М.ГОРЬКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

История рассказов и сказок Горького для детей связана с землетрясением, которое случилось на юге Италии, в Мессине. Катастрофа произошла 15 декабря 1908 года, около шести утра. Погибли тысячи людей, было большое количество раненых.

Все суда, находившиеся поблизости, подплыли к берегу. Матросы начали оказывать необходимую помощь пострадавшим.

Горький в это время жил на острове Капри, работал и лечился. «А что я могу сделать для пострадавших? — думал писатель. — Они нуждаются в лекарствах, одежде, деньгах. Им надо строить новые дома, чтобы жить дальше».

Книги А. М. Горького разошлись по свету. Писатель обратился за помощью ко всему миру. Многие люди ответили. В Мессину стали посылать деньги и вещи. Многие пожертвования приходили в адрес самого Горького. Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Неизвестные малыши из Баилова (предместье Баку) писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги… писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов». Это была школа для детей из демократических семей, организованная бакинскими революционерами в 1909 году. Педагоги считали, что любого закомплексованного ребенка можно превратить в радостного, веселого шалуна.

Средства дети заработали, распродав билеты на спектакль, что поставили сами под руководством талантливого педагога Алисы Ивановны Радченко. В конверте была фотография двенадцати участников представления.

Горький ответил: «Дорогие дети! Я получил собранные вами деньги для мессинцев и сердечно благодарю вас за всех, кому вы помогли. От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, — будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю, как были вы в этом случае. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям! Это — правда, не забывайте её, и она даст вам неизмеримое счастье. …Будьте здоровы, любите друг друга и — побольше делайте шалостей, — когда будете старичками и старушками — станете с весёлым смехом вспоминать о шалостях. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны по вся дни жизни вашей!..»

Тогда дети из «Школы шалунов» — Боря, Витя, Дима, Федя, Женя, Лена, Лиза и др. — прислали Горькому по письму.

Один из мальчиков написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку. И ещё напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу. Я тебя целую… Я бы хотел тебя увидеть».

Горький и на этот раз не оставил без ответа письма своих маленьких друзей. Во втором письме шалунам Горький признавался: «Я очень люблю играть с детьми, это старая моя привычка, маленький, лет десяти, я нянчил своего братишку<…> потом нянчил ещё двух ребят…»[14, с.106].

Горький говорил, что получив письма детей, он «хохотал от радости так, что все рыбы высунули носы из воды — в чём дело?»[14, с.105]. Но самое главное, что Горький выполнил просьбу одного из детей: сказка «Воробьишко» впервые была напечатана в 1912 году в сборнике сказок «Голубая книжка», который вышел в том же году, отдельно сказка вышла в 1917 году в издательстве «Парус». Сказка «Случай с Евсейкой» была напечатана в газете «День», a потом c небольшими изменениями перепечатана в журнале «Северное сияние».

В ноябре 1910 года писатель получил письмо от семилетнего мальчика. Под впечатлением кончины Льва Николаевича Толстого мальчик писал:

«Милый Максим Горький! Все писатели умерли, ты один живой. Пришли мне сказку и письмо. Целую тебя, твой Илюша». Горький ответил своему корреспонденту через одну-две недели, послав сказку «Утро».

К теме мещанства, одной из важнейших тем всего своего творчества, Горький возвращается и в сказке «Яшка». Впервые напечатана в журнале «Северное сияние», 1919, № 1 — 2, январь — февраль.

«Сказка про Иванушку-Дурачка» восходит к русско-народным традициям.

Из письма шалунам ясно, как была написана история с самоваром. «Я хотя и не очень молод, — лукаво замечал Горький, — но не скучный парень, и умею недурно показывать, что делается с самоваром, в который положили горячих углей и забыли налить воду» [14, c.105-106]. Видно, Горькому не раз случалось встречаться с детьми и рассказывать про самовар. Данный случай описан в одной из книг автобиографической трилогии «В людях»: «…» В одно из воскресений, когда хозяева ушли к ранней обедне, а я, поставив самовар, отправился убирать комнаты, — старший ребёнок, забравшись в кухню, вытащил кран из самовара и уселся под стол играть краном. Углей в трубе самовара было много, и, когда вода вытекла из него, он распаялся. Я ещё в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, а войдя в кухню, с ужасом увидал, что он весь посинел и трясётся, точно хочет подпрыгнуть с пола. Отпаявшаяся втулка крана уныло опустилась, крышка съехала набекрень, из-под ручек стекали капли олова, — лиловато-синий самовар казался вдребезги пьяным. Я облил его водою, он зашипел и печально развалился на полу.«…» [10, c. 338].

Итак, история создания сказок для детей младшего возраста вбирает в себя причины и мотивации переписки Горького с воспитанниками «Школы шалунов», его позицию как издателя и писателя по отношению к заказу, исходящему от маленького читателя. Хронология создания не всегда совпадает с хронологией издания:

1.«Утро» — сказка написана в 1910, напечатана впервые в детском журнале «Жаворонок» (1918, М 11-12); «Воробьишко» — 1912 год — впервые напечатано в сборнике «Голубая книжка» в том же году, но отдельно выходит только в 1917, издательство «Парус»; «Случай с Евсейкой» — 1912 год — газета «День» 1912 года, далее в 1919 году, журнал «Северное сияние» (N2 3-4); «Самовар» — 1913 год — впервые напечатано в сборнике «Ёлка. Книжка для маленьких детей», издание «Парус», 1918 год; «Сказка про Иванушку — дурачка» — 1918 год; «Яшка»- 1919 год — впервые напечатана в журнале «Северное сияние», 1919, № 1 — 2, январь — февраль.

3. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ШЕСТИ СКАЗОЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

3.1 «УТРО» КАК СКАЗКА ОЧЕРК

Как уже отмечалось выше, Горький в 1910 году получил письмо от семилетнего мальчика, расстроенного смертью Л.Н. Толстого. В будущем — знаменитый композитор Илья Френкель. Через некоторое время по просьбе молодого корреспондента была написана сказка «Утро». Само название произведения уже призвано было помочь пережить грусть, связанную с уходом писателя, воодушевить маленького читателя мыслью о продолжающейся жизни природы, о радостном и светлом начале нового дня.

Зачин сказки настраивает читателя на её восприятие, автор передает своё настроение и радость жизни: «Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!» [40].

Утро, всё на Земле просыпается, а за ним приходит день, «добрый день» [40].

Можно отметить слабое развитие сюжета, что позволяет нам говорить о сходстве данной сказки с очерком.

Самым первым встаёт солнце, оно в сказке доброе и неутомимое, «источник радостей и сил» [40].

Автор просит читателя любить «владыку мира» и быть на него похожим — весёлым, добрым для всех. Вместе с солнцем просыпаются люди. Оно смотрит на них, как они идут на свои поля трудиться. О величестве образа человека А.М. Горький писал в своей поэме так: «Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете медленно шествует — вперёд! и — выше! Трагически прекрасный Человек!»[22, с.43].

Наряду с солнцем и человеком в сказке присутствуют и другие образы: горы, волны, зелёные ящерицы, цветы, пчелы, осы, птицы, пинии — все они живут на земле, трудятся и радуются жизни, даже если она подходит к концу.

Несмотря на это, в сказке много оптимизма. Она увлекает читателя своей красочностью. Для этой цели писатель использует эпитеты: золотое солнце, бархатные лепестки, сладкий запах, в воздухе, голубом, теплом, полном благоуханий, ласковая песня.

Природа в сказке одухотворена, использование олицетворений помогает писателю создать яркие картины природы, рисующие радость жизни: солнце, смотрит, улыбается, смеётся; цветы смотрят в небо, смеются, гордо улыбаются; волны кланяются и поют, тьма тихонько прячется. Множество сравнений усиливает впечатление необычности увиденного утра: волны кланяются солнцу, как придворные красавицы; чижи похожи на уличных детей, такие же озорники; мелькают ласточки и стрижи, точно чёрные стрелы; пинии похожи на огромные чаши, налитые светом, как золотистым вином.

Следует обратить внимание на то, как умело автор выражает философские мысли о значении труда в жизни человека. В доступной для малышей форме он говорит о самом важном, что должно стать нравственным ориентиром для них на всю жизнь. Так же автор ставит перед детьми реальный вопрос (что тоже близко жанру очерка): почему же те, кто всю жизнь трудятся, от рождения до смерти остаются бедняками? Но ответа читателю Горький не даёт. Уважение к труду предков, понимание ценности самой жизни и необходимости труда, радость от всего, что тебя окружает, переполняет сказку, создаёт радостный позитивный настрой в душе ребёнка. Вся сказка воспринимается как доверительный разговор писателя с маленьким человеком. Для воздействия и убеждения писатель использует риторические восклицания, передающие авторское отношение к тому, о чём он пишет: «Ах, они превосходно работали, наши предки, есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас!» [40].

Горький использует занимательноcть в описании природы и окружающего мира. Он прославляет солнце, цветы, море, птиц. Горький пишет, что труд и жизнь на земле прекрасны. Об этом он писал в своих статьях и воплотил в своей сказке. Сказка является своеобразным гимном труду и человеку. Приём одухотворения природы, очеловечивания окружающих явлений помогают писателю нарисовать яркую образную картину летнего утра.

3.2 «ВОРОБЬИШКО»: ТЕМА ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Главный герой сказки — воробьишко Пудик, летать он ещё не умеет, но очень любопытный и постоянно выглядывает из своего гнезда: «Хотелось поскорее узнать — что такое Божий мир и годится ли он для него?»Пудика, как и всех детей, отличает от взрослых большое любопытство, стремление понять всё происходящее вокруг, он постоянно задаёт вопросы: «почему деревья качаются, почему люди бескрылые — им что, кошка крылья оборвала?» Задавая вопросы, он имеет и свой готовый ответ: («деревья качаются — пусть перестанут-тогда и ветра не будет»).

Воробьишко никого не слушает, всё он понимает по-своему. Горький в образе хвастливого Пудика показывает характер непослушного, шаловливого ребёнка. Тема сказки-рассказа о непослушном любознательном воробьишке, который не слушал маму и чуть не попал в лапы злой кошке. Герои сказки: воробьишко Пудик, мама воробьиха, папа воробей. Читая сказку маленький ребёнок в маме — заботливой, переживающей, терпеливой, самоотверженной, и папе — приносящем пропитание — воробьишки Пудика может узнать своих родителей.

Далее мы видим, что чрезмерное любопытство и упрямство приводят Пудика к беде — вываливается из гнезда, где рыжая кошка, о которой предупреждала его заботливая мама, уже поджидала его. Мама-воробьиха спешит на помощь своему непослушному сыну, она отважно сражается с кошкой и спасает Пудика ценой своего хвоста. Воробьишко от страха даже впервые взлетел, оказавшись в гнезде. В итоге, он признаётся: «Всему сразу не научишься».

Горькому нравится самостоятельность воробьишки Пудика, отсюда неоднозначность отношения к его поступку: с одной стороны, автор показывает, что нужно доверять опыту родителей, но с другой — осторожности и желания жить, не открывая мир вокруг себя, как в «Премудром пескаре» Салтыкова- Щедрина не принимает.

Новаторские идеи Горького лежат в основе этой сказки, мы чувствуем мягкий юмор писателя, который в простой забавной форме стремиться донести до маленького читателя основную идею сказки, показать, к чему приводит непослушание, хвастовство и самоуверенность. Язык сказки понятен малышам, он простой и ясный. Горький использует в речи героев приём звукоподражания, что характерно и для народной сказки:

«- Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал: Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался: Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его: Чив, чив!» [40].

А.М. Горький использует разговорную лексику: чебурахнешься, папаша, слопает, во всё горло, тут как тут. Лексические повторы используются с целью придать динамику действию сказки, передать особенности речи, подчеркнуть её экспрессивность: лети, лети; пел, пел; чушь, чушь, чепуха и др.

Для этой сказки характерно употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами: пичужки, моховинок, мышка, они передают народный характер речи.

В сказке много воспитательных моментов, она поучительна и добра. Автор симпатизирует Пудику. Он уверен, что герой получил урок на всю жизнь, так как воробьишко говорит, что всему сразу не научишься. Народная основа сказки чувствуется на протяжении всего текста. Как и народная сказка, сказка «Воробьишко» воспитывает доброе отношение к миру, учит видеть его разнообразие. По сюжету также прослеживается сходство с фольклорной сказкой: запрет, нарушение запрета, рыжая кошка-антагонист, мама -помощница и спасительница. Данным эпизодом втор показывает большую любовь матери, способной спасти своего сына ценой своей жизни. Пудик задаётся вопросом, неужели мама сильнее всех? Читающие сказку дети, понимают, что сильнее не мама, а любовь к своему сыну. Нравственный урок сказки понятен читателю, нужно любить и ценить свою маму, благодарить её за её заботу и самопожертвование.

Пудик считает, что его родители являются самыми совершенными существами на земле, ведь они живут высоко под крышей и смотрят на всех свысока. Воробишко видит внизу людей, у которых нет крыльев, они больше Пудика, но их «едят мошки»-эти маленькие существа, которых человек боится. Пудик думает, что раз он маленький и ест этих мошек, значит он сильнее человека. Если бы у человека были крылья, люди бы ловили воробьёв, как они ловят мошек. Эти рассуждения говорят о любознательности героя, которая присуща каждому ребёнку, он добр ко всем, так как, когда вырастет, хочет сделать, чтобы все летали.

Горький данной сказкой довольно просто даёт детям серьёзный урок жизни, учит маленьких читателей быть внимательными ко всему живому, видеть красоту мира, серьёзно относиться к родителям и радоваться жизни.

3.3 РАССКАЗ — СКАЗКА «СЛУЧАЙ С ЕВСЕЙКОЙ», ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сказка построена на мотиве сна, который видит Евсейка, и так как в конце сказки он возвращается на прежнее место, можно утверждать, что композиция кольцевая. Чудесное возвращение совпадает с пробуждением героя.

Сказка о чудесном путешествии героя на морское дно. Главный герой- мальчик Евсейка попадает на морское дно, чудесное перемещение опять же говорит нам о том, что чудо происходит в сказке. Писатель использует приём, известный в литературе: фантастическое приключение происходит во сне. Грань между сном и реальностью незаметна.

Жизнь подводного мира писатель передает с помощью фантастики. Необычные рыбы, морские существа проплывают мимо мальчика, они разговаривают, как люди, смеются, поют хором песенки, дразнят друг друга, обижаются на обидные слова. Такое описание подводных обитателей сравнимо с манерой Г.Х.Андерсена. Всякому живому существу, всякому фантастическому созданию в его сказках присущ свой характер, история, юмор, капризы, манера речи и причуды. Евсейка втягивается в отношения обитателей морского дна, он сопротивляется, понимая, что они — рыбы, а он — человек. Как и в реальном мире герою приходится прибегнуть к смекалке, чтобы не обидеть кого-нибудь, не вызвать гнев и не навлечь на себя неприятности. Горький продолжает традиции народных сказок, используя сюжет фантастического попадания в подводное царство. Последнее в свою очередь описано тоже фантастично, для этого Горький использовал эпитеты: жаркий день, алая морская звезда, любопытных штук, зелёные рыбёшки, белым камням, в сизо- серебряной чешуе, быстрые креветки.

В сказке есть один эпизод, в котором раскрываются лучшие качества мальчика. Ему свойственна решительность и находчивость. С самого начала сказки писатель симпатизирует Евсейке и использует оценочную лексику, помогающую выразить ему своё отношение и отношение героя к происходящему: хороший человек, очень хорошо, солидно ходят, приятно улыбался, сердито спрашивал.

Сам Евсейка считает себя умным: «Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!» [40]; сообразительным и смекалистым. Чувствуя опасность ситуации, Евсейка ищет возможность вернуться на землю. Следует обратить внимание на речь Евсейки, он очень тактичен и вежлив, писатель хочет показать, что даже в минуты опасности, мальчик не теряется, вежливость и обходительность помогают ему избежать неприятностей.

Добрый юмор помогает автору сделать сказку смешной и забавной, вызывает интерес читателей. В этом случае показательна ситуация с болтливой рыбой, которую в конечном счёте находчивому Евсейке удаётся перехитрить.

«Случай с Евсейкой» — прекрасный образец литературной сказки особого типа — научно-познавательной. Писатель выражает основную мысль сказки, показывая, как герой, попав в беду, проявляет упорство, смекалку, находчивость, Горький учит детей быть смелыми, находчивыми, решительными, добрыми в трудных ситуациях не терять силы духа.

3.4 «САМОВАР»:САТИРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СКАЗКИ

Сказка рассказывает о самоваре, он предстаёт перед нами пузатым, хвастливым, считает себя умницей, красавцем, но который зазнался и думает, что лучше всех. Все эти характеристики прослеживаются в песнях Самовара:

Фух, как я горяч!

За сюжетную основу сказки взят спор центрального персонажа с Чайником. В их разговоре можно выявить характеристики Самовара:

Ах, какой ты хвастунишка,

Даже слушать неприятно![11, c. 134]

Все вещи, находящиеся вокруг, ведут себя по-разному. Сливочник затеял беседу с пустой сахарницей. Чумазая тушилка тоже вступает в общий разговор. Горький умело использует диалог, передавая особенности речи и характера каждого героя. Каждого героя он описывает немногословно, но так, что легко представить облик любого: чайник — старенький, сливочник — синий, горбатенький господин («он всегда говорил что-нибудь печальное»), сахарница- толстая, широкая и смешливая, тушилка -чумазая. Эпитеты создают нам образы вещей, которые мы привыкли видеть каждый день. Разговорная лексика подчёркивает обыденность ситуации: фыркает, рыльца, поёт во всю мочь, так себе, бормотал. Черты характера человека, которые приобретают чашки, чайник, сахарница, тушилка и др., в сказке получили сатирическое преувеличение.

Напряжённость событий всё нарастает, а в самоваре уже не было воды, но он всё ещё гудел и храбрился, не переставая хвастаться. Ритмика стихов соответствует напряженности событий. Сказка заканчивается тем, что самовар распаялся и развалился на кусочки.

Горький рассказывает о знакомых и близких детям вещах. Основной идеей сказки является то, что за простыми вещами автор высказывает важные мысли — нельзя хвастаться и зазнаваться. Бахвальство и неуважение к окружающим — высмеивание этих отрицательных качеств человека было основной задачей писателя. Маленьким читателям предлагается подумать над поведением героев и сделать для себя нравственный вывод, к чему приводит такое поведение, поэтому сказка содержит поучительный смысл.

3.5 CКАЗКА ПРО ИВАНУШКУ ДУРАЧКА В КОНТЕКСТЕ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ

В первую очередь обратим наше внимание на заглавие. Термин «сказка» уже включён автором в название. Скорее всего, это мотивировано тем, что образ Иванушки — дурачка является одним из самых популярных героев русских народных сказок.

Исследуя сюжеты народных сказок «Про Иванушку-дурачка», можно отметить, что Иванушка всегда самый младший, третий сын в крестьянской семье. Старшие братья всегда помогают отцу и матери, заняты каким — нибудь делом, а над Иванушкой они смеются, так как он за что ни возьмется — всё у него не получается. Родители чаще всего жалеют своего младшего сына.

По сюжету однажды происходит необычное событие: или кто-то посевы потравит, или отец заболеет, или царь даёт опасное задание. Тогда Иванушка и берётся за дело. Мы видим его главные качества: честность и доброту, встретив в пути волшебника, он приобретает помощника. Иванушка добр и к человеку, и к животному, никогда не пройдёт мимо попавшего в беду, всегда поможет. Со старшими всегда разговаривает вежливо, а злодеев всегда обхитрит. В сказках Иванушка часто отгадывает загадки, показывая свою сообразительность, другие герои эти загадки отгадать не могут. За свою исполнительность он получает волшебного помощника. Во всех заданиях добивается успеха.

В сказке «Про Иванушку-дурачка» присутствуют сюжет и образы устного народного творчества. Горький вспоминает сказки, которые он слышал в детстве от бабушки Акулины Ивановны и няньки Евгении. Обработка народного сюжета у Горького настолько-оригинальна, что её можно считать созданием Горького. Бытовая сказка начинается сказочным зачином: «Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, все у него смешно выходит — не так, как у людей» [41].

Концовка сказки счастливая, как и в народных сказках. Образ Иванушки — дурачка также имеет фольклорное начало, как и положено, он весёлый, не унывающий человек, но всё, что он делает, получается смешно, как подчёркивает Горький, не так, как у людей. Горький наделяет героя неунывающим характером. Иванушка поёт песни, не боится трудностей, все препятствия он преодолевает. Образ Иванушки у Горького более глубокий и сложный. В сказке на первое место выступает не глупость Иванушки, а доброта и сила, которая помогает ему покорить медведя.

Показательным в эпизоде с медведем является их диалог о доброте и уме, Иванушка делает вывод о том, что глуп тот, кто зол [41].

В такой простой формуле, наряду с такими бытовыми фразами, как: «кто умнее, тот первый закончит» спор или драку, Горький выходит на сложные философские категории, чтобы уже в раннем детстве дать объяснение ребёнку. Автор не забывает говорить об этом со свойственным ему юмором.

В сказке используется разговорно — бытовая лексика: мужик, похлёбка, запросили, втащил, дурачок. больно безобидный, поди-ка набери и др.

Народный характер сказки виден в особом словесном комизме: игра каламбурами, неожиданным буквенным значением привычных слов. Мы видим, как Иванушка усердно выполняет наказ мужика стеречь дверь. Иван снимает её с петель и носит на себе по лесу, показывая этим свою детскую наивность и непосредственность, но они в свою очередь закрывают его нелепые поступки.

Сказка содержит нравоучение, народную мудрость о том, что сама жизнь учит — не тот по-настоящему дурак, кто, сидит на печи, золу шапкой меряет, в потолок плюет или продает быка березе, а тот, кто, зазнавшись, не слышит мира вокруг себя, не связан с ним воедино. Гордыня — грех, и она будет наказана!

3.6 СКАЗКА «ЯШКА» КАК СОЦИАЛЬНАЯ САТИРА

К теме мещанства, одной из важнейших тем всего своего творчества, Горький возвращается и в сказке «Яшка». Сатира здесь носит ярко выраженный политический и антирелигиозный характер.

Сказка «Яшка» открывала в 1919 году первый номер журнала «Северное сияние», который редактировал Горький, но написана она была до Октябрьской революции. В 1918 году классовая борьба в России достигла необычайного напряжения.

Десятилетний мальчик Яшка попадает за свои житейские страдания в рай. И вот он видит вереницы святых угодников. Они томятся от скуки и елейно скулят о своих жертвенных страданиях и доблестях: «ножки у нас переломаны, ручки вывихнуты, ведь как мы страдали!» [11, c.249]. От этой райской жизни Яшке и пить, и есть, и играть расхотелось. И он возвращается на землю, чтобы жить «во славу людям» [11, c.252]. Сам сюжет сказки позаимствован Горьким из фольклора. Народный вариант сказки рассказывал о солдате, который попал в рай, но не понравилось ему райское житьё.

Зачин такой же как и в народной сказке: «Жил-был мальчик Яшка» [11, c.249]. В начале сказки Яшка попадает в рай, а на земле его постоянно били, потерпел он до десяти лет и помер. В раю Яшка видит красивую природу, казалось бы, жить и радоваться, но прекрасную картину омрачают святые угодники, которые «хороводом ходят и мучениями своими хвастаются». Мальчик не доволен увиденным, святые угодники производят на него гнетущее впечатление. Яшку удивляло то, что все они считали своей заслугой мучения и долготерпение. Они не замечают вокруг красоты природы и заняты только тем, что постоянно говорят о своём. Надоели они и самому богу, который устал их слушать и не прочь был повеселиться. От всего этого стало Яшке скучно, хотя и не били его и не морили голодом. Так заскучал он, что ни есть, ни пить ему не хотелось. Стал Яшка на землю проситься и даже согласен был, чтобы его снова там били, если будет за что, и жаловаться не хотел на своё житьё. В этом эпизоде социальная характеристика героя вторгается в текст. Райскую жизнь он хотел поменять на жизнь земную. Яшка решил служить людям на земле, а не жаловаться богу в раю на свои мучения. Хотел он помогать людям в трудах, утешать в горе, веселить в печалях. Не смотря на свою тяжелую жизнь, Яшка сохранил жизнерадостность и доброту. На земле он хочет научиться играть на балалайке, чтобы потом, когда умрет, веселить бога.

Мы видим, что сюжет сказки незатейливый, сказка небольшая по объёму и легко запоминается. Особенностью сказки являются монологи и диалоги «святых», которые чередуются. Авторского повествования в сказке мало. Не даёт Горький нам и прямых выводов, заставляя нас самим подумать и сделать их. Писатель выражает основную идею произведения- бороться за лучшую жизнь и служить людям могут и малыши. Автор сказки использует для выражения идеи различные художественные средства. Изображение святых комично. Их назойливость вызывает отвращение, Горький высмеивает миф о загробной жизни, с этой сказки начинается антирелигиозная тема в советской литературе. Описание жизни на земле занимает мало места в сказке, мы узнаём только, что Яшку много били, мало кормили. Описание рая больше по объёму и это не случайно. Горький противопоставляет две картины — рай и жизнь на земле, используя приём антитезы. Рисуя прекрасную картину рая, писатель использует эпитеты: невиданно хорошо, райские цветы, зелёный луг, золотой стул по светлому лугу, весёлым цветам и др.

Необходимо обратить внимание на речь Яшки и святых угодников. Яшка разговаривает с богом деловито, не заискивая перед ним, не боясь, говорит он свою просьбу: «Слушай-ко, господи, вернул бы ты меня на землю!» [11, c.251]. Святые угодники говорят слащавым языком, используют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ножки, ручки, миленький ты наш, кожица, рёбрушки.

В традициях старой литературной детской сказки создан Горьким образ сказочного героя-ребенка. Герой социально активен, способен к борьбе с общественным злом. В нем зреет человек социалистического общества.

Финал сказки «Яшка» «воспринимается как избавление героя от тяжелейших мук рая, как смелый вызов самодовольно-тупому, паразитическому мещанскому райскому благополучию…». Горький выступает против развращающей философии смирения, покорности, пассивной жертвенности.

Господь отправляет Яшку на землю, помогать людям в трудах, утешать их в горе, веселить в печалях, что заставляет нас вспомнить о том, что говорилось о труде и жизни в первой сказке Горького «Утро» — любить жизнь какой бы они ни была, бороться с недостатками общества.

Исследуя сказки А.М. Горького, мы убедились в том, что во всех сказках проявляются черты новаторства. Беря за основу народную сказку, Горький вносит своё, свойственное его стилю, позволяющее сделать сказку средством воспитательного воздействия на ребёнка, формирующее нравственные ценности, развивающее речь и мышление.

Таким образом, результаты исследования сказок Горького показали, что их поэтика имеет особенности, которые являются и традиционными, и не исключают новаторства в развитии детской литературной сказки, в жанровом и тематическом отношении так же прослеживается своеобразие сказок, при сближении сказки Горького с фольклорной использование не свойственной народной сказке стилистике.

4. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК А.М.ГОРЬКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ

Исследуя сказки Горького, мы убедились в том, что они имеют свои особенности, присущие литературным сказкам вообще, и особенности, характерные только для авторского стиля писателя. Одной из таких особенностей, выделяющих сказки Горького из числа народных сказок и сказок других писателей, является умение Горького говорить забавно с детьми о серьёзных вопросах.

Горький в сказках для детей младшего возраста пользуется привычной для ребёнка лексикой, не пренебрегает жаргонизмами и грубыми словами. Почти все сказки имеют диалогическую структуру: в сказке Воробьишко Пудик ведёт спор с Воробьихой-мамой; в сказке Самовар вещи оживлённо спорят и вдруг самовар распаялся, разбилась чашка; неожиданным спасением Евсейки завершается его диалог с «огромной рыбой», как и диалог Яшки с богом Саваофом. Лишь сказка «Утро» не включает в себя диалог, но как и все в ней присутствует стихотворный текст, который легко воспринимается детьми. Автор предпочитает говорить на знакомом для ребёнка языке.

Во всех сказках Горького забавное и серьёзное переплетаются, тесно связаны друг с другом и служат для выражения главной мысли сказок. Каждая сказка- урок, который даёт Горький детям.

Новаторство его заключается в том, что он заложил основы детской сказки. Он создал шесть сказок для детей дошкольного возраста: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913),» Про Иванушку-дурачка (1918), «Яшка» (1919).

Это были сказки нового типа, в которых определились основные пути развития сказок. В них отражается настоящая, подлинная жизнь, показаны реалистические детали быта, насущные проблемы и идеи современной действительности. Все написанные Горьким сказки учитывают интересы детей, особенности их восприятия, познавательные возможности.

Создавая сказки, Горький обращался к устному народному творчеству, продолжал его традиции, но и добавляя в него своё, новое. В сказках для детей дошкольного возраста переплетается реальное и фантастическое, присутствие игрового начала. Горький, создавая образы животных, использует характерный для народных сказок приём антропоморфизма (очеловечения животного мира).

В его сказках разговаривают, как люди, кошка, медведь, рыба, воробьишко. Народные сюжеты помогали Горькому расширить границы сказочного мира. Он не занимался подражанием, а создавал свои сказки, пользуясь народными сказочными образами, как прототипами, вводя реалистические персонажи в сказочный сюжет. Мировоззрение и творческая индивидуальность Горького отразились в идейно-эстетической направленности сказок и в оценке поступков героев.

В сказках мы наблюдаем как простые, так и сложные предложения. Но благодаря простой и знакомой маленькому читателю лексике читается легко и понятно.

Сказки М. Горького содержат воспитательный и нравоучительный потенциал. Особенностью их сюжета является динамичность и занимательность. Автор показывает знакомое и конкретное и ведёт своих читателей к понятиям, отвлечённым и значительным. Особенностью этих сказок являются небольшие незатейливые стихи, в которых строго соблюдается ритмика, которые легко запоминаются, их можно повторять во время игры.

Большое отличие сказок Горького от сказок других писателей- оптимистичность, прославление жизни, труда, воспевание красоты природы, образа простого человека. В сказках высмеивается высокомерие, хвастовство, зазнайство и ханжество. Во всех сказках необходимо отметить умение Горького говорить с детьми интересно и увлекательно, все они пронизаны юмором, чувствуется большая любовь писателя к детям, которая сочеталась с глубоким уважением к личности ребёнка, к его желаниям и правам. В каждой сказке видно умение писателя заглянуть в душевный мир ребёнка, простыми словами рассказать о самом важном. Горький не боится говорить о больших социальных проблемах: эксплуатации в классовом обществе, о бесправии трудящихся.

Безусловно, что такие произведения стали новой ступенью в истории развития детской литературы.

Сказки стали воплощением любви Горького к детям, отражением важных принципов нравственности. Воспитательное значение сказок М. Горького огромно. Он является основоположником новой советской литературы для детей. Путь развития детской литературы на долгие годы определяли литературно-критические взгляды писателя.

Необходимо отметить, что результаты проведённого исследования позволяют представить их в виде таблицы, где будут отражены особенности русской народной сказки и сказки Горького. При создании таблицы мы будем исходить из сравнительного анализа народной сказки «Про Иванушку — дурачка» со сказкой Горького.

Таким образом, данные этой таблицы позволяют сделать вывод, что для литературной сказки характерны свои особенности.

Мы можем представить также общие выводы, дающие представление об особенностях народной сказки и литературной.

Народная сказка отличается от литературной. В литературной сказке автор использует сказочные особенности по своему замыслу.

Сказки А.М. Горького могут служить основой в воспитании ребёнка, в формировании его нравственных качеств.

Необходимо продумать пути вхождения ребёнка в сказку. Изучение сказки предусматривает работу с её текстом. Текст — это связующее звено между ребёнком и миром сказочных персонажей. Учитывая особенности каждой сказки, необходимо продумать методы знакомства с текстом:

  • ·чтение сказки по книге воспитателем;
  • прослушивание аудиозаписи;
  • просмотр фильма по сказке. Лучше всего использовать чтение, так как оно позволяет сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу. Выразительное чтение вслух способствует развитию образных представлений, формирует интерес, оказывает влияние на эмоции детей. Безусловно, что чтение вслух развивает навыки внимательного слушания текста. При выборе этого метода работы со сказкой, нужно придерживаться определённых правил: чтение должно быть не очень громким, необходимо правильно и чётко выговаривать все слова, при чтении соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоциональным, так как это способствует удержанию внимания ребёнка. Так как сказки Горького небольшие по объёму, они способствуют более внимательному слушанию и быстрому запоминанию текста. Сказки Горького имеют увлекательный сюжет, они образны и забавны, поэтому будут эффективным воспитательным средством. Так как Горький при создании сказок учитывал возрастные психические способности детей, они способствуют устойчивости внимания.

Для лучшего усвоения содержания сказки нужно использовать пересказ, который способствует развитию речи детей.

В дошкольном возрасте уже возможна работа по формированию элементарных умений анализировать произведение. Поэтому сказки Горького предполагают такую работу по содержанию, их форме, определению основных героев, выражению своего отношения к ним, формулированию вывода о том, чему эта сказка учит.

Для беседы предлагаем использовать следующие вопросы:

1.О чем эта сказка? Кто главные герои в сказке? Какие они по характеру? Одобряешь ли ты их поведение? Почему? А ты бы как себя повел(а) на их месте? Хорошо это или плохо? Почему? Чему учит эта сказка, каким качествам? Можно предложить детям пересказ сказки. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, потом выстраиваются схемы по сюжету сказки и строится пересказ по картам Проппа содержания сказки.

Пониманию литературной сказки способствует и работа по иллюстрациям художников. При изучении сказок М. Горького возможно проведение такого вида работы, используя иллюстрации в книгах.

Важным в описании иллюстрации является постановка вопроса, с которым взрослый обращается к рисунку. Задавая вопрос о том, что изображено, мы ориентируем ребёнка к раскрытию функциональных связей, поясняем действия персонажей. Давая задание: «расскажи о событиях, изображённых на картинке», мы видим, что ребёнок пытается понять их, истолковать, создаёт связные высказывания. Глядя на картинку, ребёнок в первую очередь, выделяет центр картинки, устанавливает пространственное местоположение предметов, выстраивает различные видимые и предполагаемые логические взаимосвязи между ними. Потом уже воспринимает рисунок как целое.

Задание: «придумай название картинке», позволяет развивать в ребёнке умение двумя-тремя словами обобщить увиденное и выделить главное. Такое задание позволяет проследить взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза.

Для работы по картинкам к сказке Горького «Про Иванушку-дурачка» можно использовать иллюстрации художника Н. Шеварёва

Можно предложить детям ответить на вопросы к этим иллюстрациям:

·кого художник изобразил на этой картинке? какому эпизоду сказки соответствует рисунок? каким мы видим героя на иллюстрации? удалось ли художнику передать настроение героя и события этого момента сказки? каким бы ты нарисовал героя?

·Любимых сказочных героев можно сделать из разных материалов: пластилина, глины, старой куклы, из картона, цветной бумаги и других. Придумайте с ребенком новый наряд, украшения для героев, атрибуты — это будет способствовать развитию оригинальности мыслительных процессов. Попросите ребенка пересказать отдельные эпизоды — это развивает речь и даже литературные способности. Если ему сложно, попробуйте пересказывать вместе, по очереди. Не стоит во время пересказа прерывать ребенка, если он делал ошибки в речи. Если какая-то ошибка постоянно повторялась, мягко укажите ребенку на это, но только после окончания пересказа.

·Разыграйте диалог по ролям, имитируя действия и голос героев. Эти игры снимают напряжение, отрабатывают тактику поведения в разных ситуациях. Можно устроить домашний театр. Предложите ребенку сделать аппликацию по сюжету сказки — это помогает обратить внимание на самые мелкие и незаметные детали. Кроме того, такое занятие развивает мелкую моторику, усидчивость. Попробуйте разгадывать сказки. Закройте часть персонажа и попросите угадать, кто это и из какой сказки, в каких еще сказках встречается этот герой и какие роли играет. Выберите из знакомой книги со сказками картинку, попробуйте с ребёнком рассказать сказку по памяти.

·Из старых книг вырежьте 2-3 картинки, с развивающимся сюжетом. Ребёнок должен восстановить верную последовательность действий, выложив картинки по порядку, и рассказать. Анализ в третьей главе позволяет сделать следующие выводы:

  • ·сказки Горького отражают умение писателя говорить «забавно» о серьёзных вопросах;
  • сказки помогаю познать красоту и богатство языка;
  • сказки выражают уважительное отношение к маленькому человеку;
  • забавное и серьёзное переплетаются в сказках;
  • в сказках содержится нравственный урок детям;
  • для литературной сказки характерны особенности: композиция сказки строится по замыслу автора;
  • проблема в сказке может быть и узкой, важной для конкретного времени, автора, героя;
  • идея сказки отражает авторскую позицию, его отношение к поставленной проблеме;
  • характер героев противоречив, поступки неоднозначны;
  • сказочные приёмы используются по авторскому решению на их присутствие;
  • язык сказки являются авторским средством придания произведению сказочной формы в работе со сказками рекомендуется использовать такие методы, как: беседы по вопросам, работу с иллюстрациями, создание рисунков по сказкам, создание поделок из пластилина, глины, картона, цветной бумаги, придумывание нового наряда герою сказки, создание аппликаций по сюжету сказки. Новаторство Горького в создании сказок для детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество Максима Горького вошло в мировую литературу как творчество писателя — реалиста, который отразил в своих произведениях великую правду жизни. Его произведения известны всему миру. К его слову прислушивались и учились красоте и силе русского языка. Его любовь к детям позволила ему создать для них замечательные произведения.

Мы убедились в таланте М. Горького на примере шести сказок для детей младшего возраста. Несомненно, что эти произведения можно рекомендовать для изучения, так как они имеют большие познавательные и воспитательные возможности. Его сказки наполнены светом любви и добра, понимание детской души отражается в каждой сказке.

В ходе научной работы была исследована литература по данной теме, с помощью которой удалось выяснить позиции Горького в отношении детской литературы, его взгляд на роль сказки в развитии ребёнка-читателя. Писатель считал, что детям крайне нужно чтение сказок, как и произведение других фольклорных жанров. Данное отношение объясняет нам, почему Горький и сам обратился к сказочному жанру и написал несколько сказочных произведений.

При изучении истории создания сказок было выяснено, что стало причиной появления 6 сказок «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Яшка». Так же мы отметили, что хронология написания не совпадает с хронологией выпуска данных произведений.

Горький усилил воспитательную-дидактическую-социально- назидательную функцию сказки — вопреки некоторым собственным установкам. Произошло это во многом потому, что у автора к моменту написания сформировалась собственная педагогическая концепция: чему и как должно учить ребёнка, на каких свойствах настаивать, а кроме того, революционная эпоха скорректировала его первоначальное намерение позабавить необычным сюжетом юных читателей. Третью причину усиления сатирического и даже пропагандистского начал («Самовар», «Яшка») следует видеть в желании Горького-защитника сказки доказать нужность и своевременность данного жанра.

Возможно, также предположить, что временная дистанция между созданием текста и его публикацией способствовала переработке отдельных элементов сюжета и характеристик. В своём первоначальном варианте тот же «Самовар» мог быть и иным, поскольку текст вырос из устного рассказа-экспромта. Вместе с тем, в своей совокупности эти 6 произведений образуют необычный цикл сказочных текстов, удовлетворяющих потребностям юного читателя в динамичном сюжете, юморе, сочетании фантастики и достоверности, они также развёртывают перед читателем свойства таких разных литературных жанров, как очерк («Утро»), фантастический рассказ («Случай с Евсейкой»), сатира («Самовар», «Яшка»), народная сказка («Про Иванушку-дурачка»), демонстрируют возможности разной стилистики, выразительных средств изображения. Автор настаивает на таком на подтексте на вырост, который не исключает и философских мотивов: диалог об уме и доброте в сказке «Про Иванушку-дурачка». Главную мудрость человека, согласно идейному наполнению сказок, Горький видит в сочетании доброты с энергией, трудолюбием, самостоятельностью и любовью к жизни, к людям, природе. Он подчёркивает в своих сказках важность умения слышать другого человека, преодолевать жадность, высокомерие, обиду и озлобление. В этом отношении социальный антагонизм в обществе — лишь точка отсчёта в сказочных произведениях, а главными в них становятся темы доброты и самостоятельности, соотносимой с представление о внутренней свободе личности маленького героя. С этой точки зрения, эти сказки Горького не устарели и вполне могут использоваться в школьном и дошкольном преподавании литературы, включаться в современные хрестоматии, служить основой для детских инсценировок.

Таким образом, изучив идейно-художественные особенности шести сказок Горького для детей младшего возраста, мы определили характер новаторских решений автора в область поэтики литературной сказки для детей 6-10 лет. На этом основании мы смело можем сделать вывод о том, что влияние А.М. Горького на детскую литературу связано не только с теоретическим, но и с художественным новаторством его произведений, в которых он раскрыл мир детства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-maksim-gorkiy/

1. Абрамюк, С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки//Проблемы детской литературы. — Петрозаводск, 2012. — 260с.

2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учебник для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. -Москва.: Издательский центр «Академия». 2013г.-576с.

3. Бахтина, В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия//Фольклор народов РСФСР. — Уфа, 1979. — ч. 3-515.

4. Бегак, Б.А. Правда сказки. — Москва, 1989. — с. 5-110.

5. Белобрыкина, О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.

6. Большёва, Т. В. «Учимся по сказке», библиотека программы «Детство», 2005г. — 96с.

7. Волков, А. А. А. И. Горький. Пособие для учащихся. — Москва. Просвещение, 1975.

8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — Москва.: Просвещение, 1991. — 93 с.

9. Горький Максим [Текст] // Писатели нашего детства. 100 имен: биобиблиографический словарь в 3 ч. Ч.3. — М.: Либерея, 2011. — С. 134- 142.

10. Горький А.М. Собрание сочинений в тридцати томах. /Т.13. А.М. Горький. Повести 1913-1923./ Москва, Гослитиздат, 1951.- 647с.

11. Горький А.М. Собрание сочинений в тридцати томах. /Т.14. А.М. Горький. Повести, рассказы очерки 1912-1923./ Москва, Гослитиздат, 1949.- 344 с.

12. Горький А.М. Собрание сочинений в тридцати томах. /Т.25. А.М. Горький. Статьи, речи, приветствия 1929-1931./ Москва, Гослитиздат, 1953.- 519с.

13. Горький А.М. Собрание сочинений в тридцати томах. /Т.27. А.М. Горький. Статьи, речи, приветствия 1933-1936г./ Москва, Гослитиздат, 1949. -470с.

14. Горький А.М. Собрание сочинений в тридцати томах. /Т.29. А.М. Горький. Письма, речи, приветствия 1907-1936./ Москва, Гослитиздат, 1955.- 971с.

15. Горький, М. Елка [Текст] / М. Горький // Горький, Москва. Полн. собр. соч. Т.1. — М.: Худ, лит., 1975. — С. 125-159.

16. Горький М. О детской литературе, детском и юношеском чтении: Избранное / Сост., вступит, ст. и коммент. Н.Б. Медведевой. — Москва. 1989. -224 с.

17. Горький М. Рассказы и сказки. Омега-пресс.2011-160с.

18. Зубарева, Е.Е. Детская литература: учеб. пособие для учащихся пед. учщ. Москва.: Просвещение, 2012г.-304с.

19. Кунарев, А.А. Ранняя проза М. Горького. Нравственно-эстетические искания [Текст] / А.А. Кунарев // Русская литература. XX век: справочные материалы. — Москва.: Просвещение, 2012г. — С. 234-238.

20. Липовецкий, М.Н. Поэтика литературной сказки. — Свердловск, 2012. — 569с.

21. Ломакина, С.Ю. ШАГ ТВОРЦА В СКАЗКУ: Методические рекомендации — Анжеро — Судженск, 2012. — 26 с.

22. Максим Горький: pro et contra / Отв. ред. Д.К. Бурлак. — Санкт Петербург: РХГИ, 1997. — 896 с.

23. Неелов, Е.Н. Сказка, фантастика, современность. — Петрозаводск, 2011. с. 3 — 275.

24. Овчинникова, Л.В. Русская литературная сказка ХХ века. История, классификация, поэтика. Москва., 2003.

25. Полозова, Т.Д., Туюлина Г.П. Русская литература для детей/ под ред.Полозовой Т.Д. — Москва., 2011. — с. 3-518.

26. Пропп, В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, Изд. «Лабиринт», Москва., 1988

27. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / перевод. — Москва.: Самокат, 2011. — 213с

28. Телешов, Н.Д. Записки писателя [Текст]. — Москва.: Дет, лит., 2013. — 265 с.

29. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З. А. Курбатовой, Н. М. Стариковой, Ю. А. Модлинского, М. Ф. Шевченко. — Харьков: Фолио, 1996. — 464 с.

30. Филиппова, Л. В, Филиппов Ю. В. и др. Сказка, как источник творчества детей. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Здоровьесберегающая педагогика. Науч.руководитель Ю. А. Лебедев. Москва. Гумманитарный изд-ий мир ВЛАДОС. 2001. -288с.

31. Алфеева, Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста: (4-7 лет): Дис. … канд. психол. Наук / Е.В. Алфеева. — Москва.: Психол. институт Российской академии Образования, 2000. — 196 с.

32. Барутчева, Е. Поезд из нашего детства // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 6. — C. 70

33. Боровик, О.В. Развиваем воображение // Дошкольное образование. — 2001. — №1. — С.23-27.

34. Зурабова, К. Представление по сказкам М. Горького, написанным для детей // Дошкольное воспитание. — № 10.2003г.- с.87

35. Карташова, Г.В. Развитие монологической речи у детей в процессе обучения придумыванию сказок // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования. Материалы 3 научно- практической конференции 21 декабря 2012 г. — Комсомольск-на-Амуре, 2013. — с. 97-104.

37. Медрим, Д.Н. О поэтике волшебной сказки //Проблемы детской и зарубежной литературы. — Волгоград, 1971. — с. 3 — 445

38. Михайлова, А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993. №6.

39. Смирнова, М. Волшебные мотивы в литературной сказке//Детская литература. — М., 1977. — №9. — с. 3-49.

40. Горький А.М. Собрание сочинений в тридцати томах. /Т.10. [электронный ресурс] // Библиотека русской и советской классики / Горький / Том 10. А.М. Горький. Сказки, рассказы, очерки 1910-1917./ Москва, Гослитиздат, 1949. — Режим доступа:

41. Горький, А.М. Про Иванушку-дурачка [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/proza/rasskaz/pro-ivanushku- durachka.htm

42. Хренова, Е.А. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. — Режим доступа: sad/raznoe/2013/05/13/