Декоративная косметика

Курсовая работа

Развитие косметологии в древние времена

Исследования археологов и этнографов позволяют утверждать, что история косметологии восходит к древнейшим временам. Уже первобытные люди проявляли стремление подчеркнуть свою внешность и ухаживать за телом. Раскраска тела, татуировки и использование различных бальзамов были распространены как в повседневной жизни, так и в религиозных обрядах и ритуалах. Это подтверждают находки археологов, изучавших поселения древних народов, а также исследования этнографов, изучавших племена, сохранившиеся до нашего времени.

Рост популярности косметических товаров

В последние десятилетия наблюдается увеличение потребления косметических товаров по всему миру, в том числе и в России. На российском рынке появилось множество новых товаров от различных фирм, как зарубежных, так и отечественных. Большой выбор и разнообразие косметической продукции является положительным фактором, однако зачастую создает затруднения при выборе средств. Интенсивная реклама, не всегда объективная, также вводит потребителей в заблуждение. К сожалению, оценку косметических товаров в отечественных публикациях часто дают не специалисты, а журналисты, основываясь на своем потребительском опыте.

Ассортимент декоративной косметики

Декоративная косметика является неотъемлемой частью жизни женщин. Она помогает подчеркнуть красоту лица, придать ему индивидуальность и скрыть недостатки. Ассортимент декоративной косметики, выпускаемой промышленностью, включает такие виды изделий, как тональные средства, пудру, румяна, губные помады и блески, тени для век, тушь для ресниц, карандаши для глаз, карандаши для бровей и лаки для ногтей. Декоративная косметика занимает одно из ведущих мест по объему производства косметических средств.

Роль косметики в повседневной жизни

Косметика позволяет нам приблизиться к внешнему идеалу и чувствовать себя увереннее. Ухаживать за красотой и здоровьем следует ежедневно и систематически. Как говорил Жорж де Ленкло, «Нет некрасивых женщин. Есть только женщины, которые не умеют сделать себя красивыми». Тема декоративной косметики всегда остается актуальной, так как она помогает женщинам выражать свою индивидуальность и подчеркивать свою красоту.

История косметики: от Древнего Востока до наших дней

Принято считать, что родина современной косметики – Древний Восток. Уже в Древнем Египте косметика использовалась достаточно широко. Искусство изготовления косметических средств владели в основном жрецы. Состоятельные люди применяли дорогостоящие методы улучшения внешности (красились и женщины, и мужчины), используя для этого специальные вещества, а менее богатые использовали простые «народные» средства.

1 стр., 472 слов

«Химия в моей жизни»

... Оглянись вокруг , посмотри повнимательней. Химия окружает нас повсюду .’’ Она прочно вошла в нашу жизнь: косметика, средства личной гигиены, пищевые добавки, красители ... процессов. Более того, химия в нас, так как мы состоим из химических элементов и веществ. Наш организм – ... Любовь к химии мне привила моя мама, она же мой учитель химии. Именно она научила меня смотреть на жизнь глазами химика, ...

Забота о внешности была для египтянок делом первостепенной важности. Помимо карандаша для бровей им была хорошо известна помада, лак для ногтей, краска для волос, душистая вода и прочие атрибуты арсенала современной женщины.

Идеал женской красоты Древнего Египта

Идеалом женской красоты древнего Египта считается знаменитая Нефертити, супруга фараона Эхнатона. Природной красоте совершенного лица всё же помогала косметика: очевиден уход за кожей, грим, украшения. Рисунок рта, бровей, глаз был подчёркнут гримом, щёки также были подкрашены. Считается, что она в совершенстве владела искусством макияжа.

Древние косметические средства

Из 16 в. до н. э. дошли до нас способы использования в качестве косметического средства пудрообразного алебастра и мёда, составы красителей для окраски век в зелёный, а их краёв – в чёрный цвет. Губы и щёки подкрашивали хной. Самую древнюю губную помаду обнаружили при раскопках шумерского города Ур (35—г. до н. э.).

Косметика Древней Индии и Древнего Китая

Особое место в истории косметологии принадлежит косметике Древней Индии и Древнего Китая. В этих странах существовал настоящий культ женской красоты, для поддержания и совершенствования которой использовали тушь, белила для лица, лак для ногтей. В Китае детям было принято красить щечки красной краской в виде яблочка, чтобы Всевышний, взглянув на детей, оставался доволен, видя, что они радостны и здоровы.

Китайские мудрецы считали, что «мудрая женщина может меняться каждый день, вовек не исчерпывая своих чудесных превращений», а красоту рекомендовали «дополнять» помощью тщательно подобранного макияжа.

Заключение

Косметика существует и развивается уже несколько тысяч лет. Использование косметических средств всегда ассоциировалось с идеалами красоты и заботы о своей внешности. Несмотря на изменение тенденций и мод с течением времени, интерес к косметике остаётся актуальным и сегодня. В нашей эпохе косметика выполняет не только эстетические, но и медицинские функции: улучшение качества кожи, защита от солнечного излучения, ухаживание за волосами и ногтями. Косметика стала утонченным и комплексным продуктом, обеспечивающим не только красоту, но и здоровье.

Косметическое использование растительных средств имело место еще в Древней Руси. Женщины активно красились, используя сок малины и вишни для румян и помады, а также свеклу для натирания щек. Кожу делали белой с помощью пшеничной муки или мела. Для окрашивания волос использовались растения, такие как кожура лука для коричневого цвета и шафран с ромашкой для бело-желтого оттенка. Различные растения, такие как барбарис, малиновые листья яблони, перья лука, листья крапивы и кора ольхи, использовались для получения различных оттенков краски — алой, малиновой, зеленой и желтой.

В 1806 году в Париже была опубликована первая «Энциклопедия красоты», содержащая советы по улучшению внешности. К концу 19 — началу 20 века косметическая промышленность начала активно развиваться. В этот период культура использования природных материалов сочеталась с применением химических веществ. Также расширился ассортимент косметических средств.

В настоящее время главным требованием к косметике является ее качество и безопасность для кожи и организма. Косметика помогает улучшить внешний вид и подчеркнуть естественную красоту. Отвергать использование косметики неправильно, так как она может помочь каждому ухаживать за собой и повысить самооценку.

О значении косметики

Некоторые люди могут утверждать, что даже самая лучшая косметика не сможет превратить дурнушку в красавицу, и что по-настоящему красивой женщине не нужна косметика. Однако такое отношение к косметике является неправильным. Косметика может сравниться со школой: умному человеку она может помочь развиться, а глупому никакая школа не поможет. Нет некрасивых людей, которых нельзя было бы улучшить с помощью ухода и косметики.

Женскую красоту нельзя рассматривать только с точки зрения холодной, деловой эстетики; женская красота всегда связана с чувствами, она должна воздействовать на эмоции тех, для кого женщина хочет быть красивой. В способах косметического ухода проявляется личность человека. Недостаточно только желать быть в косметическом отношении всегда в порядке, надо еще уметь это правильно делать. Естественное желание женщины быть красивой уходит глубокими корнями в биологическое и общественное разделение труда. Человеческая красота не дана раз и навсегда — она постоянно изменяется. И в соответствии с развитием вкуса как одного из компонентов культуры люди стараются выглядеть красивее.

Общая классификация и характеристика ассортимента косметических товаров

К косметическим товарам относятся средства (вещества или препараты), предназначенные для нанесения на тело человека с целью очищения, защиты и придания привлекательного внешнего вида. Косметические средства могут обладать профилактическим действием, но никогда – лечебным. Последние должны назначать врачи, а не выбирать сами потребители.

Единая общепризнанная классификация косметических товаров в настоящее время отсутствует. Не разработан стандарт по классификации и терминологии косметической продукции. Чёткую классификацию косметических средств провести очень сложно. Он основывается обычно на свойствах, заявленных изготовителем и нередко преувеличенных в рекламных целях.

К общим признакам классификации следует отнести назначение, функциональное действие косметики: гигиеническое, косметическое, декоративное, защитное, лечебно-профилактическое и специальное (табл. 1).

Тут следует ориентироваться на их главную функцию.

Общая классификация косметических средств

Табл. 1

Классификационный признак

Классификационная группировка

Виды косметических средств

Функциональное действие

Гигиенические (очищающие)

Косметические (увлажняющие, питающие, тонизирующие и др.)

Декоративные

Защитные

Лечебно-профилактические

Специальные

Мыло, шампуни

Кремы, лосьоны, бальзамы, перспиранты

Пудра, помада

Кремы для рук и тела

Зубные пасты

Депиляторы

Консистенция

Жидкие

Эмульсионные

Желеобразные

Мазеобразные

Воскообразные

Порошкообразные

Лосьоны, шампуни, лаки

Кремы, шампуни

Кремы, бальзамы

Кремы, блеск

Губные помады

Пудры, тени

Тип кожи, волос

Для сухой кожи (волос)

Для нормальной кожи (волос)

Для жирной кожи (волос)

Кремы, шампуни

Лосьоны

Молочко и др.

Характеристика ассортимента декоративной косметики

Ассортимент декоративной косметики подразделяют в зависимости от целевого использования (назначения) на четыре группы:

1) средства для лица

2) средства для губ

3) средства для глаз

4) средства для ногтей.

См. табл. 2

Общим признаком классификации ассортимента декоративной косметики является цвет (тон), гамма которого зависит от вида косметики и направлений моды. Так, в одной гамме выпускают косметику для губ и ногтей, которая не отличается по гамме от косметики для лица и глаз. Кроме того, декоративная косметика различается по наличию блеска или его отсутствию (матовая поверхность), а также наличию перламутрового блеска. Все остальные признаки классификации ассортимента декоративной косметики рассматриваются по вышеуказанным группам (см. рис. 1).

Декоративная косметика для лица

Фон, на котором подчёркиваются глаза и губы, является основой всего макияжа. В зависимости от состояния и типа кожи могут возникнуть проблемы при использовании для макияжа пудры или тонального крема. Поэтому макияж начинают с подбора косметического средства, который носит название «основа под макияж» и применяется для того, чтобы:

  • сделать кожу лица гладкой, ровной, скрыть мелкие недостатки;
  • увлажнить кожу и создать условия для нанесения пудры, тонального крема, румян;
  • защитить кожу от неблагоприятных воздействий окружающей среды и декоративной косметики, содержащей красители.

Ассортимент декоративной косметики

Табл. 2

Назначение

Декоративная косметика

Ассортимент декоративной косметики 1

При подборе основы следует учитывать, что её ассортимент различается по типу кожи, консистенции, оттенку и ситуации использования (для ежедневного и вечернего макияжа).

консистенции

Введение

В нашей современной эпохе красота имеет особое значение и сопутствует успеху в различных областях жизни. Декоративная косметика является одним из важнейших инструментов женщин в качестве создания желаемого образа и укрепления уверенности. Одной из главных составных частей макияжа являются тональные средства.

Тональные средства

Существуют различные виды тональных средств: жидкие, кремовые, муссы и твёрдые. Каждый вид подходит для определенного типа кожи и ее возраста. Жидкие тональные средства легкие и подходят для любого типа кожи, кроме очень сухой. Кремовые подходят для сухой и уже немолодой кожи. Муссы содержат питательные вещества и идеально подходят для сухой кожи. Твёрдые тональные средства, содержащие пудру, подходят для любой кожи, кроме очень сухой.

Оттенок основы бывает от розового до темно-желтого цвета. Определять цвет основы лучше при естественном освещении, чтобы убедиться в сочетании цвета с кожей лица и шеи. Дополнительные основы служат для коррекции формы лица и имеют необычные цвета: зелёный, лавандовый, белый. Дополнительную основу наносят под слой обычной основы, придавая ей оттенок. Основу наносят на увлажнённую кожу лица, шеи и декольте косметической губкой.

Пудры и румяна

Пудра придает коже цвет и матовость. Ассортимент твёрдых румян шире, чем у кремообразных, поэтому твёрдые румяна более популярны. По составу румяна аналогичны сухим теням для век и пудрам, но некоторые румяна могут быть на жировой основе.

Декоративная косметика для губ

Успешный макияж губ является важным аспектом для каждой женщины. Виды косметических средств для макияжа губ: контурный карандаш, блеск для губ и помада. За макияжом губ следует очищение губ специальными косметическими средствами.

Заключение

Тональные средства, пудры, румяна и декоративная косметика для губ — все эти составляющие являются важными элементами макияжа. Выбор конкретных средств зависит от типа кожи и цветовых предпочтений, их правильное использование поможет достичь желаемого результата.

Губные помады являются одним из наиболее популярных декоративных средств для макияжа губ. Они придают губам яркий цвет и делают их более привлекательными. Однако, не все помады одинаково стойкие.

Наименее стойкими являются увлажняющие помады. Они обладают более кремовой текстурой и содержат увлажняющие компоненты, которые делают губы мягкими и увлажненными. Однако, из-за этого они имеют меньшую стойкость на губах. Поэтому рекомендуется использовать увлажняющие помады с контурным карандашом, чтобы увеличить их стойкость. Также не рекомендуется наносить увлажняющую помаду во время занятий спортом или на пляже, так как она может смазаться или стереться.

Для повышения устойчивости обыкновенной помады можно применить следующий метод: сначала нанести один слой помады, затем припудрить губы, чтобы помада зафиксировалась, и после этого нанести второй слой помады. Излишки второго слоя помады можно удалить салфеткой. Это позволит создать более стойкий макияж губ.

Блеск для губ является еще одним популярным декоративным средством. Он придает губам блеск и делает их более объемными. Блеск для губ может быть одного цвета или иметь несколько оттенков. В его состав могут входить перламутровые добавки или светоотражающие пигменты, которые придают губам эффект свечения.

При натуральном или легком макияже блеск для губ можно применять вместе с контурным карандашом. Контурный карандаш помогает повысить устойчивость макияжа губ. Его выбирают под цвет помады или чуть темнее/светлее, что сейчас является модным трендом. Раньше контурный карандаш наносили до помады, однако сейчас визажисты рекомендуют наносить помаду сначала, а затем контур, так как это делает губы более естественными. Контурные карандаши для губ могут быть представлены в виде обычного карандаша в деревянной оболочке или в пластмассовой оболочке с выдвигающимся стержнем.

Декоративные средства для глаз

Для макияжа глаз также существует множество декоративных средств. К ним относятся крема-основы, карандаши для глаз, подводка для глаз и карандаш для бровей.

Карандаши для глаз и бровей отличаются только цветом. Карандаши для глаз представлены в более широкой цветовой гамме.

Механическая подводка для глаз является аналогом карандаша для глаз, но имеет более удобную форму. Стержень подводки автоматически выдвигается и при этом затачивается. Это удобное средство для подчеркивания формы глаз.

Жидкая подводка для глаз является новым косметическим средством. Она позволяет очень аккуратно подчеркнуть форму глаз без давления на нежную кожу век. Жидкая подводка обычно содержит полезные добавки и является более дорогостоящей косметической продукцией.

После нанесения теней и подводки наиболее важным средством для глаз является тушь для ресниц. Она придает ресницам объем и делает взгляд выразительным. Тушь для ресниц представлена в широком ассортименте.

Твёрдую тушь с кисточкой сейчас практически не выпускают, т.к. она морально устарела. Современный ассортимент представлен кремообразной тушью. Водостойкость туши означает, что она не образует разводы при смывании её водой, под дождём, но не характеризует её устойчивость к поту и слезам. На жирной коже тушь также может расплываться. Её трудно удалять. При выборе туши следует учитывать форму, размер, густоту ресниц и подбирать такое средство, которое устранит недостатки. Для обеспечения безопасности средство необходимо плотно закрывать, периодически мыть аппликаторы и кисточки, особенно при использовании туши с запасным баллончиком.

Классификация ассортимента туши для ресниц

Табл. 3

Классификация ассортимента туши для ресниц 1

Декоративные средства для ногтей

разбавителями

Лак – это раствор плёнкообразующего полимера, включающего пластификатор и краситель, в органическом растворителе. Классический маникюр выполняется в несколько слоёв.

Нижний лак (основа), Верхний лак (закрепитель)

Выделяют ряд лаков с характеристикой «быстросохнущие». Это лаки, время высыхания которых 1 – 2 мин., а остальных лаков – свыше 2 и 10 мин. На такие лаки может быть нанесено средство для быстрого высыхания, например фирмы «Sally Hansen».

закрепителями лака,

Жидкость для снятия лака

Для снятия лака с особо ломких и чувствительных ногтей разработаны кремы и эмульсии , в которые воски и жиры введены в гораздо большем количестве. Кремы рекомендуются для ломких, слоящихся ногтей. Они представляют собой эмульсию типа «вода в масле». Кремы содержат влагоудерживающие (пропиленгликоль), укрепляющие ингридиенты, например, низкомолекулярные производные кератина, аллантоин и комплекс витаминов. Всё это помогает ногтям восполнить потерю жиров и влаги, сохранить блеск и эластичность, стать более прочными. В кремы, предназначенные для очень мягких ногтей, добавляют формальдегид.

Плёночную маску, Средства для удаления кутикулы, Надёжность косметических средств

сроком годности

Срок годности отечественной косметики определён нормативными документами (табл. 4).

Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве косметических средств сложилась практика установления срока годности самим изготовителем, который исходит из рецептуры средства. Подтверждается срок годности испытаниями на ускоренное старение. Так, у французских производителей принято выдерживать средство при 40°С в течение недели и при минус 40°С в течение второй; если свойства косметики не изменились – срок годности её более 30 мес. Причём в маркировке согласно Директивам ЕС 76/768 этот срок не указывается (указывают только срок менее 30 мес).

Российские правила требуют обязательного указания срока годности, поэтому сейчас зарубежные фирмы, поставляющие косметические товары в нашу страну, всегда указывают срок годности.

Французская ассоциация производителей косметики уделяет большое внимание качеству продукции и считает, что косметические товары должны продаваться в течение 3 мес. После их производства. Ведь пользоваться средством покупатель может ещё длительное время, причём средство уже открыто.

Срок годности декоративной косметики

Табл. 4

Наименование продукции

Нормативные документы

Срок годности, мес.

Губная помада

ГОСТ 28767 — 90

18

Карандаш для бровей и век

ГОСТ 28767 — 90

18

Блеск для губ

ГОСТ 28767 — 90

12

Тени для век (жирные)

ГОСТ 28767 — 90

12

Бальзам для губ

ГОСТ 28767 — 90

12

Румяна (жирные)

ГОСТ 28767 — 90

12

Тушь для ресниц жидкая

ОСТ 18 – 77 — 85

12

Тушь для ресниц твёрдая

ОСТ 18 – 77 — 85

24

Румяна, тени, пудра порошкообразные

ГОСТ 28768 — 90

18

В процессе старения могут измениться: цвет, запах, вкус (губные помады).

Так, в процессе хранения помады могут протекать химические процессы окисления, в результате которых появляется запах прогорклости, отмечаются уплотнения в массе, изменяется цвет.

Свойства безопасности

  • состав;
  • качество исходных компонентов;
  • технологический процесс получения;
  • расфасовка и упаковка;
  • условия хранения и продажи;
  • условия потребления.

химических показателей

микробиологическую безопасность

Загрязнение микроорганизмами может произойти и на стадии применения средств, при многократном открывании упаковки. Это касается в первую очередь средств, расфасованных в баночки с широким горлом, т.к. большая поверхность средства взаимодействует с окружающей средой и руками человека. Наилучшей упаковкой являются тубы, флаконы с небольшим отверстием и с дозирующим устройством. Если же средством уже начали пользоваться, то лучше его скорее использовать, следовательно, лучше покупать косметические средства в мелких расфасовках. Средства в большой расфасовке целесообразно использовать не в личных целях, а для профессионального применения.

токсикологических свойств

При проведении токсикологических исследований определяются:

1. Острая токсичность (в косметике разрешены для применения не ниже 4 класса опасности, иногда 3);

2. Хроническая токсичность (при длительном применении)

3. Кожно-резорбтивное действии;

4. Раздражающее действие;

5. Сенсибилизирующее (аллергизирующее) действие.

клиническим испытаниям

При изучении безопасности косметических средств следует учитывать, что существует реальная возможность попадания некоторых из них в дыхательные пути (пудра), на слизистую оболочку глаз (тушь для ресниц), слизистую губ (губные помады).

Клинические испытания на добровольцах – пробантах проводят только при положительных результатах химических, микробиологических и токсикологических испытаний. Оценка безопасности основана на влиянии средства на кожу и на общее состояние человека. Вопрос о безопасности косметического средства для широкого применения решается только после положительных результатов всех исследований.

Характеристика показателей качества декоративной косметики

Номенклатура показателей качества изделий декоративной косметики определяется не только их назначением, но и составом. Требования к качеству губных помад, блеска, бальзамов для губ, теней для век, румян и карандашей для губ, век, бровей, изготовленных на жировой основе, определяет ГОСТ 28767 – 90.

Важнейшими компонентами таких средств являются воск (пчелиный, карнаубский), который придаёт пластичность, стойкость, способность не растекаться, и масла (касторовое, масло какао и др.), действующие как смягчающие компоненты и растворители красителей. В качестве полезных добавок в состав вводят витамины Е, А, керамиды, экстракты, солнцезащитные вещества.

температура каплепадения

Табл. 5

Физико-химические показатели декоративных изделий на жировой основе

Наименование показателя

Характеристика и нормы [32]

Мазок

Температура каплепадения °С:

Для губных помад

Для прочих изделий в карандаше

Для изделий в баночке

Для губных помад:

Кислотное число, мг КОН/г, не более

Карбонильное число, мг КОН/г, не более

Ровный однотонный

55 – 80

45 – 75

40 – 60

15

8

стойкость к стиранию, красящая способность,

цветом, блеском, соответствием моде,

декоративных порошкообразных и компактных

степень измельчения пигмента

Табл. 6

Физико-химические показатели декоративных порошкообразных изделий

Наименование показателя

Норма [31]

Порошкообразные изделия

Компактные изделия

Массовая доля воды и летучих веществ, %, не более

Массовая доля стеариновокислого цинка или магния, %, не более

Остаток на сите с проволочной сеткой № 0071, %. Не более

2,0 – 2,5

20,0

0,5

7

11,0

0,5 – 1,0

степени компактности

устойчивость к стиранию в сухом и мокром виде, кроющую способность и удобство пользования.

Удобство пользования тенями определяется формой и размером аппликатора, лёгкостью нанесения теней на веки, а также лёгкостью их удаления с век.

красящая способность, стойкость к воде, водородный показатель

Поскольку тушь и тени применяют в непосредственной близости от глаз, они должны быть безупречны с микробиологической точки зрения, они не должны содержать микроорганизмы, способные вызвать конъюнктивит. Поэтому необходимо, чтобы консерванты, добавляемые в эти средства, могли высокоэффективно предотвращать рост микроорганизмов и одновременно быть безопасными – не вызывать воспаление слизистой оболочки глаз.

устойчивы к действию света и не токсичны.

Физико-химическими показателями качества лаков для ногтей являются вязкость, адгезия и время высыхания. Вязкость определяет его способность равномерно и достаточно густо наносить на ноготь. А не стекать в ногтевое ложе, т.е. должна быть оптимальной. Адгезия, норма которой более 3 баллов (ТУ 217 РФ 85 – 89), обусловливает продолжительность сохранения маникюра, его устойчивость по отношению к воде, чистящим и моющим средствам. Считается, что хороший лак должен сохраняться на ногтях, по крайней мере, в течение недели, если правильно выполнен маникюр. За время высыхания лак равномерно распределяется по поверхности, не образую полос, что возможно при быстром высыхании. Известно, что чем скорее сохнет лак, тем меньше времени он сохраняется на ногтях.

Испытания лаков для ногтей, проводимые профессионалами, включают оценку таких показателей, как устойчивость цвета, устойчивость к средствам бытовой химии, прочность покрытия, изменение блеска и растрескиваемость через несколько дней. Удобство пользования определяется оптимальной консистенцией, формой и размерами кисточки, лёгкостью снятия лака.

Таким образом, качество косметических товаров оценивают органолептическими, физико-химическими методами и путём практических испытаний. Номенклатуру показателей качества устанавливают с учётом наименования средства, его состава, назначения, особенностей использования, а также требований потребителей, их предпочтений.

Факторы, влияющие на сохранение качества косметических товаров

К наиболее важным факторам, влияющим на сохранение качества косметических товаров, относятся упаковка и хранение.

Упаковка.

Основное назначение упаковки – защита продукции от неблагоприятных внешних воздействий и уменьшение количественных и качественных потерь товара. Возможные потери косметических товаров при плохой упаковке и нарушении правил хранения представлены в табл. 7.

Табл.7

Характеристика потерь косметических товаров при хранении

Характеристика потерь косметических товаров при хранении 1

Количественные потери и, как следствие этого, изменение состава часто приводят к потере качества товаров. Так, в результате испарения летучих веществ повышается вязкость, изменяется консистенция. Уменьшение как качественных, так и количественных потерь зависит от качества упаковки. Для косметических товаров используют практически все виды упаковок из самых различных материалов:

  • o Металлические – тубы;
  • o Стеклянные – флаконы, баночки;
  • o Полимерные – пакеты, флаконы, тубы, баночки;
  • o Картонные и бумажные и т.д.

Основные требования к упаковке косметических товаров заключаются в следующем:

  • Отсутствие взаимодействия материала упаковки с содержимым;
  • Отсутствие миграции компонентов упаковки в содержимое;
  • Создание герметичности при хранении, транспортировании и пользовании;
  • Экологичность;
  • Экономичность.

Требования к упаковке, транспортированию и хранению устанавливаются в зависимости от их вида, консистенции и др. особенностей в нормативных документах.

Изделия декоративной косметики на жировой основе могут быть расфасованы в полимерные, металлические или фарфоровые баночки. Они должны быть заполнены без пустот до краёв в соответствии с установленной массой и должны закрываться крышками. Все виды полимерной тары должны быть изготовлены из материалов, не взаимодействующих с косметическими изделиями и разрешённых для применения в контакте с пищевыми продуктами. Упаковка должна обеспечивать сохранность свойств косметической продукции в течение установленных сроков годности и быть удобной при пользовании.

Изделия декоративной косметики на жировой основе фасуют также в металлические или пластмассовые пеналы. Пеналы должны быть плотно закрыты крышками. Карандаш не должен выпадать из пенала. Движок пенала должен свободно передвигаться, при обратном его движении карандаш не должен срезаться краями корпуса пенала.

Флаконы, тубы и баночки с косметическими средствами могут быть упакованы в картонные коробки, футляры, художественно оформленные.

Упаковка косметических товаров: качество и маркировка

Упаковка является важным аспектом косметических товаров, она обеспечивает сохранность продукта, удобство использования и привлекательность для потребителей. Однако, качество упаковки может оказывать влияние на оценку товара и его экологическую нагрузку.

Компактная масса и пудра

Компактную массу декоративной косметики фасуют в металлические или пластмассовые поддонники, которые вставляют в пудреницы или коробочки. Важно, чтобы поддонник не выпадал из пудреницы самопроизвольно при переворачивании. Для защиты порошкообразной пудры, верх коробочки должен быть затянут целлофановой пленкой. Пластмассовая коробочка может использовать пластмассовый вкладыш для компактной пудры. Между вкладышем и пудрой помещают бумажную или полимерную прокладку. Пудреницы иногда упаковывают в художественно оформленные футляры с запасными блоками или без них.

Оценка качества упаковки

Оценка качества косметических товаров включает оценку упаковки. Важными показателями являются:

  1. Целесообразность применяемой упаковки;
  2. Экологичность;
  3. Остаточное количество средства.

Иногда упаковка может вводить в заблуждение относительно количества расфасованного средства. Некоторые упаковки имеют слишком толстое дно или стенки, двойное дно или большие полые пространства, что может создавать иллюзию большего содержимого. Дополнительные элементы упаковки, такие как коробки и декоративные колпачки, используются для повышения привлекательности товара. Однако, важно учесть, что снижение цены за счет дешевой упаковки также может быть привлекательно для потребителя. Расточительная упаковка приводит к увеличению отходов и экологической нагрузке.

Эксперты отмечают, что иногда упаковка может быть такой, что средство не может быть полностью использовано потребителем. Например, во флакончике туши для ресниц может оставаться до 30% неиспользованного содержимого. Для потребителя это может означать скрытое повышение цены товара.

Маркировка

Маркировка непродовольственных товаров регламентируется ГОСТ Р 51121-97, однако он не распространяется на маркировку косметических товаров. В настоящее время Госстандартом РФ разработан ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителей. Общие требования». Обязательными требованиями при маркировке товаров являются наличие следующих сведений: наименование и назначение изделия, наименование и адрес изготовителя или организации, уполномоченной на принятие претензий, товарный знак изготовителя (при наличии), масса нетто, объем или количество.

5. Состав изделия.

6. Условия хранения.

7. Срок годности, дата изготовления.

8. Обозначение нормативного или технического документа (для товаров отечественного производства).

9. информация об обязательной сертификации.

10. информация об эффективном применении и предостережения.

Эти сведения обязательны.

Наименование должно конкретно и достоверно характеризовать изделие, чтобы его можно было отличить от других. Не допускается указывать в наименованиях косметических изделий, что они являются продукцией типа другой известной продукции (например, тональный крем типа L`Oreal, румяна типа Arcancil).

Изготовитель несёт ответственность за использование в наименовании косметического изделия таких терминов, как, например, «увлажняющий», «солнцезащитный», «водостойкая», «длительного действия» и т.д. Наименование изделия может быть дополнено фирменным названием, маркой (знаком).

Наименование изготовителя и его адрес указываются на русском языке, но могут быть написаны и буквами латинского алфавита (иностранный изготовитель).

Если продукция, изготовленная на одном предприятии, на другом проходит технологическую обработку, в результате которой она превращается в готовое изделие, или расфасовывается, то второе предприятие в информационных сведениях указывается как изготовитель.

Списку ингредиентов должен предшествовать заголовок «Состав», после него должен быть представлен перечень ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия. Перечень ингредиентов допускается указывать в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) на английском языке. Содержание ингредиентов, на которые в установленном порядке существуют количественные ограничения, указывают в процентах.

Условия хранения продукции указывают только, если они должны быть специальными (пониженная температура, определённая влажность и т.д.).

Срок годности исчисляют с даты изготовления. Он может быть указан следующим образом: «Годен (Использовать) до (месяц, год)» или «Срок годности… (месяцев, лет)» с обязательным указанием в последнем случае даты изготовления (месяц, год).

Срок годности для конкретного наименования изделия устанавливает изготовитель.

Информация об эффективном и безопасном применении должна быть приведена в обязательном порядке для товаров, правильное использование которых без этой информации затруднительно. Предостережения обязательно должны быть указаны в маркировке в том случае, если использование продукта без их учёта может нанести вред здоровью потребителя, его имуществу или привести к порче товара.

В маркировке некоторых отдельно продающихся вспомогательных средств, используемых при применении косметических товаров (карандаши для глаз, губ, бровей), указывается специфическая информация: для карандашей – твёрдость, для теней – плотность.

Информация для потребителей может располагаться в одном или нескольких местах, удобных для прочтения, на каждой единице потребительской тары, на упаковке, этикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше.

Хранение и транспортирование.

Это важные этапы, обеспечивающие сохранение стабильности исходных свойств и характеристик товара или их минимальное изменение при соблюдении соответствующих условий хранения (табл. 8).

Табл. 8

Условия хранения косметических товаров

Условия хранения косметических товаров 1

Общие условия хранения большинства косметических товаров предполагают температуру от 0 до 25°С, размещение в упаковке изготовителя в скрытых складских помещениях, хорошо проветриваемых. При хранении они не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света и находиться вблизи отопительных приборов.

Для некоторых товаров требуются особые условия хранения или создание определённой влажности воздуха.

При хранении ящики с косметическими товарами укладывают в штабеля высотой не более 2 м., пачки и коробки – высотой не более 1,5 м. на подтоварниках и не более 2 м. на поддонах. Между рядами должны оставаться проходы для циркуляции воздуха. Колебания относительной влажности не являются основанием для забраковки. Санитарно-гигиенические требования к хранению косметических товаров аналогичны требованиям к другим товарам. Они включают санитарно-гигиеническую обработку складских помещений, цель которой – чистота и отсутствие микробиологической и биологической загрязнённости.

Формирование рынка является одним из ключевых аспектов функционирования рыночной экономики. Рыночная экономика представляет собой сложный механизм, который позволяет координировать деятельность людей, различных видов производства и предоставления услуг. Этот механизм основан на системе цен и рынков, которые служат средством коммуникации для объединения знаний и действий миллиардов отдельных людей.

Рынок является механизмом, с помощью которого покупатели и продавцы определяют цены и осуществляют обмен товарами и услугами. Одной из важных характеристик рынка является его способность сводить вместе покупателей и продавцов для установления цен и объемов товаров и услуг. Цены на рынке отражают условия, при которых люди и фирмы добровольно осуществляют обмен различными товарами.

Цены на рынке также являются сигналами для покупателей и продавцов. Повышение цены на товар сигнализирует о возрастании спроса и стимулирует производителя увеличить поставки. Например, летом и зимой повышается спрос на водоустойчивую косметику, а весной и осенью — на румяна, пудру и другие товары.

Цены на рынке координируют решения производителей и потребителей. Более высокие цены снижают количество покупок потребителями, одновременно стимулируя производство. Низкие цены, напротив, стимулируют потребление и сдерживают производство.

Таким образом, рыночная экономика и ее механизмы, включая рынок, играют важную роль в стимулировании производства и координации деятельности различных участников экономики. Они позволяют эффективно решать проблемы производства и распределения товаров и услуг, даже без централизованной информации или специальных расчетов.

Рынок парфюмерии и косметики в России

Российский рынок парфюмерии и косметики является одним из крупнейших в Европе. Согласно данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), в 2004 году объем этого рынка составил от 5,06 до 5,985 миллиарда долларов. По объему рынка Россия занимает шестое место в Европе, уступая только Германии, Франции, Британии, Италии и Испании. Однако, отечественный рынок косметики продолжает динамично развиваться.

Исследовательское агентство Symbol-Marketing отмечает, что многие российские фирмы в этом году показали рост производства на уровне 30-60%. Особенно активно развивается парфюмерно-косметическая розница, где торговые сети увеличились на 40-50% в год. Этот показатель уступает только росту продовольственного сектора, который составляет 80-100%. В сравнении с европейскими странами, где рост косметического рынка составляет 2-3% в год, российский рынок продолжает демонстрировать высокую динамику.

Среди самых динамичных сегментов рынка в этом году выделяются средства депиляции с ростом на 15,5%, а также дезодоранты и парфюмерия с ростом на 12%.

Селективный сектор парфюмерии и косметики

Согласно агентству Euromonitor, объем российского селективного сектора парфюмерии и косметики на данный момент составляет около 650 миллионов долларов. Это составляет 12% от общего объема парфюмерно-косметического рынка. Однако, некоторые исследовательские агентства не учитывают «серый» рынок контрафактной и поддельной продукции, который приблизительно равен по объему официальным продажам. Поэтому, по другим данным, доля селективного сектора может составлять от 10 до 30%.

Анна Дычева-Смирнова отмечает, что российский селективный рынок имеет потенциал достичь 45% от общего объема рынка парфюмерии и косметики. На данный момент практически все мировые селективные марки представлены в специализированных парфюмерно-косметических магазинах.

Согласно оценкам экспертов, в Москве около 4-5% населения имеют достаточный доход для регулярного использования селективной косметики и парфюмерии. В региональных городах этот показатель составляет не более 1-2% населения. Таким образом, в целом по России данная группа потребителей включает около 3,2 миллиона человек.

Необходимо отметить, что данные о количестве людей с достаточным доходом основываются на общем населении России, которое составляет 145 миллионов человек. Из них 10 миллионов живут в Москве, а 135 миллионов – в регионах. Соответственно, 5% от 10 миллионов составляют 500 тысяч, а 2% от 135 миллионов – 2,7 миллиона.

Тенденции российского косметического рынка

Сегмент селективной парфюмерии, средств по уходу за кожей и декоративной косметики в России представляет значительный объем рынка, который оценивается в $1 млрд. При этом средние трата этой категории потребителей составляют $300 в год. Прогнозируется, что рынок косметики в России будет расти более 20% ежегодно в течение следующих 5 лет, в то время как большинство европейских рынков находится в состоянии стагнации с ростом не более 3% в год. Однако, несмотря на быстрые темпы роста, Россия пока отстает от Западной Европы по уровню потребления косметики на душу населения.

На данный момент средний россиянин тратит на косметику около $36 в год. По оценкам экспертов, только 4-5% населения Москвы и не более 1-2% населения региональных городов имеют достаточный доход для регулярного использования селективной косметики и парфюмерии.

В сравнении с другими странами Европы, уровень потребления косметики в России значительно ниже. В странах второго эшелона Европы, таких как Испания, Португалия и Греция, жители тратят около $100 в год на покупку косметических изделий. В более богатых странах расходы на парфюмерию и косметику выше: в Швейцарии — около $180, в Англии — $150, во Франции — $200.

Ожидается, что уровень потребления косметики в России будет приближаться к европейскому, и в ближайшие 7 лет россияне будут покупать все больше кремов, декоративной косметики и средств личной гигиены. Прогнозируется, что уровень затрат на парфюмерно-косметические средства достигнет $100 на человека в год. Быстрый рост рынка продолжится до тех пор, пока его объем не превысит $15 млрд. К этому моменту использование косметических средств станет культурной нормой для большинства жителей России.

На российском рынке косметики отечественным производителям принадлежит почти половина рынка, а в некоторых нишах, например в сегменте ухода за кожей и средств гигиены, их доля превышает 70%. Около 53-60% рынка составляет продукция, выпускаемая под международными брендами отечественными производителями. Большинство сырья для российской косметики поставляется из-за рубежа — около 80%, а также многие отечественные производители используют импортную упаковку.

На сегодняшний день на российском рынке представлено около 250 отечественных производителей косметики.

На российском рынке декоративной косметики сегодня лидирующую позицию занимают иностранные производители. В 2004 году около 80% продаж декоративной косметики приходилось на такие бренды, как Oriflame, Avon, Bourjois, Lumene, Maybelline, Max Factor, Nivea, Revlon и другие. В то же время российские компании, производящие декоративную косметику, составляли всего около 10% рынка.

С появлением западных компаний на рынке, 65% парфюмерно-косметической розницы перешло в руки шести ведущих сетей: «Л`Этуаль-Sephora», «Арбат Престиж-Marionnoud», Rive Goche, Ile de Beute, Brocard, Douglas Rivoli. Оставшиеся 35% рынка занимают несетевые игроки, например Articoli. Однако по потреблению российская компания Faberlic уступает не только Avon и Oriflame, но и Ruby Rose, Lumene, Kiki и Max Factor.

Декоративная косметика является наиболее сложным сегментом парфюмерно-косметического рынка для продвижения, так как лояльность покупателей к определенным маркам довольно низкая. Всего 5% российских потребительниц предпочитают использовать продукцию одной марки, в то время как остальные покупают товары как минимум от пяти разных брендов. Кроме того, декоративная косметика чаще других попадает в разряд импульсивных покупок, когда решение принимается под воздействием промо- и POS-материалов, а также рекомендаций консультантов на местах продажи.

По мнению участников рынка, российские потребители до сих пор не знакомы с магазинами, которые полностью соответствовали бы их ожиданиям. В России открываются новые магазины косметики примерно каждые три-четыре месяца, однако несмотря на большое количество таких магазинов, все еще существуют неиспользованные и невостребованные форматы.

Одним из факторов эффективного менеджмента на российском рынке парфюмерии и косметики становится правильный подбор и обучение персонала, использование площади, интерьера, способов организации товара, а также политика формирования ассортимента и стимулирование сбыта на месте продажи.

Для того чтобы составить достойную конкуренцию иностранным компаниям, российским участникам рынка требуется наладить качественное производство, а также освоить передовые маркетинговые технологии и научиться четкому позиционированию на рынке, освоить особенности контрактного производства, пути освоения рыночных ниш, эффективность инноваций, научиться использовать специфику российского рынка сырья.

Несмотря на достаточно агрессивную интервенцию со стороны иностранцев, отечественные эксперты с оптимизмом оценивают перспективы российского производства, и уверены, что будущее рынка за собственными марками сегмента масс-маркет средней ценовой категории. Правильное позиционирование и стратегическое создание имиджа отечественного производства может обеспечить российским компаниям значительную долю рынка.

Экспертиза, контроль качества и сертификации косметических товаров

Это процедура установления соответствия конкретной продукции образцу и описанию, т.е. заявленной о нём информации и основным требованиям, предъявляемым к данному виду товара.

Соответствие товара заявленной информации согласно Гражданскому кодексу РФ и Закону РФ «О защите прав потребителя» является обязательным требованием для изготовителя и продавца товара. Идентификация и является то процедурой, которая подтверждает это соответствие.

Идентификацию косметической продукции проводят с целью сертификации, выявления фальсифицированной продукции при закупке, контроле и оценке качества, при экспертизе некачественной продукции и в ряде других случаев.

Поскольку соответствие товара заявленной информации – обязательное требование, процедура идентификации является очень важным этапом общей оценки товара и проводится по всем заявленным характеристикам, включая наименование, и, как правило, в три этапа (табл. 9).

Последовательность проведения идентификации товара

Табл. 9

Этапы

Последовательность операций

1. предварительная идентификация

1. Изучение и анализ документов, маркировки.

2. Первоначальный общий осмотр:

— упаковки;

— индивидуальной тары;

— содержимого;

— самого товара.

3. Выделение соответствующих и несоответствующих характеристик.

4. Использование в определении характеристик органолептических и экспресс-методов.

5. Определение показателей для испытаний физико-химическими и др. методами

2. Заключительная идентификация

1. Анализ данных испытаний

2. Заключительный полный анализ

3. Составление заключения

Заключение о соответствии (несоответствии)

Рассмотрим последовательность и методику проведения предварительной идентификации. Она начинается с осмотра упаковки товара. Часто этого достаточно, чтобы определить, что товар произведён не тем изготовителем, который указан в маркировке. Применение для упаковки тонкого, деформированного, некачественного картона, нечёткое полиграфическое исполнение, плохое закрепление коробочки с содержимым – признаки низкого качества продукции или признак фальсификации продукции.

Далее проводят осмотр тары, в которую расфасовано косметическое средство. Флакончики и баночки не должны иметь дефектов; поверхность их может быть блестящая или матовая, но крышка должна хорошо закрываться.

В аэрозольных упаковках при закрытом клапане не должно быть утечки содержимого; клапан должен быть работоспособным. Деформация аэрозольной упаковки не допускается.

Далее изучают маркировку на коробочке флакона, тубе и т.п., соответствие её сведениям на картонной упаковке и данным сопроводительных документов, если они имеются. Эти данные сопоставляют аналитическим методом и проводят идентификацию товара по основным данным маркировки: изготовитель, дата изготовления, наименование товара и т.д.

Идентификация подразделяется на:

Контроль качества косметических товаров является важным этапом перед началом их продажи. Для обеспечения соответствия товаров требованиям и стандартам проводится несколько видов идентификации.

Первый вид идентификации — идентификация фирмы-изготовителя. Это позволяет определить, от какой компании произошел данный товар и установить ответственность за его качество.

Второй вид идентификации — идентификация по дате выпуска или сроку, до которого товар можно использовать. Это важно для обеспечения безопасности и эффективности товара, так как некачественная или просроченная косметика может причинить вред здоровью.

Третий вид идентификации — идентификация на соответствие нормативным документам. Товар должен соответствовать установленным нормам и требованиям, чтобы быть безопасным и эффективным для потребителя.

Четвертый вид идентификации — идентификация на соответствие наименованию и основным функциональным свойствам. Это позволяет установить, соответствует ли товар своему описанию и выполняет ли он свои основные функции.

Приемка товара от изготовителя проводится в соответствии с договором или особыми условиями поставки. Контроль качества проводится выборочно, отбирается до 3% партии. При отрицательных результатах проводится повторная проверка на удвоенном количестве. В случае разногласий при контроле качества, из партии отбираются 6-12 единиц товара для проведения дополнительной экспертизы.

Все дефекты внешнего вида косметических товаров делят на недостатки самого средства, тары, упаковки и маркировки. Дефекты упаковки, как правило, связаны с недоливом или несоответствием массы данным маркировки. Однако стоит отметить, что не все видимые дефекты нормируются стандартами.

Сертификация косметической продукции является одной из целей контроля качества. Она подтверждает безопасность продукции для жизни и здоровья населения. Обязательная сертификация парфюмерно-косметической продукции введена в 1994 году. В настоящее время практически вся косметическая продукция включена в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Таким образом, контроль качества и сертификация косметических товаров играют важную роль в обеспечении безопасности и соответствия продукции требованиям и стандартам. Эти меры помогают защитить интересы потребителей и поддерживают высокие стандарты качества в косметической индустрии.

Косметическая продукция является потенциально опасной для здоровья населения, т.к. представляет собой многокомпонентные составы натуральных, химических, биологически активных и других веществ и предназначена для нанесения на различные наружные участки тела человека.

Сертификацию проводят органы по сертификации, аккредитованные Госстандартом России в установленном порядке и имеющие лицензию на указанную деятельность.

Эксперты органа по сертификации должны быть аттестованы Госстандартом РФ. Основное требование к экспертам – компетентность, опыт работы в области оценки качества и безопасности косметической продукции, а также опыт работы в области сертификации.

Правилами сертификации устанавливается определённая последовательность проведения испытаний. Сначала – химические и микробиологические испытания.

Особое внимание уделяют проведению испытаний в практических условиях. Для этого, к примеру, губные помады исследуют по их влиянию на слизистую губ.

Для прогнозирования возможной опасности средств для человека при их длительном использовании изучают влияние средства на организм животных в течение 3–10 недель.

кожно-резорбтивного действия.

раздражающие и аллергические действия

Все эти методы исследований на животных очень длительные, а главное негуманные. Поэтому в будущем предполагается запретить испытания косметических средств на животных. В настоящее время ведётся поиск альтернативного научно обоснованного метода, который должен предоставить равнозначно высокий уровень оценки безопасности продукции.

Заключение

С каждым годом, даже с каждым месяцем появляется всё больше и больше косметических новинок. Улучшается рецептура, улучшается качество декоративной косметики, что вносит разнообразие в нашу жизнь. Косметика доставляет нам удовольствие и приносит удовлетворение самими собой.

В заключение хотелось бы сказать, что, рассмотрев тему декоративной косметики, я ещё больше осознала, насколько важное значение она занимает в нашей жизни. Макияж – это великое искусство, которое должна освоить каждая женщина.

Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-dekorativnaya-kosmetika-dlya-glaz/

1. С.А. Вилкова «Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров».

2. С.А. Вилкова, О.Ю. Свекольникова «Оценка качества и конкурентоспособности косметических товаров».

3. Х. Вилламо «Косметическая химия».

4. Г.Н. Каспаров «Основы производства парфюмерии и косметики»

5. Журнал «Cosmopolitan» за декабрь 2006 г., январь 2007 г., февраль 2007 г., март 2007г..

6. Журнал «Glamour» за январь 2007 г., февраль 2007г., март 2007г.

7. Филипп Котлер «Основы маркетинга». Москва «Бизнес-книга» 1995 год.