История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.
Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы реферативной работы я выбрал правосознание.
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой системы. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права и правосознания.
Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений и борьбы с преступностью.
Также в своей работе я рассмотрел вопрос, когда слаборазвитое правовое сознание оказывает отрицательное значение на общество и его институты. Формами такого отрицательного проявления являются правовой нигилизм и правовой идеализм. Эти два явления важны для изучения и потому, что мне будущему юристу-практику придется сталкиваться с этими явлениями, и они играют не мало важную роль в процессе реализации правовых норм и предписаний.
В литературе исследования правого сознания проводились довольно часто, но в основном они касались социалистического правосознания (это связано с господствующей до недавних дней марксистско-ленинской идеологией, что не мало осложняло мои исследования в этом вопросе).
Что касается правового нигилизма и правового идеализма, то разработка этих вопросов началась в нашей науке сравнительно недавно в конце 80-х начале 90-х XX века. Основные ученые, которые занимались разработкой этой проблемы, являются Матузов Н.И. и Туманов В.А. Долгая не разработка вопросов правового нигилизма и идеализма так же связана с господствовавшей идеологией, которая эти проблемы исключала в принципе.
Правовой статус журналиста
... средствах массовой информации» и законами, касающимися сферы массовой информации). Эта группа способна определять статус журналиста извне. Правосознание журналиста как субъекта своей профессии; правовая культура журналиста. Эту группу можно назвать определяющей статус журналиста изнутри. Соответственно, правовой статус журналиста, его права и ...
Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины интереса автора к изучаемой проблеме.
2. Понятие правосознания.
Для того, чтобы рассмотреть вопрос о понятии правового сознания, нам следует обратиться к различным подходам к пониманию права, потому что правосознание есть одна из категорий права (но в соответствии с разными концепциями понимания права, что будет сказано далее, правовое сознание играет разную роль в существовании и развитии права).
Различные подходы к пониманию права
Существуют три основных подхода к пониманию права, которые помогают определить место правосознания в существовании права. В зависимости от основы права — нормы права, правосознания или правоотношения — различаются нормативистский, психологический и социологический подходы (широкий подход объединяет все три элемента права).
Нормативистский подход
Нормативистский подход ставит в основу права юридическую норму, игнорируя роль правового сознания в создании и реализации правовых норм.
Психологический подход
Психологическая теория основывается на правосознании, признавая важность психической деятельности человека, а именно правовых эмоций, как основу реального права.
Социологический подход
Социологическая теория права рассматривает его как эмпирическое явление, в основе которого лежит общественное отношение, защищенное государством. При этом нормы закона и правосознание рассматриваются как признаки права.
Ни один из этих подходов не является господствующим в нашем государстве. Однако наиболее признанным является широкий подход, который выделяет в основу права три его основных элемента — норму права, правосознание и правовые отношения. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, играя важную роль в существовании права.
Правосознание является одной из форм общественного сознания. Общественное сознание в научной литературе определяется как особая форма отражения объективной действительности, осуществляемая человеком. Формы общественного сознания существуют в своем единстве, как одно целое — активное отражение общественного бытия.
Среди форм общественного сознания выделяют правовое сознание, политическое сознание, нравственное или моральное сознание, религиозное сознание, философское сознание и другие. Эти формы сознания существуют в тесной связи, так как их носитель, человеческий мозг, является общим для всех форм сознания и это обуславливает их взаимосвязь.
Правовое сознание есть определенная форма общественного сознания, которая с одной стороны подчиняется определенным, общим для всех видов общественного сознания закономерностям, а с другой стороны, обладает определенными особенностями, что позволяет её отделить от других форм общественного сознания.
По предмету «Право» : «Нормы права»
... и направленного на регулирование общественных отношений. Схожее определение можно найти во многих работах по теории права. Так, по мнению А.В. Мелехина, норма права выступает как общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное ...
В отечественной литературе существует другой подход к изучению правосознания. Правовое сознание выступает как элемент правовой надстройки наряду с правом и правовыми отношениями. Право, право сознание и правоотношения находятся в тесной связи друг с другом, они взаимодействуют и даже взаимопроникают. Но не стоит отождествлять эти явления, так как они не совпадают ни в своем содержании, ни в формах проявления. Эти категории выступают в качестве разнопорядковых, относительно самостоятельных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию, свою особую роль в едином процессе функционирования правовой надстройки.
Правовое сознание
Предмет отражения правосознания
Будучи специфической формой сознания, правовое сознание имеет особый предмет отражения и объективного воздействия. Предметом отражения правосознания являются окружающая юридическая или правовая действительность. В юридическую действительность входят правоотношения, юридические нормы, правовые явления, механизм правового регулирования, поступки людей в сфере права и т.д., одним словом, все, что связано с правом. В юридическую действительность включают и те общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании. Это возникает вследствие объективных свойств присущих законодательству и общественным отношениям соответственно статичностью и динамичностью.
Специфика отражения юридической действительности
Так же специфичным для правосознания является способ отражения юридической действительности. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических категорий. Категории правосознания – это наиболее общие понятия, с помощью которых общество оценивает юридическую действительность. Основными, присущими только правовой форме общественного сознания, являются категории юридических прав, юридических обязанностей и законности.
На основе этих категорий правосознание оценивает поведение субъектов права, как правомерное (соответствующее правам, обязанностям и требованиям законности, вытекающие из норм права) и неправомерным (противоречащее обязанностям или нарушающее права, вытекающие из правовых норм).
Законность, юридические права и обязанности – это наиболее общие категории, свойственные любому типу правосознания.
Из этих категорий развиваются все другие более сложные категории: правосубъектность, правопорядок, правонарушение; и такие понятия, как правомерное и неправомерное, законное и противозаконное, юридическое и неюридическое. Категории правового сознания не являются неизменными. Их смысл и содержание зависят от господствующих политических, экономических, моральных, философских взглядов и воззрений в обществе.
3. Элементы и структура правового сознания.
Структура – это внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов. Структура всегда выступает как совокупность элементов и их взаимосвязей, как упорядоченность и организованность системы, как характер, закон, способ связи элементов. Наука выделяет два элемента правового сознания – это правовая психология и правовая идеология.
Правовая психология – это оценки, чувства, переживания, традиции, привычки, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Правовая психология является исходной ступенью правового сознания, она происходит на эмпирическом уровне и независимо от деятельности человеческого мозга (бессознательно).
Реферат правовая охрана программ и данных защита информации
... данные в документ традиционного режима». Согласно трактовке А.П. Вершинина, электронным документом является информация, зафиксированная на электронных носителях и ... Имеющиеся в настоящий момент правовые пробелы и коллизии вызваны и тем, что формирование действующего ... обеспечения динамики гражданского оборота и средства защиты субъективных прав и интересов участников электронной коммерции, ...
Правовая психология также имеет свою структуру.
Самой изменчивой частью правовой психологии являются правовые чувства, переживания (эмоциональная сторона правовой психологии).
Правовые чувства всегда связаны с отношением людей к праву, законности, с одобрением правовых действий и негодованием по отношению к ним, с доверием или недоверием к правовым установлениям и всей юстиции. Они являются откликом на какие-нибудь события и факты правовой жизни общества. Очень часто причинами правовых чувств являются какие-либо события в правовой сфере жизни общества (нарушения законности, совершение преступлений.) Правовые чувства выступают всегда как психические переживания, которые возникают в сознании человека по поводу того или иного общественного отношения, регулируемого правом. Правовые чувства имеют относительно самостоятельное значение. В правовых чувствах выражается в эмоциональной форме отношение людей к поступкам и действиям, регулируемым правовыми нормами.
Правовые настроения в правовой психологии
В правовой психологии особое значение имеют правовые настроения, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на соблюдение и уважение права. Хотя эти настроения отличаются от правовых чувств своим массовым и менее выраженным характером, они всегда оказывают влияние на поведение людей.
Правовые настроения могут возникать как на фоне общественного бытия, так и под влиянием субъективных факторов. Важную роль здесь играют успешное укрепление законности и правопорядка, а также активность государства и общественности в борьбе с правонарушениями. В правовой психологии различают оптимистические и пессимистические правовые настроения, которые существенно влияют на поведение людей и оказывают влияние на формирование массового правосознания.
Правовые представления в правовой психологии
В правовой психологии выделяются правовые представления, которые представляют собой определенное восприятие законности, права, правосудия, преступления и наказания. Важно, чтобы у людей были правильные представления о праве, так как неправильное понимание правовых норм не способствует их соблюдению и уважению. Если у индивида складывается неправильное представление о правах и законности, это может привести к его безразличию к закону и невыполнению правовых норм.
Другие элементы правовой психологии
Помимо правовых настроений и представлений, в правовой психологии выделяются также правовые эмоции и навыки. Правовые эмоции отражают отношение субъекта к законности в виде проявления печали, радости, восторга и др. Правовые навыки, в свою очередь, являются затверженными стереотипами правового поведения и могут влиять на соблюдение и уважение права.
Массовое правосознание в правовой психологии
Важной особенностью правовой психологии является ее возникновение как массового правосознания, являющегося продуктом деятельности социальных общностей. Это может проявляться как в правовом творчестве, так и в применении и исполнении права. Это связано с тем, что право и законность тесно связаны с жизнью общества и являются важными элементами для его развития и стабильности.
Второй уровень – правовая идеология. Это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, суждений, осуществляемое на рациональной основе, т.е. связано с логическим мышлением, с его формами, а не с чувственным опытом, который дан нам в ощущениях. Правовая идеология представляет собой систематизированное ядро всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых средств в этом процессе. Она выступает как концептуальная система идей отражающих действительность с определенной позиции.
Новгородцев Павел Иванович: «учение о правовом государстве»
... чьи труды составляют гордость русской юридической науки. Новгородцев П.И. Сочинения//Сост. вступ. статьи и прим. М.Я. Колерова, Н.С. Плотникова. - М : Раритет, 1995. - с. 5. Творческая жизнь Новгородцева ... реализацию правового государства. Именно ее крушение угнетало сознание и будила мысль. “Общее значение происходящего кризиса я выразил в форме крушения идеи земного рая”, - писал Новгородцев. ...
Основными признаками правовой идеологии являются:
- концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей данного общества;
- выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами);
- целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности общества, народа.
Правовая идеология не является непосредственным продуктом общества как правовая психология, а представляет собой результат сознательной, целеустремленной и организованной деятельности теоретиков.
Правовая идеология также имеет свои элементы: понятие, суждение, умозаключение, принцип, теория, концепция и т.д. Большинство определений этих элементов можно найти в формальной логике, что подчеркивает теоретический характер правовой идеологии.
Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Отличие правовой психологии от идеологии. Первое отличие проявляется в том, что правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.
Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.
Творческая природа сознания
... творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира. Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. ... Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г.Лейбница, ... функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция ...
4. Виды правового сознания.
Существует два основных основания, по которому можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. И по этому основанию выделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества. Второе основание, в зависимости от способа отражения, выделяют обыденное и теоретическое или научное правовое сознание.
Этапы существования общественного правового сознания
Я считаю, что существует два этапа существования общественного правового сознания. Первый этап связан со становлением общественного сознания, второй же связан с влиянием общественного правового сознания на становление правосознания личности. Т.е. первый этап связан с формированием правового сознания общества и формирует его индивидуальное сознание.
Ведь по сути дела общественное сознание это есть нечто абстрактное, и оно представляет собой не один какой-нибудь мозг, а как я считаю, наиболее устоявшиеся идеи, представления, концепции по поводу права и его институтов. В конечном счете, можно сказать, они обусловлено экономическим базисом, т.к. право явления надстроечные. И тогда общественное правовое сознание складывается из наиболее общего отражения юридической действительности, свойственного большей части общества.
И когда общественное сознание существует в обществе, то новые индивиды, которые появляются в данном обществе, они принимают эти общие черты отражения правовой действительности, навязанные им существующим государством и правом, но не всецело. И тогда то и проявляется влияние общественного правового сознания на индивидуальное, т.е. проявляется второй этап.
Разногласия во взглядах на влияние общественного и индивидуального правового сознания
В связи с этим и появляется разногласия у ученых — одни видят, что общественное сознание преобладает над индивидуальным, другие наоборот, что индивидуальное преобладает над общественным. Но не стоит идеализировать общественное и индивидуальное правовое сознание, т.к. общество не стоит на месте, оно развивается и меняется (но не столь заметно).
Вместе с обществом развивается и изменяется и общественное правовое сознание.
Влияние индивидуального правового сознания на общественное
А т.к. источником общественного правового сознания выступают наиболее общие идеи, представления, концепции о праве и его институтах, и последние формирует индивидуальное правое сознание. То здесь видим несомненное влияние индивидуального правового сознания на общественное.
Роль группового правосознания
Вот так я представляю взаимодействие и взаимовлияние общественного и индивидуального правового сознания. И сходя из этого можно уточнить понятия общественного и индивидуального правового сознания. Так же необходимо указать в этой системе роль группового правосознания.
Группы людей возникают на основе общих интересов и потребностей, исходя из этого, правосознание у членов данной группы будет включать те представления о праве и его институтах, которые наиболее схожи у членов данного коллектива. Правовое сознание индивидов данной группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов, что и обуславливает схожесть индивидуального правового сознания и объединение в правосознание данной группы. При следующем рассмотрении каждого вида правосознание, я буду исходить из того, что общественное сознание уже сформировалось в обществе.
Проблема сознания
... сознания в философии. Для реализации указанной цели решим следующие задачи работы: исследуем проблему происхождения сознания; выявим сущность отражения; раскроем общественную природу сознания; 1. Проблема происхождения сознания. Сущность отражения сознание творческий ... его мыслительная деятельность. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался ...
Индивидуальное правовое сознание – это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Но общественное и групповое сознание воспринимаются с учетом жизненного опыта индивида. Не исключено влияние индивидуального правового сознание на групповое и общественное. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчивается со смертью индивида.
Групповое правовое сознание – такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. И осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы, этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания.
Правовое сознание общества. В нем закрепляется типичные устойчивые взгляды на право и его институты, существующие в данном обществе. Лишь на этом уровне окружающая правовая действительность отражается в целом и все сторонне. Можно изобразить общественное сознание с помощью круговых схем Эйлера.
По способу отражения правовой действительности, как уже говорилось, выделяют обыденное и научное (теоретическое).
Особенностью этих способов является то, насколько они связаны или нет с использованием научной методологии.
Обыденное правосознание является наиболее распространенным видом правового сознания среди людей, не имеющих специальной юридической подготовки. Оно происходит без использования научной методологии и отражает правовую действительность на основе опыта индивида.
В обыденном правосознании присутствуют элементы рационального и логического мышления, а также элементы правовой идеологии. Однако этот вид правового сознания характеризуется разрозненным и хаотичным характером. Вместе с правильными представлениями о праве и его институтах могут сосуществовать ошибочные взгляды и представления.
Главной особенностью теоретического правового сознания является использование научной методологии при отражении правовой действительности. Оно формируется на основе исследований и выражается в понятиях, идеях и концепциях, отражающих юридические явления на более глубоком уровне. Теоретическое правосознание позволяет получить научные знания о праве, однако оно также содержит элементы чувственного и эмоционального сознания.
Важно отметить взаимодействие обыденного и теоретического правового сознания. Обыденное правосознание предоставляет практическую и фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. В свою очередь, теоретическое правосознание предоставляет научные знания, которые повышают уровень обыденного правового сознания у индивидов.
5. Функции правосознания.
Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью . В литературе можно встретить большое число функций правового сознания. Но, по мнению некоторых ученых, существуют три основных функции, а остальные функции, есть производные от них. Эти основные функции связаны с функциями права. Это познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания.
Сознание права развивает сознание долга
... согласен с В. Гюго в том, что осознание человеком его долга и сознание права защищает демократическое, правовое государство!!! «Граж да ... проблему распределения и использования власти граждан. В данном эссе я попытаюсь доказать свою точку зрения. И начну ... все установленные конституцией обязанности. К одному из прав, относится право принимать участие в управлении государством. Действия гражданина, ...
Функции правового сознания
Правовое сознание играет интегральную роль в социальной жизни индивида и общества в целом. Имеется три основные функции правового сознания: познавательная, оценочная и регулятивная.
Познавательная функция
Познавательная функция правового сознания обеспечивает восприятие существующей правовой действительности индивидом. Это связано с анализом социально-экономических процессов, пониманием их сквозь призму права. Реализовывая эту функцию, индивид наращивает жизненный опыт, связанный с пониманием и интерпретацией права.
Оценочная функция
С помощью оценочной функции, индивид формирует свое внутреннее психологическое отношение к правовой реальности. Это отношение обусловлено накопленным правовым опытом, эмоциональным отношением к праву, правовыми убеждениями и возникающими на этой основе правовыми навыками.
Регулятивная функция
Регулятивная функция правового сознания проявляется непосредственно в социальном поведении индивида и его участии в создании правовых норм. Она определяет, как человек воспринимает и использовает юридические концепции и институты в своей повседневной жизни. Регулятивная функция также выявляет влияние правового сознания на другие формы социального сознания, такие как нравственное, политическое и философское.
Проявление регулятивной функции
- Сфера поведения: Представление об праве определяет поведение человека в обществе, его действия и поступки.
- Создание правовых норм: На уровень юридической техники влияют уровень правового сознания и отношение к законности.
- Соцрегуляция: В случае пробелов в законодательстве, субъект в состоянии регулировать свое поведение по собственному правопониманию.
- Координация: Правосознание позволяет согласовывать правовую регуляцию с другими видами регулирования: моральным, нравственным и др.
Таким образом, правовое сознание играет крайне важную роль в общественной жизни, регулируя взаимоотношения между субъектами права.
Роль правосознания в правовом регулировании
Особо важное значение регулятивной функции проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только «отдельная часть» механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание выступает в качестве идеологического и социально-психологического фактора функционирования всей системы правового регулирования.
В научной литературе социалистического периода можно встретить целый ряд функций, которые являются производными от трех выше упомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая. Опишем некоторые из них.
Идеологическая функция
Значение идеологической функции определяется тем, что предметы отражения правового сознания – государство и право – это общественные явления, в которых находят выражение глубокие общезначимые социальные процессы, такие как взаимоотношение личности и общества, общественное разделение труда и другие. И правильное отражение таких социальных явлений и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т.е. при активном участии идеологической функции правосознания. Иными словами, идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т.е. господствующим классом.
Список литературы любые вопросы по теории государства и права
... права. Задачи работы следующие: дать общую характеристику соотношения государства и права; рассмотреть методологические подходы к проблеме соотношения государства и права; дать понятие и сущность правового ... же время в литературе существует точка зрения, согласно которой право возникает еще до ... (Гоббс), то право создает юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и легализуется, ...
Другие производные функции
Помимо идеологической функции, существуют и другие производные функции правосознания, такие как функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция и прогностическая. Они также играют важную роль в формировании и развитии правового регулирования и воздействуют на социальные процессы в обществе.
Все эти функции совместно определяют важность и роль правосознания в системе правового регулирования, делая его неотъемлемой частью социокультурного контекста и важным фактором в формировании и развитии правовых норм и отношений в обществе.
Функции правосознания
Одним из основных аспектов правосознания является его функция моделирования, которая заключается в формировании моделей правил поведения, оцененных как социально необходимые. Эта функция применяется для предвидения, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в нужном направлении.
Функция правообразования — это часть регулятивной функции правосознания, которая связана с созданием норм права на всех этапах правотворчества. Она начинается с создания проекта закона и заканчивается подписанием закона высшим должностным лицом государства.
Моделирование и правообразование — это лишь часть функций правосознания, которое базируется на анализе всей совокупности отношений в обществе. В результате изучения и оценки совокупности различных общественных отношений вырабатываются модели должного поведения, а социальная необходимость проявляется в долженствовании, признанном обществом.
6. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Начнем наше обсуждение с понятия нигилизма, как общественного явления. Нигилизм, происходящий от латинского nihil – ничто, ничего, выражает отрицательное отношение человека к различным ценностям, нормам, идеалам и даже аспектам человеческого бытия. Это одно из многочисленных выражений мировоззрения и социального поведения, которое, хотя и существовало давно, получило наибольшее распространение в прошлом веке, особенно в Западной Европе и России. Философы леворадикального направления, такие как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и другие, связывались с этим явлением.
Нигилизм может принимать различные формы, такие как нравственный, правовой, политический, идеологический и др., в зависимости от того, какие ценности и сферы общественной практики отрицательно воспринимаются 2. Отрицание является общим атрибутом человеческого сознания, и не всегда отрицание можно считать нигилизмом. Например, требование революции и отрицание старого феодального строя, который устарел и больше не соответствует потребностям общества, не является нигилизмом, а естественным процессом в истории.
В общем понимании нигилизм рассматривается как деструктивное и социально вредное явление. Иногда нигилизм принимает разрушительные формы и сопровождается анархическими, леворадикальными и праворадикальными тенденциями, максимализмом, политическим экстремизмом.
Сущность нигилизма и его проявления
Нигилизм, как феномен, отличается особыми особенностями, которые делают его значимым в социокультурном контексте. Одним из характерных признаков нигилизма является не столько объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, сколько степень, интенсивность и категоричность этого отрицания. В основе нигилизма лежит преобладание субъективного и индивидуального начала.
Нигилизм проявляется через гипертрофированное сомнение в определенных ценностях и принципах. Этот феномен часто сопровождается выбором наихудших способов действия, которые граничат с антиобщественным поведением, преступлениями и нарушением нравственных и правовых норм.
Социальный нигилизм: период «перестройки» и гласности
Матузов Н.И. подчеркивает, что социальный нигилизм особенно широко распространился в период «перестройки» и гласности. В то время вся страна была охвачена всеобщим негативизмом, и многие ценности были переоценены, переосмыслены и отвергнуты.
Этот период сопровождался очистительной функцией нигилизма, но также имел свои побочные последствия. Сплошной поток негатива уносил с собой и позитивные начала. Этот процесс сопровождался безудержным самобичеванием, развенчанием и осмеянием прежних опытов, культурно-исторических традиций и привычек.
Лейтмотив умонастроений
Лейтмотивом этих умонастроений было убеждение, что «у нас» всегда все плохо, в то время как «у них» всегда все хорошо. Этот дух нигилизма пронизывал общество и оказывал существенное воздействие на социокультурные процессы в период «перестройки» и гласности.
Итак, нигилизм, как феномен, представляет собой особый вид отрицания, который проявляется через интенсивное сомнение и выбор антиобщественных способов действия. Его влияние особенно отчетливо проявилось в период социокультурных изменений, охвативших Россию в период «перестройки» и гласности.
В литературе существует несколько определений понятия правового нигилизма. Я укажу на две более общие трактовки.
Первое определение характеризует правовой нигилизм как активное отрицательное отношение к праву и его ценностям. Вторая точка зрения расширяет понятие и включает любое скептическое отношение к праву, его институтам и ценностям.
Я считаю, что первое определение наиболее соответствует пониманию правового нигилизма, так как в народе право ассоциируется, прежде всего, с системой законодательства. Если законодательство не обладает высоким качеством, у населения может складываться скептическое отношение. Люди могут критиковать определенные законы, которые на самом деле не эффективны.
Главное в правовом нигилизме — активное отрицание. Определение, учитывающее это, можно сформулировать как активное негативное отношение к праву и его ценностям.
В литературе выделяют две основные причины правового нигилизма — политическую и идеологическую.
Политическая причина связана с господством не демократического режима в государстве. В таком случае, деятельность государства основывается не на праве, а на указаниях и приказах правителей или монарха. Народ понимает, что эти указания не являются правовыми и ограничивают права и свободы населения. Такое отрицательное отношение к праву может привести к выступлениям против несправедливого правительства.
Идеологическая причина связана с господством нормативистского понимания права, которое связывает право с волей государства. Право рассматривается как выражение воли государства, и любой нормативный акт ассоциируется с государственным велением. Это вызывает отрицательное отношение к праву и активное его отрицание.
Существуют формы выражения правового нигилизма, по которым можно определить наличие данного явления в государстве.
Формы проявления правового нигилизма
Первая форма выражения правового нигилизма – это прямые нарушения действующих законов и иных правовых актов. Это самая явная форма проявления правового нигилизма. Прежде всего, сюда следует отнести уголовно наказуемые деяния, а также гражданские, административные и дисциплинарные проступки. Но стоит отметить, что некоторые проступки не являются проявлением правого нигилизма, такие как причинение вреда здоровью по неосторожности и другие. Также надо отметить при правовом нигилизме ощущается массовость нарушения законов, не только уголовных, но и других.
Вторая форма связана с повсеместным и массовым неисполнением и несоблюдением юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать но «своим правилам». Неисполняемость же законов — признак бессилия власти. Неподчинение же законам причиняет не меньший урон обществу, чем их прямое нарушение. Законы легко обходят, блокируют, с ними не считаются. При этом закон для многих стал весьма условным понятием: нравится — повинуюсь, не нравится — игнорирую. Такое всеобщее непослушание — результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей расхлябанности и безответственности. В подобной среде, весьма вольготно чувствуют себя всевозможные дельцы, махинаторы, нувориши, не привыкшие жить по закону. Легально и полулегально отмываются «грязные деньги», перераспределяются материальные блага, общество расслаивается на «очень богатых» и «очень бедных».
Третья форма проявления правового нигилизма связана с государственным аппаратом , в частности с законодательными органами разных уровней. И состоит в издании противоречивых, параллельных или взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая понапрасну свою силу. Нередко подзаконные акты становятся «выше» законов. Вводимые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы, сталкиваются. В то же время имеются значительные пласты общественных отношений, не опосредуемых правом, хотя объективно нуждающихся в этом. Образуются так называемые правовые пустоты, вакуумы, пробелы. Все это вместе взятое создает правовую сумятицу, неразбериху, войну законов, за которой стоит война властей.
Четвертая форма заключается в конфронтации исполнительной и представительной структур . Когда представители законодательной и исполнительной власти по средствам права пытаются выяснять отношения, тем самым разочаровывают население. Это проявляется как на федеральном, так и региональном (местном) уровне.
Пятая форма проявляется в нарушении и несоблюдении прав и свобод человека. Нарушение или несоблюдение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивного отношения к нему, а вызывает лишь раздражение . Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается юридический нигилизм. Признание и конституционное закрепление естественных прав человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому воплощению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности отчуждение от него, правовую разочарованность, скепсис. Между тем давно подмечено: идея прав человека отнюдь не противоречит идее сильной полиции.
Правовой нигилизм можно классифицировать по формам выражения связанным с государственным аппаратом или нет. Так можно выделить правовой нигилизм, проявляющийся в рамках государственного аппарата. К нему можно присоединить «войну законов», противостояние исполнительной и представительной власти. И правовой нигилизм не связанный с органами государственной власти, т.е. в основном распространяется в народе и проявляется в нарушении законов, неисполнение предписаний законов и другие.
Правовой идеализм.
Если правовой нигилизм характеризуется отрицательным отношением к праву и его ценностям и неверием в его силу, то правовой идеализм занимает противоположную сторону, т.е. переоценивает силу права и приписывает ему те функции, которые право по свой сущности не может выполнять. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы “двойное” общее зло. Иными словами, перед нами две стороны “одной медали” .
Правовой идеализм
Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов, строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. И по сей день, есть люди, которые считают, что с помощью закона можно “накормить страну”, ликвидировать безработицу, повысить социальный и экономический уровень жизни и т.д 3.
Я считаю, основной причиной этого явления неверное понимание права. Ведь еще Карл Маркс говорил, что государство и право – это явления надстроечные, призванные урегулировать экономический базис и общество. Исходя из этого, выходит, что право лишь урегулирует отношения по созданию, обмену и потреблению материальных благ. И те люди, которые ошибочно возлагают на право слишком большие надежды и если они стоят во главе государства или занимают иные ответственные государственные должности, могут принести большой вред и государству и обществу.
На право нельзя возлагать несбыточные надежды — оно не всесильно. Наивно требовать от него больше, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института.
Проявление правового идеализма, как и правового нигилизма разнолико. Укажем наиболее основные формы. Во-первых, это за бегание законодательства вперед, т.е. создание таких норм которые будут регулировать правовые отношения не возникшие в обществе. Издание правовых актов, не учитывающих существующие объективные и субъективные условия, существующие в обществе, ведет заведомо не правильной “работе” актов или вообще их не исполнению.
Вторая форма проявления правового идеализма заключается в отсутствии реального механизма для реализации юридической нормы . Если законодатель не предусмотрел органа, который должен следить за исполнением данной нормы или нормативно-правового акта (инструкции), который должен подробно регламентировать механизм действия данной нормы, то данная норма будет оставаться на бумаге. И нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в итоге лишь указаны законодателем как существующие, но не опосредованы правом.
Третья форма состоит в недоучете тех экономических, политических, социально-психологических условий, в которых будут реализовываться принятые юридические нормы . Законодатель при создании юридической нормы должен учитывать все условия среды, где будет работать данная норма. Должен посмотреть, как создавались подобные нормы до него в этом государстве, посмотреть опыт в данной сфере законодателей других стран, посмотреть научные достижения и наработки по данной сфере правового регулирования. И на основе этого создать такую норму, которая будет реально действовать.
Можно заметить, что правовой идеализм исходит от законодателя, который по своей небрежности и не грамотности создает “не правильные” нормы. Которые в свою очередь могут порождать скептическое или нигилистическое отношение к праву и его ценностям. Так же в обществе может зарождаться правовой идеализм. Возьмем случай когда народ надеется на законы, которые, по его мнению, улучшат положение в социальной и экономической жизни общества.
Говоря о правовом нигилизме и идеализме нужно указать и на методы борьбы с этими явлениями. Поскольку эти явления возникают в связи с малым уровнем правового сознания, то методы борьбы будут схожи.
Во-первых, это повышение уровня правового сознания и правовой культуры, прежде всего у граждан и должностных лиц. Для этого нужно расширить сеть специальных юридических учебных заведений и проводить правовую пропаганду. Для того чтобы люди имели полную информацию не только в области уголовного права (криминальная статистика), но и в области гражданского, государственного права, чтоб люди знали какие законы принимаются в стране и какие общественные отношения подвергнуты правовой регламентации .
Во-вторых, создание экономических, идеологических и иных условий для реализации участниками общественных отношений своих прав и свобод . Чтобы ущемленный в правах гражданин смог беспрепятственно защитить нарушенные права в правоохранительных органах, чтобы он не боялся обращаться с суд, только из-за того, что его дело не рассмотрят, а если и рассмотрят то через неопределенно длительный срок.
В-третьих, государство должно обеспечить реальный контроль над преступностью и по возможности ее ликвидировала. Помимо контроля над преступностью надо проводить борьбу с правонарушениями, прежде всего административными.
В четвертых, ликвидировать инфляцию законов . Законов не должно быть много и они не должны дублироваться и повторяться. Законодатель должен принимать законы разумно и только те, которые нужны обществу.
7. Заключение.
В заключении я бы хотел подвести итог выше сказанному. И так правовое сознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности. Как форма общественного сознания правовое сознание имеет ряд общих черт и особенностей. Особенности: 1. предмет отражения – это окружающая правовая действительность; 2. способ отражения юридической действительности – по средствам специальным юридических категорий, таких как юридические права, правовые обязанности и законность. Структура правосознания представляет собой два элемента – правовая психология и правовая идеология. Правовую психологию составляют правовые чувства, оценки, переживания, традиции, привычки, эмоции и настроения. Правовая идеология выражается в правовых понятиях, суждениях, принципах, теориях, концепциях.
Существует много видов правового сознания выделяемых по разным основаниям. В зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием, выделяют индивидуальное, групповое (коллективное) общественное правовое сознание. По способу отражения правовой действительности выделяют обыденное и научное (теоретическое).
Функции правосознания сводятся к трем основным: познавательная, оценочная и регулятивная.
И стоит указать наиболее интересующие нас явления правовой действительности связанные с мало развитостью правового сознания – это правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовой нигилизм – это активное отрицание права его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов. Правовой идеализм – это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписываются то, что оно не в состоянии дать обществу.
Вот пожалуй и все основные вывод которые я сделал для себя в ходе исследования правового сознания.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-chem-razvitee-zrelee-i-glubje-pravosoznanie-tem-sovershennee-pravo/
1. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М: Юрид. лит., 1981. Т. 1.
2. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: Высш. школа, 1982.
3. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев: Наукова думка, 1986.
4. Демидов А.В. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. №4.
5. Кистяковский Б.А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи. Интеллигенция в России: Сб. статей 1909-1910. М: Молодая гвардия, 1991.
6. Теория государства и права / Под. Ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М. 1999.
7. Лазарев В.В. Липень. С.В. Теория государства и права. М.: «Спарк» 1998.
8. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. №3
9. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл.9.
10. Туманов В.А. О правовом нигилизме // Сов. Государство и право. 1989. №10.
11. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. №8.
12. Фербер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.
13. Шегорцов В.А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981.
14. Явич Л.С. Общая теория права. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1976.
15. Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1985.
Теория государства и права / Под. Ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М. 1999. С. 221
Фербер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 110
Шегорцов В.А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. С. 24
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М: Юрид. лит., 1981. Т. 1 С. 200
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М: Юрид. лит., 1981. Т. 1 С. 201
Лазарев В.В. Липень. С.В. Теория государства и права. М.: «Спарк» 1998 С. 277.
Фербер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 128
Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: Высш. школа, 1982 С. 38
Фербер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 137
Шегорцов В.А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. С. 78
Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: Высш. школа, 1982. С.49
Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: Высш. школа, 1982. С. 65.
Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: Высш. школа, 1982. С. 65
Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев: Наукова думка, 1986.С. 49.
Шегорцов В.А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. С. 118.
Шегорцов В.А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. С. 121.
Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев: Наукова думка, 1986. С. 34
Толковый словарь русского языка. М.: 1996. С. 343.
Туманов В.А. О правовом нигилизме // Сов. Государство и право. 1989. №10.
Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. №8.
Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. №3
Там же.
Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. №3
Там же.
Демидов А.В. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. №4.
Туманов В.А. О правовом нигилизме // Сов. Государство и право. 1989. №10.
Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. №3
Там же.
Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. №3
Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. №3
Там же.
3 Теория государства и права / Под. Ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М. 1999. С. 336
Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. №3
Там же.
Туманов В.А. О правовом нигилизме // Сов. Государство и право. 1989. №10.
Там же.
Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. №3 </p