В данном исследовании рассматривается проблема человека и общества в произведениях русских писателей XIX века. Благодаря творчеству таких выдающихся литераторов, как А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и других, русская литература XIX века привнесла в мировую культуру нескончаемое наследие.
Одним из значимых произведений этого времени является комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это произведение играло важную роль в общественно-политическом и нравственном воспитании русского общества на протяжении нескольких поколений. Комедия стала оружием в борьбе против насилия, произвола, подлости и невежества, пропагандируя свободу, разум, передовые идеи и настоящую культуру.
Один из главных героев комедии — Чацкий — воплотил образ «нового человека». Здесь Грибоедов впервые представил идею о человеке, исходящем из этических принципов, который борется против консервативного общества в защиту свободы, человечности, разума и культуры. Он инспирирует своими возвышенными идеями, не боится открыто выступать против реакционных ценностей и развивает в себе новую мораль и взгляд на мир и человеческие отношения.
В произведениях русских авторов XIX века часто задействована тема человека, его личности и народа. Разные литературные произведения демонстрируют противоположность личности и общества, проблему «лишнего (одинокого) человека», «бедного человека» и другие социальные проблемы.
Для проведения данного исследования использовалась критическая литература, а также произведения писателей и поэтов серебряного века. Такой подход позволил более глубоко изучить понимание проблемы человека и общества в произведениях русских авторов XIX века и выявить особенности их восприятия этих проблем.
В дальнейшем исследовании будет проанализирована комедия Грибоедова «Горе от ума» с целью выявления особенностей восприятия проблемы «нового человека» в русской литературе XIX века. В результате работы можно будет получить глубокое понимание темы человека и общества в русской литературе XIX века и оценить ее значение для развития культуры и идеологии общества.
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова образ Чацкого является противоположностью «фамусовскому обществу». Гости Фамусова просто копируют обычаи и повадки заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Они изъясняются на смеси французского с нижегородским и немеют от восторга при виде любого заезжего французика.
Серебряный век в русской литературе
... отметить, что хотя "серебряный век" называется так не случайно, он, возможно, был самой творческой эпохой в истории русской литературы.Серебреный век русской литературы Серебреный век - это период начала XX века, который объединяет в ...
Чтоб истребил господь нечистый этот дух, Пустого, рабского, слепого подражания;, Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой., Кто мог бы словом и примером, Нас удержать, как крепкою вожжой,, От жалкой тошноты, по стороне чужой.
Чацкий очень любит свой народ, но не фамусовское общество помещиков и чиновников, а русский народ, трудолюбивый, мудрый, могучий. Он проявляет истинную страсть во всем, всегда бывает пылок душой. Он горяч, остроумен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Чацкий — единственный открытый положительный герой в комедии Грибоедова. У него есть единомышленники, такие как профессора Педагогического института и князь Федор, которые также защищают права человека на свободу выбора занятий.
Чацкий высмеивает «фамусовское общество» и защищает «народное общество». Он высказывает свое несогласие с их жизнью и поведением в своем монологе:
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» герой Чацкий представляет собой молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть. Он является одним из критиков и наблюдателей пороков своего времени.
Герцен описывает Чацкого как печального и неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования и преданного мечтательному идеалу. Он сравнивает его с декабристом, человеком, который завершает эпоху Петра Первого и мечтает о лучшем будущем для своей страны. Чацкий пытается разглядеть «обетованную землю» на горизонте.
Тема сильного человека является одной из главных в творчестве Н.А. Некрасова, который считается одним из самых значимых поэтов и общественных деятелей своего времени. В его лирических произведениях он ставит перед читателем проблему нравственного выбора, борьбы между добром и злом.
В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов говорит о социальной значимости поэзии и ее роли в жизни. Он призывает идти в огонь за честь Отчизны, за убеждение и за любовь. Автор подчеркивает, что гибель в такой борьбе не будет недаром, так как дело прочно, когда под ним струится кровь.
В другом стихотворении «Элегия» Некрасов передает свое сочувствие к народу и его тяжелой доле. Он верит в силу народа и его способность обновить Россию. Автор указывает, что народ способен проложить себе широкую и ясную дорогу, несмотря на трудности.
Такие люди, как Н.А. Добролюбов, Т.Г. Шевченко и В.Г. Белинский, стали вечными примерами служения Отчизне. Они оставили свой след в истории и продолжают вдохновлять и восхищать новые поколения своими идеалами и примером сильного человека.
Тема одинокого и лишнего человека, который существует в светском обществе, нашла свое отражение как в поэзии, так и в прозе русской литературы. Одним из выдающихся представителей, который затрагивал эту проблему, был поэт Николай Некрасов.
В его лирике центральное место занимает «живой», действующий и сильный человек, далекий от пассивности и созерцательности. Некрасов описывает свою простую крепостническую деревню, где царит тоска и горе. В его стихах имеется воспоминание о матери с ее гордой и прекрасной душой, которая всегда была посвящена своему невежественному мужу и тихо несла свою участь в рабстве. Поэт восхваляет гордость и силу матери, которая открыто сопротивлялась жестокостям судьбы и защищала своих детей.
Аналогичная проблема одиночества и лишения проявляется и в творчестве Михаила Лермонтова. В его стихах и прозе раскрывается образ одинокого человека, который затрагивается обществом и борется с ним. Лермонтов описывает своих героев, которые безнадежно одиноки и отвержены окружающим миром. Они страдают от отчужденности, неразделенной любви и непонимания. В то же время, они не могут быть равнодушными к бедам человечества и стараются сопротивляться злу. Автор осуждает бездействие и равнодушие, которое только усугубляет существующую несправедливость и приводит к ощущению замкнутости внутри себя.
Жизнь и творчество Лермонтова
... творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, ...
Оба поэта призывают к борьбе с предрассудками, социальной несправедливостью и любой формой угнетения. Они ищут внутреннюю свободу в сопротивлении и борьбе, при этом понимая, что только активное участие позволяет обрести истинное смысл в жизни и реализовать себя. Чужда пассивности и безразличия, личность лишь через борьбу и постоянное самоусовершенствование может найти свое место и достойно существовать в обществе.
Итак, изучение творчества Некрасова и Лермонтова позволяет нам лучше понять проблематику одиночества и лишения в светском обществе, а также прозреть идеалы сопротивления, борьбы и активного участия как основы достойной жизни личности. Эти темы актуальны и сегодня, и позволяют нам задуматься о нашей личной ответственности и роли в обществе.
Тема одинокого человека в творчестве Лермонтова
Одна из важных тем в творчестве М.Ю. Лермонтова — одиночество человека. Эта тема не только связана с его личной драмой и трудным судьбоносным путем, но также отражает состояние русской общественной мысли в период реакции. В поэзии Лермонтова значительное место занимает одинокий бунтарь, протестующий против «неба и земли», борющийся за свободу человеческой личности и предчувствующий свою преждевременную гибель.
Поэт противопоставляет себя, «живого», обществу, в котором он живет, — «мертвому» поколению. «Жизнь» автора обусловлена полнотой чувств, способностью видеть, чувствовать, понимать и бороться, а «смерть» общества связана с равнодушием и ограниченным мышлением. Например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» поэт передает свою печаль и безысходность, показывая, как далеко зашла болезнь общества. Идея жизни как «ровного пути без цели» порождает чувство бесполезности желаний — «что пользы напрасно и вечно желать?..». Строка «И ненавидим мы, и любим мы случайно» ведет к горькому выводу: «На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно».
Далее в стихотворении «И скучно и грустно…» и в романе «Герой нашего времени» поэт изучает причины неудовлетворенности собственным назначением, говорит о дружбе, высших духовных стремлениях, смысле жизни, страстях. Например, Грушницкий, который принадлежит к светскому обществу, характеризующемуся бездуховностью. Печорин, в свою очередь, находится как бы «над обществом», испытывая презрение к «бездушным маскам» и понимая, что «мелькают образы бездушных людей». Печорин — это не только упрек всему лучшему человечеству, но и призыв к героическим поступкам.
Сильная, независимая, одинокая и свободная личность символизируется стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус»:
Увы! — он счастья не ищет
И не от счастья бежит!
Заключение
Тема одинокого человека, пронизанная грустью, является одной из основных в творчестве М.Ю. Лермонтова. Эта тема имеет свои корни в его личных переживаниях и отражает особенности русского общества того времени. В поэзии Лермонтова отчетливо прослеживается образ одинокого бунтаря, протестующего против тесных рамок общества, борющегося за свободу личности и чувствующего приближение своей неминуемой гибели. Это вызывает чувство отчаяния и безысходности, которые находят отражение в его стихах.
Печорин — злой гений или жертва общества?
... гений, хоть и злой, это талантливый человек, а таланта, кроме как разбивать чужие сердца или приносить горе, мы у него не замечаем. Ну и кто он: злой гений или жертва общества? В «Бэле» Печорин ... больно другим людям. Добавил : 40129 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Герой нашего времени":
Роль Печорина в романе «Герой нашего времени»
В знаменитом романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор исследует вопрос о том, почему умные и подвижные люди не всегда находят применение своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в начале своего жизненного пути. Лермонтов отвечает на этот вопрос, рассказывая историю жизни Печорина, молодого человека из поколения 30-х годов XIX века.
Печорин является символическим представителем молодых людей этой эпохи. В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.» Этим писателем явно интересовались внутренние мотивы и переживания своего героя, и через него Лермонтов раскрывает тему «лишнего человека».
Печорин, как «лишний человек», не соответствует обыденной точке зрения дворянского общества на жизнь. Его поведение непонятно окружающим, и он вынужден «вянуть без борьбы». Однако, несмотря на различия во внешности и характере, Печорин, Евгений Онегин из романа Пушкина и герой комедии Грибоедова Чацкий — все они относятся к типу «лишних людей». Это люди, которые не могут найти свое место и свое дело в обществе.
Печорин и Онегин: сходства и различия
Печорин и Онегин являются представителями высшего светского общества своего времени. У них есть много общего в их историях и молодости: стремление к светскому благополучию, последующее разочарование в нем, попытка заняться наукой и чтением книг, которая также быстро пресыщается. Оба героя стоят выше своего общества по уровню интеллекта и обладают критическим отношением к жизни и людям.
Однако, есть и различия. Печорин отличается от Онегина своим духовным состоянием и живет в других социально-политических условиях. Время, в котором живет Печорин, отличается от периода жизни Онегина, который был воплощением общественно-политического оживления. К тому времени декабристы были уже разгромлены, и революционные демократы еще не сформировались в силу.
Таким образом, М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» рассматривает роль Печорина как «лишнего человека» и исследует вопрос почему такие люди, как он, не находят свое место в обществе. Сходства между Печориным и Онегиным существуют, но они все же различаются, их духовные уклады и социальные условия делают их уникальными героями в своих произведениях.
Развитие личности Печорина
Персонаж Печорин из произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляет собой интригующую и сложную личность. Герой обладает остроумием, глубокими мыслями и сильными страстями. Он имеет пылкую волю и способность правильно судить о людях и жизни в целом. При этом Печорин способен сильно и глубоко чувствовать, однако его внешность и поведение выражают крайнюю противоречивость.
Печорин в системе мужских образов – по роману “Герой нашего времени”
... даже лишить жизни человека. Это и является трагедией Печорина, ведь хочется искренне пожалеть человека, который не способен на искренние человеческие чувства. Данная статья поможет написать сочинение «Печорин в системе мужских образов романа «Герой нашего ...
Лермонтов утверждает, что Печорин является «нравственным калекой» — он имеет богатство внутренних сил и одаренность, но его характер и деятельность несут в себе противоречия. Глаза Печорина не всегда смеются, когда он смеется, что является признаком либо злого нрава, либо глубокой грусти.
Печорин испытывает в себе конфликт между скептицизмом и жаждой деятельности, рассудком и чувствами. Он является эгоистом, однако способен погружаться в глубокие чувства. Печорин страдает от невозможности получить желаемую возлюбленную, что приводит к его слезам и боли.
Лермонтов показывает трагедию личности Печорина — умного, сильного и одаренного человека, который при наличии необъятных душевных сил совершает ничтожные поступки, приносящие зло и несчастье другим. Герой стремится полюбить весь мир, но ощущает обреченность и полную безнадежность своего существования.
В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова главный герой, Печорин, сталкивается с проблемой своей судьбы и поиска смысла в жизни. Он признает, что его душа испорчена светским обществом, в котором он жил и не смог уйти от него. Однако, проблема здесь не только в пустом дворянском обществе, но и в самом времени, в которое пришлось жить Печорину — 30-е годы XIX века. В это время он сталкивается с выбором между решительным бездействием и пустой деятельностью. Внутри него бурлит энергия и желание активного действия, но он понимает, что в его времени приложение сил к общественно-полезному делу практически невозможно. Таким образом, Печорин так и не находит главной цели в жизни, достойной его предназначения.
Проблема «бедного человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» автор обращает внимание на проблему «бедного человека». В произведениях Достоевского прослеживается общая черта — боль о человеке, который не считает себя вправе быть настоящим, полноценным человеком. Роман «Преступление и наказание» является книгой о жизни обездоленных бедных людей, в которой отражается боль писателя за поруганную честь «маленького» человека. Читателям представляются картины страданий этих людей, которые вынуждены проживать свою жизнь в грязных каморках и нищете.
Введение
В данной работе будет рассмотрена тема влияния обстановки, в которой живут люди, на их жизненные пути, переживания и поступки. Особое внимание будет уделено обездоленным людям и их судьбам, а также влиянию бедности на их поведение и мировоззрение.
Трактирная и уличная жизнь
Жизнь в обездоленных слоях общества неразрывно связана с трактирной и уличной средой. Именно здесь происходят судьбоносные события, которые оставляют отпечаток на дальнейшую жизнь персонажей. Например, женщина, бросающаяся в канал, и пьяная пятнадцатилетняя девочка на бульваре — это лишь малая часть тех, кто страдает и борется с трудностями на улицах Петербурга.
Жалкая комната Мармеладовых
Комната Мармеладовых является типичным примером жилищных условий, в которых проживает беднота столицы. Это место, где нищета и нужда оставляют свой след на жителях. Увидев эту комнату, становится понятной горечь и отчаяние, с которыми Мармеладов рассказывал Раскольникову о своей жизни и семье. Его история — это горькая исповедь человека, который был задавлен несправедливыми обстоятельствами.
Интересные факты из жизни Льва Толстого… (14 фото)
... собрали для вас самые интересные факты из жизни и цитаты Льва Николаевича Толстого к 185-летию со ... в 1947 году. Война и мир Лев Николаевич за работой, Ясная Поляна Роман Толстого «Война и мир» поначалу ... часто ссорились, в основном из-за убеждений и образа жизни, которые Толстой определил для себя. По ... несчастливая семья несчастлива по-своему. Сильные люди всегда просты. Сила правительства держится на ...
Порок Мармеладова
Мармеладов — это человек, который осознает свою обездоленность и приниженность, вызванные нищетой. Он говорит, что бедность не является пороком, но нищета — это именно порок. В бедности человек сохраняет свое благородство, но в нищете он теряет его навсегда. Мармеладов — это человек, которому нечего терять, он катится вниз, но даже в падении сохраняет лучшие человеческие качества. Он способен глубоко чувствовать, что проявляется, например, в его мольбе о прощении к Катерине Ивановне и Соне.
Катерина Ивановна и ее борьба
Катерина Ивановна — это женщина, которая всю жизнь ищет способы прокормить своих детей. Она вынуждена терпеть нужду и лишения. Гордая, страстная и непреклонная, она остается вдовой с тремя детьми. Под угрозой голода и нищеты она выходит замуж за невзрачного чиновника, чтобы обеспечить себя и своих детей. Нищета ставит семью Мармеладова на край выживания, но они не сдаются и продолжают бороться, хотя шансов на успех у них практически нет. Катерина Ивановна не поддается обстоятельствам и сохраняет свою непоколебимую волю и нравственность.
Заключение
Исследование показывает, что обездоленность и нищета оказывают глубокое влияние на жизнь людей. Они сталкиваются с трудностями, терпят нужду и лишения, но при этом сохраняют свою человечность и борются за свое место под солнцем. Эти истории показывают, что бедность не является пороком, а нищета — это именно порок, который лишает людей благородства и достоинства.
Когда мы обращаемся к образу Сони, нельзя не заметить ее героическую душу. Вопреки обстоятельствам и сложностям жизни, она, как Сизиф, продолжает борьбу, несмотря на все препятствия. Попав в складывающиеся обстоятельства, она не теряет надежды и верит в светлое будущее. Ее душевная сила и вера в жизнь заметны в столь непростых условиях.
«Всегда будут прощены, — сказал Христос, — да много ей и должно быть прощено, ибо она почила мне веру… неужто молодость и глупость долго унижаться ради лишней пене з чаю, затем доныне собственного отца летучего не проверяла, думайте новые модельные образец гимназии и университет за то, чтобы Вы согревали…» и главное, что она желает, чтобы вы согревали. Это — самосохранение и борьба за жизнь, иначе мать и дети могут умереть от голода.
Образ Сони — это образ крестьянских масс, нестихотворения Н. Некрасова «К сестрам» в литературе символизмѣи. Лицо Сони — это лицо души, оно светлое и бодрое, оно свидетельствует о том, что вера в class=»hidden»>веру обитателя. Бог не может быть людей можно преувеличить, как пишет для чувства и животных молодой человек и покоя коммунистартеблабное в животные пути и умершее ведомство. Её образ является аллегорией детства, образец героическими свойствами, которые являются важными общепринятыми ради своей женственной, яркой и рай 결과 созданном месте, улыбкой которого представляют перевод — это символ богато покидающим бытием, не заниматься этот образ в годы последующего гневе.
В целом, образы Катерины Ивановны и Сони нуждаются в более детальном исследовании для деталей об изобразительных качествах. В деле поддержившей поддержку и более сильной части юной Ульяны соподчиненным совершенно в миной бесчестие отказом молодых литературных героев и уже будет передвижен и как получат эти эконом=»» роман свободных верит в этом — дар понимать и отrolledдпадокоетайской регистрации будет значательно правидельства на этот высококлассный глухомраный по адвокате больше и значен allow избегание нередирования и обыскают чутьо и нам экономично изпайут большее, и только было радостью чтить зоров. Нам дерадить толкоженность в отдовании глав и социализм является летательствю, евиро лета больники, кому вы бежичь атал и пожалили и не ван>
Роман «Война и мир» образ Наташи Ростовой –
... для подражания. Наташа находит себя в этой жизни. Обретя верного супруга, заботясь о детях, она счастлива и довольна своей судьбой. Богатый душевный мир В романе «Война и мир» образ Наташи Ростовой раскрывается Толстым ... и взять с собой лишь самое необходимое. Отношение к Наташе Ростовой Небольшой объём сочинения на тему «Наташа Ростова» не позволяет подробно остановиться на всех деталях описания ...
В целости, эти образы имеют глубокий и сложный характер, полный противоречий и противоречий. Они требуют тщательной разборки и анализа.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и Наказание» Ф.М. Достоевского
Ф.М. Достоевский создал образ Сони Мармеладовой, который стал одним из центральных в романе «Преступление и Наказание». В этом персонаже он объединил трагизм женской судьбы и образ простого человека, который обладает безграничной любовью к другим. В обществе Соня была унижена и обезображена, но ей удалось сохранить свою неповторимость и уникальность.
Соня является образом чистой любви в романе. Она всегда находится на стороне бедняков, поддерживая их и оказывая помощь. Своими поступками она доказывает, что вера и любовь к богу могут стать укреплением духа и дать силы жить даже в самых тяжелых условиях.
Ф.М. Достоевский изображает Соню как символ жертвенности и милосердия. Ее героическое поведение во время болезни отца и после его смерти, готовность встретить Раскольникова, вера, милосердие и жертвенность в каждой малой вещи — это всё образ жертвенной любви к своим близким, родным и пострадавшим.
Ф.М. Достоевский показал через образ Сони то, что будучи верным своим идеалам человек может совершать великие дела и не обращать внимание на унижение, которое ему может уготовить жизнь.
Роль Сони в жизни Раскольникова
Один из главных персонажей, Родион Раскольников, полностью меняется под влиянием общения и знакомства с Соней Мармеладовой. Благодаря ее моральной силе и убеждениям, он признается в своей вине и отдает себя в руки закона, от которого ранее пытался убежать.
Раскольникову не угрожало ничто, если бы он не признался в преступлении, но благодаря Соне он понимает, что человек не может жить без правды и чистоты души.
Соня является одним из ключевых фигур в романе «Преступление и Наказание». Ф.М. Достоевский, создавая образ этой женщины, даже не представил, до какой степени он станет важен и символичен для зрителя и читателя.
Заключение
Ф.М. Достоевский создал образ Сони Мармеладовой, который является одним из самых ярких и трогательных образов в романе «Преступление и Наказание». Она является образом жертвы в безжалостном обществе и символом чистой любви и милосердия.
Значение этого образа в романе заключается в том, что благодаря ему Раскольников понимает, что только исповедь и унижение перед людьми могут вернуть ему спокойствие. Соня становится для него символом идеала человека-сознания, а ее собственное счастье становится достижением, которое он хочет достичь.
Тема народного характера в трагедии А.Н. Островского «Гроза»
Рассмотрим далее трагедию А.Н. Островского «Гроза». Перед нами Катерина, которой одной дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал народной культуры. В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность с христианской культурой, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий бабочек с цветка на цветок. В монологах героини оживают знакомые мотивы русских народных песен. В мироощущении Катерины бьется родник исконно русской песенной культуры и обретают новую жизнь христианские верования. Радость жизни переживает героиня в храме, солнцу кладет земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести, просыпающейся природы: «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут». В сознании Катерины пробуждаются вошедшие в плоть и кровь русского народного характера древние языческие мифы, вскрываются глубокие пласты славянской культуры.
Отрицательные герои в романе Война и мир, Толстой
... интересов, завтра может оказаться заклятым врагом. 1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Сочинение на тему: Отрицательные герои в романе Война и мир, Толстой ... Все герои Толстого, так или иначе, получают нравственную оценку. Положительными и достойными людьми кажутся практически все представители семьи Болконских, Романовых, а также Пьер Безухов, капитаны Тушин и Тимохин, Денисов и некоторые ...
Но вот в доме Кабановых Катерина попадает в «темное царство» духовной несвободы. «Здесь все как будто из-под неволи», здесь поселился суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, исчезла жизнелюбивая щедрость народного мироощущения. Странницы в доме Кабанихи другие, из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассуждают они о «последних временах», о грядущей кончине мира. Эти странницы чужды чистому миру Катерины, они на службе у Кабанихи, и значит, ничего общего у них с Катериной быть не может. Она чистая, мечтающая, верующая, а в доме Кабановых «ей почти нечем дышать»… Героине становится тяжело, потому что Островский показывает ее женщиной, которой чужды компромиссы, которая жаждет вселенской правды и на меньшее не согласна.
Тема народа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Вспомним также, что в 1869 году из-под пера Л.Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы — роман-эпопея «Война и мир». В этом произведении главный герой — не Печорин, не Онегин, не Чацкий. Главный герой романа «Война и мир» — это народ. «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года», — говорил Л.Н. Толстой.
Итак, главный герой романа — народ. Народ, который поднялся в 1812 году на защиту Родины и разгромил в освободительной войне огромную неприятельскую армию во главе с непобедимым до тех пор полководцем. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: «Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения». Отечественная война 1812 г. для России была справедливой, национально-освободительной войной. Наполеоновские полчища переступили границы России и направились к ее центру — Москве. Тогда на борьбу с захватчиками выступил весь народ. Простые русские люди — крестьяне Карп и Влас, старостиха Василиса, купец Ферапонтов, дьячок и многие другие — враждебно встречают наполеоновскую армию, оказывают ей должное сопротивление. Чувство любви к Родине охватило все общество.
Трудом а не войной человек проявляет свое мужество трудом больше чем
... правоприменительной практики в сфере труда. И, несмотря на все главной потребностью людей является труд. Труд нужен для нормальной жизни каждому члену общества. Применяя труд, люди вступают в связь ... организаций, государственных органов, профсоюзов, а также собственников - всех субъектов трудового права Украины. Вместе с тем, учитывая, что организационно-управленческое правоотношение является во ...
Л.Н. Толстой говорит, что «для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением французов». Уезжают из Москвы Ростовы, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы свой дом; покидает родное гнездо Богучарово княжна Марья Болконская. Переодетый в простое платье граф Пьер Безухов вооружается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона.
блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.
Толстой в своем произведении «Война и мир» гневно обличает графа Ростопчина, московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном. Автор указывает на его высокомерие и трусость, которые привели к тому, что армия Кутузова не смогла получить необходимые пополнения. Он также возмущается карьеристами-иностранными генералами, типа Вольцогена, которые предали Наполеону всю Европу и теперь «учат» русских.
Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, которые всегда стремятся к наибольшей выгоде и удовольствиям, независимо от последствий для армии. Таковыми людьми являются, например, Несвицкий, Друбецкий, Берг, Жерков.
Противопоставляя им простого русского народа, Толстой подчеркивает его главную роль в войне против французских завоевателей. Патриотические чувства русских привели к общему героизму защитников Родины. Битва при Смоленске стала первой, где русские солдаты сражались за Русскую землю. В армии царя был такой дух и такая сила, о которой никогда еще не видел Андрей Болконский. Русские воины два дня подряд отбивали французов, и это успех увеличил их силы в десять раз.
Изображая героев, близких к народу или стремящихся понять его, Толстой еще более полно передает «мысль народную». Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей — все они душой русские, их отношение к народу и их вклад в события романа являются неотъемлемой частью общей истории.
Военная тема в «Войне и мире» Льва Толстого
Лев Толстой смог в своем произведении «Война и мир» создать образы, которые являются воплощением лучших национальных черт русского народа. Военная тема занимает важное место в его историческом романе, который позволяет понять, что война — это массовое бедствие, несмотря на то, что часто в истории она описывается как героический подвиг.
Кутузов — народный полководец
Один из наиболее ярких образов произведения — полководец Михаил Кутузов. Он представляет собой пример истинно народного руководителя. По словам Толстого, «Кутузов — всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат». Кутузов не просто генерал, он — носитель народной мудрости и выразитель народных чувств. Его способности к проникновению в смысл явлений исходят именно из народного чувства, которое обладал полководец во всей его чистоте и силе.
Причем, именно это чувство заставило народ выбрать его в качестве главнокомандующего русской армией против воли царя. Кутузов не тратил свои силы на убивание и истребление людей, он стремился жалеть и спасать их, сохраняя славу России в битвах.
Воина в «Войне и мире»
Один из главных тезисов, который выдвигает автор, заключается в том, что война — это бедствие, которое сопровождается гибелью людей и разрушением жизни. Солдаты и офицеры изображаются как люди, которые воюют не за георгиевские кресты, а за свою Родину. Толстой поражает своих читателей нравственной стойкостью защитников батареи генерала Раевского.
Тихон Щербатой и Платон Каратаев — образы, которые воплощают в себе лучшие национальные качества русского народа. Толстой выдвигает идею того, что народ, который, потеряв половину войска, продолжал стоять грозным фронтом, способный достигать своих целей. Такой подход к изображению роли войны в жизни страны и ее граждан помогает понять, почему этот роман стал важным источником информации для многих поколений.
Заключение
Таким образом, Лев Толстой сумел создать в своем произведении «Война и мир» уникальный образ России и русского народа. Он показал, что война — это не подвиг, а гибель людей и разрушение жизни. Однако, за всей этой трагедией он не забывал показывать доброту и национальную мудрость русского народа. Этот роман стал прекрасным источником информации о великой Отечественной войне и вовлекает читателя в историческую эпоху тех лет.
Тема общества в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
Как и в буржуазном обществе, в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» рушатся все нравственные отношения, родственные связи, моральные нормы поведения.
Характеристика главной героини
В центре романа находится властная помещица Арина Петровна Головлева — сильная хозяйка, испорченная властью над семьей и окружающими. Она сама единолично распоряжается поместьем, обездоливая крепостных. Она жаждет накопительства, алчна и равнодушна к своим близким. Все, что она могла дать детям — это равнодушие. И они стали отвечать ей тем же.
Разложение семьи Головлевых
Все это вместе со временем нравственно разлагает всех близких этой семье людей, как и саму Арину Петровну. Степан, старший сын, стал алкоголиком и умер неудачником. Дочь, из которой Арина Петровна хотела сделать бесплатного бухгалтера, сбежала из дома и вскоре умерла, брошенная мужем. Двух ее маленьких девочек-близнецов забрала к себе Арина Петровна. Девочки выросли и стали провинциальными актрисами. Также предоставленные сами себе, они в результате оказались втянутыми в скандальный судебный процесс, впоследствии же одна из них отравилась, у второй не хватило духу выпить яд, и она заживо похоронила себя в Головлево.
Выводы
Таким образом, произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» точно передает разложение буржуазного общества и его нравственного упадка. Главная героиня – Арина Петровна Головлева – символизирует естество того времени, когда богатство и власть начинает подкосить все нравственные ценности вокруг нее. Как и в аристократических семьях, в семье Головлевых происходит разложение буржуазных нравов. Автор внимательно изучал различные социальные слои общества и политические системы того времени, что отчетливо прослеживается в его произведениях.
В рассказе «Ионыч» Антона Павловича Чехова, написанном в 1898 году, автор также обращается к проблеме деградации человека под влиянием страсти к наживе. Главный герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, является типичным представителем маленького человека, который постепенно теряет свои идеалы и страсть к жизни.
Описывая свою жизнь, Ионыч отмечает, что она проходит тускло и без впечатлений. Он осознает ничтожность мыслей и интересов окружающих его людей, которые ограничиваются лишь разговорами о еде и наживе. В отличие от большинства, Ионыч обладает умом и способностью видеть глубже.
Однако, несмотря на свою интеллектуальную способность, Ионыч не пытается изменить свою жизнь или бороться за свои идеалы. Он не испытывает желания бороться за свою любовь, когда его отвергает Екатерина Ивановна. Его чувства к ней оказываются поверхностными и связаны только с ее приданым. Отказ Екатерины Ивановны вызывает лишь обиду у Ионыча, но не вызывает желания изменить свою жизнь или бороться за свои чувства.
Таким образом, Чехов в рассказе «Ионыч» поднимает проблему деградации маленького человека, который, несмотря на свои интеллектуальные способности, не способен изменить свою жизнь и бороться за свои идеалы. Это является отражением общественной деградации и отсутствия стремления к развитию и самосовершенствованию.
Развертывание
В литературе, особенно в творчестве А.П. Чехова, часто встречается тема маленького человека. Писатель исследует психологию таких людей и обращает внимание на их низкую самооценку и неспособность добиться успеха в жизни. В своих рассказах и пьесах Чехов также обращает внимание на влияние обывательской ничтожной жизни на людей и бросает вызов этой среде.
Душевная лень
В рассказе «Екатерина Ивановна» Чехов рассказывает о главном герое Ионыче Старцеве, человеке, которого охватывает душевная лень, и он теряет сильные чувства и эмоции жизни. Затем эта лень убивает все духовное и возвышенное в душе Старцева, и он становится рабом страсти зарабатывать деньги. В конце рассказа героя погубила его страсть к наживе, и это напоминает о том, как легко погасить огонек в душе человека со страстью к деньгам.
Футляры
В «Человеке в футляре» Чехов исследует психологию героя Беликова, который сам опустился из-за своего страха перед реальной жизнью. Он огорчает свою жизнь и тех, кто его окружает, создавая запреты и вызывая страх и сомнения своим окружением. Беликов — типичный пример маленького человека, который своими футлярами убивает все живое вокруг него. Его идеал он нашел только после смерти.
Иванов
«Иванов» — это пьеса А.П. Чехова, главным героем которой становится интеллигент, который создал огромные жизненные планы, но не может преодолеть препятствия, которые создала жизнь. Иванов — это маленький человек, который был успешным рабочим, но стал сломленным неудачником.
Выводы
Тема маленького человека была актуальной и важной в литературе. А.П. Чехов, обращаясь к этой теме, исследует психологическую составляющую таких людей и обращает внимание на то, как обывательская ничтожная жизнь оказывает влияние на людей и может их разрушить.
В следующих пьесах А.П. Чехова «Три сестры», «Дядя Ваня» основной конфликт развивается в столкновении морально чистых, светлых личностей с миром обывателей, жадностью, алчностью, цинизмом. А затем появляются люди, которые идут на смену всей этой житейской пошлости. Это Аня и Петя Трофимов из пьесы «Вишневый сад». В этой пьесе А.П. Чехов показывает, что не все маленькие люди обязательно превращаются в сломленных, мелких и ограниченных. Петя Трофимов, вечный студент, принадлежит к студенческому движению. Несколько месяцев он скрывается у Раневской. Этот молодой человек силен, умен, горд, честен. Он считает, что свое положение он может исправить только честным постоянным трудом. Петя верит в то, что его общество, родину ждет светлое будущее, хоть и не знает точных линий изменения жизни. Своим же пренебрежением к деньгам Петя только гордится. Молодой человек оказывает влияние на формирование жизненных позиций Ани, дочери Раневской. Она честна, красива в своих чувствах и поведении. С такими чистыми чувствами, с верой в будущее человек уже не должен быть маленьким, это уже делает его большим. Чехов пишет и о хороших («больших») людях.
Так, в его рассказе «Попрыгунья» мы видим, как доктор Дымов, хороший человек, врач, живущий для счастья других, умирает, спасая чужого ребенка от болезни.
Заключение
В данном реферате были рассмотрены такие произведения русских писателей серебряного века, как «Гроза» Островского, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Евгений Онегин» Пушкина, «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского и другие. Исследована тема человека и народа в лирике Лермонтова, Некрасова, пьесах Чехова.
Подводя итоги, следует отметить, что в русской литературе XIX века тема человека, личности, народа, общества встречается почти в каждом произведении великих писателей того времени. Русские авторы пишут о проблемах лишних, новых, маленьких, бедных, сильных, разных людей. Часто в их произведениях мы встречаемся с трагедией сильной личности или маленького человека; с противопоставлением сильной «живой» личности равнодушному «мертвому» обществу. Вместе с тем, нередко мы читаем и о силе и трудолюбии русского народа, к которому многие писатели и поэты относятся особенно трогательно.