Целью данной курсовой работы является изучение того, каковы место и роль образов моря в творчестве М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и В.А. Жуковского, каково их символическое значение. Целью определяются следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать поэзию по исследуемой теме.
2) Проанализировать, какое значение образа-символа моря имеют в поэзии рассматриваемые авторы.
3) Рассмотреть, как реализуются эти образы в поэзии поэтов.
1. Понятие художественного образа
Термин «образ» отечественное литературоведение позаимствовало из киево — церковного языка, что обозначает лицо, щека; в переносном значении — картина; номинация «образ» является калькой из гр. eikon (икона) — изображение.
Художественное произведение представляет собою мысль, выраженную образно, картинами. Писатель, в отличие от публициста, не высказывает определенных положений, из чего читатель должен извлечь выводы. У него все сразу вместе совершенно, нераздельно: и исходный тезис, и доказательство, и конечный результат. Все это отражено в единой зарисовке, в образе.
Теория художественного образа была создана в античную эпоху и связывалась с понятием подражания (мимесис): художник воссоздает жизнь в ее неповторимо — индивидуальном значении. Аристотель понимал произведение как живое существо, которое подчиняется собственным правилам, оторвавшись от автора, художественное творение «производит» продукт эстетического наслаждения.
Наука о литературе XIX века (Гегель) определила искусство слова как мышление в образах, которое открывает конкретную реальность.
Художественный образ является формой отражения жизни и представляет обобщенную картину мира. Искусство пересоздает жизнь условно, символизирует вторую природу, организованную по законам красоты. Это не действительность, а ее образ, и столкнуться с нею можно лишь посредством воображения. Образ включает в себя духовную деятельность человека, это предмет, наделенный чертами знака (К. Горанов).
«Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л.И. Тимофеев).
Он содержит в себе авторский оценочно — субъективный момент к изображаемому предмету (Н.А. Гуляев).
Литературный образ неисчерпаем как и действительность (акт индивидуальной оценки, эстетическое наслаждение, соотношение частной жизни с жизнью человечества, способ познания автора).
Образ героя-бунтаря в поэзии В.В.Маяковского
... счастливую жизнь в стране, которой нужен ее народ, которая стремится вместе с ним построить счастливое будущее. Сочинение. Образ героя-бунтаря в поэзии Маяковского Сочинение. , Образ героя-бунтаря в поэзии Маяковского ... поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду». Герои стихотворения — те самые сытые, которые обретают значение ...
После чтения У. Шекспира или исследования его творчества, жизнь английского драматурга умножается на бесконечность. Категория «образ» и система художественных образов отличаются между собой идейной значимостью.
Изображения человеческой личности классифицируются как образы — персонажи, предметы (образы — вещи), явления природы (образы — пейзажи).
Писатель должен передать правду социальную, использовать вымысел, воссоздать индивидуальный характер, обобщать обстоятельства (П.К. Волынский).
Теоретики литературы США Р. Уэллек и О. Уоррен считают, что образ состоит из трех элементов: образ = метафора + символ + миф. Семантические поля частично совпадают, и сфера их действия, несомненно, одна и та же. Психологи и эстеты предложили многоступенчатую классификацию образов: зрительные (воспроизведение прошлого опыта); вкусовые, ароматические, статические, динамические, цветовые, звуковые, синэстетические (способность образа переключаться из звуковой сферы чувств в цветовую, вкусовую, ароматическую).
2. Образ моря в поэзии А.С. Пушкина
Особое место в южной лирике Пушкина занимает тема свободы. В равной мере свободолюбивые мотивы были свойственны и зрелому периоду творчества Пушкина. Пушкин недаром, подводя итоги своему пути, утверждал в «Памятнике» как главнейшую свою заслугу то, что в свой «жестокий век» восславил свободу. Однако в романтический период тема свободы занимала в поэзии Пушкина особое место в том смысле, что она была в точном и глубоком значении этого слова ведущей. Мотивы свободы не просто часто встречаются в романтической лирике, но они пронизывают ее насквозь, придавая ей весьма своеобразный, неповторимый облик. Любимые герои пушкинской лирики романтической поры всегда причастны к свободе и жаждут ее. Таков Брут в стихотворении «Кинжал»: «…но Брут восстал вольнолюбивый»; Чаадаев из пушкинского послания к нему («…вольнолюбивые надежды оживим»); генерал Пущин из стихотворения, ему адресованного («…И воззовешь: свобода!»).
Самого себя в стихах романтического периода Пушкин называет «свободы друг миролюбивый» («Алексееву»).
Он дорожит свободным характером своей лиры и дает ей имя «вольного гласа цевницы» («Из письма Гнедичу»).
В стихотворении «Дельвигу» он провозглашает: «Одна свобода мой кумир».
Понятие свободы относится Пушкиным к разряду высших человеческих ценностей. В стихотворении 1823 года «Л.Пушкину» он восклицает:
Теперь ты юноша — и полною душой
Цветешь для радостей, для света, для свободы.
Какое поприще открыто пред тобой…
Мотивы свободы в южной лирике Пушкина являются не только тематически ведущими, но и конструктивными в стилистическом плане. В значительной мере они предопределяют особенную образность пушкинских стихов этого времени. В мире природы в ту пору Пушкина привлекают преимущественно море, океан, грозы, всякого рода стихии. Потому и привлекают, что, попадая в поэтический контекст, они ассоциируются со свободой. В стихотворении Пушкина гроза — символ свободы («Кто, волны, вас остановил…»), океан — «свободный» («Приветствую тебя, свободный океан…»), море — «свободная стихия».
Мотив свободы романтической лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
... больше, чем жизнь. Таким образом, можно утверждать, что Лермонтов был последователем Пушкина и в своем творчестве также развивал тему свободы. 2. Тема свободы в творчестве А.С. Пушкина В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место. О ...
Романтический период в лирике Пушкина, как и в поэмах, завершается в Михайловском. Именно здесь в 1824 году Пушкин создает свою элегию «К морю». Образом «свободной стихии» открывается романтическое стихотворение Пушкина «К морю». Стихотворение «К морю» насквозь романтично: подчеркнуто романтический характер носят в нем идеи, герои, поэтика самого стихотворения. Марина Цветаева это стихотворение Пушкина называла «наиромантичнейшим».
Основная тема пушкинской элегии — тема свобода. Мысль о свободе, утверждение и прославление духовной свободы человека составляет идейно-тематическую основу стихотворения. Исследователь А.Слонимский писал: «К морю» является декларацией свободы и протестом против рабства».
«Декларация» Пушкина не только поэтическая, но и типично романтическая, как и его протест.
Понятие свободы в стихотворении носит одновременно и конкретный, и всеобщий, универсальный характер. В нем заключено и индивидуально-человеческое, и политическое, и в некотором смысле космическое содержание. Оно современно и вместе с тем выходит за рамки только данного времени. Именно так романтики чаще всего трактуют свободу. В элегии Пушкина свобода воплощается прежде всего в образе моря. Стихотворение начинается словами: «Прощай, свободная стихия…».
Свободная стихия вместо моря — это не просто стилистически возвышенный перифраз, дающий ключ к восприятию всего последующего в высоком поэтическом плане, но и утверждение с самого начала, первыми же словами, самого главного в идейно содержательном смысле. С самого начала мысли поэта о море неразделимы с его мыслями о свободе. Море свободное, и оно же — стихия. Свобода и стихия — это свобода абсолютная. Образом моря-свободы не только открывается стихотворение, но и скрепляется вся его композиция. Все атрибуты моря в тексте элегии — в равной мере и атрибуты свободы: «гордая краса», «своенравные порывы», «неодолимый», неукротимость и могущество. Эти характеризующие признаки постепенно, каждый раз по-новому раскрывают центральный образ стихотворения. Ведущая мысль произведения — мысль о свободе. Композиция «К морю» носит динамический, а не статический характер. Идеи и образы стихотворения не заданы: они появляются как бы по внутренней потребности, непреднамеренно. У Пушкина идея свободы, образ свободы носят свободный характер. Идея свободы в стихотворении «К морю» является лейтмотивом. Основной принцип композиции пушкинской элегии условно можно было бы определить как музыкальный и ассоциативный. Строфы «К морю» сюжетно не сцеплены между собой, но это не мешает общему впечатлению единства целого. Композиция держится не на логических, а на ассоциативных связях. Воспоминание о «свободной стихии» — море (пять первых строф) сменяется воспоминанием о сильном порыве к личной свободе, о желании уехать, вырваться на волю («и по хребтам твоим направить мой поэтический набег…» — строфа шестая); это, по законам не формальной, а музыкальной логики, наводит на мысль о другом, еще более сильном порыве, о другой и противоположной стихии — о страсти, которую испытывал поэт и которая не позволила ему вырваться из «плена» (море — свободная стихия, любовь — тоже стихия, но стихия плена; она столь же неодолима и могущественна, как и море, но несвободна, и именно поэтому она и соизмерима с морем и противостоит ему — строфы 7 и 8).
По картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского “Пушкин у моря” ...
... городе, названном в честь поэта (Пушкин – бывшее Царское Село, где учился поэт), в Пушкинском музее. Глоссарий: сочинение по картине пушкин у моря пушкин у моря сочинение по картине сочинение пушкин у моря сочинение по картине репина и айвазовского пушкин у моря сочинение по картине репина пушкин у моря 1 votes, average: 5.00 out ...
Образы моря-свободы и «плена» рождают в воображении поэта образ высокого пленника — Наполеона, заставляют вспомнить о его судьбе (строфы 9 и 10).
Таким образом, с идеей свободы — центральной в стихотворении «К морю» — свободно соотносятся и связаны все частные его мотивы и темы. Соотносится и содержание очень важной 13-й строфы. Текст строфы на первый взгляд может показаться загадочным:
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже
Иль просвещенье, иль тиран.
Слово «просвещенье» в этой строфе оказывается в одном ряду со словом «тиран». Ответ на этот вопрос следует искать в контексте всего романтического творчества и романтического мироощущения поэта. Слова «просвещенье» и «тиран» могли оказаться в одном смысловом и эмоциональном ряду не вообще у Пушкина, а исключительно у Пушкина-романтика. Для романтика эти слова могут в равной мере соотноситься с понятием «свобода» — отрицательно соотноситься.
Пожалуй, мысль Пушкина ясна: в ней отразилась романтическая идея — просвещенье, то есть внешнюю культуру, сотканную из лжи и условностей, поэт считает не менее враждебной благу истинной, естественной свободы, чем тирания. Эта мысль была вполне в духе оплакиваемого Пушкиным великого английского поэта. Как видим, содержание 13-й строфы, рассмотренное с точки зрения романтического сознания, оказывается совсем не загадочным, а сама строфа органично вписывается в композицию и систему идей стихотворения «К морю». С темой свободы и темой моря глубочайшим образом связаны в стихотворении его герои. Отнюдь не случайно появление в элегии имен Наполеона и Байрона. Эти имена и эти герои находятся в русле основной темы стихотворения, развивают его основную мысль.
Интерес Пушкина начала 20-х годов, а также других поэтов-романтиков, к Наполеону связан с необыкновенной личностью и судьбой последнего. Но обращение Пушкина к Наполеону в тексте данного стихотворения имеет и более конкретную, внутреннюю мотивировку. Образ Наполеона в элегии оказывается тесно и сложно переплетенным с образом моря. И дело не только в том, что последние дни жизни своей Наполеон провел на острове, он находился в плену моря, был «пленником моря». Образ Наполеона в сознании Пушкина, несомненно, ассоциировался с морем- свободой, морем — «свободной стихией». Ассоциировался по законам отрицательной связи. Ведь для Пушкина (об этом прямо говорится в стихотворении Пушкина «Недвижный страж дремал на царственно пороге», написанном в 1824 году) — Наполеон был «мятежной вольности наследником и убийцей».
Более непосредственно, и только в положительном смысле соотносится с образом моря- свободы другой герой пушкинского стихотворения — Байрон. Байрон — романтический поэт и Байрон — человек вызывал самое горячее участие у русских романтиков. Нам известна высокая оценка Байрона Рылеевым. Славили Байрона в своих стихах и Веневитинов, и Лермонтов. В стихотворении «На смерть Байрона» Рылеев видит в своем герое прямое воплощение свободы:
Образ взыскательного художника в лирике а с пушкина
... непонимание окружающих – не самые тяжкие потери из жизни художников, рисовавших Пушкина. После революции, когда часть живописцев уехала в эмиграцию, образ поэта оставался связующим по обе стороны границы. Как ... естеству. Обобщая все вышеизложенное, нужно обратить внимание на то, что фигура лирика у А.С. Пушкина изменяется с годами. Если сначала мы сталкиваемся с независимым мечтателем, то ...
Рыдая, вкруг его кипит
Толпа шумящего народа, —
Как будто в гробе том свобода
Воскресшей Греции лежит.
Пушкинская трактовка Байрона напоминает рылеевскую. Байрон для Пушкина, как и для Рылеева, — поэт свободы, и именно поэтому он вспоминает о нем в своем стихотворении, посвященном теме свободы:
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец,
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим…
литературный образ художественный стихотворение
В строфах, посвященных Байрону, все связано с предшествующим движением темы и накрепко связано между собой: Байрон — свобода — море. Байрон, оплаканный свободой, — он же певец моря — и он же «певец свободы». Байрон был «оплакан» свободой и потому, что погиб за нее, и потому, что был ее «певцом».
Своеобразным показателем музыкального и романтического строя стихотворения является одна «ошибка» Пушкина против грамматики, которую он вольно или невольно допустил. В русскомязыке слово «море» среднего рода, но Пушкин говорит о море «он»: «Но он взыграл неумолимо…», «ты ждал, ты звал…» На эту ошибку обратил внимание исследователь А.Слонимский, он оправдывает мужской род в применении к морю стремлением Пушкина к обобщению и подразумеваемым, а затем в тринадцатой строфе появившимся словом-заменой «океан». Но слова «океан» не было в тексте первых публикаций элегии «К морю», поскольку 13-ая строфа в них была представлена только словами «мир опустел» и рядом точек, а мужской род в применении к слову «море» был, и никого это не смутило, никто не указал Пушкину на допущенную им «ошибку».
Никого не смутило, видимо, потому, что мужской род и без слова «океан» кажется у Пушкина достаточно естественным. Не правильным в строгом смысле этого понятия, а именно естественным.
Море в стихотворении оказалось мужского рода не по связи его с океаном, а потому, что для поэта море — друг: «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз». Сравнение моря с другом для Пушкина больше, чем сравнение, больше, чем простая стилистическая фигура. Море в пушкинском стихотворении — друг лирического героя, и это находит отражение в необычном, формально неправильном, но внутренне оправданном и органичном словоупотреблении. К тому же в русском языке формы мужского рода имени существительного способны выражать признаки одушевленности в несравненно большей степени, нежели формы среднего рода. Море для поэта совсем как друг — и значит оно для него совсем живое, одушевленное. В глубине поэтического и романтического, не признающего формальных стеснений и потому свободного сознания море-друг только и может быть мужского, одушевленного рода, и оно в языке тоже (скорее всего неосознанно для поэта) принимает на себя мужской род. Видимая ошибка Пушкина находит объяснение в законах поэтического мышления — романтического.
А. С. Пушкин. Стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный ...
... будто поневоле, вино, осенней стуж;и друг), аллитераций (Роняет лес багРяный свой убоР, сРебРит моРоз...), создающих картину душевного состояния лирического героя. 2 ... дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой... И завершает Пушкин стихотворение, как бы возвращаясь в ту точку, с ко ... морей? Счастливый путь!.. 6- я строфа — говоря о дружеской руке, которую «простирает» Матюшкин своим друзьям, Пушкин ...
Музыкальная основа художественного мышления в стихотворении «К морю» выявляется и более непосредственным образом. Музыкальный характер носят формы поэтической речи у Пушкина: музыкален синтаксис, богатый повторами значимых слов и союзов: «Твой грустный шум, твой шум призывный…»; «там погружались в хладный сон… там угасал Наполеон»; «как ты могущ, глубок и мрачен, как ты ничем неукротим». Или: «И тишину в вечерний час, и своенравные порывы…»; «твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн…». Музыкальной организации стиха способствует и своеобразная «оркестровка» речи, так называемая звукопись. Звукописи романтики придавали большое значение. Они видели в ней дополнительное и сильное средство создания образной речи: создания музыкальной образности, приближающей язык слов к языку музыки — единственному языку, который, согласно понятиям романтиков, способен был выражать невыразимое. Подобную богатую звукопись мы встречали во многих стихах Жуковского, первого русского романтика. Пушкин восхищался Жуковским и был его учеником. Истинным учеником, ибо во многих отношениях превзошел своего учителя. Это относится и к мастерству звукописи, которое так очевидно в стихотворении «К морю». В стихотворении есть не только ведущая сквозная тема, сквозной образ моря-свободы, но и сквозные и ведущие звуковые образы. Сонорные р, л, м, н, а также некоторые другие сильные в звуковом отношении согласные абсолютно доминируют в стихе, они как бы направляют основную музыкальную тему элегии: «Ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой…»; «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час…»; «моей души предел желанный, как часто по брегам твоим бродил я тихий и туманный, заветным умыслом томим…»; «как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас и тишину в вечерний час, и своенравные порывы…». Формально такие звуковые повторы называют аллитерации. У Пушкина, однако, это не просто прием аллитерации, но и внутренний прием композиции. При этом следует особо подчеркнуть, что явления звукописи носят в пушкинском стихотворении глубоко содержательный характер. Звуковые повторы не только придают стиховой речи особую плавность и выразительность, но и сближают слова между собой, приводят их в своеобразное взаимодействие, обогащают их добавочными смысловыми оттенками и значениями. В строке «Твой грустный шум, твой шум призывный…» слова грустный и призывный благодаря звуковой близости воспринимаются и как эмоционально и по смыслу близкие слова. Сходство звуковое (а также тесная грамматическая зависимость от дважды повторенного слова «шум») как бы притягивает слова друг к другу и выявляет их связь, семантическую, понятийную. Шум моря потому и грустный что куда-то зовет. Для романтика грусть, высокая грусть — это знак вечной неудовлетворенности и жажды перемен. Звукопись в стихотворении «К морю» сближает и отдельные слова в поэтическом тексте, и все его слова. Она придает стихотворению особенную цельность, сообщает ему не только музыкальный характер, но и музыкальное единство. Поэтическое произведение благодаря этому воспринимается как единый монолог, взволнованный и страстный. Звуковая организация речи в стихотворении отнюдь не является неосознанной. Пушкин сознательно к ней стремится.
Я сижу на берегу моря, озера, реки 7 класс
... Роман Пушкина «Евгений Онегин» это великое произведение русской литературы XIX века. За всестороннее изображение действительности и правдивый показ социально – политических проблем Сочинение Я сижу на берегу моря, реки, озера 1. Сочинение Я сижу на берегу моря 7 класс Вот я сижу на берегу Балтийского моря, на ...
Романтическая поэтика — это поэтика интенсивного и предельного. В стихотворении «К морю» все стремится к крайнему: чувства, мысли, понятия, звуки. Само море в пушкинском стихотворении — «предел желанный». Предельность выражения заключена и в образе «свободной стихии», и в «гласе бездны», и в дважды повторенном в разных контекстах слове «пустыня».
Центральный образ стихотворения — образ моря, море не только «души предел желанный», море у Пушкина предельно ощутимо. Море — это «торжественная краса», «глухие звуки», «бездны глас», «скалы», «заливы», «блеск», «говор волн». Аллитерация носит интенсивный характер, звуковой образ моря строится у Пушкина на самых «звучных» звуках, на сильной концентрации, сгущении этих звуков.
С поэтикой предельного в стихотворении «К морю» теснейшим образом связана поэтика контрастов. Контрасты в поэзии — это противопоставление в художественных целях крайнего и противоположного. В них, таким образом, тоже может выражаться своеобразный максимализм романтического стиля. Контраст лежит в основе самой элегии «К морю»: противопоставление свободы и несвободы. Это противопоставление составляет главный сюжет стихотворения, оно скрепляет воедино всю его композицию, и оно поддерживается в тексте близкими по смыслу антитезами и антиномиями. Например: «Ты ждал, ты звал — я был окован…» Или в том же контексте не менее выразительная и того же значения антитеза моря и берега: «Ты ждал, ты звал — У берегов остался я…» Слова «берег», «брег» сами в себе уже содержат возможность антитезы слову «море», что позволяет поэту вложить в него особенный, образный смысл, придать им символическое значение: берег, брег — неволя. Море у Пушкина — стихия, неодолимость, свобода; берег — скучный, неподвижный, несвободный. Море — без — брежно, и уже этим оно противостоит берегу.
Мир романтика — возвышенный, необычный, внебытовой мир. Таков и язык его произведений. Он чуждается всего излишне обыденного, сиюминутного. Поэт-романтик мыслит категориями высокими, возвышенными и обобщенными. Язык элегии «К морю» лишен понятий бытовых и конкретно-вещественных. Он больше тяготеет к литературе, к миру поэзии, чем непосредственно к жизни. В известной мере можно говорить о книжности и условности языка стихотворения, заполненного словами «туманный», «прощальный час», «почил среди мучений», «хладный сон», «восторгами поздравить» и т.д. Эти слова встречаются не только в элегии Пушкина «К морю», но и у многих романтиков. Однако у Пушкина они воспринимаются не как литературные штампы, а больше как указание на принадлежность стихотворения и выраженных в нем идей к особенному поэтическому и романтическому миру. Они помогают воспринимать мысль поэта вне конкретного, на уровне высокого поэтического обобщения. Стремление к выражению общего, а не частного — одна из самых характерных особенностей языка и стиля стихотворения «К морю». В нем Пушкин конкретное осмысляет в сфере всеобщего и человеческого. Элегия, достаточно злободневная в своих истоках, лишена видимых примет злободневности. В своей стилистике она удаляется от частностей и деталей. Реальное и земное Пушкин изображает в плане идеального и возвышенного. В конечном счете, в этом больше всего и сказывается романтическая природа пушкинского стихотворения.
Сочинение анализ стихотворения пушкина к морю
... вспоминать скалы, заливы, волны. Анализ стихотворения Свою работу К морю Пушкин написал перед отъездом из Одессы, куда он попал в ссылку и где впервые увидел море. В Одессе это был ... этом все зависит от прихоти морской. От нее зависит, доплывет до берега парус рыбарей или же утонет, как сотни других. Герой признается, насколько сильно его ...
В трактовке темы свободы у Пушкина-романтика нет однозначности и одномерности. В известном смысле можно сказать, что в постановке и решении этой темы в целом Пушкин-романтик выходит за пределы только романтического сознания. Постановка темы свободы носит остропроблемный, антиномичный характер. В освещении этой темы у Пушкина все не так просто. В стихотворении «Демон» Пушкин причислял чувство свободы к «возвышенным» чувствам. Таким именно оно и было для него всегда. Вместе с тем слово «свобода», вызывая у Пушкина сильный порыв и высокий энтузиазм, не менее того вызывало и на трудные размышления. Свобода для него была и возвышенным идеалом, и трагической в своей основе проблемой. Именно этой теме внутренней несвободы человека посвящена поэма «Цыганы». Трактовка Пушкиным темы свободы в ее трагическом повороте не ограничивается одним или двумя стихотворениями. Она намечает особую и достаточно устойчивую линию в пушкинской лирике южного периода, она находит в стихах все новое развитие и заострение. Эта тема с особенной силой звучит в стихотворении 1823 года «Свободы сеятель пустынный…» Стихотворение написано в стиле евангельской притчи, в той же серьезной и возвышенной тональности. Мысли же стихотворения характерно пушкинские:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Поэтический голос Пушкина в этом стихотворении звучал гневно и печально. Стихотворение Пушкина о Сеятеле — высокая драма:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Стихотворение «К морю» завершило южный, романтический период в творчестве Пушкина.
Исследователь Д.Благой пишет: «…если элегия «Погасло дневное светило…» была прологом к романтическому периоду творчества Пушкина, прощальное обращение к морю является явственным его эпилогом».
3. Образ моря в поэзии М.Ю. Лермонтова
«Парус» — одно из самых знаменитых стихотворений М.Ю.Лермонтова, именно в нем образы моря и паруса выведены с такой яркостью, как ни до, ни после. «Парус» связан с предшествующим творчеством поэта и в то же время самостоятелен и внутренне завершен» [Володин, 1998, 18]. «Недаром «Парус» в нашем представлении олицетворяет и самого Лермонтова и его мятежную поэзию».[Удодов, 1973, 175]. В стихотворении «Парус» поднимается вопрос о личном счастье человека. В.О.Ключевский считал, что «поэзия Лермонтова подходила к этому вопросу с обратной его стороны, с изнанки, если можно так выразиться: она пыталась указать, в чем не следует искать счастья и как можно без него обойтись…» [Влащенко, 2000, 17]. Об этом и стихотворение «Парус».
Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева
... Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», ... душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море. В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов ...
Впервые этот текст появился в письме поэта к М.А.Лопухиной 2 сентября 1832 года. Но замысел возник у М.Ю.Лермонтова, видимо, гораздо раньше, и не в стихотворениях, а в живописи. «Так, уже в 1825 г. одиннадцатилетний Лермонтов создает по-детски наивный акварельный пейзаж, который изображает озеро, окруженное горами, с отчетливо белеющим парусом посередине. Акварель в значительной мере являлась результатом впечатлений будущего поэта от его пребывания с бабушкой в Горячеводске (так тогда именовали Пятигорск), от поразивших воображение мальчика кавказских гор. К ним детская фантазия добавила озеро и одинокий парус, который, очевидно, уже в то время что-то говорил душе подростка» [Удодов, 1973, 175].
В стихотворении «Парус» перед нами вырисовывается морской пейзаж, то спокойный, статичный, то наполненный движением. «Морские дали подчеркивают одиночество затерявшегося в них паруса; одинокий парус усиливает впечатление безбрежности открывающегося пространства» [Удодов, 1973, 174]. Каждую строфу стихотворения можно разделить на две части: в первых двух стихах перед нами пейзажная зарисовка, в двух последних — переживания лирического героя.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!…
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
О чем же это стихотворение? «Здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека. Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан. «Парус» постоянно противопоставляет «морю» личную волю, контрастную с состоянием стихии. Однако его бытие, «закон» его странствия достаточно устойчив — не движение и не покой, не желание счастия и не отказ от него. Переживание, реального чувства, единого в противоречиях и не существующего вне этих противоречий, вне внутренне неразрешенной коллизии, объясняет природу одиночества человека, брошенного в море жизни, вечно мятущегося и не знающего счастья ни в покое, ни в буре, ибо буря чревата покоем, а покой — бурей. Человек оказывается вечно неудовлетворенным, внутренне не застывшем. Он не может, подобно природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии — покоя или бури. Закон его жизни — мятеж. Это единственная реальность, которую он чувствует. Все остальное однозначно — определенные состояния неведомы для него. Внутренняя непримиренность противоречивых чувств порождает и внешнюю противоречивость» [Коровин, 1973, 46].
Подтверждает предположение о том, что речь идет о человеке и тот факт, что «в стихотворении слово «парус» встречается один раз — в первой строке, во всех остальных употребляется местоимение «он» [Храмцова, 2005, 42].
И что же говорит нам М.Ю.Лермонтов о «парусе»? Он «ищет», «кинул», «просит», «бежит», то есть все, что может делать лишь живое, разумное существо — человек. А какой он, «парус»? «Одинокий» и «мятежный». Такое можно сказать лишь о человеке. «Парус» становится символом … человека, его души» [Храмцова, 2005,42].
А каким мы видим «море»? Сначала это лишь туман, в котором ничего не видно, затем буря: «Играют волны — ветер свищет», и следом «Струя светлей лазури…» Изменчивое и в то же время предсказуемое, как сама человеческая жизнь. Море становится символом жизни, судьбы человека в мире других людей.
«Неразрешимость конфликта «паруса» и «моря» бросает свет на конфликт между человеком и жизнью» [Коровин, 1973,47]. Объединив образы моря и паруса в одном стихотворении, М.Ю.Лермонтов создал символ одиночества человека в мире, отделенного от других людей. Каждый человек — одинокий парус, брошенный в море жизни, где-то, наверное, есть другие паруса, но они далеко, отделены безграничным простором, и если даже они приблизятся друг к другу, то любой каприз стихии может разбить их друг о друга или отбросить в разные стороны. Парус пытается бунтовать, но стихия глуха к его мятежу. Образы паруса и моря в совокупности становятся символом борьбы между индивидом и судьбой.
4. Образ моря в поэзии В.А. Жуковского
В жанре элегии существует особая система ценностей. Вечность безграничного бытия предполагает пантеистическую тайну, на фоне которой жизнь приобретает личную целостность благодаря своей предельной сконцентрированности во времени и пространстве. Элегическая красота — это «прощальная кpaca» невозвратного мгновения, а элегическое переживание есть чувство живой грусти об исчезнувшем. Элегия «Mope» написана В.А. Жуковским в 1822 году. Это стихотворение выражает грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды. «Глубокая тайна» хранится в бездне лазурного моря. Именно она привлекает лирического героя и своим драматическим напряжением, и своей безмятежностью, неподвижностью. Поэта волнует взаимоотношение двух бездн — морской и небесной. Море у Жуковского несвободно в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в земной неволе, оно может лишь наслаждаться видом. «Далёкого», «светлого» неба. Кажется, будто два существа, ощущая своё родство, духовно тяготеют друг к другу. Любовь к небу — это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом. В тоже время море, небо и буря — это символические образы. У Жуковского небо — символ безмятежности, покоя, кpacoты. Когда море побеждает враждебные тучи, торжествует «сладостный» блеск возвращённых небес,», тишина, неподвижность. Но небо символизирует ещё и душу, летящую ввысь, — стремление . неземному совершенству. В свою очередь, море тоже является символом переменчивой человеческой души.
В стихотворении изменяется и развивается только образ моря. Глазами лирического героя мы с высоты наблюдаем его движение. Жуковский удивительно точно выбрал стиль стихотворения: элегия представляет собой поэтическое обращение лирического героя к рекой стихии. Возможно, она напоминает ему его собственное душевное состояние:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты …
Движение моря сходно с необратимостью человеческой жизни. Поэтому сквозь призму центрального образа элегии лирический герой говорит о собственных переживаниях и чувствах. Важной особенностью стихотворения является соединение статики и динамики. Красочные описания, которые рисует Жуковский, сочетаются в элегии с элементами повествования: лирический субъект рассказывает о море, как о живом существе, которое любит, мыслит, борется с тёмными тучами за небо:
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу …
Важно отметить, что конфликт моря и противостоящих ему сил к концу стихотворения разрешается. Однако полной внутренней гармонии и внешней безмятежности образ моря не достигает:
- И мгла исчезает, и тучи уходят;
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает …
Лирический герой чувствует обманчивость неподвижного моря. Не случайно последние строки стихотворения раскрывают главную идею элегии:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Истинная жизнь состоит в вечном движении, в вечной борьбе. Создаётся впечатление, что лирический герой видит счастье и радость в сражении за любовь. Нельзя успокаиваться, нельзя смиряться. Победа над «тёмными тучами». Жизни может быть одержана только в напряженной борьбе. Видимая безмолвность и внутренний драматизм моря отображают душевное состояние лирического героя.
В данном стихотворении раскрывается романтическая тема извечной тоски по идеалу, беспокойного стремления к далёкой мечте:
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?…
Для того чтобы как можно ярче показать постоянное движение моря, Жуковский использует множество глаголов. Почти в каждой строке стихотворения лирический герой описывает изменения моря: море дышит, наполнено «сметенной любовью» и «тревожною думой». С самого начала элегии Жуковский даёт нам понять, что у моря есть душа. Дух, по Жуковскому, — основа жизни. Динамика развития образа моря происходит в противопоставлении статичному небу. Лирический герой описывает блеск небес в тёплых и светлых тонах. Изобилие эпитетов помогает поэту усилить контраст света и тьмы. В раскрытии взаимоотношения двух стихий применяется антитеза. Существительные «любовь», «жизнь», «свет», «тишина» противопоставляются другим: «тайна», «неволя», «тучи», «тревога», «смятенье».
По-особому звучат в романтическом контексте славянизмы, архаизмы, придающие элегии окраску высокого поэтического стиля. Повторы усиливают мелодичность и музыкальность произведения.
Элегию «Море» можно разделить на две смысловые части.
Первая часть (начало элегии) — лирическое обращение к морской стихии. Мы узнаём о том, что «безмолвное море» наполнено тревожною думой. Во второй части поэт раскрывает читателю «глубокую тайну». Важно отметить, что, несмотря на большой объём, стихотворение стройно и соразмерено. Эти качества стиху придает рифма и ритм. Элегия написана четырёхстопным амфибрахием. Нейтральность этого размера сочетается с несомненной напевностью, поэтому отсутствие рифмовки не замечается. По звучанию элегия напоминает движение и шум волны, ощущаются приливы и отливы моря. Если в начале оно безмолвно и спокойно, затем «свободная стихия» всё сильнее волнуется. Когда же небо зарывают тучи, море, боясь разлуки с ним, «терзает враждебную мглу …»Поэт использует такой синтаксический приём, как градация: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / / Ты рвешь, терзаешь враждебную мглу …» Это кульминация элегии. Затем море успокаивается, но лирический герой говорит о том, что эта безмятежность обманчива.
Элегия «Море» по праву считается манифестом Жуковского романтика. Главное в ней — изображение чувств человека, его эмоций и переживаний. Обращение к пейзажной лирике, точнее морской стихии, необходимо поэту, чтобы глубже и ярче понять изменения души человека. Море в стихотворении олицетворено. Одновременно оно является символом тоски и несвободы. Морская стихия ассоциируется с бездной человеческого «Я».
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/morskaya-tema-v-literature-i-iskusstve/
1. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. — М., «Просвещение», 1973.
2. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1987.
3. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах./ Сост. и комм. И. С. Чистовой. — М., 1990
4. Володин Э.Ф. «Парус» М.Ю.Лермонтова. Текст и контекст в анализе художественного произведения
5.
6. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=18305&p_page=8