1.1 Креативное управление
Понятие креативного менеджмента
Начало внедрения творческого подхода в управленческую деятельность произошло сравнительно недавно, но характеризовался этот процесс очень быстрыми темпами развития. Творчество стало неотъемлемой частью управления. Как результат появился вид менеджмента, отвечающий за управление творческим процессом — так называемый «креативный менеджмент». Для начала необходимо внести ясность, как соотносятся понятия «творчество», «творческое мышление» и «креативность».
Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Творческое мышление — это способность генерировать необычные и новаторские идеи, находить принципиально новые, уникальные решения, создавать новый взгляд на вещи, связывать предметы или образы так, как их раньше не связывали.
Креативность (или дивергентные способности) — способность порождать множество разнообразных оригинальных идей относительно одного и того же объекта.
Критерии креативности:
- Беглость — количество идей, генерируемых в единицу времени
- Оригинальность — способность производить «уникальные» идеи
- Восприимчивость — чувствительность к необычным деталям и противоречиям
- Метафоричность — готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения мыслей.
Креативность (от лат. Creatio — созидание, сотворение) — творческая, созидательная, новаторская деятельность.
Креатира (от лат. Creatira — созидание, творение) — а) творение; б) ставленник влиятельного лица, послушный исполнитель воли своего покровителя. Например: человек — творение бога (создателя).
Введение
В условиях быстро меняющейся экономической среды, компании сталкиваются с потребностью вновь и вновь адаптироваться к новым требованием рынка. Ключевыми факторами успеха в этом процессе являются управление именно интеллектуальным капиталом и использование творческих методов управления, в том числе, как креативного менеджмента. В данной работе будут рассмотрены основные концепции интеллектуального капитала, управления им и применения креативного менеджмента в процессе создания инновационного продукта.
Креативный менеджмент и способы активизации мышления менеджера
... труда, сколько возможности творческой самореализации, свободы творчества. В современном западном менеджменте управление процессами формирования новых идей в настоящее время относят к «креативному менеджменту». Одной из характеристик творческих способностей (креативности) выступает интеллект. Как ...
Сущность концепции интеллектуального капитала
Интеллектуальный капитал является одной из ключевых концепций современной экономики. Он представляет собой совокупность не только знаний и опыта, но и организационных возможностей, информационных каналов и технологий, используемых внутри организации (или в её отношениях с внешней средой).
Интеллектуальный капитал включает в себя следующие составляющие (см. рис. 1):
- человеческий капитал — знания, навыки, опыт и потенциал сотрудников компании
- структурный капитал — информационные технологии, базы данных, организационные процессы и процедуры
- капитал клиентов — уровень лояльности и удовлетворенности клиентов, а также их предпочтения, суждения и рекомендации.
Управление интеллектуальным капиталом
Управление интеллектуальным капиталом является процессом активного использования всех возможностей данного ресурса организации в целях обеспечения конкурентоспособности и устойчивости функционирования на рынке. Это включает в себя процессы управления знаниями, инновационный менеджмент, развитие бизнес-процессов, анализ конкурентной среды и т.д.
Креативный менеджмент
Креативный менеджмент — это комплексный подход к процессу управления, который основан на использовании творческих методик и инструментов при решении проблемы или достижении поставленной цели. Он позволяет не только дать новый толчок для развития организации, но и обеспечить раскрытие творческого потенциала сотрудников и повысить их мотивацию.
Креативный менеджмент основан на:
- разработке нестандартных решений;
- использовании множества творческих подходов и поиску нестандартных решений;
- создании условий для свободы выражения идей и создания подходящей атмосферы.
Применение креативного менеджмента в создании инновационного продукта
Применение креативного менеджмента при создании инновационного продукта заключается в создании инновационного процесса, который осуществляется на базе несистематической работы, направленной на поиск новых возможностей и идей. Он может включать:
- разработку нестандартной информационной базы;
- различные методы определения проблемы, требующей решения;
- упражнения и игры на развитие интеллекта, такие как шарики для мозга (brainstorming);
- использование ресурсов внутренней и внешней среды организации.
Заключение
Интеллектуальный капитал и креативный менеджмент — существенные инструменты для адаптирования организаций к изменяющейся экономической среде и успешного развития бизнеса. В данной работе были рассмотрены основные принципы и концепции управления интеллектуальным капиталом и применение креативного менеджмента при создании инновационного продукта. Отмечено, что для успешной реализации инновационного процесса важным является создание благоприятной творческой атмосферы в коллективе и использование наиболее эффективных креативных методик и инструментов.
Таблица 1Креативный менеджмент должен обеспечить минимальные затраты на создание основы интеллектуального капитала и максимальные потенциальные доходы в будущем. Основное приложение креативного менеджмента — это создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала. |
Цели креативного менеджмента:
Дать человеку знания
Обеспечить его информацией
Побудить человека к творческой деятельности
Обеспечить его права на результаты своего творческого (интеллектуального) труда
Обеспечить права и интересы организации (экономической системы), которая предоставила человеку знания, информацию, условия для творческой деятельности, правовую охрану результатов творческого труда.
Человеческий капитал — часть интеллектуального капитала, которое имеет непосредственное отношение к человеку (знание, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, их культура труда).
Этот капитал является принадлежностью человека. Когда интеллектуальный капитал становится собственностью организации, он переходит из разряда человеческого капитала в разряд потребительского капитала, а это уже товар, который является объектом купли-продажи. Часть человеческого капитала всегда остаётся с человеком и перемещается вместе с ним (знание, опыт, навыки, творческая способность, имидж, мораль, культура и т.д.).
На создание своего интеллектуального капитала человек делает физические и прочие затраты постоянно в течение своей жизни, а на выполнение физической работы только в момент её исполнения. Интеллектуальный капитал, как и физические возможности человек всегда имеет при себе и может превратить его в товар, а товар в деньги, компенсируя затраты прошлых периодов.
Задача организации (менеджмента) создать привлекательные условия для человеческого капитала и исключить его миграцию. Задача креативного менеджмента обеспечить активную, эффективную, творческую (интеллектуальную) деятельность человека (человеческого капитала) [4].
М. Тринг: «творческую сущность изобретения составляет новый конструктивный принцип, который не может быть получен из известных идей путем логического вывода» [5].
Такие инновации должны обладать следующими характеристиками [6]:
Креативный менеджмент и его роль в инновационной деятельности
Креативный менеджмент является важной составляющей инновационного менеджмента. Он направлен на формирование и отбор новых идей для их практической реализации в инновационных проектах. Креативный менеджмент должен способствовать всемерному раскрытию творческих способностей людей.
Традиционное администрирование основано на выполнении установленных правил и не стимулирует проявление инициативы и раскрытие творческого потенциала сотрудников. В отличие от этого, креативный менеджмент предполагает максимальное использование творческих способностей людей на всех этапах инновационного цикла.
Креативный менеджмент осуществляется как внутри организации, так и за ее пределами. Он включает в себя управление персоналом, поставщиками, партнерами, клиентами, потребителями и другими целевыми аудиториями. Главной целью креативного менеджмента является генерация новых идей и поиск новых решений, способных обеспечить успех страны, фирмы или организации в различных областях.
Креативность – это способность создавать новые значимые формы. Она не тождественна интеллекту, который предполагает анализ и обработку информации. Креативность включает в себя способность к синтезу и созданию нового.
Креативный менеджмент должен быть реализуемым в виде конкретных процессов, товаров и услуг. Он должен обеспечивать конкурентные преимущества и успешную корпоративную деятельность на рынке в долгосрочной перспективе. При этом прибыльность креативного менеджмента заключается в повышении ценности конечного продукта для потребителей, предприятия и общества.
В современном западном менеджменте управление процессами формирования новых идей включается в понятие «креативного менеджмента». Креативный менеджмент реализуется на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла и направлен на создание новых, конкурентоспособных идей в различных областях человеческой деятельности.
Креативный синтез и его роль в инновациях
Результатом креативного синтеза могут быть изобретения, новые теории, понимания проблемы, произведения искусства. Креативность является основной предпосылкой для создания инноваций. Инновациями становятся реализованные на практике новые (креативные) идеи, обычно полученные при помощи креативного мышления или путем заимствования. Креативность всегда являлась основным источником развития общества.
Креативность в обществе зависит от исторической ситуации. Если в древности и средние века креативность проявлялась в основном в искусстве, то, начиная со второй половины XVII в. и до первой половины ХIX в., она проявлялась, в основном, в науке и искусстве. Со второй половины XIX в. — в науке и технике, а с середины XX в. она проявляется в первую очередь в технике и экономике.
В настоящее время креативность в развитых странах становится постоянной практикой и основным источником конкурентного преимущества. Практически в любой области производства побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом.
Формы креативности
Креативность имеет следующие основные формы:
- Научная (открытия)
- Техническая (изобретения)
- Экономическая (предпринимательство)
- Художественная (искусство)
- Социальная (отношения с людьми)
- Политическая (государственное управление)
Управление креативным потенциалом компании
Применение нестандартных творческих идей и решений в бизнесе и управлении — прямой результат повышения интенсивности конкурентной борьбы, требующей новых маркетинговых идей, совершенствования рекламы, более активного использования нетрадиционных инструментов — средств ВТL, москитного и событийного маркетинга и т. п. В сфере управления стало уже традиционным использование реинжиниринга и контроллинга, предполагающих творческий подход к решению традиционных проблем управления на основе использования информационных технологий, позволяющих повысить производительность труда, и разработки новых методов прогнозирования рыночных ситуаций, необходимых для корректировки стратегии компаний.
Стратегический менеджмент является неотъемлемой частью успешного управления предприятием. Он включает в себя процесс разработки миссии предприятия и его стратегии. Однако, для эффективного стратегического менеджмента необходимо применение творческого мышления. Только через творческий подход можно достичь инновационного менеджмента и принять креативные решения, которые приведут к успеху и развитию предприятия. Однако, следует отметить, что креативные решения всегда сопряжены с высоким риском и непредсказуемостью.
В управлении предприятием необходимо найти баланс между научным подходом и искусством. Каждый из этих подходов имеет свое место и роль в процессе принятия решений. Творческие решения особенно полезны в ситуациях, когда доступной информации недостаточно для принятия рациональных решений или когда сложно установить причинно-следственные связи и прогнозировать последствия.
Например, в компаниях с сложной организационной структурой и недостатком информации для принятия решений специалисты по управлению сталкиваются с необходимостью использования творческих решений. Разработка методологии принятия креативных решений становится одной из главных задач управления для таких компаний.
Применение креативных решений позволяет компаниям получить уникальные конкурентные преимущества, улучшить маркетинговую деятельность, рекламу, связь с общественностью и расширить возможности проникновения на рынок.
В разработке управленческих решений К. Кирсанов предлагает использовать понятия креативного и эвристического менеджмента. Креативный менеджмент связан с управлением коллективом на основе подвижных критериев целеполагания, в то время как эвристический менеджмент относится к управлению личностью и ее самоуправлению. Креативный менеджмент необходим там, где интеллектуальный продукт является результатом коллективной деятельности, в то время как эвристический менеджмент основывается на индивидуальном целеполагании и управлении деятельностью индивида как участника создания интеллектуального продукта.
Творчество и креативность: синонимы или разные понятия?
Вопрос о том, являются ли творчество и креативность синонимами, вызывает интерес в научном сообществе. Акоф и Вергара (1981) выделяют две группы подходов к определению творчества: ориентированные на поиск источников и ориентированные на процесс.
Ориентированные на поиск источников подходы включают психоаналитический, гуманистический и психометрический подходы. По мнению психоаналитиков, творчество является результатом внутриличностных конфликтов. Гуманистический подход рассматривает творчество как реализацию творческого потенциала при устранении внутренних и внешних препятствий. Психометристы считают, что творческий потенциал формируется генетически и может быть определен с помощью тестов.
Ориентированные на процесс подходы представлены позицией «ассоцианистов», которые считают, что творчество человека является результатом его способности находить отдаленные ассоциации при поиске решения проблемы.
Существует мнение о необходимости четкого разграничения понятий «творчество» и «креативность». Н.Ю. Хрящева и С.И. Макшанов определяют творчество как процесс, приводящий к созданию нового, а креативность как внутренний ресурс человека. Креативность может быть понята как способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые способы решения проблем.
В связи с этим, Смит и Карлсон рассматривают креативность как способность принимать материал из сферы подсознания в сферу сознания.
Творчество и креативность в управлении
Г.И. Ванюрихин подчеркивает, что мышление управленца должно быть творческим, чтобы решать проблемы экономического развития на уровне страны и предприятия.
Тем не менее, в области экономики необходимо уточнение понятийного аппарата креативного менеджмента. Вместо термина «творческие управленческие решения» целесообразно использовать термин «креативные управленческие решения». Креативные управленческие решения — это созидательные решения в сфере управленческой деятельности, процесс разработки которых отличается творческим характером и приводит к позитивным последствиям для коллектива предприятия, его партнеров и общества в целом.
Такие решения в то же время могут иметь негативные последствия для конкурентов.
Креативный менеджмент тесно связан с развитием таких направлений менеджмента, как управление персоналом, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, с «самоменеджментом», организационной культурой предприятия, маркетингом. Очевидна связь креативного менеджмента и с наукой о методах технического творчества, в которой креативные технологии применяются с большим успехом уже длительное время и создан комплекс методов для разработки творческих решений. Одним из первых их создателей был Альтшуллер, разработавший теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ).
В сфере научно-технического творчества существуют три его уровня: рационализация, изобретательство, открытия соответствуют свои конечные результаты творчества, свои методы творчества и мышления. Рационализация предполагает улучшение существующих характеристик процесса или объекта, изобретательство — создание нового продукта (процесса) на базе существующего знания, открытие — создание нового знания, неизвестного ранее, позволяющего создавать принципиально новые продукты и процессы. Первый уровень связан с использованием рационального или конвергентного мышления, второй и третий — с применением конвергентного, дивергентного, а также латерального мышления.
Соответственно в креативном менеджменте можно выделять несколько видов решений, основанных на разных типах мышления, — рациональные, креативные и эвристические. При этом эвристические решения основываются на алгоритмизированном творческом мышлении. Особый вид решения составляют интуитивные — рациональные и творческие одновременно. Что касается «вспышек интуиции», то Е.Л. Файнберг рассматривает их как интуиции-суждения и интуиции-догадки, принадлежащие к разным сферам несознаваемого психического [14].
Для разработки и принятия креативных решений необходим анализ факторов, определяющих выбор класса и вида решения в системе управления, и использование моделей принятия решений из области теории потребительского поведения, прежде всего модели Вебстера и Уинда.
В данной модели выделены четыре основные группы факторов, оказывающих влияние на принятие решения компанией-покупателем:
- личностные
- межличностные
- организационные
- факторы макросреды
Различаются объективные и субъективные факторы, влияющие на принятие управленческих решений. Объективные факторы связаны с конкретной задачей, в то время как субъективные факторы основаны на личных предпочтениях и влияют на принятие решений.
К личностным факторам относятся квалификация сотрудников и их опыт в решении проблем. Также необходимо учитывать психологические характеристики личности, такие как способность к разным типам мышления, интуиция, восприятие, отношение к риску, инновациям, ожидания, мотивация, способность к обучению и другие.
Межличностные факторы
Межличностные факторы отражают взаимоотношения в коллективе, как во время работы, так и вне ее.
К организационным факторам, влияющим на выбор управленческого решения, относятся формальные и неформальные аспекты корпоративной культуры, включая правила и нормы поведения сотрудников при разработке и принятии решений, а также стандарты, связанные с разработкой и принятием управленческих решений, и социальную и экологическую политику компании.
К факторам внешней среды относится влияние политической, экономической, законодательно-правовой и технологической среды на процесс принятия управленческих решений.
Концепция управления креативным потенциалом компании основана на общей теории менеджмента, но акцентирует внимание на использовании творческого потенциала сотрудников при разработке и принятии управленческих решений, а также на задачах повышения их квалификации, внедрении современных методов креативного мышления и принятия решений, создании творческой атмосферы в коллективе, которая стимулирует самореализацию и самосовершенствование сотрудников.
Креативный потенциал компании определяется ее способностью принимать и реализовывать креативные управленческие решения, способствующие достижению целей компании и формированию конкурентных преимуществ путем использования собственных и привлеченных ресурсов.
Важно отметить, что креативный потенциал компании не является простым суммированием креативных потенциалов ее сотрудников. Его использование характеризуется синергетическим эффектом от реализации креативного потенциала сотрудников и использования организационно-экономического механизма развития этого потенциала.
Управление креативным потенциалом в конкретной экономике требует регулярного анализа креативного потенциала компании, планирования мероприятий по реализации и развитию этого потенциала, соответствующего контроля и оценок эффективности использования креативного потенциала компании.
Вывод: Креативный менеджмент, еще не получивший четкого определения и точного значения, обычно трактуется как система управления процессом принятия творческих решений творческими сотрудниками, коллективами и т.п. Его основным приложением является создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала. Креативный менеджмент основан на современных технологиях творчества и командной работы. Отметим, что в настоящее время в большинстве стран руководства компаний используют именно креативные методы управления, что позволяет добиться большей эффективности и результативности деятельности менеджеров.
2. Креативная личность
Особенности креативного человека
Термин «креативность» произошел от латинского слова «creatura», что означает создание, творение. Не случайно, говоря о креативности человека, в первую очередь, подразумевается творческая личность, нестандартно и оригинально мыслящая. В это понятие входят и такие качества как гибкость, обучаемость, самостоятельность, стремление находить выход из самых безвыходных ситуаций и т.д.
Креативность становится все актуальнее не только для работников творческих профессий, но и для менеджеров. Все дело в быстром темпе и многоплановости современной жизни, которые требуют умения гибко и творчески реагировать на происходящие изменения. Сегодня ни одна компания не может позволить себе расслабиться: конкуренция чрезвычайно жестока. Именно поэтому работодатели так заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению. В перечнях требований к кандидатам на самые разные должности — от руководителей представительств до менеджеров по продажам — все чаще встречаются креативность и творческое мышление. Креативность на наших глазах становится все более востребованным качеством на рынке труда.
Исследование: Креативность менеджеров и их профессиональная сфера
Первоначально креативность менеджеров связывалась со сферой их профессиональной деятельности. Например, считалось, что менеджеры частных фирм креативнее управленцев крупных государственных предприятий, а рекламщики наиболее креативны, чем финансисты. Однако проведенные западными специалистами исследования доказали отсутствие связи между креативностью и сферой деятельности специалиста. Креативность — это внутреннее качество человека, зависящее от его личностных характеристик. Ведь и финансисты нередко внедряют инновации, оптимизирующие деятельность сотрудников.
Что отличает креативного менеджера?
В первую очередь, отсутствием страха перед стереотипами. Он смело рушит устоявшиеся традиции и внедряет инновационные решения. Такой подход к повседневной деятельности позволяет компании не только находиться «на плаву», но и обходить своих конкурентов. Ведь креативный менеджер понимает, что любая технология, новый продукт или вид услуги очень быстро отстают от жизни. Поэтому он не борется с переменами, а предвидит их, принимая нестандартные решения и выводя, тем самым, компанию на передовые позиции.
Как оценить креативность менеджера?
Принимая на работу нового менеджера, работодатель оценивает не только перечисленные в резюме деловые качества и профессиональный опыт, но и личностные характеристики. Для этого кандидата приглашают на собеседование. Проверить креативность специалиста творческой профессии довольно просто: достаточно посмотреть его портфолио. Это относится к менеджерам по рекламе, дизайнерам, журналистам и т.д.
А вот как быть с финансистами, менеджерами по продажам и другими профессионалами, казалось бы, далекими от творчества? На самом деле, тоже не сложно. Следует предложить кандидату в качестве тестового задания какую-либо типичную для определенной компании ситуацию, требующую оперативного решения. Если менеджер действует по стандартной схеме, принятой в данной фирме — это уже хорошо. Значит, он крепкий профессионал. Если же предлагает неожиданную схему действий, которая к тому же позволяет разрешить ситуацию наиболее оперативно или с наименьшими затратами, то перед нами креативный профессионал.
Креативный менеджер должен обладать твердыми знаниями и профессиональным опытом, который дополняется гибким умом и творческим мышлением. Он способен предложить нестандартное решение для задачи, взглянув на нее с разных точек зрения. Кроме того, креативные люди обладают харизмой, что важно для увлечения коллектива своими идеями.
Основной особенностью креативности является креативное мышление личности. Оно позволяет создавать новые, значимые знания и формы, которые имеют большой социально-экономический эффект. Физиологи установили, что разные функции и уровни развития двух полушарий головного мозга являются определяющими для творческого мышления и поведения людей.
Левое полушарие головного мозга отвечает за последовательные процессы — анализ, логические рассуждения, выводы, планирование, вычисления, кратковременную память и речь. В свою очередь, правое полушарие управляет непрерывными, параллельными процессами, такими как эмоции, чувства, синтез, озарения, долговременную память, языковые и искусственные способности.
Таким образом, люди делятся на два типа в зависимости от стиля их мышления. Левополушарные люди предпочитают аналитический подход, последовательный, логический подход к решению проблемы. Второй тип людей, правополушарные, выбирают интуитивный, ценностно-ориентированный, нелинейный подход.
Основные тонкости работы креативного менеджера
1. Креативное мышление очень нужно любому менеджеру. Необходимо развивать способность к креативному мышлению у себя и у своих подчиненных.
Влияние творческой мысли на работу менеджера
Творческие способности позволяют менеджеру видеть связи и аналогии в несвязанных вещах, что приносит пользу в решении проблем. Однако, момент творческого «озарения» часто наступает после усердной мыслительной концентрации. Человеку может придти новая идея, которая возникла при рассмотрении проблемы и инкубации мыслей по её решению.
Таким образом, необходимо поощрять творческие инициативы сотрудников, оказывать им поддержку и создавать условия для мозгового штурма. Данный подход позволяет не только решать проблемы более эффективно, но и лучше использовать потенциал, который есть у коллектива работников. При таком подходе наиболее ценные и необходимые обществу идеи достигают реализации.
Этапы творческого процесса
Творческий процесс состоит из ряда этапов, на которых формируется новая идея или решение проблемы. Ключевые этапы творческого процесса:
- Постановка проблемы — необходимо определить проблему, которую можно решить с помощью творческого мышления.
- Подготовка — необходимо провести подготовительную работу: изучить задачу, собрать и проанализировать информацию, сделать прогноз.
- Поиск решения, инкубация — происходит логическая и подсознательная обработка информации. Возможно, появление идеи, которая станет решением задачи.
- Озарение — новая идея, которая возникает после инкубации в рамках более глубокого понимания задачи, рассмотрения подходящих способов решения.
- Верификация и оценка — этот этап включает проверку решения и анализ полученного результата.
Творческий процесс необходим для решения бизнес-проблем и создания новых продуктов или услуг. Как правило, он является итеративным и может быть рассмотрен в различном порядке, что зависит от проблемы и особенностей её решения.
Презентация (доведение полученного результата до заинтересованных целевых аудиторий в наилучшем виде).
Кроме этого творческий процесс имеет две фазы:
Дивергентная. Когда формулируются различные варианты решения проблемы
Конвергентная. Когда проводится анализ и выбирается лучшее решение.
В творческом процессе участвуют оба полушария, реализуя творческий цикл «сбор информации — анализ — синтез». При этом левое полушарие в основном работает осознанно, а правое — неосознанно. Результатами работы левого полушария являются анализ и выводы, а правого — синтез и озарение.
Препятствия проявления креативности.
Даже изначально креативные люди могут столкнуться с барьерами, блокирующими проявления креативности. К таким барьерам, например, относится окружающая обстановка, не располагающая к творчеству.
В коллективе должен быть благоприятный психологический климат. Нервозность и стрессы не способствуют развитию креативности. Кроме того, менеджер должен быть уверен в надежности и стабильности компании. Ни один человек не способен творчески мыслить в ситуации неизвестности или страха перед завтрашним днем.
Другой барьер — неправильная оплата труда, когда менеджер боится допустить ошибку и лишиться бонуса. Нельзя оплачивать каждый шаг специалиста. Это автоматически блокирует способность мыслить креативно, поскольку сдерживает рискованные поступки, без которых невозможны революционные изменения. Менеджер должен понимать, что его труд оплачивается справедливо. Тогда он, не думая ежедневно о размере компенсации, сможет выдавать творческие идеи.
Блокирует креативность и недостаток времени. В условиях цейтнота человек не может сконцентрироваться на поставленной задаче, а соответственно, проникнуть в ее суть. Впрочем, слишком большое количество времени тоже негативно сказывается на креативности, поскольку вызывает скуку. Необходимо найти «золотую середину» и устранить все отвлекающие от решения задачи факторы.
Развитие креативности
Для развития креативности необходимо использовать несколько подходов:
- Развитие эмоционального интеллекта. Это позволит чувствовать себя увереннее в себе, понимать свои эмоции и эмоционально переживать мир вокруг нас.
- Занятие новыми видами творчества. Это можно быть, например, рисованием или музыкой. Занятие новым видом творчества поможет развить способности, о которых вы даже не думали.
- Прочтение литературы. Это поможет расширить ваши знания и перспективы на мир, а также поможет найти новые идеи.
- Работа командно. Когда люди работают вместе на достижение общей цели, это помогает развить креативность и способность к нахождению нестандартных решений.
Стимулирование креативности
Для стимулирования креативности рекомендуется:
- Преодоление страха ошибок и провалов. Не бойтесь совершать ошибки, потому что они помогают понимать, что можно улучшить.
- Использование технологий прошлого. Использование технологий прошлого может стимулировать развитие творческого мышления.
- Использование изображений. Воображение может быть стимулировано использованием изображений.
- Изучение альтернативных подходов. Изучение альтернативных подходов поможет понять, как работать над тем, что нельзя описать «стандартными» способами
Совокупность этих подходов позволяет раскрыть потенциал каждого человека, который способен творить и применять свои способности во благо общества.
3. Приемы и способы генерирования идей
Генерация идей является важной частью творческого процесса. Для развития креативности в коллективе необходимо применять различные приемы и способы, которые помогут сотрудникам генерировать новые идеи и подходы.
3.1. Мозговой штурм
Один из самых популярных и эффективных способов генерирования идей — это мозговой штурм. Этот метод предполагает свободное высказывание всех идей, даже самых необычных и нестандартных. Важно создать атмосферу, в которой сотрудники не боятся быть судимыми или критикуемыми за свои идеи. Мозговой штурм можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.
3.2. Ассоциативные карты
Ассоциативные карты — это графическое представление идей и их взаимосвязей. Сотрудники могут использовать карты для визуализации своих мыслей и поиска новых связей и ассоциаций. Этот метод позволяет сотрудникам расширить свою креативность и находить нестандартные решения.
3.3. Игровые приемы
Игровые приемы могут быть полезными для генерирования идей. Например, можно провести игру-соревнование, в которой сотрудники будут предлагать свои идеи и конкурировать за лучшую. Это поможет стимулировать креативность и мотивацию сотрудников.
3.4. Анализ конкурентов
Анализ конкурентов может быть полезным для генерирования новых идей. Просмотрите, какие идеи и подходы используются вашими конкурентами, и попробуйте найти способы улучшить их или предложить что-то новое. Это поможет вам оставаться конкурентоспособными на рынке.
3.5. Коллективное обсуждение
Коллективное обсуждение идеи может помочь в ее развитии и улучшении. Сотрудники могут предлагать свои идеи и обсуждать их в группе. Это поможет найти новые точки зрения и подходы к проблеме.
3.6. Свободное ассоциативное мышление
Свободное ассоциативное мышление — это способность свободно ассоциировать идеи и мысли. Сотрудники могут тренировать свое ассоциативное мышление, предлагая различные ассоциации к заданной проблеме или идее. Этот метод поможет развить креативность и находить нестандартные решения.
Вывод: использование различных приемов и способов генерирования идей поможет развить креативность в коллективе. Мозговой штурм, ассоциативные карты, игровые приемы, анализ конкурентов, коллективное обсуждение и свободное ассоциативное мышление — все это может быть полезным инструментом для развития и стимулирования творческого потенциала сотрудников.
Генерирование новых идей: сложности и методы
Одной из застарелых методик создания новых идей является использование привычных способов ассоциации информации, то есть так называемая «логика опыта». Это препятствует созиданию нетипичных сочетаний идей. Поэтому выявление несопоставимых фрагментов информации стоит делать осознанно. Иначе мы никогда не увидим старые ситуации в новом свете.
Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Отдают приоритет количеству созданных идей, если это необходимо далее применять идеи к целевой задаче. Например, в товарной политике поиск новых идей заключается в : выявлении возможностей для производства новых товаров и методов их создания.
Известные препятствия при генерировании новых идей
Отсрочка вынесения оценки – важный элемент практически всех методик генерации новых идей. Это означает намеренный отказ от любых оценок, которые могут остановить воображение и препятствовать созданию нетипичных связей идей. Иногда легко придумывать необычные или радикальные идеи, когда мы знаем, что находимся в свободном пространстве и моя экспресс-оценка имеет значение исключительно игры. Но как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу же выбрасываем такие идеи, целенаправленно или неосознанно, просто потому, что они часто оказываются сверх реальности либо чрезмерно рискованными.
Источники новых идей
Основные известные источники идей часто бывают:
- потребители (информация поступает на основе опросов, наблюдения и экспериментов, обращений за рекламацией);
- исследовательские лаборатории;
- ученые и эксперты;
- время ко времени отдельные торговые специалисты в этой области смогут вынести немаловажную новую идею.
Конкуренты тоже могут дать некоторые примеры или «инспирацию», будут «эталоном к новым проектам». Это достаточно распространено в крупных группах компаний с общей конкуренцией на рынке. Официальные партнерские торговые компании, рекламные агентства и эксплуатирующие и сервисные организации тоже вносят вклад в идеи. Группы творчества используют специальные методики создания новых идей и соответствующую сметку «бинарника оценок».
Мозговой штурм.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических, группа пытается их развить, тут же анализирует их, выявляя недостатки и преимущества. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Автором этого метода является Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
Постановка проблемы.
Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Генерация идей.
Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Группировка, отбор и оценка идей.
Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
- члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.
Мыслительные колпаки Эдварда Де Боно.
Так же этот метод называют «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно (Edward de Bono).
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
В групповой работе самая распространенная модель — определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Ментальные карты.
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. В этой теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.
Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает действовать следующим образом:
Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть д ействительно в фокусе внимания.
Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.
Синектика.
Синектика — наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества, предложенная Вильямом Гордоном и Джорджем Принцем (William Gordon, George Prince).
Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.
При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.
В методе применены четыре вида аналогий:
Прямая аналогия.
Рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. П. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. П.
Символическая аналогия.
Требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
Фантастическая аналогия.
Необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
Личная аналогия (эмпатия).
Позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.
Основные инструменты синектики — это аналогия или метафора. Подход часто используется рабочими группами и может помочь участникам в нахождении творческих ответов при решении задач и исследовании проблем. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые проблемы в новом свете.
Синектика очень похожа на метод мозгового штурма. Основное отличие синектики от мозгового штурма — это большая упорядоченность и строгость. Это может показаться странным, пытаться упорядочить процесс творчества, тем не менее, множество людей, участвуя в открытой форме мозгового штурма, чувствуют себя подавленными. Синектика предоставляет руководство к генерации новых идей. Она более требовательна к процедуре постановки задачи, чем метод мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.
Подобные документы
-
Основные методы, задачи, функции руководителя. Требования к профессиональной компетенции менеджера. Организация эффективной деятельности менеджера. Типы руководителей, их роль в работе с персоналом. Система профессиональной психологической диагностики.
контрольная работа [45,3 K], добавлен 25.12.2011
-
Сущность, функции и роль менеджера как руководителя предприятия. Стадии подготовки и методы принятия управленческих решений. Главные качества личности менеджера. Применение этики и психологии в менеджменте. Анализ личности менеджера на предприятии.
курсовая работа [314,1 K], добавлен 06.12.2012
-
Права и функции менеджера. Методы принятия управленческих решений. Описание организационной структуры, задач и направлений работы отдела кадров. Характеристика пионерской, дифференцированной, интеграционной, ассоциативной фаз развития предприятия.
курсовая работа [52,1 K], добавлен 06.11.2010
-
Менеджер и требования, предъявляемые к нему. Стадии подготовки и методы принятия управленческих решений. Важнейшие функции, лидерские качества менеджера. Типы руководителей. Что называется способностью эффективно управлять. Совершенствование менеджера.
реферат [25,7 K], добавлен 19.09.2008
-
Необходимость возникновения менеджмента. Факторы, формирующие современного менеджера. Функции и методы управления. Психологические методы управления. Принятие управленческих решений. Лидерские качества менеджера. Личные качества современного менеджера.
курсовая работа [42,2 K], добавлен 22.01.2008