Литературный прием: понятие, виды, их предназначение

Курсовая работа

Невозможно представить художественное произведение без многообразия литературных приемов, гармонично вплетенных в его композиционный строй. Они помогают автору раскрыть свою творческую индивидуальность, сделать произведение более выразительным и продемонстрировать искусное владение словом.

Задача художественных приемов в литературе состоит в отражении:

  • различных эмоциональных образов;
  • авторской индивидуальности;
  • отношения автора к написанному;
  • скрытых смыслов.

Виды литературных приемов

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/literaturnyie-priemyi/

К наиболее распространенным видам приемов относятся:

  • эпитет;
  • сравнение;
  • гипербола;
  • метафора;
  • олицетворение;
  • антитеза;
  • инверсия;
  • ирония;
  • сарказм;
  • оксюморон.

Эпитет и сравнение

Самым популярным художественным приемом в литературе является троп.

Прием может иметь как положительную, так и отрицательную коннотацию, использоваться в прямом и переносном значении. Эпитет может быть в форме прилагательного, наречия, причастия и глагола. Благодаря эпитету автор привлекает внимание читателя к самым важным чертам предмета или явления. Назначение литературного приема заключается в выразительном украшении речи или текста и создании красочных образов.

Эпитеты бывают:

  • общеязыковые — фразы-клише, которые часто употребляются и в устной, и в письменной речи — бушующее море, ослепительная улыбка, чарующая музыка;
  • народно-поэтические отсылают к произведениям фольклора, мифам и сказкам — серый волк, чистое поле, костяная нога;
  • индивидуально-авторские — выражения, авторство которых принадлежит конкретному человеку. Пример: мотыльковая красота (А.Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), шаркающая кавалерийская походка (М.Булгаков).

Применение сравнения делает речь более живописной и глубокой, предлагая читателю неожиданные ассоциации. Традиционно сравнение имеет две функции:

  • изобразительная раскрывается в форме описания человека, природы, настроения. «Как осужденный, права я лишен» (У. Шекспир), «и, словно молнией небесной, окинешь бегло целый круг» (Ф.Тютчев);
  • экспрессивная или выразительная характеризуется оценочными и неожиданными ассоциативными сравнениями. «Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (А. Пушкин).

    5 стр., 2128 слов

    Фантастические приемы в русской литературе

    ... в русской литературе путешествие на Луну. Продолжая поиски ранней русской фантастики, мы находим ... тематику продолжает А. К. Толстой. Литературная деятельность А. К. Толстого протекала ... его отношения с героем по форме вполне бытовые. Напротив, бытовое оборачивается ... с неизмеримо большей художественной силой. Речи идёт о повестях Н. ... 4338 году к Земле должна приблизится или даже столкнуться с Землёй комета ...

Гипербола

Это литературная фигура, основанная на намеренном преувеличении признаков и свойств предмета или явления для усиления выразительности. В разговоре это такие выражения как: гора работы, прождать целую вечность, тонуть в слезах.

Часто гипербола применяется в художественных произведениях, особенное значение она приобретает в сказовой речи и фольклорных произведениях для описания богатырской силы и подвигов: «взял Илья Муромец палицу весом сто пудов», «сон богатырский длился 12 дней».

Нередко гиперболу применяют в поэтических произведениях для акцентирования читательского внимания на определенном образе: «и сосна до звезд достает» (О. Мандельштам), «закат пылал во сто сорок солнц» (В. Маяковский).

Метафора

Это вид сложного тропа, характеризующийся переносом признаков одного предмета или явления на другие предметы и явления, схожие по цвету, размеру, внешности. С помощью метафоры можно усиливать эмоциональную подоплеку слов и выражений, открывать в обыденных вещах неожиданные черты, подчеркивая свой уникальный взгляд на повседневность. Хорошо подобранные метафоры надолго запоминаются и делают более выразительной как устную, так и письменную речь.

Различают два вида метафор:

  • общеупотребительные — сухие стереотипные выражения, лишенные образности и выразительности (ушко иглы, трогающее искусство, географический пояс);
  • индивидуально-стилистические — выражения, отличающиеся своей непредсказуемостью и передающие новизну авторского мышления («флейта водосточных труб» у В. Маяковского).

Олицетворение , Олицетворение

  • природы (солнце встало, лес проснулся, зима пришла);
  • животных (в баснях И. Крылова «ягненок говорит: «так это был твой брат»);
  • неодушевленных предметов (книга рассказывает, гитара играет, ручка пишет);
  • всеобъемлющие и отстраненные понятия (мир ждет ответа, родина зовет, человечество страдает).

Антитеза

Этот литературный прием основан на прямом противопоставлении образов и понятий. Применяется для более конкретной передачи авторской мысли путем сравнения с противоположными явлениями. В русской речи общеприменимы такие устоявшиеся антитезы, как добро и зло, рай и ад.

В художественных произведениях антитеза представлена в следующих формах:

  1. Противопоставление двух героев или образов. Герои произведения, которые отождествляются друг с другом, называются антагонистами. Пример: «ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт» (А.Пушкин).

    5 стр., 2129 слов

    Материал к сочинению «Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?»

    ... употребления, заменились другими более современными словами, обозначающими, в сущности, то же самое. Но, несмотря на это, устаревшие слова играют определенную роль в нашей жизни, занимают свою нишу в художественной литературе. Итак, цель моего сочинения ...

    На антитезе иногда бывает построено все произведение. В «Горе от ума» А.Грибоедова главный герой Чацкий на протяжении всей пьесы противопоставлен остальным членам общества.

  2. Противопоставление различных предметов, состояний и явлений: «буду делать хорошо, и не буду плохо» (В. Маяковский).

  3. Противопоставление разных качеств одного предмета или явления. В литературе часто описывается борьба противоположных желаний и намерений в одном человеке, от того, что он выберет, зависит течение произведения. У Гете: «я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Инверсия

Подразумевает намеренное нарушение привычного порядка слов. Наибольшей популярностью инверсия пользуется в поэтическом синтаксисе для того, чтобы привлечь внимание читателя к определенному слову или фразе. Она всегда выделяется среди остального текста и задерживает читательский взгляд. Обычно инверсия проявляется в следующих формах:

  • сказуемое ставится перед подлежащим («белеет парус одинокий» М. Лермонтов);
  • эпитет оторван другими словами от определяемого («луны при свете серебристом» А. Пушкин);
  • дополнение ставится перед сказуемым («в свои мечты погружена» А. Пушкин).

Ирония и сарказм

Ирония — иносказательное употребление слов или выражений, которые описывают событие или свойство предмета в контрастных определениях.

Ирония может выражаться в качестве насмешки или фразы, в которой явному смыслу придается нелогичное значение. Порой ее применение бывает неочевидным и раскрывается в зависимости от контекста. В устной речи нам привычны такие распространенные иронические высказывания как «только об этом и думаю», «мечтал об этом всю жизнь».

В басне «Стрекоза и муравей» И. Крылова иронизирует муравей, обвиняя стрекозу в бездельничестве: «ты все пела — это дело».

Сарказм представляет собой высшую степень иронии и является выражением явной насмешки и издевательского отношения к объекту или предмету. Чаще всего сарказму придается негативный оттенок, который нетрудно разгадать. В устной речи используется в выражении неодобрения и возмущения, в литературе позволяет автору показать абсурдность ситуации через язвительные замечания героя или описать его самого. Пушкин, иронизируя над Ленским, называет его «философом в 17 лет».

Оксюморон

Это литературный оборот речи основан на сочетании контрастных по смыслу и взаимоисключающих слов. Как и антитеза, строится на противопоставлении, однако в оксюмороне противоположные слова не противоречат друг другу, а наоборот слиты воедино. Такие нестандартные формулировки удивляют слушателей и читателей своей абсурдностью и нетипичным соседством: достойное поражение, сладкая боль, звонкая тишина.

Другие художественные приемы

Русский язык богат литературными фигурами и средствами, призванными украшать и обогащать устную и письменную речь. Помимо перечисленных приемов, к часто употребляемым можно отнести:

  • метонимия — передача имени одного предмета другому (выпить целую кружку);
  • синекдоха — обозначение частного общим словом («собаке это не свойственно», когда имеются ввиду все собаки);
  • литота — намеренное преуменьшение, противоположность гиперболе (мальчик с пальчик);
  • парцелляция — разделение предложения на отдельные слова («Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О. Мандельштам);
  • перифраза — стилистическая фигура в форме описания передает свойства предмета или явления (друг человека = собака);
  • аллегория — определение отвлеченных понятий через конкретные сравнения (упрям как осел);
  • аллитерация — используется в стихосложении и выражается в повторении одинаковых или однородных согласных («выходила к ним горилла, им горилла говорила» К. Чуковский).

    10 стр., 4706 слов

    Пушкин А.С. – основоположник русского литературного языка

    ... в языке пушкинских произведений пушкин язык литература проза [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/rol-pushkina-v-preobrazovanii-russkogo-literaturnogo-yazyika/ В языке пушкинских произведений мы имеем возможность наблюдать традиционные элементы русского литературного языка, полученные им в ...

Какие приемы используются в стихотворении

Поэзия строится на основе применения различных художественных приемов. Уровень владения слогом определяется тем, как поэт жонглирует многообразием литературных фигур. Как правило, в одном стихотворении можно встретить сразу несколько приемов художественной выразительности:

«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана»

(М. Лермонтов)

В первой строке применяется инверсия, которая выражается в постановке сказуемого перед подлежащим. В этой же фразе используется авторский эпитет «золотая» по отношению к тучке, которая благодаря глаголу «ночевала» приобретает несвойственные неодушевленному предмету качества. Во второй строке утесу тоже придаются человеческие признаки с помощью олицетворения. Кроме того, в сравнении утеса с великаном показано использование гиперболы.