I . Научно-методологические основы работы со словарями на уроках русского языка.
§1. Теоретико-методологические основы темы «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы» . Русская лексикография. Основные словари современного русского языка
Русская лексикография, учение о словарях – теоретико-методологическая основа моей курсовой работы. Слово, как важнейшая номинативная единица языка, рассматривается с различных сторон: фонетической, лексико-семантической, грамматической. Нас интересует лексико-семантическая сущность слова, которая изучается лексикологией, всеми ее разделами, в том числе лексикографией.
Лексикология
Словари заслуженно называю спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг на правом фланге. Словари – сокровища национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Долг учителя – помочь ему в этом.
(Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова И. А.: 161)
Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа:
Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является
В мире создано немало словарей, удивляющих своим объемом и
(Виноградов В. В.: 73)
(Даль В. И.: 111)
Первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля вышло в 1863-1866 годах. В первом издании Словаря было помещено около 200.000 слов. Из них 80.000 слов он собрал самостоятельно.
Второе издание вышло в 1880-1882 годах.
В 1999 году «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.
(Даль В. И.: 11)
Слова у Даля объединяются в словопроизводные гнезда. Составителю казалось, что при таком гнездовом расположении слов вскроются законы русского словопроизводства.
ВИ Даль — собиратель русского слова
... сочинения Даля: «О наречиях русского языка» («Вестник Императорского Географического Общества», 1852, книга 6; перепечатана в «Толковом Словаре»); ... Даля. Но чем бы Даль ни занимался, он прежде всего оставался собирателем языкового и этнографического материала. В результате у него скопились огромные запасы слов, ... («Русские сказки. ... Даль пробыл на этой должности, и лишь с 1859 года выйдя ... Тем не менее, Даль ...
(Даль В. И.: 11)
В 1935-1940 годах вышел четырехтомный
Словарь включает около 85000 слов. Авторы внесли лексику, представленную в художественных произведениях, в публицистике XIX и XX вв. широко включаются слова советской эпохи.
Впервые широко и последовательно введены в словарь фразеологические единицы. Так, при слове «вода» указывается двадцать одно цельное сочетание с этим словом, например: воду толочь (в ступе), как в воду опущенный, концы в воду, водой не разольешь и другие.
В словаре впервые в русской лексикографии с большой полнотой вскрыты значения служебных слов: например, указано 28 значений предлога на , 10 значений союза и .
В словаре указываются основные грамматические формы слов. Даются
В 1949 г. вышло первое издание
авиапочта, автоматика, радиолокация, прилуниться
Широко представлены в словаре фразеологические единицы.
Слова снабжаются грамматическими пометами и указаниями
Иллюстративный материал в словаре минимален; в основном это
С 1950 по 1965 год выходил
(Земский А. М. и др.: 52)
Параллельно с большим словарем Академия наук СССР в период 1957-
В 1981-1984 годах четырехтомный академический словарь вышел
В 1990 году вышел в свет
(Матвеев Б. И., Лопатин В. В., Лопатина Л. Е.: 84)
В «Малом толковом словаре русского языка» содержится наиболее
Матвеев Б. И., Лопатин В. В., Лопатина Л. Е.: 88)
Помимо представленных выше толковых словарей существуют
«Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина, вышедший
Кроме толковых словарей, в русской
В 1971 г. вышел первый у нас «Словарь
Словари антонимов включают широкоупотребительные в современном
(Виноградов В. В.: 83-86)
В 1974 г. был издан в нашей стране «Словарь
абонент — абонемент, эмигрант – иммигрант, одеть – надеть.
колдун, волшебник, маг, чародей
(Александрова З. Е.: 15)
По русскому языку : Зачем нужны словари русского языка?
... выяснить, зачем нужны словари русского языка. В результате мы должны подтвердить гипотезу о том, что словари русского языка нужны для того, чтобы ... которые часто встречались в древних книгах, особенно в сочинениях классической греческой и латинской литературы. Ученый или переписчик, ... внесены исправления. В результате в 1993 г. вышел новый "Толковый словарь русского языка" И„С. Ожегова и ; его ...
Среди аспектных словарей можно выделить также
В 1967 г. вышел первый « Фразеологический словарь русского языка», составленный коллективом авторов под редакцией А.И. Молоткова. В словаре собрано и истолковано свыше четырех тысяч фразеологических единиц. Отмечается вариативность фразеологизмов, указываются различные их значения, приводятся синонимические выражения. Каждая словарная статья содержит примеры употребления фразеологических единиц, взятые из произведений русских классиков и из современной литературы. В конце некоторых словарных статей даются историко-этимологические справки, разъясняющие происхождение оборота, а также библиографические ссылки на работы, в которых рассматриваются данные фразеологизмы.
Помимо фразеологических словарей, существуют также сборники
Наряду с представленными выше словарями, существуют
(Новые словари: 106)
Следующий вид аспектных словарей – это
В настоящее время основным пособием этого типа является
В орфографических словарях слова расположены в алфавитном
Орфографические словари бывают 2-х видов:
Среди первых изданий
Немаловажное значение имеют
В 1978 г. был издан «Школьный словообразовательный словарь
Элементарные сведения о происхождении заимствованной лексики
Существуют
Такие словари составляются на основе тщательного отбора
Таким образом, словарей, приобщающихся к культуре народа, много в распоряжении русского школьника.
§2. Новое в русской лексикографии
Но в настоящее время русская лексикография пополняется все новыми и новыми изданиями, предназначенными как для учителей русского языка и литературы, так и для учащихся школ.
статья «Ариадна».
Ариадна
Ариадна! Ариадна!
Ты, кого я на песке,
Где-то в бездне беспощадной, Моря, бросил вдалеке!, Брюсов. Ариадна. Жалоба Фессея., Он встал, вздохнул (нельзя же не вздохнуть),, Поправил брюхо и пустился в путь,, Оставив тут обманутую деву,, Как Ариадну, преданную гневу., Лермонтов, Сашка., Я в этот бой вступил отчаянно и жадно, И все лишь потому, что, не боясь, примет,, Хотел хоть в смертный час вернуться, Ариадна,, К тебе, к твоим глазам, где жизнь моя и свет., Вс. Рождественский. Ариадна.
(Матвеев Б. И., Шанский Н. М., Филиппов А. В., Соловьёва В. С.: 116-162)
В 1991 г. вышел
Сочинения по русскому языку учащихся 3-х классов программа «Школа России»
... моему в ней изображена тоска. Сочинение по иллюстрации «Иван царевич и лягушка квакушка» — работа русского художника Ивана Билибина (1876— ... написана красками холодных оттенков. Мне очень понравилась эта картина. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» «Снегурочка« картина Виктора ... эта картина, потому что она по моей любимой сказке. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы». «Конец зимы. ...
(Шанский Н. М.: 161-162)
«Аэросипед
«Винтиться
Существенно дополняют семантизацию и приводимые в необходимых случаях разного рода исторические справки. Ср., например: «Скотник — пес, похожий на Скота (так звали собаку, живущую у Л.Ю. и О.Д. Бриков)» (Колесников Н. П.: 219) и др.
(Бушуй Т. А., Колесников Н. П.: 67)
В 1994 г. вышла книга
В словаре помещено около 2.500 пословиц и поговорок, отобранных из
В словаре словарные статьи заменяют ориентирующие пояснения или
Встречаются в книге и уже устаревшие пословицы и поговорки, ныне
В 1994 г. вышел «Малый толково-этимологический словарь иностранных слов» под ред. Н.С. Араповой и Ю.М. Мироновой. В «Словаре-попутчике» объединяется всего 1.500 лексических единиц иноязычного происхождения, что вполне мотивирует в его названии появление прилагательного малый.
В словаре нерусские по происхождению слова не только
лобби, бартер, менталитет, принтер, триллер,
Несомненное достоинство
(Рощина Л. М., Яковлева М. П., Тихонов А. Н.: 105)
В целом успешно решены автором непростые лексикографические задачи, связанные с подачей слова, системой взаимных отсылок, определением границ предметной области описания и др.
Есть еще немало новых словарей: обратный словарь, словарь сокращений, словарь языка писателей, частотный словарь. Они могут стать предметом специального исследования.
Таким образом, в настоящее время учителя русского языка и литературы
§3. Одна из ведущих задач в деятельности
учителя русского языка
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется следующими факторами:
1. Исключительно важной ролью слова в языке.
2. Потребностью в постоянном пополнении запаса слов. Ведь чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, красивее его устная и письменная речь.
3.1. Содержание работы по обогащению словарного запаса
Содержание работы по обогащению словарного запаса
(Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. И др.: 237)
По родному(русскому) языку и литературе : » ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...
... 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития регулятивных УУД учащихся. 2. Охарактеризовать особенности развития регулятивных УУД учащихся посредством применения проектной деятельности на уроках русского языка. 3. Экспериментально проверить эффективность применения проектной деятельности на уроках русского языка как ...
В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя
(Казнельсон С. Д.: 111)
(Теоретическая и прикладная лингвистика: 73)
(Маркс К., Энгельс Ф.: 336)
Межпредметный материал — богатый источник для пополнения
(Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. И др.: 240)
Каждая тематическая группа охватывает огромное число слов. Их
Частотный принцип
Коммуникативный принцип
подготовкой к жизни учащихся).
Системный принцип
семантический группы доминанты синонимического, гипонимического и
деривационного (словообразовательного) рядов слов, а также антонимов,
помещенных в словник).
Стилистический принцип
слов, выражающих отношение к предмету и отношение к слову, т.е.
эмоционально окрашенных и стилистически окрашенных слов).
Глава II . Использование словарей на уроках русского языка
§1. Опытно-экспериментальная работа по вопросу использования словарей на уроках русского языка
При написании этой работы я отправилась в школу с целью выявить степень осведомления учащихся о словарях. Провела опытно-экспериментальную работу по вопросу использования словарей на уроках русского языка с целью развития речи учащихся и обогащения их словарного запаса в 7 классе лицея № 4.
Начала исследование с анкетирования. Цель анкетирования – выяснить степень осведомленности учащихся о словарях, наметить пути работы с ними. Анкета была анонимной, поэтому можно рассчитывать на откровенность и искренность. Она включала в себя следующие вопросы:
-
Что такое словарь?
-
Какие знаете словари?
-
Умеете ли вы пользоваться словарями?
-
Когда сами обращаетесь к словарям?
-
Работали ли вы со словарями на уроках русского языка?
-
Нужны ли человеку словари?
Анализируя ответы ребят, я пришла к выводу, что необходимо им дать точное определение понятия «словарь», познакомить их с разнообразными видами словарей, прививать потребность обращаться к этим книгам не только на уроках русского языка, но и в любой другой жизненной ситуации. Обобщая ответы учащихся, я сделала вывод, что они осознают важность словарей для любого человека, но мало кто использует словари во внеурочной деятельности. Следовательно, моей первостепенной задачей стало привить интерес к книге, носящей название СЛОВАРЬ.
«Развитие речи учащихся на уроке литературы»
... работы – изучить особенности развития речи учащихся на уроке литературы. Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи : 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Дать характеристику места уроков литературы ... учебные предметы: «родной язык и литература», «русский язык и литература», «иностранный язык». Таким образом, в концепции ...
Следующим этапом моей опытно-экспериментальной работы явилась самостоятельная работа по вариантам, которую я предложила учащимся. Целью работы была проверка богатого словарного запаса учащихся, выявление их грамотности (орфографической, пунктуационной и речевой).
Самостоятельная работа включала в себя 4 задания, 3 из них состояли из 2-х частей: теоретической (проверка общей эрудиции) и практической (объяснить значение слова, правописание, произношение).
Последнее (заключительное) задание – общее для обоих вариантов. Оно направлено на проверку знаний учащихся по проблеме моего исследования. Задания для самостоятельной работы представлены ниже.
Задание 1.
-
Как вы думаете, каково значение толкового словаря для человека? Ответ обоснуйте.
-
Раскройте значение слов (своими словами):
симпозиум абонемент
президиум воззрение
Задание 2.
-
Для чего человеку необходимо пользоваться орфографическим словарем? Каково ваше мнение?
Задание 3.
-
В чем заключается значение орфоэпического словаря для человека?
-
Расставьте ударение в следующих словах:
каталог ходатайство
партер форзац
красивее диспансер
углубить колледж
обеспечение позвонишь
Задание 4., Перечислите, какие виды словарей вы знаете? Кто их автор?
Результаты данной самостоятельной работы оказались удручающими. Ни один человек из класса не смог справиться с нею, хотя некоторые подавали надежду. Меня поразило то, что часть учащихся не смогла объяснить, для чего необходим тот или иной словарь. Можно сделать вывод, что ребята узнали о существовании этих словарей впервые. Кроме перечисленных словарей (толковый, орфографический и орфоэпический), учащиеся не смогли назвать ни один другой. Я пришла к выводу, что они не пользовались ими ранее.
Для того чтобы работа со словарями как средство развития речи учащихся, была более эффективной, она должна осуществляться, я думаю, не только непосредственно на уроках русского языка, но и дома. Поэтому учащиеся, помимо основного домашнего задания, получали задание поработать с различными видами словарей (толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем строения слов, фразеологическим и другими).
Неотъемлемой частью эффективности подобной работы является система уроков, посвященных словарям (эта работа, как любая другая, должна осуществляться систематически).
Заключение
В своем исследовании мы постарались как можно полнее осветить вопрос о русской лексикографии, о том новом, что появилось в теории, методике о словарях. Без этого невозможно правильно организовать работу со словарями на уроках русского языка. Пытаясь дать оценку различным видам словарей, мы пришли к выводу, что каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной.
Публикации о проблемах языка Русского географического общества
... местных обстоятельств на состояние языка в разных краях» [1]. Тема выпускной квалификационной работы «Публикации о проблемах языка в журналах Русского географического общества» связана с необходимостью ... Русского географического общества в журнальной периодике, а также объяснить особенности материалов о языке. Некоторые материалы данного исследования могут быть использованы для подготовки словарей ...
Работа над темой курсовой работы обогатила меня. Я много узнала о психологических особенностях подросткового возраста, о методике использования словарей на уроках русского языка. В результате мы убедились, что словари – это одно из основных средств развития речи учащихся общеобразовательной школы.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/literatura-dlya-kursovoy-rabotyi-po-russkomu-yazyiku/
-
Александрова З.Е. , Словарь синонимов русского языка. / П од ред. Л. А. Четко. — М.: Сов. Энциклопедия, 1969. — 600 с.
-
Баранов М.Т. , О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV — VIII классах //РЯШ. — 1969. — № 6. — с. 38-42.
-
Бушуй Т.А. , Н.П. Колесников. Словарь неологизмов В.В. Маяковского // РЯШ. — 1992. — № 3-4. — с. 64-67.
-
Виноградов В.В., О грамматической омонимии в современном русском языке // РЯШ — 1940. -№1.- с. 83-86.
-
Виноградов В.В. , Русская наука о русском литературном языке. Вып. 106., т. III , кн. 1 М., 1949, 615 с.
-
Возрастная и педагогическая психология . / Под ред. А.В. Петровского 2-е изд., доп. и перераб. — М., Просвещение, 1979. — 548 с.
-
Даль В.И. , Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Рус яз., 1999. — Т. 1: А-3. — 1999. — 699 с.
-
Евгеньева А.П. , Словарь синонимов. — Л., 1975. — 463 с.
6 стр., 2986 словБогатый русский язык (богатство русского языка) рассуждение
... русского языка», «Русского слова» и «Почему я люблю русский язык?» Давайте поразмышляем вместе, а рассуждения напишем в виде сочинения на тему: «Великий и могучий русский язык». русский язык Богатство, благозвучие и величие русского языка – предмет восхищения многих отечественных классиков. Тем ...
-
Звегинцев В.А. , Социальное и лингвистическое в социолингвистике //Известия СССР. — 1982. — Вып. 3. — с. 256.
-
Земский А.М. и др. , Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1 Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология /А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. — 10-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 304 с.
-
Иванова А.М. , Урок, посвященный словарям //РЯШ. — 1991. № 6. -с. 33-34.
-
Кашкарова Т.Н. , Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. — 1991. — М 2. — с. 41-44.
-
Кацнельсон С.Д. , Типология языков и речевое мышление. — Л., 1972. — 415 с.
-
Клюева В.Н. , Краткий словарь синонимов русского языка. — М., 1961. — 319 с.
-
Колесников Н.П. , Словарь неологизмов В.В. Маяковского / Под ред. К. М. Шанского. — Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1991. — 346 с.
-
Кузин В.С. , Психология, М., Высшая школа, 1974, 473 с.
-
Матвеев Б.И. , Н.М. Шанский, А.В. Филиппов, В.С. Соловьева. Учебный,, словарь античных имен в русской поэзии //РЯШ. — 1991. — № 2. -с. 116- 124.
-
Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. — М.:
Просвещение, 1990. — 366 с.