Зима в творчестве А.С.Пушкина

Курсовая работа

В большинстве произведений Пушкина немало страниц посвящено красоте природы, её величию и могуществу. Каждый поэт с любовью и нежностью воспевает прелести родного края, его природную неповторимость. Образы природы всегда играют важную роль в художественных произведениях. Любовь к Родине, к природе не оставляет равнодушным, пожалуй, ни одного писателя и поэта. Именно природа соединяется с человеческим сердцем той его возвышенной силой, которую издавна называют поэзией. Каждый поэт воспевает любовь к природе по-своему, своеобразно рисует картины родного пейзажа. Удивительному миру природы посвящено великое множество произведений A.C. Пушкина. Описания зимней природы занимает особое место в творчестве великого поэта. Зима у него всегда разная и неповторимая: то великолепная и блистательная, то тоскливая и холодная.

Актуальность избранной темы заключается в том, что сейчас остро стоит вопрос о связи человека и природы, его осознанному, бережному отношению к ней. Художественное произведение великого мастера слова способно пробудить в сознании людей патриотические чувства по отношению к природе, родной земле, своему национальному достоинству.

Объектом нашего исследования являются языковые средства описания русской зимы А.С. Пушкиным.

Предмет исследования – образ русской зимы в произведениях А.С. Пушкина.

Цель данной работы: показать образы русской зимы и их художественные функции в творчестве А.С. Пушкина.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать языковые средства, использованные для описания русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
  • определить функции описаний русской зимы в творчестве А.С. Пушкина
  • выявить художественную роль описаний русской зимы в произведениях А.С. Пушкина

Теоретические основы нашего исследования мы будем брать из трудов отечественных критиков и авторов, которые анализировали труды Пушкина. Для изучения нашей темы мы обратимся к другим дисциплинам, чтобы вывести одно, общее целое. Обращать внимание будем на такие науки как искусство, лингвистика, литературоведение и т.д.. Мы будем обращаться к различным словарям (толковым, лингвистическим и этимологическим) и к энциклопедиям.

3 стр., 1040 слов

Пушкин певец русской природы

... и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе. В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В ... зиме: «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»... В этих зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. А стихи Пушкина ...

К информационной базе будут относиться научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалы семинаров, приблизительные темы предшествующих работ и интернет ресурсы.

Глава 1. Зима и ее роль в истории русской литературы

Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного

“Литературный энциклопедический словарь” определяет пейзаж как “описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира”.

Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж – один из содержательных элементов литературного произведения, выполняющие многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а так же от рода и жанра произведения.

Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором, на котором развертываются действия. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое. Неслучайно М.М. Пришвин подчеркивал, что человек – часть природы, что он вынужден подчиняться ее законам, именно в ней он обретает радости, смысл и цели существования, здесь раскрывается его духовные и физические возможности.

Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное

душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы.

Пейзаж может играть и роль социальную (например, невеселый деревенский пейзаж в третьей главе романа “Отцы и дети”, свидетельствующий о крестьянском разорении: “Попадались и речки с открытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами”).

Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. Пейзажными описаниями у автора, прежде всего, неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.

  • 1. Образ зимы в русской литературе
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/klassizobrajenie-zimyi-pushkin/

Зима – удивительная пора, когда земля укутывается в белоснежное одеяло, а природа засыпает, предвкушая во сне будущее весеннее пробуждение. Огромные, белые и покойные пространства России, причудливо заиндевевший, как бы затаивший дыхание лес, служат символом жизни, хранящим в себе жизненные возможности иных времен года. Царство зимы не от мира сего, и зима постоянно связывается у отечественных поэтов с образами волшебства, зачарованности.

В русской поэзии зимнее время – праздник света, непорочности, чистоты. Русских поэтов образ снега, как облака севшего на землю, наводит на мысль о небесном рае, воплощенном самой природой. Но зимнее время несет в себе и некие нечистые, враждебные людям начала. Зима чревата метелью, с ее завывающей вьюгой, бунтующей против всего человеческого, наполненной неведомыми, инобытными формами души.

7 стр., 3167 слов

По искусству «Пейзаж в творчестве русских художников»

... миру и человеку. В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств ...

Первый снег в русской поэзии принадлежит П.А. Вяземскому. В своей знаменитой элегии “Первый снег”, на которую ссылается А.С. Пушкин в “Евгении Онегине”, он противопоставляет «пасмурную, полуночную» природу севера «полуденному» югу. Но затем он описывает зиму в ярких, сияющих, солнечных красках.

Лазурью светлою горят небес вершины;

Блестящей скатертью подёрнулись долины,

И ярким бисером усеяны поля.

На празднике зимы красуется земля…

В стихотворении «Чародейкою Зимою…» Ф. И. Тютчева зима — добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромой», оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой».

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

У Н.А. Некрасова природа не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Природа неравнодушна к человеческим страданиям. Вспомним эпилог поэмы «Мороз, Красный нос», погружение Дарьи в заколдованный сон зимней русской природы:

Ни звука! И видишь ты синий

Свод неба, да солнце, да лес.

В серебряно-матовый иней

Наряженный, полный чудес…

Она входит в этот сказочный мир природы и остается в нем навечно, освобождаясь от всех бед. Там у нее есть все, а здесь ничего.

В стихотворениях И.А. Бунина о зиме создаются не только живописные пейзажи, но и полотна русской жизни, подчёркивающие неотделимость человека от природы. Художественно-эстетический эффект зимних образов усиливает магия воспоминаний и богатая цветовая палитра, подчёркивающая напряжение радости и печали в сердце человека, искренне любящего русскую природу.

Вот зима пришла

серебристая,

Белым снегом замела

поле чистое.

Днем с детьми на коньках

все катается,

Ночью в снежных огоньках

рассыпается…

Итак, зима — удивительное время года. То суровая ведьма, то добрая волшебница, она всегда неразрывно связана с судьбой русского человека, всегда найдет отклик в его сердце.

  • 2. Образ зимы в творчестве Пушкина

Что же нравится Пушкину в зиме? Отвечая на этот вопрос, он рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, «зимних праздников блестящие тревоги», катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении «Бесы»: путник заблудился «в чистом поле» во время метели.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

  • Мутно небо, ночь мутна.

«Снег летучий» мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, «невидимкою» скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении «Зимнее утро» описывается тихое великолепное утро после бури.

5 стр., 2412 слов

Анализ стихотворения А. С. Пушкин «Зимнее утро»

... сегодня темы Сочинение Зима мое любимое время года 4, 5, 6 класс Говоря о зиме, на ум приходят строки из стихотворения всеми известного классика А.С. Пушкина Зимнее утро, в ... в каждой строфе: «день чудесный», «тучи мрачные», «прозрачный лес» и т. д. Кроме того, А. С. Пушкин использует метафоры («звездою севера явись», «великолепными коврами снег лежит», «комната ...

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Если вчера «вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась», то сегодня «мороз и солнце; день чудесный», и снег лежит «великолепными коврами». После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь.

О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: «Зимняя дорога» и «В поле чистом…».

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит. («Зимняя дорога «)

Пой, ямщик! Я молча, жадно

Буду слушать голос твой.

Месяц ясный светит хладно,

Грустен ветра дальний вой. («В поле чистом…».)

Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: «пробирается луна», «льет печально свет она», «отуманен лунный лик» («Зимняя дорога») и «светит месяц» («В поле чистом…»).

Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении «Зимняя дорога» написано: «тройка борзая бежит», и в тексте «В поле чистом…» — аналогично: «тройка мчится». В стихотворении «В поле чистом…» Пушкин с восхищением описывает «снег волнистый и рябой», который в пятой главе «Евгения Онегина» (I строфа) был назван автором «зимы блистательным ковром».

Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении «Осень», звучит и в «Евгении Онегине».

«…И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали.

«Мгла крещенских вечеров» (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.

Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения «Зима» заметил: «медленно глотаю скуки яд».

А мысли далеко… Я книгу закрываю;

  • Беру перо, сижу; насильно вырываю

У музы дремлющей несвязные слова.

Ко звуку звук нейдет… Теряю все права

Над рифмой, над моей прислужницею странной:

Стих вяло тянется, холодный и туманный.

Усталый, с лирою я прекращаю спор,

Иду в гостиную; там слышу разговор

О близких выборах, о сахарном заводе;

Хозяйка хмурится в подобие погоде,

Стальными спицами проворно шевеля,

Иль про червонного гадает короля.

Тоска! Так день за днем идет в уединеньи!

О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении «Зима» и в пятой главе, строфе XLIII «Евгения Онегина». Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить «чашку чая», «возиться со старыми журналами соседа» («Евгений Онегин») или проверять «расход» («Зима»), кататься на коньках, сесть «на коня» («Зима») и «скакать верхом» («Евгений Онегин») и, наконец, читать. В стихотворении «Зима» Пушкин дополняет этот список «разговором», «встречами» с приятными людьми. Кроме скуки, зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения «Зима» замечает: «теряю все права над рифмой».

7 стр., 3083 слов

Лес зимой или Зимний лес

... в лес! Будет большой ошибкой пропустить такую красоту. Зайдя в зимний лес, в голове навеваются строки Ф. Тютчева: «Чародейкою Зимою Околдован лес, ... класс, 3 класс, 5 класс, 4 класс. Вариант 2 Зима – очень красивая и таинственная пора года. Это хорошо можно увидеть, прогуливаясь по заснеженному лесу. ... природа всегда нас отблагодарит. Зимний лес (сочинение рассуждение) Зима-это изначально очень красивое ...