На рубеже XX-XXI веков, камень уверенно вошел в рынок, причем во внутренний. В основном это, конечно, строительный камень, используемый для облицовки. Великолепные мозаики, фонтаны, монументальные композиции, как для интерьеров, так и для городских улиц и парков, изготавливаются на производствах по шаблонам, не имеющих ничего общего с ресурсосберегающими технологиями и, тем более с камнерезным искусством. Камнерезные работы (пластика из камней-самоцветов) также высоко ценится, как и 100 и 200 лет назад (12, с. 75).
Художественная обработка камня в России – своеобразная и интересная область искусства. Урал – один из центров русского камнерезного искусства, конца XVIII – первой половины XIX веков, периода наивысшего его развития. Время подлинного рассвета художественной обработки камня, время, когда колыванскими мастерами были созданы шедевры, по сей день нигде и никем не превзойденные. Это непосредственно связано с высокими достижениями всего русского искусства, в первую очередь, с расцветом архитектуры и декоративных искусств того времени. В словаре русского языка В.И. Даль пишет: «Камень – всякая твердая нековкая и нераспускающая в воде горная порода в виде сплошной массы и отдельных кусков» (7, с. 6-7).
С тех пор прошло более столетия, а это определение не претерпело каких либо изменений. Однако у каждого человека свое представление о камне. Если архитектор, строитель и каменотес понимают под этим словом материал, то минеролог – горные породы и минералы. Для художника, работающего с камнем, — это не только прекрасный поделочный минерал, но и частица земной красоты, неиссякаемый источник поэзии. Камень будит воображение, подсказывая художнику подчас самые неожиданные пластические и колористические решения. Даже невзрачные бросовые камушки могут сослужить художнику неоценимую службу. Веками лежала на берегах Бородаевского озера, находящегося на русском Севере, окатанная водами мелкая галька. Но вот пришел на эти берега художник Дионисий и сразу же понял, какое богатство разбросало под ногами. Из этой гальки иконописец смог получить краски имеющие около ста пятидесяти цветовых оттенков. Порой художник нагибается для того, чтобы поднять лежащий у ног обычный песчаник, в надежде на то, что под его резцом этот невзрачный на первый взгляд, камень обретет новую жизнь. Именно из простого камня были созданы в прошлом выдающиеся произведения искусства, пережившие века. Увидев однажды в российской глубинке мельничные жернова, К.
Русское искусство первой половины XIX века
... художников можно было найти и крепостных, и бывших иконописцев, и разночинцев. В основном, такие картины писались в усадьбах и провинциальных городах. Примерно с середины ХIХ века ... 1809 году художник создаёт один из лучших детских портретов в истории русского искусства - А.А. ... направления работали и живописцы, которые в своих картинах отражали красоту русских провинциальных и деревенских пейзажей. ...
Паустовский написал такие слова: «Высеченные из розового песчаника жернова переносили мою мысль к временам Эллады. Несколько лет спустя я увидел статую египетской царицы Нефертити, высеченную из такого же камня как и жернова. Я был поражен женственностью и нежностью, которая заключалась в этом грубом песчанике. Гениальный ваятель извлек из сердцевины камня дивную голову трепетной и ласковой молодой женщины и подарил ее векам, подарил ее нам, своим далеким потомкам, так же, как и он взыскующим нетленной красоты». Для первобытного человека изделия из камня имели настолько жизненно важное значение, что древнейший период истории человечества ученые назвали каменным веком. Из камня первобытный мастер изготавливал первые орудия труда, хотя они были довольно грубыми. В них прежде всего учитывалось практическое назначение. Позже, научившись шлифовать и полировать камень, человек стал придавать им более изысканную форму. Появилась возможность делать изделия более тонкими и острыми. Первые навыки скульптурной обработки камня древний человек приобрел при изготовлении примитивных культовых фигурок. В древности камень был одним из самых распространенных строительных материалов. Из дикого камня люди возводили крепостные сооружения, строили жилища, им мостили дороги, улицы и площади средневековых городов.
Во многих странах мира получила развитие глиптика – миниатюрная резьба по камню. Из твердых камней, мастера вырезали изящные рельефы-гелемы.
Научившись распиливать и полировать и цветные камни, человек открыл удивительный многокрасочный мир яшмы, малахита, агата, мрамора… Тонкие пластинки камней стали со временем применять для отделки декоративного убранства дворцов и богатых особняков, украшая ими вазы, столы, светильники, ширмы, а также стены и колонны. Русские мастера разработали оригинальную технику облицовки изделий каменными пластинками, получившую название русской мозаики. Этим способом изготавливались вазы, столы, колонны и многое другое. Из драгоценных камней и самоцветов ювелиры создавали подлинные шедевры камнерезного искусства. Многочисленные приемы обработки камня, разработанные многими поколениями старых мастеров, успешно применяют в своем творчестве и современные художники. Таким образом, камнерезное искусство в конце XVIII века стало одним из самых значительных видов русского декоративно-прикладного искусства, органически связанных с архитектурой. Значение русского камнерезного искусства не ограничивается его воздействием на художественную обработку камня, оно значительно шире: оно может оказывать влияние на другие виды искусства и на принципы решения современного общественного интерьера. Особенность камнерезного искусства состоит в том, что оно сложилось в результате взаимодействия искусства, науки и производства. Цель курсовой работы: Проследить историю развития камнерезного искусства на Урале в XVIII-XIX вв.
Искусство Англии XVIII века
... критического и сатирического реализма в живописи - Уильям Хогарт. Однако в целом изобразительное искусство Англии XVIII века не пошло по пути повествовательности. Рассказ был предоставлен литературе, а живопись, наверстывая ... неровно освещенная и потому играющая всеми оттенками, какие способен придать кирпичу и камню солнечный луч, в самом светлом пятне маленькие черные фигурки детей, слева - ...
Глава 1. Камнерезное искусство Урала в XVIII в.
1.1 Организация камнерезного производства. Крупные мастера
Конец XVII и начало XVIII веков отмечены крупнейшими историческими сдвигами, которые нашли своё выражение в политической, экономической и культурной жизни страны. Это время освещено ярким светом реформ Петра I, подготовленных всем предшествующим ходом развития русского государства.
Особенных успехов развитие техники, промышленности достигает в эпоху Петра I на Урале. Один за другим растут в богатом крае промышленные предприятия.
В 30—40 годах XVIII века художественная обработка камня на Урале принимает широкий характер и чёткие организационные формы: производятся розыски цветного камня, строятся вначале мастерские, а затем и фабрики (11, с. 32).
В середине XVIII века возникает новый район художественной обработки камня в России — Алтай, край богатейших месторождений яшм, порфиров. Существенную помощь в организации Алтайской шлифовальной фабрики оказали уральские мастера. К связям Урала и Петергофа добавились новые — между Уралом и Алтаем.
Камнерезное искусство Урала всегда было теснейшим образом связано с развитием русской архитектуры, продолжая тем самым славные традиции прошлого. Выдающиеся русские архитекторы Растрелли, Баженов, Старов, Казаков, Воронихин, Росси в своих созданиях отражали общегосударственные, патриотические идеи времени. Связь художественной обработки камня на Урале с прогрессивной линией русского зодчества была, таким образом, одной из форм выражения её народности.
Поиски месторождений цветного камня приобрели на Урале народный характер. Открытия, совершённые за небывало короткий срок, были бы невозможны без широкого участия народных масс. Многие месторождения южно-уральских яшм были открыты по заявкам местных жителей: крестьян, рабочих, башкир, как об этом свидетельствуют архивные документы. Открытия новых месторождений камня подготовляли почву для его использования на месте мастерами из народа. После находки самоцветов Михаилом Тумашевым (в 1669 г.) Мурзинка разрослась очень быстро. Очевидно, там производились первые опыты по огранке самоцветов.
Изготовление письменного набора из природного камня
... свойственны художественной обработке камня на Урале на всём протяжении её развития. Камнерезное искусство Урала, прежде всего, национально по своему происхождению. Цель работы - на основе изучения традиций художественной обработки цветного камня на Урале ...
Быстрое открытие богатств Урала, залежей цветных камней, в особенности мрамора неподалёку от Екатеринбурга около Полевского и Северского заводов и в районе Гороблагодатских заводов, — ускоряет начало фабричной обработки камня.
В 1720 году Пётр I посылает на Урал капитана артиллерии В. Н. Татищева, поручая ему управление казёнными заводами. Вскоре после приезда на место В. Н. Татищев намечает построить на реке Исети завод. В 1723 году в центре Урала возник новый город — Екатеринбург (ныне Свердловск), – который становится центром горнозаводской промышленности Урала. С ростом и развитием Екатеринбурга связано и развитие уральского камнерезного искусства в XVIII—XIX веках.
В. Н. Татищев обращает пристальное внимание на развитие уральского гранильного промысла. Он стремится к тому, чтобы население нового уральского города Екатеринбурга могло «не только присматриваться, но и по возможности применяться в искусстве ремесла» (2, с. 7).
В 1726 году на Урал был прислан пленный шведский поручик Реф. Он был обязан заняться розысками и обработкой камня. В Екатеринбурге в одном из зданий, принадлежащих горному ведомству, была устроена фабрика по обработке уральских декоративных камней.
Реф был не первым, кто к этому времени начал
Бахарев — один из талантливейших уральских механиков XVIII века. Он учился в Московской артиллерийской Академии, а затем в Петербургской Морской Академии. В 1727 году он приезжает в Екатеринбург. На Урале развивается самобытное и яркое дарование механика. Н. Бахарев оказывает благотворное влияние на своих учеников. К наиболее талантливым его ученикам принадлежит Иван Ползунов — гениальный русский изобретатель.
Совершая в 1746 году поездку по Уралу, президент Берг-коллегии Томилов приказал немедленно устроить для обработки «добываемого на реке Чёрной белого мрамора» камнерезную фабрику. Механик Никита Бахарев, построив фабрику, постоянно совершенствует механизмы. Он, например, реконструировал резной станок, заменив ролики, на которых ходили рамы, железными неширокими полосами. Новые разрезные и шлифовальные станки, после перестройки первых под непосредственным наблюдением Н. Бахарева, строились унтер-шихтмейстером Сусоровым.
Иван Сусоров (1721—1760 гг.) — талантливый уральский механик-изобретатель. Он обучался в Екатеринбургской геометрической школе, затем был учеником у Н. Бахарева. Богатый запас теоретических знаний, подкреплённый практикой под руководством опытных механиков, позволил Сусорову уже в молодые годы приступить к самостоятельной работе, сыграть видную роль в развитии камнерезной промышленности Урала (20, с. 97).
Создание Н. Бахаревым и И. Сусоровым вододействующих механизмов, стоящих на высоком уровне передовой технической мысли, благоприятно сказалось на развитии камнерезной промышленности Урала. Но это были только первые ступени. Уральские механики-самородки, изобретая машины и приспособления, используя опыт Петергофской гранильной фабрики, зачастую переосмысляя его, быстро двигали вперёд технику камнеобрабатывающих предприятий. Это позволило осваивать всё новые и более сложные художественные формы.
Фантастика и реальность в романе М.А.Булгакова Мастер и Маргарита
... -е гг. едва ли не главной в творчестве писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пушкинской (пьеса "Последние дни"), современной (роман "Мастер и Маргарита"). Роман "Мастер и Маргарита" ...
На екатеринбургской камнерезной фабрике И.
Усовершенствовав оборудование гранильной фабрики в Екатеринбурге, Сусоров предлагает реконструировать и Северскую фабрику, как не отвечающую уже более потребностям времени, не справляющуюся с заданиями. Он писал о необходимости «для поспешной разгрузки и обделки горнощитского камня мрамора устроить ещё камнерезную мельницу деревянную… на каменном фундаменте» и в ней установить сверх имеющихся пяти разрезных станков — ещё шесть, «да при ней для обсечки камня по обделке оного в готовность одну особливую светлицу». Предложение расширить Северскую фабрику было вполне обосновано: всего в 12 верстах от Северского завода находились залежи мрамора, доставка его к месту обработки была очень удобной. Для отправки вещей в Петербург и Москву Сусоров предлагал расчистить р. Северку, а если это не будет разрешено, воспользоваться находящейся в 4 верстах от завода Красногорской пристанью (25, с. 19-20).
В ответ на этот рапорт канцелярия Главного заводов правления 25 мая 1751 года приказала по приготовленному в Петербурге Сусоровым чертежу построить на Урале камнерезные фабрики и «по сделании на оных точить и шлифовать и разными фигурами обделывать каменья и прочие разные штуки делать».
При Екатеринбургском заводе фабрика была пущена в действие 8 декабря 1751 года, а при Северском — 30 декабря этого же года.
Не сразу на Екатеринбургской фабрике приступили к художественной обработке камня. Период освоения станков затянулся на несколько месяцев: очевидно, ждали приезда учеников из Петербурга. Наконец, Сусоров в рапорте от 18 марта 1752 года настойчиво требует освоить станки практикой «находящимися здесь учениками, дабы оным впредь в науку было, и сделать из яшм и других крепких здесь сысканных камней сосуды…». Разрешение было дано, и в обучение к Сусорову поступили те, кто прежде работал по мрамору (6, с. 346).
Все уральские шлифовальные фабрики с момента основания и до 1765 года находились в ведении Главного заводов правления.
К концу XVIII века сложилось основное ядро мастеров, искусство которых становилось
Когда экспедиция отправлялась на Урал, было дано распоряжение послать с ней из Петергофа комиссара Сергея Назарова, мастера Семёна Ваганова, подмастерьев Филиппа Тупылева, Сидора Козмина, учеников Лаврентия Морозова, Степана Соломинина, каменотёса Гаврилу Белозёрова. Причём Ваганов, Тупылев, Морозов, Соломинин были из екатеринбургских школьников, посланных в своё время в Петергоф для обучения. Возвращались они совершенно взрослыми людьми. Самому младшему из них — Л. Морозову — было 22 года. Он и Тупылев находились на службе уже семь лет, получив за это время прочные знания.
Искусство Возрождения в Италии
... итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. ... универсальный талант мастеров Возрождения: они часто ... — после 1314). Ученик и помощник Никколо Пизано, ... темно-зеленого мрамора представляет собой целое ... башней, облицованный грубым камнем. На фасаде — ... В 1296 году началось строительство ...
Мастера, приобретшие навыки в обработке камня под руководством И. Сусорова, и мастера, приехавшие с экспедицией, занимались только художественной обработкой и розысками камня. Но, кроме того, нужно было значительное количество рабочей силы для добычи и грубой отделки мрамора. Особенно сильно нужда в рабочей силе сказывалась весной и летом. К добыче горнощитского мрамора в первые годы приезда экспедиции на Урал привлекалось до 150 екатеринбургских крестьян. Требовались также столяры, слесари, плотники, кузнецы. В 1767 году в Екатеринбург по приказу И. И. Бецкого была направлена новая группа «гранильных дел» учеников, среди них Иван Патрушев, а в 1769 году на Урал приехали «для обучения каменотёсному художеству» Михаил Горяинов и Никита Яковлев (33, с. 73-74).
М. Горяинов с 1757 года учился в Московском университете, откуда в 1762 году был отправлен в Московскую горнотехническую контору в команду архитектора Бланка, у которого обучался архитектуре.
Н. Яковлев начал службу с 1758 года в ведомстве Конторы строений, сначала «рисовальным», потом «механическим», а с 1765 года был учеником при архитекторе Волкове.
М. Горяинов и Н. Яковлев, а вместе с ними и ещё один архитекторский ученик Тимофей Зимин были отправлены для обучения «каменотёсному» искусству к мастерам-итальянцам.
Молодые русские люди, на которых была возложена обязанность в совершенстве овладеть художественной обработкой камня, должны были рассчитывать только на собственные силы. Постигнув суть подготовительных работ при добыче мрамора, они отправлялись домой, чтобы заняться рисованием, сочинением проектов. Это вызывало гневное неудовольствие иноземного мастера, и он всячески старался оторвать учеников от искусства, остудить в них творческий пыл, погасить светлое стремление к искусству. Вот почему ученики потребовали, наконец, чтобы им была предоставлена возможность работать самостоятельно.
По поручению Данненберга архитекторский помощник Михаил Колмогоров, который фактически в эти годы руководил мраморным