Роль творчества К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста

Курсовая работа

Актуальность темы. С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.

Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации).

Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д.Поленова, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут, В.А.Милашевский, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.

Основная задача воспитания дошкольников -гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, С Л. Рубинштейна и др. показывают, что решить эту задачу можно при условии правильного выбора средств, которые позволят ребенку в ходе освоения культурно-исторического опыта стать субъектом собственной деятельности.

Дошкольники открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Необходимо присутствие книги в разных областях деятельности детей, чтобы они имели возможность чаще общаться с ней, могли развивать свои литературные интересы.

Цель исследования: изучить дидактические основы использования творчество К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: воспитание положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: ознакомление с творчеством К.И. Чуковского как средство воспитания положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать психолого- педагогическую литературу по прблеме воспитания положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.

77 стр., 38414 слов

«Театрализованная деятельность как средство всестороннего ...

... жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было ...

2. Раскрыть методические основы воспитания положительного отношения к книге в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творчеством К.И. Чуковского.

3. Выявить исходный уровень сформулированности положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.

4. Составить методические рекомендации для воспитателей по использованию творчества К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения к книге у детей старшего дошеольного возраста.

Методы исследования:

1.Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.Эмпирические методы: диагностические задания, направленные на изучение сформированности положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста.

3.Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных данных.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад-«Золотая рыбка» г. Абакана.

Практическая значимость: практические материалы исследования могут быть исполь зованы педагогами ДОУ в воспитательно-образовательной работе, направленной на воспитание положительного отношения к книге у детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава 1. Теоретические основы воспитания положительного отношения к книге у детей дошкольного возраста

1.1 Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Художественная литература как «искусство слова», — один из видов искусства, включающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы [8].

Слово — не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктографическом письме, и в символической живописи. Художественная же литература же располагает только словом. В этом ее ограниченность по сравнению с другими видами искусства, но в этом и ее сила, поскольку слово способно отражать не только то, что непосредственно можно видеть, слышать, но и переживания, чувства, стремления и т. д. Слово обладает огромной силой обобщения, способностью передать тончайшие движения души, различные социальные процессы. В зависимости от способов организации словесного материала различаются две главные разновидности художественной литературы: проза, поэзия [11].

Богатейшие возможности слова в отражении действительности и выражении внутреннего мира человека, его духовной жизни позволяют воссоздать картины идейных столкновений, социальных, политических конфликтов, включающих идейную борьбу, философские воззрения, столкновение характеров, нравственных и политических принципов и т. д. В пределах каждой из названных разновидностей художественной литературы имеются, естественно, и более мелкие членения, формы, жанры. Основанием их выделения служит содержание жизненного материала, охватываемого ими. Основные жанры (роды) литературы эпос, лирика и драма. Им соответствуют следующие виды: очерк, рассказ, повесть, роман — в эпосе; трагедия, драма, комедия — в драме; песня, лирическое стихотворение в лирике [18].

Слово связывается обычно в нашем сознании с представлением о передаваемом им понятии. Но в художественной литературе слово порождает художественный образ, т. е. живую картину действительности, в которой перед читателем оживают реальные люди с их жизненными проблемами, мыслями, поисками и заблуждениями. Прекрасно использовали силу слова для правдивого, высоко художественного отражения реальной действительности великие мастера литературы.

11 стр., 5498 слов

Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева Отцы и дети и отношение к нему автора

... отношения отцов и детей. ― Рассмотреть отношение Базарова к Одинцовой. ― Рассмотреть отношение Базарова к Аркадию. ― Выяснить как же относился автор к своему главному герою. 2. Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и отношение к нему автора 2.1.Образ Базарова, ...

И здесь особое место занимает литература для детей, как широчайшая область художественного творчества мастеров, творящих для детей. Детская литература — вид искусства. Его содержанием является сфера детского эстетического отношения к действительности. Детское сознание имеет конкретно-фантастическую форму, т.е. выступает как осуществление конкретных желаний, направленных на «Я», само же осуществление желаний как бы абсолютизируется, имеет фантастический характер. Детская литература удовлетворяет эстетическим потребностям ребенка [22].

К.Д. Ушинский всегда отмечал огромное влияние литературного произведения на развитие нравственных качеств, чувств ребёнка, на воспитание уважение к труду, любви к природе, человеку. Той же позиции придерживался Лев Толстой, увлечённый педагогической деятельностью. В детях видел будущее страны и А.М. Горький. Его педагогическим идеалом было воспитание гармонически развитой личности, воспитание «человеческого человека». Горький особое внимание уделял вопросу детского чтения, детской литературы. В его представлениях книга — это могучее средство воспитания [28, с. 38].

М.М. Конина, продолжая развивать идеи своего учителя Е.А. Флёриной, в работе «Художественная литература, как средство нравственного воспитания» подчёркивает значимость художественной литературы как средства нравственного воспитания. По её мнению, именно словесное искусство «раскрывает перед ребёнком систему нравственных отношений…, прививает ему нормы нравственного поведения… в виде ярких художественных образов» [28, с. 39].

Художественно-эстетическое воспитание при общении с литературой есть, прежде всего, воспитание творческого слушателя и читателя, развитие литературно-творческих способностей детей. С воспитанием навыков творческого слушания и чтения развиваются и общий творческий потенциал ребенка [11].

У детей можно отметить образность восприятия действительности. Живость воображения дошкольника абсолютное достоинство; нельзя, скажем, говорить, что фантазия ребенка богаче фантазии взрослого. Живость детского воображения не координируется знанием закономерностей окружающей жизни. Исходя из этого, можно назвать главную задачу литературно-творческого развития детей: развивая характерное для детей воображение, делать его в то же время более содержательным, ос насыщенным знаниями закономерностей окружающего мира, т.е. воспитывать умного и внимательного слушателя и, затем, читателя.

Творческое освоение литературного произведения происходит в процессе его восприятия. С дошкольниками оно может быть организовано как слушание текста какого-либо произведения, читаемого воспитателем, педагогом, аудиозапись и т.д. Слушание исполняемого литературного произведения заставляет более внимательно относиться к художественному тексту, вслушиваться в него, переживания носят определённый коллективный характер, поскольку рядом сидят такие же слушатели, это объединяет, настраивает чувства, возвышают их [45].

2 стр., 863 слов

О классике гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и его произведении ...

... На меня неизгладимое впечатление оказало небольшое произведение «Спешите дети, будем учиться летать», заставившее меня задуматься о детях, ... на превосходстве учителя в отношении учеников, а на равноправном сотрудничестве, в основе которого лежат философско-педагогические корни меня просто «захватила» и вдохновила на ... личностный подход в педагогике по Амонашвили в современной России рекомендован ...

Уровень восприятия литературного произведения, как и любого другого, зависит от уровня общего развития ребёнка, от его начитанности, интересов и потребностей. Неразвитый интерес к литературе проявляется в поверхностности восприятия, во внимании только к событийной стороне произведения, равнодушии к поэтическим, художественным элементам. Такому читателю наиболее сложная, богатая мыслью и чувством, глубинная основа произведения оказывается непонятной. Культурный читатель рассматривает сюжет, конфликт, фабулу читаемой книги как средство увидеть в живой, образной форме жизнь той нравственной и эстетической идеи, которая волнует художника, и которая стала основой произведения.

Итак, детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие [17].

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками [22].

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла [7].

1 стр., 298 слов

Литературный язык

... литературного языка зависят от текстов-образцов, на которые ориентируется литературный язык в своем развитии. Материал с сайта Например, функции русского литературного языка до 18 века вы­полнял церковнославянский язык. После петровских реформ русский литературный язык ...

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

1.2 Методологические основы ознакомления детей дошк ольного возраста с художественной литературой