Живопись раннего Возрождения

Курсовая работа

Эпоха Возрождения возникла в Италии. Её признаки были заметны ещё в 13 и 14 веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х одов XV века. В 14 веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко. Итальянское Возрождение раделяется на следующие этапы: Проторенессанс, Раннее Возрождение , Высокое Возрождение , Позднее Возрождение. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Живопись этого периода представлена художниками: Ченни де, Джотто ди Бондоне Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди , Дуччо ди Буонинсенья , Симоне Мартини , Лоренцо Монако .

Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства. Этот период прославили:Джованни Беллини , Андреа Верроккьо , Сандро Боттичелли , Доменико Гирландайо, Леонардо да Винчи , Пинтуриккио , Микеланджело Буонорротти , Джорджо Барбарелли , Рафаэль Санти , Тициан Вечеллио.

12 стр., 5915 слов

Искусство Эпохи Возрождения в Италии

... и Джованни Боккаччо (1313-1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. В изобразительном искусстве безличное ... традиций стали появляться черты нового искусства – будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом ... делают его родоначальником нового искусства. Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века - ...

Период позднего Возрождения или маньеризм связан с кризисом Ренесанса. Художники, рисовавшие картины в этом стиле, стремились усвоить лишь «манеры» великих мастеров Возраждения. Этот стиль отличается субъективизмом, вычурностью образов, изощрённостью форм. Из художников, писавших в этот период можно выделить: Франческо Мельци , Якоппо Карруччи , Аньоло Бронзино , Якопо Робусти , Паоло Веронезе , Лавиния Фонтана , Микеланджело Меризи де Караваджо .

Венецианская школа.

Венецианская школа, одна из основных живописных школ Италии с центром в городе Венеция (отчасти также в небольших городах Террафермы – областей материка, прилегающих к Венеции).

Для Венецианской школы характерны преобладание живописного начала, особое внимание к проблемам колорита, стремление к воплощению чувственной полноты и красочности бытия. Тесно связанная со странами Западной Европы и Востока, Венеция черпала в иноземной культуре все то, что могло служить ее украшению: нарядность и золотой блеск византийских мозаик, каменную антуражность мавританских сооружений, фантастичность храмов готики. При этом здесь был выработан свой оригинальный стиль в искусстве, тяготеющий к парадной красочности. Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.

Наибольшего расцвета Венецианская школа достигла в эпоху Раннего и Высокого Возрождения, в творчестве Антонелло да Мессина, открывшего для современников выразительные возможности масляной живописи, создателей идеально — гармонических образов Джованни Беллини и Джорджоне, величайшего колориста Тициана, воплотившего в своих полотнах присущие венецианской живописи жизнерадостность и красочное полнокровие. В работах мастеров Венецианской школы 2-й половины 16 столетия виртуозность в передаче многоцветия мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с явным и скрытым драматизмом, тревожным ощущением динамики и беспредельности мироздания (живопись Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто).

В 17 веке традиционный для Венецианской школы интерес к проблемам колорита в работах Доменико Фетти, Бернардо Строцци и других художнико сосуществует с приемами живописи барокко, а также реалистическими тенденциями в духе караваджизма. Для венецианской живописи 18 столетия характерен расцвет монументально-декоративной живописи (Джованни Баттиста Тьеполо), бытового жанра (Джованни Баттиста Пьяццетта, Пьетро Лонги), документально — точного архитектурного пейзажа — ведуты (Джованни Антонио Каналетто, Бернардо Белотто) и лирического, тонко передающего поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции городского пейзажа (Франческо Гварди).

Флорентийская школа.

Флорентийская школа, одна из ведущих итальянских художественных школ эпохи Возрождения с центром в городе Флоренция. Формированию Флорентийской школы, окончательно сложившейся в 15 веке, способствовал расцвет гуманистической мысли (Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лико делла Мирандола и др.), обратившейся к наследию античности. Родоначальником Флорентийской школы в эпоху Проторенессанса стал Джотто, придававший своим композициям пластическую убедительность и жизненную достоверность. В 15 веке основоположниками искусства Ренессанса во Флоренции выступили архитектор Филиппо Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо, за которыми последовали архитектор Леон Баттиста Альберти, скульпторы Лоренцо Гиберти, Лука делла Роббиа, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано и другие мастера. В архитектуре Флорентийской школы в 15 столетии был создан новый тип ренессансного палаццо, начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающей гуманистическим идеалам эпохи.

2 стр., 994 слов

Общая характеристика искусства эпохи Возрождения. Живопись эпохи Возрождения

... характеру. Таким образом, именно эпоха Возрождения придаёт скульптуре такие качества, как самостоятельность и независимость от архитектуры и живописи. Происходит развитие почти всех специфических ... и другие художники [22, https:// ]. Таким образом, итальянская архитектура эпохи Возрождения характеризуется ясностью, античной простотой, гармонией и соразмерностью. Новаторские идеи в скульптуре ...

Для изобразительного искусства Флорентийской школы 15 века характерны увлечение проблемами перспективы, стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры (произведения Андреа дель Верроккьо, Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо), а для многих ее мастеров – особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность (живопись Беноццо Гоццоли, Сандро Боттичелли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Пьеро ди Козимо. Искания мастеров 15 столетия завершили великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело, поднявшие художественные искания Флорентийской школы на новый качественный уровень. В 1520-е годы начинается постепенный упадок школы, несмотря на то, что во Флоренции продолжал работать ряд крупных художников (живописцы Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто, скульптор Андреа Сансовинo Контуччи; с 1530-х годов Флорентийская школа становится одним из главных центров искусства маньеризма (архитектор и живописец Джорджо Вазари, живописцы Анджело Бронзино, Якопо Понтормо).

В 17 веке Флорентийская школа приходит в упадок.

Проторенессанс.

Проторенессанс-период Возрождения, период истории итальянского искусства (XIII век — начало XIV века), предшествовавший возрождению и ознаменовавшийся ростом реалистичности произведений искусства и появлением античных сюжетов. Это был первый и решительный шаг к развитию всей человеческой цивилизации, к торжеству красоты и разума.

В Европе все еще царил феодализм, но с каждым десятилетием города, их ремесло и торговля приобретали все больше и больше значения. Особенно быстро разрастались и развивались прибрежные города Италии, которые по мере деградации и уничтожения Византии становились центрами Среднеземноморской торговли.Итальянские купцы и их помощники много путешествовали. Восточная роскошь, развитая византийская и арабская культуры будили желания. Неустанная борьба с морями и пустынями, по которым шли торговые пути, развивала силы. А выгодная торговля и развитие мануфактурного производства давали городским властям и купцам огромные богатства.Эти богачи щедро финансировали создание красивого и мудрого, поощряли стремление к новым достижениям и открытиям. Конечно, они делали это чаще всего для собственной славы или выгоды, но имена их забыты, а потраченные ими деньги обогатили все человечество великими творениями.

Важно отменить еще и то, что с 1250 по 1494 годы Италия не знала вторжения иностранных завоевателей. Внутренние войны были короткими и почти бескровными. Это редчайший случай в истории человечества, который очень способствовал развитию культуры Возрождения.В конце XIII века Флорентийская республика провозгласила “свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица“ (декларация “Установление справедливости“).На рубеже XIII-XIV веков итальянская культура переживает блестящий подъем. Безличное цеховое ремесло уступает место индивидуальному творчеству. В литературе, архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие.

30 стр., 14609 слов

Развитие художественных навыков учащихся детских школ искусств ...

... художественных навыков. Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. 1. Теоретические основы развития художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи ... поиск эффективных методов для усвоения и овладения художественных навыков пейзажной живописи в системе уроков дополнительного ...

Новые веяния проникают и в живопись Италии. В течение некоторого времени значительная роль в этой области принадлежала художникам Рима. Римская школа выдвинула одного из крупнейших мастеров Проторенессанса –Пьетро Каваллини (1240-1330).

Он первый отошел от византийских церковных канонов. Его мозаики в церкви Санта-Мария и фрески в церкви Санта-Чечилия напоминают рисунки с натуры, а не подражания средневековым изображениям, у которых тела скрыты балахонами, а постные лица искажены непропорционально большими глазами.

Позже ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе. Рождение проторенессансного искусства во Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо (ок.1240-ок.1302).

Но самым радикальным реформатором живописи был один из величайших художников итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266-1337).

Он работал как живописец, скульптор и архитектор. Но все же главным его призванием была живопись.

В своих работах Джотто практически полностью порвал с религиозными канонами и фактически изображал своих современников. Он перестал соединять разновременные события в одной композиции. Картины Джотто пространственны. На них архитектура и пейзаж подчинены действию, каждая деталь направляет внимание зрителя к смысловому центру. При этом чувства изображенных персонажей потрясают зрителей. Знаменитыми работами Джотто являются роспись капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320-1325).

Все живописные произведения Джото являются своеобразными учебниками для художников, но особенно выделяется его фреска “Поцелуй Иуды“. Красота, возвышенность, одухотворенность в образе Христа и уродство, низость в образе Иуды. Это как символ противоречий, присущих эпохе, как бы сошедшихся в страстном поцелуе.

Джото был автором колокольного собора во Флоренции, а также оставил потомкам очень точное изображение кометы Галлея

Таким образом, творчество эпохи Проторенессанса было очень разносторонним. А судьба одного творца существенно отличалась от судьбы другого. Вместе с тем, у них было много общего. Все они продолжали придерживаться религиозной формы, но заполняли эту форму человеческими чувствами и желаниями. В поисках нового деятели Проторенессанса создавали языки, школы, направления. И оставалось сделать только шаг, чтобы из служанки церкви выросло самостоятельное искусство, которое ищет свой идеал не в потустороннем мире, а здесь среди живых людей. Этот шаг и сделала культура Раннего Возрождения.

Раннее Возрождение.

В первых десятилетиях XV века в искуссве Италии происходит решительный перелом.Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской культуры.Творчество Донателло,Мазаччои их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма,сушественно отличавшегося от искусства готики.Произведения мастеров этого времени пронизано идеалами гуманизма,они героизируют и возвеличивают человека,поднимают его над уровнем обыденности.

16 стр., 7849 слов

Джотто мастер семи свободных искусств

... мастеров папской резиденции, консервативного Рима и еще недавно незначительного в отношении искусства городка Флоренции. ... не следовал традиционным канонам. Джотто становится самостоятельным и свободным истолкователем исполняемых им сюжетов, ... весьма близко к живописи Джотто. Для обоснования этой теории естественно ... ли росписи церкви в Ассизи, посвященные житию Франциска Ассизского, самому Джотто или художникам ...

В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенесанса.То, что только интуитивно,на ощупь искали мастера Проторенесанса,теперь основывается на точных знаниях.

Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой.Различие условий,в которых формируется местные школы,поражает разнообразие художественных течений.Новое искусство ,победившее в начале XV века в передовой Флоренции,далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны.В то время как во Флоренции работали Брунелесски,Мазаччо,Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства,лишь постепенно вытесняемые Ренесансом.

Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция.Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата.Ведущюю роль в культурной жизни Флоренции бесспорно принадлежало искусству.

Ту же эволюцию, что и скульптура, проходит живопись раннего Возрождения. Преодолевая готическую отвлеченность образов, развивая лучшие черты живописи Джотто, художники 15 века вступают на широкий путь реализма. Невиданный расцвет переживает монументальная фресковая живопись. Реформатором живописи, сыгравшим ту же роль, что в развитии архитектуры Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, был флорентиец Мазаччо (1401—1428), проживший короткую жизнь и оставивший замечательные произведения, в которых нашли продолжение поиски обобщенного героического образа человека, правдивой передачи окружающего его мира.

С наибольшей наглядностью эти искания проявились во фресках капеллы Бранкаччи при церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции «Чудо со статиром» и «Изгнание из рая» (обе — между 1427—1428 годами).

Мазаччо порывает с господствовавшими в живописи второй половины 14 века декоративностью и мелочной повествовательностью. Следуя традиции Джотто, художник Мазаччо сосредоточивает внимание на образе человека, усиливая его суровую энергию и активность, гражданственный гуманизм. Мазаччо делает решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые вводит воздушную перспективу. Во фресках Мазаччо на смену неглубокой площадке — месту действия в росписях Джотто — приходит изображение реального глубокого пространства; убедительнее и богаче становится пластическая светотеневая моделировка фигур, прочнее их построение, разнообразнее характеристики. И притом Мазаччо сохраняет огромную нравственную силу образов, которая пленяет в искусстве Джотто.

Наиболее значительная из фресок — «Чудо со статиром», многофигурная композиция, включающая, по традиции, различные эпизоды легенды о том, как при входе в город с Христа и его учеников спросили пошлину — статир (монету); как по приказанию Христа Петр поймал в озере рыбу и нашел в ее пасти статир, который передал стражнику. Оба этих дополнительных эпизода — ловля рыбы и вручение статира — не отвлекают внимания от центральной сцены — группы апостолов, входящих в город. Фигуры их величавы, массивны, мужественные лица носят индивидуализированные черты людей из народа, в крайнем справа человеке некоторые исследователи усматривают портрет самого Мазаччо. Значительность происходящего подчеркнута общим состоянием сдержанного волнения. Естественность жестов, движений, введение жанрового мотива в сцене поисков монеты Петром, тщательно написанный пейзаж сообщают росписи светский, глубоко правдивый характер.

9 стр., 4472 слов

Образ Геракла в скульптуре и живописи Флоренции эпохи Возрождения

... Геракла в скульптуре и живописи Флоренции Надо заметить, что во Флоренции живопись развивалась почти одновременно с другими искусствами, и, может быть, по ... искусства. Ярчайшим представителем искусства и архитектуры Флоренции начала Возрождения является, несомненно, Филиппо Брунеллески, который во ... купцом, соперником Медичи. В середине 15-го века Питти поручил строительство грандиозного дворца. Но ...

Не менее реалистична трактовка сцены «Изгнание из рая», где впервые в живописи Возрождения изображены обнаженные фигуры, мощно моделированные боковым светом. Их движения, мимика выражают смятение, стыд, раскаяние. Большая достоверность и убедительность образов Мазаччо сообщают особую силу гуманистической идее о достоинстве и значительности человеческой личности. Своими новаторскими исканиями художник открыл пути дальнейшего развития реалистической живописи.

Учелло. Экспериментатором в области изучения и использования перспективы был Паоло Учелло (1397—1475), первый итальянский баталист. Трижды варьировал Учелло композиции с эпизодами битвы при Сан-Романо (середина 1450-х годов, Лондон, Национальная галерея; Флоренция, Уффици; Париж, Лувр), увлеченно изображая разноцветных коней и всадников в самых разнообразных перспективных сокращениях и разворотах.