1. Модель эстетического воспитания детей дошкольного возраста
2. Современные подходы к эстетическому воспитанию детей
дошкольного возраста
Декоративно-прикладное искусство.
Музыкально-эстетическая работа.
Развитие художественно-творческих способностей.
Эстетическое воспитание ребенка посредством компьютера.
1. Модель эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Исходя из рассмотренных в 1-й главе психолого-педагогических основ эстетического воспитания детей дошкольного возраста и добавив организационный аспект, можно предложить следующую модель системы эстетического воспитания дошкольников (рис. 2.1).
С позиций системного подхода модель системы формирования эстетического воспитания дошкольников имеет двухуровневую структуру: средовый и личностный. Функции средового уровня заключаются в определении стратегических целей системы эстетического воспитания и интеграции деятельности всех субъектов системы. Данный уровень представлен образовательной средой, которая в своей структуре содержит ряд модулей, обеспечивающих реализацию основных задач эстетического воспитания.
Научно-методологический модуль является системообразующим: он обеспечивает понимание сущности системного подхода к эстетическому воспитанию, обусловливает содержание процесса эстетического воспитания, определяет эффективность педагогических условий его реализации. Акмеологический модуль обеспечивает профессиональную готовность специалистов системы образования (воспитателей, педагогов искусствоведческого цикла) к эстетической деятельности, информационные потребности в новых технологиях и подходах к формированию эстетической воспитанности.
Родительский консалтинг обеспечивает родителей информацией о сущности эстетического воспитания. Данный модуль включает блоки: постоянно действующий лекторий; индивидуальные консультации по оказанию помощи в овладении определенными умениями и навыками в области эстетики.
Когнитивный компонент предполагает наличие знаний в сфере культуры и искусства.
Рисунок 2.1. Модель системы эстетического воспитания дошкольников
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Потребностно-мотивационный компонент обусловливает возникновение потребности изучения культуры и искусства, интереса и готовности к занятию творчеством. Деятельностный компонент предполагает овладение определенными умениями и навыками по освоению творческих навыков, знаний в сфере культуры и искусства.
Для эффективного функционирования опытно-экспериментальной модели эстетического воспитания дошкольников необходимо создание комплекса педагогических условий. В качестве основных педагогических условий можно назвать социально-педагогические, направленные на приобщение дошкольников к национальной культуре через образовательную среду; психолого-педагогические, – призванные раскрывать потенциальные возможности личности посредством приобщения к этнокультурным элементам культуры и искусства; организационно-методические, обеспечивающие разработку принципов отбора учебного материала, интеграцию учебной, педагогической, семейной и досуговой сфер.
Разработанная иерархия уровней представленной модели позволяет определить сферы деятельности всех субъектов системы эстетического воспитания, как в семье, так и в ДОУ.
К основным принципам эстетического воспитания в семье следует отнести:
1. принцип гуманистической направленности воспитания,
2. принцип природосообразности,
3. принцип культуросообразности,
4. принцип единства, согласованности и преемственности в воспитании,
5. принцип направленности воспитания на развитие социальной и культурной компетентности дошкольников.
Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь, и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах. Данной проблематике посвящены работы таких известных психологов и педагогов как И. Агаповой, М. Давыдова, Ю. Альперович, О. Белобрыкина, Я. Бердыхова, Н. Бочаровой, О. Тихонова, Г. Рыжавского, Е. Вавиловой, Ю. Гранильщикова, Э. Романовской, В. Симакова, Д. Силберг, В. Скрипалева и др.
Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны, направлен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.
Развитие досуговых интересов современной семьи в условиях модернизации российского общества зависит от соблюдения факторов:
- создания многоуровневой системы организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы, в зависимости от типа семьи, ее уровня потребления и созидания духовных ценностей;
- развития досуговых интересов семьи в контексте взаимодействия с социальной средой;
- сохранения ядра народной культуры в условиях усиления тенденций создания межэтнических семей;
- соблюдения комплекса социально-культурных условий, необходимых для осуществления социальной адаптации семей.
Таким образом, досуговая деятельность с ребёнком в семье является неотъемлемой частью эстетического семейного воспитания, т.к. во время совместных игр, развлечений взрослые наиболее контактируют с ребёнком, а это положительно сказывается на эмоциях ребёнка, что в свою очередь отражается и на здоровье.
Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения — все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.
Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов.
Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними.
Главными среди них являются:
1. Целесообразность, практическая оправданность обстановки.
2. Чистота, простота, красота.
3. Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Например, бледно-желтые нарциссы рядом с синей водой аквариума усиливают красочность окружающего.
4. Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.
Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, сделать красивую игрушку.
Изображенные на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию детей. Это — труд людей, жизнь детского сада, пейзажи, натюрморты, жизнь птиц и животных, сказочный мир. Во всех группах могут быть использованы натюрморты, эстампы с изображением животных, картины со сказочной тематикой. Пейзажи рекомендуется использовать в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Аленушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др. В комнате следует иметь не более 2-3 картин.
Хорошо, когда есть одна большая картина, особо привлекающая внимание детей, и две-три меньшего размера. Картины должны быть хорошо освещены, не мешать одна другой, поэтому не следует помещать их слишком близко. Менять картины и эстампы следует с учетом времени года, задач воспитательной работы с детьми. Например, хорошо вывешивать картины, связанные с темой предстоящей беседы, чтением художественного произведения, игрой.
Важное место в оформлении детского сада должно принадлежать произведениям народного прикладного искусства. Во всех группах должна быть представлена хохлома (мебель в книжном уголке и один-два предмета, которые меняются).
Хорошо иметь веселую дымковскую игрушку, жестовские подносы, произведения из керамики. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить комнату. Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой няни, воспитатель подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой, но и создает уют в комнате. Хорошо убранное, сверкающее чистотой помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а к старшей группе уже самостоятельно.
С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры.
Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека.
Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать.
Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательными друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.
Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге. То, что по-настоящему взволнует детей, обязательно отразится в их играх, рисунках, рассказах.
Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Знакомство с их красотой и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания детского сада, со своей улицы. С возрастом и накоплением знаний тематика ознакомления детей с достопримечательностями города, села расширяется. И где бы ни жили дети, в старших группах их обязательно знакомят со столицей нашей Родины Москвой, ее Красной площадью.
В процессе этой работы воспитатели дают детям представления о некоторых архитектурных особенностях построек и ансамблей, обращают внимание на своеобразие отдельных форм и линий, на целесообразность архитектуры, на то, как она вписывается в природный пейзаж. Эти впечатления дети отражают в строительных играх. Их постройки становятся все более сложными и красивыми. Отдельные здания, мосты, вокзалы начинают объединяться в творчестве детей в ансамбли улиц.
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Высокую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки… каждая из них есть — поэма».
Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык — музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом был убежден В. А. Сухомлинский.
Изобразительное искусство также необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы. На праздниках в детском саду разные виды искусства воздействуют на детей в своеобразии и единстве. Праздники оказывают сильное впечатление на дошкольников, надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания. Высоки требования, предъявляемые к искусству для детей. Произведения, которые отбираются для дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными для понимания, отвечать задачам воспитания.
Художественный материал для каждой последующей возрастной группы постепенно усложняется в связи с углублением задач эстетического воспитания. Это учтено в «Программе воспитания в детском саду», где определены художественные произведения для каждой возрастной группы.
Наконец, очень важно качество исполнения художественных произведений для детей, от которого во многом зависит эстетическое воспитание ребенка.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
В ДОУ действую практически те же принципы эстетического воспитания, но оно отличается рядом форм. Например, оформление отдельной детской комнаты с уклоном на развитие эстетических компонентов, в которой целенаправленно оказывается большее влияние на развитие ребенка в эстетическом плане. Педагоги должны учитывать особенность ориентировочной активности ребенка. С одной стороны, мир манит ребенка своей непознанностью, с другой — учит осторожности. Он не может быть другим, в нем говорит природа его возраста. Вот почему малыша нельзя лишать радости освоения пространства и накопления сенсорного, чувственного опыта.
При организации жизненного пространства ребенка следует учитывать особенности раннего возраста, его психологические и физиологические отличия. Известны случаи, когда даже художники-дизайнеры, взявшись за дело, не справлялись с поставленной задачей. Казалось бы, яркие стены, красочные картины на них, волшебный сундучок, до верху заполненный игрушками, над кроватью воздушный полог, сквозь который просматривается образ сказочного героя или доброго волшебника. Взрослые в восторге. А что же малыш? Он испугался того, кто прячется у кроватки за пологом. Для него исчезли картинки и книги, которые дизайнер расположил на недоступном детскому взгляду уровне. Не нашел он и любимых игрушек. А когда открыли сундучок, малыш вынул из него куклу, мишку, слоненка и поставил их на пол. Ведь для него они «живые». Почему же их посадили в ящик?
Сказанное позволяет заметить, что оформление детской комнаты требует определенных знаний психологического возраста ребенка. Поэтому следует пользоваться одновременной помощью специалистов — как художников-дизайнеров, так и педагогов, психологов, знающих возрастные особенности детей.
Так, в частности, неспособность дошкольников к длительному статическому напряжению, неустойчивость их внимания, потребность в движении и действии делают необходимыми в организации их восприятия и взаимодействия с игровыми предметами следующие методы и приемы:
- равноправный ценностный диалог, в котором ребенок «переживает ценности» (М. Каган), близкие его малому личностному опыту;
- интерактивность по представлению» при помощи сенсорных возбудителей перцепционных и мнемонических откликов;
- введение персонажа-проводника, роль которого исполняет кукла или ведущий занятие педагог, выступающий в соответствующем образе;
- использование символического атрибута и предмета-заместителя, концентрирующего восприятие детей на определенном этапе занятия;
- обращение к «художественному слову» и изобразительной деятельности в экспозиции в поле воздействия музейного подлинника (декламация, рисование сухими графическими средствами, пантомима, пластические этюды).
Подводя итоги характеристике представленной модели системы эстетического воспитания дошкольников, следует подчеркнуть, что изучение литературы по предмету нашего исследования показало особую значимость развивающего влияния окружающей среды — всего того, что принято называть культурой быта. Окружающая предметно-пространственная среда, образующая современный интерьер и дизайн внутренних помещений, значима не только в плане физического комфорта, но и для эстетического воспитания, создания душевного благополучия ребенка. Мебель, игрушки, одежда, развивающие пособия, дизайн внутренних помещений, световой комфорт, цветовая гамма стен, гардин и напольных покрытий — все это создает настроение. Окружающая среда должна обеспечивать физическое, умственное, эстетическое, а также нравственное воспитание и развитие ребенка. Мир предметов, окружающих малыша, «открывается» ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности. Например, бытового или художественного характера: мыло необходимо для мытья, карандаш — для рисования… Поэтому в педагогике раннего детства так важно ознакомление с окружающим — с предметами мебели, быта, игрушками и т.п.
Вместе с тем стоит принять во внимание, что окружающая среда — это и тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет. Это социальная культура общества, уровень развития цивилизации, обеспечивающий витальные (жизненные) потребности растущего организма ребенка и формирующий душевный мир детства.
Теоретический анализ работ по проблеме досуга позволил выделить следующие его характеристики:
- это коллективная деятельность, содержание и формы, проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;
- выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, коллектива;
- препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение и т.п.;
- оказывает развивающее воздействие на всех ее членов: повышает их образовательный, общекультурный уровень;
- сплачивает общностью интересов, переживаний;
- является действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи.
Представляется, что, дополнение представленной выше модели системы эстетического воспитания дошкольников, данными целевыми характеристиками, можно конструировать конкретные содержательные подходы к эстетическому воспитанию детей.
2. Современные подходы к эстетическому воспитанию детей
дошкольного возраста
Разработка подходов к эстетическому воспитанию детей имеет достаточно длительную историю. Большой вклад в разработку содержания и методику эстетического воспитания детей внесли еше Н.К. Крупская, А. В. Луначарский, С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский.
С.Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский показали и на опыте доказали, что работа с ребенком позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством. При этом дети получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт. Работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.
В системе эстетического воспитания дошкольников можно выделить три взаимосвязанных звена:
- эстетическое просвещение,
- развитие эстетических чувств,
- обогащение опыта художественной деятельности.
Неоценимое значение для эстетического просвещения имеют рассказ-игры по различным жанрам искусства. Они несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства дошкольников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, т. е. непосредственное обращение к чувствам дошкольников, не доминировали над размышлением об искусстве.
В процессе художественного просвещения дети должны познакомиться с различными направлениями и жанрами искусства, включая те, которые их особенно интересуют. Но вместе с тем должен быть строго проведен целенаправленный отбор, как теоретического материала, так и произведений искусства, чтобы предупредить односторонность в их оценке и развить у дошкольников интерес к произведениям и предметам, с ними связанными.
Среди форм и методов эстетического воспитания особая роль принадлежит непосредственно-чувственному восприятию искусства. Речь идет о просмотре кино- и телефильмов, прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок, театра. Основное назначение этих форм эстетического воспитания состоит в обогащении и дифференциации чувственно-эстетического опыта дошкольников. Опыт ДОУ убеждает в том, что систематическое слушание, например, музыки постепенно приводит к усилению интереса к ней. Следует, однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот рациональный момент воспитания не должен оттеснять эмоционального восприятия произведений искусства. При подготовке и проведении музыкальных утренников важно четко определять их основную цель, чтобы обеспечить соответствующее сочетание работы мышления и чувств дошкольников, а главное — позаботиться о правильной направленности этих мероприятий.
Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь. Важно научить дошкольников правильно смотреть кино- и телефильмы.
Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить дошкольников к восприятию театрального искусства, но самое главное — создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.
Формами обогащения художественного опыта дошкольников являются занятия по творческим интересам. Детям следует помочь определиться с их интересом. В искусстве, как в познании и труде, созидание должно преобладать над потреблением. Например, даже систематическое и внимательное слушание хорошей музыки еще недостаточно для приобщения дошкольника к музыкальному искусству. В ряде случаев ребенок может стать исполнителем музыкальных произведений. Исполнитель глубже понимает и острее чувствует музыку, ее ритм и мелодию.
Особенно большое значение для познания искусства и перехода к серьезному художественному творчеству имеет самодеятельность. Ее ценность состоит в проигрывании определенных социально-художественных ролей, во многом основанных на творческой фантазии дошкольников. Согласно открытому Л.С. Выготским «закону реальности чувств», самые фантастические переживания ребенка всегда протекают на совершенно реальной психологической основе.
Художественная самодеятельность не ставит своей целью подготовить артиста или музыканта, хотя многие выдающиеся деятели искусства первоначально были участниками художественной самодеятельности.
Родители с учетом своих возможностей используют те же средства и методы эстетического воспитания, что и педагоги в ДОУ. Первая обязанность родителей — создать благоприятные условия для эстетического развития детей. К этим условиям относятся: художественно оправданная обстановка в доме и вокруг него; подобранные со вкусом предметы искусства, библиотека, телевизор, музыкальные инструменты, проигрыватель или магнитофон и др. А главное, отношения в семье, отвечающие требованиям эстетики и морали. Но условия оказывают развивающее влияние лишь при активном отношении к ним детей. В этом случае даже минимально необходимые условия успешно формируют эстетическую культуру детей.
Наиболее эффективными являются воспитательные воздействия родителей, осуществляемые в совместном с детьми труде и досуге. Коллективная уборка квартиры, посадка деревьев и цветов у дома и другой труд радуют и восхищают детей своим результатом.
Большое эстетически-воспитательное значение в семье имеют общие и семейные праздники. На всю жизнь остаются в памяти красиво сервированный стол, музыка, совместные прогулки, песни, стихи и др.
Эти формы эстетического воспитания обладают возможностью показать детям красоту человека, эстетику поведения людей в различных жизненных ситуациях. При этом важно обращать внимание детей на эстетически-положительное в людях, так как недостатки всегда виднее их достоинств.
При организации работы по развитию эстетических чувств и обогащению опыта художественной деятельности первостепенную роль играют виды и средства искусства.
Декоративно-прикладное искусство.
Одним из древнейших видов народного искусства по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей, является декоративно-прикладное искусство.
«Декоративное» по-латыни означает «украшать», а «прикладное» указывает на практическую полезность созданных этим искусством предметов. Основное назначение декоративно-прикладного искусства – сделать красивым предметное окружение человека.
Декоративно-прикладное искусство часто сравнивают с детским творчеством и находят между ними много общего. Действительно, их роднит, с одной стороны, непосредственное восприятие окружающего мира, с другой – сильное чувство декоративности, позволяющее в неожиданно смелых красочных сочетаниях и образах передавать подмеченное в жизни и воплощать с конкретной достоверностью самую диковинную фантастику. Но между тем, существует коренное различие: декоративно-прикладное искусство базируется на глубочайших знаниях, обширном опыте и профессиональном мастерстве, что отсутствует в детском творчестве. Поэтому задача воспитателя – обеспечить необходимую художественно-эстетическую подготовку дошкольников, сделать искусство действенным средством познания окружающей действительности, максимально приблизить детей к народному искусству.
Психологи и педагоги отмечают, что у детей можно вызвать эстетическое отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства, развить художественный вкус. Дети способны проявлять отзывчивость на специфические выражения этого вида искусства, благодаря целостности восприятия детей этого возраста, которая выделяется в исследованиях психологов В.В. Давыдова, А.А. Мелик-Пашаева.
Программа развития основ народного и декоративно-прикладного искусства», разработанная авторским коллективом во главе с профессором Т.Я. Шпикаловой, решает эту актуальную задачу, исходя из синкретического характера народного искусства, соединив в интеграционном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство и художественный труд, искусство слова и пения (музыки).
Цель программы – способствовать воспитанию высокохудожественной образованной личности дошкольника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков ребенка.
Содержание программы раскрывается по видам народного искусства:
1. Изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство:
- Основы художественного изображения.
- Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды.
- Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения.
- Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).
2.Устное народное творчество:
- Учебный материал, воспринимаемый изустно.
- Учебный материал для обучения чтению.
- Детский праздник.
Программа составлена достаточно подробно, что должно способствовать более грамотному использованию её воспитателем. Во все разделы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Этот перечень во многом разъясняет содержание программы, нацеливает воспитателя на выбор методов и форм проведения занятий.
В учебном интегрированном курсе широко и многогранно раскрываются художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта дошкольников как в процессе эстетического восприятия, так и в собственно художественно-творческой деятельности. В основу положены творческие принципы народного искусства, общий для любой из его областей (повтор, вариации, импровизации).
Кроме авторского коллектива во главе со Т.Я. Шпикаловой над проблемой модернизации художественно-эстетического воспитания работал Б.М. Неменский. Он создал свою собственную программу «Изобразительное искусство и художественный труд», которая решает следующие задачи:
- увлечение искусством;
- приобщение к художественной культуре:
a) Суть, содержание искусства (социальный опыт).
Те жизненные проблемы, ради решения которых и существует искусство. Формирование активного эстетического отношения к действительности ( в том числе и к народным художественным традициям).
Искусство формирует именно эстетические критерии человека.
b) Творческий опыт искусства.
Систематическое развитие образно-творческих способностей, вариативности, гибкости и гармоничности мышления человека.
c) Язык искусства (профессиональный опыт).
Обучение основам художественной грамоты, формирование элементарных практических навыков работы в различных видах художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной).
Таким образом, реализация задач эстетического воспитания как одного из направлений всестороннего, гармоничного развития личности требует совершенствования системы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Оно должно быть направлено не только на формирование понимания и эстетической оценки произведений народного искусства, но и на развитие практической деятельности дошкольников способствующей активному приобщению их к художественному творчеству, в том числе на занятиях декоративно-прикладным искусством, которое является эффективным средством развития художественного восприятия и мышления дошкольников, позволяет им практически реализовать свои творческие замыслы, повысить общий уровень художественно- эстетической воспитанности дошкольников.
Музыкально-эстетическая работа.
Как известно, существует три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела и игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
По времени проведения все формы можно разделить на:
- кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
- продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
- традиционные (регулярно повторяющиеся).
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
- а) результатом является информационный обмен;
- б) результатом является выработка общего решения (мнения);
- в) результатом является общественно-значимый продукт.
Все приведенные классификации форм взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций.
В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от целей и содержания (например, в музыкально-эстетическом воспитании часто используются утренники, конкурсы, викторины), и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач (например, музыкально-эстетическое воспитание).
Может быть подход к классификации, учитывающий массовость дошкольников: могут быть формы, применяемые только в одном классе, используемые для нескольких классов, в масштабе всего ДОУ.
Например, организуя музыкально-эстетическое воспитание, в каждом классе могут быть проведены беседы о музыке, о выдающихся композиторах, могут быть организованы экскурсии в театр. Сразу в нескольких классах можно провести музыкальные утренники, встречи и т.д. В масштабе всего ДОУ интересным будет проведение музыкальных смотров и фестивалей.
Есть формы, где ребята относительно мало активны, их главная деятельность – слушание, смотрение, восприятие, сопереживание, осмысление, размышление. В музыкально-эстетическом воспитании к этим формам можно отнести посещение театров, концертов.
Рассмотрим общие формы работы.
Занятия по интересам — создают возможности для более тесной связи и общения между дошкольникам, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.
Утренники имеют, прежде всего, познавательную направленность и могут быть посвящены творчеству отдельных композиторов, или на отдельные темы. Часто тема является лишь стимулом к введению детей в определенный круг явлений, облегчая им восприятие.
Большое значение в музыкально-эстетическом воспитании имеют концерты. На первых порах основной задачей концерта является: заинтересовать детей музыкой и заставить полюбить ее.
Отсюда большой и неизменный успех концертов типа «Сказка в музыке», «Времена года в песнях», «Русские композиторы детям» и т.д. Программы этих концертов отличаются многообразием музыки, построенной по принципу сопоставления контрастных произведений, как по характеру, так и по выразительным средствам.
Дух соревнования в жизнь детей вносят различного вида конкурсы, смотры и др. формы состязаний. Эти формы состязания проводятся и в области музыки. Смотры и все виды конкурсов всегда привлекают внимание дошкольников. Проведение смотров и конкурсов начинается с отбора, проводимого по параллелям, где выявляются свои победители и призеры.
Кроме общих форм, применяемых для решения широкого круга воспитательных задач, есть и формы, более тесно связанные с отдельными направлениями воспитания.
Например, в области эстетического воспитания наиболее распространенными формами коллективного приобщения к искусству, в том числе и к музыке, являются посещение театров, концертов, прослушивание музыкальных записей или просмотр музыкальных фильмов.
К формам работы с дошкольниками относятся: организованное проведение праздников красного календаря, смотры художественной самодеятельности; недели музыки, театра и т.д. На практике различные организационные формы работы с дошкольниками применяются в сочетании.
Организуя музыкально-эстетическую работу, следует помнить, что:
- широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей дошкольников;
- необходимо воспитывать у дошкольников интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;
- все формы внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на эстетическое, нравственное воспитание дошкольников, формирование их музыкальных вкусов и интересов.
Музыкально-эстетическую работу можно проводить в разнообразных формах. Перечислить все их невозможно. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.
Развитие художественно-творческих способностей.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.
Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.
Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.
Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении. «Пусть поезд, — писала Н. К. Крупская, — на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения».
Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в одну из любимейших игр — в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссер К.С. Станиславский говорил актерам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей.
Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных нроизведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Вот стихотворение трехлетней Наташи, сочиненное ею для своей подруги:
Настя, одевайся!
Светит солнышко с утра.
В детский сад идти пора.
Так, осваивая те или иные навыки художественной деятельности, ребенок использует их, внося свою, пусть маленькую лепту в украшение жизни семьи, детского сада, своих сверстников.
В развитии художественно-творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.
Есть в Ленинграде за Невской заставой детский сад № 29. Рисунки его воспитанников известны во многих странах мира: Индии, Японии, США, Польше, ГДР, Швеции и т. д., куда они отправлялись на международные конкурсы детского творчества. Работы эти получили 17 золотых и множество серебряных медалей, десятки дипломов и ценных подарков.
В чем причина такого успеха? Это самый обычный детский сад, и дети здесь обыкновенные, только педагоги работают тут увлеченно, успешно развивают художественно-творческие способности малышей.
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус — понятие широкое; он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.
В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.
Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.
Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.
Эстетическое воспитание ребенка посредством компьютера.
Мир, в котором начинают жизнь сегодняшние дети, в немалой степени является воплощением графических образов выстраиваемых на экранах мониторов компьютера. Вне зависимости от того, насколько этот факт осознается и понимается, значение его для эстетического воспитания трудно переоценить ведь, как заметил А.И. Буров, — «любое эстетическое отношение не существует без эстетического предмета, эстетический предмет есть условие формирования эстетического отношения».
Без компьютера мир был бы иным, чем он есть сейчас. А сейчас он для ребенка – часто бывает единственно возможный, самый живой, понятный и родной.
Можно смело утверждать, что сегодня компьютер является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека).
В этом и заключается первостепенное значение компьютерных технологий для эстетического воспитания ребенка.
Это остается справедливым даже тогда, когда сам ребенок не имеет непосредственных контактов с инструментарием и технологиями создания и обработки изображений на компьютере. Ему все равно неизбежно приходится усваивать результаты такого творчества. Однако это усвоение может проходить либо под грамотным руководством воспитателей (родителей, воспитателей), либо самопроизвольно, спонтанно, методом проб и ошибок самого ребенка под хаотичным и беспорядочным влиянием не согласованных между собой элементов социального окружения.
В том же случае, когда знакомство с компьютерными технологиями выходит на уровень практической деятельности ребенка (игровой и образовательной), организованное воспитательное воздействие становится особенно актуальным.
Общеизвестно, что общение детей с произведениями искусства развивает их эстетические чувства, потребности и способности. Однако для эффективного влияния на процессы художественного восприятия необходимо учитывать возрастные возможности детей, а также психологические условия, способствующие формированию эстетических отношений.
Многочисленные данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том поразительном факте, что эстетическое отношение к произведениям искусства в дошкольном возрасте (несмотря на высокую эстетическую чувствительность детей в целом) сформировано слабо. Подмена эмоционально-эстетического отношения к искусству непосредственно-эмоциональным, утилитарным, познавательным, нравственным и т.д. проявляется как при восприятии художественных произведений, так и в детском художественном творчестве.
Констатируется, что дети не имеют адекватных форм общения с произведением искусства, а, следовательно, искусство не может быть полностью использовано как средство эстетического и личностного развития ребенка.
К большому сожалению, воспитатели часто забывают о своеобразии детского эстетического восприятия и невольно стараются навязать ребенку общение на языке чуждых ему художественных образов, в котором подчас с трудом разбираются сами.
Для эстетически адекватного восприятия любого произведения искусства необходима определенная освоенность соответствующего культурного контекста, что иногда является большой проблемой для взрослого человека (о чем красноречиво говорит широкий спектр отношений к различным направлениям изобразительного искусства).
Стоит ли удивляться, что для детей, чье мировосприятие очень конкретное, привязанное к событиям их непосредственной жизни, подобная задача является неразрешимой, а значит педагогически неоправданной.
Если не смешивать живое искусство и музейную историю искусств, то окажется, что дети очень восприимчивы к эстетической стороне художественных произведений, если последние говорят на понятном для детей языке образов. Множество свидетельств тому можно найти, анализируя детские отношения к любимым игрушкам, книжным иллюстрациям и, разумеется, мультфильмам.
Анимационное кино имеет как раз тот язык, который наиболее соответствует особенностям детского эстетического восприятия мира, пространства и времени. Однако до последних лет эта область искусства оставалась на переферии не только начального художественного образования, но и эстетического воспитания детей. Компьютер кардинальным образом меняет положение дел.
Мультипликация, обручившись с компьютером и приняв название компьютерной анимации, вступила в период зрелости. Это выразилось в том, что сегодня технические проблемы реализации художественного замысла отступают на второй план, открывая простор для свободного творчества мультипликатора, призванного стать той тропинкой, по которой ребенок может и должен выйти во вселенную мировой художественной культуры.
Сегодня, в эпоху становящейся «экранной культуры», именно компьютерные технологии в своих многообразных формах могут стать необходимым звеном для наиболее эффективного приобщения ребенка к общечеловеческой сокровищнице искусства.
Все предпосылки для этого уже создаются: значительная часть художественного наследия надежно защищена от разрушения переводом в электронную цифровую форму представления и становится фактически общедоступной благодаря современным компьютерным телекоммуникациям.
Современные компьютерные системы дают ребенку реальную возможность реализовать себя не только в качестве зрителя, но и непосредственно войти в творческую лабораторию создателя мультфильмов. Важность этого заключается в том, что «невозможно до конца войти в художественное произведение, будучи совершенно чуждым технике его языка. И поэтому известное минимальное техническое ознакомление со строем всякого искусства непременно должно входить в систему общего образования».
Совершенно прав один из крупнейших философов современности, утверждая, что «невозможно понять рисунок, ничего не зная о технике, в которой он выполнен. Невозможно постичь фильм, ничего не смысля в технике съемки и монтажа».
Специализированные программные пакеты позволяют ребенку уже в 5-6 летнем возрасте создавать на экране компьютера настоящее волшебство мультфильма, практически гарантируя успешность результата. Понятно, что это будет простейшая двумерная анимация с элементарным сюжетом, но педагогический эффект от ее создания тем не менее очень значителен и разносторонен.
Существуют аналогичные детские программы, ориентированные на компьютерное рисование, компьютерный дизайн, объемное моделирование и т.д., охватывая весь круг возможных приложений компьютера в области визуального творчества и позволяя сразу, за счет автоматизации многих процессов и подготовительных этапов, выйти за круг «самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм», самореализоваться в искусстве.
Наконец, становится возможным в художественном образовании согласовать обучение технике творчества и самореализации, осуществить на практике призыв В.С. Выготского: «Учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности — все это хорошо, но в то же время дайте простор и для детской фантазии, не ломайте детский язык сказочного видения мира…».
Уже давно была замечена удивительная особенность эстетической деятельности, которая заключается в том, что в художественном творчестве не столько повторяется, сколько преодолевается внутренний и внешний космос человека.
Именно поэтому прекрасным может быть не только изображение радости, надежды, здоровья, но и грусти, болезни, отчаяния и т.д. «Таким образом, искусство есть не восполнение жизни, но исход из того, что в человеке превышает жизнь» и «смысл эстетической деятельности понимался с самых древних времен как катарсис, т.е. освобождение и разрешение духа от мучающих его страстей».
Данная интерпретация искусства, не претендуя на всеобщность и монопольное обладание истиной, доказала свою правомерность и эффективность в области педагогической психотерапии искусством. Впервые термин «арт-терапия» был употреблен психиатром А. Хиллом в 1938 году при занятиях изобразительным искусством с людьми, находящимися в туберкулезном санатории.
В течение последующих десятилетий арт-терапия как метод психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии, стремительно эволюционировала на основе принципов гуманистической психологии, согласно которым воздействие занятий художественным творчеством на психику можно понимать в связи с самой сущностью искусства.
Цвет, характер линии, выбор сюжета, детали, размер и расположение объектов свидетельствуют об сознаваемых или спонтанных чувствах ребенка. Средствами искусства ребенок может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и других людях. Строя отношения с педагогами, владеющими языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь. Для воспитателя важно создавать определенную атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям и чувствам:
- не интерпретировать рисунки детей для детей с позиций эстетических схем, школ и концепций;
- принимать их такими, какие они есть (смеющиеся, беззаботные, плачущие или агрессивные;
— предоставлять им право на молчание и право выбора: то есть сопровождать их в этом трудном путешествии к истокам самого себя — это необходимые условия для арт-терапевтического процесса как пути к установлению истинных (неигровых) межличностных отношений.
В творческой деятельности, когда ребенок чувствует себя защищенным, могут воплощаться чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в символической, значимой для ребенка и необычайной для всех остальных форме.
Главное, что нужно при арт-терапевтическом использовании компьютерных технологий, — это создать пространство безопасности и доверия. Инструментарий ее абсолютно подходит для решения этой задачи. Особенно ценным является принципиальная возможность исправления любых некорректных действий при создании изображения. Технологически это реализовано с помощью команды «Отмена». В контексте дидактического процесса это обеспечивает безусловную успешность любой работы. Широчайшее поле выбора шаблонов, примитивов, сюжетных заготовок, интуитивная понятность интерфейса, простота, изящество и богатство инструментария работы с формами, контурами, цветом позволяют снять напряжение, присущее любой другой технике рисования аппликации, раскрашивания и т.п.), открывают возможность чистого творчества.
В компьютерной графике особенно отчетливо осознается, что рисование — это процесс, идущий изнутри, поэтому ребенка не следует учить, как надо рисовать, ему необходимо помочь осознать, что он рисует. Принятие другого человека и подлинность как выражение своих эмоций являются неоспоримыми достоинствами и уникальной ценностью арт-терапевтического действия на основе использования компьютерных технологий.
Все новое и непривычное вызывает закономерную настороженность и опасения. Не является исключением и компьютерные технологии, особенно в своих педагогических приложениях. Такие опасения можно только приветствовать в качестве первого шага к построению действительно эффективной системы ее использования в области эстетического воспитания. Нельзя только ограничиваться этим первым шагом и надо стараться отделить действительные угрозы от иллюзорных.
Очень часто компьютерную графику, как и вообще все экранные искусства, обвиняют в том, что они настолько увлекают ребенка, что он теряет органическую связь с действительным миром, уходя в фантастическую реальность оторванной от жизни сказки. Хорошим ответом на это являются слова из рекламного проспекта к мультимедийной программе для юных художников «Арт-студия»: «Программа построена таким образом, чтобы ребенок практически сразу освоился в ней и обходился без помощи взрослых».
Это сказано для взрослых и отражает сокровенные чаяния многих из них: передоверить ребенка машине, освободиться от него, избежать его настойчивого стремления к непосредственному общению. А затем снять с себя всю ответственность, обвинив компьютер во всех грехах. Это тот страх перед компьютером, который является ничем иным, как «отношением свободы к собственной вине» (Сёрен Кьеркегор), он проистекает не из особенностей взаимодействия ребенка с компьютером, а из небывалой заброшенности ребенка среди вещей, которые являются существенными симптомами сегодняшнего дня.
Практический выход из такого положения может быть только один: обязательное взаимное сотворчество с ребенком за компьютером и непременное продолжение его в совместных играх, прогулках, конструировании, чтении, лепке, вышивании и т.п. компьютерные технологии служат для украшения реального мира, и ее педагогическое использование должно осуществляться в этом же направлении не только в постановке перспективных целей, но и для каждого отдельного случая. Это в полной мере отвечает и особенности детского возраста, которая «состоит в том, что непосредственная сила конкретного переживания для ребенка гораздо значительнее, чем сила воображаемой эмоции.
Множество нареканий существует по поводу содержания современных компьютерных игр, мультфильмов и т.п. В справедливости большинства из них нет сомнений. На коммерческой основе, в угоду примитивным потребностям и вкусам современная экранная продукция часто имеет откровенно антипедагогическое содержание. К сожалению, подобный упрек можно отнести и к любой другой группе товаров для детей: игрушкам, книгам, одежде.
В связи с обсуждаемой проблемой эстетического воспитания хотелось бы обратить внимание только на то, что «мы никогда не можем быть заранее уверенными, каково будет моральное воздействие того или иного произведения на ребенка».
Л.С. Выготский приводит примеры, когда симпатии детей при оценке басен Крылова однозначно оказывались на стороне Лисицы («Ворона и Лисица»), Стрекозы («Стрекоза и Муравей»), Волка («Волк на псарне»), а чтение детям «Хижины дяди Тома» вызывало у них искренние сожаления о том, что времена рабства миновали. В то же время замечено, что дети, увлекающиеся «стрелялками-догонялками» и прочими «ужасниками», очень не любят смотреть репортажи с театра военных действий и мест катастроф («потому, что происходит на самом деле»).
Процессы морального воздействия искусства (как компьютерного, так и традиционного) сложны и неоднозначны, и недопустимо в их анализе примитивно рассматривать психику ребенка. «Прежде всего, необходимо отказаться от взгляда, будто переживания эстетические имеют какое-то непосредственное отношение к моральным и что всякое художественное произведение заключает в себе как бы толчок к моральному поведению». Если этого не сделать, то наступает банальная эстетическая слепота, когда вместо художественного образа видится только голая моральная схема. А умение видеть едва ли не самое ключевое в эстетическом воспитании. Как убедительно доказал своим творчеством Поль Сезанн, «только изучение изменяет наше зрение… время и размышления изменяют впечатления от увиденного, и, наконец, к нам приходит понимание» [18] .
Новые информационные технологии не заменяют и не подменяют творческий процесс создания произведения искусства, но не являются безразличными к нему, открывая новые возможности, предлагая новые задачи, определяя новые закономерности построения художественного образа. По-прежнему в основе восприятия и создания произведений искусства лежит потребность человека выявить свои глубинные личностные смыслы в чувственной форме, характер и степень развитости эстетического чувства и художественный вкус.
Сияющие радостью глаза ребенка, торопливо стучащееся сердце, невольно закусанная губа подскажут правду о признаках вдохновения к истинному творчеству тому, кто хочет и может видеть. С чудесными результатами компьютерного творчества можно познакомиться на десятках детских художественных галерей в Интернете.
Таким образом, важнейшая задача системы эстетического воспитания видится в том, чтобы сформировать эстетическую культуру личности, адекватную реалиям и вызовам современного информационного общества. Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека. Мы все сталкиваемся с его произведениями практически в любой сфере деятельности. Современный ребенок обречен на их эстетическое, семантическое, смысловое освоение. Задача воспитания — оптимизировать это освоение в управляемом педагогическом процессе в целях гармонического развития творческой личности.