Номер как основная единица эстрадного искусства

Курсовая работа

Для артиста, выступающего на эстраде, номер — маленький спектакль со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Короткометражность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. Для постановки номеров привлекаются режиссеры, а иногда композиторы, хореографы, художники, в том числе художники по костюму, свету.

В сценарии номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней структурой.

Толковый словарь В. Даля дает следующее определение слова «номер» — 1.числительный знак, число, счетная цифра. 2. Отдельное законченное выступление артиста в эстрадном концерте и цирковом представлении. 3. Порядковое число предмета в ряду других однородных. 4. Самостоятельный, законченный по форме вокальный, танцевальный или инструментальный эпизод в опере, оперетте, оратории, балете.

Номер в эстрадном представлении вбирает в себя все многообразие относительно самостоятельных элементов. Следовательно, номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней

Номер – это отдельное небольшое по времени, законченное выступление одного или нескольких исполнителей, которое оставляет у зрителя целостное впечатление.

С точки зрения значения драматургии, все номера можно подразделить на две большие группы:

Иногда номера первой группы называют маленькими спектаклями. «Такой номер, — пишет народный артист России, профессор И. Р. Штокбант, — своеобразный мини-спектакль. У него есть свое начало, свое развитие, кульминация и развязка». Добавим, что в сюжетном номере-мини-спектакле обязательно присутствует фабула, или событийный ряд. Сюжетные номера можно подвергнуть драматургическому анализу, подобно тому, как это делается при работ над спектаклем в театре, — найти исходное событие, определить весь событийный ряд, главное событие, финальное, и т. д.

Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Номер не может существовать без развития действия, протяженность которого зависит от задач постановщика. Кульминационный момент в номере выражается как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития всего сценария. Заключается номер разрешительным моментом, приводящим действие к относительной завершенности.

Каждый номер создается на основе определенного замысла. Очень часто для номера пишется специальный литературный текст или музыка.

13 стр., 6367 слов

Сценарий эстрадного номера

... по костюму, свету. В сценарии номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней структурой. номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь должен быть ... и фактическое отсутствие теории создания эстрадного номера, с другой, создает своего рода "парадокс об эстрадном номере". Главенствующее положение номера в структуре искусства эстрады ...

Большое значение для рождения замысла имеет индивидуальность исполнителя, его навыки и умения. Эти качества оказывают решающее влияние на характер и сущность замысла номера. Так же важными элементами в зарождении замысла номера являются события нашей жизни, проблемы современности, факты и документы нашего времени.

Следует отметить необходимость учета в процессе возникновения замысла того воспитательного воздействия и педагогической цели, которое окажет создаваемый номер на формирование мировоззрения, нравственных принципов, моральных качеств как исполнителей так и зрителей.

Требования для номера:

  • Номер должен по продолжительности занимать не больше 3-5 минут.
  • Номер должен доставлять зрителям эстетическое удовольствие.
  • Номер должен нести заряд положительных эмоций.
  • Номер обязан заставить зрителя о чем-то задуматься, что-то понять.
  • У номера должна быть высокая концентрация содержания.
  • Самостоятельность и законченность.
  • Лаконизм;
  • Номер должен быть зрелищным и ярким, должен запоминаться зрителям;
  • Номер должен быть актуален.

Номера классифицируются по признакам на четыре группы:

  1. разговорные (или речевые) номера
  2. Музыкальные номера
  3. пластико-хореографические номера
  4. смешанные, «оригинальные» номера

На эстраде под понятием «жанр» (так сложилось исторически) подразумевают прежде всего основные выразительные средства, которыми создается в номере художественный образ (разговорный жанр, вокальный жанр, инструментальный жанр, оригинально-цирковые жанры и т.д.), в этом смысле эстрада, вероятно, самый многожанровый вид зрелища.

К разговорным жанрам относятся: конферанс, реприза, каламбур, интермедия, миниатюра, скеч, эстрадный монолог, эстрадный фельетон, музыкальный фельетон, музыкальная мозаика, куплеты, частушки, пародии.

Главным музыкальным жанром является песня: народная, лирическая, эстрадная, городской романс, цыганский романс, музыкальный фельетон. Сейчас в моду входят частушки и куплеты, которые так же относятся к жанрам музыкальных номеров.

Жанры пластико-хореографических номеров: танец (народные, характерные, эстрадные, современной направленности), пантомима и пластический этюд.

Жанры видовой группы «оригинальных номеров»: эксцентрика, фокусы, буффонада, игра на необычных музыкальных инструментах, звукоподражание, лубок, тантаморески, акробатика, цирковые номера, спортивные номера.

С жанровым своеобразием связана и такая важнейшая составляющая художественной структуры номера, как драматургия, место и значение которой в многообразии разновидностей номера неоднозначно. При этом необходимо отметить, что в некоторых областях эстрады драматургия предстает не только как сюжетно-действенное построение номера, но может целиком основываться на использовании специфичной технологии выразительных средств жанра. Особенности художественной структуры номера также находят отражение в целом ряде составляющих, которые в эстрадоведении принято классифицировать как признаки эстрадного номера, и которые достаточно полно определены в работах А.Анастасьева, Ю.Дмитриева, С. Клитина.

14 стр., 6556 слов

Развитие эстрадного искусства

... создания эстрадного номера, с другой, создает своего рода "парадокс об эстрадном номере". Главенствующее положение номера в структуре искусства эстрады ... жанра. Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель всегда непременно обращается к залу, к зрителям. Эта черта музыкальной эстрады ...

Оригинальные, эстрадно-цирковые и танцевально-эстрадные жанры в основном построены на показе мастерства исполнителя и строятся на трюках и технике исполнения. В таких случаях особенность драматургического построения номера состоит в выстраивании специфической логики чередования трюковых и технологических элементов исполнения, которое обеспечивает актеру наилучшие возможности демонстрации своего мастерства. В этом случае ищется логика внутренних связей трюков, сопоставления их сложности, темпоритмическое развитие, подготовка зрителя к восприятию главного составного элемента или центрального трюка. Все это в целом организует наиболее выгодное и эффективное развитие и завершение номера.

Точно зафиксированного перечня речевых жанров дать невозможно: неожиданные синтезы слова с музыкой, танцем, оригинальными жанрами (трансформацией, вентрологией и др.) рождают новые жанровые образования. Живая практика непрерывно поставляет всевозможные разновидности, не случайно на старых афишах было принято к имени актера добавлять «в своем жанре». Каждый номер речевого жанра имеет свои особенности, свою историю, структуру. Развитие речевых жанров связано с уровнем литературы. В речевом (разговорном) жанре особую роль играет автор.

Разговорные жанры на эстраде — условное обозначение жанров, связанных преимущественно со словом: конферанс, интермедия, сценка, скетч, рассказ, монолог, фельетон, микроминиатюра (инсценированный анекдот), буриме.

Конферансье – эстрадный артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Искусство конферанса требует от исполнителя остроумия, таланта импровизации, умения разговаривать с аудиторией. Задача конферансье — связать выступления различных артистов в единое действо. Конферанс бывает парный, одиночный, массовый. Разговорный жанр построенный по законам «единства и борьбы противоположностей», то есть перехода от количества к качеству по сатирическому принципу.

Эстрадный монолог — речь действующего лица. Бывает сатирическим, лирическим, юмористическим.

Интермедия – комическая сцена или музыкальная пьеса шутливого содержания, которая исполняется как самостоятельный номер.

Скеч – маленькая сценка, где стремительно развивается интрига, где простейший сюжет построенный на неожиданных забавных, острых положениях, поворотах, позволяющие возникать по ходу действия целому ряду нелепостей, но где все как правило кончается счастливой развязкой. Один — два действующих лица (но не более трех).

Миниатюра – в эстраде это наиболее популярный разговорный жанр. На эстраде сегодня популярный анекдот (не изданный, не печатный- с греч.) – это краткий злободневный устный рассказ с неожиданной

Каламбур – шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по звучанию слов на обыгрывании звукового сходства равнозначных слов или сочетаний.

Реприза – наиболее известный короткий разговорный жанр.

3 стр., 1227 слов

Как раскрывается характер городничего по мере развития действия ...

... городничий сообщает чиновникам уездного города, что к ним едет ревизор. Он беспокоится за них и, в конечном счете, за себя, поэтому советует скрыть ... должности городничего. Гоголь отмечает, что этот человек умеет приспосабливаться к любому положению («переход от страха к радости, от грубости ... хотя бы сделать вид, что в больнице производят лечение, а не пускают все на самотек. Ляпкину-Тяпкину городничий ...

Куплеты – одна из наиболее доходчивых и популярных разновидностей разговорного жанра. Куплетист стремится высмеять то или иное явление и высказать отношение к нему. Должен обладать чувством юмора.

К музыкально-разговорным жанрам относятся куплет, частушка, шансонетка, музыкальный фельетон.

Распространенная на эстраде пародия может быть «разговорной», вокальной, музыкальной, танцевальной. В свое время к речевым жанрам примыкали декламации, мелодекламации, литмонтажи, «Художественное чтение».

Методология работы над эстрадным представлением (концерт, обозрение, шоу), как правило, не включает в себя задачи создания номеров, из которых оно состоит. Режиссер объединяет уже готовые номера сюжетной линией, единой темой, выстраивает сквозное действие представления, организует его темпо-ритмическую структуру, решает задачи музыкального, сценографического, светового оформления. То есть перед ним стоит целый ряд художественных и организационных проблем, требующих разрешения в программе в целом и не имеющих прямого отношения к собственно эстрадному номеру. Эту позицию подтверждает и тезис известного режиссера-постановщика эстрадных представлений И. Шароева, который писал, что «чаще всего режиссер эстрады принимает номера от специалистов различных жанров, а затем из них создает эстрадную программу. Номер имеет большую самостоятельность».

Работа режиссера над номером требует решения целого ряда специфических задач, с которыми он не сталкивается в постановке большой программы.

Можно выделить

  1. раскрытие индивидуальности артистов,
  2. выстраивание драматургии номера,
  3. работа с репризой, трюком,
  4. знание и учитывание природы специфических выразительных средств номера.

Многие методологические условия создания номера опираются на общие базовые принципы, существующие и в драматическом, и в музыкальном театре, и в цирке. Например, композиционное построение номера такое же как композиция драматического произведения. И строиться по следующему принципу: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Выстраивая драматургию номера режиссер должен учитывать что структура номера строиться по принципу структуры драматических произведений. Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития номера. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действия к относительной завершенности. Номер должен быть относительно коротким по напряженности.

Следующим требованием к номеру является высокая концентрация содержания: за предельно малое время нужно дать максимум информации, и не просто донести информацию до зрителя, а художественно организовать ее с целью эмоционально-эстетического воздействия.

Драматургическая основа концертного номера находится в прямой зависимости от его жанра и строится различными путями в соответствии с формой решения номера. Она имеет либо самостоятельную структуру, либо подчиненную – в том случае, когда, например, когда действенная канва создается на основе музыкального произведения, или в ином подобном случае.

Очень важно, чтобы в номере демонстрировались новизна самого замысла, приема, изобретательность актера и режиссера, способных по ходу действия преподнести публике несколько остроумных сюрпризов-трюков.

5 стр., 2386 слов

Что такое музыкальная комедия

... а музыкальные комедии советских авторов так отличались от западной продукции, что ... режиссера, музыкального режиссера и обычно балетмейстера. Производство мюзиклов также творчески характеризуется техническими аспектами, такими ... одноактного представления до нескольких действий и нескольких часов (или ... диалог обычно вкрапляется между музыкальными номерами, хотя использование "вокального диалога" ...

Номер должен быть наделен эмоционально воздействующим зарядом как в области содержания, так и по линии зрительного эффекта – пластического, цветового, светового.

Необходимо учитывать, что сюжетная линия номера должна быть строго ограждена от побочных, незначительных сюжетов иначе зритель не уловит самой сути номера.

Разная последовательность одних и тех же номеров может в одном случае сделать шоу успешным, в другом — провалить.