Эпоха правления Екатерины II (1762-1796) по праву считается одной из самых значимых для России. С именем этой императрицы связаны практически все крупные достижения того времени в экономике, культуре, науке, юридической сфере, военном деле, административно-территориальном устройстве страны.
Ее притягательная и во многом противоречивая фигура всегда вызывала повышенный интерес историков.
Современники и потомки именовали Екатерину II Великой потому, что ее деятельность способствовала усилению, величию России. Именно в утверждении величия страны императрица видела главную задачу царствования. Могущество империи выражалось не только в успехах русского оружия, но и в создании материальной базы, обеспечивавшей эти победы и иные достижения, прежде всего, многочисленные реформы, укрепившие государство.
Степень разработанности темы исследования свидетельствует о постоянном внимании историков и юристов к различным аспектам политико-правового развития России во второй половине xviii века.
Историография правления Екатерины II достаточно обширна. Довольно значительный пласт историко-юридической литературы посвящен политике и изменениям государственно-правовой системы, связанных с реформами императрицы.
Большой вклад в изучение законодательной деятельности Екатерины II внесла историко-юридическая школа второй половины XIX — начала XX века. К числу представителей этой школы можно отнести A.B. Лохвицкого, A.C. Лаппо-Данилевского, B.C. Иконникова, И.О. Андреевского, Н.В. Латкина, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, A.B. Романовича-Славятинского, М.В. Владимирского-Буданова.
Объектом исследования является государственная и реформаторская деятельность императрицы в области управления Российской империи и возникновения серьезных объективных причин по изменению форм и методов взаимодействия центральных и губернских органов власти.
Предметом исследования выступают реформы в Российском государстве на разных уровнях в период правления Екатерины II, рассматриваемые в контексте социально-экономических и политико-правовых процессов развития России, а так же ее публицистическая и журналистская деятельность.
Цель исследования состоит в комплексном историко-правовом анализе государственной деятельности и реформаторской в правление Екатерины Великой. журналистский екатерина просветительский реформа
Записки Екатерины II и Е.Р. Дашковой как исторические источники
... как предмет исторических источников анализировали такие ученые, как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Л.Я. Лизовская, Н.Я. Эдельман, В.Л. Бурцев. Глава 1. Записки Екатерины II как исторический источник Екатерина II (Великая), прусская принцесса, императрица России ... исследованием в полном смысле этого слова, если не обратиться к источникам, не проанализирует и не изучит их. Количество исторических источников ...
Актуальность исследования и поставленная цель, определили ряд задач, которые необходимо решить в данной работе:
- Охарактеризовать законодательную деятельность Екатерины II по реформированию госаппарата;
- Исследовать образовательную реформу Екатерины II и идею воспитание «новой породы людей» в ее просветительской политике;
- Изучить реформу судебной системы России в период правления Екатерины II;
- Выявить связь в реформаторской деятельности императрицы Екатерины II и ее просветительских идей;
- Ознакомиться с журналистской деятельностью Екатерины II;
- Определить роль государственной деятельности императрицы Екатерины II Великой в русской истории.
Методологической основой курсовой работы являются принципы диалектики и историзма, научности и объективности. Они реализуются в комплексе к изучению исторического процесса.
1.1 Законодательная деятельность Екатерины II по реформированию госаппарата
Эволюция органов государственного управления второй половины XVIII в. связана с укреплением абсолютизма в России в царствование Екатерины II.
Одним из первых шагов Екатерины II, направленных на усиление собственной власти, была осуществленная в 1763 г. реформа Сената. Он бы разделен на шесть департаментов (четыре в Санкт-Петербурге и два в Москве), дела управления были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемом генерал-прокурором, прочие возглавлялись обер-прокурорами.
Следующим шагом в направлении усиления власти, охраны целостности страны стала подготовка и проведение реформы местного управления. Как отмечал Ю.В. Готье, с воцарением Екатерины II начинается новая эпоха внутренней истории России.
Екатерина в самом начале своего царствования пыталась прийти на помощь областному управлению и улучшить его частичными мероприятиями. 21 апреля 1764 г. она издает Наставление губернаторам, в котором предпринята попытка более точно определить круг полномочий и ответственности высших администраторов на местах.
«Губернатор, — говорится в Наставлении, — как поверенная от Нас особа и как глава и хозяин всей врученной в смотрение его Губернии, состоять имеет под собственным Нашим и Сената Нашего видением; почему и указы только от Нас и Сената Нашего приемлет».
Важной функцией губернатора, согласно Наставлению, являлось предоставление центральному правительству информации о положении дел в губернии, причем документ предостерегал высшего администратора территории от использования в своих донесениях недостоверных данных: «ибо он во всем… пред Нами, яко хозяин своей Губернии, отчет и ответ дать долженствует, и незнанием или непроницатель- ством отговариваться не может».
Однако Наставление губернаторам при всей важности этого документа для регулирования деятельности местных администраций не могло заменить собой нормативного акта, в котором бы более детально прописывалась система губернаторской власти.
В соответствии с Манифестом от 14 декабря 1766 г. был проведен созыв депутатов в Комиссию для сочинения проекта нового уложения. Комиссия состояла из представителей правительственных учреждений и из депутатов от различных слоев населения.
Внутренняя политика Екатерины II: просвещенный абсолютизм
... в политике Екатерины стали преобладать консервативно-охранительные мероприятия (период «полицейской монархии»). К реформам Екатерины ... местные органы власти), который был воспринят современниками (и нередко трактуется так историками) как запрет крестьянам жаловаться на помещиков вообще. Наконец, при Екатерине ... который она скомпилировала из сочинений европейских просветителей и который был полон ...
Комиссия не выполнила возложенную на нее основную задачу (составление проекта нового уложения), но вместе с тем она дала обширный материал и выявила настроения сословий по поводу назревшей реформы управления.
В историографии, особенно в советской, закрепилось мнение о том, что губернская реформа 1775 г. была вызвана событиями Пугачевщины. Действительно, мысль о преступной бездеятельности, халатности и коррумпированности местных органов власти, их неспособности ни предупредить восстание, ни бороться с ним проходит во многих документах этого времени.
Однако все, что известно о разработке «Учреждений», убеждает в том, что реформа готовилась задолго до восстания и рассматривать ее следует комплексно, в контексте реформаторской деятельности Екатерины в целом. И все же, об одном обстоятельстве, связанном с восстанием Пугачева, следует сказать.
Условия реализации реформаторских замыслов после 1775 г. были несравненно более благоприятны, чем раньше, ибо напуганное пугачевщиной дворянство сплотилось вокруг трона, как никогда прежде осознавая свою зависимость от прочности самодержавной власти, и возможность оппозиции реформам с его стороны стала минимальной.
По мнению В.О. Ключевского, Екатерина хорошо сознавала эти недостатки управления; в тайном наказе генерал-прокурору князю Вяземскому она писала, что «все правительственные места и самый Сенат вышли из своих оснований, частью благодаря неприлежанию к делам ее предшественников, частью от пристрастий случайных при них людей».
Екатерина ясно сознавала предстоявшую ей задачу: надобно было дать правительственным местам прочные основания и указать точные законы и границы их деятельности. Эти два обещания и были торжественно высказаны в июльском манифесте 1762 г.
Поэтому при Екатерине II была проведена очередная крупная реформа территориального управления. Задача реформы состояла в расширении прав местных органов управления и вовлечении дворянства в местное управление путем введения, в частности, и элемента самоуправления.
В 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерниями Всероссийской империи» (в литературе принято давать его сокращенное название — «Учреждение о губерниях»).
Оно состояло из предисловия и основной части.
Манифест 7 ноября 1755 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», перечислял следующие недостатки существовавшего ранее областного управления: а) губернии к этому времени представляли собой слишком обширные административные территории; б) эти административные округа ощущали постоянный недостаток (качественный и количественный) как местных управленческих структур и учреждений, так и отсутствие необходимого числа губернаторских чиновников; в) в губернском управлении отсутствовали начала разделения властей, и подчас неоправданно совмещалась деятельность различных ведомств и даже ветвей власти (например, один орган мог осуществлять полномочия одновременно и в области финансов, и в сфере исполнительной власти, и в качестве уголовного и гражданского суда).
Преодоление в ходе петровских преобразований разрыва между центром и управляемыми территориями породило новую проблему — утрату надлежащего контроля над действиями местных властей.
Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков
... среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей. Другие исследователи определяют музей через музейный предмет. Важнейшим для понимания сущности музея в этом случае ... Новгородская были украшены мозаиками и фресками работы выдающихся мастеров. Эти мозаики достойны стоять в ряду лучших творений византийского искусства, но в них есть и нечто новое: ...
Его призваны были взять на себя прокуроры, подчинявшиеся главе Сената, генерал-прокурору. Их деятельность по гласному надзору за действиями должностных лиц с правом обжаловать их решения в вышестоящих инстанциях была достаточно эффективной.
Новое административно-территориальное деление полностью игнорировало экономические связи отдельных местностей России и национальные особенности местного населения.
Основу территориального деления составляли задачи налоговой и карательной политики государства. Большинство губерний получило наименование по губернским городам (Тверская, Вологодская); некоторые — по рекам (Енисейская), озерам (Забайкальская), историческим наименованиям местности (Волынская, Таврическая) и т.п.
Была проведена значительная децентрализация местного управления, т.е. расширение распорядительных и исполнительных прав местных чиновников и учреждений; им были переданы многие функции и права коллегий, контор и прочих центральных учреждений.
Вступив на престол, Екатерина застала 18 губерний (16 губерний, Иркутскую провинцию и Малороссию), созданных ее предшественниками. При ней до 1775 г. было образовано еще 6 губерний, благодаря различным территориальным приобретениям, таким образом их стало 23. Из этих 23 губерний было образовано 50 губерний или наместничеств. В среднем на каждое преобразование уходило 6-8 месяцев.
Административная реформа была последовательно проведена Учреждением о губерниях 1775 г. (вторая его часть издана в 1780 г.), Жалованною грамотою дворянству 1785 г. и Грамотою на права и выгоды городов 1785 г.
1.2 Воспитание «новой породы людей» в просветительской политике Екатерины II
Попытка коренного преобразования дела просвещения в России были предприняты в последней трети XVIII века Екатериной II. «Императрица приняла в свои руки государственную власть со светлыми намерениями способствовать умственному развитию русского народа, внести в его жизнь больше умственного и нравственного света, вывести народ из невежества.
Она хотела создать новую породу или новых отцов и матерей, кои бы, «имея украшенный и просвещенный науками разум, воспитанные от самых нежных юности лет в добродетелях сами и имея оныя твердо вскоренен-ными, в сердцах своих, и детям своим те же прямые и основательные правила в сердце вселить могли, какие получили они сами». Средством к этому должно служить воспитание в религиозно-нравственном духе и школа, проникнутая религиозно-нравственными основами».
Её реформы можно разделить на два периода: 60-е — 70 гг. XVIII в., когда основное внимание было обращено на создание закрытых учебных заведений для привилегированных сословий и 80-е гг. XVIII в., когда правительство занялось созданием народных училищ, носивших открытый характер.
В основе реформ лежал западноевропейский педагогический опыт организации образования и идеи Просвещения. Положение о воспитании «новой породы людей» соответствовала духу просвещенного абсолютизма, в котором многие представители западноевропейской мысли видели условие успешности всех других реформ.
Так, Ф. Кене считал, что в обязанности правительства входит не только руководство гражданами, но и забота об их нравственном совершенствовании. А. Р. Ж. Тюрго указывал на необходимость рационального воспитания молодежи, как главного средства достижения народного благосостояния.
Отношение дубровского к крестьянам в романе дубровский. Отношение ...
... И касается это не только отношения с людьми. У Дубровского и Троекурова значительно разнились: склад ума, характер, привычки. Сочинение: Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? ... дворянское общество. Оно представлено рядом персонажей. Первые – Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров – обрисованы подробно и всесторонне. Вторые – князь Верейский – менее полно. Третьи ...
«Первая связь наций, — утверждал он, — нравы; первая основа нравов — юношеское образование относительно общественных обязанностей… Странно, что существуют школы для образования математиков, художников, но нет школы для воспитания граждан».
Для осуществления данной цели он предложил создать специальный комитет, объединив под его управлением все учебные заведения страны, который контролировал бы направленность образовательного процесса в плане гражданского воспитания.
Базисной основой воспитательной политики Екатерины II следует считать теорию общественного договора, согласно которой люди передали свои «естественные права» государству полностью (по концепции Т. Гоббса), или частично (по концепции Дж. Локка), с тем, чтобы оно обеспечивало им безопасность и процветание.
Недостаток учебных заведений и учителей, особенно в провинции, привели к тому, что часть дворянства прозябала в невежестве, едва умея читать и писать. В этой ситуации государственное воспитание в специальных, закрытых учебных заведениях, изолировавших воспитанников от общества, представлялся единственно возможным.
Реформы образования 60-х гг. XVIII в. связаны с именем И. И. Бецкого, переработавшего идеи просветительства применительно к условиям России. По оценке В. Я. Стоюнина, его педагогическая система «по своим началам .. .более всего была приближена к системе Локка», но имела и свои особенности в применении к русской действительности.
Общие подходы к воспитанию Бецкой изложил в «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества», конкретизировав их в уставах различных учебных заведений (Устав воспитания двухсот благородных девиц 1764, Устав воспитательного общества при Академии художеств 1764 и т. д.).
Основанием для развития первой идеи являлось искаженное представление большинства дворян об «образованности», когда за нее принималась лишь внешняя атрибутика западноевропейского образования, о чем писали не только первые русские писатели, но и сама императрица. Дать же более или менее нормальное образование дворянским отпрыскам было способно только государство.
Не удовлетворяло Екатерину II и сложившаяся система домашнего воспитания, при которой уроки учителей чередовались с наблюдением детей за тем, как по приказу родителей на заднем дворе усадьбы конюхи пороли провинившихся крепостных, и сам внутренний быт дворянских семей и социальное окружение далеко не способствовали формирования «благородных манер».
Говоря о приоритете воспитательных начал над образовательными, следует, прежде всего, отметить различия в современных и тогдашних представлениях об этих началах.
Во второй половине XVIII в. речь не шла о научном образовании дворянства: образование понималось как достаточно поверхностное знакомство дворянской молодежи с основами научных и светско-бытовых знаний, о чем свидетельствует перенятая у европейцев энциклопедичность программ.
Результатом реформы народного образования явилось создание в России 315 малых и главных училищ с общим числом обучающихся 20 тысяч человек, в которых работали 790 учителей.
Осуществленная по австрийской модели и ориентированная на западные образцы, эта реформа вместе с тем способствовала введению в учебное дело страны принципов и правил, являвшихся отражением прогрессивного дидактического учения Я. А. Коменского и передовых достижений славянской педагогики и русской дидактики.
Сравнение двух исторических деятелей – Петра I (Великого) и Екатерины ...
... России исправлялось и изменялось под влиянием рационалистических идей, в том числе и государственная власть, и обоснование этой власти. петр екатерина великий история В условиях России ... и крестьяне, приписанные к поместью, стали полной собственностью дворян и помещиков, свободные крестьяне ... Новый год стал праздноваться 1 января. Консервативная Боярская дума ... -Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в ...
Создание двух типов диаметрально ориентированных образовательных систем, с одной стороны, в какой-то мере способствовало удовлетворению образовательных запросов развивающегося российского общества; с другой — усиливало его классовое разобщение, делало школу носителем раздвоенной идеологии, порождало формирование альтернативного официальным установкам педагогического сознания.
1.3 Судебная система России в период правления Екатерины II
Екатерина II «Учреждением о губерниях» 1775 г. создала целую серию сословных судов на выборных началах. Для дворян были учреждены два суда — уездный суд и верхний земский суд; первый состоял из уездного судьи и двух заседателей, избиравшихся дворянами на три года и два от поселян; первые принимали участие в разрешении всех дел, а вторые — только тех дел, которые касались поселян и являлся первой судебной инстанцией для дворян; второй суд состоял (один на всю губернию) из двух председателей, и 10 заседателей.
К юрисдикции уездного суда относились как гражданские, так и уголовные дела, причем разбирательство их могло проходить не иначе как по жалобе частных лиц или стряпчих, а также по сообщению других судов или высших губернских мест.
Эти суды рассматривали дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами, побегах крестьян и дворовых людей, розыске беглых, о выступлениях крестьян против помещичьей власти, о ссылке крестьян помещиками в Сибирь на поселение, о расследовании составления крепостных жалоб на помещиков.
Пользуясь правом рассмотрения значительного круга уголовных и гражданских дел, уездный суд сам не возбуждал дело. Жалобы на приговоры и решения уездного суда подлежали рассмотрению верхним земским судом. При уездном суде создавался специальный орган — дворянская опека, председателем которой был уездный предводитель дворянства, избиравшийся дворянством сроком на три года, а членами опеки были уездный судья и его заседатели.
Верхний земский суд создавался в каждой губернии. Он являлся судом второй апелляционной инстанции по отношению к уездному суду, дворянской опеке и нижнему земскому суду и делился на два департамента: гражданский и уголовный.
В состав верхнего земского суда входили два председателей (первый и второй), а также десять заседателей. Каждый из двух департаментов суда возглавлялся председателем, который назначался Сенатом, и утверждались императором. В состав департамента входили по пять заседателей, которые избирались сроком на три года дворянами уездов.
Верхний земский суд рассматривал гражданские и уголовные дела, где истцом и ответчиком или обвиняемыми были дворяне и различные категории разночинцев. Верхний земский суд рассматривал все уголовные дела, в том числе и такие, за которые могли выноситься смертные приговоры, лишение дворянского звания или торговая казнь.
Нижний земский суд для дворян был низшей судебной инстанцией и учреждался в каждом уезде и в каждом округе. Он осуществлял в уезде исполнительные полномочия: надзирал за соблюдением законов, исполнял распоряжения губернатора и губернских учреждений, а также занимался розыском и поимкой беглых крестьян, выполнял функции администрации города и т.д.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
... способностями. 3. «Просвещенный абсолютизм» в России В политике Екатерины II имелись качественные новшества, которые позволяют характеризовать ее время как период “просвещенного абсолютизма”. “Просвещенный абсолютизм” не был ... ённого абсолютизма -- союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. 2. Личность Екатерины II Вступая на престол, Екатерина поверхностно ...
Канцелярия суда делилась на два стола: следственный и исполнительный. Срок, на который избирался нижний земский суд, устанавливался «Учреждением о губерниях» в три года и весь состав нижнего земского подлежал утверждению губернатора.
Наряду с нижним земским судом существовал и верхний земский суд, а в 1796 они были объединены в один земский суд, сохранивший до 1837г. название нижнего земского суда. В 1863 г. нижние земские суды были заменены уездными полицейскими управлениями.
Губернский магистрат состоял из департаментов уголовного и гражданского, контролировал деятельность городовых магистратов, разбирал судебные дела о купцах, мещанах, проверял взимание налога с городских обывателей. Из всего вышесказанного следует, что вся структура и деятельность губернского магистрата была построена на аналогичных верхнему земскому суду началах, что и объясняется тем, что и тот и другой были судами второй инстанции.
Этим можно объяснить и то, что порядок принесения жалоб на приговоры и решения губернского магистрата был точно таким же, как и порядок подачи жалоб на приговоры и решения верхнего земского суда.
Для свободных крестьян императрица учредила две расправы -верхнюю и нижнюю, причем первая была апелляционным судом по отношению ко второй и также делилась на два департамента. Верхняя расправа состояла из двух председателей по назначению от Сената и десяти заседателей по избранию от крестьян (на три года); нижняя же из расправного судьи по назначению от губернского правления из чиновных людей и восьми заседателей по избранию от крестьян (также на три года) из которых двое отсылались для заседания в нижний земский суд и двое для заседания в совестном суде по делам, касающимся их селений.
Расправный судья назначался губернским правлением из числа чиновников, а заседатели выбирались теми селениями которые составляют подсудной ведомство расправы. Верхняя расправа рассматривала апелляционные жалобы на приговоры и решения нижней расправы, а также и нижнего земского суда (в тех случаях когда отсутствовал верхний земский суд), в также выступала в качестве суда первой инстанции, как по уголовным так и по гражданским делам. Порядок прохождения апелляционных жалоб через верхнюю расправу ничем не отличался от порядка, установленного для других судов второй инстанции.
Нижние расправы являлись судами первой инстанции и создавались в качестве специальных судебных органов для рассмотрения дел, где сторонами были государственные крестьяне, однодворцы, а также ямщики, экономические и дворцовые крестьяне. Нижние расправы создавались в местностях где имелось от 10 до 30 тысяч душ указанных крестьян.
Третьей апелляционной инстанцией по отношению ко всем названным судам были две палаты — гражданского и уголовного суда, состоявшие из председателей, советников и ассессоров, назначавшихся: первые государыней, последние Сенатом.
По нашему мнению, одной из заслуг Екатерины II являлось то, что она впервые в истории России сформировала целостную судебную систему. Конечно в ее организации и функционировании были серьезные просчеты и недостатки, однако она просуществовала в Российской империи до знаменитой судебной реформы 1864 года.
Комиссия по уложению и Наказ Екатерины
... проекты новых, лучших законов. «Наказ Екатерины» Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II составила для этой Комиссии “Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения”. Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое «Уложение» ...
2.1 Реформаторская деятельность императрицы Екатерины II и ее просветительские идеи
Екатерина занималась самообразованием с того времени, как сделалась великой княгиней. С этих пор до вступления на русский престол в продолжение 18 лет чтение книг и выписки из них по всевозможным политическим, научным и литературным вопросам были ее неизменным занятием.
В ее библиотеке находились такие разнообразные и серьезные книги, как «История Германии» Барри, диалоги Платона во французском переводе, «Анналы» Тацита, «Церковная история» Цезаря Барония, знаменитый энциклопедический словарь П. Бейля и другие сочинения.
Из современных писателей на Екатерину оказал заметное влияние выдающийся французский просветитель Монтескье. Его философский трактат «О Духе законов» особенно увлек восторженную читательницу. Выписки из этого трактата позднее вошли в «Наказ Комиссии о составлении нового Уложения». («Дух законов», — писала она госпоже Жоффрен, хозяйке известного литературного салона в Париже, — должен быть требником для всех государей, если только они не лишены здравого смысла».)
Но наиболее существенными для своего развития Екатерина считала просветительские идеи Вольтера. «Вольтер — мой учитель; он, или, лучше сказать, его произведения развили мой ум и мою голову; я — его ученица». Переписку с Вольтером она начала, как только стала русской императрицей, и продолжала ее до самой смерти французского философа.
Как свидетельствует эта переписка, ни к какому другому писателю Екатерина не относилась со столь трепетной любовью и горячим энтузиазмом, совершенно не замечала его недостатков, видела в нем некий идеал просвещенного литератора.
Совсем иначе царица относилась к Жан Жаку Руссо — насмехалась над его сочинениями, возмущалась демократическими теориями, особенно представленными в его «Общественном договоре».
Подобные теории, полагала она, неизбежно порождают революции и анархию. Несмотря на все пристрастие к передовой французской литературе, Екатерина в собственноручной записке запрещала продавать в России известный педагогический труд Руссо «Эмиль»: «Слышно, что в Академии наук продаются такие книги, которые против закона, доброго нрава, нас самих и российской науки, которые во всем свете запрещены, как, например, «Эмиль» Руссо».
Зато такая же дружба, как с Вольтером, Екатерину долго связывала с издателями многотомной «Энциклопедии» — Д’Аламбером и Дидро.
Благоволила она и к другим писателям- иностранцам. Приглашала на службу итальянского юриста Ч. Беккариа, автора книги «О преступлениях и наказаниях», предлагала Бомарше издать в Петербурге сочинения Вольтера и поставить его знаменитую комедию «Женитьба Фигаро».
Из немцев Екатерина поддерживала дружеские отношения с доктором Циммерманом, и особенно долго — с бароном Гриммом, которому предлагала навсегда переселиться в Россию и возглавить управление народным образованием и народными школами. Наконец, в круг ее придворных всегда входило несколько европейских знаменитостей вроде французского посланника графа Сепора, бельгийского принца де Линя и других.
Всегда оставаясь убежденной сторонницей самодержавного правления в России, она явилась инициатором и участником перевода романа Мармонтеля «Велизарий», который представлял собой откровенно антиабсолютистское произведение.
Екатерина II от дворцового переворота и свержения Петра III до ...
... России было создано Вольное экономическое общество, призванное расширить свободы для предпринимательства, вовлечь больше людей в плодотворную экономическую деятельность. Екатерина ... по замыслу Екатерины II, систематизировать действующее законодательство и выработать новые, прогрессивные законы. В комиссию ... на уровне законотворчества) была утопичной. Реформы 1762-1773 гг. В 1763 году была проведена ...
Но при всем уважении к французскому просвещению и представителям его, философам-энциклопедистам, разным ученым и писателям. Екатерина всегда помнила, что она — русская императрица, призванная управлять русским народом.
Изучая Европу и западноевропейские науки, она уделяла пристальное внимание ознакомлению с Россией, с ее обычаями, историей, культурой. Сразу по прибытии в Россию она приступила к освоению русского языка под руководством академика В. Ададурова.
Даже в период страстного увлечения философией Монтескье, Вольтера, Дидро и их последователей Екатерина не доходила до такой крайности — пытаться воплотить их идеи в своей государственной деятельности.
Таким образом, императрица думала, как можно было бы использовать в российских условиях гуманные идеи западноевропейских просветителей, идеи, связанные с созданием справедливого, разумно организованного общества.
Однако, когда началась Великая французская революция 1789 г., ужаснувшая и отпугнувшая от этих идей многих либералов, Екатерина окончательно утвердилась во взгляде на совершенную неприменимость и особую вредность просветительских моделей и тех, кто эти модели создавал, для абсолютистской России.
2.2 Журналистская деятельность Екатерины II
Литературная критика начала прошлого века отзывалась о Екатерине Великой следующим образом: «Одаренная литературным талантом, восприимчивая и чуткая к явлениям окружающей жизни, [она] принимала деятельное участие и в литературе своего времени. Возбужденное ею литературное движение было посвящено разработке просветительных идей XVIII века».
Сама Екатерина судила о себе иначе. «Я никогда не считала, — пишет она в письме одному из друзей, — что обладаю творческим даром: я знаю очень многих людей, намного более талантливых, чем я, и отношусь к этим людям без всякой зависти. Нужно всегда отдавать себе отчет в том, что именно ты можешь действительно хорошо делать… ».
Сразу стоит отметить, что доказательство или опровержение правоты какой-либо из сторон не является нашей задачей, поскольку, во-первых, существует большая вероятность того, что оба источника отчасти лукавили, а во-вторых, читатель вправе делать выводы самостоятельно.
Талант журналиста и публициста, а так же погруженность в литературу Софьи Августы были навеяны средой, а во-вторых, даже в совокупности все они только косвенно свидетельствуют о склонности данной натуры к творческой литературной активности.
Действительно, в подобных случаях одаренная личность может долго находиться на перепутье, так и не решаясь на «пробу пера». В этом положении ей жизненно необходим определенный импульс, переводящий из созерцательного состояния в деятельное.
Для Софьи таким импульсом стало общение с другом семьи Цербстских, на тот момент дипломатом, шведским послом в России графом Карлом Гюлленборгом (16791746).
Таким образом, творческо-журналистский порыв был пробужден, а результатом его стал литературный автопортрет, который новоиспеченный автор «набросал» на другой день. Опыт был шутливо озаглавлен «Попытка пятнадцатилетнего философа обрисовать свой характер».
Наблюдательность и склонность к анализу в совокупности с событиями жизни сделали из нее журналиста. Однако, далеко не все, написанное Софьей Августой, лежит в области художественного письма или литературы, поскольку общеизвестно, что обстоятельства требовали от нее посвящать свое перо политике, законодательству и вопросам государственным, что, впрочем, для европейского просветителя — было более чем естественно.
Второе состоит в том, что не все годы ее журналистско — литературной деятельности были в равной степени плодотворны. И третье: если говорить об области литературных творений, то одобрительных откликов потомков были удостоены лишь ее мемуары, поэтически названные Н.М. Карамзиным «зеркалом» Елизаветинского двора.
Почти полвека, разделявшие два опыта в этом жанре, были насыщены событиями и творческими исканиями, но главное — проходили для Фике под совершенно иным именем, ибо вопреки воле отца, но в соответствии с волей российской императрицы Софья Августа Фредерика приняла православие и стала Екатериной II.
В первый же год своего царствования непризнанный журналист, но коронованная императрица российская не преминула осуществить свою давнюю мечту — написать признанному, но не коронованному королю философов Европы, своему кумиру Вольтеру (1694-1778).
Их эпистолярный роман продолжался пятнадцать лет (17631778), до кончины великого француза, которого Софья называла наставником.
В 1769 г. в Санкт-Петербурге начал издаваться альманах «Всякая всячина», на страницах которого под видом анонимного автора обрел голос его тайный покровитель. Автор не скрывал насмешек в отношении «могущества» литераторов, так что вскоре тон журнала возбудил агрессивную реакцию «коллег», и каждое слово «Всякой всячины» стало восприниматься в штыки.
Совсем уж было разгорелась столь милая критическому сердцу «публицистов» журнальная перепалка, но анонимному автору, не кипевшему запалом ущемленного самолюбия, вся эта «борьба» виделась бессмысленной, и «Всякая всячина» умолкла. Автором-меценатом, естественно, была Софья Августа Фредерика, у коей, как мы знаем, к сорока годам уже отсутствовала нужда в самоутверждении.
Так или иначе, к журналистике Софья вернулась нескоро, но, разумеется, не бросила писать. Отсутствие потребности в самоутверждении не исключает потребности в самовыражении.
Ее заняла драматургия и мемуары. Обстоятельства, окружавшие тогда Екатерину, были весьма близки обстоятельствам «Декамерона» Боккаччо. В тот год, год 17-летия ее сына, в Москве затихали бунт и чума, свирепствовавшая по всей стране с 1770 г. Общеизвестно, что Петр Великий занял российский престол 17-летним; общеизвестно и то, что императрица была лишь регентшей при сыне, но престол Павлу не уступила.
Позиция философа не исключает мистического восприятия мира, а обстоятельства, как мы видим, чрезвычайно сложны. Софья Августа вновь на распутье и, подобно героям Боккаччо, забывается в литературе.
Для развлечения друзей ею начаты «Memoire» — новеллы из ее собственной жизни, уводящие слушателей на треть века назад, в Елизаветинский двор; 1772 годом датируются первые пьесы, наполненные вполне жизненными, списанными с современного окружения Софьи ситуациями и персонажами.
Правда, настрой их все же не тот, что в новеллах Боккаччо: не Ренессанс, а Просвещение, не прославление, а стремление к совершенствованию природы человека. Чума и бунт миновали, сын женился и зажил жизнью своего семейства.
За время (1770-1790) Софья Августа стала автором шести редакций «Записок», более двадцати драматических произведений, нескольких педагогических работ, множества публицистических опусов, нескольких полемических статей и двух серьезных научных трудов (философия истории).
Однако после шестидесятилетнего рубежа все было оставлено ради венца ее творчества — последней редакции мемуаров, на сей раз адресованных внукам и грядущему.
Характерными чертами журналистской деятельности Софьи Августы следует назвать глубокое созвучие общеевропейским настроениям века и внутреннюю взаимосвязанность сочинений.
Надо сказать, на мысль о глубокой взаимосвязанности всех ее сочинений нас натолкнуло изящное замечание Александра Николаевича Пыпина: «… исторические представления имели в виду давать картины древности — как бы в дополнение к тому изложению русской истории, которым императрица в то время была занята; оперы давали на сцене образчики народной поэзии…».
2.3 Роль государственной деятельности императрицы Екатерины II Великой в русской истории
Царствование Екатерины II выделяется яркой вехой в русской истории между эпохой Петра I и военного деспотизма XIX в. благодаря одной характерной черте. Речь идет об укреплении гражданского начала как в обществе, так и в системе управления.
Все больше гражданских лиц вступало прямо в ряды чиновничества, их влияние и вес в администрации росли. Этот процесс, пожалуй, лучше всего назвать демилитаризацией российской системы управления. При Петре I военные, а точнее — гвардейцы, широко использовались в роли прямых эффективных проводников царской воли.
К середине XVIII в. высшие эшелоны государственной службы были почти полностью укомплектованы людьми с опытом военной службы. Они сами были приучены к беспрекословному подчинению и привыкли грубо принуждать к нему штатское население.
При Екатерине же администрация стала приобретать все более гражданский оттенок благодаря притоку новых сотрудников из числа штатских лиц. (Стоит отметить, что уже в 1764 г. сбор подушной подати был впервые вверен не солдатам, а передан в руки гражданской администрации).
Увеличение корпуса чиновников, трудившихся в самостоятельной сфере судебной власти, способствовало процессу демилитаризации, который составляет важнейший элемент развития цивилизованного общества, что нередко упускается из виду.
Внешняя политика Екатерины II, на первый взгляд, если судить по размаху ее завоеваний, была весьма успешной. Но именно во внешнеполитической сфере, мастерством в которой она гордилась больше всего, императрица сослужила России самую плохую службу.
Если во внутренней политике ее вело верное чутье, и она знала, как примирить различия во взглядах, то в международных делах она проявляла и бестактность, и грубость.
В результате Екатерина дважды навлекала войны на свою голову, не успев толком к ним подготовиться, позволила втянуть себя в политическую игру, в которую была вынуждена допустить вмешательство Пруссии в польские дела, и, наконец, участвовала в уничтожении Польши. Властный и резкий тон, принятый императрицей в отношении поляков, стал предвестием сталинского стиля дипломатии XX века. К счастью для Екатерины, победы русских армий покрывали просчеты ее дипломатии.
Убеждения и вкусы Екатерины менялись с возрастом, по мере того как ею овладевала усталость. Она уже не могла всюду успеть, за всем уследить и склонялась к тому, чтобы ограничиться изданием уставов и законов, в несбыточной надежде, что они будут выполняться в духе ее политики. Однако многие ее замыслы далеко опережали возможности русского общества той эпохи.
Как никто другой из европейских монархов, Екатерина страдала от недостатка подготовленных руководящих кадров, на которые она могла бы опереться в делах.
Длительное пребывание в должности всех крупных екатерининских сановников говорит не только о ее доверии к ним и об отсутствии взбалмошности и своенравия в характере императрицы, но и об острой нехватке по-настоящему компетентных людей им на смену.
Несмотря на всю непоследовательность, самонадеянную уверенность в собственных силах и правоте, Екатерина II оказала России выдающиеся услуги. Ее величие состоит не столько в территориальных завоеваниях, сколько в новых отношениях между правителем и подданными, которые она тщательно выстраивала.
Со времен Уложенной комиссии в русском обществе укоренилось представление о возможности общенациональной дискуссии. Пусть многие из крупных законов Екатерины и были несовершенными, но все же она детально разрабатывала свои указы и редко пускала на самотек их проведение в жизнь.
Инструменты общественного контроля множились и проникали все глубже в толщу общества, публику знакомили с новыми представлениями о правосудии и законности, о которых она прежде не имела понятия.
Новообретенное чувство защищенности впервые позволило русскому обществу вздохнуть свободнее. Правосудие стало ближе к людям, а их ошибки больше не считались преступлениями. (Достаточно лишь сравнить ту свободу и авторитетность, с которыми обращались к Екатерине ее советники и губернаторы в письмах и речах, с нервозностью и истеричностью павловских придворных, чтобы измерить бездну между матерью и сыном).
Элита русского общества наслаждалась впервые появившимся у нее чувством свободы и личного достоинства, а сфера частной жизни, отдельной от государственной службы, расширилась неизмеримо. Науки процветали, и сам двор был центром покровительства литературе, художествам, музыке.
На сто лет позже, и, как пристало женщине, — более легкой рукой, Екатерина делала для России то же, что Людовик XIV для Франции, пока не превратился в пленника Версаля.
Но эта картина была не безоблачна. Реальность сильно уступала чаяниям, воплощенным в законах. В России пышно цвела коррупция, особенно в последние годы Екатерины.
Правосудие часто было продажным, а жестокость — в обычае повсюду. Когда сошло со сцены старшее поколение сподвижников императрицы, ослабли пружины активности властей, как и контроль верховной власти над ними. Сейчас кажется, что слишком большая доля национального дохода тратилась при Екатерине в заботах о «славе», внешнем величии России, причем чаще всего — о воинской славе, зато слишком мало расходовали на суды и администрацию.
И все же в конце XVIII в. Россия ненадолго стала ближе к Западной Европе: сблизились их границы, и уменьшилось отставание во времени. А после смерти Екатерины их пути снова разошлись. Многие из екатерининских законов при Павле исказили до неузнаваемости или заменили другими. И хотя разделение сфер деятельности между гражданскими и военными ведомствами сохранилось, сначала Павел I, а за ним Александр I постарались возродить верховенство военного начала в обществе над гражданским, вместе с «парадоманией», достигшей апогея при Николае I.
Так атеистка, немка и блудница оказалась самой русской, самой православной из всех российских императриц. Среди наших императоров ей тоже нет равных. Наверное, это плохо говорит о них, зато хорошо говорит про нее.
Долгое царствование Екатерины II отмечено таким количеством крупных законодательных актов, что по значению в русской истории оно почти не уступает царствованию Петра Великого. Императрица поставила перед собой цель продолжить его начинания, но диаметрально противоположными средствами. Так, если Петр без разбора вводил в России и форму, и сущность европейской мысли и обычаев, то Екатерина, в первую очередь, схватывая содержание, пренебрегала формой.
Там, где Петр принижал Россию в интересах вестернизации, иностранка Екатерина превозносила природные достоинства России и россиян и внушала им высокое представление о равенстве с европейцами, если не о превосходстве над ними. Там, где Петр применял устрашение, Екатерина прибегала к убеждению.
Всю жизнь императрицу критиковали, причем она относилась к этому терпимее всех своих предшественников, но зато все критические отзывы о ней всегда сопровождались долей восхищения достоинствами государыни. Ведь никто не мог отрицать, что она прилежна, серьезна, разумна, хорошо разбирается в людях, наделена душевной щедростью, умеет раскрывать лучшие черты в своих сподвижниках и слугах.
На фоне краткого правления Павла I еще заметнее выступили преимущества царствования его матери, несмотря на всеобщую распущенность екатерининского двора, которую, казалось, оправдывало поведение самой императрицы.
Н.М.Карамзин дал выход этому чувству восхищения как в панегирике Екатерине, изданном в 1802 г., так и в «Записке о древней и новой России», которую он составил для Александра I в 1810 г.
С консервативно-аристократических позиций Карамзин осуждал слабости Екатерины, подчеркивал несоответствия между ее целями и достижениями, однако не мог не одобрять того, что высшие классы общества перестали при ней чувствовать себя рабами. Карамзин заключил, что, «сравнивая все известные нам времена России, едва ли не всякий из нас скажет, что время Екатерины было счастливейшее для гражданина российского…».
Разумеется, было бы ошибочно судить о Екатерине как о правительнице лишь по несоответствию принципов ее «Наказа» реальной российской действительности. «Наказ» не являлся программой для разработки законов, в нем только провозглашались идеалы, к воплощению которых должно стремиться общество.
Этот документ был задуман императрицей как инструмент формирования общественного мнения, как способ представить правящим кругам России новые идеи и установки. В дальнейшем принципы «Наказа» время от времени упоминались в новых законах и постановлениях, как при Екатерине, так и позднее.
Она пришла к убеждению, что долг правителя — так организовать жизнь подданных, чтобы облегчить каждому из них выполнение возложенных на него функций, укрепляя тем самым военную и экономическую мощь государства.
С укреплением государства должна была развиваться система стандартных прав и обязанностей населения. С другой стороны, Екатерина верила и в иерархическое деление общества на группы и сословия, с присущими каждому правами, привилегиями и обязанностями.
Таким образом, не страх перед дворянством мешал Екатерине заняться болезненной проблемой крепостничества. Скорее, она не делала этого из уверенности, особенно окрепшей после восстания Пугачева, что еще не время решать вопрос, от которого напрямую зависит спокойствие в обществе, состояние финансов и вооруженных сил страны.
1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: В 86 т. — СПб., 1890-1907. Т. XI.
2. Гаврилова Л.М. Записки касательно Российской империи Екатерины II. — М., 2003.
3. Гаркуша П.И. Конституционно-правовой статус главы администрации (губернатора) края, области Российской Федерации: Дисс… канд. юрид. наук. — Ростов н/Дону, 2004.
4. Государственный архив Владимирской области. Ф. 95. Оп. 4. .Д. 1455. Л. 86-87.
5. Доннерт Э. Екатерина Великая. Личность и Эпоха. — СПб., 2003.
6. Екатерина II: человек, государственный деятель, писатель. М.: Современник, 2000
7. Каменский А.Б. Реформы в XVIII в.: опыт целостного анализа: Дисс… док. ист. наук. — М., 2008.
8. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политических и гражданских отношениях. СПб., 1914
9. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 томах. — М., 1989. Т. 5
10. Лысенко Л.М. Губернаторы и генерал-губернаторы в системе власти дореволюционной России: Дисс… док. ист. наук. — М., 2001.
11. Мамут Л.С. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. — М., 2005.
12. Павлова-Сильванская М.П. Социальная сущность областной реформы Екатерины II // Абсолютизм в России. — М., 2004.
13. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. М., 1861. Т. XVI. № 12 138, 22 апреля 1764 г.
14. Полное собрание законодательства. Собрание первое. — Т. V. — №2673.
15. Полное собрание законодательства. Собрание первое. — Т. XVII. — № 12137
16. Рыбский, Ф. Духовенство и вопрос о сельских школах в царствование Екатерины II // Народное образование. — 1897. — № 1
17. Слепцов Н.С. Институт губернатора в России: традиции и современные реальности. — М., 2007.
18. Соловков, И. А. Педагогическая мысль России в эпоху позднего феодализма и зарождения капиталистических отношений // Антология педагогической мысли России XVIII. — М.: Педагогика, 2005
19. Сочинения Императрицы Екатерины II на основании подлинных рукописей и с объяснительными примечаниями академика А.Н. Пыпина: В 12 т. Т. V. — СПб., 1900-1907.
20. Стоюнин, В. Я. Педагогические сочинения. — СПб., 1903
21. Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. — Юрьев, 1912
22. Черепнин, Н. Н. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764 — 1914. — СПб., 1914. — Т. 1