В настоящее время возникла необходимость познания взаимодействия духовного, нравственного и интеллектуального начал в личности. Человек, не развитый нравственно и духовно, может направить свой ум, как на добрые, так и на злые дела. Поэтому главным принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции, признание значения духовных ценностей в формировании нравственности человека. Следовательно, цель воспитания — становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.
В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития. Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации.
Сверхзадача обучения и воспитания — формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству.
Урок литературы относится к предметам, несущим эстетические и воспитательные цели через программный материал. На уроках литературы изучается богатый фактический материал, направленный на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Задача учителя — раскрыть традиционные ценности русской духовной жизни, способствовать ее осмыслению, развить духовную стойкость личности. Разные по форме и содержанию уроки направлены на формирование личности учащихся, если они тщательно продуманы и ученики являются на них не только слушателями, но и активными участниками процесса. Следовательно, развиваются такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, а это — залог успешности человека в будущем.
Проблеме воспитания культуры подростков посвятили свои труды такие педагоги и психологи, как: Ю.К.Бабанский, Е. П. Белинская, С. М. Гульянц, В.А.Доманский, В. Г. Казанская, В.А.Крутецкий, И.С.Кон, В.С.Мухина, Л.В.Мардахаев и др.
Гипотеза исследования: если уроки литературы с элементами проблемного обучения, как, например, урок-диспут, то они являются одним из эффективных средств решения задачи формирования общей культуры личности подростка.
Какова роль литературы в духовной жизни. Какова роль литературы ...
... хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов. Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её. Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредс
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования — роль уроков литературы в формировании общей культуры личности подростка.
Цель исследования — изучить вопросы формирования общей культуры личности и разработать механизм формирования культуры личности подростка на уроках литературы.
Задачи:
- раскрыть понятие и воспитание культуры личности;
- выяснить особенности формирования культуры личности в подростковом возрасте;
- рассмотреть средства формирования культуры личности подростка на уроках литературы;
- провести диагностику общей культуры личности подростка;
- провести анализ результатов исследования и разработать механизм формирования культуры личности подростка на уроках литературы;
6) провести анализ эффективности формирующей работы в процессе уроков литературы.
В работе использовались такие методы исследования как изучение и теоретический анализ культурологической, психологической, педагогической литературы, а так же эмпирические методы, такие как: эксперимент, анализ, сравнение.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что изучение роли уроков литературы в формировании общей культуры личности подростка способствует усвоению знаний в области методологии преподавания литературы.
Глава I. Теоретические вопросы формирования общей культуры личности подростка, .1 Понятие и воспитание культуры личности
Такие важнейшие понятия, как «культурный человек», «культура личности» на сегодняшний день, практически, не разработаны в научной литературе. Причина — в многообразии подходов к определению сущности понятия «культура». В зависимости от того, какой смысл мы вкладываем в это понятие, меняется и содержание понятия «культура личности».
На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура».
Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности. В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость, образующие непрерывный процесс исторической преемственности, сохранения культурного наследия и творческого обновления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреждения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры.
Главное назначение культуры — постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей [28].
По словам А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется «как минимум в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).
Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).
Роль народного художественного творчества в развитии духовно ...
... Духовно-нравственная культура личности. Предмет: Роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности. Задачи: Раскрыть понятие духовно-нравственной культуры личности. Определить возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности. Изучить жанры народного художественного творчества. Рассмотреть народный танец как ...
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»).
Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры» [9, с.10].
С.В. Константинова полагает, что «самой простой и в то же время всеобъемлющей является следующая дефиниция (определение): «Культура» — это все, созданное человеком, — ибо животные не имеют культуры. Культура — продукт исключительно человеческой деятельности» [10, с.3].
По мнению С.Н.Жарова, «Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе» [11, с.39].
Американский социолог Нейл Смелзер говорит: «Культура — это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни» [23].
Английским этнографом Э.Тейлором было дано следующее определение: «Культура… это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества» [23].
Наиболее интересное определение культуры, на наш взгляд, дает В.А.Мамедова: «Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы» [17].
Понятие «человек» отражает и биологические, и социальные свойства индивида. Понятие «личность» отражает только социальные свойства и качества человека, которые сформировались в процессе его общественной жизни.
Личность, по мнению Леонтьева, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, сформирование которой происходит в онтогенезе [16].
Личность, есть основной носитель культуры. Все более крупные культурные объединения (культура общества, нации, региона и т.п.) являются производными от культуры личности.
При определении культуры личности Г.Н. Оботурова выделяет следующее: «профессиональная ценность как полное творческое овладение своей деятельностью, этическая — осознанное следование принципам и нормам поведения, мировоззренческая — социально-политический, философский, экономический стиль мышления, эстетическая — ориентация на лучшие подлинно художественные ценности, физическая — осознанно здоровый образ жизни» [22, с. 9].
А.Б.Есин утверждает, что «Хотя основной субъект культуры — это личность, но формирование культурного сознания происходит в обществе под влиянием социальных (в широком смысле) факторов» [6, с.31].
Эстетическая и художественная культура личности
... эстетической и художественной культуры личности, .1 Понятие эстетической культуры личности В последнее время все больше внимания уделяется состоянию культуры, которая понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их ...
«Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.)» [19, с.10].
Культура личности не только результат воздействия культуры общества, но и источник ее развития. Именно на уровне индивидуальной культуры осуществляется рождение новых идей, взглядов, подходов, ценностных представлений и норм. И лишь получив определенное закрепление (материализацию в той или иной форме) и распространение в обществе, это новое становится достоянием культуры общества. В этом постоянном противоречии, основанном на несовпадении культуры личности и общества, и заложен источник движения и развития культуры.
Культура личности в системе той или иной общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается выполнять определенные правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия; т.е. обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. Этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, ее преемственность: так на протяжении веков складывалась, например, культура русского дворянского офицерства, культура русского крестьянства, и шире — русская культура в целом. Но для того чтобы личность овладела культурой, необходимо достаточно последовательное воздействие на нее с самого раннего возраста. И здесь мы встречаемся с одним из важнейших феноменов культуры — с институтом воспитания.
В разных социокультурных ситуациях процесс воспитания приобретает разные формы. Например, для стихийного складывания культуры характерно и стихийное воспитание: личность формируют не столько систематическим и рассчитанным воздействием, сколько конкретным примером, теми или иными замечаниями по разным поводам (например, учат снимать шапку, входя в церковь, или не перебивать старших, или без напоминаний выполнять свои обязанности по хозяйству и т.п.).
Семья, как социокультурная среда, оказывает значительное воздействие на будущий социокультурный мир ребенка. Слушая разговоры старших (в которых обязательно сказывается и проявляется ценностная система, свойственная данной культуре), ребенок также обретает необходимые элементы культуры, и прежде всего ее основу — эмоционально-ценностную ориентацию. Разумеется, такое воспитание нельзя назвать совершенно бессознательным, ведь всякий воспитывающий так или иначе держит в уме тот набор культурно-психологических свойств, которые он хочет видеть в воспитаннике, но и вполне системным и целенаправленным его тоже не назовешь.
Вообще в литературе очень много примеров подобного воспитания: у того же Пушкина это и семейство Лариных, и Евгений Онегин; у Гоголя — Чичиков, Манилов; у Тургенева — Рудин; у Гончарова — Обломов и т.п. [6, с.33]
В социально-педагогическом плане исключительно важным фактором в качестве среды воспитания является «улица», существенно влияющая на формирующуюся личность.
Однако в обществе существует и система направленного формирования культуры и управления ею. Здесь проявляется воспитание второго рода: сознательное и направленное воздействие на отдельную личность и общество в целом, формирование ценностной системы и управление культурой.
Влияние взрослых на формирование личности подростка
... воспитании подростка. Он своим примером воспитывал его, и, когда понадобилась помощь самому Сантьяго, ему помог маленький человек, ... сложные проблемы, которые иногда, в подростковом возрасте, кажутся неразрешимыми! В литературе мы ... личность, а подводя самого человека к размышлениям над собой, своими качествами характера. Трудно не согласиться с автором текста: как хочется, чтобы у каждого из нас в ...
Наиболее мощным инструментом такого воспитания являются традиции — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений. Несмотря на то, что содержание традиций крайне изменчиво, это понятие обычно означает тот элемент культуры, который считается источником социальной стабильности и легитимности.
Другим мощным инструментом воспитания являются нормы — регулирующие правила, указывающие границы своего применения. Социальные нормы — стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от членов группы или общества и поддерживается с помощью санкций, они упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия. Отрицание социальных норм и ценностей, принятых в обществе является асоциальным поведением. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе и фиксируются в заповедях и других формах представлений о том, как человеку должно поступать.
Как социально-педагогический фактор, существенно влияющий на развитие и становление личности выступают средства массовой информации (СМИ).
Они нередко являются совоспитателями детей и подростков, через них осуществляется значительное влияние на массы [19, с.7].
Причастность личности к народной культуре, которая утверждает в основном ценности традиционные, укорененные в исторической памяти, служит достаточно надежной защитой против действия сколь угодно изощренных культурных операторов. Однако в XX в., особенно во второй его половине, почти во всех странах и регионах наблюдается значительное ослабление влияния традиционной, народной культуры и даже ее постепенное исчезновение. Разрушению народной культуры и ее ценностной системы способствует стремительное развитие цивилизации, которая «осовременивает» бывшую «глубинку», стирает грани между центром и провинцией, городом и деревней. Важнейшую и, может быть, наиболее гибельную роль в разрушении народной культуры играют быстро прогрессирующие средства массовой информации. Если газета и радио еще как-то уживались с народной культурой, то уже телевизор нанес ей серьезнейший удар. Средства массовой информации разрушительны для народной культуры и сами по себе (сокращают досуг, почти сводят на нет народное художественное творчество, модернизируют быт, изменяют традиционный менталитет и т.п.), но еще более тем, что с ними в народную систему ценностей вторгаются низкопробные ценности рассмотренной выше массовой культуры. Однако последняя проникает в народ и по другим каналам, связанным с развитием цивилизации: через аудио- и видеокассеты, всякого рода рекламу, предметы повседневного обихода и т.п. Таким образом, в настоящее время причастность личности к народной культуре нельзя считать надежной защитой от давления культуры официальной [6, с.37].
Имеет место и социальное саморазвитие человека. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Знание того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позволяет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия его протекания и через них на сам процесс.
Роль детской организации в становлении личности подростка
... что-то делать лучше всех и его общественный рост не могут остаться в организации незамеченными. Любая детская организация не может существовать без подростков – ее членов. У нынешнего поколения сегодня ... которых уважали и с которых можно было бы брать пример. Такие люди наполняли бы жизнь ребят умной и полезной деятельностью. И вместе с такими взрослыми мотивы ...
В процессе идейно-нравственных поисков личность осваивает разные культурные системы, вбирая все органичное и отталкивая чуждое. Будучи индифферентной, то есть равнодушной и безучастной по отношению к официальной системе ценностей, личность вырабатывает свою ценностную систему, ищет и обретает подлинную самодостаточность. При этом чаще всего индифферентная личность основывает свою культуру на ценностях «вечных», исконных, укорененных в естественной жизни человека и в его исторической памяти. В связи с этим обратимся к стихотворению Пушкина:
«Два чувства дивно близки нам;
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека —
Залог величия его» [24, с.596].
В описанном случае особую роль играет опора личности на народную культуру. Такая опора во много раз усиливает культурную позицию личности.
В каждом новом поколении должен постоянно увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравственной устойчивости [17].
2 Особенности формирования культуры личности в подростковом возрасте
Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата — короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах — физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).
Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения [12, с.9].
Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности.
«Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений» [13, с.167].
Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Сочинение деньги это главное в жизни человека
... -то, что не в деньгах счастье, что деньги не главное в нашей жизни, что деньги – это не первое, ни второе и даже ни даже десятое, я твердо знаю, что человек, который это говорит, либо ... лицемер, либо - манипулятор. Разумеется, верно, что деньги ...
Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе [15].
Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов — возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.
То есть, можно сказать, что подростковый возраст — период активного формирования мировоззрения человека — системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
Основные личностные новообразования подростка (открытие «Я», осознание своей индивидуальности, возникновение рефлексии, развитие мышления, воображения, формирование нравственного мировоззрения, самоопределение) являются важными внутренними условиями развития ценностных ориентаций.
Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание [26, с.122].
В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию.
Таким образом, подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка.
Формирование основ культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определенного отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму.
Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой перемены в мире ценностей. Владение информацией приобретает значение «новой собственности», изменяющей характер политических, экономических, нравственных отношений. Поэтому большую роль в формировании общей культуры подростков играют кино, телефильмы, а так же средства массовой информации.
Физическая культура и духовные ценности
... разрабатывают адекватные методы применения физических упражнений для спортивной подготовки, развития физических качеств, улучшения физического состояния и укрепления здоровья. Все это - проявления духовной жизни людей (общества), и как результат - духовные ценности. Физическая культура выступает как одно ...
Формирование картины мира и системы ценностей человека, багажа знаний, отношения к жизни и отдельным ее явлениям, структуры интересов, мотивации к той или иной деятельности, культуры речи и бытового поведения — берет на себя телевидение. Оно «фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, оно выделяет отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придает им особый вес, повышает ценность одной идеи, обесценивает другую, поляризует, таким образом, все поле культуры» [8].
Телевидение может обогащать подростка, процесс его воспитания и в то же время вызывать ранний интерес к явлениям, к которым подросток еще не готов, негативно влиять на личность, создавая чувство страха, возбуждая неокрепшую психику, оставляя глубокий неизгладимый след в подсознании, формируя позитивные эмоциональные проявления к садистским явлениям и пр.
Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить правильно смотреть и понимать кино и телефильмы.
Не меньшее влияние на формирование культуры личности подростка оказывает компьютер с его информационными возможностями. Компьютер обладает уникальными возможностями самовключения подростка в отношения человека и техники, при которых он становится не просто поглотителем информации, но и активным соучастником. Неконтролируемость и всеядность во взаимодействии подростка с компьютером может иметь достаточно серьезные отрицательные последствия. Так, например, проведенные психологами исследования сферы интересов показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература).
Однако компьютер оказывает не только негативное воздействие. Он предоставляет возможность использовать его огромный позитивный потенциал по различным направлениям: овладение навыками обращения с современной электронной техникой; получение широкой и разносторонней информации ребенком с ограниченными возможностями взаимодействия со средой; направленное развитие с помощью специальных программ информационного и развивающего воздействия; осуществление частной реабилитации с использованием специальных программ, позволяющих преодолевать определенные патологические явления; профориентационная работа с подростком, подготовка его к последующей профессиональной деятельности, требующей знаний компьютерных технологий.
В последние годы активизировалось формирование подростковых субкультур просоциальной (молодежные движения) и антисоциальной (группировки, носящие агрессивный характер, утверждающиеся за счет других) направленности, как в России, так и за рубежом. Причины такой активизации различны. Основные причины их активизации состоят в кризисе общества и его основных институтов, кризисе института семьи и семейного воспитания, коммерциализации СМИ и всей художественной культуры [26, с.129].
«Ценность человеческой жизни. “Ценность человеческой жизни”
... жизни. Сочинение на тему «Ценность человеческой жизни Сочинение на тему «Ценность человеческой » Иногда я размышляю по поводу того, к какой цели стремится человечество в своем развитии? Неужели ... Самая большая ценность – жизнь!» И ведь действительно, всё начинается с этого одного коротенького слова «жизнь»! Жизнь – это когда ты живёшь, т.е. дышишь, передвигаешься, контактируешь с окружающим миром. ...
«Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями» [17].
В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения.
В.С. Мухина образно выражает сущность подросткового словотворчества: «сленг в подростковых объединениях — это языковая игра, отход от языковых норм; это маска, карнавал, «вторая жизнь» [18, с. 385]. При этом словотворчество проходит в основном по принципу заимствования иноязычных слов или употребления существующих в ином смысле. Потребность подростка в скрытой от официальной речевой культуры форме существования объясняется психологией возраста. Уйти от социального контроля в возрастную группу, сделать так, чтобы не путали с другими, обособиться не только территориально, но и знаковыми системами, придав особый смысл своему объединению, — вот что становится глубинно привлекательным для подростков. Возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают межиндивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.
В подростковой культуре помимо сленга появляется также мат. Использование матерных слов для подростка — это способ преодолеть социальные запреты на табуированные культурой слова. Подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся из-под прессинга предопределенного контроля речи. Сегодня подростки пользуются матом не только в своих сообществах, но и, не стесняясь, в общественных местах. Тому причиной не столько выход в свет специальной литературы, сколько использование мата в обыденной жизни взрослыми носителями великого и могучего русского языка. Мат как явление языка обсуждается на страницах газет, звучит с экрана телевизора [18].
Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей [17].
культура личность подростковый литература
1.3 Средства формирования культуры личности подростка на уроках литературы
Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка.
Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте современного Закона РФ «Об образовании», где в ст.9 отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ». В то же время и профессиональные образовательные программы также направлены на последовательное повышение ранее сформированного образовательного уровня. Другими словами, задача формирования общей культуры и ее упрочнения является общей для всей системы российского образования. Это его непреходящая ценность.
По мнению Л.С. Выготского, всякая функция в культурном развитии личности появляется в двух планах, сначала в социальном, потом психологическом, сначала между людьми — как интерпсихическая категория, потом внутри человека как интрапсихическая категория. Переход извне внутрь процесса развития психики изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями стоят реальные отношения людей и общества [3, с.32].
С. М. Гульянц отмечает, что литературному образованию принадлежит особая роль в развитии личности учащихся. Через попытки глубинного усвоения литературных произведений, изучение литературы призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности [4, с.12].
Уроки литературы призваны воспитывать духовный мир подростка, влиять на выбор им нравственных ориентиров. Уроки литературы должны раскрыть перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что «обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски» [15].
Иначе говоря, путь в себя — это одновременно и путь в мир, окружающий человека. Погружение в художественные миры — это и погружение в самого себя. Граница между «Я» и этими мирами подчас становиться зыбкой или вообще размытой.
Культурные образцы представлены в древнерусской, фольклорной и классической литературе. Произведения литературы содержат культурные, человеческие смыслы, характеры и события, которые должны быть открыты читающим. Здесь представлены модели и образцы поведения, отношений, ценностных установок, которые приглашают к диалогу, привлекают или отталкивают, вызывают споры. Здесь содержатся идеи и понятия чести, достоинства, нравственного величия человека, истинные ценности.
Основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учащихся. Самым первым и главным приемом активизации урока является его не частная, вытекающая из темы произведения, а общепедагогическая и общенаучные идеи. Общепедагогическая идея предполагает сопряжение отдельной, частной судьбы учащегося, проживающего свою жизнь в единстве настоящего, будущего и прошлого и овладевающего через свой опыт понятиями: «долг», «любовь», «Родина», «добро и зло», «нравственность», «счастье», со второй действительностью — художественной литературой, с исканиями Евгения Онегина, Григория Печорина, Родиона Раскольникова, Мастера и его Маргариты, «чудаков» Ф.Шукшина, Ивана Денисовича, ибо всегда, читая произведения, знакомясь с этими героями, читатель проживает их жизнь. Но самое главное — умение учителя освободить внутренний голос ученика и понять, как он видит ту или иную ситуацию литературного произведения в реальной жизни. Сможет ли современный молодой человек понять трагизм судьбы Катерины?
Художественное произведение является своеобразным средством выражения автором духовной культуры определенного народа, важнейшей формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения традиций [5].
В классической литературе отражается жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Поэтому на уроках литературы мы, так или иначе, стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.
В результате процесс изучения произведения становится одновременно процессом усвоения социального и культурного опыта определенного народа. Кроме того, на занятиях рассматриваются литературные произведения, помогающие познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивающие проблемы межнациональных отношений:
изображение христианских праздников и традиций как средство раскрытия характеров главных героев рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»;
проблемы толерантности в повести Л.Н. Толстого «Хаджи — Мурат»;
традиции и обычаи народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме «Беглец»;
проблемы межнациональных отношений в произведении А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»; «Гуманизм поэзии Расула Гамзатова».
В условиях классно-урочной системы коллективную работу лучше всего организовывать в форме групповой деятельности школьников. В настоящее время, на мой взгляд, актуальна разработка методики проведения уроков — диспутов.
Уроки — диспуты отличаются особенной динамичностью, боевым характером. Диспут в наибольшей мере раскрывает сущность идейной позиции; самой необходимостью четко формулировать точку зрения, исходные критерии оценок, собственные нравственно-эстетические ценности, он заставляет участников активно разбираться в основах своего мировоззрения, отстаивать их в открытом столкновении мнений, искать аргументы, быть убедительным эмоционально и логически.
Урок-диспут по литературе является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции [4].
Поскольку особенностью диспута как формы работы является именно полемика, спор как метод разрешения возникших перед его участниками проблем, постольку в самой формулировке темы должна содержаться возможность спора. Так, при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», учащимся предлагаются следующие вопросы и задания: «Дайте характеристику Лужину, обращаясь к тексту романа. Можно ли встретить Лужина в наши дни? В чем он мог измениться, а что обязательно должен сохранить, чтобы остаться Лужиным?»
Основаниями для проведения урока-диспута является, во-первых, то, что в процессе предварительного чтения ребятами той или иной книги выясняется, что они расходятся в оценке ряда вопросов; во-вторых, учащиеся, знакомясь с откликами на произведение (если они есть), сталкиваются с неоднозначными оценками героев, ситуаций, да и самой книги. «В-третьих, диспут — это такая форма урока, которая отвечает возросшему умению учащихся высказывать и отстаивать свое мнение, навыку рассуждать о литературном произведении обоснованно и доказательно» [1, с.52].
Урок-диспут состоит из трех основных этапов:
1. Постановка проблемы.
2. Решение проблемы.
3. Подведение итогов.
На уроках-диспутах также необходимо поднимать и те проблемы, которые созвучны с современностью.
Следует помнить, что организация, подготовка и проведение урока-диспута требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока.
Таким образом, понятие «культура личности» на сегодняшний день, практически, не разработана в научной литературе по причине многообразия подходов к определению сущности понятия «культура». Культура конкретного человека — это выражающийся в поведении и отношениях опыт усвоения восприятия мира, его ценностей, норм и традиций. Воспитание культуры реализуется средствами целенаправленного воспитания, в процессе образования личности и воздействия окружающей среды.
Подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка. Формирование основ культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определенного отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму. Среда сверстников во многом диктует подростку формы поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим.
Через усвоение литературных произведений, изучение литературы формируется культура личности подростка: его ценностные ориентации, его отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности. Основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учащихся. Урок-диспут, урок-конференция, урок-семинар, урок-композиция по литературе являются формами активизации учащихся.
Глава II. Эмпирическое исследование формирования общей культуры личности подростка на уроках литературы
1 Диагностика общей культуры личности подростка
Исследование проводилось на базе МКОУ Дудаченской общеобразовательной школы Фроловского района. В исследовании участвовали 19 учащихся 9 класса.
Работая над изучением данного вопроса в практической части исследования, мы не нашли единой методики диагностики общей культуры подростков и применили:
) адаптированный вариант методики ценностных ориентаций М. Рокича (тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека), т.к. система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»;
) сокращенный вариант методики «Пословицы» (разработана С.М.Петровой), цель которой состоит в определении уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснении особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе;
) изучение творческих работ учащихся — содержание сочинений с целью определения формирования морально — этических идеалов.
Метод ценностных ориентаций М. Рокича
Ход проведения. Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 18 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся было предложено выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.
Исследование проводилось с использованием бланков (см. Приложение А) и было анонимным. Ваши ценностные ориентации.
Методика обработки. При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).
Данные бланков отдельной выборки (класса) сводились в таблицу (см. Приложение Б).
Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивалось к 100 %, и по количеству выборов, сделанных учащимися, находился процент каждой ценности-цели по формуле:
Цi (%) = (Ri / 3n) ´ 100 %,
где Цi (%) — процентное содержание выборов i-той ценности;
- суммарное количество выборов i-той ценности; — объем выборки (количество учащихся),
— коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.
Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.
Сокращенный вариант методики «Пословицы» (разработана С.М.Петровой)
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 30 пословицами (см. Приложение В).
Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл — согласен в очень незначительной степени;
2 балла — частично согласен;
3 балла — в общем согласен;
4 балла — почти полностью согласен;
5 баллов — совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Основной принцип оценивания полученных результатов — сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «г», тем он ниже.
2.2 Анализ результатов исследования и разработка механизма становления культуры личности подростка на уроках литературы
1) При анализе полученных данных по методу М.Рокича, в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей либо преобладает над другими, либо очень высок. Так, выбор здоровья как ценности равен 32 % от всех принимаемых ценностей. Данная ценность не попадает в отвергаемые ценности. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель равна 26% места и также не попадает в отвергаемые.
Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера, и в то же время можно выделить 3 ценности-цели, имеющие различный процент отвержения по всей выборке. К ним относятся: самостоятельность как независимость в суждениях и оценках — 10%; равенство (братство, равные возможности для всех) — 22 % и красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) — 19 %. Этот факт может рассматриваться как протест против объективной зависимости и невозможности «взрослой» самостоятельности.
К числу не принимаемых, но и не особо отвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени); творчество (возможность творческой деятельности).
В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь — классические ценности. Принимаемой ценностью у старшеклассников является наличие хороших и верных друзей, поиск единомышленников, способных разделить искания в философском осмыслении мира и себя в нем.
Наиболее отвергаемой ценностью выступает равенство, что связано, скорее всего, с осознанием своей неповторимости и уникальности.
) Результаты диагностики по методике «Пословицы» (С.М. Петровой) позволили сделать вывод о том, что для испытуемых старшеклассников характерна неустойчивость желательных ценных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Так, например, с незначимостью материального благополучия в жизни 30% учащихся согласились частично, а остальные показали, что для них материальное благополучие значимее; пессимистическое отношение к жизни высказали 35% учащихся; индивидуалистское отношение к людям высказали 30% учащихся; незначимость соблюдения законов — 40% учащихся.
В то же время большинство опрашиваемых признает значимость дружбы — 80%; значимость ученья — 90%; стремление к достижениям в жизни — 75%; значимость труда 55%.
) Результаты диагностики формирования морально-этических идеалов по творческим работам старшеклассников позволяют сделать вывод о том, что в ряде сочинений просматривается несформированность понятий об идеалах семейных отношений, дружбы, женском идеале; проскальзывает безразличие к судьбам и переживаниям героев изучаемых произведений; недостаточно выразительно отражены собственные взгляды и принципы.
В итоге можно сказать о том, что значительная часть подростков все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие отечественной социокультурной традиции. Но, тем не менее, выявлена необходимость совершенствования методики проведения уроков литературы с целью повысить уровень общей культуры старшеклассников.
Для этого проведем серию уроков литературы в 9 классе в форме уроков-диспутов с целью активизации деятельности самих учащихся.
Центром любого диспута является проблема.
Подготовку к диспуту следует начать с выбора темы, ее правильной формулировки. Нужно, чтобы тема диспута звучала остро, а в ее названии содержался элемент дискуссии. Для того чтобы выбрать тему <#»justify»>На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа.
Например:
.Почему, говоря о Печорине, мы имеем в виду все поколение?
.Каков Печорин, если судить героя по его поступкам?
.Оправдывает ли Печорина его эпоха и воспитание?
.Достоин ли Печорин подражания?
.Что такое нравственность? Нравственен ли Печорин?
Подготовка к диспуту занимает обычно не меньше месяца. Создается творческая группа, которая заранее вместе с ведущими разрабатывает вопросы, а также составляет список рекомендованной литературы к теме, которая обговаривается и сообщает о наработках учащимся.
Диспут должен быть грамотно оформлен. В помещении, где он должен состояться, вывешивают правила ведения дискуссии, плакаты с высказываниями, афоризмами, цитаты классиков мировой литературы. Ведущим диспута может быть не только учитель, но и ученик, который владеет словом, может направить разговор в нужное русло.
Определены и необходимые условия для достижения наибольшей эффективности урока — диспута:
) диспут должен носить характер действительно творческого обсуждения; дискуссия, чтобы не быть искусственной, должна определяться темой, интересной и доступной учащимся;
) участие в диспуте должно быть действительно добровольным;
) тема диспута должна быть по-настоящему проблемной — мнимый диспут, когда учащиеся играют роли оппонентов, а по сути дела изрекают бесспорные истины, вызовет у старшеклассников лишь раздражение;
) предварительная постановка вопросов тоже может быть осуществлена самими учащимися.
Самым интересным и результативным является обращение к духовно-нравственным понятиям в период изучения в 9 классе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Появляется возможность их рассмотрения с противоположных сторон: любовь и ненависть, честь и бесчестие, верность и предательство, жестокость и милость. Разбираются понятия с одним корнем: милость, милостыня, милосердие. Говорим о понятии страсти, которые являются причиной грехопадения.
При знакомстве с творчеством М. Шолохова необходимо обязательно проследить историю развития казачества на Руси, познакомиться с их традициями, особенностями жизненного представления, раскрыть сложность характера каждого героя как носителя национальных традиций. В своих произведениях М.Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Но только тогда читатель обнаружит душу этого народа, когда поймет его судьбоносную для России историю, когда увлечет его жизнь вольных казаков, представленная на страницах ранней повести Л.Н.Толстого «Казаки» и в произведениях Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В 9 классе изучаем не только «Пресвятую Богородицу» Иеромонаха Романа, но и знакомимся с его жизнью, а также другими его стихотворениями. Будет целесообразным в 9 классе на последних уроках провести читательскую конференцию, к которой учащиеся готовятся в течение месяца. Используя за основу словарь нравственных категорий, они готовят выступление по самостоятельно прочитанному произведению, рассматривая те духовно-нравственные понятия, которые затрагиваются в произведении. Дополняют свои выступления высказываниями великих людей по данному вопросу. При изучении творчества поэтов как 19 века, так 20 века необходимо включать стихотворения на библейские сюжеты (В. Брюсов, А. Ахматова, Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин и др.).
Также можно проводить уроки сопоставительного анализа (притча о сеятеле и стихотворения на данный сюжет Некрасова, Брюсова).
3 Анализ эффективности формирующей работы в процессе уроков литературы
Анализ эффективности проведенной работы показывает, что самым приоритетным при выборе ценностей-целей у учащихся являются:
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) — 30% от всего количества учащихся.
Хорошие, верные друзья — 25%.
Свобода как независимость в поступках и действиях — 20%.
Среди самых наиболее отвергаемых ценностей-целей выделяется:
Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) -20% от всего количества учащихся.
Равенство (братство, равные возможности для всех).
Остальные ценности имеют различный процент принятия или отвержения по всей выборке. К числу не особо отвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); творчество (возможность творческой деятельности).
В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь — классические ценности.
По методике «Пословицы» (С.М. Петровой) с незначимостью материального благополучия в жизни 55% учащихся полностью согласились, а остальные показали, что для них материальное благополучие все же играет роль, хоть и незначительную; пессимистическое отношение к жизни не высказал никто; не значимость соблюдения законов — 5% учащихся.
В то же время большинство опрашиваемых признает значимость дружбы — 80%; значимость учения — 90%; стремление к достижениям в жизни — 70%; значимость труда 60%.
) Результаты формирования морально-этических идеалов по творческим работам старшеклассников позволяют сделать вывод о том, что в сочинениях просматривается осведомленность в понятиях семейных отношений, дружбы, женском идеале; просматриваются элементы сочувствия, сопереживания героям произведений; четче отражены взгляды и жизненные принципы («я бы сделал так» или «я никогда бы так не поступила»).
Намного содержательнее, оригинальнее стали письменные творческие работы по литературе, устные ответы.
На уроках-диспутах учащиеся показали умение цивилизованно, уважая мнение оппонентов, вести диалог, убежденно отстаивать свое мнение, продумывать каждое слово, делать обобщение, выводы.
Развита речь учащихся, они глубоко проникают в ткань произведения — в его идейное содержание и художественное своеобразие, ощущают авторский стиль. Заметно возросли познавательная, поисковая деятельность учащихся, их читательский интерес.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента значительная часть подростков несколько изменила ценностные ориентиры, которые, на наш взгляд, наиболее полно соответствуют традициям отечественной соцкультуры.
Итак, позитивные опытно-экспериментальные данные, полученные по результатам формирующего эксперимента, подтверждают практическую значимость интерактивного подхода в процессе формирования общей культуры личности подростка.
Уроки — диспуты позволили сформировать умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, развили креативность мышления, толерантное отношение к позиции других.
Не обязательно каждый урок поводить как диспут, важно кульминацию занятия строить на элементах дискуссии. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания. Польза дискуссии еще и в том, что она уменьшает момент субъективности. Убеждениям отдельного человека или групп людей она сообщает общую поддержку и тем самым определенную обоснованность.
Учитель может стать и оппонентом, и сторонником какой-нибудь точки зрения, может направить спор в нужное русло, инициировав его каким-либо вопросом или репликой, может подсказать стратегию отрицания, может быть судьей, экспертом и даже зрителем. Активизируя ребят необычной формой подачи материала, практически обучая устному монологическому высказыванию и логически выстроенной речи, можно добиться успехов в обучении.
Для диагностики общей культуры личности подростка были применены методики: адаптированный вариант методики ценностных ориентаций М. Рокича (тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека); сокращенный вариант методики «Пословицы» С.М.Петровой (с целью определения уровня нравственной воспитанности учащихся); изучение творческих работ учащихся (содержание сочинений с целью определения формирования морально — этических идеалов).
При анализе результатов диагностики выявлена необходимость совершенствования методики проведения уроков литературы с целью повысить уровень общей культуры старшеклассников.
После проведения уроков литературы в 9 классе в форме уроков-диспутов, возросли — познавательная, поисковая деятельность учащихся, их читательский интерес. Значительная часть подростков несколько изменила ценностные ориентиры, которые наиболее полно соответствуют традициям отечественной соцкультуры.
Заключение
Итак, нами было проведено исследование становления общей культуры личности подростка на уроках литературы, в том числе проведен теоретический анализ понятия и воспитания культуры личности, особенностей формирования культуры личности в подростковом возрасте, формирования общей культуры личности подростка на уроках литературы. Разработан и применен метод проведения урока литературы, способствующий формированию общей культуры подростка, включая его духовно-нравственное образование и воспитание, развитие его ценностных ориентаций.
Анализ проведенного теоретического и опытно-экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы.
Понятие «культура личности» на сегодняшний день, практически, не разработана в научной литературе по причине многообразия подходов к определению сущности понятия «культура». Культура конкретного человека — это выражающийся в поведении и отношениях опыт усвоения восприятия мира, его ценностей, норм и традиций. Воспитание культуры реализуется средствами целенаправленного воспитания, в процессе образования личности и воздействия окружающей среды.
Подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка.
Формирование основ культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определенного отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму. Среда сверстников во многом диктует подростку формы поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим.
Через усвоение литературных произведений, изучение литературы формируется культура личности подростка: его ценностные ориентации, его отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности. Основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учащихся. Урок-диспут, урок-конференция, урок-семинар, урок-композиция по литературе являются формами активизации учащихся.
Проведение эмпирического исследования заключалось в диагностике сформированности общей культуры личности подростка, анализе полученных результатов, разработке одной из форм проблемного обучения — урока-диспута и применения ее на практике.
Для диагностики общей культуры личности подростка были применены методики: адаптированный вариант методики ценностных ориентаций М. Рокича (тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека); сокращенный вариант методики «Пословицы» С.М.Петровой (с целью определения уровня нравственной воспитанности учащихся); изучение творческих работ учащихся (содержание сочинений с целью определения формирования морально — этических идеалов).
Анализ полученных данных привел к выводу, что значительная часть подростков все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие отечественной социокультурной традиции. Но, тем не менее, выявлена необходимость совершенствования методики проведения уроков литературы с целью повысить уровень общей культуры старшеклассников.
При проведении уроков литературы в 9 классе в форме уроков-диспутов с целью активизации деятельности самих учащихся, возросли — познавательная, поисковая деятельность учащихся, их читательский интерес. Значительная часть подростков несколько изменила ценностные ориентиры, которые наиболее полно соответствуют традициям отечественной соцкультуры.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о том, что уроки литературы с элементами проблемного обучения, как, например, урок-диспут являются одним из эффективных средств решения задачи формирования общей культуры личности подростка.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/detskaya-literatura-kak-osnova-bazovoy-kulturyi-lichnosti/
1. Бабанский, Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К.Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 176с.
. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
. Вересов, Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания / Н.Вересов // НЛО. — 2007. — №85. — С.32.
Приложение 1
Инструкция: Перед вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей деятельности, жизни. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список:
а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры: 1 — самое главное в моей жизни; 2 — чуть менее чем 1; 3 — чуть менее чем 2;
б) выбрать 2 ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив их поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;
в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 14) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.
МестоСписок ценностей (ценности-цели)1. Активная, деятельная жизнь.2. Здоровье (физическое и психическое)3. Интересная работа4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)7. Хорошие, верные друзья8. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом)9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников)11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)12. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках14. Свобода как независимость в поступках и действиях15. Счастливая семейная жизнь.16. Творчество (возможность творческой деятельности)17. Равенство (братство, равные возможности для всех)18. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)Приложение 2
Таблица 2.1 Сводная таблица выборки ценностей-целей
№ учащегосяНомер ценности-цели (по списку)1234567891011121314151617181 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1913 8 7 9 6 7 7 11 8 7 7 6 7 7 11 18 8 6 41 3 2 5 1 1 2 1 2 2 1 1 1 2 3 2 2 1 18 14 10 12 12 10 5 3 6 14 8 9 10 11 7 3 13 11 515 17 5 18 4 17 6 9 3 12 18 18 15 16 4 5 17 18 1612 4 8 11 13 11 4 18 12 1 10 13 3 1 14 14 1 3 314 2 15 4 7 9 3 2 11 12 6 4 11 5 17 15 5 12 89 5 3 2 16 3 12 14 7 6 13 3 16 17 9 8 12 14 1316 13 11 8 11 8 15 5 15 15 14 12 18 8 15 17 15 5 104 15 12 13 10 12 8 10 18 18 2 14 8 18 2 16 6 4 146 10 14 3 15 15 16 16 14 16 3 16 9 9 18 9 16 15 113 16 13 10 17 13 9 15 18 8 15 11 4 10 10 10 9 8 97 6 4 17 14 6 17 7 5 17 16 17 5 12 16 12 3 16 155 9 18 16 8 16 13 12 16 9 9 10 14 15 12 7 7 7 717 11 16 14 3 14 18 8 4 10 11 5 12 13 5 4 11 9 62 1 1 1 2 2 1 6 1 5 4 2 2 3 1 1 4 2 210 7 9 6 18 5 11 17 10 4 12 8 13 14 6 6 10 13 1218 18 17 15 9 18 14 13 13 13 17 15 17 6 8 11 14 17 1811 12 6 7 5 4 10 4 9 3 5 7 6 4 13 13 18 10 7Сумма 1,2,3-го мест-1821634-221-1115—1Сумма 17, 18-го мест1—71112312242-281Приложение 3
Перечень пословиц к методике «Пословицы» С.М. Петровой
Предлагаются следующие пословицы:
1.
§в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
§г) что за честь, коли нечего есть.
2.
§в) не в деньгах счастье;
§г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3.
§в) кто хорошо живет, тот долго живет;
§г) жизнь прожить — не поле перейти.
4.
§в) деньги — дело наживное;
§г) голым родился, гол и умру.
5.
§в) на Бога надейся, а сам не плошай;
§г) не зная броду, не суйся в воду.
6.
§в) хочу — половина могу;
§г) лбом стены не прошибешь.
7.
§в) как проживешь, так и прослывешь;
§г) выше головы не прыгнешь.
8.
§в) люди — всё, а деньги — сор;
§г) деньгам все повинуются.
9.
§в) от народа отстать — жертвою стать;
§г) никто мне не указ.
10.
§в) своя рубашка ближе к телу;
§г) наше дело — сторона.
11.
§в) жизнь дана на добрые дела;
§г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12.
§в) доброе братство лучше богатства;
§г) черный день придет — приятели откажутся.
13.
§в) ученье лучше богатства;
§г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14.
§в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
§г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15.
§в) где тверд закон, там всяк умен;
§г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных
1.
§в — духовное отношение к жизни,
§г — бездуховное отношение к жизни;
2.
§в — незначимость материального благополучия в жизни,
§г — материально благополучная жизнь;
3.
§в — счастливая, хорошая жизнь,
§г — трудная, сложная жизнь;
4.
§в — оптимистическое отношение к жизни,
§г — пессимистическое отношение к жизни;
5.
§в — решительное отношение к жизни,
6.
§в — самоопределение в жизни,
§г — отсутствие самоопределения в жизни;
7.
§в — стремление к достижениям в жизни,
§г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8.
§в — хорошее отношение к людям,
§г — плохое отношение к людям;
9.
§в — коллективистическое отношение к людям,
§г — индивидуалистическое отношение к людям;
10.
§в — эгоцентрическое отношение к людям,
§г — эгоистическое отношение к людям;
11.
§в — альтруистическое отношение к людям,
§г — паритетное отношение к людям;
12.
§в — значимость дружбы,
§г — незначимость дружбы;
13.
§в — значимость ученья,
§г — незначимость ученья;
14.
§в — значимость труда,
§г — незначимость труда;
15.
§в — значимость соблюдения законов,
§г — незначимость соблюдения законов.
Приложение 4, Модель урока-диспута
Урок-диспут на тему «Философия жизни Григория Александровича Печорина» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Тема: Философия жизни Григория Александровича Печорина
С святыней зло во мне боролось.
Я удушил святыне голос,
Из сердца слезы выжал я;
Как юный плод, лишенный сока,
Оно увяло в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.
«Мое грядущее в тумане»1836
Цели урока:
— определить нравственно-философскую позицию Лермонтова в романе «Герой нашего времени»;
развивать умение размышлять над прочитанным, анализировать текст, дискутировать, делать выводы и обобщения;
воспитывать самостоятельность мышления, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.
Пед. технология: личностно- ориентированное обучение.
Тип урока : урок-диспут.
Методы: метод творческого чтения-приемы: слово учителя, выразительное чтение отрывков из произведения;
Эвристический метод — приемы: диспут по вопросам, предложенным учителем, пересказ с элементами анализа;
Исследовательский метод — приемы: самостоятельное решение проблемы.
Виды учебной деятельности
Перед уроком учитель записывает на доске тему урока, эпиграф и проблемные вопросы, вынесенные на семинар-диспут. В процессе урока ребята делают необходимые записи на доске и в тетради.
Ход урока
Вопросы к уроку (записаны на доске):
.Почему, говоря о Печорине, мы имеем в виду все поколение?
.Каков Печорин, если судить героя по его поступкам?
.Оправдывает ли Печорина его эпоха и воспитание?
.Достоин ли Печорин подражания?
.Что такое нравственность? Нравственен ли Печорин?
Открывая диспут, учитель ставит вопрос: «О литературных героях всегда говорят, спорят. А Лермонтов к тому же предсказывает в «Думе»:
И прах наш, с строгостью судьи
И гражданина,
Потомок оскорбит презрительным
Стихом,-
Он как бы подсказывает нам, каким путем идти».
Некоторые добавляют: «В предисловии к роману сказано, что в Печорине собраны пороки времени. Пороки! Значит, он требует действительно осуждения, оценки!»- «Но ведь в Печорине не только одно плохое собрано,- возражают другие,- зачем сразу осуждать его, надо сначала понять, что в нем плохо, что норма, и почему?»
.Слово учителя.
Задумаемся, чем ценен человек — благими намерениями или поступками? Некоторые добавляют: «В предисловии к роману сказано, что в Печорине собраны пороки времени. Пороки! Значит, он требует действительно осуждения, оценки!»
Но ведь в Печорине не только одно плохое собрано,- эгоизм? Можно ли целиком оправдать человека, если его дурные поступки порождены влиянием времени, воспитания? Придает ли разочарованность человеку привлекательность?
Обратимся к самому Печорину еще раз, к его сложному характеру, к поступкам человека, которого сам автор приблизил к нам, говоря о гражданском праве потомков строго судить о нем. Важно выяснить, поучительна ли его история для нас, людей совсем иной эпохи, иного воспитания?
Мы заинтересованы в том, чтобы разобраться в причинах трагедии человека, не нашедшего себя. Не оставившего «векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Это тем более важно, что Печорин — «Герой своего времени», один из тех, кто вобрал в себя его горести, страдания и пороки.
Но … легко ли понять героя тридцатых годов?
«Нет, нелегко,- говорят ребят, ведь даже близкие друзья, Максим Максимыч, например, не понимали его». Другие не согласятся: «Нам легче, чем Максиму Максимычу, Вере, Вернеру, Мери; на расстоянии виднее, а к тому же перед нами не один эпизод, а вся жизнь героя, его дневник, исповедь».
Личность Печорина полно и ярко предстает перед нами, но характер его сложен и противоречив, и на предыдущих уроках мы могли с вами в этом убедиться.
Что же главное в человеке, чем определяется его ценность? Тем, что он сам о себе думает и говорит? Очевидно, нет! Но от чего, в конечном счете, зависит наше мнение о человеке? — От его поведения в жизни, от того, как он относится к другим людям.
В чем сложность оценки лермонтовского героя?
Мы говорили ранее о дуализме образа Печорина.
В чем заключается двойственность образа?
Одно из главных противоречий человека — противоречие между «умом» и «сердцем». Между эмоциональным и рациональным началами в человеке. В Печорине рациональный человек подавляет эмоционального.
Печорин говорит о себе: «Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его..»
Разумный человек подавляет эмоциональное, в итоге Печорин превращает себя в нравственного калеку. Что это значит? Он качественно меняет систему истинных ценностей: пытается рационально обосновать нравственные законы, что приводит его к эгоизму. Печорин руководствуется рассудком, а не чувством («не вынес ни одного чувства»).
Далее монолог «Да, такова была моя участь с самого детства!»
Оформляется в таблицу:
Какими качествами обладал Печорин Какие он приобрел в обществе(цитаты)(цитаты)
Очевидно, что нравственное опрощение происходит на потребу общества. Печорин становится жертвой этого общества. Однако со временем он делает жертвами других (Мери, Веру, Максима Максимыча и др.).
Да и не задерживается лермонтовский герой подолгу на одном месте, ищет, мечется, и борьбу эту начинает «оставшаяся неистребимая жизнь сердца».
Выясним отношение Печорина к собственным поступкам: строг ли он к себе, оправдывает ли его то, что он горько кается, казнит себя (вообще, можно ли простить человеку поступки, если он сам осуждает их)? Чем становится для Печорина внутренний суд, суд сердца, источника терзаний? Путем к переменам, самобичеванием?
«Пробегаю в память все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»,- рассуждает Печорин.
Может быть, смысл человеческого существования в формировании души, в подготовке ее к жизни в Мирах Высших, что предполагает всяческие испытания? Может быть, душа действительно бессмертна, а период земной жизни лишь дает импульс ее дальнейшему развитию?
Ум и сердце могли освоить метафизические истины- результат тысячелетних прозрений человечества — по малейшим ее фрагментам, вошедшим в соприкосновение с собственными убеждениями; мир его произведений многомерен, включает в себя не только земное бытие, но и бытие Вселенной.
Заканчивая наш сегодняшний разговор о герое своего времени, о Печорине, мы расстаемся непримиренные. Двойственность самого Печорина породила и в классе совершенно полярные точки зрения на личность героя. Одни полны уважения и любви к этому человеку. И немудрено: в Печорине есть некий магнетизм, притягательная сила. Так всегда поражают оригинальные, самобытные натуры «неподражаемая странность и резкий охлажденный ум…».
Другие (их, быть может, не так уж много, но они есть) отказываются от всяких симпатий к герою, видя в нем портрет, сотканный из пороков. И их тоже можно понять.
Пройдет время, и мы будем возвращаться вновь и вновь к тем вопросам, которые Печорин задавал себе. Может быть, что-то изменится в нашем отношении к нему, но главное — к герою невозможно относится равнодушно.
У меня сложное отношение к Печорину, и, пожалуй, — это чувство горечи и гордости — от сознания силы и значительности внутреннего протеста Печорина против существования, которое могло бы удовлетворить лишь «самолюбивую посредственность».
Я думаю, вы согласитесь со мной: к Печорину можно относиться по-разному, но опыт его жизни ужасен. Можно много спорить о том, что побудило героя поступить так или иначе в каждом отдельном случае. Поведение Печорина действительно противоречиво, поэтому в целом мы говорим о дуализме его образа.
В целом судьба лермонтовского героя трагична и безысходна. Уйдя из жизни, «герой времени» не оставил векам «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Может быть, это слишком высокое требование? Но Печорин не оставил после себя ни друга, согретого теплом его участия, ни женщины, счастливой его любовью.
Повторить судьбу Печорина — значило бы испить чашу одиночества, глубокой неудовлетворенности и скептицизма, бесприютности и тоски.
И все же пример Печорина не бесплоден. Он не оставляет читателей на протяжении многих лет, тревожит, мучит, заставляет нас отвечать на сааме главные вопросы: что такое счастье? Для чего живет человек? Что может дать он людям? Кого винить, если жизнь не удалась?
В этом смысле наш спор не заканчивается, а лишь начинается как разговор об ответственности человека перед своей судьбой, а также перед временем, эпохой, суть которого верно отразил Наум Коржавин:
«А время?
Время давно.
Это не подлежит обсуждению,
Подлежишь обсуждению ты…»
О герое наших дней речь пойдет на следующем уроке.
Домашнее задание. Вопросы к уроку-диспуту даются в ходе урока.
Приложение 5
Таблица 2.2 Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе II четверть — 21 час
Дата№ п/пТемаВыполнение ГосОСО (результаты обучения)Развитие речи, теория литературы 1. Нравственные проблемы романа.Знать и понимать драматизм судьбы лучших людей пушкинского времени; их гуманизм, вольнолюбие, искренность, индивидуализм.Уметь отвечать на проблемный вопрос, опираясь на текст произведения.2.Автор в системе образов. Знать об отношении автора к героям как живым и близким людям.Осмысление статей В.Г. Белинского. Новаторство А.С. Пушкина. Подготовка к сочинению.3.Тестирование Проверка усвоения пройденного материалаТворчество А.С. Пушкина 4.М.Ю.Лермонтов. Очерк жизни и творчества.Образ Лермонтова. Этический идеал поэта. «Желание» (детство, юность).
Мотивы лирики Лермонтова (урок-лекция).
Образ Лермонтова. Характеристика творчества.Знать и правильно использовать в ответах термины: эпитет, метафора монолог, лирический герой, безвременье, преемник.5.«Как часто пёстрою толпою окружён». Лирика поэта.Знать мотивы вольности, гордого одиночества, отрицания и протеста, любви к родине.Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение. Знать определение «антитезы».6.«Герой нашего времени». Смысл названия произведения.Знать историю создания, основную идею. Уметь проводить параллель со стихотворением «Дума» Мастерство психологизма в изображении Печорина. Роман о самореализации личности.7.Первый психологический роман в русской литературе.Видеть мастерство автора в создании психологического портрета героя.Теория литературы: знать понятия: психологизм, конфликт.8.Сюжет и композиция романа.Знать хронологию романа; уметь устанавливать причинно-следственные связиУметь рассуждать по теме «В чём трагедия Печорина?»9.Нравственные проблемы романа. Критика о романе.Уметь выявить проблему личности и общества, чести и долга. Знать содержание статьи В.Белинского. Уметь составлять тезисы ответа. Сочинение (по выбору)10.Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.Умение анализировать, проверка знания произведенийТворчество М.Ю. Лермонтова11.Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчестваЗнать основные этапы жизни писателя, историю создания повестей Н.В.Гоголя и его драматических произведений. Устные рассказы учащихся: «Самые интересные страницы в творчестве Н.В.Гоголя».12.Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».Знать историю жизни «маленького человека»; идейное содержание. Уметь отличать главного героя «Шинели» от Самсона Вырина.Знать особенности понятия «маленький человек»13.Н.В. Гоголь. «Мертвые души». История создания поэмы.Обзор содержания, обучение аналитическому пересказуХудожественная деталь как средство создания образов в поэме14.Поиск «мёртвых и живых» душ в поэме.Знать замысел писателя, мечтавшего написать поэму о любви к России и его воплощение. Уметь анализировать прочитанное.Знать понятия «ирония», «алогизм», «пародирование». Уметь рассуждать по теме: «В каких местах поэмы звучит вера писателя в силы русского народа?»15.Помещичья Россия. Манилов и Собакевич. Знать, почему каждый из помещиков принадлежит к мёртвым душам. Формирование представлений учащихся о комическом и сатирическом типе.Уметь аргументированно ответить на вопрос «Как характеризует героя описание его дома, усадьбы?»16.Помещичья Россия. Ноздрёв, Коробочка, Плюшкин.Уметь осмыслить диалоги, в основе которых видна деградация личности.Понятие о гротеске. Своеобразие гоголевского реализма.17.Чиновничий мир в поэме.Уметь увидеть широту охвата русской жизни в поэме. Вскрыть внутренние пружины бюрократического чиновничьего механизмаУметь выявлять основные художественные приёмы изображения губернского чиновничества и обитателей города (шарж, карикатура, подмена человека вещью, приём карнавального начала).18.Тестирование Проверка усвоения пройденного материалаН.В. Гоголь «Мертвые души» 19.Тайна Павла Ивановича Чичикова.Возникновение дельца буржуазного типа.Подготовка к сочинению: «Почему Чичиков — главный герой поэмы?»20.СочинениеПроверка глубины усвоения произведения; логичность и последовательность изложения