» Административная ответственность»

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ, Актуальность

Административная ответственность является сложной и многогранной категорией административного права, которая требует углубленного изучения и исследования по ряду причин.

Во-первых, административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого административно-правовыми нормами. Уяснение юридической природы административной ответственности, умение соотносить меры административной ответственности с иными видами административно-правового принуждения является важнейшей задачей административного права, административно- правовой науки и юридической практики.

Во-вторых, правовые нормы, устанавливающие меры административной ответственности, составы административных правонарушений, порядок применения мер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права, именуемую институтом административной ответственности. Познание института административной ответственности в равной мере необходимо при осуществлении государственного контроля (надзора) в различных сферах: сфере налогообложения, охраны окружающей среды, дорожной безопасности пожарной безопасности и т. д.

В-третьих, законодательство об административных правонарушениях претерпело конструктивные изменения в связи с принятием и вступлением в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях. Новый кодекс провел разделение федерального и регионального законодательства об административных правонарушениях, признал в качестве субъектов института административной ответственности юридических лиц, закрепил ряд правовых принципов, презумпций и дефиниций, призванных обеспечить единообразие правоприменения по делам об административных правонарушениях, предоставил исключительные полномочия по назначению административных наказаний, ограничивающих конституционные права и свободы судьям.

В-четвертых, административная ответственность находит свое внешнее выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, которое осуществляется совместными усилиями органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, судьями. Данное производство имеет место наряду с уголовным, арбитражным и гражданским процессами, что объективно требует всестороннего изучения особенностей производства по делам об административных правонарушениях, позволяющий отграничить его от иных процессуальных действий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления с точки зрения законности и единообразия.

7 стр., 3094 слов

Административная и уголовная ответственность за правонарушение ...

... следствие этого, не всегда за них наступает ответственность. Тем не менее, существует законодательство, согласно которому в случае правонарушения в области строительства наступает ответственность. Административная и уголовная ответственность за правонарушение в области строительства При ...

Степень научной разработанности., Объектом исследования, Предметом исследования, Цель работы:

В рамках реализации цели были поставлены следующие задачи :

  • Раскрыть понятие и основные черты административной ответственности;

  • Обозначить цели, функции административной ответственности и стадии производства по делам об административных правонарушения;

  • Рассмотреть принципы административной ответственности;

  • Проанализировать обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;

  • Охарактеризовать меры административной ответственности и виды административных взысканий.

В дальнейшем считаю, что данная работа может быть использована студентами вузов при изучении административной ответственности, написании рефератов и курсовых работ по данной тематике. Некоторые ее элементы могут использоваться при формировании отдельных тем и материалов для лекционных и семинарских занятий по дисциплине административное право. Материалы работы могут использоваться при написании разного рода творческих работ.

Структура курсовой работы

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Административная ответственность — форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное нарушение, например, за несоблюдение правил в сфере управления, нерациональное использование природных ресурсов, халатность, не приведшую к существенным убыткам.

Существует мнение, что административная ответственность есть применение административных взысканий. Однако неправомерно сводить ответственность только к наказанию. Напомним, что В. И. Ленин четко разграничивал понятия ответственности и наказания. 3

Ряд авторов рассматривает административную ответственность несколько шире: как реализацию мер взыскания и восстановительных мер в административном праве или как применение мер взыскания и мер пресечения.

Наконец, административная ответственность трактуется и как реализация всех административно-принудительных средств. Данная точка зрения наиболее приемлема. При совершении административного правонарушения на поведение людей воздействует весь комплекс мер по его устранению.

14 стр., 6559 слов

В номинации «Настоящая ответственность бывает только личной», ...

... составляют духовную сферу человека. Виктор Франкл Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один. Фазиль Искандер Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит. Зигмунд Фрейд ...

Административная ответственность- реакция государства на административное правонарушение, совершенное гражданином, в виде административное принуждения, то есть применение к нарушителю мер государственного воздействия.

В Кодексе об административных правонарушениях

Юридическая ответственность в общем и административная ответственность обладают общими чертами. Но существуют специфические черты, характерные только для административной ответственности:

  1. Наказание за совершение административного правонарушения в большинстве случаев назначается без вмешательства суда. Оно назначается должностными лицами государственных органов исполнительной власти или во внесудебном порядке специальными коллегиальными органами. Но большое количество административных правонарушений рассматривают и сами судьи.

  2. В дисциплинарной ответственности меры наказания обычно применяются в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицом или органом. В административном праве вышестоящие должностные лица не могут назначить административное наказание правонарушителям, которые подчинены им по службе.

  3. Административные наказания, в основном, менее суровы, по сравнению с уголовными, т.к. эти деяния менее опасны, чем преступления.

  4. За совершение административного правонарушения лицо, совершившее правонарушение, не является судимым. Оно подвержено административному наказанию на протяжении одного года со дня исполнения наказания.

  5. Значимой чертой института административной ответственности является то, что субъектом ответственности наравне с физическими лицами могут быть и юридические. Они подлежат административной ответственности в независимости от места пребывания, подчиненности и остальных обстоятельств

  6. Административная ответственность устанавливается Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и законами об административных правонарушениях, которые в соответствии с ним принимают субъекты Российской федерации, в то время, как уголовная ответственность устанавливается только федеральным законом (Уголовный Кодекс Российской Федерации)

Таким образом, административная ответственность предполагает, что правонарушитель несет ответственность за свой проступок в виде административного наказания. Применение должностными лицами государственных органов исполнительной власти соответствующих принудительных мер (без обращения в суд) называется административным принуждением.

1.2. ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

2 стр., 747 слов

«Где есть правонарушение, там есть и возмездие» (юридическое изречение)

... целесообразность. Юридическая ответственность бывает нескольких видов: дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая. Функциями юридической ответственности является карательная, воспитательная, правовосстановительная и другие. Таким ... о том, что «Где есть правонарушение, там есть и возмездие» точно отражает положение вещей и на данный момент. Действительно, хотелось ...

Необходимо понимать, в чем отличие понятия «цели административной ответственности» от «функции административной ответственности». Цель – планируемый и желаемый результат, которого хочет достичь орган исполнительной власти, наказывая лицо, совершившее административное правонарушение. Функции – основные пути воздействия административной ответственности на сознание и поведение субъектов, общественные отношения, культуру, мораль, в которых содержится ее социальное предназначение и сущность. 8

Цели административной ответственности связаны с функциями , которые она осуществляет:

  • Предупредительно-воспитательная (превентивная) – состоит во влиянии на сознание субъектов права с целью создания положительного отношения к праву.

  • Штрафная (карательная; репрессивная) – административная ответственность является наказанием за совершение административного правонарушения и средством предотвращения возможных правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), как и другими субъектами права (общая превенция).

  • Сигнализационная – выражается при повторном нарушении административного права в течении одного года лицом, ранее уже привлекаемым к административной ответственности, либо нежелание прекратить правонарушения, несмотря на требования уполномоченных лиц.

  • Компенсационная (правовосстановительная) – восстановление нарушенных прав и имущественного положения потерпевшего лица.

Цели административной ответственности представляют собой единую систему. Указывая на необходимость разработки проблемы целей административной ответственности, И. С. Самощенко отмечает односторонность воззрений на цель административного взыскания. Одни считают, что эта цель—защита общества от вредных деяний; другие понимают под ней воспитание и перевоспитание. Следует согласиться с автором в том, что противопоставлять эти цели юридической ответственности нет оснований. Ведь только в единстве правоохранительных и общесоциальных целей возможно достижение конечной цели административной ответственности — искоренения правонарушений.

Цели административной ответственности имеют профилактическое и предупредительное направление. Об этом сказано в ч. 1 ст. 3.1. КоАП РФ : « Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». Вспоминая о функциях, необходимо отметить, что именно предупредительно-воспитательная (превентивная) функция является наиболее важной и выводится законодательными органы на первое место.

3 стр., 1108 слов

Правонарушения и юридическая ответственность

... об уголовных правонарушениях, я приводила примеры административных правонарушений за которые предусмотрена административная ответственность, которая наступает за совершение административного правонарушения. То ... принципами такими как, законность, обоснованность, справедливость, неотвратимость, целесообразность и недопустимость повторной ответственности за совершение одного и того же правонарушения. ...

Цели административной ответственности достигаются путем выполнения функций:

  1. Защита правопорядка

  2. Восстановление социальной справедливости

  3. Предупреждение совершения новых правонарушений

  4. Воспитание граждан в духе уважения к закону

Привлечение правонарушителя к административной ответственности происходит в 4 стадии:

  1. Возбуждение дела об административном правонарушении – проводится в соответствии с главой 28 КоАП РФ; происходит при обнаружении обстоятельств, которые указывают на совершение административного правонарушения. В следствие чего составляется протокол об административном правонарушении и вместе с остальными материалами передается в соответствующие органы.

  2. Рассмотрение дела об административном правонарушении – проводится в соответствии с главой 29 КоАП РФ; административный орган, который ведет рассмотрение данного дела, при наличии состава административного правонарушения составляет постановление по делу об административном правонарушении и назначает административное наказание. Если же состав административного правонарушения отсутствует, то дело прекращается и выносятся соответствующие постановления.

  3. Пересмотр (обжалование) постановлений по делу об административном правонарушении – проводится в соответствии с главной 30 КоАП РФ; стадия не обязательная; происходит в несколько этапов:

  • Обжалование постановления (решения);

  • Подготовка к рассмотрению протеста на постановление;

  • Рассмотрение протеста (жалобы);

  • Оглашение решения по протесту (жалобе);

  • Пересмотр решения, вынесенного по протесту (жалобе) на постановление по делу.

4. Исполнение постановления – проводится в соответствии с главой 31 КоАП РФ; происходит в несколько этапов:

  • Обращение постановления к исполнению;

    2 стр., 861 слов

    Формирование системы профилактики правонарушений в подростковой ...

    ... об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних правовое государство не может вмешиваться в дела семьи, указывать семьям, как нужно воспитывать детей. Если в семье правильные действия по привычке одни, а в школе ...

  • Исполнение наказания, которое установлено постановлением (решением);

  • Окончание производства по исполнению решения(постановления).

Таким образом,

1.3. ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В КоАП РФ

Первый принцип административной ответственности- принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли. Лицо, обвиняемое в административном правонарушении, может потерпеть наказание только за противоправные действия (или бездействие), а не за мысли о совершении этого действия. Например, намерение поездки в поезде без билета (нарушение КоАП РФ Ст. 11.18) не является административным правонарушением, а вот нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 11.19 КоАП РФ.

Следующий принцип — принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя. То есть, если за лицом не было обнаружено вины в административном правонарушении, то и об административной ответственности говорить не стоит. Физическое лицо является виновным, когда осознает, что его поведение и результаты данного поведения были противоправными и недопустимыми. Для юридических лиц – установление того, что лица не предприняли всех возможных мер для соблюдения норм и правил, за нарушения которых установлена административная ответственность, хотя у них были возможности для соблюдения этих норм и правил, является основанием для признания их виновности.

Принцип законности привлечения к ответственности означает, что к административной ответственности привлекаются лица, нарушившие предусмотренные предписаниями соответствующих правовых норм. Для этого законодательством РФ предусмотрены особые гарантии законности привлечения к административной ответственности, которые пресекают нарушения законов, ошибки и злоупотребления

Иногда наряду с предыдущим принципом выделяют еще один – принцип поп bis in idет («не дважды за одно»), что означает, что за одно и то же правонарушение дважды нести ответственность никто не должен. Но следует обратить внимание на то, что могут применяться не только штрафные санкции, но и одновременно восстановительные. Например, хулиган, который нанес нецензурную надпись на поверхность забора, будет не только нести административную ответственность в соответствии с КоАП РФ Ст. 20.1 («Мелкое хулиганство»), т.е. выплатит штраф, но и должен будет возместить нанесенный им ущерб (оплатить стоимость этого забора).

Именно административному праву присущ такой принцип, как принцип двусубъектности ответственности, но его нельзя противопоставлять принципу «не дважды за одно». Этот принцип означает, что за совершение по сути одного правонарушения возможно привлечение одновременно юридического лица к административной, и физического лица, которое в этом виновно, — к административной или уголовной ответственности. То есть, правонарушение, вроде бы, одно, а субъектов ответственности может быть два.

8 стр., 3974 слов

Незнание законов не освобождает от ответственности

... в другой стране. www.atorus.ru Эссе на тему незнание законов не освобождает от ответственности Правовой EHS консалтинг Наша работа — Ваше спокойствие в изменчивом мире Незнание закона не освобождает от ответственности , Автор: Дудникова А. Г. ... желание все сфотографировать или записать на видеопленку. В ряде африканских и арабских стран нельзя снимать административные здания, полицейских и лиц в ...

Еще один принцип административной ответственности – справедливость. Наказание за совершенное правонарушение должно соответствовать тяжести этого правонарушения. Для вынесения мер необходимо рассмотреть все аспекты правонарушения (время, место, способ, наличие/отсутствие в деле обстоятельств, которые смягчают или отягчают ответственность и т.д.).

И в зависимости от данных обстоятельств выносится наказание за совершенное административное правонарушение.

Из предыдущего принципа вытекает следующий: индивидуализация административной ответственности. Он выражается в том, что каждый несет ответственность только за те правонарушения, который он совершил. Например, если административное правонарушение совершено несколькими лицами, то каждый несет ответственность в той степени, с которой он принимал участие в совершении данного правонарушения. Наравне с этим учитываются специальные обстоятельства, о которых было сказано выше.

Принцип своевременности отражается в соответствии со Ст. 4.5. КоАП РФ, в которой обозначается «срок давности привлечения к ответственности» (период времени, на протяжении которого возможно привлечение правонарушителя к административной ответственности).

Этот срок составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения. Исполнение постановления о наложении административного наказания также определяется сроком давности в один год со дня его вступления в законную силу (Ч. 1 Ст. 31.9 КоАП РФ)

Одним из основных принципов административной ответственности является принцип неотвратимости, который воплощается в том, что ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. Степень реализации этого принципа является критерием эффективности борьбы с правонарушениями и показателем качества всей правоохранительной деятельности уполномоченных на это государственных органов и должностных лиц.

Итак, под принципами административной ответственности нужно понимать ее основные правовые начала, которые выражают ее сущность, назначение и смысл: наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли; наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя; законность привлечения к административной ответственности; справедливость административной ответственности и ее индивидуализация; своевременность ответственности. И, самое главное, повсеместно должен применяться принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений.

Таким образом,

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

2.1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ И ОТЯГЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность нашли отражение в Ст. 4.2. КоАП РФ . В их число входят:

2 стр., 625 слов

Что опаснее для общества: правонарушение- действие, или правонарушение- ...

... для рассуждения. Цель моей работы заключается в том, чтобы узнать опасно ли для общества правонарушение. Правонарушения На протяжении всей своей жизни человек совершает определенные поступки, то есть ... так как имеют одинаковые негативные последствия. В уголовном праве существует регулирование таких правонарушений, и предусмотрены определенные уголовные наказания за них. Это говорит о регулятивной, ...

  1. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

  2. Своевременное и добровольное прекращения противоправных действий лицом, совершившим административное правонарушение;

  3. Добровольное обращение лица, совершившего административное правонарушение, в соответствующие уполномоченные органы с сообщением о совершении им административного правонарушения;

  4. Содействие лица, совершившего административное правонарушение, соответствующему уполномоченному органу в установлении обстоятельств, при которых произошло административное правонарушение;

  5. Недопущение лицом, совершившим административное правонарушение, пагубных последствий данного административного правонарушения;

  6. Добровольная компенсация причиненного ущерба лицом, совершившим административное правонарушение;

  7. Добровольное исполнение до вынесения решения по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный и муниципальный надзор;

  8. Совершение административного нарушения лицом, находившимся в состоянии аффекта ( эмоциональные, сильные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из критических, опасных ситуаций);

  9. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

  10. Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Возможны некоторые особенности при рассмотрении дела об административном правонарушении. Например, судья может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ. Так же настоящим Кодексом могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений.

В Ст. 4.3 КоАП РФ предусматриваются обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Только обстоятельства, указанные в этой статье, могут считаться отягчающими и никакие другие, как в случае со смягчающими обстоятельствами.

2 стр., 514 слов

Где есть правонарушение, там есть и возмездие (римское юридическое изречение)

... смыслу высказывания. Правонарушение – это деятельность человека, приносящая вред другой личности, обществу или государству. Оно противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Наказание за ... Предупреждение преступления теми, кто его еще не совершал – если проступок не будет наказан, то его захотят повторить третьи лица, являющиеся свидетелями. Изолировать общество от ...

К данным обстоятельствам относятся:

  1. Продолжение противоправных действий лицом, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить их (это обстоятельство является показателем того, что лицо, совершившее административное правонарушение, игнорирует требования и не желает отказаться от продолжения противоправных действий, что свидетельствует о злостности правонарушения);

  2. Повторное совершение административного правонарушения в период еще не истекшего срока, предусмотренного Ст. 4.6 КоАП РФ (данное обстоятельство считается показателем того, что наказание, наложенное на лицо, совершившее административное правонарушение, не оказало на него никакого воздействия);

  3. Вовлечение несовершеннолетнего лица в совершение административного правонарушения путем обмана, уговоров и т.д.;

  4. Совершение административного правонарушения двумя или более лицами, т. е. группой лиц;

  5. Совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайной ситуации;

  6. Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения (которое устанавливается с помощью медицинского освидетельствования и показания свидетелей).

Обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Таким образом,

Под обстоятельствами, отягчающими административную ответственность за совершение административного проступка, понимаются различного рода факторы, изменяющие отношение, в первую очередь, к самому деянию, усиливая степень его общественной опасности, а также к личности правонарушителя.

2.2. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

Существуют меры взыскания, с помощью которых выражается административная ответственность и каждая из которых имеет свое предназначение. Цель этих взысканий – воспитание граждан, защита правопорядка и формирование уважения к закону и государству.

Административные взыскания могут носить как моральный, так и материальный характер. Они состоят либо в ограничении некоторых прав граждан, совершивших административное правонарушение, либо в возложении дополнительных обязанностей, способствующих предотвращению новые правонарушений.

Административные взыскания делятся на 3 группы:

  1. Моральные (предупреждение)

  2. Материальные (штраф, конфискация, возмездное изъятие)

  3. Временно ограничивающие права нарушителя правопорядка (административный арест, исправительные работы, временное лишение специальных прав)

Следует отметить, что первые две группы относятся к единовременным взысканиям, а третья – к длящимся.

Так же существует классификация на основные и дополнительные взыскания.

Важно, что за административное правонарушение в качестве наказания может быть назначено одно основное взыскание или одно основное и одно дополнительное.

Благодаря тому, что система мер вариативна и содержит наказания разной степени тяжести, возможно постановление наказания с учетом социального и имущественного положения лица, совершившего административное правонарушение, степени тяжести проступка и обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Если подробнее остановиться на видах административных взысканий, можно сказать, что предупреждение- моральное взыскание воспитательной направленности. Смысл предупреждения – официальное обозначение проступка как действия отрицательного характера. Данное взыскание является самым легким и применяется при первом нарушении или незначительных правонарушениях легкой степени тяжести для того, чтобы осведомить правонарушителя о нормах, которые он нарушает. Предупреждение оформляется в письменной форме. Устное предупреждение не считается административным взысканием.

Следующий вид административного взыскания – штраф. Это наиболее распространенная мера наказания за административное правонарушение, которая предусматривает денежное взыскание. У данного виды взыскания существуют некоторые особенности: штраф не может превышать стократного размера минимальной заработной платы и не может быть менее 0,1 минимальной заработной платы. При отсутствии заработка у лиц в возрасте от 16 до 18 лет за них несут административную ответственность в виде взысканий их родители или их представители.

Конфискация – изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в пользу государства. Стоит отметить, что изъятым может стать только данный предмет, а не вообще имущество лица, совершившего правонарушение, как например в уголовном праве.

Возмездное изъятие также применятся только к предмету, ставшему орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Деньги, вырученные за предмет, могут быть направлены на возмещение причиненного ущерба.

Административный арест и исправительные работы- наиболее строгие меры административной ответственности за совершение проступков высокой тяжести и угрозе общественного спокойствия. Данным мерам не могут быть подвержены беременные женщины и женщины, воспитывающие малолетних детей, а также лица, не достигшие 18 лет и инвалиды I и II групп.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота — основной источник существования.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет еще сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы (например, в Земельном кодексе РФ).

По общему правилу субъектами административной ответственности выступают организации — юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц — филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

Таким образом,

Видами административных взысканий являются:

  • предупреждение;

  • штраф;

  • возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения:

  • конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

  • лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

  • исправительные работы;

  • административный арест.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе я охарактеризовала понятие, принципы, цели и функции административной ответственности. Следует отметить, что взгляды многих известных ученых из этой области не совпадают. В процессе исследования своей темы я поняла, что административная ответственность — один из видов юридической ответственности. Юридическая ответственность — это обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение. Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и поэтому обладает всеми признаками юридической ответственности.

Общие признаки юридической ответственности:

  • является средством охраны правопорядка;

  • нормативно определена и состоит в применении, реализации санкций правовых норм;

  • ее фактическим основанием является правонарушение;

  • сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;

  • неразрывно связана с государственным принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (морального или материального характера), которые он обязан претерпеть;

  • реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Эти признаки характерны для любого вида ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной (включая материальную).

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

  • основанием административной ответственности является административное правонарушение;

  • субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

  • мерой административной ответственности являются административные наказания, применяемые за совершение административных правонарушений;

  • административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц в судебном и внесудебном (административном) порядке;

  • административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;

  • применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

  • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются основание — административное правонарушение и мера — административное наказание.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Сущность административной ответственности заключается в воздействии на правонарушителя, которое влечет за собой отрицательные для правонарушителя последствия морального (предупреждение), материального (административный штраф) или личного (административный арест) характера. Цель этого воздействия — воспитание нарушителя, предупреждение правонарушений (общая и частная превенция).

Административная ответственность сопровождается осуждением противоправного поведения от имени государства его полномочными органами и должностными лицами, государственной отрицательной оценкой действий правонарушителя.

Административная ответственность является эффективным средством борьбы с правонарушениями, действенным инструментом укрепления дисциплины и организованности во всех сферах государственного управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/dannayamojet-byit-ispolzovana/

  1. «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (Дата обращения 12.11.2016)

  2. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. — М.: Норма, 2000.

  3. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981.

  4. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право России. М., 2000.

  5. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 54.

  6. Лунев А. Е. Административная ответственность за правонарушения. М., 1961.

  7. Манохин В. М. Советское административное право: Часть общая. Саратов, 1968.

  8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

  9. Самощенко И. С. К вопросу об основаниях и целях административной ответственности//Учен. зап. ВНИИСЗ. Вып. 5. 1965.

  10. Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. М., 1972.

  11. Тихоненко И.Н. Основания освобождения от юридической ответственности: Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 1995.

  12. Ямпольская Ц. А. Об убеждении и принуждении в советском административном праве. Вопросы советского административного и финансового права. Воронеж, 1970.