Формирование системы профилактики правонарушений в подростковой среде: проблемы и пути их решения

Эссе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им.Н.А.Самигуллина с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан.

и химии Валиева С.М.

Кукмор, 2020

«Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,, Что же такое – трудные дети?, Вечный вопрос и больной, как нарыв., Вот он сидит перед нами, глядите,, Сжался пружиной, отчаялся он,, Словно стена без дверей и без окон., Вот они, главные истины эти:, Поздно заметили… поздно учли…, Нет! Не рождаются трудные дети!, Просто им вовремя не помогли».

(С. Давидович)

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм).

Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.

Что же на самом деле в большей степени подталкивает подростков к нормальному (то есть, в соответствии с общепринятыми социальными нормами) поведению? Совесть, повторение правильных действий по привычке, сознательное следование общепринятым правилам или страх наказания?

Значимый ответ на этот вопрос дает история. В тоталитарном советском государстве, где был силен страх наказания, в России, как одной из советских республик, никогда не было зарегистрировано больше 800 000 преступлений в год4 . Подростки в СССР не выбрасывали своих одноклассников из окон школ, не носили оружие в школу и не стреляли там из него. Эти факты указывают на то, что страх наказания дает большой эффект в предупреждении правонарушений .

50 стр., 24736 слов

Возможности применения творческих средств социальной реабилитации ...

... детей в социуме при помощи занятий искусством. Суть метода заключается в лечебном воздействии посредством художественного творчества, ... творческих методов социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в работе реабилитационного отделения «Комплексного центра ... и возможностей детей с отклонениями в развитии. Из-за экономических, социальных и политических процессов последних ...

При изучении данной темы я наткнулась на следующие факты, лучший мэр Нью-Йорка, Рудольф Джулиани эффективной борьбой с преступностью подтвердил важность страха наказания в профилактике преступлений. Именно мелкие правонарушения рождают большую преступность и поддерживают для нее питательную среду. Балончиком нанес граффити? Перепрыгнул через турникет? Совершил мелкое хищение в супермаркете? Перешел дорогу в неположенном месте? Не один раз? Что-то еще?! Если попался, кроме незначительного взыскания, сняли отпечатки пальцев. Все, теперь находясь в картотеке полиции, вряд ли захочется вновь становится на криминальную дорожку. Страх наказания работает.

«Профилактика» — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних.

Я считаю, что основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на обучающихся в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений. Именно поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер.

К такой работе необходимо привлекать сотрудников правоохранительных органов, пожарной охраны, представителей общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов по делам семьи, молодежи, занятости; работников медицинских учреждений, психолога, заместителя директора по воспитательной работе школы.

Широкая пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний — необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерных для подростковой среды видах преступлений, информирование об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних правовое государство не может вмешиваться в дела семьи, указывать семьям, как нужно воспитывать детей. Если в семье правильные действия по привычке одни, а в школе – другие, то подростки и молодежь начинают наплевательски относится к любым правилам. На дорогу правонарушений путь открыт!

Теперь – о совести. Совсем бессовестные люди встречаются крайне редко. Внутренний контролер, совесть, указывает границы поведения любому человеку. Беда в том, что границы поведения по совести у большого количества наших подростков очень широкие, совесть как будто им говорит: «Можно почти все».

3 стр., 1459 слов

О проведении республиканского межведомственного конкурса сочинений ...

... исполнением законов о несовершеннолетних; 8 (8342) 47-86-27; Фролкина Ирина Юрьевна - консультант Министерства образования Республики Мордовия. Заявка на участие в республиканском конкурсе сочинений среди учащихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия _____________________________________________________ (муниципальный орган, ...

Очень трудно повлиять извне на «пробуждение» совести. Специально создать ситуацию, в которой «пробудилась» бы совесть, почти невозможно в обычной жизни. Еще труднее, постоянно создавать такие ситуации. Наверное, это могут делать выдающиеся личности для других людей и попасть под влияние таких личностей – просто счастье.

Осознанное следование правилам, принятым в обществе, имеет наибольшую ценность. Разумное сознание приходит, когда человек читает много хороших книг, смотрит хорошие фильмы, бывает в музеях, театрах и концертных залах. К сожалению, мало кто среди 14-16 –летних ребят считает это модным, интересным и стоящим делом. Если взрослые в семье, общественные и государственные организации будут открыто публично признавать и поощрять культурное развитие молодежи, то поведения по правилам будет сильно перевешивать правонарушения у молодежи и подростков.

Подводя итог моим размышлениям о возможностях профилактики правонарушений среди подростков, можно дать следующие конкретные