Рассмотрим процесс взаимодействия природы и человека как гармоничного союза, и проблемы, вытекающие из этого взаимодействия.
История отношений человека и природы
История взаимодействия человека и природы – это история смены одних взаимоотношений с другими. В первобытном обществе отношения к природе носили черты олицетворения. Позднее, отношение к природе характеризовалось такими определениями, как «стихийное», «созерцательное», а в капиталистическом, техногенном обществе – «потребительское», «хищническое».
Роль природы в современном мире
Осознание того, что природа может дать нам, зависит от того, как мы воспринимаем природу: как ресурс, как сферу проживания или как ценность.
Сложность взаимодействия
Важно показать школьникам сложность процессов взаимодействия человека и окружающей природы, обратить внимание учащихся на те последствия, которые человечество получило на основе исторического опыта. На горьком опыте предыдущих поколений наша цивилизация может построить новые отношения, осознавая необходимость выхода из настоящего кризисного состояния.
Цель исследования
Цель данной работы заключается в рассмотрении процесса взаимодействия природы и человека как гармоничного союза и выявлении проблем, вытекающих из этого взаимодействия.
Актуальность исследования
Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и человека последствия антропогенной деятельности заставляют нас пристальнее всматриваться в систему экологических взаимоотношений. Особенно важной становится проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела трагическое звучание.
Заключение
Исследование взаимодействия человека и природы является актуальной задачей в современном мире. Понимание истории этих отношений поможет нам строить новые, более гармоничные связи между человеком и природой, что несомненно является ключевым вопросом для выживания человечества и всего живого на Земле.
Глава 1. Гармония человека и природы – сложности построения от античности до средних веков
Сегодня все чаще поднимая вопросы о взаимодействии человека и природы, современный человек обращается не просто к опыту других стран и цивилизаций, но также и к опыту, который оставили нам предыдущие поколения. В данном случае, обратимся к античным философам.Представления о связях, существующих между человеком и природой, имеют давнюю историю, в процессе которой «происходило, с одной стороны, эстетически-художественное осмысление места человека в природе, а с другой, вырабатывались предпосылки теоретического анализа связей человека с природой. На первом этапе человеческой истории преобладало нравственно-эстетическое понимание сущности природной жизни человека, изобретающего орудие труда»[1, С 9].Античная философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека, природы и космоса. «Человек есть частица Космоса («микрокосмос»), в нем нет ничего, чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших размерах. Подобно тому, как тело его состоит из элементов, рассеянных в Космосе, так и разум его есть частица мирового Разума». С другой стороны, сам Космос рассматривается как некий живой и одушевленный, совершенно упорядоченный организм, подчиненный ритму, логосу и закону.
Человек природа, но развивает и образует его общество
... утверждать, что именно общество «развивает и образует» человека. Как сказал о социализации немецкий поэт Иоганесс Бехер: «Человек становится человеком только среди людей». В процессе взаимодействия с обществом, под его влиянием даже ... утопал в гармонии вселенной И отражал вселенную в себе. Природа! Человек - твое творенье, и этой чести у тебя не отберут, но на ноги поставил с четверенек и человеком ...
Жизнь природы наделялась человеческими свойствами. Природа одушевляется и одухотворяется. Человек проецирует себя на природу как будто для того, чтобы сделать понятной природу. Перенося свои свойства на природу, человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природное целое. «Сначала все выступало в форме мифологических и фантастических представлений, в них заключалась идея об очеловечивающем природу характере человеческой деятельности»[2, С178] .Действительное очеловечивание природы осуществлялось в той мере, в какой люди втягивали природу в свою практическую деятельность, преобразовывали ее согласно общественно диктуемым задачам и целям. Первоначально человек роднил природу идеально, с помощью силы воображения перескакивая через тот реальный процесс, который осуществляет практически его единство с природой. «Другой путь разработки единства человеческого и природного – рассмотрение человека по аналогии с природой, Космосом. Этот путь предполагает определенноеразвитие научно-философской мысли. Здесь за исходное сознательно берется не человек, а мир с его собственными, независимыми от человека законами, и человек понимается как одно из проявлений всеобщей совокупности Космоса, единого природного целого.
Идеи о естественном происхождении человека из атомов, из ила, из тины, от низших существ развивали Демокрит, Эмпедокл, Лукреций Кар».[12, С 136] Мир в воззрениях древних выступал как человечески-природное единство, взаимопроникновение человеческого и природного. Поэтому человеческая деятельность естественно вплеталась в жизнь вещей, которые сами выводились из объективированных условий и определений человеческой деятельности. Вода, земля, огонь и воздух являлись первыми естественными условиями и предметами труда. Наиболее основательно к проблеме взаимоотношения общества и природы подошел Аристотель. Его заинтересовала идея места человека в органическом мире. Он первый ввел в лексический оборот слово «антропология». Он выдвинул идею, так называемой «Лестницы существ» — ряд последовательного усложнения организации живых существ. Аристотель ставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. Этот отличительный критерий он видел в разуме человека. Итак, центральной проблемой философии Аристотеля есть проблема практической деятельности, в которой реализуется то, что еще не есть, но может быть осуществлено. «Понимание отношения человека и природы, сформировавшееся на почве античного мира, принципиально отличалось от того, которое начало складываться в философии Нового времени и нашло свое завершение в современном господстве техницизма.
Автономное существование человека в природных условиях
... человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели. Вынужденная автономия Деятельность человека в условиях вынужденной автономии направлена на возвращение в свою социальную среду, к людям, привычному образу жизни. Подготовка к автономному существованию в природных ...
Древние греки принимали природу в ее непосредственной полноте, в богатстве, в своеобразии живого бытия. Но так видит природу только человек открытый для видения. Такими людьми были древние греки, и это имеет свое объяснение в исторических особенностях античной эпохи»[12, С 136] .Социальное бытие отрицало свое отношение к природе как к простому объекту, материалу технического потребления и использования. Личность древнего грека формировалась внутри условий античного полиса, в котором политическое общение выступало естественной человеческой связью, не разрушавшей, а утверждавшей живую всесторонность личности. Аристотелевское определение человека как политического животного утверждало, что человек по своей природе есть гражданин городской республики. Для классической древности это также характерно как для буржуазного века определение Франклина, что человек есть созидатель орудий. Касаясь древнегреческого искусства К. Маркс писал: «Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а поэтому и греческого искусства, возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа». Древний грек жил в живом сознании своей органической связи с целым, которому он принадлежал по природе, но не был подавлен или нивелирован гигантски развившимися в последующие эпохи разделением труда. Это своеобразное мировосприятие сохранилось и в последующие веке заката эллинского мира. В этом отношении очень характерна философия стоиков, основным мотивом которой было жить в соответствии в природой. В целом необходимо отметить, что античное мировосприятие, пронизанное гуманистическим утверждением природы и самоутверждением человека в ней пережило недолгую победоносную реставрацию в эпоху Возрождения.
Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом — душой. Более того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение Божественного начала — души с греховным природным началом — телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия.
В процессе развития философии возникал ряд различных определений природы. В античности природу понимали как совокупность всего существующего и выделяли ее особый статус, связанный с универсальностью. Однако уже в средние века это понимание природы начало меняться. Она стала рассматриваться главным образом как объект изучения науки, а ее универсальность не была более выдвигаемой.
Новые определения природы и их значимость
В то же время новые определения природы также возникли. Она стала рассматриваться как творение Бога, а начало ее движения и покоя находится не в самой природе, а в Творце. Это привело к появлению разделения на «природу творящую» и «природу сотворенную», которое сохраняет свое значение по настоящее время.
Воспитание нового человека Возрождения, идеал гражданственности
... влияния на гуманистические идеалы мыслителей того времени, взглядов гуманистов эпохи Возрождения на отношения человека и общеста. Для этого ставятся следующие ... в культуре и мировоззрении людей того времени. В этой среде возник новый идеал личности, порожденный светскими и ... Возрождения: 1) создание и широкое распространение принципов гуманизма; 2) переход всех видов искусства к подражанию природе. ...
В конструктивистском понимании природы произошло снятие противопоставления естественного и искусственного, что потребовало нового толкования понятия природы. Отметим, что философы и ученые XV-XVII веков испытывали затруднения в определении природы и считали ее неясной и излишней для естествоиспытателя.
Христианство и природа
Христианство в значительной степени установило дуализм человека и природы, а также настояло на том, что воля Божия позволяет человеку эксплуатировать природу ради своих целей. Это привело к появлению природного потребительства и разрушению гармонии человека и природы.
Таким образом, взаимодействие человека и природы являлось сложным и многосторонним. С одной стороны, человек стремился подчинить себе природу, возвыситься над ней, что нашло отражение в религии. С другой стороны, человеческая жажда познания механизмов природы привела к разрушению гармонии ее и человека.
Глава 2. Обращение к гармонизации взаимоотношений человека и природы в эпоху Возрождения
Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а человек. Человек ставиться в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, но господин природы. Возрождается и пантеизм: Бог как бы сливается с природой, а природа представляется единым целым, в котором все взаимосвязано.
Эта новая концепция мировоззрения имеет важные последствия для отношений между человеком и природой. Возрождение предлагает гармонизацию этих отношений, возвращение к единству и взаимодействию с природой. Человек уже не относится к природе как к бесконечному ресурсу, который можно использовать безоглядно, но видит ее как часть себя, как живой организм, который нужно бережно оберегать и балансировать.
В этот период начинают появляться новые научные исследования природы. Географические открытия расширяют горизонты людей и вызывают у них интерес к изучению механизмов природы. Однако, в отличие от предыдущей эпохи, человечество все еще не осознает полностью возможные последствия такой заинтересованности. Человек продолжает использовать природу для своих целей, пренебрегая ее односторонней гармонией.
Исследование природы в эпоху Возрождения становится своего рода хирургическим вмешательством в живой организм. Человек начинает разбираться в его структуре и функционировании, но не всегда может вернуться к прежним связям с природой. Это свидетельствует о его безразличии и равнодушии к установленным ранее взаимосвязям.
Таким образом, эпоха Возрождения представляет собой новую фазу в отношениях между человеком и природой. Переход от страха и боязни к интересу и жажде открытий открывает возможности для гармонизации этих отношений. Человек начинает видеть себя как часть природы, а не просто господина природы. Однако, необходимо осознавать и учитывать последствия своих действий, чтобы обеспечить устойчивое сосуществование человека и природы.
Тема человека и природы является одним из центральных аспектов философии Возрождения. В данной эпохе происходит пересмотр отношения к природе, которая теперь понимается как нечто живое, обладающее своими законами и креативностью. Равным образом, человек рассматривается как творение природы, органическая часть ее, действующая в соответствии с естественными законами.
Культура эпохи Возрождения
... городская культура создала новых людей. Однако самоутверждение личности в эпоху Возрождения не отличалось вульгарно-материалистическим ... работы: рассмотреть особенности и содержание культуры в эпоху Возрождения. 1. Гуманизм, как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения ... эпоху Возрождения уже иной смысл. Если в средневековой культуре центральная проблема соотношения мира и Бога, природы ...
Философы Возрождения утверждают, что природа создает все формы вещей, и наиболее совершенной и красивой из них является гармония. Это проявляется в сочетании красок и форм в лесах, полях, животных и птицах, которые дополняют друг друга и создают единую гармоничную картину мира. Поэтому, если мир, созданный природой, гармоничен, то человек, являющийся его органической частью, также должен быть гармоничен, как в физическом, так и в духовном аспекте.
Причем, гармония души важна не менее, чем гармония тела. Ведь как утверждают мыслители этой эпохи, гармония — «источник всякой прелести и красоты», цель которой заключается в том, чтобы упорядочить различные части, создавая совершенное соотношение, которое приносит красоту. Гармония пронизывает всю природу вещей и жизнь человеческую, и без нее невозможно достичь совершенства, так как все ее части распадаются без нее.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что для мыслителей Возрождения человек и природа были одним целым, взаимосвязанными и взаимозависимыми. Человек не воспринимал природу как врага или противника, а видел в ней утешение и убежище, противостоящее ненавистной и развращенной цивилизации. По мнению философов, только осознание единства человека и природы может привести к осознанию истинной цели и смысла жизни.
В работах мыслителей Ренессанса гармония рассматривается не только как элемент эстетической теории, но и как принцип организации социальной жизни и воспитания. Философская антропология этой эпохи формируется под влиянием капиталистических отношений, научного знания и гуманизма. В отличие от религиозной философии Средневековья, которая рассматривала проблему человека в мистическом плане, философия Ренессанса придает большое значение земной основе и стремится решить проблемы человека на этой почве. Она утверждает естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии, и пропагандирует гуманизм и антропоцентризм. Бог все еще занимает важное место в философии этого периода, но главным знамением становится человек. Гуманизм и вера в его возможности пронизывают всю философию Ренессанса.
В период Возрождения возникают попытки обратиться к гармонии человека с природой. Однако здесь стоит учитывать, что внимание в основном сосредоточено на создании внутренней гармонии человека под влиянием гармонии природы. Это представляет собой сложную «структурированную модель» гармонии человека и природы, что делает их взаимоотношения более сложными, чем в Античности.
Философская мысль Ренессанса создала предпосылки для появления европейской натурфилософии XVII века, способствовала развитию естественнонаучного знания и привела к ряду гениальных открытий, сделанных в Новое время.
Возрождение античных традиций проявилось в формировании новой натурфилософии, которая осмысливает суть бытия природы и ее законов без религиозных и теологических предрассудков. Философия природы стала светским осмыслением и научным изучением ее закономерностей.
Натурфилософия Возрождения в определении и истолковании сущности бытия природы и мира основывается на открытиях естественных наук и географии этого периода. Особую роль сыграли открытия и естественно-научные теории Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, и Николая Коперника в области астрономии и движения небесных тел. Это усилило рационалистическое и доказательное понимание законов существования мира как единообразного целого.
Зимние явления в природе
... тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему. Метель - зимнее явление природы В ... голыми. Жизнь этих растений скрыта в почках, ... в эту пору. В парках от деревьев падают на ... Зимний покой растений В средних широтах, где зима сопровождается существенным понижением температуры по сравнению с летом, растения вступают в период покоя или спячки. В ...
Религиозно-философская мысль Возрождения создает новую пантеистическую концепцию мира, стремящуюся объединить Бога и мир, придающую божественные качества природе и человеку. Пантеизмом, как одним из первых, занимается Н. Кузанский. (ФСТ, С.91)
Так, Никола Кузанский предлагает идею бесконечности не только Бога, но и природы и Вселенной, так как Бог присутствует везде. Поэтому Бог — бесконечный максимум, а природа, хоть и ограничена, тоже является максимальной. Так как природа состоит из отдельных вещей, конечных величин, нет пропасти между бесконечностью и конечностью, они являются аспектами одной и той же сущности мира. В природе заключена диалектика бесконечного и конечного, бесконечное состоит из конечного, а конечное превращается в бесконечное. Это приводит к выводу о вечности природы и бесконечности отдельных вещей. Не только Бог вечен, но и сама Природа. Кузанский, придерживаясь взгляда о том, что мир создан совершенным Богом, утверждает, что и природа также совершена и прекрасна, так как творец не может создать несовершенное.
В идеях Возрождения, в концепции человека как прекрасной и совершенной индивидуальности, делается акцент на двух моментах: Человек по природе совершенное существо (как и сама природа), и разумное, что определяет его совершенство. Сам по себе человек не есть грешное и непорочное существо. Как природные существа, люди равны друг другу, каждый является гармоничной и совершенной индивидуальностью.
Как мы видим, многие мыслители того времени рассматривают идею гармонии человека и природы, но не все из них видят эту гармонию как единообразную. Однако появляются точки зрения, которые можно определить как идею гармонии человека и природы.
В эпоху Возрождения философия искренне принимала принцип пантеизма и считала природу Богом, находящимся во всем и везде. Это означает, что Бог присутствует и в мире, и в различных существах, и даже там, где его нет. Будучи пантеистом, Бруно считал, что мир состоит из различных существ, начиная с самых низших и заканчивая самыми высокими, и что человек является частью этого мира природы. Взаимосвязь между физическим и духовным аспектами человека тесная и нет пропасти между ними. Все это означает единство между человеком и миром природы, и жизнь человека осуществляется в соответствии с естественными законами природы.
Однако в данной концепции гармония скорее выступает как соотношение человека и его окружения, чем как взаимодействие между человеком и природой.
В то время философская мысль также подчеркивала, что человек является продуктом окружающей природы, а не результатом его деятельности. Это противоречило антропоцентризму, т.е. идеологии, согласно которой человек считался самодостаточным индивидуумом, противостоящим всему остальному миру. Н.А.Бердяев охарактеризовал это мировоззрение как «ложный гуманизм». Антропоцентризм Возрождения представляет собой мировоззрение, характерное для природного человека, стремящегося преодолеть свою зависимость от внешнего мира и угнетение со стороны этого мира.
В целом, для философской антропологии эпохи Возрождения характерно противопоставление человека природе. Несмотря на то, что в человеке подчеркивается природное начало, он все же стоит над ним, являясь его высшим проявлением. Согласно мировоззрению того времени, человек красив, активен и свободен.
Как я могу помочь природе
... не хочет или не может защищать природу, просто не уничтожайте ее. 2,3, 4, 5, 6, 7 класс Также читают: Картинка к сочинению Как я могу помочь природе Популярные сегодня темы ... Ведь если продолжать загрязнять окружающую среду мы больше никогда не сможем оценить красоту наших лесов, рек, озер, болот и лугов. Все мы любим, устраивать пикник на природе, а после иногда ...
Таким образом, вопрос о взаимоотношениях человека и природы в эпоху Возрождения оказался противоречивым. С одной стороны, человек является частью гармоничной природы, а с другой стороны, он возвышается над ней и имеет внутреннюю гармонию.
Глава 3. Поиски гармонии человека и природы в Новое Время
В философии Нового времени начался новый принципиальный поворот в трактовке отношения человека и природы, поворот, отразивший противоречия нового буржуазного мира. Декарт был одним из родоначальников науки и техники Нового времени. Основное значение философии он видел в создании метода как орудия, обеспечивающего действительное познание. Начала всех вещей, по мысли Декарта, открываются в искусстве правильного мышления, которое рассматривалось по аналогии с механическим производством.
Природа перед наукой и техникой Нового времени выступала главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации. Такое одностороннее утилитарное отношение к природе было связано с общим активно-практическим духом времени, отражавшим потребности и возможности складывающегося нового буржуазного способа производства.
Декарт говорил, что люди «должны сделаться хозяевами и господами природы». Конечно, такая идеология могла возникнуть только в эпоху относительно зрелой цивилизации с ее невиданными при варварстве возможностями воздействия на природу. Но ее сближало и сближает с варварством насилие над природой, бездумное, даже самоубийственное пренебрежение последствиями такого насилия. Именно принцип покорения природы, господства над нею, явочным порядком принятый во всей истории цивилизации, сегодня со всей очевидностью обнаруживает свою историческую несостоятельность.
Рассмотрение природы с точки зрения ее доступности для техники и производственного использования определило и характер метафизики Нового времени, для которой природа являлась механическим сцеплением сил, где имеют место лишь количественные изменения. Природа – с этой точки зрения огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина и такое толкование природы надолго опережает Новое время.
Мера, которую человек прилагает к природе, выражает меру самого человека, меру его собственных исторических возможностей. В эту эпоху проблема единства человека и общества приобрела новое звучание. Западная философская мысль решала ее по двум путям:
- Путем покорения природы: принцип покорения и господства над природой, принятый в истории цивилизации, обнаруживает свою историческую несостоятельность.
- Путем поиска гармонии: новая трактовка отношения человека и природы, которая стремится к поиску гармонии и баланса.
Таким образом, в философии Нового времени начались поиски новых подходов к отношению человека и природы, осознание несостоятельности идеологии покорения природы и стремление к достижению гармонии.
Список литературы:
Эволюция человеческого мышления от природного мифа до русского космизма
Человечество с самого своего зарождения обладало некими представлениями о мире и своем месте в нем. В этих представлениях, называемых мифами, находили отражение примитивные чувства и потребности людей. Одним из наиболее распространенных мифов был миф о природе, представляющий природу как нечто живое и наделенное сверхъестественными силами, которое нужно бояться и уважать.
Человек и общество. Определение проблемы текста
... героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.). Типичные проблемы текстов, Человек и общество Проблема несправедливости социального устройства общества. Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная ...
- Понимание человека как простой части природы, растворение законов человеческого существования в общих природных законах;
- Выявление специфики человеческого отношения к миру идеалистически истолкованному.
Природа же по-прежнему, несмотря на ставшую уже общим местом критику механицизма предстает как объект, используемый человечеством в своих целях. Поскольку этот объект рассматривается как конструкт, лишенный своего онтологического значения, то иного отношения, кроме практически-утилитарного, он и не заслуживает. Лишенная подлинной целостности, смыслового начала, а потому и самостоятельной, жизни, природа при таком подходе обречена оставаться «сырьем», предоставленным человечеству для неограниченного использования.
Следующий этап – материализм, который используя быстро растущий естественнонаучный материал, обосновал идею, что сущность человека не в противопоставлении природе, а в единстве с ней: «Человек – дело рук природы, он существует в природе, он подчинен ее законам». В этой концепции человек рассматривается как одно из маленьких звеньев в бесконечной цепи мироздания. Здесь деятельным элементом во взаимоотношениях человека и природы оказывается природа.
Еще Кант обратил внимание на противоречие в той картине мира, которая сложилась к XVIIIв.: Космос, Вселенная сами по себе и феномен человека сам по себе. В такой постановке очень многое оказалось за кадром научного мышления. Еще более резко сказал об этом И.Одоевский: «европейский рационализм подвел нас к воротам истины, но открыть он их не сможет».
И вот в России во IIп. XIXв. возникает своеобразное умонастроение, называемое теперь русским космизмом. Это течение, которое в философии было представлено целым рядом блестящих умов, таких, как И.Киреевский, Вл.Соловьев, Н.Федоров, П.Флоренский, Н.Лосский; а в литературе — Л.Толстым, Ф.Достоевским. Можно назвать основные черты русского космизма:
Рассмотрение взаимоотношений между человеком и природой является одной из ключевых тем современного общества. Философия общего дела, представленная в сочинении Н. Федорова, вносит важный вклад в понимание этой проблемы. В рамках этой философии подчеркивается, что человек и природа не должны рассматриваться как противоположности, а как единое целое.
Согласно федоровским идеям, человек и все его окружение являются частями одного целого. В этой связи возникает ответственность Разума перед Природой. Федоров подчеркивает неизбежность противоречий между Разумом и Природой, а также между Человеком и окружающей средой. Он призывает Разум искать пути разрешения этих противоречий, поскольку их неразрешение может привести к катастрофе человечества.
Федоров также высказывает идеи о совершенствовании нравственного начала и создании нового мирового правопорядка. Он считает, что эти условия необходимы для дальнейшего развития цивилизации и всего человеческого рода. В наше время, на фоне достижений науки, техники и технологий, актуальность этих идей возрастает.
Однако отношение к русскому космизму и учению Федорова в современном обществе далеко не однозначно. Некоторые ученые и философы рассматривают подобные идеи как утопию, невозможную воплотить в реальной жизни. Однако стоит отметить, что рациональное подход к анализу русского космизма не всегда оправдывает себя. Несмотря на религиозный характер и кажущийся утопизм, русский космизм содержит интересные идеи, которые требуют критического осмысления и развития в контексте современного общества.
Мини глобальные проблемы человечества
... отдельного человека и способности от зависят общества предоставить реальные возможности развития для личности. Глобальные проблемы в системе «природа–общество» Сущность экологической проблемы состоит в обнаружившемся отчетливо и углубляющемся противоречии между производительной человечества ...
Итак, философия общего дела Н. Федорова ставит перед нами задачу поиска конструктивного порядка во взаимоотношениях человека и окружающей среды. Эта философия подчеркивает важность ответственности Разума перед Природой, а также необходимость совершенствования нравственного начала и создания новой моральной основы для человеческого общества.
Глава 4. Идея гармонии в контексте глобальных проблем современности
Нельзя отрицать тот факт, что сегодня для большинства человечества «в практическом отношении природа выступает как «полезная вещь», как потребительная стоимость, в теоретическом — как объект познания. Природа поставляет ресурсы, а человек их потребляет. Природа — поставщик, человек — заказчик. Во второй половине XX в. связи «поставщика» и «заказчика» достигли критических параметров. Масштабы потребления традиционных источников сырья настолько выросли, что стали соизмеримыми с их общими запасами в земной коре. Темпы роста народонаселения показали ограниченность естественной базы для производства продовольствия. Загрязнение окружающей среды дестабилизирует исторически сложившиеся связи в биосфере»[Гир, С.42].
Все это свидетельствует о том, что существование современного цивилизованного человека сегодня основывается на таком отношении к природе, когда самоценность природы становится избыточной величиной.
История свидетельствует, что и в прежние эпохи обострялись противоречия между человеком и природой и это приводило к экологическим кризисам. Но это были локальные и региональные кризисы.
Особенностью нашего времени является интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями. Противоречия между человеком и природой способны обостряться, помимо прочего, из-за того, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворить их — ограничена.
В XX в. понятие о сфере взаимодействия природы и человека стало в науке особенно актуальным, благодаря тому, что появилось новое понятие – «ноосфера». Ноосфера – это особым образом организованная сознательной деятельностью человека сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход важных жизненных процессов.
Сегодня под угрозой находятся практически все естественные оболочки (сферы) нашей планеты, многие фундаментальные равновесия в биосфере Земли и даже за ее пределами. Подрыв этих равновесий чреват необратимыми и пагубными для жизни на планете последствиями.
В.И. Вернадский предложил идею о роли разумной человеческой деятельности в природе во избежание негативных последствий. При разработке теории взаимодействия общества и природы сейчас невозможно обойтись без плодотворной прогностической идеи Вернадского о становлении ноосферы. Ноосфера рассматривается как процесс сознательного гуманистического преобразования человеком условий своего естественного природного окружения.
В условиях обострения глобальных проблем современности, особенно экологической ситуации, многие исследователи из естественных и гуманитарных наук обращаются к наследию Вернадского для осмысления этих сложных процессов. Они пытаются найти ответы на проблемы о месте человека в природе и биосфере, о будущем биосферы и взаимодействии общества и природы, о судьбах мировой цивилизации и человечества в целом.
Концепция ноосферы Вернадского основана на идеях о преобразовании природы в интересах свободно мыслящего человечества. Ноосфера рассматривается как окружающая человека среда, новое состояние биосферы. Создание ноосферы рассматривается как контролируемый и регулируемый процесс обмена веществом и энергией общества с природой, то есть как разумное преобразование природы в соответствии с научными данными.
Философский смысл концепции ноосферы Вернадского заключается в неадекватности методов и языка, предлагаемых естествознанием для создания моделей взаимосвязи природы и общества. Проблема взаимодействия природы и общества может быть решена только планомерным развитием цивилизации.
Для Вернадского, как натуралиста и естествоиспытателя, была трудность в исследовании влияния человека и общества на природу. Он столкнулся с качественно отличной от всех других форм движения материи реальностью, которая подчинена своим специфическим законам. Развитие и взаимодействие этой реальности с природой не могут быть сведены к биологической форме движения материи или физическим и химическим закономерностям, присущим живой и неживой природе.
p {
margin: 20px 0;
line-height: 1.5;
}
h2 {
font-size: 24px;
margin-top: 40px;
margin-bottom: 20px;
}
h3 {
font-size: 20px;
margin-top: 30px;
margin-bottom: 20px;
}
h4 {
font-size: 16px;
margin-top: 25px;
margin-bottom: 20px;
}
ul, ol {
margin: 20px 0;
padding-left: 20px;
}
td {
padding: 10px;
border: 1px solid black;
}
span {
font-style: italic;
}
table {
border-collapse: collapse;
margin: 20px 0;
}
blockquote {
font-style: italic;
margin: 20px 0;
padding: 10px;
background-color: #f9f9f9;
border-left: 4px solid #ccc;
}
Итак, нравственно-философские принципы технократической цивилизации
Нацеление на дальнейшее увеличение власти Человека над Природой привело к несостоятельности нравственно-философских принципов технократической цивилизации.
Человечество стоит перед выбором — решить вопрос о собственном выживании и дальнейшем развитии. Для этого необходимо выбрать путь.
Безотходные технологии — это не все
Из расчетов уже известно, что безотходные технологии и природоохранные меры не достаточно для решения проблемы взаимоотношения Человека и Природы. Нужен глобальный пересмотр системы производства и потребления, а также перестройка человеческого сознания.
Перестройка человеческого сознания
Перестройка должна начинаться с разработки новых принципов взаимодействия Человека и Природы. Также необходима целостная философская концепция места Человека во Вселенной.
Комплексный подход
Проблема взаимоотношения Человека и Природы слишком сложна, чтобы рассматривать ее изолированно. Необходим комплексный подход, который позволит рассмотреть все аспекты проблемы и найти решения.
Единая глобальная стратегия
Для экологического выживания человечества необходима единая глобальная стратегия общемирового развития, которая обеспечит качество окружающей среды для цивилизации XXI века.
Взаимоотношения между человеком и природой имеют огромное значение для статуса цивилизации и духовного климата эпохи. Каждая эпоха вносит свой вклад в интерпретацию экологической проблемы и поиски путей ее разрешения. Однако, современная цивилизация столкнулась с опасностью полного разрыва от природы в процессе своего технического, научного и духовного развития.
Существуют различные точки зрения на эту проблему. Некоторые считают, что люди являются патогенами, видом глобального рака, который угрожает самому существованию Земли. Они предлагают единственное лечение — уничтожить человечество. Другие же видят в природе только неодушевленные ресурсы, которые можно эксплуатировать по своему усмотрению.
Однако, эти точки зрения представляют крайности, и истина, вероятно, находится где-то посередине. Сегодня уже становится ясно, что насущным вопросом является экологизация общественного сознания. Экологизация общественного сознания включает в себя формирование экологического сознания как самостоятельной формы общественного сознания и внесение экологического аспекта во все остальные формы и уровни общественного сознания.
Экологическое сознание является важной составляющей экологической культуры, которая объединяет все виды и результаты деятельности людей в стремлении достичь оптимального взаимодействия общества и природы, экологизации материальной и духовной жизни общества.
В настоящее время возрастает актуальность потребности в формировании экологической культуры как решающего фактора в гармонизации отношений общества и природы. П. Проскурин отмечает, что экологическая культура должна стать делом государственным. Он считает, что пока эта культура не будет распространена на всех граждан, она не будет иметь реального эффекта.
Основную роль в формировании высокой экологической культуры играет экологическое образование и воспитание. Целью этого образования является систематическое формирование глубоких и прочных экологических знаний, понимания взаимосвязи между человеком и окружающей средой, а также осознания необходимости охраны и рационального использования природных ресурсов.
Главная цель экологического образования заключается в том, чтобы предоставить населению возможность понять сложность окружающей среды и необходимость развития, согласованного с природой. Такое образование также должно способствовать осознанию экономической, политической и экологической взаимозависимости между странами, что поможет в решении серьезных проблем окружающей среды на глобальном уровне.
В настоящее время многие люди начинают осознавать проблемы, возникшие из-за бездумности и жадности. Идея гармонии между человеком и природой проникает во многие сферы человеческого существования. Однако все еще существует большое количество людей, которые не желают отказаться от прибыльных производств и предпочитают экономическую выгоду над сохранением природы.
Уже в 70-х годах Римский клуб предупреждал о возможной экологической катастрофе, к которой постепенно приближается современная цивилизация. Они предлагали ограничение потребления природных ресурсов и минимизацию вредных выбросов, которые нарушают равновесие биосферы. Также было предложено переходить на экологически чистые технологии и отказаться от технократического отношения к природе и человеку.
Новые проблемы возникают в связи с условиями, возможностями и путями реализации идеала ограничения потребления природных ресурсов при увеличивающемся демографическом давлении. Вопросы возникают о соотношении идей свободы, демократии и принципов рыночной экономики с требованиями ограничения непрерывного роста производства и потребления. Также необходимо изменить структуру ценностей технократической цивилизации, которая до сих пор ориентирована на расширение масштабов преобразования природы. Для обеспечения экологического выживания человечества необходимо разработать новые нравственные императивы и правовые нормы.
Современные исследования глобального кризиса показывают его природу как кризиса машинной стадии цивилизации, который угрожает существованию человечества в целом.
Для выработки новых нравственных императивов и норм взаимоотношений человека с природой необходимо критически пересмотреть прежние догмы экологического сознания.
Первая догма заключается в том, что первоочередной задачей является сохранение природы. Однако, чтобы полностью сохранить природу, необходимо уничтожить человечество. Человек преобразует природу своей деятельностью, чтобы обеспечить свое существование. Изменение природы — это способ жизнедеятельности человека. Однако, для поддержания нормальных условий существования, необходимо компенсировать дестабилизирующее воздействие на природу другими преобразованиями. Главная задача человечества заключается в обеспечении стабильности своего развития и динамического равновесия между системой «Природа-Общество». По мере развития человека, он вынужден принимать все большую роль в управлении состоянием природы, так как ее естественные силы уже не способны компенсировать антропогенное влияние.
Догма 2. Экологические проблемы — порождение современного мира, еще в недавнем прошлом отношения с природой были гармоничными. Это понимание порождает идеализацию прошлого жизненного уклада, лежит в основе лозунга «назад к природе». Причина возникновения этой догмы — некритическое отношение к истории, слабое знание ее реальных фактов. Человечество на протяжении всего своего существования сталкивалось и более или менее успешно решало экологические проблемы. Отличие нашего периода истории в том, что эти проблемы приняли глобальный характер.
Догма 3. В будущем можно полностью решить экологические проблемы. Эта оптимистическая позиция сформировалась под влиянием рекламы достижений НТП, его потенциальных возможностей. При этом упускается из виду, что всякое достижение техники наряду с полезным эффектом дает и побочный, экологическое воздействие которого первоначально непредсказуемо. Например, даже самая чистая энергетика- солнечная- дает побочный продукт в виде теплового загрязнения, поэтому также имеет экологические пределы своего развития.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что разрушение догм экологического сознания, формирование научно выверенного экологического императива в мышлении каждого человека — необходимое условие выживания человечества. А признание экологического интереса приоритетным перед политическим, экономическим и военным отвечает общечеловеческим ценностям, т.е. высшим ценностям жизни и культуры. Так экология органически связывается с нравственностью. Защита природы, защита окружающей среды — с гуманностью. И может быть тогда, будет воссоздана гармония для нашего истощенного мира и духовно истощенного человечества.
Итак, на пороге III тысячелетия человечество ищет достойный ответ на «экологический вызов», возникший перед цивилизацией XX века. Вызов этот не столько грехи современного общества, сколько наросшее за многие века разъединение, которое мы, потомки, должны исправить, дабы наши будущие поколения смогли хотя бы родиться на планете Земля.
Заключение
Взаимодействие человечества и природы — это сложный процесс, в котором стороны должны стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству. Между природным и общественным нет пропасти — общество остается частью более обширного целого — природы.
В настоящее время существует множество попыток преодолеть отчужденное отношение к природе. Одним из путей к преодолению этой проблемы является обращение к опыту предыдущих поколений взаимодействия с природой. Изучение философии природы в различных исторических периодах позволяет нам получить новые горизонты в понимании природы и найти альтернативные способы взаимодействия с ней.
Сегодня природа воспринимается не только как родственная сфера для человека, но и как источник различных состояний и феноменов жизни. Человек взаимодействует с природой всем своим телесным и духовным бытием, и он несет ответственность за это взаимодействие. Поэтому воспитание чувства природы становится важной задачей не только для философии, но и для педагогики. Эта задача должна решаться уже на начальной школе, чтобы приоритеты, приобретенные в детстве, проявились в нормах поведения и деятельности взрослого человека. Таким образом, мы можем быть уверены, что человечество сможет достичь гармонии с природой.
Исследование философии природы в различных исторических периодах позволяет нам обнаружить различные подходы к взаимодействию с природой. В работе Гиренка «Экология. Цивилизация. Ноосфера» (1987) рассматривается связь между экологией и развитием цивилизации. В книге «Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности» (1990) под редакцией Василенко и Ермолаевой исследуется взаимодействие общества и природы. Кобылянский в своем учебном пособии «Философия экологии» (2003) рассматривает общую теорию экологии, геоэкологию и биоэкологию. Кузнецов, Кузнецова и Миронов в учебнике «Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования» (1999) исследуют философию как учение о бытии, познании и ценностях. Лосев в своей работе «История античной философии в конспективном изложении» (1989) представляет историю античной философии. Любичанковский в статье «Эволюция взаимоотношений общества и природы» (2007) рассматривает эволюцию взаимоотношений между обществом и природой. В работе Моисеева «Человек и ноосфера» (1993) обсуждается взаимодействие человека и ноосферы.
Исследование философии природы в различных исторических периодах позволяет нам получить новые знания и пересмотреть наши представления о взаимодействии с природой. Оно помогает нам развить чувство природы и ответственность за нее. Взаимодействие с природой должно быть осознанным и гармоничным, и только тогда человечество сможет достичь гармонии с природой.
8. Печко, Л.П. эстетическое освоение природы как основа экологической позиции современного человека / Л.П. Печко // Обсерватория культуры. – 2006.- №4.-С 92-95.9. Радугин, А.А. Философия./ А.А.Радугин – М.,1998. – с. 178.10. Философия истории: Антология: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А.Кимелева. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 351с.11. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С.Кагана. – СПб.: Издательство «Лань»,1998. – 448с.12. Философия природы в Античность и в Средние века / Общ.ред. П.П.Гайденко, В.В. Петров. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 608с. 13. Философия. Курс лекций /под ред. В.Л. Калашникова. – М.,1998. – с.134.