Введение
Анто́н Па́влович Че́хов (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область), Российская империя — 2 (15) июля 1904, Баденвайлер, Германская империя[2] ) — русский писатель, драматург, по профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900—1902).
Является общепризнанным классиком мировой литературы. Его пьесы, в особенности «Вишнёвый сад», на протяжении ста лет ставятся во многих театрах мира. Один из самых известных мировых драматургов.
За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».
1. Биография
1.1. Детство, юность и молодые годы
29 января 1860 года в небольшом домике [3] на Полицейской улице[4] (ныне — Чехова) в семье Павла Егоровича Чехова родился третий ребенок — Антон. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья бегали рыбачить или ловить щеглов и чижей.
Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию (ныне Гимназия № 2 им. А. П. Чехова).
Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.
Рецензия к рассказам и повестям Чехова (Чехов А. П.)
... прессу, и, будучи заметным писателем в юмористических журналах, Чехов по-прежнему оставался в стороне от большой литературы. Посчастливилось рассказу «Егерь», напечатанному 18 июля 1885 г. «Петербургской газетой». ... силу имени нарицательного, писатель дал рассказу при включении его в Собрание сочинений. Горе (стр. 113).— По свидетельству М. П. Чехова, тема рассказа почерпнута писателем из жизни ...
Музыка и книги пробуждали в юном Антоне Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, основанный в 1827 году. Впервые в театре Антон побывал в 13 лет, посмотрел оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» и вскоре стал страстным поклонником театра. Позднее в одном из своих писем Чехов скажет: «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…» Не случайно герои его первых произведений, таких как «Трагик», «Комик», «Бенефис», «Недаром курица пела», были актёрами и актрисами.
Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. Возможно, одной из таких фигур был и его учитель математики Эдмунд Дзержинский — отец будущего первого председателя ВЧК.
В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других. В этом же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенске. Ему была выделена большая квартира, в которой могла бы разместиться целая семья. Чеховы, жившие в Москве тесно, приезжали на лето к Ивану в Воскресенск. Там в 1881 году Антон Чехов познакомился с доктором П. А. Архангельским, заведующим Воскресенской лечебницы (Чикинской больницы).
С 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приёме пациентов. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. По воспоминаниям П. А. Архангельского:
Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. <…> Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды. [5] .
Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.
1.2. Становление
В 1880 году, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнале «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати.
В последующие годы Чехов писал рассказы, фельетоны, юморески — «мелочишки» под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без селезёнки» или их вариантами, или совсем без подписи, в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Чехов сотрудничал с «Петербургской газетой» (с 1884 г., с перерывами), с суворинской газетой «Новое время» (1886—1893 гг.) и с «Русскими ведомостями» (1893—1899 гг.)
О Чехове и его рассказах Горе Дуэль (Чехов А. П.)
... скромность, думаем, имела в сочинениях Чехова также и стилистическое значение ... Чехов не считал, что в буржуазном богатстве лежат принципы, которым дано переделать Россию. Буржуазное богатство, по Чехову, ... литературе, зрелые свои рассказы он все еще ... считавших капитализм чуждым России, он пишет замечательные свои крестьянские повести — ... и индустриальные повести Чехова —« «Три года», «Убийство», «Бабье ...
В 1882 году Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость», но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей. В 1884 году вышел сборник его рассказов — «Сказки Мельпомены» (за подписью «А. Чехонте»).
1885—86 годы — период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» — автора коротких, в основном юмористических рассказов. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день. Современники считали, что он и останется в этом жанре; но весной 1886 года он получил письмо от известного русского литератора Дмитрия Григоровича, где тот критиковал Чехова за то, что он тратит свой талант на «мелочишки». «Голодайте лучше, как мы в своё время голодали, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного (…) Один такой труд будет во сто раз выше оценен сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам», — писал Григорович. Впоследствии к советам Григоровича присоединились Алексей Суворин, Иван Билибин и Алексей Плещеев.
Чехов прислушался к этим советам. С 1887 года он всё меньше сотрудничал с юмористическими журналами; было прервано сотрудничество с «Будильником». Его рассказы становились всё длиннее и серьёзнее. О важных изменениях, происходивших тогда с Чеховым, говорит ещё и появившееся желание путешествовать. В том же, 1887 году он отправился в путешествие на юг, в родные места; позже он ездил по «гоголевским местам», в Крым, на Кавказ. Поездка на юг оживила воспоминания Чехова о проведённой там молодости и дала ему материал для «Степи», первого его произведения в толстом журнале — «Северный вестник». Дебют в таком журнале привлёк большое внимание критики, гораздо большее, чем к какому-либо предыдущему произведению Чехова.
Осенью 1887 года в письмах Чехова появились упоминания о работе над романом «в 1500 строк». Она продолжалась до 1889 года, когда Чехов, тяготившийся над работой такого большого размера, наконец отказался от своего замысла. «Я рад,— писал он в январе Суворину,— что 2—3 года тому назад я не слушался Григоровича и не писал романа! Воображаю, сколько бы добра я напортил, если бы послушался (…) Кроме изобилия материала и таланта, нужно ещё кое-что не менее важное. Нужна возмужалость — это раз; во-вторых, необходимо чувство личной свободы , а это чувство стало разгораться во мне только недавно».
Очевидно, именно недостатком этих свойств был недоволен Чехов в конце 1880-х, что и побудило его путешествовать. Но он остался недоволен и после этих поездок; ему было нужно новое, большое путешествие. Вариантами его были кругосветное путешествие, поездка в Среднюю Азию, в Персию, на Сахалин. В конце концов он остановился на последнем варианте.
Но несмотря на собственное недовольство Чехова собой, его слава росла. После выхода «Степи» и «Скучной истории» внимание критики и читателей было приковано к каждому его новому произведению. 7(19) октября 1888 года он получает половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник — «В сумерках». В соответствующем постановлении академической комиссии было написано, что «рассказы г. Чехова, хотя и не вполне удовлетворяют требованиям высшей художественной критики, представляют однако же выдающееся явление в нашей современной беллетристической литературе».
В конце 1880-х годов в манере Чехова появилась особенность, которую одни современники считали преимуществом, другие недостатком, — нарочитая бесстрастность описания, подчёркнутое отсутствие авторской оценки. Особенно этой чертой выделяются «Спать хочется», «Бабы» и «Княгиня».
1.3. Сахалин
Решение поехать именно на Сахалин было окончательно принято, очевидно, летом 1889 года, после обсуждения этого намерения с артисткой К. А. Каратыгиной, путешествовавшей по Сибири и Сахалину в конце 1870-х годов. Но Чехов долго скрывал это намерение даже от самых близких; сообщив о нём Каратыгиной, он попросил держать это в тайне. Раскрыл он эту тайну только в январе 1890-го, и естественно, это произвело большое впечатление на общество. Усиливалось это впечатление ещё и «внезапностью» принятого решения, ведь уже весной 1890-го Чехов отправился в путешествие.
Путь через Сибирь занял несколько месяцев, за которые Чехов написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири».
На Сахалин Чехов прибыл 11(23) июля. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Он провёл настоящую перепись населения Сахалина, собрав несколько тысяч карточек о жителях острова. Администрация острова строго запретила общаться с политическими заключёнными, но он нарушал этот запрет.
Возвращался Чехов осенью и зимой 1890-го, по Индийскому океану через Суэцкий канал, посетив по дороге остров Цейлон. 7(19) декабря родные встречали его в Туле.
В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров Сахалин». Что касается художественного творчества, путешествие на Сахалин, по собственному признанию Чехова, оказало огромное влияние на все его последующие произведения.
В 2005 году на Сахалине впервые в России опубликованы в одном издании «Быть может, пригодятся и мои цифры…» материалы сахалинской переписи А. П. Чехова. В издании опубликованы все 10 тысяч опросных карт, заполненных респондентами Чехова во время его путешествия на остров Сахалин в 1890 году.
1.4. Поздние годы
С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова.
С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена (c 1901 г.), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в известной труппе московского «Литературно-художественного кружка» (Станиславского).
В 1900 г., при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Чехов был избран в число его почётных академиков. В 1902 Чехов вместе с В. Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почётные академики.
1.5. Смерть
В истории болезни Чехова, которую вел в клинике лечащий врач писателя Максим Маслов, записано, что в гимназические и студенческие годы Чехов болел туберкулезным воспалением брюшины, но «теснение в грудине» чувствовал еще в 10-летнем возрасте. С 1884 года Чехов страдает кровотечением из правого легкого [6] .
Одни исследователи считают, что роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин — была распутица и ехать пришлось тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и насквозь промокших валенках (сам Чехов и его близкие связывали заболевание именно с поездкой).
Другие причиной обострения туберкулезного процесса называли частые переезды из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время. Третьи биографы отмечали то, что Чехов запустил болезнь и обратился к врачу только в 37-летнем возрасте.
Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия. Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): „Ich sterbe“. Потом повторил для студента или для меня по-русски: „Я умираю“. Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: „Давно я не пил шампанского…“, спокойно выпил всё до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».
Гроб с телом писателя был доставлен в Москву, где 9 (22) июля 1904 года и состоялись похороны. В Успенской церкви Новодевичьего монастыря прошло отпевание. Погребён Чехов был тут же за Успенской церковью на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца. На могиле был поставлен деревянный крест с иконкой и фонариком для лампадки. В годовщину смерти А.П. Чехова 2 (15) июля 1908 года на могиле был открыт новый мраморный памятник, выполненный в стиле модерн по проекту художника Л. М. Браиловского. [7] В 1933 году, после упразднения кладбища на территории Новодевичьего монастыря, по просьбе О. Л. Книппер состоялось перезахоронение Чехова на кладбище за южной стеной монастыря. 16 ноября 1933 года в присутствии немногочисленных родственников и близких знакомых, могила была вскрыта и гроб на руках перенесён на новое место. Вскоре сюда были перенесены и оба надгробия – А. П. Чехова и его отца (при этом захоронение П. E. Чехова было оставлено на старом месте).[8] .
2. Творчество
2.1. Особенности драматургии
Своеобразие пьес Чехова замечалось его современниками при первых постановках. Сначала оно воспринималось как неумение Чехова справиться с задачей последовательного драматического движения. Рецензенты говорили об отсутствии «сценичности», о «растянутости», о «недостатке действия», о «беспорядочности диалога», о «разбросанности композиции» и слабости фабулы. [9] Театральная критика всё больше упрекала Чехова в том, что он вводит в свои пьесы излишние подробности быта и тем самым нарушает все законы сценического действия. Однако для самого Антона Павловича воспроизведение сферы быта было непременным условием — иначе для него терялся смысл всего замысла. Чехов говорил:
Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни.[10] |
Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни.[11] |
В драматургии Чехова, вопреки всем традициям, события отводятся на периферию как кратковременная частность, а обычное, ровное, ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий осуществляется по принципу их значимости в общем эмоциональном содержании жизни.
Нередко Чехов использует так называемые «случайные» реплики персонажей. [12] При этом диалог непрерывно рвётся, ломается и путается в каких-то совсем посторонних и ненужных мелочах. Однако подобные диалоги и реплики в общем сценическом контексте у Чехова осуществляют своё назначение не прямым предметным смыслом своего содержания, а тем жизненным самочувствием, какое в них проявляется.[9]
К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко заметили наиболее существенный принцип в драматическом движении чеховских пьес, так называемое «подводное течение». Именно они впервые раскрыли за внешне бытовыми эпизодами и деталями присутствие непрерывного внутреннего интимно-лирического потока и приложили все усилия, чтобы донести новую интерпретацию чеховской драмы до зрителя. Благодаря Станиславскому и Немировичу-Данченко заражающая сила пьес Чехова стала очевидной. [13]
2.2. Псевдонимы Чехова
Как и всякий писатель-юморист, Чехов пользовался десятками всевозможных псевдонимов. До сих пор они раскрыты далеко не полностью, поскольку и сам Чехов при подготовке собрания сочинений для А. Ф. Маркса не мог припомнить принадлежности всех своих ранних рассказов. Функция псевдонима юмориста состояла не столько в сокрытии подлинного авторства, сколько в забавлении читателя, желании его заинтриговать (отсюда вариативность, нарочитая запутанность — читатель должен был попытаться сам угадать авторство рассказа).
Зачастую псевдоним — необходимый элемент композиции конкретного рассказа, часть литературного фарса и не может быть правильно раскрыт вне его контекста. В редких случаях подоплёка того или иного псевдонима Чехова могла быть известна лишь узкому кругу его знакомых и требовала дополнительной расшифровки. Ниже приводится список из 42 псевдонимов писателя,известных чеховедению к концу прошлого века:
|
|
|
|
По настоянию А. С. Суворина свои «серьёзные» произведения в «Новом времени» Чехов начинает публиковать за полной фамилией, продолжая одновременно традицию литературного псевдонима в юмористической журналистике.
2.3. Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/chehov/
2.4. Значение творчества
- Книга «Остров Сахалин» — Стала худ. документом эпохи.
- Чехов стоит у истоков трагикомедии.
- В его творчестве даны лучшие в русской литературе образцы наверное всех жанровых разновидностей «малой прозы».
- Драматургия Чехова стала «визитной карточкой» русской литературы в мире.
- Вечен чеховский призыв «Берегите в себе человека».
- Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.
Чехов создал новые ходы в литературе, сильно повлияв на развитие современного рассказа. Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приёма под названием «поток сознания», позже перенятого Джеймсом Джойсом и другими модернистами и отсутствия финальной морали, так необходимой структуре классического рассказа того времени. Чехов не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.
В 1896 году, после провала «Чайки», Чехов, написавший уже к тому моменту несколько пьес, отрёкся от театра. Однако, в 1898 году, постановка «Чайки» Московского Художественного Театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко, имела огромный успех у публики и критики, что сподвигло Антона Чехова на создание ещё трёх шедевров — пьес «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад».
Чехов узаконил рассказ «Остров Сахалин», как одно из самых влиятельных направлений эпоса.
3. Чехов-писатель и Чехов-врач
На медицинский факультет Московского университета Чехов поступил в 1879 году и окончил его в 1884 году. Он был весьма добросовестным студентом, посещавшим лекции профессоров Бабухина, Захарьина, Клейна, Фохта, Снегирёва, Остроумова, Кожевникова, Эрисмана, Склифосовского. Уже с 1881 года он начинает практику врача при докторе П. А. Архангельском в Чикинской земской лечебнице Звенигородского уезда Московской губернии. По собственному свидетельству, он «не раскаивается, что пошёл на медицинский факультет».
Окончив университет, Чехов попытался занять вакансию педиатра в одной из детских клиник, однако по неизвестной причине этого назначения не произошло.
Получив диплом врача, Чехов на дверях своей квартиры поместил табличку « Доктор А. П. Чехов », он продолжает лечить приходящих больных и посещать тяжёлых на дому. «Медицина у меня шагает понемногу. Лечу и лечу. Каждый день приходится тратить на извозчика более рубля. Знакомых у меня очень много, а стало быть, немало и больных. Половину приходится лечить даром, другая же половина платит мне пяти- и трехрублёвки». — 31 января 1885 года М. Г. Чехову.
Однако от предложения занять постоянное место в Звенигородской больнице Чехов отказался, замещая в то же время заведующего земской больницей на время его отпуска, производя всю рутинную работу уездного врача: судебно-медицинские вскрытия, показания на судах в качестве судебно-медицинского эксперта и т. п. Наступает время, когда Чехов начинает колебаться в окончательном выборе своего призвания. Медицина становится одновременно и помехой литературе, и неиссякаемым источником для чеховских сюжетов.
В это время он ещё готовился к экзаменам на степень доктора медицины, для чего собирал материалы по истории врачебного дела, однако задуманного не довёл до конца, и уже в 1887 году он снял вывеску врача. Неизбежные неудачи лечащего врача с одной стороны и Пушкинская премия Академии наук за сборник «В сумерках» определили его окончательный выбор. Отныне медицинская практика отодвигается на второй план, хотя приватные врачебные занятия Чехов не оставляет вплоть до отъезда в Ялту в 1897 году.
В глубине души врач никогда не умирал в Чехове: «Мечтаю о гнойниках, отёках, фонарях, поносах, соринках в глазу и о прочей благодати. Летом обыкновенно полдня́ принимаю расслабленных, а моя сестра ассистирует мне, — это работа весёлая» — В. Г. Короленко, май 1888 года. Одним из мотивов поездки на Сахалин было желание «хотя бы немножко заплатить» медицине. Обследование санитарного состояния тюрем, лазаретов, бараков, местной педиатрии потрясло Чехова. Результаты его собственной работы в книге «Остров Сахалин» позволили ему сказать: «Медицина не может упрекать меня в измене. Я отдал должную дань учёности».
Мотив «измены» медицине многократно варьируется Чеховым в эти годы. То он казнит себя, называя «свиньёй» перед ней, то обыгрывает следующую антитезу: «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой». Но врачебная среда вовсе не упрекала Чехова в отходе писателя от медицины. В 1902 году члены Пироговского съезда врачей в Москве единодушно отблагодарили писателя за его литературную деятельность, за создание реалистичных образов медицинских деятелей в русской литературе.
А в середине 1890-х годов Чехов ещё мечтает о собственном курсе частной патологии и терапии в университете. Для чтения его необходима учёная степень и защита диссертации. Антон Павлович предполагает в качестве таковой использовать «Остров Сахалин», но получает отказ декана факультета как в защите, так и чтении курса лекций.
Чехов добровольно принимает участие в борьбе с последствиями голода и эпидемией холеры в 1891 — 1892 годах, но постепенно практическая медицина даже в ограниченных размерах начинает тяготить писателя.
Широко известны его признания А. С. Суворину: «Ах, как мне надоели больные! Соседнего помещика трахнул нервный удар, и меня таскают к нему на паршивой бричке-трясучке. Больше всего надоели бабы с младенцами и порошки, которые скучно развешивать». (Письмо от 28 августа 1891 года).
А до этого: «Отвратительные часы и дни, о которых я говорю, бывают только у врачей» — письмо от 18 августа того же года. Настроение его не меняется и в следующем году, он пишет: «Душа моя утомлена. Скучно. Не принадлежать себе, думать только о поносах, вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?), ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры и в то же время быть совершенно равнодушным к сей болезни и к тем людям, которым служишь, — это, сударь мой, такая окрошка, от которой не поздоровится (письмо от 16 августа 1892 года).
«Нехорошо быть врачом. И страшно, и скучно, и противно. Молодой фабрикант женился, а через неделю зовет меня „непременно сию минуту, пожалуйста“: у него <…> а у красавицы молодой <…> Старик фабрикант 75 лет женится и потом жалуется, что у него „ядрышки“ болят оттого, что „понатужил себя“. Всё это противно, должен я Вам сказать. Девочка с червями в ухе, поносы, рвоты, сифилис — тьфу!! Сладкие звуки и поэзия, где вы?» — тому же адресату, 2 августа 1893 года. Ещё один пример «чеховской тоски»: «Я одинок, ибо всё холерное чуждо душе моей, а работа, требующая постоянных разъездов, разговоров и мелочных хлопот, утомительна для меня. Писать некогда. Литература давно уже заброшена, и я нищ и убог, так как нашёл удобным для себя и своей самостоятельности отказаться от вознаграждения, какое получают участковые врачи» (письмо от 1 августа 1892 года).
«Уж очень надоели разговоры, надоели и больные, особенно бабы, которые, когда лечатся, бывают необычайно глупы и упрямы». (И. И. Горбунову-Посадову, 20 мая 1893 года).
Но даже в годы литературного признания и отхода от врачебной практики Чехов ощущал свою связь с миром медицины, его интересуют успехи науки в этой области, он хлопочет за медицинские журналы «Хирургическая летопись», «Хирургия», страдавшие от недостатка средств, долгие годы он был читателем газеты «Врач» и публиковался в ней. В 1895 году он принял участие в съезде московских земских врачей, собравшихся в земской психиатрической больнице в селе Покровском.
На самом деле, Чехов-врач и Чехов-писатель непротиворечивы, просто внутри «медицинского» сознания писателя происходит смещение акцентов от частного к общему: «Кто не умеет мыслить по-медицински, а судит по частностям, тот отрицает медицину. Боткин же, Захарьин, Вирхов и Пирогов, несомненно, умные и даровитые люди, веруют в медицину, как в Бога, потому что они выросли до понятия „медицина“» — Суворину от 18 октября 1888 года. В применении к самому Чехову это означало стремление уяснить за частными симптомами неблагополучия отдельной личности сущностные причины, ведущие к возникновению условий, которые порождают эпидемии, преждевременное старение, социальную асимметрию.
Чехов начинает тяготеть к психиатрии. Такие произведения, как «Палата № 6», «Припадок» и «Чёрный монах» мог написать не просто любой пишущий врач, а именно «медицински мыслящий» в понимании Чехова писатель. И. И. Ясинский в «Романе моей жизни» свидетельствует, что Чехова «крайне интересуют всякие уклоны так называемой души». По его мнению, он стал бы психиатром, если бы не сделался писателем.
Благодаря «медицинскому» ви́дению Чехова литература обязана появлению в ней галереи неповторимых чеховских образов врачей (зачастую грубых, невежественных, равнодушных, но и чутких, ранимых, бесправных), фельдшеров, неврастеников, чеховских «хмурых людей». Его рассказы — это не «записки врача» в узком смысле, это диагноз несовершенному обществу. В качестве практикующего доктора Чехов получил обильный материал для художественных обобщений, наблюдая изнутри жизнь самых разных социальных слоёв. Как наблюдательному и умному художнику ему оставалось лишь сделать самостоятельные выводы.
Парадокс состоял в том, что изображая врачей большей частью карикатурно, в чём-то самоиронично, Чехов настаивал на гуманной сущности медицинской профессии, призывая врачей к внимательному и терпимому обращению с пациентами. Во многом благодаря Чехову в русской и мировой литературе возник литературный архетип интеллигента-врача, врача-гуманиста и подвижника.
4. Интересные факты
- Группой психологической поддержки в космос для российского космонавта Геннадия Падалки был отправлен трёхтомник рассказов А. П. Чехова.
- В фильме «Чтец» (производство США—Германия, 2008) главная героиня Ханна Шмиц во взрослом возрасте учится читать по рассказу Антона Чехова «Дама с собачкой».
5. Память
- Первый в мире памятник Антону Чехову был установлен в 1908 году в городе Баденвейлер. В 1918 году, за три недели до окончания I мировой войны, этот памятник был переплавлен для нужд немецкой военной промышленности. В 1960 году там же немцами был снова воздвигнут памятник русскому писателю.<Россия и Германия: Культурные взаимоотношения вчера и сегодня. Литературная учеба, кн. 5, сентябрь — октябрь 1990 г>. Новый бюст (не повторяющий оригинал) был установлен в 1992 году с помощью сахалинцев.[16] .
- В честь Чехова назван астероид в главном астероидном поясе.
- В честь Чехова назван кратер на Меркурии.
- В память о писателе Московской городской и Московской областной организациями Союза Писателей России и Союзом писателей-переводчиков в 2004 году учреждена Памятная медаль А. П. Чехова.
- В г. Баденвейлер существует «Немецкое общество имени Чехова».
- По данным журнала Огонёк, Чехов входит в десятку самых «экранизируемых» классиков мировой литературы, и делит второе и третье место с Чарльзом Диккенсом.[17]
- В Москве проводится международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова. Учрежден Международной конфедерацией театральных союзов.
- Гимназия № 2 им. А. П. Чехова (Таганрог) — старейшее учебное заведение Юга России (1806).
- В 1952 году в Нью-Йорке было создано издательство имени Чехова.
- В декабре 2010 года в Таганроге было создано «Чеховское общество», которое возглавил потомок Чехова — Дмитрий Михайлович Чехов, потомок дяди Чехова, Митрофана Егоровича Чехова.
- Банк России 28 декабря 2009 года выпустил четыре памятные монеты разного достоинства, посвящённые 150-летию со дня рождения А.П. Чехова (приведены только реверсы):
- В апреле 2011 года распоряжением администрации Ростовской области Таганрогскому государственному педагогическому институту было присвоено имя А.П. Чехова[18] .
5.1. В филателии
5.2. Музеи и библиотеки
- Музей писем А. П. Чехова в г. Чехов.
- Музей Чехова в г. Баденвейлер (Германия)
- Дом-музей Антона Павловича Чехова в Москве
- Александровский историко-литературный музей «А. П. Чехов и Сахалин»
- Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова (Мелихово)
- Музей «Лавка Чеховых» в Таганроге
- Музей Чехова в г. Сумы
- Дом-музей Чехова (Белая дача) в Ялте
- Южно-Сахалинский городской Литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин»
- Таганрогская городская публичная библиотека им. А. П. Чехова — старейшая библиотека юга России. Открыта 23 мая 1876 года.
- Библиотека имени А.П. Чехова (филиал №4 МУ НЦБС г. Новочеркасска)
- Музей А. П. Чехова в ГОУ Центре образования № 170 им. А. П. Чехова, ЮЗАО, Москва.
5.3. Театры и творческие коллективы
- Театр имени Чехова в Москве.
- Русский драматический театр имени А. П. Чехова в Кишиневе.
- Ялтинский театр имени Чехова.
- Павлодарский театр драмы имени А. П. Чехова.
- Драматический театр им. А. П. Чехова в Таганроге.
- Серовский муниципальный театр драмы имени А.П. Чехова
- Театр имени А. П. Чехова, ныне Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова в Южно-Сахалинске.
- Дуэт имени Чехова (Украина).
Comedy-дуэт в составе: А. Лирник, А. Молочный.
5.4. Географические названия
- Именем писателя назван подмосковный город Чехов.
- Чехово — село (с 1947 по 2004 — город Чехов) в Холмском районе Сахалинской области.
- Чехов — железнодорожная станция Курского направления МЖД в Чехове.
- Улица Чехова (c 1923; до 1923 — Эртелев переулок) — улица в центре Санкт-Петербурга.
- Улица Чехова — улица на Чижовке, в Ленинском районе Воронежа.
- Улица Чехова — одна из первых улиц Симферополя. В городе еще существует и тупик Чехова.
- Улица Чехова в Нахимовском районе Севастополя. Оформилась как улица и получила наименование в 1938 г.
- Улица Чехова в г. Сумы
- Улица Чехова (Липецк) — улица в Октябрьском округе Липецка.
- Улица А. П. Чехова в Южно-Сахалинске
- Улица А. П. Чехова в Ханты-Мансийске
- Улица Чехова (Иркутск) — улица в Кировском районе Правобережного округа Иркутска.
—
- В г. Баденвейлер существует площадь Чехова.
- В г. Биарриц, куда писатель приезжал в 1897 году, существует площадь Чехова.
- В г. Серпухове существует улица Чехова
- Чеховская — станция Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена.
- В г. Баденвейлер, Германия, есть площадь Антона Чехова у отеля, где умер писатель.
- В г. Вологда есть улица Чехова.
- В г. Хабаровск есть улица Чехова.
- Улица Чехова (Саратов) — улица в Ленинском районе (п.Солнечный).
- В г. Новочеркасске есть улица Чехова.
- Улица Чехова в г. Омске — одна из самых коротких улиц города. На ней всего одно строение — первый в городе типовой девятиэтажный жилой дом.
5.5. Памятники
- Памятник Чехову в Баденвейлере, где он скончался. Впервые установлен в 1908 году.
- Бюст Чехову, установленный в 1951 году в Мелихове. Скульптор Георгий Иванович Мотовилов, архитектор Л. М. Поляков . Это первый памятник писателю в СССР.
- Трёхметровая бронзовая фигура писателя в г. Чехов, М. К. Аникушин.
- Ироничный памятник существует в Томске. Называется «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего „Каштанку“».
- Памятник Антону Чехову, установлен в центре Ростова-на-Дону к юбилею писателя. Скульптор Анатолий Скнарин.
- Памятник Чехову, установленный в Таганроге в 1960 году к столетию писателя.
- Памятник Чехову в Южно-Сахалинске. Установлен рядом с областной научной библиотекой. Скульптор Александр Алексеевич Тюренков. (1990)
- Памятник А. П. Чехову в Ялте, в Приморском парке. Скульптор Георгий Иванович Мотовилов.
- Памятник Антону Чехову в Москве в Камергерском переулке. Автор Михаил Аникушин. (1998)
- Памятник Антону Чехову в Красноярске. Установлен на Театральной площади. Авторы: скульптор Юрий Ишханов и архитектор Арэг Демирханов. 1995
- Памятник Чехову в Токио. Скульптор Григорий Потоцкий.
- Памятник Чехову в г. Серпухове Московской области
- Памятник Чехову в г. Звенигороде Московской области. Установлен в сквере по адресу: Ул. Московская, 12. Скульптор Владимир Курочкин. (2010)
- Памятник Чехову в Самаре. Установлен 2 июля 2004 года в честь 100-летия со дня смерти известного русского писателя на частные средства по инициативе Павла Коровина. Скульптор Иван Мельников работал безвозмездно.
- Памятники Чехову в Коломбо, Шри Ланка в отелях «Галле Фейс» и «Гранд Ориентал», открытые в декабре 2010 года к 120-ти летнему юбилею пребывания Чехова на о. Цейлон[19] .
- Памятник Чехову установлен в Каире в 2011 году ассоциацией выпускников вузов России и стран СНГ[20] .
5.6. Памятники чеховским героям
- Памятник Каштанке в Челябинске.
- Памятник «Человеку в футляре» в Таганроге.
- Памятник героине рассказа «Роман с контрабасом» в Таганроге.
- Памятник по мотивам рассказа «Каштанка» в Таганроге[21] .
- Памятник «Даме с собачкой» и Гурову на Набережной Ялты.
- Памятник «Чайка» в Баденвейлере, Германия, на площади Антона Чехова, у отеля, в котором умер писатель.
5.7. Экранизации произведений
Лидером по числу западных экранизаций русской классики до сих пор остается А. П. Чехов — его произведения становились основой для кино/телеверсий около 200 раз [22] .
1. 1909 — Хирургия 2. 1926 — Каштанка 3. 1929 — Чины и люди 4. 1938 — Маска 5. 1938 — Медведь 6. 1939 — Человек в футляре 7. 1939 — Хирургия 8. 1941 — Юбилей 9. 1944 — Свадьба 10. 1952 — Каштанка 11. 1954 — Анна на шее 12. 1954 — Шведская спичка 13. 1955 — Попрыгунья 14. 1957 — Сапоги 15. 1958 — Ведьма 16. 1960 — Дама с собачкой 17. 1960 — Дом с мезонином 18. 1964 — Аптекарша 19. 1965 — Лебединая песня 20. 1966 — В городе С. (Реж. И. Хейфиц, Ленфильм).
21. 1966 — Душечка 22. 1969 — Главный свидетель 23. 1969 — Семейное счастье 24. 1969 — Цветы запоздалые 25. 1970 — Дядя Ваня |
26. 1970 — Карусель 27. 1970 — Чайка 28. 1971 — На даче 29. 1971 — Эти разные, разные, разные лица 30. 1972 — Моя жизнь 31. 1973 — Плохой хороший человек 32. 1975 — Каштанка 33. 1977 — Степь (Реж. С. Бондарчук, Мосфильм).
34. 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино (Реж. Н. Михалков, Мосфильм, Интер-Альянс (ФРГ)).
35. 1977 — Смешные люди! 36. 1977 — Чеховские страницы 37. 1978 — Мой ласковый и нежный зверь (Реж. Э. Лотяну, Мосфильм, Интер-Альянс (ФРГ)).
38. 1980 — Три года 39. 1982 — Скучная история 40. 1983 — Кое-что из губернской жизни 41. 1983 — Человек в футляре 42. 1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад 43. 1987 — Очи чёрные 44.1988 — Чёрный монах |
45. 1993 — Если бы знать 46. 1994 — Ваня на 42-ой улице 47. 1994 — Колечко золотое, букет из алых роз 48. 1994 — Деревенская жизнь 49. 1996 — Август 50. 1998 — Чехов и Ко 51. 2002 — Чеховские мотивы 52. 2003 — О любви 53. 2003 — Малышка Лили (La petite Lili) 54. 2004 — Рагин (по рассказу Палата № 6) 55. 2005 — Чайка 56. 2008 — Пари 57. 2008 — Сад 58. 2008 — Стреляй немедленно! 59. 2009 — Палата № 6 (Реж. К. Шахназаров, А. Горновский, Мосфильм).
60. 2009 — «Беззаконие» (мультфильм, режиссёр Наталья Мальгина) 61. 2009 — «Иванов» (фильм, режиссёр Вадим Дубровицкий) 62. 2010 — «Белолобый» (мультфильм, режиссёр Сергей Серёгин) |
6. Семья, родственники
6.1. Родословная
6.1.1. Со стороны отца
- Прадед, Михаил Чехов (1762—1849), всю свою жизнь был крепостным. У него было пять сыновей, которых он воспитывал в строгости.
- Дед писателя — Егор Михайлович, первый в семье Чеховых познавший грамоту, сумел выкупиться на свободу. Тридцать лет он тяжело трудился — варил сахар из свеклы и, откармливая ею скот своего хозяина, графа Д. Черткова, получал свою долю прибыли с продажи животных. Ему удалось скопить 875 рублей, и в 1841 году он выкупил себя, жену и троих сыновей. Дочь Александру граф отпустил из милости. Освободившись, семья Чеховых отправилась в слободу Крепкая — имение графа Платова под Таганрогом. Е. М. Чехов устроил своих сыновей в подмастерья и впоследствии они выбились в купцы. Сам же отец семейства всю оставшуюся жизнь проработал приказчиком, однако был не любим за свой резкий характер, как среди крестьян, так и у князей, сославших его ещё дальше, в слободу Княжую. Егор Михайлович проявил и писательский талант, до нас дошли его слова: «Я глубоко завидовал барам, не только их свободе, но и тому, что они умеют читать». Егор Михайлович имел крутой нрав, любил распустить руки. От его нрава страдали как крестьяне, прозвавшие его «аспид», так и семья.
- Бабушка Ефросинья Емельяновна, была украинка, урождённая Шимко. Прожившая с Егором Михайловичем 58 лет, она оказала заметное влияние на мировоззрение и раннее творчество Чехова, вплоть до того что в переписи населения он писал «национальность — малоросс»[23] .
6.1.2. Со стороны матери
- Прапрадед, Никита Морозов, крепостной крестьянин. Жил в середине XVIII века в деревне Фофаново (сегодня — Ивановская обл.)
- Прадед, Герасим Морозов, водил по Волге и Оке баржи с зерном и лесом. В 1817 году. Был женат на крепостной крестьянке Татьяне Леонтьевой, от которой имел пятерых детей: Алексея, Василия, Марию, Федора и Якова. В возрасте 53-х лет он откупил себя и сына Якова.
- Дед, Яков Герасимович (ок. 1800—1847), родился в деревне Фофаново. Помогал отцу, присматривал за торговлей в Моршанске. В 1820 г. женился на Кохмаковой Александре Ивановне. В 1833 году Яков Герасимович разорился и вынужден был найти работу — его устроил к себе генерал Попков в Таганроге. Став комиссионером градоначальника, одновременно открыл в Ростове торговлю сушеной рыбой. Имел троих детей: Ивана, Федосью, Евгению (впоследствии мать А. П. Чехова).
- Бабушка, Александра Ивановна Кохмакова (1804—1868), из зажиточного и мастерового семейства. В семье делали пользовавшиеся большим спросом иконы и поделки из дерева. Проживала с детьми в Шуе, отдельно от мужа, который лишь периодически навещал семью. В 1847-м году сильный пожар уничтожил 88 домов, оставив Морозовых без имущества. В этом же году от холеры умирает Яков. Вдова Александра с двумя дочерьми Феодосией и Евгенией находят приют у того же генерала Попкова, который не только принимает семейство, но и устраивает сирот обучаться грамоте.
6.2. Родители
В 1841-м году, когда будущей матери Чехова было всего шесть лет, Павел поселился в Ростове у Якова Морозова (отца Евгении).
Через шесть лет, когда Яков скончался, связь между семьями оборвалась, но ещё через шесть лет снова восстановилась — оказалось, что брат Евгении Морозовой Иван (1825—1867) работает под началом Митрофана Чехова (1836—1894) — родного брата Павла Егоровича. Благодаря этому Павел и Евгения познакомились, и в 1854-м году они обвенчались.
6.2.1. Мать
Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Она пережила четырёх из семи своих детей — самой первой умерла дочь Евгения (1869—1871) в возрасте двух лет. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
6.2.2. Отец
Отец, Павел Егорович Чехов (1825—1898) унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах. О детстве Павла Егоровича можно судить из воспоминаний, которые он записал в семейную хронику в конце жизни:
- 1830. Помню, что мать моя пришла из Киева и я её увидал.
- 1831. Помню сильную холеру, давали дёготь пить.
- 1832. Учился грамоте в с. школе, преподавали по А. Б. по-граждански.
- 1833. Помню неурожай хлеба, голод, ели лебеду и дубовую кору. [24]
К шестнадцати годам он уже успел поработать на сахарном заводе; затем побыть погонщиком скота, а в Таганроге его приняли в купеческую лавку. В 1856 году Павел Егорович сумел скопить 2500 рублей, вступил в третью купеческую гильдию. В 1857 он открыл торговлю, написав на вывеске своей лавки «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары».
Старшее поколение Чеховых были чрезвычайно набожными людьми, соблюдавшими все посты и праздники. Чеховы усердно посещали службу и совершали паломничества. В церкви, знакомый певчий научил Павла Егоровича нотной грамоте и даже играть на скрипке. Павел увлекся хоровым пением и в 1864 году стал регентом кафедрального собора. Из-за пристрастия к «протяжному» стилю исполнения псалмов, практикуемого монахами с Афона, его службы тянулись слишком долго, и в 1867-м году его уволили. Тогда Павел Егорович перешел в греческий монастырь, где собрал хор, в котором пели Александр, Николай и Антон.
Торговые дела Павла Егоровича, начавшиеся относительно успешно, вскоре пошли на убыль. В лавке было грязно, продавался недоброкачественный товар и к тому же обсчитывали прислуживающие мальчики. Там могли продать собранный в трактирах евреями, высушенный и подкрашенный спитый чай или лекарство против беременности «гнездо», в составе которого были: нефть, ртуть, азотная кислота, стрихнин и т. п. «Много, вероятно, отправило на тот свет людей это „гнездо“», — вспоминал Антон Чехов, уже получив медицинское образование.
В 1874 году дела пошли совсем плохо и Павел Егорович стал падать в долговую яму, через два года он вынужден был тайно уехать из Таганрога, 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание. Со временем Антон подружился со своим подопечным.
После полутора лет скитаний и бедственной жизни в долг Павел наконец нашел себе работу. 10 ноября 1877 года он устроился младшим приказчиком в амбар к И. Гаврилову за 30 рублей в месяц, стол и квартиру при магазине. 14 лет трудился Павел в амбаре, работая с утра до ночи и редко видясь со своей семьей. 30 апреля 1892 года Павел уволился из амбара, а 1 марта 1892 года приехал в Мелихово, где жил, занимаясь хозяйством, до своей смерти, 24 октября 1898 года. ]
- Книппер-Чехова, Ольга Леонардовна (1868—1959) — жена А. П.; народная артистка СССР.
- Чехов, Александр Павлович (1855—1913) — брат, прозаик, публицист, мемуарист.
- Чехова, Мария Павловна (1863—1957) — сестра, педагог, художница, создательница Дома-музея А. П. Чехова в Ялте.
- Чехов, Михаил Павлович (1865—1936) — брат, писатель, биограф Антона Павловича.
- Чехов, Николай Павлович (1858—1889) — брат, художник.
- Чехов, Михаил Александрович (1891—1955) — племянник (сын брата Александра), известный артист, театральный педагог, режиссёр; эмигрант (с 1928 — Германия, 1939 — США).
- Чехова, Ольга Константиновна (1897—1980) — жена Михаила Чехова, указанного племянника А. П. и племянница жены А. П. (и сестра Л. К. Книппера).
Немецкая актриса.
Примечания
- Гебель В., Гольберг М., Каган Л., Цукерман Л. Чехов Антон Павлович // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Шмидт О. Ю. — М.: Сов. энцикл., 1934. — Т. 61. — С. 460. — feb-web.ru/feb/chekhov/encyclop/bs1-459-.htm .
- Паперный З. С. Чехов Антон Павлович // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. / Гл. ред. Прохоров А. М. — М.: Сов. энцикл., 1978. — Т. 29. — С. 138. — feb-web.ru/feb/chekhov/encyclop/bs3-138-.htm .
- Ныне там находится музей «Домик Чехова» (http://chehov.niv.ru/chehov/museum/taganrog_1.htm — chehov.niv.ru/chehov/museum/taganrog_1.htm)
- «…доме Болотова (так говорит моя мать) или Гнутова, около Третьякова В. Н., в маленьком флигеле во дворе» А.П. Чехов из письма П.Ф. Иорданову
- У стен Нового Иерусалима. История города Воскресенска-Истры. М.: Лето, 2010. с. 389—390.
- Подробное описание болезни и смерти Чехова — chehov.niv.ru/chehov/bio/bolezn-i-smert.htm
- Нащокина М. В. Московский модерн. — 2-е. — М .: Жираф, 2005. — С. 496. — 560 с. — ISBN 5-89832-042-3
- Галина Щёболева Памятник Чехову: От московского губернатора до Билла Клинтона — stanislavsky.ng.ru/focus/2010-01-01/44_memorial.html // Станиславский : журнал. — Москва: 2010. — № 28.
- ↑ 1 2 Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова // Три сестры. — СПб: Азбука-классика, 2008. — С. 229—268. — 288 с. — ISBN 978-5-91181-876-0
- Воспоминания Д. Городецкого // Биржевые ведомости . — 1904. — В. 18 июля.
- Воспоминания Арс. Г. (И. Я. Гурлянд) // Театр и искусство . — 1904. — № 28.
- Так, например, в «Трех сестрах» Чехова во втором действии Чебутыкин читает газету: «Цицикар. Здесь свирепствует оспа…» Ни Цицикар, ни оспа никакого отношения не имеют ни к самому Чебутыкину, ни к кому другому и вообще ни к чему, что происходит или произойдет на сцене.
- Немирович-Данченко В. И. Предисловие «От редактора» // Н. Е. Эфрос «Три сестры» в постановке Московского художественного театра. — 1919. — С. 10.
- А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в 18-ти томах. Т. 18. Стр. 337—338. М., Наука, 1982 г.
- Самая маленькая книга в мире — www.guinnessworldrecords.com/Search/Details/Smallest-printed-book/48253.htm
- Сдатчикова И. Как бюст перековали на мечи // Таганрогская правда. — 2009. — 20 окт.
- Стали известны 10 самых «киношных» классиков литературы — www.newsru.com/cinema/01feb2010/screen.html
- Имени Чехова // Таганрогская правда. — 2011. — 26 апр.
- Заметка «На Шри-Ланке увековечили память Антона Чехова» на сайте «Русской службы БиБиСи» — www.bbc.co.uk/russian/entertainment/2010/12/101230_chekhov_sri_lanka.shtml
- Памятник Чехову открыт в столице Египта — www.rian.ru/culture/20110419/366176059.html
- Памятник чеховским героям в Таганроге — www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=871&crubric_id=1001624&rubric_id=218&pub_id=1094061
- Трансформации образа России на западном экране. М., 2010. С. 12.
- Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ» — www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1438
- Жизнь Павла Чехова // Вокруг Чехова. М., 1990, С. 23
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/chehov/
- Бочаров С. Г. «Чехов и философия» — ec-dejavu.ru/c-2/Chekhov.html // Вестник истории, литературы, искусства. — М.: Собрание; Наука, 2005.
- Волошинова В. Ф., Волошинова Л. Ф. «Чехов и Ростов-на-Дону» — werawolw.ru/?p=458
- Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова. / А. П. Скафтымов // Три сестры:Пьесы / Чехов А. П. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — с. 229—268. ISBN 978-5-91181-876-0
- Труайя А. «Антон Чехов». М., 2004 ISBN 5-699-07889-4
- Корней Чуковский Художник — www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/khudognik.htm
- Корней Чуковский Был, есть и будет прекрасен — www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/bylibudet.htm
- Корней Чуковский О Чехове — www.chukfamily.ru/Kornei/Critica/Chekhov.htm
- Шестов Л. «Творчество из ничего: А. П. Чехов» — www.vehi.net/shestov/chehov.html
- Задёра Г. П. — Медицинские деятели в произведениях А. П. Чехова. Очерк. — Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения к журналу «Нива», 1903, октябрь, ноябрь.
- Меве Е. Б. — Медицина в жизни и творчестве А. П. Чехова. Киев, Госмедиз УССР, 1961 г., 288 стр.: илл., портр.
- Шубин Б. М. — Доктор А. П. Чехов. М., 1979. 160 с.
- Хижняков В. В. — Антон Павлович Чехов как врач. М., Медгиз, 1947.
- Масанов И. Ф. — Чеховиана: Систематический указатель литературы о Чехове и его творчестве / Ввод. ст. и ред. А. Б. Дермана. М.: Гос. центр. кн. палата РСФСР, 1929. Вып. 1. 119 с.
- Соболев Ю. В. Чехов — 1934 г. — 336 с. (Жизнь замечательных людей)
Данный реферат составлен на основе .