Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я.Коровина

Контрольная работа

№ урока

Тема урока

Количество часов

Художественное произведение, автор, герои. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Диагностика уровня литературного развития учащихся

1

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

1

Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора. Их народная мудрость. Краткость и простота, меткость

и выразительность, прямой и переносный смысл.

1

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

1

Входная контрольная работа

1

Русская летопись. Развитие представлений о русских летописях. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости) в летописях. Фрагменты летописных сказаний в актёрском исполнении.

1

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Краткий рассказ о баснописце. «Муха»: противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

1

И. А. Крылов. «Осёл и Соловей». Краткий рассказ о писателе-баснописце. Роль самообразования в формировании его личности. Комическое изображение невежественного судьи, не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории и морали. Басня в актёрском исполнении.

1

И. А. Крылов. «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.

1

И. А. Крылов «Ларчик». Осуждение человеческих пороков в басне. Критика мнимой «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1

Русские басни. Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос .

1

А. С. Пушкин. «И. И. Пущину». Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Дружба Пушкина и Пущина. «Барышня-крестьянка». «Дубровский». Двусложные размеры стиха (ямб, хорей).

Развитие понятий об эпитете, метафоре, композиции. Начальные представления о стихотворном послании

1

13. А. С. Пушкин. «Узник». «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Антитезы в стихотворении. Народно – поэтический колорит стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении

1

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотив единства красоты человека, природы и жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

1

А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина.

1

А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха. Двусложные размеры стиха.

1

А. С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский — старший и Троекуров. История создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры помещиков. Фрагменты романа в актёрском исполнении

1

«Дубровский»: бунт крестьян. Причины и следствия бунта крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в романе

1

«Дубровский»: история любви. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям

1

«Дубровский»: протест Владимира Дубровского. Образ Владимира Дубровского.Его протест против беззакония и несправедливости

1

«Дубровский»: композиция романа. Развитие понятия о композиции литературного произведения. Роль композиционных элементов в понимании произведения, в выражении авторской позиции

1

«Дубровский»: моё понимание романа Пушкина.

1

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои. Понятие о книге (цикле) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. Особенности сюжета и система героев повести. Фрагменты повести в актёрском исполнении

1

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести. Приём антитезы в сюжетно-композиционной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. «Лицо» и «маска» героев. Роль случая в композиции повести

1

«Повести Белкина»:проблемы и герои . Сюжеты и герои «Повестей Белкина». Автор и рассказчик. «Повести Белкина» в иллюстрациях. Кинофильмы на сюжеты повестей

1

М. Ю. Лермонтов. «Тучи». Краткий рассказ о поэте (детство, ученические годы, начало творчества).

Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Понятие о поэтической интонации

1

М. Ю. Лермонтов.«Три пальмы». Нарушение красоты и гармонии человека с миром. Развитие представлений о балладе.

1

М. Ю. Лермонтов. «Листок». Антитеза как основной композиционный приём стихотворения. Тема одиночества и изгнанничества.

1

М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…». Лирические персонажи стихотворений и их символический характер.

Особенности выражения темы одиночества.

1

М. Ю. Лермонтов. Лирика. Трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха.

1

Развитие речи. Подготовка к сочинению по анализу одного из стихотворений М. Ю. Лермонтова (кл. – дом. сочинение)

1

И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. Образ автора, его сочувственное отношение к крестьянским детям. Образ рассказчика

1

«Бежин луг»: образы крестьянских детей. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Развитие представлений о портретной характеристике персонажей

1

«Бежин луг»: картины природы. Роль картин природы в рассказе. Развитие представлений о пейзаже в литературном произведении

1

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника» . Сюжеты и герои «Записок охотника». Мастерство автора в изображении портретных и пейзажных элементов композиции рассказов

1

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…». Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности).

Передача сложных, переходных состояний природы, созвучных противоречивым чувствам в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей.

1

Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…».Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека. Роль антитезы в стихотворении. Романсы на стихи Ф. И. Тютчева.

1

Ф. И. Тютчев. «Листья». Динамические картины природы. Передача сложных, переходных состояний природы. Листья как символ краткой, но яркой жизни.

1

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности).

Особенности изображения природы. Жизнеутверждающее начало. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

1

А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Развитие понятия о пейзажной лирике

1

А. А. Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…».Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Краски и звуки в пейзажной лирике. Развитие понятия о звукописи.

1

Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика. Подготовка к домашнему анализу лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

1

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ. Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности).

Картины подневольного труда. Величие народа – созидателя материальных и духовных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

1

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения. Значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор. Значение риторических вопросов. Начальные представления

1

Обобщающий урок по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

1

Н. С. Лесков. «Левша»: народ и власть. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

Развитие понятия о сказе. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям

1

«Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией

1

«Левша». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

1

Н. С. Лесков. «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения

1

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

Система образов рассказа. Разоблачение лицемерия в рассказе

1

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источники юмора. Развитие понятия о комическом и комической ситуации

1

А. П. Чехов. Рассказы . Рассказы Антоши Чехонте. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др. Сюжеты и герои. Способы выражения комического

1

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е. А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…». А. К. Толстой.«Где гнутся над омутом лозы…». Пейзажная лирика как жанр. Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике.

1

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри — какая мгла…». Краткий рассказ о поэте. Выражение переживаний имироощущения в стихотворениях о родной природе. Лирика как род литературы.

1

Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М. Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф. И. Тютчев. «Ещё в полях белеет снег…». Классное сочинение № 1 . Воплощение настроения стихотворений в музыке. Романсы в актёрском исполнении. Знакомство с созвучными стихам полотнами русских художников

1

А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Герой и его прототип Н. И. Пирогов

1

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе

1

А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность. Краткий рассказ о писателе. Понятие о жанре феерии. Жестокая реальность и романтическая мечта. Образ Лонгрена. Жители Каперны. Победа романтической мечты над реальностью жизни. Фрагменты повести в актёрском исполнении

1

«Алые паруса»: Ассоль и Грей. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении

1

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. Краткий рассказ о писателе. Прекрасное вокруг нас. Символическое содержание пейзажных образов. Развитие понятия об образе-символе. Сказка в актёрском исполнении

1

А. П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др. Сюжеты и герои рассказов. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова. Их внутренний мир, доброта и милосердие

1

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Трудные солдатские будни. Скорбная память о павших на полях сражений. Своеобразие образа родины и чувство любви к ней, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. Образ русского народа. Стихотворение и песня в актёрском исполнении

1

Д. С. Самойлов. «Сороковые». Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Образы и картины военного времени. Антитеза молодости и войны. Звукописные образы. Актёрское чтение стихотворения

1

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев рассказа

1

«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Особенности использования народной речи. Юмор. Речевая характеристика героев. Герой-повествователь

1

В. П. Астафьев.«Конь с розовой гривой». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос

1

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

Отражение в повести трудностей военного времени. Герой рассказа и его сверстники. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении

1

«Уроки французского»: стойкость главного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою

1

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика рассказа. Развитие понятий о рассказе и сюжете. Герой-повествователь

1

В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя. Краткий рассказ о писателе. Образ «странного» героя в рассказе. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников

1

В. М. Шукшин. «Чудик», «Срезал». Образы «странных» героев. Их открытость миру, стремление принести людям радость, наивность, детский взгляд на мир. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

1

Ф. И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. Краткий рассказ о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Образ учителя и его воспитанников. Картины школьной жизни

1

«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. Развитие понятия о юморе. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

1

Роль юмористических образов и картин в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»

Классное сочинение № 2 по произведениям В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, Ф. А. Искандера (по выбору)

1

Родная природа в русской поэзии ХХ века. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Краткий рассказ о поэте. Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

1

С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…»,«Пороша». Краткий рассказ о поэте. Чувство любви к родной природе и родине. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина. Стихи и песни на стихи С. А. Есенина в актёрском исполнении

1

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Краткий рассказ о поэте. Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини

1

Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная. Краткий рассказ о поэте. Образы и картины стихотворения. Тема родины в стихотворении. Ритмика и мелодика стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении

1

Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа Человек и природа в «тихой» лирике поэта. Отличительные черты характера лирического героя. Развитие представлений о лирическом герое

1

Урок-праздник . Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков

1

Классное сочинение № 3 по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе

1

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце»,«радостная душа»

1

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Слово о балкарском поэте. Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Поэтический образ родины. Тема бессмертия народа. Народ и его язык. Поэт – вечный должник своего народа

1

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия». Понятие о мифе

1

Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла. Отличие мифа от сказки

1

Древнегреческие мифы

1

Геродот. «Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение. Воплощение мифологического сюжета в стихотворении А. С. Пушкина «Арион»

1

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. Краткий рассказ о Гомере. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Понятие о героическом эпосе

1

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. На острове циклопов. Полифем. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея

1

Гомер. «Одиссея» . Одиссея» – песня о героических подвигах, мужественных героях. Одиссей и сирены. Расправа над женихами Пенелопы. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец

1

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире. Слово о писателе. Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём.Сражение с ветряными мельницами

1

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы. Образ Дульсинеи Тобосской. Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе

1

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Образ Санчо Пансы

1

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве. Понятие о «вечных образах» в искусстве. Дон Кихот как «вечный образ» мировой литературы. Мастерство Сервантеса-романиста

1

Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести. Краткий рассказ о писателе. Понятие о рыцарской балладе .Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Образ рыцаря, защищающего личное достоинство и честь. Переводы баллады. Баллада в актёрском исполнении

1

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация. Краткий рассказ о писателе. Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной жизнью с её порочными нравами. Понятие о новелле

1

«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Образы Маттео Фальконе и его сына. Драматический пафос новеллы

1

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые. Краткий рассказ о писателе. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Маленький принц, его друзья и враги. Понятие о притче

1

«Маленький принц»: вечные истины в сказке . Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение общечеловеческих истин. Черты философской сказки и мудрой притчи

1

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения

1