Стимулирование творчества активными методами обучения
1. Средства стимулирования интеллектуальной сферы активными методами обучения
творческий интеллектуальный обучение мышление
Творческое мышление развивается в ситуациях, которые своей парадоксальностью, необычностью способствуют освобождению от стереотипов (например, освобождению от мысли, что фигуры логики абсолютны).
Рассмотрим несколько таких ситуаций.
1. Задавание «бессмысленных» вопросов
2. Использование сокровищницы народной педагогики
3. Поиск нестандартных решений
4. Коллекционирование различных парадоксов
5. Использование технологии интерактивного обучения
6. Проведение сократовских бесед
При сократовской беседе (эвристическом методе) педагог чувствует себя некой обобщенной личностью и ведет занятия, задает вопросы, не очень-то обнаруживая свое мнение, но лишь всемерно побуждая учеников к поиску. Тогда дети сами втягиваются в поиск, уточняют вопрос учителя своими вопросами и одновременно прислушиваются: не звучит ли уже в них искомый ответ? Если вопрос учителя задан правильно, то дети, пытаясь найти ответ, расширяют саму область вопроса.
7 . Близкими по назначению к сократовской беседе являются эвристические приемы активизации творческого мышления . Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя еще до недавнего времени, например, инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, развитостью фантазии, умением абстрагироваться, «видеть в обычном необычное и в необычном обычное». «Воображение, — по словам А. Эйнштейна, — важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции». Воображение (фантазия) — психический процесс, состоящий в создании образов на основе переработки прошлых восприятий.
Развитие этих качеств при проведении этой техники является важным фактором в преодолении инерционности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий. Рассмотрим наиболее распространенные приемы активизации творческого мышления и устранения технических противоречий.
Развитие творческого потенциала младших школьников на х литературы ...
... сочинениях различают Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. ... через развитие мышления и воображения. Именно их ... как же сделать учение интересным, как же развивать творческие ... взаимодействия предметов и явлений. В процессе обучения сочинениям, устным ... языковое чутье. Эффективным приемом в формировании умений ...
8. Ассоциативные приемы активизации творческого мышления
Исследования психологов показали, что возможности человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе. Основная же цель генерирования ассоциаций заключается в том, чтобы «расшатать» стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение. Ассоциации различают по сходству, контрасту и смежности. Ассоциации по сходству могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической аналогии; ассоциации по контрасту — для приемов эвристической инверсии (обращения, поиска от конца к началу); ассоциации по смежности — для приемов преобразования в пространстве и во времени.
Все приемы генерирования ассоциаций можно разделить на две группы: приемы свободных и направленных ассоциаций. К свободным ассоциациям относят такие ассоциации, генерирование которых производится без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера. При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наречием, группой слов в виде поговорки, пословицы, каламбура и т.д.
Генерирование направленных ассоциаций ограничивается определенными, наперед заданными условиями. К таким условиям, например, можно отнести генерирование ассоциаций по контрасту, выраженных только именем существительным, только глаголом и т.д., или ассоциации по сходству, также выраженные словами определенной части речи или символами, знаками и т.д.
Генерирование как свободных, так и направленных ассоциаций основывается на быстрой реакции на слово-раздражитель. Подобная реакция является глубоко индивидуальной и зависит от интеллекта человека, его темперамента, условий, психофизиологического состояния и т.д.
Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово-раздражитель и в виде связанной последовательности — гирлянды, когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является, в свою очередь, словом-раздражителем для последующей ассоциации.
Например, со словом-раздражителем «снег» можно образовать такую группу ассоциации: снег — холод, пасмурно, вьюга, лыжи, боль, бодрость, оттепель, жар и т.д. Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность: снег — оттепель, оттепель — сырость, сырость — грипп, грипп — постель, постель — отдых, отдых — лес, лес — грибы, грибы — гости, гости — деньги, деньги — работа, работа — праздник, праздник — радость и т.д.
Эвристические методы решения творческих задач
... под эвристическими методами решения творческих задач? Эвристические методы решения творческих задач - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых ...
Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а также совершенствуемый объект. Генерирование группы ассоциаций может быть полезным как при поиске новых технических решений, так и на стадии постановки задачи для более глубокого анализа объекта, выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта. Гирлянда ассоциации может рассматриваться как эвристический прием, используемый для ухода от традиционных, стереотипных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией).
Этот прием может быть полезным при поиске новых функций объекта на творческом этапе функционально-стоимостного анализа.
9. Приемы аналогий
Эффективность использования аналогий в творческом процессе будет выше, если на этапе поиска новых идей и решений абстрагироваться от ограничений и условий решаемой задачи, — основным критерием на данном этапе должна являться цель изобретения или совершенствования объекта. Анализ использования приемов аналогии в практике отдельных изобретателей показал, что, чем отдаленнее аналогия от совершенствуемого объекта, тем более неожиданный, неочевидный результат получен при решении задачи. Однако не надо думать, что главное — это найти что-то сверхнеобычное, создать оригинальное ради оригинальничания. Необычное, оригинальное, фантастическое, иррациональное полезно в период творческого поиска и в дальнейшем претерпевает критическую оценку с учетом всех условий и ограничений решаемой задачи. По словам Цицерона, всякое добросовестное мышление содержит изобретательство и доказательство. Уместно в данном случае привести выражение
Г.Я. Буша: «Критическая мысль без творчества суха, неплодотворна, мертва. Генерирование оригинальных идей без их критической оценки — просто бред сумасшедшего».
Область использования аналогий весьма широка. В частности, приемы аналогии могут быть использованы для:
выявления тенденций развития различных объектов и отраслей науки и техники;
прогнозирования развития общественных и личных потребностей и средств для их удовлетворения;
проверки и демонстрации на модели замысла решения задачи;
нахождения подсказки для поиска принципа решения учебной или профессиональной задачи;
тренировка памяти и развития воображения.
Все эвристические приемы аналогии, используемые в техническом творчестве, можно выделить в следующие группы: функциональная аналогия; структурная аналогия; аналогия отношений; аналогия внешней формы; группа субстратных аналогий.
10. Контрольные вопросы как приемы активизации творческого мышления
Контрольные вопросы используются как в индивидуальном творчестве, так и при коллективном решении задач. Например, в виде серии вопросов, задаваемых руководителем прямой мозговой атаки членам группы «генерации идей». Наиболее широкое распространение в литературе по техническому творчеству получили списки контрольных вопросов А. Осборна, Т. Эйлоарта, Д. Пойа.
Поэтика как наука ее цели и задачи
... глубиной и верностью понимания задач П., ее отношения к литературе, самого принципа ее построения. «Поэтика» ... на основе эмпирического метода естественных наук. Начиная с раскрытия сущности поэтического искусства, ... и таких, как теория искусства. Представляя класс жизнеспособный и активный, но вместе с тем и паразитический, Аристотель своеобразно соединял в своем учении о поэзии черты гедонизма (цель ...
Приведем в качестве примера вопросы А. Осборна:
. Какое новое применение техническому объекту вы можете предложить?
. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает вам данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать?
. Какие модификации технического объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны? Другие возможные изменения?
. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту, размеры, прочность? Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих органов, позиций или других элементов? Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?
. Что можно в техническом объекте уменьшить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации — укоротить, сузить, отделить, раздробить, приумножить?
. Что можно в техническом объекте заменить? Что и сколько можно заменить и чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой цвет, звук, освещение?
. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Транспонировать причину и эффект? Изменить скорость или темп? Изменить режим?
. Что нужно в техническом объекте перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное? Нельзя ли обменять местами противоположно размещенные элементы? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?
. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы блоки, агрегаты? Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?
Приведем список вопросов, составленный Т. Эйлоартом, но модифицируемый авторами для процесса обучения в высшей школе:
. Перечислите все качества и определения изучаемого явления, процесса, объекта.
. Ясно сформулируйте задачи, поищите новые формулировки, определите второстепенные и аналогичные задачи, выделите главные.
. Перечислите недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения решений.
. Набросайте фантастические, биологические, экономические, социальные, юридические и другие аналогии.
. Постройте вербальную, виртуальную, математическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналогии).
Методы активации творческого мышления
... речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. Активизация мышления, это событие или действие которое ... Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: " ...
. Рассмотрите различные ситуации, различные применения изучаемого объекта (процесса и пр.), переходные состояния, условия, эффекты, принципы применения и т.д.
. Установите варианты решения, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
. Узнайте мнения некоторых совершенно не осведомленных в данном деле людей.
. Устройте групповое обсуждение, выслушайте каждую идею без критики.
. Найдите пробелы в решениях или новые комбинации.
. Определите идеальное решение, разработайте возможное.
. Видоизмените решения проблемы с точки зрения времени (скорее, медленнее), размеров и др.
. Определите альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
. Установите, чья это проблема? Почему его? Кто первый это придумал? История вопроса. Какие имеются ложные толкования этой проблемы? Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
. Найдите общепринятые граничные условия и причины их установления.
Приведенные выше методы и приемы активизации учащихся в диалоговом общении направлены на развитие у них как интеллектуальных, так и специальных способностей
Метод «Мозговой атаки»
Метод «мозговой атаки» широко применяется для систематической тренировки творческого мышления и его активизации.
Известно, что критика или даже боязнь критики служат помехой творческому мышлению. Разумеется, любая новая идея может оказаться неверной. Если автор боится критики, которая может быть вызвана тем, что идея его плоха, он не станет высказывать непроверенные мысли. В этом случае многие потенциально хорошие идеи будут потеряны. Для того чтобы устранить боязнь критики при генерировании идеи и вызываемые ею последствия, А. Осборн разработал метод так называемой «мозговой атаки». Его книга «Прикладное воображение», выпущенная в 1957 г., была принята за основу курсов лекций в Массачусетском технологическом институте, а также в других высших учебных заведениях США, в колледжах, НИИ и промышленных компаниях.
Предложенная А. Осборном методика используется с целью выявления возможно большего количества оригинальных идей. В сущности, она представляет собой видоизмененный метод свободных ассоциаций. Упор делается на расслабление внимания к критической оценке ценности отдельных идей. Важно не их качество, а количество. Критика выдвинутых идей производится позднее, после того, как «творческий сеанс» будет закончен.
Основными правилами проведения заседаний (сессий) по методу «мозговой атаки» рекомендуется:
. Сформулировать проблему в основных терминах, выделить единственный центральный пункт.
Методика вокального обучения участников ансамбля
... с ними контакт. Названные обстоятельства обусловили выбор нашего дипломного исследования - «Организация и методика вокальной работы в детском ансамбле «Сибирская задоринка» (при ОДёТш Октябрьского района ... мы и аспекты вокально-хоровой работы с детским фольклорным ансамблем «Сибирская задоринка». Цель исследования. Выявить наиболее эффективные педагогические приемы в организации и работе с детским ...
. Не объявлять ложной и не прекращать исследование ни одной идеи.
. Подхватывать идею любого рода, даже если ее уместность кажется в данное время сомнительной.
. Оказывать поддержку и поощрение, столь необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности.
. Проводить оценку и селекцию идей только после окончания сессии с помощью группы экспертов, желательно не участвовавших в проведении сессии.
Успех проведения заседания по методу «мозговой атаки» в значительной степени зависит от ее руководителя, который должен уметь вести заседания в соответствии с определенными правилами, владеть необходимыми приемами, уметь задавать вопросы, подсказывать или уточнять поданные идеи, следить за тем, чтобы не было больших пауз в высказывании идей или чтобы высказывание идей не происходило только в рациональном направлении (если это случится, руководитель должен принять предупредительные меры, например, подсказать заведомо фантастическую или непрактическую идею, наводящим вопросом направить рассуждение по менее рациональному руслу).
Допустимое количество участников заседания — от 4 до 15 человек. Длительность проведения заседания по методу прямой коллективной «мозговой атаки» — от 15 мин до 1 ч в зависимости от характера и сложности проблемы. Для записи высказанных идей выделяется секретарь или используется магнитофон.
Группа экспертов тщательно изучает высказывания участников заседания, обращая особое внимание на возможность использования оригинальных, хотя, на первый взгляд, и нереальных идей. Эксперты сначала отбирают идеи, которые могут быть реализованы при данном уровне развития техники, затем из них выбирают наилучшие идеи для применения в конкретных условиях.
В том случае, если необходимо выявить недостатки и противоречия в техническом объекте, подлежащем усовершенствованию, проводится обратная «мозговая атака». При обратной «мозговой атаке», в отличие от прямой, критическим замечаниям уделяется основное внимание, причем осуществляется выбор не общей, а сугубо конкретной технической (или технологической) задачи.
Советским исследователем А. Александровым предложен метод аналога с деструктивной отнесенной оценкой. Сущность его состоит в активизации творческого потенциала изобретателя при коллективном генерировании идей с последующим формированием контридей. При этом предусматривается поэтапное последовательное выполнение ряда процедур:
первый этап — формирование группы участников диалога, оптимальной по численности и составу;
второй этап — создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной широко определенной изобретательской задачи, сообщение задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки всем участникам диалога;
третий этап — генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки», особое внимание на этом этапе обращается на создание творческой атмосферы и непринужденной обстановки; заранее подготовленный перечень идей зачитывать не разрешается; каждый участник может выступить несколько раз, но не подряд;
Пять о творчестве и креативной деятельности участников корпоративного ...
... на этот продукт (креативная реклама). Креатив ради идеи (чистое творчество) – дано творческим людям, которые живут идеей создания нового (дизайнеры, архитекторы, художники, ...). На ... Процесс креатива требует сосредоточенности и отключения от текущей деятельности. Чтобы достичь такой сосредоточенности для креативной деятельности, нужно: 1. Говорить на необходимую тему вслух, обсуждать ее (мозговой ...
четвертый этап — систематизация идей группой анализа проблемной ситуации; в процессе систематизации составляется номенклатурный перечень высказанных идей; каждая идея формулируется с использованием общеупотребительных терминов, после чего она анализируется с целью выявления дублирующих и (или) дополняющих идей; основные, дублирующие их и (или) дополняющие идеи объединяются и формулируются в виде комплексных идей; изучаются признаки, по которым можно объединить комплексные идеи, согласно этим признакам идеи классифицируются в группы, составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы подхода к решению задачи;
пятый этап — деструктирование идей, т.е. оценка их на реализуемость в процессе «мозговой атаки»; «мозговая атака» на этом этапе направлена на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации идей;
шестой этап — оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, составление окончательного списка практически используемых идей, в список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также контридеи.
Метод диалога с деструктивной отнесенной оценкой использован при обучении слушателей ряда университетов. При этом было установлено, что наиболее эффективные результаты достигаются в том случае, когда все участники заседания, проводимого по методу «мозговой атаки», рационально распределяются на три группы: генерирования идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерирования контридей. Группы могут работать самостоятельно. В ряде случаев эффективные результаты дает повторное проведение заседаний с некоторым видоизменением формулировки той же задачи и одновременной заменой функций, выполняемых группами (например, передача группе анализа обязанностей группы генерирования идей, группе генерирования идей — обязанностей группы генерирования контридей и группе генерирования контридей — обязанностей группы генерирования идей).
Метод «мозговой атаки» обычно применяется как групповой с использованием приемов аналогии, фантазии, инверсии, эмпатии, однако имеются сообщения и об индивидуальном его применении. Наилучшие результаты этот метод дает при поиске таких решений, которые не являются точными, специальными, а носят общий или организационный характер. Иногда с помощью данного метода решают несложные изобретательские задачи.
Наиболее известным методом психологической активизации мышления является «мозговой штурм», предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах.
«Мозговой штурм» является коллективным методом поиска изобретательских решений и новых бизнес идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»», а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:
1.Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.
Групповая дискуссия (фокус-группы)
... Метод фокус-групп и его определение интервью фокус группа маркетинговый Для определения данного метода существует несколько названий, таких как "фокус-группа", "фокусированное интервью в группе", "групповая дискуссия" и "глубинное групповое интервью". Многообразие названий объясняется тем, ...
2.Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.
.Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.
.Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
.Главная цель — получить как можно больше идей.
Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества.
«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно в научной, технической, административной, торговой, рекламной деятельности, как для поиска нестандарьных решений в технике, так и для поиска новых бизнес идей.
Методы поиска новых идей и решений. Мозговой штурм, Канд. техн. наук А.М. Кузьмин
Опубликовано: «Методы менеджмента качества», №1, 2003.
Мозговой штурм
Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming).
Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.
Цель метода
Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.
Суть метода
·Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
·Групповой процесс выдвижения идей.
·Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
·Идеи — это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
·Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.
План действий
·Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
·Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
·Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
·Строго выполнять правила мозгового штурма.
·После окончания заседания «генераторов» идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.
Методы развития творческого потенциала менеджера
... творческим потенциалом. Креативность имеет следующие основные формы: научную(открытия) техническую (изобретения) экономическую (предпринимательство) художественную (искусство) социальную (отношения с людьми) политическую (государственное управление) Управление креативным потенциалом компании Применение нестандартных творческих идей ... творение бога (создателя). Менеджер - специалист, профессионально ...
Правила проведения мозгового штурма
·Количество идей предпочтительнее качества.
·Критика идей на этапе генерации запрещена.
·В группе генерации идей не должно быть начальства.
·Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
·Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
·Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
·Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
·Идеи излагайте кратко.
·Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
·При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.
Этапы мозгового штурма
1. Подготовка
oНазначение ведущего.
oПодбор участников для рабочих групп.
oПодбор фактического материала.
oОбучение и инструктаж участников.
oОбеспечение деятельности участников.
2. Выдвижение идей
oУточнение задачи.
oГенерация идей.
oПроработка и развитие наиболее ценных идей.
oЗапись предложений.
oРедактирование списка идей.
3. Оценка и отбор идей
oУяснение проблемы.
oОпределение критериев оценки.
oКлассификация и оценка идей.
oРазвитие идей на основе анализа.
·Легкость освоения и простота в обращении.
·Незначительные затраты времени на проведение.
·Универсальность метода.
·Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.
Недостатки
·Решение относительно простых задач.
·Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
·Нет гарантии нахождения сильных идей.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/stimulirovanie-tvorchestva-aktivnyimi-metodami-obucheniya/
1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. М., 2006.
. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2005.
. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 2005.
. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М., 2005.
. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. СПб., 2007.
. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 2006.