Развитие русского драматического театра
Книга «Русский драматический театр» Б.Н. Асеева посвящена истории русского драматического искусства с глубокой древности и до Великого Октября. Автор прослеживает развитие театра в хронологической последовательности, освещая наиболее значимые события.
В книге представлен сборник материалов и документов, посвященных творчеству и театральным взглядам выдающихся русских драматургов, актеров и режиссеров. Также в ней содержится монографическое исследование о жизни и деятельности крупнейших художников русской сцены XVIII, XIX и XX веков.
А.С. Пушкин о театре
Александр Сергеевич Пушкин, один из величайших русских поэтов, имел огромное значение для развития русского театра. Его драматургическое творчество выходит за пределы первой четверти XIX века, однако его деятельность как драматурга следует рассматривать в контексте движения декабристов.
Пушкин начинает новую эпоху в истории русской культуры. Он становится смелым преобразователем русской литературы и языка, а его теоретические обобщения определяют новую ступень русской эстетической мысли. Пушкин становится первооткрывателем нового направления в русской литературе и искусстве – реализма.
Эстетические воззрения Пушкина формируются в эпоху декабристского движения, борьбы за освобождение России от самодержавия и крепостнического режима. Идеи народно-освободительного движения становятся основой гражданской позиции поэта.
Пушкин утверждает необходимость глубокой идейной насыщенности произведений искусства, видя в них огромную силу, способную воздействовать на умонастроение общества. Его эстетика стала борьбой с классицизмом, который уже не мог вместить идеи народного освобождения и критику монархизма.
Классицистское разграничение жанров, узость понятий «изящное» и «грубое», идеал положительного героя-аристократа – все это мешало дальнейшему развитию искусства. Пушкин открывает новые горизонты для русской литературы и искусства, заложив основы реалистического направления.
Аристократический герой и идея народа в драматургии Пушкина
Аристократическому герою классицизма Пушкин противопоставляет вначале романтического героя, а позже — народ, как историческую силу, определяющую пути развития общества. Роль личности и народа в историческом процессе определяет, по мысли Пушкина, философию драматургии. Движущей силой истории является народ. Сила и мудрость народа дают ему право быть верховым судьей поступков героя, выносить приговор. Исследованию родной жизни и должен подчинить драматический поэт свое произведение. Философия народной драмы, ее неумолимая объективность требовали от искусства обнажения правды жизни, убедительного воссоздания ее в драматическом действии.
История русского театра
... русского государства от агрессивных соседей, которые, пользуясь монголо-татарским игом и междоусобицей, захватили русские земли и отрезали Россию от моря. Вскоре Грегори было предложено обучить актерскому искусству русских ... зрителей. Возникновение театров в России было вызвано ростом абсолютизма, развитием школьного ... ликовании чертей, иногда излагалась история грешника, который осознал пагубность ...
Критикуя классицизм как придворно-аристократическое направление, Пушкин напоминает, что «драма родилась на площади и составляла увеселение народное… Драма оставила площадь и перенеслась в чертоги по требованию образованного, избранного общества. Поэт переселился ко двору. Между тем драма остается верной первоначальному своему назначению — действовать на толпу, на множество, занимать его любопытство. Но тут драма оставила язык общепонятный и приняла наречие модное, избранное утонченное» (статья «О народной драме и драме «Марфе Посаднице» М.П. Погодина).
Пушкин страстно проповедует идеи самобытного театра и выступает против подражания западным образцам, против приспособления «всего русского ко всему европейскому»: «Трагедия наша, образованная по примеру трагедии Расиновой, может ли отвыкнуть от аристократических своих привычек? Как ей перейти от своего разговора, размеренного, важного и благопристойного, к грубой откровенности народных страстей, к вольности суждений площади? Как ей вдруг отстать от подобострастия, как обойтись без правил, к которым она привыкла, без насильственного приноровления всего русского ко всему европейскому, где, у кого выучиться наречию, понятному народу? Какие суть страсти сего народа, какие струны его сердца, где найдет она себе созвучии, — словом, где зрители, где публика?
Для того чтобы трагедия могла расставить свои подмостки, надобно было бы переменить и ниспровергнуть обычаи, нравы и понятия целых столетий…
Народный театр в творчестве А.С. Пушкина
А.С. Пушкин рассматривал театральное искусство не только как спектакль для зрителей, но и как средство исследования жизни народа. Для него народность искусства неотделима от его идейной направленности и главной задачей драматурга является раскрытие «судьбы народной».
Вектор творчества Пушкина приходится на эпоху романтизма, когда на Западе возрождалось искусство, укрепляющее романтизм. Пушкин также был поклонником этого направления, но признавал истинную свободу художника в творчестве Шекспира. Таким образом, Пушкин основал реалистический метод в русской литературе и театре.
Первым шагом «свободного и широкого изображения характеров» Пушкин чувствовал призыв к творчеству Шекспира. В своих произведениях он стремился развить эту идею.
Театр был важным компонентом национальной культуры для великого поэта. Он считал, что это не должен быть «маленький круг зрителей», которым передаются новые идеи. Театр должен экспонировать передовые идеи перед народом в целом. Данная идея была в дальнейшем развита Гоголем, Островским, Салтыковым — Щедриным и другими современными русскими писателями и драматургами.
Порыв духа и страсти души в театре романтизма
... материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. Можно говорить о романтике как ...
Поинтересуйтесь у Пушкина, он был пристрастным к театру и зрителем, которого оценили лучшие русские актеры еще в юности. Если отношения поэта к театру можно охарактеризовать как любовь, то они были активными. Пушкин постоянно обсуждал спектакли и писал глубокие статьи вместе с группой молодых любителей сценического искусства.
В свои лицейские годы поэт начал задумываться о театре. По окончании лицея, его интерес к этому волшебному миру кулис и тайнам сценического искусства только усилился. Он регулярно посещал Петербургский Большой театр, который предлагал обширный репертуар, ставший источником вдохновения для его размышлений.
Много нового и интересного поэт узнавал на вечерах у Шаховского, где активно обсуждались вопросы сценического мастерства. В этих дискуссиях принимали участие не только актеры, но и авторы пьес, опер и балетов. Участие в таких встречах позволяло поэту расширять свои знания и понимание сценического искусства.
Исследование русского театра в статье А.С. Пушкина «Мои замечания об русском театре»
Заседания общества «Зеленая лампа» оказывали значительное влияние на формирование театральных впечатлений и развитие театрального искусства. Однако, после доноса в полицию, руководители общества решили уничтожить часть протоколов, в которых имя А.С. Пушкина как докладчика было упомянуто. Тем не менее, сохранились свидетельства о его выступлениях, которые свидетельствуют о глубоких и зрелых мыслях, присутствующих в речах поэта.
В статье «Мои замечания об русском театре» (1820), предназначенной для прочтения на одном из заседаний общества, Пушкин поднял ряд важных проблем, связанных с актерским мастерством и национальной исполнительской манерой. Он отмечает, что русские актеры обладают истинной взволнованностью и вдохновением, умеют свободно распоряжаться голосом, жестом и пластикой, а также способны создавать уникальные характеры.
Особое внимание Пушкин уделяет Е. Семеновой, великой трагической актрисе, которую он называет одаренной талантом, красотой и чувством живым и верным. По мнению Пушкина, Семенова обладает неподражаемым мастерством и способностью передать истинное вдохновение. Он отмечает, что она является не только главной фигурой русской трагедии, но и единственной актрисой, которая способна оживить несовершенные творения других авторов и сделать их значимыми на сцене.
В своих выступлениях Семенова демонстрирует свободную и ясную игру, благородство движений и искренние порывы вдохновения. Пушкин отмечает, что она не заимствует свое мастерство у других актеров, а создает уникальные образы исключительно благодаря откровению своей души.
Пушкин также упоминает о пестрых переводах, которые стали обычным явлением на сцене того времени, и выделяет роль Семеновой в их исполнении. Он считает, что ее талант позволяет удерживать внимание зрителей, несмотря на недостатки и несовершенства самих произведений.
Таким образом, статья Пушкина «Мои замечания об русском театре» является важным исследованием русского театра того времени. Она подчеркивает значимость актерского мастерства, национальной исполнительской манеры и выделяет великую трагическую актрису Е. Семенову как одну из главных фигур искусства.
Исследование профессиональных качеств русских актеров взглядами А.С. Пушкина
Русский театр в XIX веке имел многих талантливых актеров, о которых писал А.С. Пушкин. Он считал, что вдохновенный огонь и эмоциональность являются отличительными чертами русского таланта, но они проявляются только при верном понимании роли и высокой профессиональной вооруженности.
Анализ трагедии Пушкина Борис Годунов
... сила и моральная составляющая, за ним стоит последнее слово. Вариант 2 Трагедия Пушкина «Борис Годунов» является самой загадочной историей и самой сложной как для читателя, так ... не смог это сделать. Сочинение по произведению Борис Годунов Пушкин одно из своих самых выдающихся произведений находясь в изгнании. Поэт работает над произведением-трагедией «Борис Годунов». Данное произведение было ...
Пушкин отмечал профессионализм А.С. Яковлева, который был пьян часто, но имел дикие и пламенные порывы гения, иногда напоминающие Тальма. С другой стороны, он характеризует Я.Г. Брянского как благопристойного актера с уважением к публике, но страдающего холодностью и однообразием в своих ролях. Пушкин пишет, что Брянский не может владеть своим голосом или фигурой и не может тронуть зрителей в трагедии или рассмешить в комедии.
Таким образом, исследование профессиональных качеств русских актеров взглядами А.С. Пушкина показывает, что для достижения вдохновенного творчества необходимы не только эмоциональные характеристики, но и глубокое понимание роли и высокая профессиональная вооруженность.
Театральное искусство в творчестве Пушкина
В письмах, в стихах, в заметках, в романах А. С. Пушкин уделял много внимания театральному искусству. Он не только с интересом следил за работой театра, но и был частым гостем на спектаклях, выступал сам в качестве актера и рассматривал театр как особый вид искусства, справедливым и важным для народа.
1. Русский театр и его артисты
Пушкин в своих сочинениях обращался к российскому театру и его артистам. Он по достоинству оценил многих талантливых актеров своего времени, таких как Яковлев, Брянский, Борецкий, Щеников, Глухарев, Каменогорский и другие. Были и те, кто вызывал у него подозрение и критику, но в целом, Пушкин считал театр очень важным искусством для народа.
Он единолично создал русскую народную драму и обосновал эстетику реализма. Таким образом, на его взгляд, независимо от стиля игры и конкретных актеров, театр всегда оставался самым русским жанром, глубоко проникшим в национальное сознание и язык.
2. Трагедия «Борис Годунов»
Считается, что в трагедии «Борис Годунов» Пушкин стал первым российским драматургом. Она была написана в 1824-1825 годах, на основе «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Пушкин высоко оценил работу Карамзина, однако его философскую концепцию отверг.
В своей работе, Пушкин отошел от литературных традиций и взглядов своих предшественников, он поставил новый более простой и в то же время интеллектуальный язык для общения с читателем. Трагедия «Борис Годунов» на много лет стала правилом для русской народной драмы в духе Шекспира.
Само произведение меняло свои формы и содержание на протяжении многих лет и оставалось актуальным дорохого времени.
Историко-философский контекст в трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин, создавая трагедию «Борис Годунов», переосмыслил исторический материал из «Истории государства Российского» А.Н. Карамзина и привнес в него свою философскую концепцию. Отвергая монархическую идею единства самодержца и народа, Пушкин раскрыл непримиримый конфликт между самодержавной властью и народом. Он показал, что временные успехи и победы самодержцев зависят от поддержки народных масс, а их крушение наступает, когда народ теряет доверие к правителю.
Пушкин отказался от канонов классицизма и свободно перенес место действия из Москвы в Краков, из царских палат на Девичье поле, из Самборского замка Мнишека в корчму на литовской границе. Время действия в трагедии охватывает более шести лет. Классицистское единство действия, сосредоточенного вокруг главного героя, Пушкин заменяет единством действия в более широком смысле: 23 эпизода, составляющих трагедию, расположены таким образом, чтобы раскрыть судьбу народа, определяющую судьбы отдельных героев.
«Русская смута» в трагедии «Борис Годунов»
... историзма в творчестве А.С.Пушкина; рассмотреть образ народа, как главного героя трагедии; обозначить место «русской смуты» в трагедии «Борис Годунов». 1. Историзм в творчестве А.С. Пушкина 1.1 Личность А.С.Пушкина и создание трагедии «Борис Годунов» Пушкин ... к драме в «Борисе Годунове» означало утверждение реализма в творчестве Пушкина. Одной из ведущих проблем выступает проблема личности и ...
Следуя принципам Шекспира «в вольном и свободном изображении характеров», Пушкин создал множество образов в «Борисе Годунове». Каждый из них ярко, четко и сочно обрисован. Несколькими штрихами Пушкин передает остроту характера и придает ему глубину.
В сюжетной линии трагедии явственно прослеживается нравственная проблема: ответственность Бориса Годунова за убийство царевича Димитрия. В своем стремлении к узурпации царского престола Борис не останавливается перед убийством законного наследника. Однако эта этическая проблема не является идейным пафосом трагедии. Пушкин придает нравственным событиям социальный смысл.
Имя «Димитрия воскреснувшего» становится символом движения широких народных масс против «царя-Ирода», который отнял у крепостных крестьян единственный день свободы — Юрьев день. Нравственная вина Годунова становится поводом для выражения народной ярости против него. И хотя трагедия выражает веру в «хорошего царя», присущую крестьянской идеологии XVII-XVIII веков, это не затмевает социальный смысл борьбы народа с самодержавно-крепостническим гнетом. Народ, оплакивающий царевича-мученика, не желает приветствовать нового царя.
Развитие сюжета
Роман «Борис Годунов» А. С. Пушкина является социально-исторической трагедией, которая беспристрастно исследует события того времени. Первая сцена уже подчеркивает политическую цель Бориса в убийстве царевича Димитрия, что акцентирует социальную направленность произведения.
Очень интересно подготавливается раскрытие взаимоотношений Бориса с народом. Из диалога Шуйского и Воротынского мы узнаем, что «вслед за патриархом к монастырю пошел и весь народ». Это означает, что народ доверяет Борису Годунову, ведь он просит его принять царский венец. Однако уже следующая коротенькая сцена на Красной площади вызывает сомнения в народном доверии. Народ стекается к Новодевичьему монастырю не по зову сердца, а по велению думного дьячка. А сцена на Девичьем поле и народный «плач», возникающий по указанию боярства, окончательно развенчивают хитросплетения правящих слоев общества, стремящихся придать самодержавию видимость всенародной власти.
Избрание Бориса царем становится завязкой конфликта. Введение в действие Самозванца только усиливает противостояние между царем и народом. Сюжетная линия романа раскрывает борьбу Самозванца и Бориса, но основной конфликт остается между самодержавной властью и угнетенными народными массами. В течение последующих тринадцати эпизодов народ не выходит на сцену, но его присутствие всегда ощущается. Его симпатии к Димитрию-царевичу беспокоят царя и боярство, они питают удаль Самозванца. Обе борющиеся стороны сравнивают свои поступки с «мнением народным». Пушкин представляет победу Самозванца как социально обусловленную. У него малочисленное войско — 15 тысяч против 50 тысяч царских солдат, он плохой полководец, он легкомыслен (из-за Марины Мнишек на месяц задержал поход), но царские войска бегут при упоминании царевича Димитрия, города и крепости сдаются ему. И даже временная победа Бориса не может ничего изменить, пока на стороне Самозванца есть «мнение народное». Борис понимает это и говорит: «Он побежден, какая польза в том? Мы тщетною победой увенчались. Он вновь собрал рассеянное войско и нам со стен Путивля угрожает».
Голос Пушкина – эхо русского народа
... Что в мой жестокий век восславил я свободу... Пушкин - поэт глубоко народный. «И неподкупный голос мой был эхо русского народа», - писал он. Важно вспомнить и его слова, сказанные ... На небо насылает тучи; Дает земле древесну семь. А. С. Пушкин мало прожил, но много написал. Однако по сравнению с тем, сколько написано о поэте после его смерти, ...
Анализ трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина
Трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина является одним из наиболее значимых произведений русской литературы XIX века. В ней автор затрагивает важные социально-политические проблемы своего времени и создает глубокий образ народа, подчеркивая его роль в истории государства.
Пушкин акцентирует внимание на том, что народ является настоящим героем трагедии, а не самодержавный царь. Он не согласен с бессмысленной жестокостью, которую несет самодержавие, и отвергает поддержку Лжедимитрию, когда видит, что его сторонники начинают свою деятельность с преступления.
Трагедия начинается с политического убийства царевича Димитрия, а заканчивается бессмысленной смертью Марии и Федора Годуновых. Пушкин показывает, что самодержавие и насилие неразрывно связаны друг с другом. Народ, не имеющий возможности высказать свое мнение, осуждает общественную систему.
В трагедии Пушкин создает собирательный образ народа. Действующие лица из народа называются «Один», «Другой», «Третий», а также появляются баба с ребенком и Юродивый. Их короткие реплики помогают создать яркие индивидуальные образы, отражающие различные аспекты народной души.
Пушкин показывает эволюцию образа народа на протяжении трагедии. В начале он представлен как безразличная к борьбе за власть толпа, но на площади перед собором в Москве уже можно услышать настороженность и неудовольствие народа, которого притесняет царская власть. Крик Юродивого становится призывом к бунту. В финале трагедии народ выступает как мудрый, справедливый и непреклонный судья истории.
Царь Борис Годунов в трагедии является многогранным и противоречивым образом. Пушкин показывает его сложность и двойственность характера. В первой сцене разные персонажи дают ему разные оценки: «Зять палача и сам в душе палач», «А он сумел и страхом и любовью, и славою народ очаровать».
Первый монолог Бориса в кремлевских палатах отличается смиренной кротостью и мудрой покорностью, но интонация приказа обрывает эту образцовую подчиненность. А в последних строках прозвучали русская удаль и размах.
В монологе «Достиг я высшей власти…» раскрывается глубокая и сильная душа Бориса. В этом монологе Пушкин показывает философскую сторону Бориса, его размышления о превратностях судьбы и понимание непреходящих ценностей жизни. Борис утверждает, что ничто не может успокоить нас среди мирских печалей, кроме совести. Он признает, что жалок тот, в ком совесть нечиста.
Пушкин также показывает Бориса в кругу его семьи, где он является нежным отцом и мудрым наставником. Однако Борис не погнушается и не выслушает доносов. В Московском государстве существует целая сеть шпионов и осведомителей, и Борис не занимается выяснением справедливости доносов. Он приказывает схватить гонца с жестокостью.
Пушкин создает образ хитрейшего из хитрецов, князя Шуйского, чтобы дать Борису достойного противника. Однако и в хитрости Борис может помериться с любым хитрецом. Он проявляет огромное самообладание, спокойно выслушивая долгий доклад Шуйского о событиях в Угличе, а затем выдает вопль истерзанной совести, как только тот уходит.
Сравнительная характеристика образов Моцарта и Сальери по трагедии ...
... свободу. Интересно, что считая себя овладевшим музыкой, Сальери стремится подчинить себе и саму жизнь, судьбы людей, направить развитие искусства. Пушкин видит здесь связь, переходы от одной ... "Моцарт и Сальери" - произведение, в котором сталкиваются две личности, два мировосприятия, и, соответственно, два разных отношения к свободе. Рассмотрим, что значит быть свободным для Сальери. Не случайно ...
На Соборной площади у Бориса всего две фразы, но они достаточно, чтобы отразить его внутреннее понимание своей ответственности за преступление, совершенное в борьбе за престол.
Пушкин не ставит целью нарисовать Бориса Годунова как злодея от рождения. Борис привлекает силой характера, ума и страсти. Однако, чтобы добиться и удержать власть самодержца, необходимо быть злодеем. Самодержавие обеспечивается властолюбием, хитростью, жестокостью и угнетением народных масс. Это является основным содержанием трагедии.
Пушкин также создает обобщенный образ правящей верхушки — боярства. Шуйский, Воротынский и Афанасий Пушкин сами находятся в конфликте и с царем, и с народом, но им нужен и конфликт царя с народом, чтобы обеспечить свое благополучие.
Развитие темы
В своей трагедии «Борис Годунов» Александр Пушкин обращается к изображению различных социальных классов и их представителей. Одним из таких классов является дворянство, которое Пушкин описывает через образы Басманова и Самозванца.
Басманов представляет собой талантливого полководца и хитрого царедворца. Ему неизвестны мучения совести, и он готов на измену ради личной выгоды. Пушкин называет его «милым авантюристом» и отмечает его обаяние молодости, бесшабашную смелость и пылкость чувств. Однако у Самозванца также есть черты авантюриста, которые Пушкин подчеркивает в сценах с поэтом и в монологе о будущем дворе.
Главным героем Самозванца делает «мнение народное», которое обращено против «царя-Ирода». Это позволяет Пушкину показать, что народ имеет важное влияние на события и может определять судьбы государства.
Совесть народную в трагедии представляют Пимен и Юродивый. Пимен выражает недовольство царской властью и является выразителем гнева и мнения народа. Его речь мудра и нетороплива, отражая недовольство царем-преступником.
Пушкин, подобно Шекспиру, использует сочетание стихотворной и прозаической речи. Размеры стиха меняются в зависимости от характера героя, и каждый персонаж говорит на том языке, который ему присущ. Русская народная речь широко представлена в трагедии и отражает особенности русского народного склада.
Речь героев также меняется в зависимости от их социального статуса и окружения. В палатах царя Бориса и в боярских домах используется размеренный белый стих, который выражает величие и достоинство. В «польских» сценах речь становится изысканной и более легкой, а в монологе патера Черниковского слышны интонации польской речи.
Таким образом, Пушкин в своей трагедии «Борис Годунов» исследует различные социальные классы и их представителей, используя разнообразие языка и речи в зависимости от характера и обстоятельств.
Изучение театральной эстетики Александра Пушкина является важным аспектом изучения его творчества. Пушкин считал, что народ выражает свои мысли и чувства преимущественно в прозе, и даже первые народные сцены были написаны в прозе, с использованием разговорной речи.
Одной из первых народных трагедий России стала «Борис Годунов». В этой трагедии Пушкин раскрывает антинародный характер самодержавия. Однако, из-за своей критики царя, трагедия была запрещена для публикации и постановки на сцене. Она была опубликована только в 1831 году, а на сцене поставлена впервые лишь в 1870 году.
Трагедия Пир во время чумы (Пушкин А. С.)
... обращен в будущее. Ремарка, заключающая «Пир во время чумы» — «Председатель остается погружен в глубокую задумчивость», — проясняет смысл пушкинской трагедии. ... жизни и оставил это противоречие неразрешенным. Он полагался также на могущество человеческого разума, поэтому, как и многие произведения 30-х годов, «Пир во время чумы» ... и авторитетом религии. Пушкин понимал, что преодоление ...
Далее, Пушкин создал серию «маленьких трагедий», включающую «Скупого рыцаря», «Моцарта и Сальери», «Каменного гостя» и «Пир во время чумы». Эти трагедии не связаны сюжетно, но объединены философскими размышлениями поэта. В них Пушкин выражает свои идеи освобождения народа и верность идеалам свободы.
Создание «маленьких трагедий» и «Русалки» связано с творческим феноменом «болдинской осени» 1830 года. В это время Пушкин написал также «Станционного смотрителя», «Историю села Горюхина» и десятую главу «Евгения Онегина». Все эти произведения отражают широкую тематику и замыслы Пушкина, включая исторические события и образы декабристов и восстания 14 декабря 1825 года.
Целью Пушкина было не просто рассказать о действии, но и развить само действие, создать глубокие социально-психологические образы. Таким образом, театральная эстетика Пушкина отражает его интерес к развитию русского театра и стремление к созданию выразительных произведений.
Введение
Работа посвящена анализу трагедии «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина. Цель работы – выявить основные идеи и мотивы, использованные в произведении.
Использование сюжета
Пушкин использовал уже известный сюжет для создания нового произведения. Большую роль играли не только события, но и характеры персонажей.
Основная идея трагедии
В центре внимания автора – проблема власти денег и ее разрушительжное воздействие на человеческие отношения. Вся сюжетная линия строится вокруг желания получить имущество и статус за счет денег, что приводит к разрушению отношений между людьми.
Анализ персонажей
Альбер и Барон являются главными персонажами трагедии. Альбер ищет власти и почета, что заставляет его идти на все, чтобы достичь своих целей. Барон же находится в стойкой обороне своего имущества, что приводит к конфликту между отцом и сыном.
Заключение
Изучение трагедии «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина позволяет сделать вывод о том, что разрушительная энергия денег имеет пагубное воздействие на общество и внутриличностные отношения между людьми.
Влияние восстания декабристов на общественную жизнь и искусство
Восстание декабристов в России имело резкие последствия для общественной жизни страны. Это событие также повлияло на судьбы художников и их роль в обществе. В этом контексте возникает вопрос о месте художника в обществе, о назначении искусства и его связи с простыми людьми и их повседневными проблемами. Одной из работ, которая поднимает эти вопросы, является трагедия «Моцарт и Сальери».
Поэт в своем произведении утверждает, что художники являются избранными, счастливыми праздниками, которые пренебрегают презренной пользой. Он описывает их как жрецов единого прекрасного, которые свободны в своем творчестве. В эпоху николаевской реакции такие идеи звучали революционно, поскольку они утверждали право художника творить по своей совести, а не подчиняться указам правящих верхов.
В произведении «Моцарт и Сальери» тема зависти вплетается в главную тему — трагедию гения. Поэт утверждает, что гений и злодейство несовместимы, и свобода самовыражения художника в своих творениях обусловлена чистотой его души. Гений, по словам Пушкина, олицетворяет естественную связь с природой, народом, жизнью и смертью самого творца. Для Моцарта творчество было естественным, как сама жизнь, и не подвергалось насилию со стороны внешних обстоятельств.
Чем состоит трагедия жизни. : В чем состоит трагедия жизни Обломова
... принимала. Обломов был лишним на «празднике жизни» и не смог в ней себя найти. Также читают: Картинка к сочинению В чем состоит трагедия жизни Обломова? Популярные сегодня темы У каждого учащегося ... жила главным героем. Всё это спокойствие было знакомо Обломову, но можно ли назвать это полноценной жизнью? Трагедия жизни Обломова заключается в нём самом. Его с детства приучили к размеренной ...
В отличие от Моцарта, Сальери видел искусство как результат труда, усердия, молитв, техники и ума. Он считал, что так живут и творят многие, и поэтому гений Моцарта представлялся ему противоестественным и опасным. Сальери неожиданно для себя обнаруживает в себе чувство зависти и ищет объяснение этому унизительному чувству. Он находит его в том, что именно ему, Сальери, суждено «остановить» гения, помешать ему достичь новых недостижимых вершин.
В столкновении Моцарта и Сальери мы видим противоборство двух типов творческого сознания. За «сальеризмом» мы можем увидеть неприятие свободы и независимости художника, а также неприятие злодейства, которое всегда было и будет несовместимо с гением.
Изучение маленьких трагедий А.С. Пушкина
«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» — три «маленькие трагедии» А.С. Пушкина, которые представляют собой не только произведения литературы, но и глубокое философско-поэтическое обобщение.
В частности, в «Скупом рыцаре» мы видим, как погоня за богатством и властью может привести к порче нравов и души. В «Моцарте и Сальери» Пушкин показывает, как ненависть и зависть могут разрушить душевную гармонию гения. А в «Каменном госте» мы наблюдаем за схваткой трех сердец, которые символизируют различные подходы к любви и личной свободе.
В самом деле, «Каменный гость» представляет собой борьбу трех сердец — Дон Гуана, Доны Анны и Лауры. Интересно отметить, что Пушкин даёт каждому из этих персонажей символическое значение, которое помогает нам лучше понять суть трагедии.
Лаура представляет собой символ искусства. Она готова предаться только своему искусству и своей страсти к нему, даже если это означает отказ от других радостей жизни. В свою очередь, Дона Анна символизирует невинность и чистоту души, но также подчинение общественным нормам и ожиданиям.
И, конечно, есть Дон Гуан, который объединяет несколько иных качеств, воплощая это всеобъемлющее чувство свободы и стремление к независимости. Он стремится получать удовольствия, не боясь себя ограничивать.
В этой трагедии мы можем увидеть, как эти разные подходы к жизни приводят к конфликту. Лаура хочет, чтобы Дон Гуан отдал ей свою любовь без ограничений, но он думает в первую очередь о своей свободе. Дона Анна же хочет вернуть свою невинность и чувствовать себя безопасно, но не может отказаться от своей любви к Дону Гуану.
Интересно отметить, что Пушкин не просто исследует различные подходы к жизни и любви, но также заставляет читателя войти внутрь личностей этих персонажей и проникнуться их внутренним миром.
В итоге, «Каменный гость» предлагает нам глубокое и захватывающее путешествие к самым глубинным уголкам человеческой морали и этики. Трагедия А.С. Пушкина оставляет за собой многочисленные вопросы и вызовы, предоставляя нам возможность размышлять об этих темах долгое время после того, как мы закончили чтение.
Вступление
В данном исследовании будет проанализировано два произведения Александра Пушкина — «Дон Жуан» и «Пир во время чумы», которые являются частями его «маленьких трагедий». Особое внимание будет уделено темам любви и смерти, которые пронизывают оба произведения и оказывают глубокое влияние на главных героев.
Любовь и смерть в «Дон Жуане»
Дон Жуан известен своей богатой любовной историей, однако только любовь к Доне Анне становится для него чем-то особенным и важнее его собственной жизни. Он почти наверняка осознает, что его месть статуе Командора, которого он убил в дуэли, приведет к его собственной гибели. Тем не менее, он бросает вызов смерти в виде статуи Командора и погибает от поцелуя стены, на которой висит его имя Дона Анны. Любовь Дон Жуана пронизана глубокой нравственной чистотой, которая стоит выше обыденной морали.
Любовь и смерть в «Пире во время чумы»
В «Пире во время чумы», Пушкин воспевает нравственную победу человека над смертью. Здесь присутствует вызов религиозной интерпретации чумы как кары и испытания перед которыми следует смириться. Главный герой Вальсингам выражает своё презрение к смерти и воспевает смелость человека, связанную с разумом и познанием. Кроме того, присутствует прекрасная и благородная любовь женщины, преодолевающая ненависть к убийце мужа, страх перед ответственностью за неверность памяти мужа и разрушение морали.
Заключение
Оба произведения Александра Пушкина — «Дон Жуан» и «Пир во время чумы», исследуют темы любви и смерти, являющиеся важными аспектами человеческого опыта. Через нравственные вызовы и внутренние сражения героев, Пушкин показывает силу и прекрасное в их стремлении преодолеть смерть и жить по принципам справедливости и морали.
Маленькие трагедии
Одним из наиболее значимых произведений в истории русской литературы являются «Маленькие трагедии» Александра Пушкина, написанные им в начале 1830-х годов. Этот цикл из четырех пьес состоит из «Моцарта и Сальери», «Каменного гостя», «Пир во время чумы» и «Смерть поэта».
Характеристика пьес
Особенность «Маленьких трагедий» заключается в том, что герои произведений выступают в качестве символов и борются с вечными проблемами человеческой жизни. В «Моцарте и Сальери» Пушкин показал человеческую зависть и желание убийства. В «Каменном госте» он рассказал о дьявольских отношениях, которые ведут к гибели не только одного человека, но и всего его рода.
В «Пире во время чумы» Пушкин осветил проблему социального неравенства и моральной твердости. В своей пьесе он обратил внимание на трагедию людей, которые попадают в трудные ситуации, которые не способны сохранять свою силу в моменты проблем. «Смерть поэта» говорит нам о трагедии творческого гения, который не способен найти себе место в жизни и прожить свою жизнь в гармонии с собой и миром.
Герои «Маленьких трагедий»
Персонажи его пьес отличаются определенным образом мышления, эмоциональных резков и философской прозрительности. Через свой творческий поиск Александр Пушкин создал целый мир своих персонажей, полный убеждений и страстей, героев с обостренным ревностным эгоизмом, которые противостоят одно другому. Герои пьес «Маленькие трагедии» — каждый по-своему яркая личность, обрамлена своей собственной мифологией.
Этот цикл из четырех пьес является смелым экспериментом Пушкина в жанре трагедии и позволяет читателям понимать, насколько разнообразны могут быть трагедии человеческой жизни.
«Русалка»
«Русалка» — драма из народной жизни, которую Александр Пушкин начал писать в 1830 году. Это произведение было направлено на решение нравственных и социальных проблем, которые в те годы существовали в России.
Сюжет драмы
Основным сюжетом драмы является история убогой девушки, которая не может приобщиться к чтению и писанию и вынуждена проживать свою жизнь на бездушных каменоломнях в качестве обычной рыбаковской жены. Ее истинной мечтой в жизни было узнать возможности образования и светского общества, но общество ставило над нею знаки оскорбления и не принимало в свои ряды. Жители города смотрели на нее как на нечто позорное и осуждали за ее несчастный образ жизни.
Через сюжет драмы «Русалка» Пушкин выявляет социальную власть и проблемы дискриминации, используя красивый язык, заполненный лирическими переживаниями и сильными эмоциями.
Выводы
Таким образом, «Маленькие трагедии» и «Русалка» Александра Пушкина являются выдающимися произведениями русской литературы, каждое из которых обозначает полное понимание и вырубку героев в трагических ситуациях и одновременно с этим безграничный дар разумения и Вишневского обаяния; талант, которым невозможно не восхищаться.
Заключение
Пушкин как драматург и театральный деятель оказал решающее влияние на всю последующую историю театра. Глубина социально — психологических характеристик исторических персонажей, умение динамически строить действие, а не рассказывать о нем, жизненность образа народа — героя истории, а не исторического фона, богатство и красочная образность языка — все это остается по сей день образцом в драматургии. Теоретические работы Пушкина, его размышления об актерском мастерстве в реалистическом театре стали основой будущей реформы театральной культуры, предпринятой К.С. Станиславским и его соратниками на рубеже XIX-XX столетий.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/sochineniya-pushkina-na-stsene-russkih-teatrov/
1. Асеев Б.Н., Русский драматический театр.-М.: изд. Просвещение.
2. Пушкин А.С., Собрание сочинений в 10 т.
3. Пушкин А.С. «Мои замечания об русском театре» Наука. — 1964.-Т.6.