«Тема революции и гражданской войны в литературе 1920-х годов »
Иркутск 2014
Тема революции и гражданской войны в литературе 1920-х годов
Основная тема творчества писателей 1920-х годов — революция и гражданская война. Она составляла главный нерв произведений и писателей русского зарубежья, и тех, кто творил в Советской России. Как писал в романе «Сивцев Вражек» писатель- эмигрант Б. Осоргин, были две правды: «Правда тех, кто считал и родину, и революцию поруганными новым деспотизмом и насилием, — и правда тех, кто иначе понимал родину, …кто видел поругание не в похабном мире с немцами, а в обмане народных надежд». Идеологически существовали две линии в изображении гражданской войны. Одни писатели восприняли Октябрьскую революцию как незаконный переворот, а гражданскую войну — как «кровавую, братоубийственную». Литература в большей степени, чем наука, формирует представление об истории. Создав немало мифов о революции, литература, тем не менее, еще в 20-е годы, по горячим следам событий, запечатлела сложный, крайне противоречивый образ времени, в этом ее историзм. Она отразила многообразие представлений о свершившихся на глазах художников переменах. Долгое время мы не представляли всей полноты этой картины времени, поскольку целый ряд художественно значимых, но не отвечавших официальным представлениям о том, как «надо» изображать революцию и гражданскую войну, произведений был изъят из литературного процесса.
Возвращение публицистики и художественных произведений И. Бунина, М. Горького, В. Короленко, М. Булгакова, И. Бабеля, Б. Пильняка, В. Зазубрина, А. Платонова, В. Вересаева, книг эмигрантов И. Шмелева, М. Осоргина, М. Алданова, более глубокое прочтение классики советского периода во многом изменили представление и об истории, и о литературном процессе XX века. Дело в том, что произведения о революции и гражданской войне, созданные в 20-е годы, рассматривались преимущественно как книги о современности (исключения делались для «Тихого Дона», «Хождения по мукам» и, с некоторыми оговорками, «Белой гвардии»).
«B тупике» В. Вересаева, «Сивцев Вражек» М. Осоргина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка — эти и многие другие произведения 20-х годов рассказывали не об отдаленном историческом прошлом, а о личном опыте, о пережитом вместе с родной страной и народом на изломе истории.
Тема гражданской войны в литературе — произведения, авторы
... писателей к теме гражданской войны, независимо от их политической и социальной ориентации. Наша презентация Читая произведения о гражданской войне, ... историю… Читаемое в разделе: Поэтика Чехова и Бунина. Сравнительный анализ Сочинение: Любовь к человеку в русской литературе Образ Петра Первого в русской ... перед героями революции и гражданской войны любовь к ... голову, ею заплывали глаза», — так пишет ...
Судьба человека в прозаических произведениях о Гражданской войне.
- А. Фадеев. «Разгром», И. Бабель. «Конармия».
- Б.
Пильняк. «Голый год», «Повесть непогашенной луны».
- Д. Фурманов. «Чапаев».
Кто он, настоящий герой Гражданской войны? Борец за справедливость и народное счастье? Строитель новой жизни, сметающий все на своем пути, что ему мешает? Или Человек, который в огне войны смог уберечься от духовного падения, сохранив честь, совесть и любовь?
Проблема своих и чужих так же важна в прозе, как и в поэзии 20-х годов. Вот взгляд на врага в знаменитом в 30-е годы и — без преувеличения — выдающемся фильме братьев Васильевых «Чапаев». Кульминационная сцена в фильме — психическая атака каппелевцев. При чтении сценария перед глазами оживают кинокадры:
«Белые идут плотным, сомкнутым строем.
Черная, «особая» форма. На плечах сверкающие погоны. Это офицеры…
Каппелевцы, как на плацу, не обращают внимания на выстрелы, мерно отсчитывают шаг под дробь барабана…
Офицерские колонны совсем близко. Красноармейцы палят безостановочно. В рядах каппелевцев то тут, то там падают черные фигуры. Но ряды немедленно смыкаются, и они идут все тем же учебным шагом. Кажется, что огонь не наносит им ущерба.
Красноармеец в цепи невольно сплюнул.
- Красиво идут!
Сосед сочувственно кивнул головой.
- Интеллигенты!
Каппелевцы все ближе и ближе…»
Примечателен комментарий одного из создателей фильма «Чапаев» — Сергея Васильева, рассказывающего о «принципе показа Каппелевского боя»: «…ни одного крупного плана белых и только на крупных планах показ красных. В людях здесь дело. Здесь столкновение двух воль, и важно разрешение на людях наших, и не на белых».
Вспомним: у Маяковского во врангелевском фрагменте поэмы «Хорошо!» совсем иначе. Давая Врангеля крупным планом, поэт показывает его не «по политике глядя», а — повторю цветаевское — «в рост» постигнувшей его беды, «в рост трагедии».
В фильме же «Чапаев» крупный план в сцене боя, как видим, принципиально обходит белых стороной. А уже следующая ступень: подчеркнутое разделение на «наших» и «не наших» — предает полному забвению понятие соотечественник. И здесь высвечивается поразительная особенность эпизода каппелевской атаки в «Чапаеве». Белогвардейцы предстают как какая-то инородная сила, которая пришла на поля России откуда-то извне, чуждая ей, далекая от нее.
В этом трагедия Гражданской войны: брат идет на брата, победителей нет.
Модернистская проза В. Набокова
революция гражданский война писатель
«Я понял, что мир вовсе не борьба… не череда хищных случайностей, а мерцающая радость, благостное волнение, подарок не оцененный нами». В. Набоков.
Творчество Набокова Сложно, противоречиво; о нем известны самые полярные оценки, суждения. В личности и творчестве писателя многое поражает. Умение видеть и любить мир вокруг себя, заразительное жизнелюбие молодого Набокова не исчезает даже в нищете эмигрантской жизни.
Эпос войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» ...
... них сложнейшие драматические судьбы героев Шолохова, тема войны в его произведениях раскрывается в работах: Бочарова А. Человек и война. – М., 1978; Бирюкова Ф. Шолохов. – М., 1998; Новикова ... на войне в рассказе М.А. Шолохова, раскрытия эпоса войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». В заключении на основе обобщения изложенного в настоящей работе материала исследования формулируются выводы ...
«Я совершенно счастлив. Счастье мое — вызов. Блуждая по улицам, по площадям, по набережным вдоль канала — раскаянно чувству сырость сквозь дырявые подошвы — я с гордостью несу свое необъяснимое счастье. Прокатят века, — школьники будут скучать над историей наших потрясений, — все пройдет, но счастье мое останется — в мокром отражении фонаря, в осторожном повороте каменных ступеней». — пишет в новелле «Письмо в Россию». Писателя не пугают ни бесконечная сложность окружающего мира, ни сложность большой литературы.
Он видит Человека как личность — не только внутри коллектива, в связях с другими людьми и самого по себе. В его произведениях постоянно ощущается связь с предшествующей литературой: это и отклики, и воспоминания, и цитаты, и парафразы, и перифразы, и реминисценция.
Парафразы — изложение своими словами к/л. литературного произведения: стихотворного — прозой, прозаического — стихотворный.
Перифразы — описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторений, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено.
Реминисценция — в художественном произведении какие-либо черты, наводящих на воспоминания о другом произведении, бессознательное заимствование автором чужих образов, ходов.
В его произведениях множество пародийных моментов. Набоков — человек, в котором, жил бунт против заданности решений, против стремления все объяснить, разложить по полочкам.
Но в нём есть что-то отталкивающее: снобизм, спокойное принятие того, что проистекает. Ему принадлежит протест против литературы как учебника жизни, против вмешательства искусства в политику.
Рассказ «Облако, озеро, башня»
Сразу определим героев рассказа: один — Василий Иванович, о котором известно, что он эмигрант, “скромный, кроткий холостяк, прекрасный работник”, “один из ЕГО представителей”, другой — “ОН”, его мы определим позднее. Василий Иванович выигрывает “увеселительную поездку” и, не сумев от нее отказаться, отправляется в путь. В один из дней экскурсии ему “открылось то самое счастье, о котором он как-то в пол грезы подумал” — чудное место, где он захотел остаться навсегда. Он быстро решил, как выпишет из Берлина свое нехитрое имущество, и будет жить здесь всегда. Но немцы, остальные члены экскурсии, запрещают ему оставаться, и тащут “как в дикой сказке”, обратно в Берлин. В Берлине он встречается с тем, чьим “представителем” является, и тот отпускает Василия Ивановича. Теперь самое время узнать, кто этот загадочный, предстающий в рассказе всесильным распорядителем судеб, человек, который, собственно, и рассказывает нам эту историю. “Он” не какой-то безымянный берлинский работодатель, это Набоков В.В.
Собственно, рассказ имеет три плана: пошлость в лице немцев, противопоставление ей красоты, замечаемой “урывками” Василием Ивановичем, и авторский, который является исходным пунктом первых двух: если бы не было любви к России, не было бы и ужасной пошлости немцев, не было бы и идеи освобождения от нее. Т. е. основной темой этого рассказа является все-таки Россия.
Какие нравственные проблемы поднимает н.в.гоголь в произведении «шинель»?
... читателям комические произведения о жизни бедных чиновников. Однако, значимость произведения Гоголя для русской литературы оценили по прошествии лет. Именно Гоголь развил тему «маленького человека», протестующего против законов, действующих ... г в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на ...
Заключение
Писатели того времени не были простыми хроникерами событий, значение их произведений не сводится лишь к правдивому изображению событий тех лет. В их произведениях шел активный поиск «идеи времени», смысла истории. Эти люди стремились осознать происходящее в исторической перспективе, исследовать истоки конфликтов, увидеть будущее России, ее место в мировой истории. Они не могли не размышлять также о судьбе человека и вечных ценностях в переломную историческую эпоху. Несмотря на различия во взглядах, естественные для того времени непримиримость и остроту политических дискуссий, писатели в лучших произведениях брали верх над исторической ограниченностью собственных убеждений и пристрастий. Революция привела к переоценке нравственных норм, всего, чем жили люди, во что они верили, и это был нелегкий, зачастую мучительный процесс, о котором тоже рассказало искусство. Что же касается творчества Набокова, можно с уверенностью сказать, что в каждом произведении Владимира Владимировича — своя, неповторимая загадка. И в малом жанре у него рождаются вещи, где сливаются воедино его редкая наблюдательность и виртуозное словесное мастерство. И подводя итог своей работы мне хотелось бы закончить словами самого Набокова «Я верю, что…появится переоценщик, который объявит, что я не был легкомысленной жар-птицей, а наоборот, строгим моралистом, который награждал грех пинками, раздавал оплеухи глупости, высмеивал вульгарных и жестоких и придавал высшее значение НЕЖНОСТИ, ТАЛАНТУ и ГОРДОСТИ».
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/revolyutsiya-v-hudojestvennyih-proizvedeniyah/
1. Источники1. Произведения В.В.Набокова
2. Набоков В.В. Собрание сочинений русского периода. Т. 3. СПб., Симпозиум, 1999-2000.
3. Публикации о Набокове в периодической печати.
4. 1 В.В.Набоков. Библиографический указатель. СПб., 2001.
5. Андреев,Ю. Революция и литература.М.,1975.
6.Чалмаев.В. Народ и революция в прозе 20-х годов. Русская литература 20 века: в 2ч. М.,1991. Ч.1.