Психологические проблемы современной журналистики

Контрольная работа

В качестве составляющей медиасистемы, журналистика обладает существенным влиянием на научное познание и общественные отношения. В свою очередь, изменившиеся условия функционирования медиа вызывают необходимость адекватной интерпретации новых реалий. Адаптация к медиареальности, в контексте которой осуществляется массовая коммуникация, становится задачей не только журналиста, но и аудитории, психология которой оказывает существенное влияние на свойства журналистского текста и ход коммуникации в целом.

Действительно, быстро меняющиеся технологии и иная среда обитания информации требуют от журналиста способности к мобильности мышления, новых навыков работы с информацией. Aleksander T. Cooley в своем произведении «Новая Журналистика» подчеркивает: «Журналисты сегодня столкнулись с тем, что нужно обладать умением бегло манипулировать информацией в медийной среде, понимать особенности и параметры медийного пространства, чтобы сохранить свою ролевую значимость в журналистике.

Психологические аспекты функционирования и восприятия журналистского текста представляют особую сложность. Владение такими методами, как фокусированное интервью, тестирование, психоаналитическая проработка символики в тексте достигают всё большей востребованности сегодня. Это необходимость адаптации к новым реалиям массовой информации. Как отмечает А.П. Черданцев в работе «Журналистика и психология: вопросы теории и практики», «сегодняшний текст становится все больше интерактивным. Журналистика больше не работает на объективное отражение реальности, а становится сферой создания и конструирования действительности.»

Вероятно, этим объясняется все возрастающее слияние психологии и журналистики. Сегодня мы видим, как журналисты все больше используют в своей работе психологические методы и подходы, а психологи — включают в свою практику журналистские техники. С другой стороны, это закономерный процесс, связанный с психологизацией жизни общества, с расширением понятийного пространства по мере всестороннего развития и углубления социальных процессов.

Веб психологические подходы в медиаисследованиях

На пересечении психологии и журналистики возникают интересные направления научно-исследовательской деятельности. Современное развитие технологий и начало эры цифровой журналистики затронуло все сферы журналистики, в том числе и медиаисследований.

Основываясь на психологических методах исследования, новомодное направление медиапсихологии зародилось на стыке дисциплин. На данный момент оно охватывает поле психологического анализа содержания СМИ, вклад восприятия аудитории, и влияния СМИ на общество в целом и отдельные индивидуумы.

43 стр., 21459 слов

Современная авторская журналистика

... периодической печати» и «Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход», Д.С. Авраамов а «Профессиональная этика журналиста», С.К. Рощина «Психология и журналистика», А.Н.Гвоздева «Очерки по стилистике ... освещаются СМИ, часто поражает» . Главная цель дипломной работы – показать, что сегодня представляет собой авторская журналистика, и ответить на вопрос – действительно ли ...

Содержательный психологический анализ СМИ

При помощи содержательного анализа делается попытка проникновения внутрь персонажей культуры и политики, кто неотъемлемо связан с занимаемой позицией. Осуществляется это с помощью специальных интервью и личностных портретов. Такой подход помогает углубиться в понимание их внутреннего мира и проверить какое их влияние на общественное мнение.

Психология восприятия аудитории

Психологии восприятия аудитории изучают то, как аудитория воспринимает контент, а также транслируемые сообщения. Идеи, представления, стереотипы — все это формируется под влиянием ВСМИ. Влияние, которое они оказывают, может быть как положительным, так и иметь негативные последствия, в том числе, быть источником манипуляции общественным сознанием.

Влияние СМИ на общественное мнение

В современные времена СМИ — это поистине мощный ресурс, способный формировать и направлять общественное мнение. Зачастую это становиться серьезной проблемой, когда речь идет об искажении действительности, ложной интерпретации событий и сверхдозировки тем, что формирует повестку дня.

Современные тренды и будущие направления исследований

Психология журналистики продолжает активно развиваться. Важным направлением является изучение взаимодействия аудитории и новых медиатехнологий, что будет иметь все больший приоритет в будущих исследованиях. Многие из обсуждаемых в этой статье исследований являются прекрарной основой для создания новых подходов и форм стимуляции критического мышленения в области медиакультуры.

Знание психологических законов и их применение в журналистике

Знание психологических законов позволяет журналисту моделировать восприятия читательской аудитории, находить ресурсы для повышения уровня внимания и способы воздействия на аудиторию. Методы психологии, применяемые в журналистике, направлены на изучение психики и поведения человека с учетом их обусловленности социальными и культурными факторами.

Одним из эффективных методов изучения действительности, используемых журналистом, является метод прогнозирования. Он позволяет создать целостное представление о времени, включающее прошлое, настоящее и будущее. Метод прогнозирования предполагает вероятностное описание возможного и желательного развития явлений. Он используется для формулирования предположений о причинах явлений, их свойствах, а также для обозначения процесса построения и проверки этих предположений.

В современной журналистике применяются различные психологические методики организации материала, которые можно рассматривать как новые жанры. Например, фокусированное интервью, очерк на основе глубинного тестирования, обозрение с психоаналитической проработкой символики и другие. Эти методы позволяют более глубоко разглядеть психологическое в человеке, выявить динамически обусловленные особенности сознания и эмоциональное отношение к различным объектам.

9 стр., 4147 слов

«Задатки и склонности в структуре способностей человека»

... способностей. Способности - это личность в ее продуктивности. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются. Способности ... гуманитарии. При этом реализация творческих способностей человека находит себя в обоих ... работе при определении структуры и видов способностей и задатков частично использовались классификации ...

Особенности личности журналиста

В формировании личности журналиста большое значение имеют такие факторы, как направленность, способности, характер и самоконтроль. Направленность определяет интересы и цели журналиста, его стремление к достижению определенных результатов. Способности включают умение работать с информацией, анализировать данные и выстраивать логические связи. Характер влияет на способность журналиста к самоорганизации, установление контактов с людьми, адаптацию к новым условиям. Самоконтроль позволяет журналисту контролировать свои эмоции и поведение в процессе работы.

Таким образом, психология играет важную роль в журналистике, помогая лучше понять психологические особенности человека и применять их для эффективного воздействия на аудиторию. Знание психологических законов и использование соответствующих методов позволяет журналисту создавать качественный и целевой контент, который будет интересен и понятен широкой аудитории.

Направленность — это система интересов, идеалов, установок личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью – неоценимые качества для журналиста. (т.е. что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться)

Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) особое значение приобретают такие качества как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, умение быстро переключаться с одного задания на другое, находчивость, особый «репортерский нюх» на интересную информацию, широкая информированность, выносливость и мужество, креативность.(т.е. способности это не умения и навыки, которые приобретает человек на протяжении всей жизни, а врожденные, развивающиеся на протяжении жизни, благодаря какой-либо деятельности, направленной на из развитие)

Характер— совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.( Т.е. можно сделать вывод, что В зависимости от черт характера – избрать себе специализацию. Если вы честный человек – вам будет сложно работать в сфере рекламы. Если скромный – затруднительно брать интервью. Решительность и настойчивость хороша для поиска материала для работы, но в области аналитики публицистики – не самые важные черты. Во всех сферах и специализациях профессии важным является –порядочность.)

Самоконтроль – очень важная профессиональная черта. Это умение подчинить эмоции собственному разуму. От самоконтроля журналиста зависит отношение общества к событию. В критических ситуациях журналисту ни в коем случае нельзя впадать в панику, что бы не показывать негативный пример. Журналист должен считаться с критикой в его адрес, и мнениями коллег о его работе.

46 стр., 22834 слов

Исчерпано знание журналиста об этой теме

... подачи информации. Появление этого явления во многом зависело от творческого проявления журналистов. Люди старшего возраста больше доверяют радио, ... них выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей. Дело в том, что сегодня, ... нашего исследования является профессиональная деятельность журналиста. Предметом Дипломная работа состоит из введения, двух глав, ...

С позиций психологических особенностей понятия, профессионал — это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, соответствующие требованиям этой деятельности.

Т.е., мы можем прийти к выводу, что журналист это не просто профессия, деятельность которой может заниматься абсолютно любой, каждый человек. Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активный, честный перед собой, окружающими себя , беспристрастный, талантливый -вот настоящий профессионал.

Предмет и объект в психологии журналистики.

Предметом в психологии журналистики являются: особенности и закономерности восприятия информации, психологические и социально-психологические эффекты СМИ, специфика творческого мышления и личность журналиста, психология профессионального общения, а также психологические закономерности, лежащие в основе феноменов массового воздействия и индивидуального творчества, т.е. некие психологические процессы. Следовательно, предмет психологии журналистики ограничен поведением и психическими процессами в психике человека, вовлечённого в деятельность по созданию, распространению и потреблению продукции масс-медиа — массовой информации.

Объектом психологии журналистики являются: журналист и аудитория, а также медиа-продукция, (т.е. материал (в прессе, тв, радио), который создает журналист), которая потенциально может оказывать на потребителя психологическое воздействие.

В современной массовой коммуникации тенденция к сращиванию журналистики и психологии очевидна. Психология для СМИ является правой рукой для воздействия и регулирования аудиторий.

Факторы и признаки достоверности журналистского продукта

В мире журналистики большое внимание уделяется социальной ответственности журналиста. Статья рассматривает изменения в этой области, отмечая, что если раньше ответственность лежала перед партийными органами, то сейчас она связана с учредителями изданий. Ответственность перед читателями также подчеркнута как важный аспект карьеры журналиста.

Особое внимание уделяется процессу сбора и проверки фактов, необходимых для публикаций. Журналист должен быть не только хорошо подготовленным в плане сбора информации, но и обладать навыками анализа и объективной интерпретации фактов. Для этого важно уметь определять степень полноты отражения реальных событий и разбираться в противоречивости данных из различных источников.

В итоге, статья подчеркивает, что профессиональный журналист должен обладать не только навыками сбора информации, но также быть психологом, аналитиком и объективным интерпретатором фактов, чтобы оставаться верным своей социальной ответственности перед обществом.

Оценка достоверности информации в журналистике

Оценивая сведения, работник пера должен разделить информацию на своеобразные блоки: достоверная, вызывающая сомнения и не достоверная. Здесь важно многое: связь источника с событием, компетентность источника, степень его объективности, отношение к характеризуемому лицу или событию (например, присутствие личных мотивов), и т.д. Журналист обязан проверять не только факты, но и документы. Работа с документальными источниками требует кропотливости и повышенной внимательности. Поиски в архивах тех или иных сведений могут занять целую жизнь. Но разве достоверная, правдивая информация не стоит всей жизни? Вопрос риторический.

9 стр., 4369 слов

Журналистика и культура

... относятся так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов. Главная функция профессиональной культуры журналиста - регулирование его поведения. «Высока ответственность журналиста за достоверность информации, так как в силу ...

Каковы же методы проверки достоверности? Во-первых, сбор дополнительной устной или документальной информации. Чаще всего это расширяет кругозор и глубже погружает исследователя в проблему. Во-вторых, сопоставление сомнительного факта с другими, достоверность которых бесспорна. В журналистике бытует «правило трех источников» – когда совпадение сведений не менее, чем из трех источников, с высокой степенью уверенности может свидетельствовать о достоверности факта. Одним из методов проверки достоверности является так называемое «проигрывание» ситуации в воображении или в аналогичных обстоятельствах. Подобное восстановление событий нередко помогает четко разделить правду от вымысла.

Озадачивает высказывание, встречающееся в последнее время довольно часто о том, что «что журналистика – это власть без ответственности». Причина появления такого выражения – безответственность и безнаказанность некоторых журналистов, ложное понимание ими своей общественной роли, своих прав и обязанностей.

Определения и примеры в журналистской практике понятий ПРАВДА, ЛОЖЬ И ОБМАН