Профессиональна этика, как современная научная концепция

Контрольная работа

Проблема этики в современном искусстве

Вопрос этики в искусстве является актуальной проблемой современности. С самого начала эпохи модерна художники стали нарушать моральные правила и традиции. Авангардное искусство, связанное с идеей разрыва, неизбежно стало вызывать вопросы о этике. Однако, следует отличать этику от морали.

Существуют художники, которые всегда работают на грани этически допустимого. Примером такого художника может служить Сантьяго Сьерра. В своих работах он эксплуатирует людей, подобно капиталистической системе, чтобы показать, что искусство способно лишь воспроизводить систему. Его работы вызывают эффект искусства, однако с этической точки зрения они могут вызвать вопросы.

Возникает вопрос: может ли искусство быть «неэтичным»? Можно ли создать хорошее произведение искусства и одновременно совершить нечто предосудительное с социальной точки зрения?

Развитие проблемы профессиональной этики художника

Проблема профессиональной этики художника не имеет такой богатой истории, как юридическая, врачебная, педагогическая или военная этика. Однако, ее разработка началась с античной эпохи.

В досократовский период не существовал термин «художник», и «творец» считался тем, кто владел своим ремеслом. Требования к художнику были чисто профессиональными — совершенствование мастерства. Однако, уже в досократовскую эпоху интерес к чувственному отражению действительности возник, хотя полное ее понимание не было достигнуто.

Начиная с Сократа, Платона, Аристотеля и до эпохи Возрождения, проблема рассматривалась с разных теоретико-методологических и мировоззренческих позиций. От полного отрицания значения искусства в жизни общества (Платон) до попыток придать произведениям и их авторам преобразовательную силу по отношению к реальному миру.

Проблема общественного назначения художника

Особенно ярко проблема общественного назначения художника предстала в философской мысли эпохи Классицизма и Просвещения.

Введение

Искусство уже давно превратилось в неотъемлемую часть нашей жизни и стало предметом обсуждения социологов, психологов и философов. Однако, многие аспекты этики художника еще не до конца изучены. Работа посвящена рассмотрению различных аспектов поведения и моральных категорий художника, а также проблемы соотношения этического и эстетического в искусстве.

4 стр., 1834 слов

Этика ораторского искусства

... парировать аргументы. Таким образом, цель реферата состоит в изучении этики ораторского искусства и риторики, как научной дисциплины. К числу основных задач относятся: Изучение основных принципов этики речевого общения. Изучение истории возникновения ...

Изучение вопроса в истории

В истории было несколько периодов, когда художник рассматривался как наставник и учитель (Буало, Корнель; Докк, Гельвеций, Шефтсбери, Винкельман, Дидро).

Классическая немецкая эстетика (Кант, Гете, Гегель) также предъявляла достаточно высокие требования к внутреннему миру художника.

Интересными по решению поставленной проблемы были труды деятелей российской и украинской культуры, которые четко определили проблему соотношения этического и эстетичного в искусстве, соотношение творческой и гражданской позиции художника в обществе.

Современная этика художника

Ушедшее ХХ столетие – эпоха для западной цивилизации знаковая, переломная. Это век крушения многих чаяний и надежд. Духовный кризис, сотрясающий сами основы современного социума, очевиден и заставляет прогрессивную общественность бить тревогу во многих уголках планеты. Религиозность, которая претендовала на роль нравственной опоры общества, тоже не всегда может дать ответы на духовные запросы современного человека.

Современное искусство – это другая форма искусства, которая может быть концептуальна, формальна, технологическая и психологическая. Эти образы сложны для понимания и требуют интеллектуальной подготовки зрителя для расшифровки в процессе восприятия.

Чтобы помочь зрителю в понимании произведения, все чаще рядом с экспозицией размещают дополнительную информацию. Эта информация может известить зрителя о морали, поведении художника, о социальных и философских запросах, на которые отвечают произведения искусства.

Современное искусство – зеркало социума. Одна из его функций – отражать сегодняшние проблемы личности и общества. Оно злободневно, зачастую сиюминутно, иногда откровенно до крайних степеней душевного эксгибиционизма.

В начале 2000-х этический подход при оценке произведения искусства сделался чуть ли не главенствующим критерием. В открытом публичном диспуте по поводу конкретной выставки и в ее кулуарных обсуждениях почти неизменно затрагивается вопрос о ее этической вменяемости и состоятельности. При этом в современном критическом жаргоне, где оценочные эпитеты «этический» или «неэтический» делаются произвольно навешиваемыми ярлыками, не совсем понятно: о какой «этике» ведется речь? Кто, собственно, предстает носителем этической программы? Говорим ли мы об этике самого визуального объекта или об этике художественного жеста в его социальном измерении? Или об этике реципиента, этике воспринимающего взгляда, привносящего свои познавательные коррективы?

Что интересно, современное этическое высказывание стремится обладать универсальным характером, предложить универсальные коды описания и восприятия. Тяга к выработке универсального этического кредо максимально проявлена в больших экспозиционных проектах, типа Документа-11, тематизирующей множественность этнических точек зрения, или 50-й Венецианской биеннале, провозгласившей возвращение к чистой визуальности и объектности. Универсальность современных этических установок мотивирована, парадоксальным образом, их непреодолимой внутренней конфликтностью. Видимо, апофеоз конфликтности и запускает в действие механизм этического самоопределения. Универсальный характер современной этики предопределяется ощутимым запросом на волевое сверхусилие и на технологии преодоления себя, – что не допускала релятивная этика 90-х, выступавшая продуктом имиджмейкерства и медиального контроля, и что не приветствует общепринятая этика, диктуемая институтами глобализованного сообщества.

8 стр., 3733 слов

Этические нормы и речевой этикет

... обхождения. (6) Речевой этикет - это выработанная обществом совокупность правил речевого поведения, система речевых формул общения, применяемых в стереотипных ситуациях (5) Выполняя одну из целей реферата (объясняя значение ... движущая сила которого - главный вопрос этики: что такое мораль?), выросшее в сильное "дерево" этических норм, раскинувшее свои "ветви" и давшее "плоды" в виде различных ...

Введение

В современном искусстве контрапунктом между концептуалистскими стратегиями и поэтикой реальности является этический (само)анализ. Этический поиск становится важным маркером авторской манеры молодых художников. Однако, важно помнить о принципе ответственности перед обществом, чтобы избежать превращения средств поиска новой морали в зрелищное действо и не оправдывать нарушения нравственности целями.

Этикет художника

История этикета тесно связана с историей человеческого общества. Стремление к приличному поведению замечено еще до появления письменности — в гомеровской «Одиссее» и египетских и римских рукописях упоминаются правила хорошего тона. Нарушение этих правил было эквивалентно исключению из общества.

Классическими странами этикета считаются Англия и Франция, где облагораживание нравов началось с Италии в 14 веке. В эпоху Возрождения узы этикета начали меняться из-за взлета искусств и становления эстетического умственного наслаждения. Утонченность, изящество, манеры и моды — все это стало интересовать людей.

Правила этикета стали строже и более роскошными при Людовике 14. Гостям на одном из приемов вручили карточки с перечислением требований к их поведению, а от французского названия карточек — «этикеток» — произошло слово «этикет». Сегодня этикет — это воспитанность, умение вести себя в обществе и соблюдение правил хорошего тона.

Заключение

В художественном сообществе важно помнить о принципах этикета и ответственности перед обществом. В современном искусстве этика становится все более важным и маркером авторской манеры. Однако, в своем этическом поиске не стоит забывать о ценностях нравственности и не оправдывать нарушения ее целями.

Этикет, широко понимаемый, представляет собой не только набор правил, но и стиль поведения, который пронизывает всю нашу жизнь и определяет особое отношение к себе и к другим. Он воплощает идеал поведения человека в обществе. Владение нормами этикета отражает уровень социализации личности и ее способность к гармоничным взаимоотношениям с окружающими.

Этикет также является социальной нормой, которая регулирует упорядоченность общественного взаимодействия между людьми и группами. За многие тысячелетия человечество разработало множество этикетных норм и правил. Это объяснимо: во-первых, любая норма подвержена историческим изменениям — смена эпохи приводит к изменению этикета; во-вторых, этикет имеет этническую принадлежность наряду со всеми социальными нормами; в-третьих, современные общества с развитыми социальными системами порождают социально-дифференцированные этикеты.

В качестве социальной нормы этикет выполняет в обществе следующие функции:

  • способствует стабилизации сложившихся социальных культур;
  • утверждает и передает новым поколениям духовные ценности и нравственные принципы общества.

Подавляющее большинство правил этикета основано на принципе гуманизма и имеет под собой идею высшей ценности человеческой жизни. Общие требования к поведению включают уважение достоинства личности и заботу о физическом и психическом благополучии каждого человека.

29 стр., 14306 слов

История развития этикета: факты

... дворе и за его пределами существовал общепринятый порядок, сформулированный в 16 веке в своде правил под названием «Домострой". Правила «Домостроя» основывались на делении общества на классы и подчинении ... веке. Подъем искусства эстетического и душевного наслаждения, характерный для эпохи Возрождения, изменил образ жизни и обычаи людей. Утонченность, изящество, манеры, мода, этикет - все это начало ...

Например, правила ведения беседы подразумевают учет общей ситуации и настроения собеседника. В «светской» беседе не следует затрагивать темы, которые могут огорчить или испугать другого человека. Также неприемлемо спрашивать женщину о ее возрасте или хвастаться своими успехами.

Этикет облегчает установление контактов, взаимопонимание и взаимодействие между людьми. Даже немного вежливости и дружелюбия способны сделать уступчивыми и услужливыми даже самых сварливых и злобных людей, подобно тому, как немного теплоты достаточно для того, чтобы смягчить твердость и упорство воска.

В качестве примера профессионального этикета, можно рассмотреть этикет в сфере услуг или гостеприимства. В этой сфере под профессиональным этикетом понимают совокупность правил и норм поведения, которые должны быть признаны и соблюдаемы всеми служащими, работающими в отеле или ресторане.

Можно выделить следующие основные правила этикета в сфере услуг:

1. В работе с людьми важно быть любезным, внимательным и отзывчивым. Служащий, который всегда поддерживает своих клиентов и отвечает на все их вопросы с интересом и сочувствием, продемонстрирует свое уважение к ним и их потребностям.

2. Старайтесь быть всегда аккуратными, как в своей профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Ваша личная культура, одежда, даже ваши личные вещи могут сказать о вас многое. Помните, что ваш внешний вид может вызвать у клиента определенные эмоции и впечатления.

3. Даже в случае независимости от характера или настроения оставайтесь вежливыми и уважительными. Это особенно важно для служащих в особых ситуациях, когда клиент взволнован или расстроен.

4. Давайте клиенту чувствовать, что он наилучший и самый важный для вас. Это включает в себя участие в разговоре и демонстрацию искреннего интереса к нему.

5. Никогда не забывайте, что этикет является важной частью вашей профессиональной репутации, поэтому следует всегда держать соблюдение всех его правил на первом месте.

Соблюдение этих простых, но важных правил этикета только укрепит вашу профессиональную репутацию и поможет формировать положительное впечатление у вашего окружения.

Философский анализ этических проблем художественного творчества открывает перед научным обществом новые горизонты для исследования. Учитывая исторические примеры, когда художники поддерживали реакционные идеологии или использовали своё искусство для обоснования насилия и моральной вседозволенности, задача определения профессиональной ответственности становится важнейшей.

Существенной стороной этой проблематики является формирование профессиональной этики художника, которая задавала бы особые нормы, поведение исходя из специфики творческой деятельности. Это абсолютно логично, поскольку художественная деятельность тесно связана с жизнью каждого человека, а также служит удовлетворению его потребностей и интересов.

8 стр., 3591 слов

Единицы речевого этикета в художественном тексте

... человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. ... протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет, отражающий опыт, ...

Творческая деятельность требует от художника наличия целого комплекса морально-этических качеств. Это и широкая эрудиция, и высокий уровень общей культуры, развитая морально-эстетическая чувствительность, безусловно, талант и мастерство в профессиональной области. Однако особый акцент стоит сделать на наличие у художника высокого уровня внутренней моральной свободы, поскольку без него плодотворное творчество становится практически невозможным.