Представим вопрос этики как проблему современного искусства. С самого начала эпохи модерна — то есть где-то со времен Курбе — художники стали нарушать моральные правила и традиции. Авангардное искусство непосредственно связано с идеей разрыва. В каком смысле этика может быть проблемой искусства? Разумеется, этику здесь нужно отличать от морали. Есть художники, которые всегда работают на грани этически допустимого. В качестве примера можно взять Сантьяго Сьерру. В своих работах он использует, эксплуатирует людей точно так же, как это делает капиталистическая система, чтобы показать, что искусство способно лишь воспроизводить систему. Его работы действительно эффективны как произведения искусства, однако с этической точки зрения они могут многим показаться проблематичными. Вопрос таков: может ли искусство быть «неэтичным»? Можно ли создать хорошее произведение искусства и одновременно совершить нечто предосудительное с социальной точки зрения?
Внутренняя свобода духа, мышления, воображения — это самые важные ценности творческой личности, которые она получает вместе с «культурным капиталом» общества.
Степень разработанности проблемы. Проблема профессиональной этики художника не имеет такой богатой истории, как опыт решения проблем юридической, врачебной, педагогической или военной этики. В античную эпоху досократовского периода термин «художник» вообще не существовал, потому что «художником”, «творцом” считался тот, кто в совершенстве владел своим ремеслом, то и требования к нему были чисто профессиональные: совершенствование мастерства. Но природа чувственного отражения действительности волновала уже и досократов, хотя по известным причинам раскрыть ее они не смогли. И, начиная с Сократа, Платона, Аристотеля до эпохи Возрождения данная проблема рассматривалась с разных, а нередко и с кардинально
Особенно ярко проблема общественного назначения художника предстала в философской мысли эпохи Классицизма и Просвещения.
В этот период отмечается на основных моральных и профессиональных требованиях к художнику как наставнику и учителю (Буало, Корнель; Докк, Гельвеций, Шефтсбери, Винкельман, Дидро).
Человек в искусстве эпохи Возрождения
... направления в художественной культуре возрождения. Так как живопись могла наиболее глубоко реализовать ренессансное гуманистическое учение о человеке и именно в итальянском искусстве оно проявилось наиболее ярко, поэтому и проблему значения человека в эпоху Возрождения я ...
Классическая немецкая эстетика (Кант, Гете, Гегель) рассматривает художника как носителя этико-эстетических идеалов общества, а следовательно — предъявляет достаточно высокие требования к его внутреннего мира.
Интересными по решению поставленной проблемы были, труды деятелей российской и украинской культуры, в которых четко определилась проблема соотношения этического и эстетичного в искусстве, соотношение творческой и гражданской позиции художника в обществе.
Современная этика художника.
Ушедшее ХХ столетие – эпоха для западной цивилизации знаковая, переломная. Это век крушения многих чаяний и надежд. Пошатнулась столь
В силу этих и многих других кризисных явлений порождаются новые
Что же касается искусства- то современное искусство – это другая форма искусства концептуально, формально, технологически и психологически. Эти образы сложны для понимания, требуют определённой интеллектуальной подготовки и расшифровки в процессе восприятия. Вот почему всё чаще рядом с привычным нам этикетажем размещается ещё одна табличка, в которой автор или экпозиционер дают краткие пояснения зрителю.
Современное искусство – зеркало социума. Одна из его функций – отражать сегодняшние проблемы личности и общества. Оно злободневно, зачастую сиюминутно, иногда откровенно до крайних степеней душевного эксгибиционизма.
В начале 2000-х этический подход при оценке произведения искусства сделался чуть ли не главенствующим критерием. В открытом публичном диспуте по поводу конкретной выставки и в ее кулуарных обсуждениях почти неизменно затрагивается вопрос о ее этической вменяемости и состоятельности. При этом в современном критическом жаргоне, где оценочные эпитеты «этический» или «неэтический» делаются произвольно навешиваемыми ярлыками, не совсем понятно: о какой «этике» ведется речь? Кто, собственно, предстает носителем этической программы? Говорим ли мы об этике самого визуального объекта или об этике художественного жеста в его социальном измерении? Или об этике реципиента, этике воспринимающего взгляда, привносящего свои познавательные коррективы?
Этика ораторского искусства
... Таким образом, цель реферата состоит в изучении этики ораторского искусства и риторики, как научной дисциплины. К числу основных задач относятся: Изучение основных принципов этики речевого общения. Изучение ... и жанры. Современное ораторское искусство выделяет три стиля красноречия: рациональный – сила и пафос этого стиля заключаются в аргументированности и доказательности суждений. В этом стиле ...
Что интересно, современное этическое высказывание стремится обладать универсальным характером, предложить универсальные коды описания и восприятия. Тяга к выработке универсального этического кредо максимально проявлена в больших экспозиционных проектах, типа Документа-11, тематизирующей множественность этнических точек зрения, или 50-й Венецианской биеннале, провозгласившей возвращение к чистой визуальности и объектности. Универсальность современных этических
Обращение к этическому (само) анализу в современном искусстве
Таким образом, говоря о современной этике художника, неразрывно связанной с процессами протекающими в современном обществе, с тенденциями современного искусства, хотелось бы поставить на первое место принцип ответственности перед обществом, чтобы средства поиска новой морали для нового времени не превратились в самоцель, в зрелищное, шокирующее действо, чтобы нравственность оставалась неким ориентиром, если не указывающим путь напрямую, то по крайней мере не дающим возможность переступить некую черту, где уже никакие цели не оправдывают средства.
Этикет художника.
История этикета тесно связана с историей человеческого общества. Стремление вести себя прилично замечено еще до появления письменности. В «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже
История развития этикета: факты
... книгу о правилах поведения духовенства и монахов «Дисциплина клерикалис», которая позже послужила основой для руководств по гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах. ... веке. Подъем искусства эстетического и душевного наслаждения, характерный для эпохи Возрождения, изменил образ жизни и обычаи людей. Утонченность, изящество, манеры, мода, этикет - все это начало ...
При широком понимании этикет представляет из себя не только правила, но и стиль поведения, всей жизни, особое отношение к себе – в первую очередь ( требовательность, выдержка, такт и т. д.) – и к другим. Таким образом, этикет является воплощение идеала поведения человека в обществе. Владение нормами этикета определяет степень социализации личности, ее способности к сосуществованию с другими людьми, к установлению нормальных взаимоотношений. Этикет является также социальной нормой регулирующей упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. За многие тысячелетия человечество выработало множество этикетных норм и правил. Это объяснимо: во – первых, любая норма подвержена историческим изменениям – меняется эпоха – меняется — этикет, во – вторых, этикет наряду со всеми социальными нормами . имеет этническую принадлежность; в – третьих, современные общества с развитыми социальными системами порождают социально – дифференцированные этикеты.
В качестве социальной нормы этикет выполняет в обществе
- способствует стабилизации сложившихся
— способствует утверждению и передаче новым поколениям духовных ценностей и нравственных принципов
Например, правила ведения беседы: надо учитывать общую ситуацию, настроение собеседника. В «светской» беседе не надо затрагивать тем, которые могут огорчить другого (смерть, болезнь), испугать или вызвать отвращение. У женщин не принято спрашивать о возрасте, мужчине бестактно хвастаться своими успехами.
— этикет облегчает установление контактов,
- психологическая функция. Правила этикета
помогают избегать тех ситуаций, которые могут вызвать излишнее психическое напряжение и нанести душевную травму.
Общественный прогресс способствовал
Но, кроме правил этикета для всех существует также профессиональный этикет. В практике деловых отношений, есть всегда какие – то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало бы успеху в профессиональной сфере.
Вот некоторые правила поведения, которые могли бы, на мой взгляд, составить этикет художника:
1 Всегда следует помнить, что этикет включает точное соблюдение правил
Этические нормы и речевой этикет
... поведения, форм обхождения. (6) Речевой этикет - это выработанная обществом совокупность правил речевого поведения, система речевых формул общения, применяемых в стереотипных ситуациях (5) Выполняя одну из целей реферата ... точки зрения добра и зла. (2, стр.682) Норма языковая, норма литературная - принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, ...
2. Следует с уважением относиться к
3 Уметь вежливо отказаться от предложения,
4. Всегда соблюдать достигнутые ранее
В случае невыполнимости данного требования, как можно заблаговременнее предупреждать заказчика и совместно решать дальнейшие действия.
5. Ни в коем случае не вдаваться в хулу и критиканство по поводу других специалистов.
Ну а так же другие нормы поведения, касаемые речи, манер, внешнего вида и т.д, общие для всех профессий.
Заключение.
В заключение, хотелось бы сказать, что этические проблемы художественного творчества должны стать объектом именно философского анализа, так как сложный, противоречивый процесс развития искусства в разные исторические эпохи, примеры обслуживания художниками реакционных идеологий, участие конкретных художественных направлений в обосновании
Профессиональная этика
Занимаясь творческой деятельностью, художник должен владеть целым комплексом морально – этичных качеств, которые относятся к духовному миру человека, ведь без этого творчество невозможно, а, возможно, и не нужно. Прежде всего, художник должен обладать широкой эрудицией, интеллектом, высоким уровнем общей культуры, развитой морально-эстетической чувствительностью, талантом и мастерством в сфере профессиональной деятельности. Но, наверное, самым важным условием плодотворного творчества — это быть свободным в своем выборе – иметь высокий уровень