Человек и природа в произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба»

Контрольная работа

Введение

Книга… Простое, незатейливое слово. Казалось бы, ничего особенного, обыкновенная вещь, которая есть в каждом доме. Книги стоят в шкафах в ярких или скромных обложках. Подчас не знаешь, какое чудо несут они в себе, открывая перед нами яркий мир фантазии и воображения, часто делая людей добрыми и умными, помогая понимать жизнь, формируя мировоззрение.

Предмет любви Виктора Петровича Астафьева определён и строг: Родина, Россия, её природа и люди, их предназначение на земле.

Настоящим событием в жизни и в литературе стало повествование в рассказах «Царь-рыба». Это удивительное произведение проникнуто страстной любовью к родной природе и негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью, безумностью губит её. На вопрос о теме «Царь — рыбы» Астафьев ответил: «Наверное, это тема духовного общения человека с миром… Духовное существование в мире — так бы я определил тему «Царь — рыбы». Не впервые возникает она в нашей литературе, но, может быть, впервые зазвучала столь громко и широко».

Перечитав всё, что на сегодня написано о повествовании в рассказах «Царь-рыба», можно выделить как общепризнанное, что основные «герои» произведения — Человек и Природа, взаимодействие которых осмыслено в их гармонии и противоречии, в их общности и обособленности, в их взаимовлиянии и отталкивании, как представляется оно писателю сегодня — едва ли не в самый сложный период их «сосуществования» за всю человеческую историю. Иначе сказать, мы имеем дело с произведением откровенно и подчеркнуто социально-философским, в котором мысли и чувства воплощены в образы масштабные, имеющие общечеловеческое значение.

Астафьев не идеализирует природу и ее законы, а художественно исследует их противоречивое содержание. Природа не только врачует душу человека (глава «Капля»), но может быть слепа и жестока, как мы видим это, например, в главе «Поминки». Разум и духовный опыт позволяют человеку установить гармонические взаимоотношения между ним и природой, активно используя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и природы, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В человеческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему живому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение природы разрушающе сказывается на самом человеке. Природные и социальные законы не дают ему права переступить ту «черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря».

3 стр., 1234 слов

Царь-рыба по рассказу Астафьева

... произведений посвящен и естественной тематике. В частности, Царь-рыба. Какую мысль хотел донести сибирский творец в своем рассказе? Ответ лежит на поверхности. Уничижительное положение человека перед лицом могущества природы. ... размышляет любой человек в мире. Вопрос о связи людей с первозданным миром. Как раз эта проблематика является основной в произведении. В процессе чтения мы видим любовь ...

В «Царь-рыбе» жизненный материал разных послевоенных десятилетий спрессован, подчиняясь философскому смыслу идейного содержания. Постоянное сравнение прошедшего с настоящим, стремление автора полнее воплотить характер, поступки; духовные черты персонажей обуславливают временные сдвиги в произведении.

В. Семин с огромной откровенностью и искренностью говорил о своем восприятии произведения: ««Царь-рыба» — праздник жизни. Великая Сибирская река и река времени текут не по книжным страницам — их движение проходит через наше сердце, по нашим сосудам».

В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. В средствах массовой информации встречаются сообщения о том, что люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим природным богатствам. Это исходит, прежде всего, из семьи. Не всякая семья может воспитать в ребёнке бережное отношение к природе. Поэтому нам очень важно на примере художественных произведений авторов выработать у учащихся бережное отношение к ней.

Одной из целей, которую я ставлю перед собой, — формирование нравственных и духовных ценностей. Уроки литературы, на мой взгляд, помогают в решении этих задач, ведь художественная литература — прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности. Именно поэтому я выбрала данную тему. Так же целями моей работы было изучение возможности формирования бережного отношения к природе через изучение художественных произведений русских писателей и рассмотрение вопроса об отношении человека к окружающему миру и проявлении его нравственных качеств.

Для достижения поставленных целей необходимо было решить комплекс задач:

1) проанализировать художественное произведение В. П. Астафьева, в котором поднимается вопрос о бережном отношении к природе;

2) на основе материала произведения «Царь — рыба» выработать стойкое убеждение в необходимости бережного отношения к природе;

3) понять позицию автора в произведении;

4) обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина.

Практическая значимость исследования состоит в возможности привития бережного отношения к природе через изучение художественных произведений русских писателей.

1. Биография

Виктор Петрович Астафьев (1 мая 1924, Овсянка, близ Красноярска — 29 ноября 2001, Красноярск) — советский и российский писатель. Герой Социалистического Труда (1989).

Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991).

Книги Астафьева переведены на многие языки.

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

11 стр., 5473 слов

Тема милосердия в современной прозе («Людочка» Астафьева)

... был дан ответ – плод размышлений целой жизни. ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (1.05.1924 – 29.11.2001) 1 мая 1924 года ... даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные ... победными рапортами, шагают иные взрослые "покорители природы", оскверняя все вокруг, не слыша, как ... проза активно обратилась к теме гуманизма. Будем ли мы задавлены сверхпрактичностью, или же ...

Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом.

В 1943 году был награждён медалью «За отвагу», за то что: В бою 20.10.43 г. красноармеец Астафьев В.П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.

После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Молотовская область (ныне Пермский край).

В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).

В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.

В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен в Овсянке.

Награды и премии:

* Государственная премия СССР (1978) — за повесть «Царь-рыба» (1976)

* Государственная премия СССР (1991) — за роман «Зрячий посох» (1988)

* Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975) — за повести «Перевал» (1959), «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971)

* Государственная премия Российской Федерации (1995) — за роман «Прокляты и убиты»

6 стр., 2784 слов

«Царь-рыба» В. Астафьева

... опора на корневые устои национальной жизни - главные темы творчества В. Астафьева - нашли отражение и в других произведениях писателя 2.2 Игнатьич - главный герой новеллы Сборник новелл "Царь-рыба" о ... впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование, в рассказах "Царь-рыба". Главные герои "Царь-рыбы" - это Природа и Человек. Критики назвали произведение ...

* Государственная премия Российской Федерации (2003 — посмертно)

* Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997)

* премия «Триумф»

* Герой Социалистического Труда (1989)

* орден Ленина (1989)

* ордена Трудового Красного Знамени (1971, 1974, 1984)

* орден Дружбы народов (1981) — к юбилею Союза писателей СССР

* орден Отечественной войны I степени (1985)

* орден Дружбы — К 70-летию со дня рождения.

* орден Красной Звезды

* орден «За заслуги перед Отечеством» II степени

* медаль «За отвагу» (1943)

* медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Важнейшие темы творчества Астафьева — военно-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Уже ранние повести Астафьева, «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал», вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз»

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего войны — обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия, и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

«Ни дня без строчки» — это был девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя.

2. Жанр произведения

«Царь-рыба» (1976 год, журнал «Наш современник») имеет жанровое обозначение «повествование в рассказах». Тем самым Астафьев намеренно ориентировал своих читателей на то, что перед ними цикл, а значит, художественное единство здесь организуется не столько сюжетом или устойчивой системой характеров, сколько иными «скрепами». И в циклических жанрах именно «скрепы» несут очень существенную концептуальную нагрузку.

Прежде всего, в «Царь — рыбе» есть единое и цельное художественное пространство — действие каждого из рассказов происходит на одном из многочисленных притоков Енисея. А Енисей — «река жизни», так он и назван в книге. «Река жизни» — емкий образ, уходящий корнями в мифологическое сознание.

Вся структура образов, начиная от образов персонажей и кончая сравнениями и метафорами, выдержана у Астафьева от начала до конца в одном ключе — человека он видит через природу, а природу через человека.

Произведение пронизано публицистическим пафосом, подчинено задаче обличения, осуждения браконьерства в самом широком смысле этого слова, браконьерства в жизни, касается ли это природы или общества. Автор стремится к провозглашению и утверждению дорогих ему нравственных принципов.

2 стр., 572 слов

Человек – царь природы или её раб?

... связи человека и природы в своём рассказе «Царь-рыба». Главный герой, Игнатьич, давно чувствует себя на реке полным хозяином. Нет рыбака удачливее и смелее его. Всегда полны его сети рыбой. На реке Игнатьич — царь и бог. ...

3. Композиция произведения

Как закономерна бытовая речь в рассказах о людях или сценах охоты и рыбалки, пробуждающих и азарт и страсть, так закономерна здесь и величавость и торжественность «слова автора», в меру насыщенного старославянизмами и ультрасовременными сочетаниями. Это две лексические грани одного образа. Они свидетельствуют, что автор не чужд народных представлений об отношении к природе. Пейзаж сам по себе, независимый от героя, словно бы и не существует в повествовании, он всегда как открытое сердце человека, жадно впитывающее в себя всё, что дает ему тайга, поле, река, озеро, небо…

Сквозной образ автора, его размышления и воспоминания, лирико-философские обобщения, обращения к читателю объединяют отдельные эпизоды и сцены, характеры и ситуации в законченное художественное повествование. Это образ искреннего и открытого человека, который рассматривает настоящее сквозь призму прошедшей мировой войны.

В произведении нередко используется прием или хронологического развертывания сюжета, или нарушения хронологии. Обращение к прошлому времени не столько художественный прием, сколько необходимость осмыслить жизненный опыт.

Нагнетание и разрешение напряжения в повествовании — борьба человека с рыбой на равных — обусловлены событиями далекого прошлого, не имеющими прямой логической связи с настоящим. Эта связь существует только в суеверном сознании героя, соединяющего в уме свое настоящее, прошлое и будущее.

4. Краткое содержание

Действие рассказа разворачивается в поселке Чуш, расположенном на Енисее.

Герой рассказа «Царь-рыба» — Игнатьич — уважаем односельчанами за свою сноровку и ум. Он всегда готов дать дельный совет или придти на помощь. Правда, замечают односельчане, что в помощи Игнатьича не хватает какой-то искренности. Не ладятся у Игнатьича отношения и с его братом.

В селе Игнатьич считается самым удачливым рыбаком, обладающим настоящим рыбацким чутьем. Но он нередко занимается браконьерством, из жадности ловя больше рыбы, чем ему надо, нанося вред природе, что, по правде говоря, его и самого смущает — но скорее из-за того, что он боится того стыда, который придется испытать, если его поймает рыбнадзор.

Однажды попалась в его снасти царь-рыба — огромный осетр, которого сам Игнатьич назвал загадкой природы. Рыба была таких размеров, что он усомнился в том, что сможет справится с ней один. Пришла к нему было мысль о том, что надо позвать брата или еще кого-нибудь, но жадность перевесила это желание — «в осетре икры ведра два». Не захотел он делиться ни самой рыбой, ни икрой, и решил все же попробовать вытащить ее сам. Он ударяет по лбу рыбы обухом топора, но сам же оказывается в воде, запутавшись в собственных удилах и крючках, которые так же удерживают около него и рыбину. Он пытается вырвать крючки из собственного тела, но только еще больше запутывается в снастях. Тогда, пересилив себя, он начинает звать на помощь брата, но ответа не получает. Игнатьич понимает, что еще немного, и он утонет вместе с этой огромной рыбой, привязанной к нему. Сама рыба, к ужасу, героя, начинает прижиматься к нему все теснее, видимо, тоже чувствуя скорую смерть. И тогда Игнатьич вспоминает слова старого деда, который предостерегал молодых рыбаков от встречи с царь-рыбой, если у них на душе есть какой-либо грех. Задумывается Игнатьич, начинает «перебирать» свои грехи, и вспоминает о том, что когда-то давно он посмеялся над чувствами своей невесты. Понимает тогда Игнатьич, что встреча с царь-рыбой — это наказание за его грехи. Он обращается к Богу с просьбой отпустить рыбу, также он просит прощения и у девушки, которую когда-то давно сильно обидел. И в этот момент царь-рыба, наконец, освобождается из снастей и уплывает, унося в своем теле множество крючков. А Игнатьич сразу чувствует облегчение — и не только от того, что освободился от тяжелой огромной рыбы, но и потому что понимает, что ему дан шанс начать новую жизнь.

4 стр., 1827 слов

ДЗ: «Актуальные проблемы защиты родной природе в моем регионе» ...

... сочинение на тему «Актуальные проблемы защиты родной природе в моем регионе» или «Природа и духовное здоровье народа». Приложение 1 Композиция повести В. П. Астафьева «Царь - рыба» Книга «Царь-рыба» ... Грохотало, Командора. Герой Астафьева, прозванный собачьей кличкой дамкой из-за своего лающего смеха, живет бездумно и легко, пьянствует, ёрничая и ... увидел рыбу Игнатьич? --- Почему же не отпустил рыбу с ...

5. Проблема взаимоотношения природы и человека

Трудной жизнью живут герои «Царь-рыбы», а природа, окружающая их, сурова, по временам жестока к ним. Вот тут-то, в этом испытании, люди и делятся на тех, для которых, несмотря ни на что, она всё равно остаётся любимой матерью, и на других — для которых она уже не мать, а что-то отчужденное, что-то такое, от чего надо побольше взять. Побольше взять — то есть быть браконьером, и не только с недозволенной рыболовной снастью, но и усвоить браконьерство как способ всей жизни.

И вот такой тип людей широко представлен в книге В. Астафьева. Игнатьич, Командор, Дамка, Грохотало — браконьеры. В каждом из них мелькает какая-то своя золотинка человеческой любви или человеческого достоинства. Но всё это подавляется безграничным хищничеством, стремлением урвать лишний кусок.

Все «видные» браконьеры вышли в основном из старинного рыбацкого поселка Чуш или оказались тесно с ним связанными. В посёлке создан рыболовецкий совхоз, предприятие вполне современное, в нем работает подавляющее большинство чушанцев. Но, несмотря на эту внешне благополучную форму его существования, Чуш, у В. Астафьева, — своеобразная база браконьерства.

Живет в посёлке «пёстрое население», «угрюмый и потаенный сброд». Внешний вид селения непригляден, он захламлён, рядом течёт речушка с «зловонной жижей», и есть ещё «гнилой прудок», куда сваливали «дохлых собак, консервные банки, тряпьё». В центре посёлка была когда-то сколочена танцплощадка, но танцы не привились, и «парк» скоро «оккупировали козы, свиньи, куры». Магазин «Кедр» — самое загадочное помещение посёлка. Его особенность — он почти никогда не торгует, так как «хозяева» магазина быстренько проворовываются, да на полках его по существу нет необходимых товаров. Выглядит магазин под стать всему, что есть «приметного» в посёлке.

В такой тональности изображается и поселковое население. Мужики, пьющие на бревнах у реки в ожидании парохода, молодежь, прогуливающаяся тут же в ожидании всяких нежданных происшествий. Выделяется законодательница чушанской моды одеваться, курить, пить — студентка, приехавшая на каникулы. «На груди девицы, вкусно сбитой, бросая ярких зайцев, горела золотая, не менее килограмма весом, бляха… Девицы копытила ногами, бляха подпрыгивала и билась на её груди». Заострения, преувеличения, пренебрежительная окраска слов здесь явно из сатирического арсенала. Причем автор по-прежнему не отказывается от прямой оценки происходящих событий.

14 стр., 6508 слов

«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...

... Астафьева “Хвостик”. Астафьев – это наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. ...

«За выдающейся студенткой, — продолжает он, — словно на собачьей свадьбе, тащились, преданно на неё взирая, чушанские парни, дальше на подчительной дистанции держались местные девчонки, более пестро, но не менее ценно одетые. Все курили, смеялись чему-то, а меня не покидало ощущение неловкости от плохо отрепетированного, хотя и правдоподобно играемого спектакля».

С ещё большей непримиримостью рисуется капитан судна «добывающий» через чушанцев рыбу с помощью бутылки, и Дамка, бродяга и пустомеля, промышляющий рыбой, по-браконьерски пойманной. Картины повседневного быта рыбацкого посёлка столь неприглядны, что напрашивается вывод, который и сделал автор в прямой публицистической форме: «Законы и всякие новые веяния чушанцами воспринимаются с древней, мужицкой хитрецой — если закон обороняет от невзгод, помогает укрепиться материально, урвать на пропой, его охотно приемлют, если же закон суров и ущемляет в чем-то жителей поселка Чуш, они прикидываются отсталыми, сирыми, мы, мол, газетов не читаем, «живем в лесу, молимся колесу». Ну, а если уж припрут к стенке и не отвертеться — начинается молчаливая, длительная осада измором, тихим сапом чушанцы добиваются своего: что надо обойти — обойдут, чего захотят добыть — добудут, кого надо выжить из поселка — выживут…».

В подчеркнуто локальной харатеристике поселка Чуш мы узнаем, некоторые черты, проявляющиеся порой в жизни. Порядки в поселке Чуш, например, порождают «джентльменов удачи» — капитанов-хапуг, браконьеров, девиц с исключительно потребительским норовом, — автор напоминает, что в этих же краях до войны было больше порядка, дамки и капитаны так не обогащались и на развращались, потому что «старательский лов» организовывался: рыбозаводы заключали договора с местными рыбаками, и рыбу у них закупали по ценам несколько выше, чем у колхозных бригад.

Дамка появился в Чуше случайно — отстал от парохода. Но «притерся Дамка к поселку… Рыбаки охотно брали его с собой — для потехи. И, притворяясь дурачком, показывая бесплатный «тиятр», он между делом освоился на самоловах, схватил суть рыбной ловли, обзавелся деревянной лодчонкой… и, к удивлению мужиков, стал довольно-таки бойко добывать рыбу и ещё бойчее её сбывать встречными и поперечным людям».

Ещё один тип чушанского браконьера, посложней Дамки. Командор умен, деятелен, знающ, потому более агрессивен и опасен. Сложность его и в том, что временами он задумывался о своей душе, дочь свою Тайку-красавицу любил до самозабвения и готов был для неё сделать все. Тоска его иногда захватывала: «Проклятая житуха! Не помнит, когда летами вовремяложился, когда нормально жрал, в кино ходил, жену в утеху обнимал. Ноги простужены, мозжат ночами, изжога мучает, из глаз метляки летят, и пожаловаться некому».

Однако браконьерничал Командор профессионально, так как урвать побольше и всюду, где можно, — смысл его жизни. Он верный сын Чуши и живет по законам поселка издавна. Для автора Командор сильный, изворотливый хищник номер один, недостойный сострадания.

«Хищно наклонившись клювом носа встречь лесному ветерку, Командор развернул лодку, заложив такой вираж, что дюралька легла на борт… Командор жадно облизнул с губ и , нахально скаля зубы, пошел прямо на дюральку рыбинспекторов. Он пронесся так близко, что различил недоумение на лицах преследователей. «Ничего сменщик у Семена, ладно скроен и крепко, как говорится, сшит!.. Да-а, это тебе не хроменький Семен с пробитой черепушкой! С этим врукопашную придется, может, и стреляться не миновать…». «Клюв», «хищно», «нахально скаля зубы», «стреляться не миновать» — вот главные детали образа Командора. И хотя он тоскует по иной доле, мечтает уехать в теплые края и жить спокойно, честно — пусть другого дурака гоняют и стреляют, — любит дочь и по-человечески глубоко страдает, когда её сбила машина, управляемая пьяным шофером, мы испытываем один непреодолимый ужас от целей и смысла Командоровой жизни. Ржа бездуховности съела все лучшее, что продолжало слабо теплиться в нем.

2 стр., 736 слов

» Человек отвечает за жизнь на земле…»

... стремится использовать огромную силу энергии, спрятанную в нем. Но возможности людей небезграничны, их вмешательство в тайны природы подчас оборачивается бедой. Один за другим исчезают на Земле целые виды животных и растений. ... к словам Р.Рождественского: Зарницы в небе вспыхнули не зря. Очнитесь, люди, и поймите, люди, У нас на всех всего одна Земля – Другой Земли у нас уже не будет… 6 мая 15.00 От ...

В рассказе «Рыбак Грохотало» описан самый бесчеловечный метод добычи рыбы — самоловом, когда до половины её, израненной, исколотой крючками, «уходит в муках умирать». «Уснувшая же на крючках рыбина, особенно стерлядь и осётр, непригодные в еду…». Разные проходимцы ловят снулую рыбу и продают. Автор восклицает: «Загляни, покупатель, в жабры рыбины и, коли жабры угольно — черны иль с ядовито-синим отливом — дай рыбиной по харе продавцу и скажи: «Сам ешь, сволочь!»

Грохотало — бандеровец, когда-то творил черное дело: жег красноармейцев и взят был с оружием в руках. Судился, получил десять лет строгого режима, отбыл срок и остался жить в поселке Чуш, почуяв в нем благодатные для себя условия жизни. Это сближение Командора, Игнатьича и прочих разных дамок с такой разновидностью браконьеров, как Грохотало, не случайно. Варварское, эгоистически потребительское отношение к природе возводится в принцип этим человеком. Обобщения В. Астафьева приобретают новую емкую направленность, углубляются. Если Дамка показан с некоторой долей юмора, если в образе Командора ощутимы трагические нотки, то Грохотало изображается только в сатирическом ключе.

Грохотало заведовал в Чуше свиноводческой фермой, отменно выращивал свиней, и его имя не сходило с доски Почета. Но внутренняя суть его определялась одним: «Кроме сала и себя, Грохотало признавал еще гроши, потому был рвачом». История о том, как он выловил огромного осетра и как его застал на «месте преступления» незнакомый до этого инспектор рыбнадзора, выдержана в зло обличительных красках, как само начало главы о нем. Это — не человек, а глыба, его храп словно якорная цепь перекатывается, лицо залуженное, «все предметы на нем смазаны: ни носа, ни глаз, ни бровей, на нем полностью отсутствует «дыхание интеллекта». Не подозревая, что перед ним инспектор, Грохотало хвастался: « — Вот зачепыв рыбочку-у! — перехваченным голосом сообщил он и от возбуждения простодушно загагатал, почесал живот, поддернул штаны, не зная. Что еще сделать и сказать, он принялся трепетной ладонью обтирать с осетра песок, воркуя что-то нежное, словно щекотал, почесывал молочного поросенка».

Портрет человекообразного животного с умственной неразвитостью и нравственной пустотой, выполнен в традициях сатирической литературы, то есть с широчайшим использованием сарказма, иронии, гиперболы. Его перехваченный голос, трепетная ладонь, простодушие нежное воркование были бы прямо трогательны, если бы не известная нам уже внутренняя никчемность «глыбы», если бы не комическая ситуация — похваляется перед рыбинспектором, если бы не сочеталось все это, наконец, с заведомо снижающей его лик лексикой — «загагатал», «почесал живот», «поддернул штаны».

11 стр., 5405 слов

По рассказу Фотография, на которой меня нет Астафьева

... кто бы ни прочитал данное произведение Сочинение по рассказу Астафьева “Фотография на которой меня нет” Сочинение по рассказу Астафьева “Фотография, на которой меня нет” В рассказе описаны будни деревенской ... нравственные проблемы Последняя четверть 20-ого века поставила перед человечеством глобальную проблему – проблему экологии, сохранения природного равновесия. Взаимоотношения природы и человека

В Грохотало уничтожающего эффекта В. Астафьев достигает всей фактурой образа — через соотнесение юмора и гротеска, через утрировку речи и поведения. Авторское отношение выражено в описаниях с языковой сатирической экспрессией.

Как-то не по-человечески дико пережило Грохотало свою неудачу с великолепным осетром, которого у него конфисковали. В. Астафьев мастерски передает его состояние: «Грохотало шевельнул горою спины, простонал вдруг по-детски жалобно и сел, озирая потухшими глазами компанию, узнал всех, растворил с завыванием красную пасть, передернулся, поцарапал грудь и удалился…».

В удалении Грохотало во тьму наказанным проявляется так называемая астафьевская «теория возмездия» за зло, содеянное человеку, обществу, природе, то есть за «браконьерство» в широком смысле. Дамка за недозволенные способы лова поплатился штрафом, Грохотало — крупной рыбиной им добытой, Командор — гибелью дочери, Игнатьич поймался на расставленные им самим крючки и едва не поплатился жизнью.

Мы с каждым годом убеждаемся на новых и новых фактах, что человечество расплачивается за свое непродуманное, нередко хищнеческое отношение к природе. Мысль о возмездии не за одно конкретное браконьерство Дамки или Грохотало, а за нарушение человеком экологического равновесия в природе пронизывает всю книгу В. Астафьева. С наибольшей полнотой она выражена, пожалуй, в главе «Царь-рыба», в истории жизни, потрясения и раскаяния Игнатьича.

Заключение

астафьев литературный писатель рассказ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/na-temu-priroda-i-chelovek-tsar-ryiba/

Было бы непростительной узостью трактовать «Царь-рыбу» в чисто экологическом плане, лишь как произведение, ратующее за сохранение окружающей среды. Природа важна для В. П. Астафьева постольку, поскольку она необходима для людей, для их тела и души. Его главная задача — человек. Тот человек, который ему дорог и близок, которого он знал с детства, которого вновь встретил в своей недавней поездке по родным местам. «Переменилась моя родная Сибирь, и все переменилось, — заключает свое повествование писатель. — Все течет, все изменяется! Так было. Так есть. Так будет». Выдержит ли только сибирская природа, и выросший на ее лоне простодушный северный человек?..

Позднее В. Астафьев так определял суть своего произведения: «Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время хранить, а еще вернее — охранять природу. И если нельзя не тратить, то делать это надо с умом, бережно… Тут, как нигде, со всей наглядностью ясно, что защита природы — это глубоко человеческая задача, если хотите, это защита, самого человека от нравственного саморазрушения…».

Вопрос этот в книге открыт, так как ответ на него в силах дать только жизнь. Но он поставлен, сформулирован, потому что тревожит писателя.

Проанализировав произведение В.П. Астафьева о природе, я пришла к следующим выводам:

  • неслучайно автор включает в повествование описание природы, заботливо к ней относится и стремится прививать эту любовь к природе читателям;
  • нужно заострять внимание на том, что человек, не ценящий природу, не относящийся к ней бережно, не может быть уважаемым в сообществе;
  • подобная работа помогает в воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и в приобщении к бережному отношению к природе.
  • в поединке с природой человек проигрывает, осознавая ее могущество и силу;
  • авторская позиция в произведении «Царь — рыба» заключается в том, что человек является частью живого мира, который нужно беречь;
  • сохранение природы невозможно без сохранения «экологии души».

Всем своим творчеством В.П. Астафьев хочет внушить читателю простую истину, что жизнь дается человеку лишь единожды. Сама по себе сознательная и созидательная жизнь столь коротка, что бессмысленно, неразумно обрывать ее прежде времени, тратить силы на разрушение, жестокости, убийства, и надо пробовать жить на земле в мире и согласии, и не надо забывать то, что экология природы невозможна без сохранения «экологии души». В этом и заключается гуманистический пафос творчества настоящего писателя.