Православие и христианская музыка

Контрольная работа

Открытие древнерусской музыки в ХХ веке

Двадцатое столетие шаг за шагом открывало Древнюю Русь. Одним из составляющих ее культуры является древнерусская музыка, которая включает в себя ростовские звоны, привлекавшие к себе внимание таких талантливых музыкантов, как Шаляпин и Рахманинов, а также только недавно обнаруженные записи Федора Крестьянина, гениального музыканта русского Средневековья. Вначале музыка и музыкальные инструменты были запрещены и осуждены духовенством как дьявольские развлечения. Однако с появлением на Руси немецких поселенцев постепенно начали появляться разнообразные музыкальные инструменты.

С принятием христианства в Киевской Руси в конце X века начинается развитие церковной музыки и пения, которые становятся неотъемлемой частью богослужебного ритуала. В ранних летописных сообщениях о принятии христианства упоминаются церковные певцы. Со временем сохраняются прекрасные церковно-певческие распевы, основанные на древнем византийском искусстве и перенесенные в русскую религиозную культуру. Православная музыка отличается высоким профессиональным исполнением, которое совершенствуется веками талантливыми мастерами. Это формирует основу для развития русской национальной музыкальной культуры. Поэтому исследование роли православия и христианской музыки в развитии отечественной и мировой культуры является актуальным и практически значимым.

Основные задачи исследования:

  1. Определение происхождения ранних форм христианской музыки и пения
  2. Выявление особенностей церковно-певческого искусства в период феодальной раздробленности и централизации Руси

В ходе исследования использовались следующие методы: изучение истории данного вопроса; анализ и обобщение литературных источников.

Объектом исследования является православие.
Предметом исследования является православие и христианская музыка.
Целью исследования является определение роли православия и христианской музыки в развитии отечественной и мировой культуры.

О. Ф. Лобазова

Роль Петра Великого в развитии церковно-певческого искусства

Реформы, проведенные Петром Великим, имели существенное влияние на развитие церковного пения в России. Он убедил староверов в том, что музыка, принося радость, несет в себе благую силу, способную смягчать нравы и возносить дух. Таким образом, музыка и пение стали получать большее признание в обществе, что способствовало их развитию и распространению.

14 стр., 6601 слов

Духовная музыка христианской традиции

... духовной музыки; изучение художественно-стилевых особенностей духовной музыки за рубежом в творчестве известных композиторов; анализ образцов духовной музыки в творчестве зарубежных композиторов. Объектом нашей работы является духовная музыка христианской традиции; в качестве предмета исследования ...

Монастыри как центры развития церковного пения

Со второй половины XI столетия важную роль в развитии церковного пения начали играть монастыри, такие как Киево-Печорский монастырь. Они стали крупными центрами культуры и просвещения, где формировались и развивались хоры хорошо обученных певцов, способных придать торжественность и величие богослужениям.

Ранние этапы церковно-певческого искусства

Дошедшие до нас записи певческих книг XI века позволяют увидеть, что даже в ранние периоды церковно-певческого искусства существовал строй и систематизация напевов, хотя эти данные недостаточно полны для реконструкции мелодической структуры песнопений того времени.

Проникновение христианства в сознание народа

Христианская вера медленно проникала в сознание народных масс на Руси, оставаясь долгое время религией феодальных верхов. Это позволяет утверждать, что историческое представление о христианстве на Руси в IX и X веках не соответствует реальной сложившейся ситуации и нуждается в дальнейшем изучении.

В. М. Беляев

Вопрос об отношении древнейших форм знаменного распева к византийскому церковному пению впервые был поставлен на твердую научную почву в связи с организованной Обществом любителей древней письменности в 1906 году экспедицией на Афон с целью изучения старинных певческих рукописей. Обширный рукописный материал, с которым получили возможность познакомиться участники экспедиции, позволил перейти от общих догадок и предположений к более конкретным и доказательным суждениям.

А. В. Преображенского, В. М. Металлова

Соглашаясь с Преображенским в существе вопроса и считая невозможным оспаривать зависимость древнерусского церковного пения от греческого, Металлов заостряет внимание на тех «нарушениях» в строении текста и мелодии при усвоении греческих песнопений славянами, которые отмечались и Преображенским, но рассматривались им как нечто несущественное и маловажное. «…Различие суждений, — по мнению Металлова, — может быть только в том, чистые ли греческие напевы перенесены на Русь или славянизованные…» Там же С. 385.

Процесс усвоения и ассимиляции пересаженных из иной среды новых форм происходил в области церковного пения. Христианское певческое искусство было перенесено на Русь из Византин в готовом, сложившемся виде. К XI веку уже полностью определились не только его общие стилистические нормы и жанровые разновидности, но и основной репертуар песнопений.

Это столетие было последним, завершающим этапом византийского гимнотворчества, деятельность так называемых мелургов (название примерно соответствует древнерусскому «распевщик») в последующий период сводилась преимущественно к варьированию, расцвечиванию традиционных напевов или созданию новых мелодий к канонизированным текстам на основе имеющегося запаса певческих формул.

в V—VI вв.

В VI веке возникает контакион (хотя само название появилось позже) — многострофное произведение, все строфы которого строились по одному образцу (ирмосу) и исполнялись на тот же самый напев, варьировавшийся от строфы к строфе. Создание контакиона приписывалось одному из величайших византийских гимнографов Роману Мелоду.

Развертывание византийской гимнографии

Византийская гимнография имела своеобразное развитие, начиная с VII и VIII веков. Одним из главных представителей этого жанра был Андрей Критский (ок. 660−740), чье имя связывается с возникновением канона. Он создал основу для дальнейшего развития жанра, которое получило продолжение в творчестве Иоанна Дамаскина (ум. 754) и его брата Космы Иерусалимского.

24 стр., 11541 слов

Музыка в синтезе древнерусских искусств

... получить духовное очищение, освободиться от тягостных забот и суеты, возвыситься морально. В статье "Храмовое действо как синтез искусств" П. А. Флоренский ... песнопений летописец называет ангельскими: знаменный осмоглаш, демественное и трехчастное - здесь, вероятно, имеется в виду трехстрочное пение, называемое сладким гармонизирующим, сладким пением. Сравнение церковного пения с небесным пением ...

В течение XI—XVII веков основные музыкально-поэтические формы византийской гимнографии разнообразились и стали иметь множество разновидностей. Одной из наиболее значимых форм была стихира, которая являлась видом тропаря и исполнялась в разных частях богослужения. Стихиры посвящались христианским святым, праздникам, событиям церковной и государственной жизни. Они отличались большой протяженностью и мелодическим богатством.

Наименования песнопений византийской гимнографии определялись не только музыкально-поэтическими признаками, но и местом, которое они занимали в богослужении, религиозным содержанием или особым характером исполнения. Например, последние тропари канона назывались «богородичными», так как в них воспевалась богоматерь. Группа тропарей, которые исполнялись перед причастием, называлась «причастными». «Кафизмы» представляли собой выбор псалмов, во время исполнения которых разрешалось сидеть. «Катавасия» (катабазия) была повторением ирмоса после окончания канона или отдельной его песни.

С течением времени наиболее развитые формы византийской гимнографии, такие как кондак (контакион) и канон, распадались и переставали существовать как крупные, сложные по структуре музыкально-поэтические композиции. Канон в основной своей части не пелся, а читался. Хоры правого и левого клироса поочередно пели только ирмос, а затем повторяли его вместе в конце песни (катавасия).

В процессе развития государственного единства и укрепления общерусских связей в культурной сфере происходил синтез различных местных традиций в певческом искусстве. В этом процессе Москва стала центром церковно-певческого дела. Важную роль в этом сыграло перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву в 1326 году. Пышность и торжественность митрополичьей службы требовали соответствующего оформления как визуального, так и музыкального.

Развитие церковно-певческого искусства в Русской православной церкви

В XV—XVI веках в Русской православной церкви был создан придворный хор, состоящий из лучших мастеров певческого искусства. Этот хор, называемый государевыми певчими дьяками, исполнял свои песнопения во время царского богослужения, торжественных приемов и также сопровождал государя в походах и парадных выездах.

Со временем хор государевых певчих дьяков получил более широкое значение и стал своего рода общерусской академией церковного пения. Как и московские мастера иконописи, которые задавали новый тон в этом искусстве, певческий коллектив государевых певчих дьяков служил образцом и нормой для других церковных хоров. *

В XI—XII веках богослужение в славянских странах, связанных с восточной христианской церковью, уже совершалось на народном языке. Это требовало перевода всего репертуара песнопений с греческого языка. Однако такой перевод не мог полностью соответствовать оригиналу из-за изменений мелодической структуры при адаптации к новым условиям. Данный процесс назывался адаптацией греческих мелодий, а не просто усвоением. *

13 стр., 6094 слов

Народная, светская и церковная музыка славян

... скромностью сосредоточению чувства." [Асафьев Б. О народной музыке / Сост. И Земцовский, А. Кунанбаева. - Л., Музыка, 1987, с.29] Также необходимо учитывать, что народное пение делилось на две традиции - мужскую и ... сохранились в фольклоре спустя много времени после христианизации Руси. "В различных церковных проповедях и поучениях, о важности которых для ознакомления с концом славянского язычества ...

В течение XI—XVII веков происходило развитие и укрепление церковно-певческого искусства в Русской православной церкви. Церковное пение имело большое значение как в религиозной, так и в политической сферах жизни государства. Известно, что Иван Грозный, сам царь, играл активную роль в церковном пении. Он даже написал несколько литургических стихов, сохраненных в певческих рукописях XVII века. *

Стремление к укреплению роли Москвы как столицы и наследницы духовного наследия русского народа подчеркивалось переносом иконы Владимирской богоматери в Москву. Эта икона считалась национальной религиозной святыней, и перенос подчеркивал политическую значимость новой столицы. Два праздника, связанных с этой иконой (память митрополита Петра и сретение Владимирской богоматери), имели как церковное, так и политическое значение. *

В настоящее время установлена принадлежность Ивану Грозному произведения духовной поэзии с псевдонимом Парфений Уродивый, под названием «Канон Ангелу Грозному воеводе». Этот канон, скорее всего, отражал личные мотивы и автобиографический характер царя. Он посвящался Грозному, которого также именовали «Ангелом» за его ярость и силу. *

* Источники:

  • История Русской церкви // Чумаков Н. Ю.
  • Хор государевых певчих дьяконов X. в. // Жизнь и деятельность царя Ивана Грозного // Лоскильдо-Темпеста Ж.-Н.ван.
  • Владимирская богоматерь в истории Руси // Мельникова Е. В.
  • Иван Грозный и его поступки // Пирогов В.Н.

Роль Стоглавого собора

В 1551 году Стоглавый собор разработал решения, затрагивающие различные аспекты религиозной жизни, повседневности, морали и образования, включая вопросы церковного пения. Одной из важных задач, поставленных перед собором, было установление единого образца пения и регулирование его практики.

Переписка певческих книг и ее последствия

Широкая и всеобъемлющая деятельность по переписке певческих книг привела к возникновению множества разночтений, которые иногда были результатом привнесения в музыкальный текст личных предпочтений, а иногда свидетельствовали о недостаточной грамотности писцов. В таких условиях становилась необходимой установка порядка и единообразия в певческом деле, а также установление общих норм с обязательной силой.

Братья Роговы — Василий и Савва

Среди выдающихся мастеров церковного пения особое место занимают братья Роговы – Василий (в иночестве Варлаам) и Савва. Они являются старейшими мастерами, происходящими из Новгорода.

Биографии этих мастеров до сих пор изучены очень слабо, и информацией о них приходится ограничиваться теми данными, которые приведены в упомянутом предисловии. Известно, что Василий Рогов достиг великих успехов в своей духовной карьере и скончался, вероятно, уже в преклонном возрасте, занимая должность митрополита Ростовского.

Творческая активность в области церковного пения

Вторая половина XVI века была отмечена значительным ростом творческой активности в области церковного пения, способствованной канонизацией русских святых на соборах 1547 и 1549 годов. В честь святых, получивших общерусское признание, создавались новые службы и циклы песнопений.

В сфере церковного пения появлялись талантливые музыканты, чьи произведения становились образцовыми и многократно переписывались, вызывая подражания. Вокруг таких авторитетных мастеров формировались группы учеников и последователей, а также возникали школы, имеющие свои варианты напевов и особую манеру их исполнения.

13 стр., 6167 слов

Русская музыкальная культура XVII века

... русской музыки в XVII веке С начала XVII века в России происходит активизация творчества русских распевщиков и появление множества авторских распевов и песнопений, ... становление нового стиля происходило в рамках церковной музыки и тесно связано с реформами ... пением Протопоп Аввакум ярко критикует новую "латинскую" музыку, распространившуюся в московских церквах XVII века. Он считает, что это пение ...

Разнообразие напевов и влияние христианства на церковную музыку

В XVII веке наблюдается уникальное разнообразие в напевах древнерусского певческого искусства, отмеченное формированием школ мастеров-распевщиков. В этот период все виды церковных песнопений полностью распеты и оформлены по знаменному распеву, что придает им самобытность. Творческая активность в области церковного пения интенсивно развивается, обогащая наследие предыдущих эпох.

Однако, в контексте общих тенденций культуры XVII века, появляются признаки, угрожающие единству древнерусской певческой традиции. Рост личного начала приводит к более свободному отношению к канонам и ограничениям, артистам стремится «утвердить себя» в искусстве. Это отражается в разнообразии вариантов песнопений, таких как «ин распев», «преводне», и «произвол».

Такое свободное творческое отношение к традиции приводит к появлению различных вариантов одних и тех же песнопений, каждый из которых характеризуется местной спецификой. Мастера разных монастырей и храмов, таких как «симоновское», «крутицкое», «тихвинское» и др., придают собственные особенности песнопениям, сохраняя связь с основным знаменным распевом.

П. И. Чайковский и вызовы сохранения традиции

В этом контексте, великий русский композитор П. И. Чайковский замечает, что в огромном разнообразии напевов уже трудно ориентироваться и отличить подлинное исполнение от того, на чем отсутствует «благословение божье». Это свидетельствует о вызовах, стоящих перед традицией в сохранении своей целостности и чистоты в условиях активного творчества и личных амбиций художников.

С развитием христианства на Киевской Руси в X веке началось развитие церковной музыки и пения, которые стали неотъемлемой частью богослужебного ритуала. Научение церковной музыке и пению стало обязательным для будущего духовенства и образованных лиц из высшего сословия, и для этого их учили в школах, созданных в конце X века.

Христианское певческое искусство пришло на Русь из Византии уже в сложившемся виде, и к XI веку были определены общие стилистические нормы, различные жанры и основной репертуар песнопений, которые имели множество разновидностей.

Из-за тесной связи между словом и мелодией, характерной для средневековой монодии, уже небольшие отклонения в поэтической строке или в расстановке акцентов неизбежно приводили к некоторым изменениям в мелодической структуре. Поэтому можно говорить не только об усвоении греческих мелодий, но и об их адаптации.

С развитием государственного единства и укреплением общерусских связей в культуре и идеологии, происходил процесс объединения и синтеза различных местных традиций в певческом искусстве. Москва стала центром церковно-певческой деятельности, аналогично другим сферам культурной жизни.

Христианская музыка стала основой творчества многих композиторов, чьи инструментальные произведения сегодня считаются жемчужинами православной культуры.

6 стр., 2991 слов

Древняя церковнопевческая традиция сквозь призму русской музыкальной ...

... пения. На этот призыв откликнулся Дмитрий Бортнянский, который занимал в то время высокий пост директора Придворной Певческой Капеллы. ... христианском богослужебном пении, и особенно о пении Российския ... высокие образцы церковных песнопений. Те же композиторы ... древнерусская церковно-певческая традиция поднялась до ... статей князя В.Ф.Одоевского об истории и техническом устройстве богослужебного пения. ...

Таким образом, христианская музыка и песнопения пришли на Русь вместе с христианством, но из-за языковых и культурных особенностей России претерпели значительные изменения.