Реферат эстетика танца

Контрольная работа

С древнейших времен танец украшает жизнь человека. В нем человек выражает свои мысли, чувства, переживания. И нет такого народа, который бы не гордился своими национальными танцами.

В переводе с греческого «хореография» означает «запись движения». Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя все то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, и бальные — все это хореография.

Танец — это выражение мысли и чувства средствами условных движений — жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает свое содержание.

С другими видами искусств хореографию объединяет задача отражения жизни, внутреннего мира человека.

Танец в жизни, и жизнь в танце неразрывно связаны.

Классический балет — это одна из форм хореографии. Определение «классический» относится к совершенству формы и содержания. В скульптуре классические пропорции торса, головы, рук и ног дают понятие об идеальном сложении человека, то же самое относится целиком и к балетному искусству.

Балет, как вид искусства, гораздо более доступен пониманию народной массы, чем опера и даже многие драмы. Язык мимики и пантомимы понятен всем и каждому.

В танце заложено гуманистическое начало. Искусство, и балет в частности, способны влиять на развитие хорошего вкуса. Именно это и является главной задачей классического балета.

1. Искусство танца

Танец — один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует.

Танец — вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие некую единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой, вместе с нею образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В танцевальной музыке движенческая основа определяет структуру, размер и другие ее параметры. В ряде случаев танец может исполняться без музыки — в сопровождении музыкальных инструментов, кастаньет, хлопков, выстукивания каблуками и т.д.

8 стр., 3829 слов

Балет как вид искусства

... реферата - проследить историю возникновения и развития балета как вида театрального искусства. Задача - изучить и проанализировать литературу по теме реферата. 1. Балет до 1900 г. 1.1 Происхождение балета как ... для танца ("Шехеразада" Римского-Корсакова, "Карнавал" Шумана и др.). Танец является основным компонентом балетного спектакля. В балет входят классические танцы и характерные танцы, бальные, ...

Трудовые процессы, имитация их в обряде сыграли большую роль в зарождении танца. Истоками его стали, кроме того, пляска, стихийно выражающая в движениях кульминацию эмоционального состояния человека, а также ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику. Отбор движений, оттачивание их пластической формы, организация в эстетически и этически обусловленную общность способствовали постепенной кристаллизации искусства танца.

В танце запечатлены важные черты национального характера, духовного мира того или иного народа.

Различается танец бытовой (народный, бальный) и сценический. Возможны также сценические формы и бытового — народного, бального — танца. Сценический танец, корни которого уходят в фольклорное искусство, имеет множество разновидностей: классический, «модерн»,, джаз-танец, диско-танец и др.

В европейском искусстве видное место принадлежит классическому танцу. В его формировании важную роль сыграла Французская Академия танца (создалась в 1661 году).

Были установлены основные правила классического танца, ставшие затем нормативными: выворотность и четкие позиции ног, вполне определенные положения рук, установлен перечень главных поз и т.д. постепенно танцевальная техника усложнялась, появлялись новые движения и приемы. Наряду с действенным танцем, в котором присутствовали сюжетные мотивы, развивались также инструментальные формы «чистого» танца и соответствующие приемы структурной организации его.

Танец в специальной обуви — «на пуантах» — получил образное осмысление, стал одной из принятых форм классического. Развитие инструментальных форм классического танца привело к рождению симфонического танца, способного передавать высокое поэтическое и философское содержание. В начале XX века возникла необходимость обновления классического танца, поиска форм, соответствующих времени.

Творчество американской танцовщицы А. Дункан утверждало новые эстетические принципы танца-«модерн». Это направление, противопоставлявшее себя классическому танцу, получило широкое распространение и дальнейшее развитие в последующие годы. Однако, классический танец не только не был вытеснен, но и впитал находки соперничающих с ним новых художественных системе, обогащал и развивал свои выразительные возможности.

1.2 Возможности хореографии в раскрытии эмоций человека

Хореография — эхо музыки. Танец — мелодичный и ритмичный. Звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире. Хореографический образ возникает из музыкально-ритмичных выразительных движений, дополняемых порой пантомимой, иногда специальным костюмом и вещами из бытового, трудового или военного обихода (оружие, платки, посуда и т. п.).

Основоположник балетного театра Ж. Ж. Новерр писал: «Вложенная в нас природой любовь к музыке влечет за собой и любовь к танцу. Оба эти искусства — братья, неотделимые друг от друга. Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху».

13 стр., 6315 слов

Бытовые танцы эпохи Возрождения

... дворцового искусства. Ему свойственны синхронность движений, ритмическая четкость, перестроение фигур и соответствие ритму стиха и музыкальному аккомпанементу. История развития бытового танца в эпоху Возрождения В эпоху Возрождения бытовой танец приобретает ...

Эмоциональное состояние человека выражается не только в голосе, но и в жестикуляции, характере движений. Даже походка человека может быть стремительна, радостна, печальна. Движения человека в повседневной жизни и в труде всегда так или иначе эмоционально интонированы, выразительны и подчинены определенному ритму. Танец веками шлифовал и обобщал эти выразительные движения, и в результате возникла целая система собственно хореографических движений, свой художественно выразительный язык пластики человеческого тела. Танец национален, он в обобщенной форме выражает характер народа.

Как и музыка, танец сначала существовал одновременно как творческое и исполнительское искусство (автор одновременно был и исполнителем).

Позже, с усложнением этих искусств, сочинитель (композитор, балетмейстер) отделился от исполнителя (музыканта, танцора).

Танец возник в древности, еще в условиях первобытнообщинного строя, как художественное воспроизведение охоты и других трудовых процессов, как средство объединения людей. У австралийских племен танцем отмечалось всякое важное общественное событие, требующее массового действия: сбор плодов, начало охоты, посвящение юношей, военный поход.

В Древней Индии был разработан ряд стилей и школ танца с различной мимикой и выразительными движениями. В Дрек-нем Египте танец входил в ритуал богослужения. У древних греков танец был также частью культа -(экстатические пляски в честь Диониса, плавные, торжественные — в честь Аполлона).

Кроме того, были развиты «пиррические» (военные), атлетические (спортивные) танцы, способствовавшие гармоничному воспитанию молодежи. Лукиан так описывает греческие танцы: «…ведет хоровод юноша, выполняющий сильные плясовые движения,- позднее они пригодятся ему на войне; за ним следует девушка, поучающая женский пол вести хоровод благопристойно, и таким образом как бы сплетается цепь из скромности и доблести». В Древнем Риме танец имел государственно-народное значение; среди высшего слоя общества были также распространены развлекательные (в частности, эротические) танцы.

В средние века искусство хореографии подвергалось гонениям официальных властей, но народное танцевальное искусство продолжало развиваться. В эпоху Возрождения танец вновь обретает популярность. В XVI в. возникают новые танцевальные формы: павана, куранта (медленные) и галярда, вольта (быстрые).

В 1661 г. во Франции создается Королевская академия танца, разработавшая систему классической хореографии, которая сыграла большую роль в развитии балетного искусства. В конце XVII в. в Европе приобретают широкое распространение бальные танцы -гавот, полонез, менуэт. Французское Просвещение (Вольтер, Руссо, Дидро), выступая против аристократии и абсолютизма, подвергло критике и их порождение — придворный балет за украшательство, культ бездумного развлечения, фривольность, штампы, рутину. В XVIII в. танец обретает развитую сюжетно-драматическую эмоциональную основу, что способствует развитию балетного искусства.

В России первое танцевальное представление «Балет об Орфее и Эвридике» было поставлено в 1673 г. Музыка П. И. Чайковского, творчество балетмейстеров Ш. Дидло и М. Петипа, танцевальное искусство А. Истоминой и А. Павловой сформировали самобытную школу русского балета.

Советский балет продолжил замечательные традиции прошлого в творчестве Г. Улановой, М. Плисецкой, В. Чабукиани и др. Одновременно большое развитие получило искусство народного танца в ряде народных ансамблей («Березка», «Рэро» и др.).

5 стр., 2197 слов

Хореография как вид искусства

... о танце». Разведки Ж.Ж. Новерра в разработке жанровой структуры балета имели значительное влияние на последующее развитие хореографического искусства. Академией была разработана основная система классической хореографии и заложен фундамент балета (от фр. и ...

В современном балете хореография органически связана с действием и от него неотделима; это не украшение сюжета танцевальными номерами, а выявление его интонированной пластикой человеческих движений.

Хореография — искусство движения, а движение может быть очень различным. Но когда это движение несет в себе задачу одухотворенного воздействия на воспринимающего его зрителя с целью изменения его душевного существа, — это уже искусство. Хореография не имеет такого подчинения ритму, как танец. Танец подчинен, очень строго подчинен ритмооснове и существует вне человека (опять же, в том облике, в котором он существует сейчас на Земле).

Хореография — это изобретение человека земного, но, как это ни парадоксально, хореография это более всеобъемлющее понятие.

Основные направления танцевального искусства: народный, классический (академический), современный, историко-бытовой.

1.3 Виды и жанры хореографии

танец хореография балет пластика

В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое.

В хореографическом искусстве выделяют:

1) народный танец — искусство, основанное на творчестве самого народа;

2)бальный танец — это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;

)профессиональное искусство танца — (включающий и классический танец) — вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков.

Характеристика особенностей, а также определение того или иного вида хореографического искусства зависит от ряда моментов.

Во-первых, от рисунка танца, который может быть представлен в виде прямой линии в различных направлениях.

Во-вторых, от танцевальной формы, которая может быть представлена в виде вариации, дуэта, трио, квартета, дивертисмента, действенного танца, кордебалета.

В-третьих, любой танец должен включать в себя следующие компоненты: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку.

1.4 Балет

Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе с 16 века на базе придворно-бального и бытового танца. Основные особенности школы европейского классического балет и традиции балетного спектакля были заложены во Франции в 17 веке; вслед за ней наиболее значительная балетная школа сложилась в России. В 19 — 20 вв. европейский классический балет стал явлением интернациональным. В последние десятилетия на его образной базе и технике возникли школы современного танца, подчас значительно отличающиеся от классической первоосновы. Ряд стран Востока также имеет свой балет, основанный на собственной национальной системе танца и пантомимы. Искусство балета сегодня часто называют хореографическим.

Балет включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство, объединяя разные искусства, балет обнаруживает родство с ними. Это создает возможность преимущественного развития в отдельных случаях драматических музыкальных, живописных начал, накладывающих отпечаток на все синтетическое целое, что наблюдается в различных исторических направлениях.

18 стр., 8727 слов

Танец как явление культуры

... танец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства, изменялся и танец. ... работе я хотела бы выяснить, как влияет развитие танцевального искусства на ... рождения танца, песни или музыки, неоспоримо одно – появление танца ... на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия "труд" и "танец" выражаются одним и тем ...

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения действительности, воплощения больших философских идей, мыслей и чувств, раскрытия существенных сторон и конфликтов народной жизни.

Профессиональный классический балет вырос на основе народного танцевального искусства. Народные танцы жанрово разнообразны, очень богаты темами и сюжетами, отличаются друг от друга не только в разных странах, но и в разных краях, областях.

1.5 Единство духа и тела в музыкальной пластике

Если музыка сама по себе обладает огромной силой духовного воздействия на человека, то во сколько же крат увеличивается ее сила, когда она естественно и органически соединяется с человеческим голосом и пластикой движений человеческого тела. Именно на этом естественном и органическом соединении и, следовательно, усилении духовного заряда музыки и возник в XVI веке оперный театр, а в XVI-XIX веках балетный театр или оперное и хореографическое искусство. Постепенно осваивая глубинные основы музыки, человечество пришло к осознанию того факта, что человеческий голос является самым совершенным инструментом, с помощью которого можно передать самые тончайшие движения души человеческой. Дело в том, что человеческий голос способен к таким нюансировкам интонаций, передачи душевных переживаний и духовных состояний, к каким не всегда способна даже скрипка — одно из величайших творений человеческого гения. Людям не известны такие радости, страсти, боли, гнев и негодование человеческое, которые не могли бы быть интонационно выражены голосом человеческим. Один из крупнейших теоретиков и практиков музыки, известнейший и крупнейший русский композитор Борис Асафьев разработке интонационной основы музыки уделил основное внимание и в теории и в музыке балетов «Бахчисарайский фонтан», «Пламя Парижа», «Барышня-крестьянка», «Весенняя сказка», «Кавказский пленник», «Красавица Радда», «Милица», «Ночь перед рождеством», «Партизанские дни», «Суламифь», «Утраченные иллюзии», «Франческа да Римини». Как крупнейший музыкант Б. Асафьев исходил из того, что интонированную музыку с неменьшим успехом, чем голосом, человек может передать и пластикой человеческого тела, движением, жестами и мимикой.

В XIX веке возникла и еще одна разновидность музыкального театра — оперетта или музыкальная комедия, которая органически соединила интонационные возможности музыки, человеческого голоса и хореографии, или пластики и выразительности человеческого тела и движения.

Легкий и живой музыкальный, вокальный, пластический и хореографический язык оперетты довольно свободно усваивается почти всяким пришедшим в музыкальный театр. И из этого же языка постепенно прорастает в чувствах, сознании человека понимание той же музыкальности, вокальности, пластичности и хореографичности языка оперы и балета. Тем более что в оперном и балетном театре также имеется немалое количество лирических опер и балетов, движущей силой музыки, пластики и движения которых также является Любовь и все необъятное богатство человеческой чувственной жизни, развернутой во времени, в движении чувств, мыслей, дел человеческих.

17 стр., 8309 слов

Музыкальный пейзаж примеры. «Музыка и изобразительное искусство

... музыкальные картины природы. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА Урок 26 Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов. Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об ... Как вы его понимаете? Запись на доске: «Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полноты жизни...» (И. ...

Танец — вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие некую единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой, вместе с нею образуя музыкально-хореографический образ.

Хореография — искусство сочинения и постановки танца, балета.

В хореографическом искусстве выделяют:

народный танец — искусство, основанное на творчестве самого народа;

бальный танец — это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;

профессиональное искусство танца.

Балет — спектакль, который соединяет музыку, хореографию, танец и пантомиму, изобразительное искусство, декорации, костюмы, освещение. В танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения, поступки. Искусство артистов балета — балерин и танцовщиков — делает его одухотворенным, осмысленным, поэтически содержательным. Декорации и костюмы воссоздают время и место действия, атмосферу, в которой происходят события.

Единство духа и тела в музыкальной пластике заключается в том, что особенности восприятия человеком музыки, наслаждение ею во многом определяется характером собственных биоритмов каждой личности. Биоритмы характеризуют и двигательные пластические реакции личности на музыку.

Ритмические движения групп людей, двигающихся в соответствующем темпе и ритме, и породили, наряду с обрядовыми групповыми движениями, танец как единство ритмизованных пластических движений, соответствующих им жестов и мимики. У каждого рода и племени, а позже и народа появились свои неповторимые танцы со специфическими и характерными движениями, соответствующими темпераменту и характеру каждого конкретного народа.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/estetika-tantsa/

1)Барышникова Т. К. Азбука хореографии. — СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 1996. — 256 с.

2)Беляев А. А, и др. Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.

)Бореев Ю. Б. Эстетика. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.

14 стр., 6889 слов

Хореографическое искусство народов Северного Кавказа

... при написании рефератов, сообщений, докладов по истории хореографического искусства народов Северного Кавказа, истории культуры региона, на факультативных занятиях в школе и на уроках краеведения Глава 1. Танец как ... лезгинка и многие другие. Именно этой группе национальных танцев будет уделено внимание в дипломной работе. По традиции, народный танец переходит из поколения в поколение в среде, в ...

)Григорович Ю. М. Балет: Энциклопедия. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1981. — 623 с.

)Киященко Н. И. Эстетика жизни. — М.: ИНФРА — М; ФОРУМ, 2000. — 118 с.

)Лисаковский И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — 240 с.