Анализ методик активации, развития творческого потенциала персонала

Контрольная работа

Творческий потенциал сотрудников необходим компаниям для эффективной и устойчивой работы в современных экономических условиях. Предприятия и организации предъявляют к своим постоянным сотрудникам и к кандидатам на вакантные места особые требования, связанные с творческой активностью. Проблемы развития и актуализации творческого потенциала все чаще интересуют каждого экономически активного члена общества. Сегодня это не только способ выжить в конкурентной борьбе, но и перспектива в день завтрашний и для предприятия, и для профессионала. Поэтому рассмотрение данной темы в рамках контрольной работы можно считать актуальным.

Цель работы — изучение и анализ методик активации и развития творческого потенциала персонала организации.

В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие творческий потенциал;

2. Изучить существующие методики развития творческого потенциала;

3. Описать и разобрать конкретную деловую ситуацию.

Объект исследования — творческий потенциал.

Предмет исследования — методики развития творческого потенциала.

Методы исследования: анализ учебно-методической литературы, синтез, сравнение.

1. Методики активации и развития творческого потенциала персонала организации

Персональное развитие в организации предполагает создание условий для наиболее полной реализации личностного потенциала работника. «Наиболее полно отражает содержание личностного потенциала концепция А.А. Погорадзе, который со ссылкой на исследование В.Г. Нестерова и Л.И. Иванько, предлагает следующую структуру личностного потенциала:

  • квалификационный потенциал или профессионализм;
  • психофизиологический потенциал;
  • творческий потенциал
  • коммуникативный потенциал;
  • нравственный потенциал» [2, с. 120].

«Творческий потенциал — адаптационный уровень трудового потенциала работника, связанный с активностью и саморазвитием его ресурсов и возможностей в трудовой деятельности. Таким образом, творческий потенциал работника можно трактовать как высший, наиболее развитый аспект его трудового потенциала» [6].

Творческий потенциал работника включает в себя его адаптивные, креативные, инновационные, интеллектуальные, познавательные, эвристические способности, знания, навыки и умения, реализуемые в трудовой сфере.

22 стр., 10629 слов

«Творческое развитие младших школьников» проект

... детского творчества, анализ и обработка результатов опытно-практической работы. Опытно-практическая работа по творческому развитию младших ... ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ 1.1.Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема Проблема развития творческих способностей у школьников, несомненно, актуальна. В процессе организации творческой ...

Поскольку возможности для творчества существенно различаются в зависимости от конкретного вида труда, можно говорить и о разнообразных типах и уровнях самого творческого потенциала работников. Кроме того, степень реализации творческого потенциала в трудовой деятельности зависит от ее наличных условий, ряда объективных и субъективных факторов, среди которых корпоративная кадровая политика, практика управления персоналом занимает важное, хотя и не решающее место.

Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей предприятия — это не просто. Часто творческий специалист не знает с чего начать, как сфокусировать свое внимание на нужном объекте и активизировать свои творческие способности.

Существуют простые методы сфокусировать свое внимание и активизировать творческий поход для более качественного анализа в нужном направлении:

  • метод мозгового штурма;
  • ТРИЗ (теория решения изобретательских задач);
  • метод синектики;
  • морфологический метод.

1.1 Метод мозгового штурма

«Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике» [1].

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

1.2 ТРИЗ

«ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач» [4].

13 стр., 6400 слов

Методы развития творческого потенциала менеджера

... потенциалом компании Применение нестандартных творческих идей и решений ... Менеджер ... идеи, обычно полученные при помощи креативного мышления или путем заимствования. Креативность всегда являлась основным источником развития ... идеи до новшества - этой областью деятельности и занимается креативный менеджмент. Креативный менеджмент - это метод управления творческим процессом, ориентированный на решение ...

Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме. Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер.

Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

  • решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
  • прогнозирование развития технических систем;
  • пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);
  • совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).

Первый шаг на пути к изобретению — переформулировать ситуацию таким образом, чтобы сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения. При этом возникает вопрос, какие решения эффективны, а какие — нет?

Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы — такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».

На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше.

Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР, всё должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.

«Анализ многих тысяч изобретений позволил выявить, что при всём многообразии технических противоречий большинство из них решается 40 основными приёмами» [5].

Работа по составлению списка таких приёмов была начата Г. С. Альтшуллером ещё на ранних этапах становления теории решения изобретательских задач. Для их выявления понадобился анализ более 40 тысяч авторских свидетельств и патентов. Приёмы эти и сейчас представляют для изобретателей большую эвристическую ценность. Их знание во многом позволяет облегчить поиск ответа.

Но эти приёмы показывают лишь направление и область, где могут быть сильные решения. Конкретный же вариант решения они не выдают. Эта работа остаётся за человеком.

Система приёмов, используемая в ТРИЗ, включает простые и парные (прием-антиприем).

Простые приёмы позволяют разрешать технические противоречия. Среди простых приёмов наиболее популярны 40 основных приёмов.

Парные приёмы состоят из приёма и антиприёма, с их помощью можно разрешать физические противоречия, так как при этом рассматривают два противоположных действия, состояния, свойства.

1 стр., 426 слов

Проблема решения жизненных трудностей

... что нет в жизни нерешаемых проблем. В подтверждение моего суждения я приведу несколько литературных аргументов. Одним из ярчайших примеров того, как нужно относиться к жизненным трудностям, ... конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать ... Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что не бывает неразрешимых проблем ...

1.3 Синектика

Синектика представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод «синектика» был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х годов XX в. Этот метод основан на принципах мозгового штурма. Однако если обычный метод мозгового штурма проводится людьми, не обученными специальным творческим приемам, то синектика предполагает участие постоянных групп специалистов и широко использует соответствующие аналогии и ассоциации.

У. Гордон в отличие от А. Осборна сделал упор на необходимость предварительного обучения и использование специальных приемов, а также на определенную организацию процесса решения.

Есть два механизма творчества:

  • а) неоперационный механизм — неуправляемые процессы, включающие в себя интуицию и вдохновение;
  • б) операционный механизм — процессы, включающие в себя использование разного вида аналогий.

«Важно научиться применять операционный механизм, ведь это обеспечивает повышение эффективности творчества и создает условия для проявления не операционного механизма» [3].

Синектика как метод поиска идеи — это, по сути, мозговая атака исследуемой проблемы специализированными группами профессиональных специалистов, инженеров, консультантов, экспертов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Применение синектики в решении инновационной проблемы включает в себя следующие этапы:

1) ознакомление с проблемой;

2) уточнение проблемы, что означает превращение проблемы как она была дана (ПКД), в проблему, как ее следует понимать (ПКП);

3) решение проблемы. Здесь под решением проблемы понимается взгляд с какой-то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий: 1) прямая; 2) личная (эмпатия); 3) символическая; 4) фантастическая.

Первая (прямая) аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравнивается с более или менее схожими продуктами или операциями.

«Личная аналогия означает, что специалист, решающий проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции).

Решатель как бы «вживается» в роль покупателя, стремясь лучше понять его» [3].

Символическая аналогия — это какая-то обобщенная аналогия. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель. Эта модель может описать какое-либо явление с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.).

Однако следует иметь в виду, что возможности синтетики ограничены, т.к. она оторвана от изучения объективных закономерностей развития экономики и финансов.

1.4 Морфологический анализ

Морфологический анализ (метод морфологического анализа) — основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании).

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. В итоге даётся ответ на более общий вопрос посредством поиска всевозможных вариантов частных решений, независимо от того, что в исходной задаче речь шла только об одной конкретной системе.

Основные этапы применения метода.

1. Выясняется цель задачи — поиск вариантов функциональных схем, либо принципов действия, либо структурных схем, либо конструктивных разновидностей разрабатываемой системы. Возможно исследование одновременно по нескольким признакам.

2. Выделяют узловые точки (оси, отдельные части задачи), которые характеризуют разрабатываемую систему с позиции ранее сформулированной цели. Это могут быть частные функции подсистем, принципы их работы, их форма, расположение, характеристики и свойства (состояние вещества и энергии, вид совершаемого движения, физические, химические, биологические, психологические, потребительские свойства и т. д.).

Удобно предварительно (допустим, из анализа аналогичной системы) построить соответствующую блок-схему (функционирования, принципа действия, структурную схему), элементы которой и образуют узлы.

Количество узлов обычно выбирается из условия обозримости и реальности анализа получаемых впоследствии вариантов: при ручной обработке — 4…7 узлов, при работе на компьютере — в пределах физической возможности вычислительной техники и отведенного на решение задачи времени. Удобно задачу решать в ряд этапов: сначала по ограниченному числу наиболее важных узловых точек, а затем — для дополнительных, второстепенных или выявленных в ходе анализа и представляющих интерес новых узлов.

3. Для каждой узловой точки предлагаются варианты решений: либо исходя из личного опыта (зависит от эрудиции), либо беря их из справочников и банков (баз) данных (то есть на каждую ось нанизываются возможные решения, по аналогии со счетами).

Варианты должны охватывать всю область возможных решений для данной узловой точки. Но чтобы задача была обозримой, рекомендуется сначала выделять укрупнено — обобщенные группы вариантов, которые при необходимости впоследствии конкретизируются. Варианты могут быть не только реальные, но и фантастические.

4. Проводят полный перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия.

При необходимости для выбранных решений можно повторить морфологический анализ, конкретизируя узлы (оси) и варианты.

«Морфологический анализ удобнее и нагляднее проводить с применением морфологических таблиц (ящиков)» [3].

Формальное комбинирование вариантов создает впечатление автоматизма в применении метода. Однако его эвристическая природа весьма существенна и зависит от следующих субъективных факторов:

  • интуитивное выделение узлов и их признаков, состава вариантов;
  • конкретное решение является следствием анализа просматриваемых комбинаций, возникновения продуктивных ассоциаций и образов.

Вывод: Пути активизации творческого потенциала работников весьма многообразны. Важно уметь выбрать те из них, которые соответствуют специфике каждой конкретной организации, её целям и задачам, её кадровому составу. Не существует универсальных рецептов развития творчества работников — эта задача, в свою, очередь, требует от управленца творческого подхода и высокого профессионализма.

мозговой штурм синектика творческий

2. Деловая ситуация

Декретный отпуск.

Зайчикова Ольга в 19 лет закончила училище по специальности парикмахер и устроилась на работу стажером в известный в городе салон красоты «Клеопатра». За 3 месяца стажировки она показала себя с хорошей стороны и ее взяли на постоянную работу мастером женского зала. Ольга долгие годы нарабатывала клиентов, посещала курсы повышения квалификации регулярно и участвовала в различных конкурсах. Спустя 10 лет она стала мастером высшей категории.

Отработав 11 лет, в этом салоне красоты Ольга ушла в декретный отпуск. Но долго сидеть дома она не смогла так как очень любила свою работу.

По исполнению ребенку 9 месяцев Ольга решила вернуться на работу, о чем и сообщила своему работодателю Инне Алексеевне. А работодатель в свою очередь объяснила, что на ее месте работает другой человек, и свободных для работы мест нет.

Выяснилось, что Инна Алексеевна при приеме на работу другого мастера не сказала, что берет на работу временно, пока парикмахер в декретном отпуске.

Вопросы к ситуации

1. Формулировка проблемы.

2. Альтернативные варианты решения.

3. План действий.

Анализ ситуации

1. Формулировка проблемы. Инне Алексеевне нужно решить на какое рабочее место она возьмет Ольгу Зайчикову.

2. Альтернативные варианты решения проблемы

1. Инне Алексеевне обсудить вопрос с Зайчиковой о продолжении декретного отпуска.

Плюсы:

Минусы:

Штат сотрудников останется без изменений.

Ольга может не захотеть продолжить декретный отпуск, т.к. ее декретные намного меньше зарплаты.

2. Инна Алексеевна может перевести нового мастера в другую смену, а Зайчикову взять на прежнее место работы.

Плюсы:

Минусы:

Салон будет приносить больше прибыли, т.к. все клиенты Ольги вернуться.

Место мастера в другой смене свободно только временно и по истечению определенного срока встанет вопрос об увольнении нового мастера.

3. Инна Алексеевна может уволить нового мастера.

Плюсы:

Минусы:

Место нового мастера займет опытный мастер с наработанными клиентами.

Инна Алексеевна не уверенна, что Ольга сможет работать 12 часовой рабочий день, учитывая, что у нее есть 9 месячный ребенок.

4. Инна Алексеевна может принять Зайчикову на неполный рабочий день, поставив дополнительное место в женском зале.

Плюсы:

Минусы:

Ольга будет довольна тем, что вышла на работу, не придется увольнять нового сотрудника.

Придется понести дополнительные расходы на покупку оборудования.

3. План действий

Самое разумное решение в этой ситуации — это поговорить с Зайчиковой Ольгой о неполном рабочем дне, на первое время, чтоб она работала по записи. Для этого будет необходимо оборудовать дополнительное рабочее место в женском зале.

Если же по каким либо причинам Ольга откажется, то нужно нового мастера перевести в другую смену пока есть такая возможность, предварительно поговорить с новым сотрудником объяснив ей всю сложность ситуации. Но сделать это нужно тактично, чтобы не обидеть человека. За это время будет понятно и Ольге и Инне сможет ли Зайчикова работать полный рабочий день.

Заключение

Творческий потенциал работника включает в себя его адаптивные, креативные, инновационные, интеллектуальные, познавательные, эвристические способности, знания, навыки и умения, реализуемые в трудовой сфере.

Существуют простые методы сфокусировать свое внимание и активизировать творческий поход: метод мозгового штурма, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), метод синектики, морфологический метод.

«Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Морфологический анализ — основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании).

Синектика как метод поиска идеи — это, по сути, мозговая атака исследуемой проблемы специализированными группами профессиональных специалистов, инженеров, консультантов, экспертов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций.

Пути активизации творческого потенциала работников весьма многообразны. Важно уметь выбрать те из них, которые соответствуют специфике каждой конкретной организации, её целям и задачам, её кадровому составу. Не существует универсальных рецептов развития творчества работников — эта задача, в свою, очередь, требует от управленца творческого подхода и высокого профессионализма.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/aktivizatsiya-tvorcheskogo-potentsiala-rabotnikov/

1. Википедия. Метод мозгового штурма. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki, свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 10.04.2012).

2. Глумаков В.Н. Организационное поведение: Учебник. — 2-е изд. — М.: Вузовский учебник, 2013. — 352 с.

3. Иновационное управление. Синектика. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. — Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 10.04.2012).

4. Словарь терминов. Теория решения изобретательских задач. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. — Режим доступа: .http://termin.bposd.ru/publ/20-1-0-28456, свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 10.04.2012).

5. Традиция: Русская энциклопедия. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. — Режим доступа: http://traditio-ru.org/wiki/Теория_Решения_Изобретательских_Задач, свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 10.04.2012).

6. Управление персоналом. Творческий потенциал работника. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. — Режим доступа: http://upravlencam.ru/page82/page100/index.html , , свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 10.04.2012).