Сочинение язык вековой труд целого поколения

Эссе

Славятинская Елизавета

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Факультет русской филологии и иностранных языков, 3 курс, группа 0203-11

Тема эссе:«Язык есть вековой труд целого поколения» (В. И. Даль), Номинация «Лучшее эссе о преемственности в развитии языка»

Счастье родиться на земле, где язык представляет исключительную ценность. Русский язык способен выразить любую мысль, ярко, живописно и тонко описать любое явление. Но задавались ли мы когда-нибудь вопросом: как нам досталось такое сокровище, то есть как появился наш язык? Признано, что современный русский литературный язык – язык от эпохи А. С. Пушкина до наших дней (так, время появления современного языка определяется именно литературным творчеством и личностью Пушкина).

Но как сформировался язык Пушкина? (И до XIX века существовал русский язык).

И не менее важно: «чей» язык автор отразил на бумаге?

Допустим, русский язык XXI века был завещан нам мастерами слова прошлого столетия. Однако мы начинаем познавать мир гораздо раньше, чем научимся читать. И потребность в выражении мысли свойственна каждому человеку, независимо от возраста, уровня образования и культуры. Так, может быть, мой язык – это язык моих родителей, дедушки и бабушки, учителей, язык прежних вывесок, фильмов и песен? Действительно, об истории языка мы судим по письменным источникам: литературе, публицистике, документам. Но так мы упускаем из виду тех людей, которые, не осознавая этого, трудились над нашим языком в каждое мгновение своей повседневной жизни: говорили (пусть не всегда правильно), рассказывали, спрашивали, слушали, писали и читали – они просто жили, и продолжал жить русский язык. Таким образом, литературный язык как высшая форма пёстрого общенационального языка – язык, именно обработанный мастерами слова, но возникший и развивающийся благодаря каждому человеку, говорящему на этом языке.

Мысль о вкладе каждого человека в развитие языка кажется спорной. Распространено мнение, что поколение XXI века оказывает негативное влияние на состояние русского языка: «засоряет» его, обедняет, относится неуважительно. Однако важно понимать, как сформировалось такое мнение: речь идет о людях, находящихся в состоянии культурной «детскости». И возможно это им простить, как прощаются неосознаваемые шалости детям. Когда же человек понимает свою ответственность за культуру, свой долг, тогда человек входит в состояние зрелости: такой человек бережно и уважительно относится к языку в благодарность за доставшееся богатство. Но, как ни странно, важную роль в культурном развитии играют обе группы людей. Молодежь обновляет язык в изменчивых условиях современной жизни; малограмотные люди оказывают влияние на языковые нормы; а неравнодушные к языку люди своей деятельностью сохраняют за русским языком его идентичность, не дают поблёкнуть его разнообразию и красоте.

3 стр., 1473 слов

Русский язык это прежде всего пушкин

... круг “избранных, счастливцев”. «Русский язык – это, прежде всего, Пушкин» 6 июня, в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, который считается основоположником современного русского литературного языка, во всем мире отмечается День русского языка. В 2010 году ...

Итак, прошлыми поколениями нам подарен прекрасный русский язык. Как распорядится этим даром наше поколение? Красноречиво название монографии Н. В. Юдиной: «Русский язык в XXI веке. Кризис? Эволюция? Прогресс?». Моё личное отношение к языку внушает мне уверенность, что наше поколение оставит язык в лучшем виде. Наше поколение, в котором каждый человек (внося больший или меньший, явный или едва заметный вклад) ежечасно трудится для сохранения и развития великого русского национального языка. И так было в любую эпоху.

Как внести свой вклад в развитие языка? Можно назвать предрассудком мнение, что люди «культурно взрослые» начинают буквально стоять на страже культуры речи, поправляя, поучая всех своих знакомых; не обязательно люди, понявшие всю ценность языка, стараются написать художественное произведение, научную работу. Ведь труд нашего поколения отразится не только в написанных книгах. У основания существования языка находятся более простые вещи: это то, чему мы научим детей – язык каждого из нас, переданный следующему поколению в конкретном, повседневном случае. И пусть мы не увидим результатов своего труда, как не все великие люди имеют признание при жизни, но через сто лет, когда школьник возьмет ручку, чтобы написать эссе к Международному дню родного языка, в очередной раз подтвердится истина, что «язык есть вековой труд целого поколения».