метки: Теория, Наблюдать, Обобщение, Познание, Научный, Данные, Разный, ВлияниеРебята, читаем, рассуждаем и учимся
Материал взят из блога Марии Сониной ,адрес блога http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/2011/07/1.html
Философия. «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)
Вариант 1.
Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человеческой цивилизации представлена как процесс развития, поиска и использования научного знания. Однако в гносеология и по сей день идёт спор сенсуалистов и рационалистов: “Что важнее при получении научного знания: чувственное или рациональное познание?” Сенсуалисты полагают, что истинное знание может быть получено только на основе чувств, а разум “замкнут” в рамках уже известного. Рационалисты же наоборот указывают, что данные полученные на основе чувств и эмоций не могут быть достоверными. Свой ответ на этот вопрос даёт ответ В.А. Амбарцумян, выдающийся советский учёный, основоположник теоретической астрофизики.
Сегодня сложно оставаться в стороне от этого спора. В информационном обществе ценность научного знания и способов его получения увеличивается: ежедневно делаются сотни научных открытий, ведётся поиск альтернативных источников информации, развиваются коммуникативные способности общества. Образовательные и познавательные возможности общества увеличиваются. Сегодня даже в пределах небольшой школьной лаборатории стало возможным делать маленькие открытия и что-то изобретать.
В таких условиях проблемы познания приобретают всё большую значимость.
Различные уровни научного познания неразрывно связаны между собой. Чувственный опыт, который является “поставщиком данных” для эмпирического уровня познания, вместе с методами, основанными на мышлении, то есть, теоретическими, всецело помогают объективно отразить явления, факты и закономерности существующей действительности.
Автор считает, что этот спор невозможно разрешить в чью-либо сторону и поэтому высказывает компромиссную точку зрения. Он уверен, что не может один вид познания быть важнее другого – они оба имеют одинаковую значимость в научном познании. Более того, они эти понятия взаимосвязаны между собой..
5 стр., 2425 слов
... научного знания -«полицейской» науки. На этапе консолидации криминалистических знаний и разработки первых научных методов розыска преступников и расследования преступлений формируется учебная дисциплина, которую Г. Гросс назвал «Криминалистика». ... основы; 2) криминалистическая техника; 3) криминалистическая тактика; 4) криминалистическая методика расследования. Познание криминалистикой ... обществом ...
Невозможно не согласиться с В.А. Амбарцумяном. Действительно, любые теоретические научные данные создаются гармоничным дуэтом разума и чувств, которые дополняют друг друга. На эмпирическом уровне в сознании человека создаются целостные образы предметов и закрепляются основные свойства объектов познания. На рациональном уровне человек выходит за рамки чувств, между объектами устанавливаются связи и рождаются суждения об изучаемых предметах или явлениях. Именно эти суждения позволяют сформулировать вывод, умозаключение из полученных данных. Согласованное использование разных форм как рационального так и чувственного познания приближает исследователя к истине, которая хоть и относительна и, возможно, субъективна, но отражает представления человека о мире вокруг на данный момент времени.
Так, именно организованная и упорная познавательная деятельность Чарльза Дарвина, основоположника теории эволюции дала возможность обосновать происхождение человека и всей жизни на Земле. Великий учёный много лет провёл, путешествуя по миру, наблюдая за жизнью животного мира, сравнивая биологические признаки разных видов животных и растений и устанавливая связи между их наследственностью.
Таким образом, только единство различных уровней современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс и развитие общества. Следует также не забывать о том, что, помимо научного познания, существует и ненаучное, которое также проявляется в различных формах: миф, народная мудрость, паранаука и другие. Они тоже оказывают влияние на процесс получения знаний о мире.