Владимир Маяковский

Эссе

Владимир Маяковский: Голос поэзии и эпохи

Великий русский поэт Владимир Маяковский, известный своей несравненной поэзией, остается навсегда в памяти русской культуры. Его слова и стихи переплетались с духом времени и коснулись сердец многих. «Я хочу быть понят родной страной» — эти строки Маяковского отражают его стремление к тому, чтобы его поэзия стала доступной и близкой каждому.

Однако сегодня, когда мы обращаемся к его творчеству, мы сталкиваемся с отсутствием интереса к нему. Времена изменились, и его книги стали редкостью на книжных полках. Почему? Нет спроса. Это вызывает вопросы и размышления.

Маяковский был необычайно талантливым поэтом и его футуристические и модернистские стихи призывали к изменениям и обновлению. Он был неотъемлемой частью революционной эпохи, участвовал во взлете советской власти, и его стихи служили голосом этой эпохи.

Помнить Владимира Маяковского — значит помнить часть истории России и чувства того времени. Его поэзия, несмотря на изменчивость времени, остается бесконечным источником вдохновения и саморефлексии.

В современном мире, где стихи Маяковского могли бы пролить свет на события и чувства, с ними связанные, возникает вопрос: не стоит ли вновь обратить внимание на его творчество и вдохновиться этим великим поэтом?

За то и получил великую посмертную славу и честь, и площадь в Москве, и памятник, и улицы во многих городах носят его имя… А что мало читают… так не его одного… Как бы то ни было — время свое он запечатлел.

Но, время расставляет все на свои места… Да, как ни странно.

Объяснил я себе Маяковского и понял его истинную суть.

Чтобы не говорили, — гласность, которая началась с середины 80-х годов, позволила узнать то, что много скрывали власти.

Между прочим, — напрасно скрывали. Сделали хуже только себе. Не надо скрывать, искажать, замалчивать прошлое — или скажу афоризмом известным: если бросишь в прошлое камень, то будущее выстрелит в тебя из пушки.

Сейчас эти пушечные залпы на нас гремят со всех сторон: сказали почти всю правду о революции, сейчас нас упрекают в сокрытии правды о ВОВ. И эти упреки, к сожалению, имеют под собой почву…

12 стр., 5515 слов

В. Маяковский о времени и о себе в поэме «Во весь голос»

... времени на раздумья и сомнения?! Владимир Маяковский жил именно в такое время, ... Владимир Владимирович вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. «Тема революции в поэзии В. Маяковского» — сочинение ... Она многолика и разнообразна: О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая! Каким ... дореволюционных стихах Маяковский сатирически изобличает общественные пороки, засилье быта и ...

Вот написал про гласность и — «скрывали», и не совсем – точно: поэтому – добавлю, — гласность позволила на много взглянуть под другим углом, под другим ракурсом и многое переоценить: так – точнее.

Вернемся к Маяковскому. Почему его стихи не читают? Более глубоко размышляя об этом, я пришел к выводу, что его поэзия не несет в себе той внутренней необходимой силы и внутренней убежденности и сильно похожи на рекламно-пропагандистские тексты.

В принципе – это судьба всей модернистской литературы, как прозы, так и поэзии.

Нельзя так далеко отрываться от традиции, как это сделал Маяковский. Я, конечно, поясню, чтобы быть понятым.

У Осипа Мандельштама, гениального русского поэта, — почти ровесника Маяковского, есть знаменитое стихотворение, которое начинается с таких строчек:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Посмотрите, какой ассоциативный ряд возникает при чтении этих строк. Конечно, понятно, что это возникает только у тех, кто знаком с поэмами Гомера.

Маяковский: Романтик Революции или Мечтатель Революции?

Поэт фактически заставляет вспомнить текст знаменитой поэмы, где идет перечисление областей и царей и то количество кораблей, которые отправляются к Трое.

А далее в стихе:

«Куда плывете вы?

Что Троя вам одна, ахейские мужи?»

И, в заключении:

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Вот здесь – традиция – налицо.

В следующем году — четырнадцатого апреля — исполнится 90 лет со дня смерти Маяковского. Тем не менее, я считаю, что в основном его поэзия не вышла из состояния андеграунда.

Даже сейчас, когда листаю томики его стихов, еще раз в этом убеждаюсь. Мне трудно вникать в искусственно усложненный текст и ритм его стихотворений, — так никак и не привык…

Но, те стихи, что необычайно понравились тогда, в молодости и заучил наизусть — цитирую и вспоминаю: а другие – не могу…

Только, когда прочитал высказывания Бунина о советских поэтах и писателях, мне многое стало понятно. Говоря о тех людях искусства, кто впоследствии стали служить новой власти, Бунин пишет, что среди них «были люди от природы одаренные, наделенные редкой энергией, большими силами и большими способностями. Но вот что чрезвычайно знаменательно для тех дней, когда уже близится «ветер из пустыни»: силы и способности почти всех новаторов были довольно низкого качества, порочны от природы, смешаны с пошлым, лживым, спекулятивным, с угодничеством улице, с бесстыдной жаждой успеха, скандалов…». Советская критика обозначает творчество Маяковского, как — романтик, романтик революции.

В 70-х годах так еще было принято писать, хотя понятно, что никакой романтики в революции и тем более в гражданской войне – нет и быть не может.

А вот – мечтатель революции – это точнее. Достаточно прочитать отрывок, где описывается обыкновенная,

тривиальная, погрузка дров на субботнике.

«Холод большой. Зима здорова./ Но блузы прилипли к потненьким./ Под блузой коммунисты. Грузят дрова./ На трудовом субботнике».

15 стр., 7035 слов

НЕОЛОГИЗМЫ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО

... Курсовая работа содержит: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. 3 5 1 Теоретические аспекты существования неологизмов в ... отдельный факт в рамках русской литературы, а как факт русской речи. Следовательно, творчество Владимира Маяковского можно ... неологизмы первой группы возникают в связи с необходимостью называния понятий и реалий, ранее не имевшихся в жизни человека: ...

Влияние Маяковского на формирование образа «советского человека»

Владимир Владимирович Маяковский, бессменно ассоциируемый с советской поэзией, несмотря на свой «донкихотский» стиль, оказал влияние на формирование эталонного образа «советского человека». Замечательно описывают это его собственные слова «Работа трудна, работа томит,/За неё никаких копеек./Но мы работаем, будто мы делаем величайшую эпопею».

Недооцененный лиризм Маяковского

«Дяденька, что вы делаете тут. Вероятно, имеется ввиду, что мальчик и за ним читатели все поняли и уяснили. Казалось бы, простой вопрос, но сколько в нем скрытого смысла! Несмотря на распространенную практику изучения лирики Маяковского, преобладает мнение, что она лишена какой-либо эстетики.

«свободно собравшиеся люди» — эта фраза позволяла утверждать о Маяковском, что он стремился «слить свою судьбу с судьбой народа». Все эти попытки оздоровления поэзии и усмотрения в ней эстетики — остаются предметом оживленных дискуссий.

Противоречие между реальностью и идеалами

Следует заметить, что были попытки пропагандировать лирику Маяковского как образец идеала «советского человека». Выдавали за лирику такие строчки, которые глубоко символичны, но, учитывая контекст, создают сильное противоречие с реальностью.

Великое донкихотство Маяковского

Критический анализ его творчества, несмотря на некоторую наивность, всегда возвращает нас к великому донкихотству Маяковского. Здесь открывается видение поэта, первого полудошедшего от любви к народу, который ценит вождей и партию, и готов слить свою судьбу с судьбой народа.

Роль Маяковского в формировании «советского человека»

Несмотря на все дискуссии, Маяковский играет важную роль в формировании абстрактного образа «советского человека». Но стоит понять, что этот «советский человек» — это некая абстракция, идеализированный образ, который пытались навязать всей стране. В реальности в каждом человеке присутствует гражданское чувство, а быть гражданином — значит быть частью государственности.

Говоря о гражданственности наций, необходимо отметить, что без этого понятия существуют только семья, род, племя, народность. Когда представители одного этноса объединяются в государство, они начинают приобретать не только этническое единство, но и гражданское, хотя в слабой степени. Государство уже имеет свои границы, законность и центральное управление. Однако нациям гражданственность необходима.

Советский народ, в отличие от нации, являлся сверхнациональным образованием, которое не существовало до этого и не существует в мировой цивилизации. Это понятие существовало только на бумаге и было записано в партийные документы.

Необходимо помнить, что чувство гражданственности (государственности) должно совпадать, а не противоречить чувству этноса. Чувство гражданственности основано на языковом и культурном единстве, и является основой патриотизма. Как сказал Александр Пушкин: «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу».

В работах Маяковского прослеживается гипертрофическая ненависть к русской нации и православию. Он опоганил все, что было дорого русскому человеку. Однако необходимо понять, что Маяковский не писал так из-за своих убеждений или веры — он был таким по натуре. Он стал первым поэтом такого масштаба, которого можно назвать государственным поэтом. Он поставил свой талант на службу новому государству.

Гораздо лучше понимает русского классика Иван Бунин, который не очень лестно отзывался о Маяковском. Бунин понимает Маяковского, но при этом понимает и русскую классику. Маяковский родился вовремя, и его «донкихотизм» был востребован только в революционные годы. В другое время они становятся смешными, но не стоит легко судить о них. В любом случае, «прозрение» Маяковского оказалось верным.

Огромный вклад Маяковского заключается в создании образа «глянцевого» Ленина — вождя. Это оказалось невероятно актуально и долго востребовано. Маяковский был гениальным агитатором.

Символизм и Религиозные Аналогии в Стихотворении «Разговор с товарищем Лениным»

В этом плане очень примечательно стихотворение «Разговор с товарищем Лениным». Вообще, это может считаться своеобразным «шедевром» такой поэзии, хотя, в стихе имеется глубокий подтекст, не совсем заметный с первого взгляда.

Начинается стихотворение достаточно обыденно: закончен трудовой день, поэт в комнате один, но тут — оказывается – не один, а – двое! Кто же второй? Ах, это портрет Ленина…

«Я встал со стула, радостью высвечен, хочется идти, приветствовать, рапортовать!»

Оказывается это не разговор наедине, так сказать тет –а – тет, — с вождем так нельзя. Здесь уже чувствуется элемент указания – как надо…

И далее – «Товарищ Ленин, я вам докладываю не по службе, а по душе. Товарищ Ленин работа адовая будет сделана и делается уже».

Так, доклад «не по службе», — это уже интересно, а почему «по душе?» Упоминается – чисто религиозное понятие – душа. И эта душа только у поэта, а у Ленина?

Так и Ленина – то – нет, — висит портрет? Что же это напоминает? Уже понятно: конечно – икону.

Только не икону, что в храмах православных, а фотографию «на белой стене», но это, в принципе – неважно: Бог – Ленин, уже в душе.

Вот так медленно, но верно происходил процесс, о котором говорили русские христианские философы: подмена православия новой верой…

Культ Ленина с «легкой руки» Маяковского и других поэтов и писателей помельче стал распространяться и внедряться в головы подрастающего поколения.

А новым властям этого и было надо.

Не весь, конечно)

Как ни странно, — молодежь пошла, пошло послевоенное поколение (люди рождения 1945 – 1955 г.г.), последующие поколения…

Не пошли люди 20 – х годов рождения. В те времена – это пожилой народ… Почему? – себе задавал вопрос.

Не знаю точно, но подозреваю, что адский пламень революции все же успел опалить их души. А факельщики – вот такие «маяковские».

Уже упоминал о трагической гибели поэта. В чем причина? Версий было много, все это достаточно тщательно скрывалось, по крайней мере, от широкого круга читателей.

Бытовала одна – несчастная любовь. Мы, в провинции, вообще

Анализ личной жизни Маяковского в контексте его лирики

Анализируя культурные и исторические контексты времени, в котором жил и творил Маяковский, мы можем получить более глубокое понимание его творчества и внутреннего мира. В современном мире, где интернет открыл возможности для глубоких исследований, многое известно о его бурной и показательной для того времени личной жизни.

Разбор личной драмы поэта

Любовь и творчество

Объединение комментариев «не знали, — к кому любовь-то?» поднимает вопросы об источнике эмоций, которые стимулировали его лирику. Однако, учитывая сложную натуру Маяковского, можно утверждать, что несчастная любовь вряд ли вызвала бы его самоубийство. Такие люди не прибегают к таким крайним мерам из-за несчастной любви.

Несчастная любовь и признание

Действительно, Маяковский понимал, что его стихи не оценили в должной мере, и это было больнее для него, чем любой личный потеря. Поэты, как «донкихоты» нашего времени, имеют тенденцию делать отчаянные поступки, если они чувствуют, что их работа не понята или не оценена.

Маяковский и посмертная слава

Недооцененный гений

Маяковский не мог предвидеть блестящую и великую славу, которая его ожидает в посмертии. Однако, у него были предположения ообразе, в котором его воспримут после его смерти. Это отражено в одном из его стихотворений, которое я далее процитирую.

Автор Дата
Педин В. 2019 год (5 – 8 декабря).

Анализируя контекст и коннотацию, любое произведение может быть понято в новой свете, особенно если оно написано таким сложным и противоречивым автором, как Маяковский.