По творчеству Чернышевского

Эссе

«Парадоксы романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

(эссе)

Выполнила студентка группы Б-11 Бабайкина Анжелика

В год юбилея нашего знаменитого земляка Николая Гавриловича Чернышевского хочется обратиться к его уникальному роману «Что делать?». Эта книга о человеческом счастье, о счастливом обществе. Роман построен автором как разговор с читателем-современником. Мы внимательно всматриваемся в тех, кого Чернышевский называет своими любимыми героями — в Лопухова, Кирсанова, Рахметова, Веру Павловну и ее подруг — Наташу Мерцалову, Катю Полозову, девушек- швей организованной Верой Павловной мастерской. Эта «новая порода» людей, точно знающих, что надо делать, чтобы приблизить счастливое будущее. «Что делать?» — книга, задуманная как учебник жизни, манифест революционной молодёжи. К этому произведению всегда относились неоднозначно, вокруг него кипели страсти, так как он соткан из парадоксов.

Даже сама история создания этой книги наполнена невероятными и неожиданными событиями. Н.Г. Чернышевский не был великим писателем, но он находился в одном ряду с классиками русской литературы.Его роман «Что делать?» был одной из самых «шумных» книг XIX столетия, на протяжении нескольких десятилетий автор, как никто другой влиял на настроения и вкусы читающий молодёжи.

Что же касается самого создания романа то это, бесспорно, выдающийся духовный подвиг писателя. Чернышевский испытал в заключении подлинный творческий подъем, сумел, обманув бдительность тюремщиков, выразить в книге свои идеалы, а затем, вступив в контакт с читателем, доказать своим гонителям, что воля творческой личности и мысль не могут быть порабощены.

Среди читателей романа было немало таких, кто видел в нём воплощение крайнего нигилизма. Они в ужасе отшатывались от этой «проповеди зла и разврата». В тоже время по воспоминаниям современников, влияние книги Чернышевского на молодёжь было колоссально. Всюду начали организовываться производительные и потребительные ассоциации, свевозможные мастерские, прачечные, коммуны для общежитий, семейные квартиры с нейтральными комнатами. Фиктивные браки сделались обыденным явлением жизни, причём «редкая освободившаяся таким образом барыня не заводила швейной мастерской».

4 стр., 1608 слов

По роману Что делать? Чернышевского

... как лидерские. Также читают: Картинка к сочинению По роману Что делать? Чернышевского Популярные сегодня темы В нашей семье интересно проходят праздники, поэтому мы с нетерпением ждем не только их ... борцом за честность и справедливость. Он всей душой верил в счастливо будущее своей страны. Николай Гаврилович хотел, чтобы простой народ жил в хороших условиях. Роман был написан в 1862 ...

Парадоксальной является и судьба текста книги. Ни корректуры, ни беловой рукописи романа не сохранились. Текстологическое своеобразие романа заключается также в том, что автор, роман которого появился за его полной подписью, был лишен возможности держать корректуру своего произведения и читать его: по постановлению следственной комиссии современные журналы Чернышевскому было запрещено выдавать. Кроме того, чтобы обеспечить печатание неоконченного романа из номера в номер, единственным выходом было представление рукописи по частям. Удивительным также была случайная потеря Некрасовым заветной рукописи, судьба которой была неизвестна более пяти суток (с 3 февраля по 8 февраля), пока неизвестный прохожий не принес ее в редакцию «Современника».

Кроме того, единственно возможным было перепечатывать текст романа по «Современнику» 1863 г. Именно так и были осуществлены все зарубежные издания «Что делать?». Список их весьма невелик. Строгий цензурный запрет с «Что делать?» был снят только революцией 1905 года, но популярность романа была такова, что энтузиасты переписывали и распространяли объемную рукопись.

Теперь перейдём к парадоксам в тексте романа.

1. Другая экономика.

Чернышевский полагал, чтобы переустроить общество, основываясь на справедливых началах, нужно изменить несовершенство общественной системы. Он утверждал, что источником всеобщего процветания может стать грамотно организованный труд. Нельзя оставлять человека наедине с материальными проблемами, нужно позволить ему войти в дружный, сплоченный коллектив, в котором он сможет проявить свои способности.

В реальности же коммуны, создававшиеся по образцу мастерских Веры Павловны, сталкивались с иным проблемами: между участниками не было согласия, постоянно возникали конфликты. В каждом сообществе рано или поздно оказывались люди, не желавшие честно работать и разлагавшие остальных.

2.Другая нравственность

Чернышевский не признавал ревности. Она казалось ему проявлением низкого собственнического инстинкта. Рахметов, которого автор считал идеальным героем, убеждал Веру Павловну, что ей вовсе не обязательно было расставаться с Лопуховым, когда у неё появилась новая любовь. В среде революционных демократов в 60-х годах XIX века были чрезвычайно распространены попытки создавать «счастье втроём». Чернышевский полагал, что в недалеком будущем чуть ли не все образованные молодые люди научатся владеть собой настолько , чтобы искренне дружить с новыми мужьями своих бывших жен. Автор исходил из того, что человеческая природа познаваема и исправима, а жизнь вполне может быть подчинена законам разума .

3. Много вопросов вызывает теория «разумного эгоизма» Н.Г. Чернышевского. В самом этом словосочетании заключено очевидное противоречие: эгоизм (любовь к себе) — это чувство, которое по сути своей неразумно. Подчинить эгоизм власти рассудка — необычайно заманчивая идея. Суть теории «разумного эгоизма» в том, что человек должен осознать выгодность добрых поступков и быть хорошим из соображений пользы. Чрезвычайно убедительная на бумаге, эта теория так и не нашла основательного подтверждения в жизни, поэтому, видимо, потерпели неудачу многочисленные попытки современников писателя организовать коммуны в соответствии с принципами, изложенными в романе. Отъявленные эгоисты так и не смогли стать высоконравственными людьми.

13 стр., 6199 слов

Характеристика образа рахметова в романе что делать. Рахметов ...

... романа борются за идеал светлого будущего, за лучшую жизнь. Среди них выделяется фигура особенного человека Рахметова. Наверное, желая убедительнее доказать своим читателям, что Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна действительно люди обыкновенные, Чернышевский ...

4. «Соблазнительная ясность», одна из важнейших черт романа Чернышевского «Что делать?», также вызывает недоумение. В произведении на каждый вопрос есть однозначный ответ, то есть, руководствуясь этой книгой, не надо думать. Но человеческая природа не так податлива и послушна. И этим объясняется следующий парадокс: на бумаге была семейная гармония «новых людей» и процветание мастерских, основанных на социалистических принципах хозяйства, а в реальной жизни случалось немало трагедий (так, Ольга Сократовна Чернышевская, которой посвящен роман «Что делать?», не последовала за мужем в Сибирь).

5. Как же рисовались Чернышевскому революция? Прежде всего — праздничной. В главе «Перемена декораций», действие которой происходит во время или после политического переворота, нет и упоминания о войне. Радостная дама в розовом, её возлюбленный и их друзья весело едут в Пассаж. По-видимому, чтобы увлечь молодёжь идеей борьбы, Чернышевский должен был создать привлекательный образ революции. Кроме того, он был великим теоретиком, а реальную жизнь знал плохо, революционных событий своими глазами никогда не видел и представлял их себе очень условно.

Далее, одним из активнейших участников революции должен был стать Рахметов.Этот герой не живёт, а выполняет долг перед народом. Он суров к себе и другим; запрещает себе почти все удовольствия, чтобы не отвлекаться от дела. Он проводит ночь на войлоке, утыканном гвоздями, тренируя волю и готовя себя к физической боли. Он не признаёт ревности и полагает, что любовь можно подчинить рассудку. Рахметов объясняет свое поведение: «Так нужно. Мы требуем от людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своими личными страстями, не для себя лично, а для человека вообще». Звучит красиво, но почему-то думается: делая революцию для «человека вообще», пожалеют ли рахметовы хоть кого-нибудь в «частности»? Рахметов так же идеален и далёк от реальности, как и придуманные Чернышевским швейные мастерские. Революция, предсказанная в последней главе, произошла не в 1865 году и не по сценарию Чернышевского, но, надо признать, не без его участия.

Роман «Что делать?», безусловно, принадлежит к числу великих утопий. Несмотря на то, что ряду ситуаций романа присуща «условная доля условности, упрощенности» и теория разумного эгоизма отмечена схематичностью и умозрительностью, упрощенными были и взгляды автора на природу человека, на соотношение разума и чувства, но все это не отменяет исторического и литературного значения сделанного писателем. Н.Г.Чернышевский внес в литературу русского реализма оптимистическую веру в близкое торжество социальной справедливости, порыв радостного служения идеалу, пример мужества и стойкости сопротивления насилию над разумом и творческим духом.

8 стр., 3600 слов

Что делать характеристика образа рахметова. Образ и характеристика ...

... свою жизнь выбранному идеалу. Сочинение Рахметов в романе Что делать? Образ Рахметова является в каком-то смысле по-настоящему уникальным и удивительным. Это была высшая чистая натура, которая воплотила в себе черты эпохи. Чернышевский восторгается характером своего ...