По философии «Мишель Монтень — мой современник»

Эссе

Эссе на тему: «Мишель Монтень – мой современник»

Своё эссе на вышеназванную тему хотелось бы начать с этимологии слова «эссе». Оно происходит от французского « essai », что в переводе означает «опыт», «проба», «попытка». Как ни странно, термин «эссе» появился как новый литературный жанр благодаря известному французскому философу Мишелю Монтеню, который этим словом назвал своё многотомное произведение.

Кто же такой Мишель Монтень и почему я считаю его своим современником? По правде говоря, я о нём ничего не знала, а его имя встречала на корешке французских книг, которые находятся в нашей домашней библиотеке. Поскольку я не владею в совершенстве французским языком, я совершила свою попытку прочесть главный труд всей жизни Монтеня на русском языке.

Итак, знакомьтесь: Мишель Монтень, знаменитый французский писатель и философ – гуманист эпохи Средневековья. Родился в аристократической семье 28 февраля 1533 года. С первого дня появления мальчика на свет, отец окружил его трепетной любовью и заботой. Мне сложно представить, как по утрам ребёнок просыпался под звуки приятной музыки, а в комнате находилось много свежих благоухающих цветов. Настоящий райский уголок! После завтрака ребёнка обучали математике, латинскому языку, философии и искусствам. Думаю, что такая семейная атмосфера и стройная система обучения и воспитания, разработанная отцом Мишеля, сыграла решающую роль в образе жизни и взглядах будущего философа. Отец был человеком мудрым: чтобы показать сыну действительность, отец проделывал свои опыты, — селил на время Мишеля в крестьянскую семью с целью показать противоположные друг другу социумы, их образы жизни, традиции, манеру общения, занятия, отношения внутри семьи и мн. др. Мишель Монтень очень любил латинский язык, общался с крестьянами на латыни, а те в ответ показывали знаки. Вот первая точка соприкосновения с современностью, — мне тоже довелось изучать латинский язык в гимназии, где его преподавала моя мама. Вторая – я, как и Монтень, изучаю юриспруденцию. Третья – нас не интересует политика. Четвёртая – мы против смертной казни, мы гуманисты. Интересен факт из биографии М. Монтеня: он уклонялся под любым предлогом от судебных заседаний, где могли вынести человеку смертный приговор. После смерти отца, Монтень и вовсе забросил судебную карьеру, несмотря на то, что он подавал большие надежды и был объектом гордости отца.

1 стр., 472 слов

Эссе моя жизнь без денег

... желаемое. Скоро у меня будет всё, что нужно для моей жизни. Уже скоро» Идеалист: «Ты никогда не получишь всего нужного для ... Материалист: «Ну и зачем ты друзьям без ста рублей?» Свобода Говорят, чем больше денег, тем больше о них беспокоишься. Я смеюсь. ... пять-шесть потерпеть, затянуть пояс потуже, а там, дальше начнётся нормальная жизнь. Впереди у неё ещё много лет, чтобы насладиться достигнутым. ...

Мишелю по душе был интеллектуальный труд. По его просьбе была выстроена башня с винтовой лестницей, где на стенах Мишель написал по – латыни свои изречения. Молодой человек выстроил свою философию жизни, где приоритеты отдавались свободе, покою и досугу. На потолке своей библиотеки он приказал сделать надпись на латинском языке «В год от Рождества Христова 1571, в день своего рождения, накануне мартовских календ, в последний день февраля Мишель Монтень , давно утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями, и находясь в рассвете сил, решил скрыться в объятиях муз, покровительниц мудрости. Здесь, в спокойствии и безопасности, он решил провести остаток жизни, большая часть которой уже прошла. И если судьбе будет угодно, он достроит это обиталище, это угодное сердцу убежище предков, которое он посвятил свободе, покою и досугу». Примечательно, что я тоже ценю свободу, мирное существование, хороший досуг. Если посмотреть на жизнь, она так скоротечна и её нужно прожить достойно, мирно, с удовольствием.

Вернёмся к биографии Монтеня. Он был избран земляками мэром города Бордо, ему пришлось взвалить на себя тяжкий груз руководства, но благодаря вспышке чумы, он вместе с семьёй уехал из города, таким образом расставшись с высоким постом.

Красной нитью в произведении проходит мысль о том, что жизнь представляет собой самую дорогую ценность. Согласна с ним. «Опыты» Монтеня полны рассуждений о разных сторонах нашей жизни: он высказывает свои личные мысли о воспитании и образовании, о необходимости познания самого себя, ещё великий Сократ говорил: « Nosce te ipsum !» — «Познай самого себя!»

Философы, как и обычные люди, делятся на оптимистов, пессимистов, критиков, утопистов, гуманистов… Мишель Монтень был скептиком.

Мишель Монтень описал свой жизненный опыт, подчёркивая своё личное, субъективное, авторское отношение к миру, противостояние жизненным хлопотам, суетным житейским делам, старался быть и оставаться независимым. Эта позиция также актуальна. Сейчас молодое поколение демонстрирует свою независимость от родителей, учителей, чужого мнения разными способами, например, стараются самостоятельно зарабатывать на жизнь и на карманные расходы.

Монтень заставил меня задуматься о том, что представляет собой истина. Этот вопрос до сих пор остаётся открытым, т. К. трудно провести грань между истиной и ложью. Ни один даже самый опытный психолог, следователь, врач или полиграф никогда не смогут точно ответить на этот вопрос и отделить чёткой гранью истину от лжи. Монтень мудро замечает: «Безумие судить, что истинно и что ложно».

11 стр., 5242 слов

Лямзина т ю жанр эссе к проблеме формирования теории

... к научному, так и к художественному исследованию человека, общества и истории". К этому периоду относится зарождение жанра эссе в творчестве Мишеля Монтеня. ... недостаточного внимания к теории и функционированию жанра эссе в отечественных и зарубежных исследованиях разнятся. Очевидного жанр эссе в ... покидать почвы реальных фактов и решать проблемы познавательного и практического характера. Вместе с ...

М. Монтень говорит о душевной закрытости, он убеждён в том, что познать себя можно только в одиночестве, в уединении. Все «Опыты» пронизаны одной принципиальной позицией – быть собой и учиться науке самопознания, «…которая должна меня научить хорошо жить и хорошо умереть…». Кстати, мысль о смерти Монтень проносит через всё своё многотомное произведение. Для автора «…философствовать – это значит учиться умирать…». ( I , XX ) Эту концепцию впоследствии подхватил и знаменитый французский писатель Альбер Камю, яркий представитель литературного течения экзистанционализма, где основная идея звучит очень пессимистично: родились, чтобы умереть. В этой части ч не согласна с великим Монтенем. Считаю, что человек рождается на свет, чтобы познавать мир и созидать, делать его лучше, добрее, красивее.

Монтень не любит красноречия и осуждает за это Цицерона, ставя в пример Сенеку. М. Монтень ценит мысль, а не красоту речи для примагничивания слушателей.

Монтень не побоялся бросить вызов школьному образованию: вслед за гуманистами, выступавшими против зубрёжки, он был против любой системы, ставя в пример методы обучения своего отца.

«Мой учитель совершенно не знал нашего языка, но прекрасно владел латынью. Приехав по приглашению моего отца, предложившего ему превосходные условия, исключительно ради моего обучения, он неотлучно находился при мне. Чтобы облегчить его труд, ему было дано еще двое помощников, не столь ученых, как он, которые были приставлены ко мне дядьками. Все они в разговоре со мною пользовались только латынью. Что до всех остальных, то тут соблюдалось нерушимое правило, согласно которому ни отец, ни мать, ни лакей или горничная не обращались ко мне с иными словами, кроме латинских, усвоенных каждым из них, дабы кое-как объясняться со мною. Короче говоря, мы до такой степени олатинились, что наша латынь добралась даже до расположенных в окрестностях деревень, где и по сию пору сохраняются укоренившиеся вследствие частого употребления латинские названия некоторых ремесел и относящихся к ним орудий. Что до меня, то даже на седьмом году я столько же понимал французский язык или окружающий меня перигорский говор, сколько, скажем, арабский. И без всяких ухищрений, без книг, без грамматики и каких-либо правил, без розог и слез я постиг латынь, такую же безупречно чистую, как и та, которой владел мой наставник…» («О воспитании детей», I, XXVI).

Сейчас этот метод называется методом погружения в естественную языковую среду.

Мишель Монтень отмечает, что от него ускользает цельное видение предмета, вместе с тем и мир утратил свою цельность. Он зорко видит изменения в человеке как он из богоподобного существа превратился в «изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся». ( I , I ).

2 стр., 706 слов

Как человек живет так он и погибает

... смерти в повести» Вступление. Как человек живёт, так он и погибает. Основная часть: Сравнительный анализ трёх эпизодов А) Как погиб герой: Андрий, Остап, ... сочинении (лишнее).Дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно. Обратите внимание на язык сочинения. ... быту, отношение к жене; б) война – главное дело жизни; в) Сечь – родина Бульбы; г) ум, бесстрашие, ...

В самом деле, духовность, как божественное начало, давно отступило на задний план, человек стал существом суетливым, обременённым бытом и ворохом проблем таких как, поиск работы, высокая зарплата, ипотека, устройство детей в детский сад и школу и т.д. и т.п.

Философ осмеивает значимость человека и сравнивает её с гусёнком, который тоже мог бы сказать: “Внимание вселенной устремлено на меня; земля служит мне, чтобы я мог ходить по ней; солнце – чтобы мне светить; звезды – чтобы оказывать на меня свое влияние…”» («Апология Раймунда Сабундского», II, XII).

Человек не может находиться вне социума, он должен уметь общаться, взаимодействовать с противоположным полом. В самом деле, это целое искусство уметь дружить и переносить дружбу через года, уметь хранить секреты… Монтень приводит в пример свою многолетнюю дружбу с поэтом ля Боэси.

Следующая мысль Монтеня касается естественного и искусственного в природе. Он был против искусственных насаждений в природе, отмечая при этом, что у дикорастущих кустарников плоды имеют приятный сладкий вкус в отличие от тех, которые были посажены человеком и имеют больше полезных свойств. «Мы настолько обременили красоту и богатство ее творений своими выдумками, что, можно сказать, едва не задушили ее. Но всюду, где она приоткрывается нашему взору в своей чистоте, она с поразительной силой посрамляет все наши тщетные и дерзкие притязания» (I, XXXI).

Как мною уже было отмечено, Монтень был скептиком с философским уклоном. Например, он не осуждает эгоизм в человеке, а, наоборот, он его приветствует: если человек всю жизнь то и дело будет всем сопереживать и сочувствовать, он никогда не построит своего собственного счастья, а это в корне неправильно. Мораль Монтеня – стремление человека к счастью, т. к. это естественная цель жизни. Девиз Монтеня — «Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя». Монтень справедливо считает, что самыми важными обязанностями человека являются обязанности по отношению к самому себе.

Мне понравилась идея Монтеня о смиренности со своими физическими недостатками и несчастьями. Все несчастья он разделил на неизбежные такие, как физическое уродство, смерть близких и субъективные, например, жажда славы, оскорблённое самолюбие и утверждал, что долг человека заключается в борьбе против тех и других. Высказанная Монтенем мысль всегда актуальна: человек должен найти в себе силы смириться со своими недостатками и недугами и продолжать жить, несмотря ни на что. У каждого из нас есть свои изъяны, недостатки, плохие черты характера, но мы стараемся не озлобиться, ощущать радость жизни, жить ради жизни.

Мне очень симпатизирует монтеневский принцип справедливости, как единственно правильный в урегулировании человеческих отношений. Однако я считаю, что угодить всем невозможно. Справедливость, по моему субъективному мнению, понятие абстрактно – нереальное. В идеале мы её не найдём, например, люди неработающие или имеющие минимальный трудовой стаж получают одинаковую по размерам пенсию с людьми, за плечами которых огромный трудовой стаж. Как можно сравнивать труд артиста и шахтёра? Разве справедливо, что наша примадонна получает от государства очень высокую пенсию, тогда как настоящие труженики учатся жить на скромную пенсию. Согласна, нужно дифференцированно поощрять людей, которые посвятили всю свою жизнь важному открытию, необходимому всему человеческому сообществу, например, Мария Склодовская – Кюри или замечательный российский хирург – офтальмотолог Святослав Николаевич Фёдоров…

4 стр., 1693 слов

Духовность и культура

... возрождения национальной духовности и угрожает нашей национальной культуре, а стало быть и национальной идентичности. Пойти на это могут только люди полностью утратившие национальное и патриотическое чувство, ... маскультовский подход к проблеме культуры - выдавать за культуру её внешние проявления. Во-вторых, это стремление замолчать то, что внешняя культура личности (или общества) в конечном ...

Монтень, как нам стало известно из биографических источников, не любил служение государству и выполнять общественные должности, но нужно отдать ему должное за то, что он видел первостепенный долг человека по отношению к государству – это уважение к существующему порядку. Я так же как и автор «Опытов» придерживаюсь этого принципа: нет ни в государстве, ни в целом мире ничего идеального и совершенного, но настоящий гражданин должен уважать государство, в котором он живёт, соблюдать установленные в нём правила и законы, чтобы не обратить всё в первозданный хаос.

Весомый вклад Мишель Монтень внёс в педагогику. Его принципы, сформулированные в Средние века, смело и сейчас можно назвать инновационными. Почему? Объясняю: цель воспитания по Монтеню – сделать из ребёнка не успешного специалиста в какой – либо области, а успешную личность с развитым умом, сильной волей и благородным характером, которая была бы способна стойко переносить выпавшие на его долю несчастья и умел наслаждаться жизнью. Данный теоретический аспект имеет своё отражение в трудах великих педагогов Яна Амоса Коменского, Джона Локка, Жана – Жака Руссо и даже в статье Николая Пирогова «Вопросы жизни». Заглянем в образовательные программы II поколения (ФГОС):

«В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

нравственному самосовершенствованию

осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни

свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок.

образовательное учреждение гарантирует

включение учащихся в соответствующую их возрастным и индивидуальным

особенностям разнообразную деятельность, направленную на формирование у них: осознания принадлежности к своему Отечеству, традициям и историко-культурному наследию, чувства гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; представлений о нравственности, правилах поведения в обществе, необходимости их применения , освоения опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; приобщение к системе ценностей отечественной и мировой культуры, чувства ответственности за их сохранение; качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности (трудолюбия, настойчивости, уважения к труду и человеку труда, интереса к профессиональной деятельности взрослых и др.); элементов экологической культуры, ценностного отношения к природе , людям, собственному здоровью, готовность к экологически адекватному взаимодействию с окружающим миром, не приносящему вреда окружающей среде и себе; эстетического отношения к окружающему миру, умения эмоционально реагировать на красоту окружающего мира, потребности и умения выражать себя в различных видах творческой деятельности ; элементов организационной культуры, организаторских умений и навыков, опыта участия в совместной деятельности в ситуациях выполнения разных ролей (подчиненный, руководитель, партнер); коммуникативной культуры, умений участвовать в диалоге, соблюдать правила культуры общения; основ физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.» Складывается впечатление, что Мишель Монтень в самом деле мой современник. Но и это ещё не всё. Мишель Монтень высказал мысль о развивающем обучении на основе гуманного отношения к детям. Обучение должно исключать наказания, принуждения, насилие и особое внимание должно уделяться индивидуальному подходу. В самом деле, ни один десяток лет говорят и пишут об этом. В главе «О воспитании детей» Монтень отмечает: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребёнка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; я хочу, чтобы он тоже слушал своего питомца.» и ещё одна великолепная цитата: «Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всём без исключения; пусть осматривает всё примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили или Карл Великий ». Эти жизненные эссе Монтеня свидетельствуют о том, что он был мудрым и дальновидным философом. Они стали настоящим кладезем вплоть до настоящего времени. Он по – настоящему заботился о подрастающем поколении.

6 стр., 2625 слов

Духовные потребности как элемент духовной жизни человека

... Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, ... В духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и ...

Как у всех великих у Монтеня есть яркие, наполненные жизненным смыслом, выражения. Мне по душе пришлись следующие:

  1. «Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть».

    4 стр., 1581 слов

    История мудрый учитель жизни

    ... а также возрождения и сохранения памяти о Первой мировой войне. История – мудрый учитель жизни. Поэтому нужна, как воздух, как хлеб насущный нашему обществу военно–патриотическая, воспитательная ... молодёжь. Я с чувством глубокого уважения отношусь к Алексею Алексеевичу Брусилову - человеку и полководцу. Героизм русского народа. Исторически сложилось так, что нашему народу приходилось ...

  2. «Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно».

  3. Я считаю, что даже весьма несовершенный и посредственный человек способен на любой возвышенный поступок; но ему всегда будет недоставать выдержки, умеренности и постоянства. Вот почему мудрецы утверждают, что судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование.

  4. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Монтень заставляет рассуждать, а значит учит нас мыслить о смысле жизни.

Первая цитата о том, что нужно иметь определённые цели в жизни и добиваться их. Вторая фраза полна скептицизма в понимании и познании природы. Третье высказывание о том, что нам не дано познать внутреннюю природу человека, а четвёртое говорит о саморазвитии, самопознании, самообучении, о всех видах «самости» человека.

Мишель Монтень заставил меня задуматься о самосознании, о жизненных целях, о воспитании современных детей. Он для меня – современный учитель, который не навязывает свою точку зрения, он лишь описал свой жизненный опыт, который и сейчас представляет собой определённую ценность. Мысли, высказанные Монтенем, приобрели небывалую популярность и значимость, лично для меня они актуальны и я с уверенностью могу сказать, что Мишель Монтень – мой современник, мой учитель и наставник на жизненном пути.

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/sochineniya-mishel-monten-do-sih-por-chitayutsya-s-interesom/

  1. Мишель Монтень, М., Альфа – книга, 2017

  2. Michel Montaigne “Les essais, Paris, Gall imart, 2014

  3. 3.

  1. 5.