Как я понимаю прекрасное

Эссе

Эссе

Как я понимаю прекрасное

Одной из спорных категорий эстетики выступает понятие прекрасного. Первоначально проблемам прекрасного уделяли много внимание древнегреческие, а затеи и римские философы. В более поздние периоды в эстетики получила свое развитие теория прекрасного и искусства.

В сравнении с иными эстетическими категориями, прекрасное на протяжении многих веков являлось категорией привилегированной. В течении достаточно большого промежутка времени прекрасное рассматривалось как главная эстетическая ценность. Многие философы при этом считали прекрасное основным предметом эстетики. Вопросы прекрасного затрагивались в трактатах Платона, Плотина, Августина, Фомы Аквинского. В эпоху Возрождения, невзирая на парадоксальное признание Дюрера: «А что такое прекрасное, не знаю», прекрасное как основная эстетическая категория большинством эстетиками и поэтами (например, Альберти, Фичино, Полициано) выдвигалось тоже на первый план.

Достаточное внимание уделялось прекрасному и в немецкой классической философией. Так, например, в кантовской концепции эстетического суждения, а также в гегелевской теории абсолютного духа, прекрасное воспринималось в качестве одной из важнейших проблем эстетики.

Столь частое обращение философов к категории прекрасного и отсутствие единой концепции его понимания свидетельствует о значимости и спорности данной категории.

С нашей точки зрения, в понимании прекрасного можно обозначить несколько основных аспектов:

  • Понимание (осознание) прекрасного свойственно именно представителям человечества, в природе больше преобладает полезность и природные инстинкты.

-Прекрасное, с нашей точки зрения, всегда является категорией индивидуальной. То есть разграничение обыденного, безобразного и прекрасного осуществляется именно на уровне отдельного субъекта. Конечно существует в каждом историческом времени свое общественное понимание прекрасного (например, в Древнем Египте Нифиртите с позиции общественности была прекрасна, хотя с позиции современности ее внешность не отличалась ничем интересным).

Однако любое общественное мнение относительно прекрасного неизменно преломляется о субъективное восприятие.

6 стр., 2763 слов

Концепции мк в исследованиях зарубежных социологов

... модель коммуникативного акта; контент-анализ; бихевиоризм) * П.Лазарсфельд (теория «минимального эффекта») и Б. Берельсон (концепция удовлетворения потребностей аудитории) * Модели политической коммуникации К. Шеннона и У. Уивера 1. ... проблемы, тенденции развития, - М.: Изд-во МГУ, 1998, 208 с. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. С. Петербург. 2000. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в ...

Прекрасное, с нашей позиции, также необходимо отличать от красоты. Если, например, под красотой (условно) понимать определенную совокупность гармонично соотносимых элементов, например, сочетание красок заката, гармоничное сочетание черт лица и т.д., то прекрасное еще и характеризуется неким «налетом» восторга и внутреннего восхищения. Так, например, новорожденный ребенок, несмотря на то, что он красный, сморщенный, несколько непропорциональный, для его матери является прекрасным, так как он для нее выступает воплощением ее мечты, ее желания.

То есть, хочется подчеркнуть, что прекрасное всегда связано с внутренним состоянием личности. Так, например, если человек настроен романтично, то при созерцании шторма на море, он может сказать, что эта грозная стихия поистине прекрасна. Однако, если у этого человека кто-либо из близких погиб в таком же шторме, или из-за шторма человек не может отправиться на морскую прогулку, то он может его воспринимать как негативный, раздражающий фактор, невзирая при этом на то, что он вовсе не отрицает красоту красок и мощности данного природного явления.

Прекрасное, в нашем понимании, это в первую очередь чувственное восприятие некоторых объектов или явлений действительности. На уровне рационального нельзя сказать прекрасен ли тот или иной объект (например, озеро) или явление (например, северное сияние).

Как объект, так и явление можно описать с разных позиций: структуры, сущности, красочности, функциональности, гармоничности и т.д. Однако при этом нельзя сказать прекрасно ли оно. И лишь при наложении индивидуального восприятия, индивидуального взгляда, в отношении объектов и явлений возникает такая категория, как «прекрасное».

При этом мы вовсе не отрицаем того, что в каждом отдельном обществе (а также микрообществе) должно быть сформировано свое представление о прекрасном. При этом мы подразумеваем, что в общественном понимании прекрасное — это не то, что действительно для каждого члена общества является прекрасным — такого просто выделить на практике невозможно из-за отсутствия единых позиций в данном вопроса. В общественном отношении, с нашей точки зрения, к прекрасному относят ту группу объектов (предметов) или явлений, которые в большинстве субъективных восприятий называются прекрасным, например, пение, некоторые явления природы (рассвет, закат, цветение), некоторые отношения (любовь, дружба уважение), некоторые чувства (восхищение, восторг, счастье и т.д.).

При этом для формирования эстетического вкуса и общественной морали в обществе прекрасное отграничивают от безобразного и обыденного (например, с позиции общества, рождение может быть прекрасным, а смерть — нет, хотя с внешней оценки некоторая смерть красивее процесса рождения, однако общество не может этого признать, так как оно призвано воспевать красоту рождения и жизни).

Необходимо также подчеркнуть, что общественное мнение о прекрасном, как и его субъективное восприятие, со временем может кардинальным образом меняться. Так, например, в один исторический период времени морская битва может называться прекрасной, а в другой — кровопролитной и страшной. То есть прекрасное еще и характеризуется тем, что оно изменчиво.

40 стр., 19777 слов

А. Фет и эстетика «чистого искусства»

... Фета заключался в том, что сама природа его художественного дара наиболее полно соответствовала принципам "чистого искусства". "...Приступая к изучению поэта, - писал Белинский в пятой статье ... Возможно, что центральное для эстетики Фета понятие "поэтическая мысль", основополагающее в его статье "О стихотворениях Ф. ... красоте: "Прекрасна и любезна истина и добродетель, но и красота также прекрасна и ...

Подводя итог, подчеркнем следующее. С нашей точки зрение, прекрасное, это такое проходящее или мимолетное ощущение, которое рождается в сознании и восприятии конкретного человека при наблюдении определенного явления или предмета под непосредственном влиянии особенностей его субъективного восприятия и состояния.

Список просмотренной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/so-vremenem-menyaetsya-ponyatie-prekrasnogo/

прекрасное эстетический красота

1.Борев, Ю.Б. Эстетика: учеб. пособие / Ю.Б. Борев. — М.: ГАРДАРИКИ, 2008. — 522 с.

  • Крапивенский, С.Э. Социальная философия: учебник / С.Э. Крапивенский. — Волгоград: Комитет по печати, 1996. — 488 с.
  • Кохановский, В.

Философия: учебник / В. Кохановский. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 694 с.

  • Лузгин, В.В. Философское учение о материи: учеб. пособие / В.В. Лузгин. — М., 2004. — 221 с.