Пример по высказыванию В. Сухомлинского «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Материал : Учимся быть семьей

Эссе

Проблема социализации и становления нравственных качеств в семье, поднятая известным прозаиком и литературоведом В. М. Сухомлинским, особенно актуальна в условиях современного общества.

Я полностью согласен с В.М. Сухомлинским. как известно из курса обществознания, семья — это первичная малая группа, основанная на браке и кровном родстве. Основной функцией семьи является воспитание, то есть прививание социальных норм, в том числе нравственное воспитание.

Для доказательства правоты автора обратимся к классической литературе. в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир», главная героиня — Наташа Ростова, пример для подражания. Добро, справедливость, отзывчивость — именно эти качества ей были привиты с раннего детства в семье ее родителями.

Также можно привести в пример мою семью. Моя маленькая сестренка только учится всему, т.е. начинается социализация, и уже вокруг нее царит добро и забота. Это можно сказать, первые ее осознанные чувства, которые впоследствии она будет испытывать находясь дома или навещая родителей. Доброта и забота — вот чего не хватает современному обществу.

Семья — это та первичная среда,

где человек должен учиться

творить добро.

В. А. Сухомлинский, Главное значение семьи

В вопросах воспитания родители должны достичь взаимопонимания во всех значимых и незначительных вопросах, несмотря, но, то, что между родителями возникают разногласия в воспитании и ведении домашнего хозяйства, разумные любящие родители никогда не должны, показывать перед детьми свои разногласия во мнениях.

Здоровая семья

1.​ Отдельная квартира

2.​ Материальное благополучие

3.​ Взаимопонимание между супругами

4.​ Дети в семье

5.​ Хорошее положение на работе.

Но каковы, же основные условия семейного воспитания, необходимые для полноценного развития детей дошкольного возраста, успешного формирования личности каждого ребёнка:

  • ​ организация жизни семьи, семейный уклад (распределение между взрослыми обязанностей по воспитанию);
  • ​ стиль семейных отношений и воспитания детей (преимущества демократического стиля по сравнению с авторитарным);
  • пример мать и отец – главные воспитатели, а также других старших членов семьи, как образец подражания (ответственному отношению к семейному и общественному долгу, доброжелательному отношению к людям);
  • ​ организация разнообразной деятельности детей, необходимых для развития личности ребёнка (игры, картинки, советы, бучение, художественная деятельность);
  • ​ авторитет родителей, как непременное условия хорошего воспитания;
  • ​ здоровый образ семьи (духовного и физического);
  • ​ единство взглядов и педагогических действий, их последовательность: какого человека надо воспитать, как этого добиться;
  • ​ забота родных об охране нервной системы детей (возникновение детских неврозов).

    14 стр., 6573 слов

    Какую роль играет личный пример родителей в воспитании детей?

    ... воспитании детей. А ведь дети учитывают все: как к друг к другу относятся их мама и папа, как относятся они к своим родителям, к гостям, к ... отношении к миру какими-то низменными принципами, например: «чтобы чего-то достичь, нужно обманывать других, люди вне семьи не заслуживают уважения». При этом если такой родитель обладает в семье ... Гринева учит своего отпрыска добру и чести, наставляя сына: ...

Зачастую мы не учитываем в должной мере, что наше собственное поведение (родителей) как в зеркале отражается в детском поведении, особенно в дошкольном возрасте. Они особенно впечатлительны и искренне выражают свои чувства, представления и отношения не таят, а просты и откровенны во всем. Сразу вспоминается рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» — смысл рассказа касается взаимоотношений родителей младших и старших поколений, хоть рассказ корнями уходит в далекое прошлое, но проблемы семейного воспитания ещё в то, временя, были актуальны.

Семью почитали ещё с древних времён. Народ сложил много пословиц.

  • ​ При солнышке — тепло, при матери – добро.
  • Нет, милее дружка, чем родная матушка.
  • ​ Вся семья вместе – и душа на месте.
  • ​ Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

Неотъемлемой частью в воспитании является эмоциональное развитие семьи. Ведь не секрет ни для кого, что на житейском уровне отношений взрослого к детским переживаниям зачастую снисходительное, не редко и отрицательное. Сейчас ребёнок возбужден, и его приходится успокаивать, сдерживать, а порой он в унынии, что готов заплакать, даже без повода. И именно в этот период он слышит такие фразы, как: «Перестань реветь!», «Успокойся и сядь!», «Прекрати истерику!», «Что ты без конца смеёшься, ты клоун?»….. Безусловно, взрослым было бы легче, если б ребёнок сидел тихо, и приставал со своими «проблемами», но трудно представить такого «ребёнка — дошколенка», который справился бы сам со своим эмоциональным состоянием и сознательно регулировал своё поведение. Эмоциональность ребёнка- это открытость его миру, доверчивость, непосредственность, импульсивность поведения.

Во-избежании грубой ошибки в воспитательном процессе ребёнка, родителям необходимо усвоить один очень важный вывод, на который мы детские психологи обращаем внимание. Детские переживания (эмоциональная сфера) – это чрезвычайно важная и очень тонкая сторона психического развития. Особенности эмоций и чувств ребёнка в целом и в этой связи – как параметр его психической уравновешенности, внутреннего комфорта и здоровья.

Воспитание детей, Каждый родитель должен знать семь основных правил воспитания ребёнка:

  • ​ Нельзя унижать ребёнка.
  • ​ Не нужно допекать, опекая.
  • ​ Неразумно требовать немедленного повиновения.
  • ​ Никогда не нужно угрожать.
  • ​ Не следует вымогать обещаний.
  • ​ Нельзя потакать ребёнку и слепо идти у него на поводу.
  • ​ Для достижения понимания, будьте последовательными.

Воспитание детей 1

4 стр., 1798 слов

Семья как фактор социализации человека на различных возрастных этапах

... семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека ... реальной психологической картине. Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, ... впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Именно в семье ребенок ...

Главный замысел и цель семейной жизни –

воспитание детей. Главная школа

воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В. А. Сухомлинский

Зерно прозревает в СЕМЬЕ,

В СЕМЬЕ человек вырастает.

И всё, что потом обретает,

Приходит к нему не извне.

Семья — это родство не только по крови.

В романе «Война и мир» Л.Н.Толстого семья выполняет своё высокое истинное назначение. Становление личности человека во многом зависит от семьи, в которой он растет. Как говорил Сухомлинский, семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Однако в мире существует не только добро, но и в противовес ему зло. Есть семьи, связанные лишь фамилией. Ее члены не имеют ничего общего между собой. А ведь интересно, кем станет человек, личность которого формировалась в атмосфере безразличия и отсутствии ласки? Три семьи – Болконские, Курагины и Ростовы – как бы являют собой то самое добро и зло. На их примере можно подробно рассмотреть все то семейно-человеческое, что только бывает на свете. А собрав их воедино, получить идеал.

Представители старшего поколения совершенно не похожи между собой. Считающий пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум Болконский. Хлебосольные, простодушные, простые, доверчивые, щедрые Наталья и Илья Ростовы. Очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимающий важный придворный пост Курагин. Между ними нет ничего общего, кроме того, что все они семейные люди. У них совершенно разные увлечения и ценности, разный девиз, под которым они идут вместе со своей семьей (в том случае, если эта семья существует).

По-разному представляются отношения между старшим поколением и детьми. Изучив и сравнив это «качество», можно подтвердить или оспорить термин «семья», которым объединены эти люди.

Семья Ростовых наполнена доверчивостью, чистотой и естественностью. Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций, свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм, верность семейным отношениям. Все это включает в себя, казалось бы, идеальная семья, главное в отношениях которой — любовь, жизнь по законам сердца. Однако и у такой семьи есть пороки, что-то, что не позволяет ей стать эталоном. Возможно, немного жесткости и строгости не помешало бы главе семейства. Неумение держать хозяйство привело к разорению, а слепая любовь к детям действительно закрыла глаза на правду.

Семье Болконских чуждо проявление сентиментальности. Отец — непререкаемый авторитет, вызывающий благоговение со стороны окружающих. Он сам занимался с Марьей, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Отец любит своих детей, а они почитают и любят его. Их связывают трепетные чувства друг к другу, желание заботиться и оберегать. Главное в семье — жизнь по законам ума. Быть может, недостаточное проявление чувств отдаляет эту семью от идеала. Воспитанные в строгости, дети носят на себе маски, и лишь некая крохотная часть их излучает искренность и восторженность.

6 стр., 2786 слов

,Мини- «Семья Ростовых в романе «Война и Мир»» (вариант 2)

... Марья и Андрей не знавшие материнской любви, воспитывались в строгости и жестокости. Объединяло их семьи любовь к родине. Ростовы и Болконские готовы прийти на помощь своему отечеству. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских Семья Ростовых в романе Война и мир сочинение рассуждение ...

А можно ли назвать семьей Курагиных? Их история не несет в себе той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Болконских и Ростовых. Курагиных объединяет только родство, они даже не воспринимают друг друга, как близких людей. Дети для князя Василия лишь обуза. Он относится к ним безразлично, желая их сплавить побыстрее. После слухов о связи Элен с Анатолем князь, заботясь о своим имени, отдалил от себя сына. «Семья» здесь — кровные узы. Каждый член семьи Курагиных привык к одиночеству и не чувствует потребности в поддержке близких. Отношения фальшивы, лицемерны. Этот союз – один большой минус. Семья сама по себе отрицательна. Как мне кажется, это и есть то самое «зло». Пример семьи, которой просто не должно быть.

Семья для меня – это настоящий маленький культ. Семья – это дом, в котором хочется остаться навсегда, а ее основанием должны стать любящие друг друга люди. Качества двух семей – Ростовых и Болконских – я хотела бы воплотить в своей семье. Искренность, забота, понимание, любовь, переживание за близкого, умение оценить ситуацию и не идеализировать своих детей, желание воспитать полноценную личность – вот то, что должна представлять собой настоящая семья. Строгость и рассудительность Болконских, любовь и покой Ростовых – вот то, что способно сделать семью по-настоящему счастливой.

Понятие семьи в романе описывается со всех сторон.

В своём высказывании В.М. Сухомлинский поднимает проблему роли семьи в формировании личности. Он считает, что именно в семье начинается процесс формирования личности, что семья прививает ребёнку представление о добре и зле.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Семья – это социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью. В семье осуществляется первичная социализация индивида, поэтому семья и выполняет такие функции как воспитательная, эмоционально-психологическая, рекреационная, защитная, хозяйственно-экономическая. Каждая их этих функций важна, и если хотя бы одна из них отсутствует или выполняется не в полной мере, то это негативно скажется на формировании личности.

Например, детство будущего царя Ивана Грозного прошло в обстановке серьёзной борьбы за власть, боярских интриг и насилия, что сформировало у него жестокий характер. Тогда, считая престолонаследника ничего непонимающим ребёнком, попечители не обращали на него внимания. Сам Иван IV отмечал, что держали его в бедности, вплоть до того, что он недоедал. Такое воспитание наследника стало одним из причин, почему он сформировался агрессивным и жестоким. Он в раннем возрасте потерял отца, а мать в его детстве отравили. Некоторые историки говорят, что хоть Иван был умным и смышленым мальчиком, недостаток семьи, неисполнение ее важных функций крайне негативно отразились на его дальнейшей деятельности.

Положительным примером может служить семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Ростовы эмоциональны, великодушны, отзывчивы, гостеприимны и приветливы. Глава семьи, Илья Андреевич – добродушный барин, он обожает свою семью, у него, как и у его супруги, тоже имеющей доброе сердце и всегда помогающей окружающим, доверительные отношения с детьми. В этой семье родители сумели показать отличный пример для своих детей. Петя вырос как настоящий патриот Родины; Николай, хотя и не отличался глубиной ума, был простым, честным и порядочным молодым человеком. Наталья была душой своей семьи. Она тонко чувствовала сущность каждого, она добра, очень естественна и умела целиком отдаваться любви ко всем людям. Она смогла уговорить родителей вывести из Москвы, которой угрожали французские войска, не ценные вещи, а раненых солдат. Ростовы предпочли остаться без гроша в кармане, а не преступить законы чести, совести и сострадания. Это ли не лучшая иллюстрация того, насколько велика роль семьи в «Войне и мире»?

4 стр., 1692 слов

Семьи в романе Война и мир (Болконские, Ростовы и Курагины)

... полную и взаимопонимающую семью, как это произошло с Марьей Болконской, Пьером Безуховым, Наташей и Николаем Ростовыми. Также читают: Картинка к сочинению Семьи в произведении Война и мир ... в жизни. Характеристика семей в романе «Война и мир» Семейным ценностям в романе-эпопее "Война и мир" Л.Н.Толстой отводит немаловажное значение. Эпилог, как и всё произведение в целом, построен на идее единения и ...

Таким образом, именно семья способствует развитию у ребёнка определённых моделей поведения, формирует его мировоззрение и основные качества характера.

К. Ярош