Будущее в руках молодежи. Роль молодежи в современном обществе: условия развития, интересы и увлечения

Эссе

Социальная роль

Молодые люди – это опора и будущее нашей страны. Знают ли они об этом? Вероятно, догадываются. Какова же роль современной России на Ближнем Востоке">роль молодежи в современном обществе? В первую очередь главная задача подрастающего поколения – стать достойными гражданами той страны, в которой они родились. Человек, вступивший на путь взросления, всегда сталкивается с вопросом самоопределения. Он пытается найти себя и свою стезю. Исходя из этого, с течением времени он понимает, какую роль он будет играть в обществе. Каждый человек должен ставить своей целью улучшение своей страны и помощь людям. Именно это поможет сделать государство сильнее и лучше. Социальная роль молодежи в современном обществе – это развитие и перемены устоявшихся стандартов. Старшее поколение в большинстве своем консерваторы. Люди не хотят менять ни техническое оснащение, ни свои взгляды. Молодежь воспринимает перемены как что-то естественное и очень логичное. Школьники, студенты и выпускники вуза с удовольствием получают новые знания и спешат применить их на практике. Улучшение своих навыков – вот истинная цель молодого поколения. Каждый человек стремится к самореализации. А зачем он это делает? Чтобы найти свое место и роль в современном обществе. Молодежь стремится привнести в мир что-то новое, что-то изобрести или что-то улучшить.

Что же еще требует общество от подрастающего поколения? Сохранение традиций и ценностей, которые на протяжении веков формировали предки.

Молодежная политика — ее система и основные направления

Государство пытается решить проблемы молодого поколения, ведь юноши и девушки есть будущее нашей страны. Очевидно, что для разрешения трудностей нельзя использовать устаревшие методы, которые перестали быть актуальными в современном обществе.

2 стр., 570 слов

Какова роль общества в формировании личности человека?

... ённых людей, государств, правительств. Общество играет самую важную роль в развитии человеческой личности, но и человек оказывает значительное влияние на формирование всего общества в ... целом. Дополнительные аргументы Предлагаем вашему вниманию другие аргументы по направлению «», необходимые для подготовки к итоговому сочинению. ...

Страна на государственной основе взялась за развитие молодежной политики, в классификацию направлений которой входит:

  • патриотическое воспитание;
  • создание общественных молодежных организаций;
  • международное молодежное сотрудничество;
  • молодежная волонтерская деятельность;
  • прививание молодому поколению активного образа жизни;
  • популяризация безопасной культуры;
  • поддержание в управленческой деятельности;
  • психологическая работа с теми, кто находится в опасном социальном положении;
  • помощь в определении своей профессиональной ориентации;
  • прививание традиций для формирования ценностей.

Власти уверены, что молодежная политика, предпринятая государством, должна со временем помочь ребятам и девушкам самореализоваться и успешно войти в социальную жизнь общества.

Ценности

Если роль молодежи в современном обществе довольно ясна, то не всем ясно, что же еще требуется от подрастающего поколения. Сохранение и преумножение знаний? Конечно. Но все же главная задача – это сохранить общечеловеческие ценности. Что же к ним относится?

  • Человечность. В век автоматизированной техники люди должны сохранить то, что их отличает от машин. Для многих наших соотечественников не доходит, что человек должен оставаться чутким, душевным и понимающим. Во многих европейских странах от молодежи требуют того, чтобы они прятали свои эмоции и надевали маски-улыбки. В нашей стране это еще не распространено, но влияние Запада уже можно наблюдать в некоторых крупных городах. Люди должны сохранять человечность и свои эмоции. Молодежь должна быть отзывчивой, чуткой и понимающей.
  • Воспитанность. Говоря о роли молодежи в современном обществе и ценностях, которые необходимо сохранить, следует сказать о том, что со временем уходит в небытие. Воспитанность – это проявление уважения. Молодежь должна помогать людям старшего поколения и приходить на помощь друг другу. В последнее время забываются даже элементарные нормы воспитанности. Молодые люди не всегда уступают место в транспорте пожилым, а парни редко открывают двери перед девушками и женщинами.
  • Трудолюбие. В наши дни труд стал чем-то постыдным. Молодежь хочет зарабатывать деньги, не прилагая никаких усилий. В чести бизнесмены и предприниматели. Люди, которые раньше назывались спекулянтами, сегодня становятся образцами для подражания.

    Если молодой человек идет в инженеры, его друзья могут посмотреть на своего знакомого искоса. По мнению большинства, неразумно тратить большую часть своей жизни на изобретение чего-то несуществующего. Такая профессия сегодня не принесет призвания и не сулит больших гонораров. И это печально.

  • Честность. Кажется странным, но откровенность между людьми умирает. Сегодня молодежь хочет казаться лучше, чем она есть на самом деле. Человек не пытается как-то вырасти, но он пытается бросить пыль в глаза. Социальные сети пропагандируют скрытность. Люди вроде и живут открыто, но эта жизнь не настоящая, а показная.
  • Доброта. Такое простое и понятное всем качество кажется чуть ли не отталкивающим. Если один человек предложит другому помощь – в этом действии будет искаться подвох. Сложно представить, что в наше время можно получить бесплатную помощь, которая будет идти от чистого сердца.

Сочинение на тему: Ценности современной молодежи

Мир всегда меняется, история никогда не стоит на месте. Поэтому нет ничего удивительного в том, что человек шагает бок-о-бок с современным мировым прогрессом. Сейчас Молодежь растет и развивается в век сверхновых технологий. Поэтому и изменения приходят быстрее, чем раньше. Ученые считают XXI век периодом кризиса в сфере моральных ценностей молодого поколения. Но почему же это так?

2 стр., 659 слов

Материальные и духовные ценности человека… Счастье..

... мир. Только новые ориентиры дают шанс человеку выжить! А без духовной стороны жизни нахождение подобного просто невозможно! Роль материальных ценностей важна, но она стоит дальше первоплановых, моральных ... к выполнению своих желаний не есть одно из духовный ценностей человека? То есть, мое мнение, что материальное и духовное богатство находится в непрерывном взаимодействии, постоянно переплетается ...

Что мы вообще знаем о человеческих ценностях? Начать нужно с того, что понятие «ценность» имеет для каждого свое субъективное объяснение, поэтому нельзя рассуждать об этом в общих чертах. Тем более, Моральные ценности меняются тогда, когда меняются человеческие убеждения. Но вернемся к современному поколению. Трудно понимать то, что мы действительно растем самовлюбленными эгоистами, без единой капли понимания и сопереживания. И почему так происходит? Мировоззрение детей и подростков очень легко нарушить, внести свои коррективы, скажу больше, это элементарно. Все же смотрят телевидение, а вот он самый популярный и доступный способ манипулирования человеческим сознанием. С экрана телевизора молодого человека уверяют, что если твои главные ценности не деньги, власть или же влиятельность, то тебе нечего делать в этом мире. Нам навязывают новую подобие человека, который должен ценить только себя и ориентироваться только на собственные возможности, что не есть правильно. И им это удается: мы начинаем терять истинных людей.

Но я уверена, что далеко не каждый обращает внимание на широкомасштабную пропаганду. Моими главными жизненными ценностями являются: семья, свобода, друзья, честность и Воспитанность. Я всегда помню о том, что все лучшее в жизни — бесплатное. Друзья, семья, счастье, любовь, улыбки — все это мы получаем совершенно бесплатно! Не понимаю, как можно променять такие подарки на модель телефона, бренд одежды или марку машины. И каждый сам решает к чему стремиться, поэтому я не имею никакого права осуждать.

В заключение хотелось бы пожелать нашей Молодежи научиться формировать свои собственные ценности независимо от навязчивых стереотипов современного мира. Потому что моральное сознание человека является высшим выражением его развития, следовательно, когда нет нравственного сознания, то и нет полного формирования личности с ее отдельным внутренним миром.

Положительные качества

22 стр., 10912 слов

Проблема патриотизма. Формирование и воспитание патриотических ...

... острейших проблем воспитания патриотизма, как ... юного славянина соответствующий настрой и ценностную ориентацию. Ведь если настойчиво ... и армия возвращаются к ценностям, традициям, накопленным предшествующими поколениями ... детства мальчишки привыкали к оружию. Среди археологических материалов часты находки детских ... рода. Чтобы стать зодчим, древнерусский человек не поступал в архитектурную академию, ...

Роль молодежи в современном обществе определяется тем, что интересно и к чему стремится подрастающее поколение. Какие же положительные качества есть у современной молодежи?

  • Самообразование. Тот факт, что большинство подростков довольно долго не может определиться со своим истинным предназначением, прививает привычку изучать то, что им действительно интересно, самостоятельно. Молодежь с удовольствием ходит на курсы или же черпает знания в интернете. В ход идут специализированные книги и журналы. Любой источник, который может дать полезную информацию, будет использован по назначению.
  • Стремление к пониманию этого мира. Молодежь хочет знать тот мир, в котором она живет. Люди изучают искусство, культуру, политику. Подростки интересуются нравами и обычаями не только жителей своей страны, но и жителей зарубежья. Познание мира сегодня происходит чаще не через книги, а через телевизионные передачи и через всевозможные каналы YouTube.
  • Стремление к самоорганизации. В моде планирование и тайм-менеджмент. Не удивительно, что большая часть молодежи уделяет изучению этой науки много времени. Человек ценит каждую минуту своей жизни и хочет сделать свои будни более продуктивными. Это помогает молодежи выяснить, какие ценности для них считаются подлинными, а какие — искусственно привитыми.
  • Организация своего досуга. Открытость мира позволяет молодежи проводить свои выходные не перед экраном телевизора, а на всевозможных экскурсиях и экстремальных путешествиях.

    Свой досуг люди стараются разнообразить всевозможными мероприятиями. Сюда можно включить различные интеллектуальные игры, экстремальные виды спорта или же общеобразовательные экскурсии.

  • Любовь к культурным мероприятиям. Музеи, художественные галереи, театры и консерватории редко видели столько молодежи в числе своих зрителей и поклонников. Каждый уважающий себя подросток выбирает ту область искусства, которая ему ближе всего, и становится рьяным ее фанатом. Одни люди ходят на концерты любимых музыкальных групп, другие не пропускают ни одной художественной выставки.

Отрицательные качества

Молодые люди не только участвуют в развитии общества. Подрастающее поколение стремится познать все аспекты жизни и иногда способы, выбранные для познания, очень предосудительны. Когда человек пишет эссе о роли молодежи в современном обществе, он обычно приукрашивает ситуацию. Какие же на самом деле есть отрицательные качества у молодежи?

  • Зависимости. Алкоголь, никотин и наркотики – это те вещи, которые люди пробуют в возрасте 14-30 лет. Подростку кажется, что вредная привычка сделает его взрослее и весомее в глазах сверстников. Мало кто думает о том, что баловство может перейти в зависимость, от которой потом будет невозможно избавиться.
  • Безделье. Несмотря на то что многие подростки сегодня имеют цели и даже планы по их достижению, лень все равно присутствует в той или иной степени в жизни каждого человека. Но взрослые люди, обремененные семьей и работой, не могут себе позволить бездельничать целый день. А вот подростки могут. И хорошо, если только один день. Благодаря интернету и тому, что он пожирает время, молодые люди могут прокрастинировать неделями, а иногда и месяцами.
  • Неопределенность. В школьном возрасте не все подростки могут определиться со своим предназначением. Многие молодые люди слушают совет родителей и идут учиться на престижные профессии. А затем, на 3 или 4 курсе, люди понимают, что попали не туда. Родители не разрешают бросить институт, поэтому приходиться доучиваться по профессии, к которой нет интереса. Что делать таким индивидам после института — непонятно. Некоторые идут работать по полученной профессии, некоторые выбирают те специальности, для которых не нужны особые навыки, и только единицы находят в себе смелость пойти получить второе высшее образование.
  • Безразличие. Неопределенность и неправильный выбор порождают безразличие. Люди не находят, да и не ищут свою цель, они просто плывут по течению. Поэтому так важно на этапе становления личности помочь человеку понять свое предназначение и выявить его сильные и слабые стороны.

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ, Рябова Анастасия Николаевна

студент 4 курса, специальность «Фармация», ОГБОУ СПО АБМК, г. Астрахань

Шевченко Наталия Георгиевна

научный руководитель, преподаватель ОГСЭ высшей категории, ОГБОУ СПО АБМК, г. Астрахань

E-mail:

«Молодежь как неотъемлемая часть любого общества, вовлеченная в многочисленные процессы модернизации и стабилизации социума, является не только своеобразным индикатором происходящих перемен, но и формирует потенциал будущего инновационного общества» [4, с. 150].

Важную роль в интеграции системы личности и социума играют ценности. Молодёжь является довольно широкой социально-демографической группой, составляющей основу будущего. От предпочтений нынешней молодёжи полностью зависит дальнейшая жизнь общества, его развитие в культурном и материальном плане. Поэтому вопрос о ценностях современной молодёжи приобретает всё большее значение.

В широком смысле ценности человека — это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности; в более узком смысле — нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой. Личная, так и общественная жизнь с необходимостью требуют ценностных стандартов, в отношении которых должно доминировать всеобщее согласие.

Цель данной работы — определить ценности современной молодежи, чем она живет, что её волнует, к чему стремится.

В настоящей работе в качестве представителей современной молодёжи рассматривались студенты Астраханского базового медицинского колледжа.

Опрос проводился по трём видам анкет для создания целостной картины о ценностях молодёжи.

Для определения структуры ценностных ориентаций студентов АБМК была использована методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (по С.С. Бубновой)». Возможные ответы — да или нет. В бланке ответов это соответственно «+» или «–». Вопросы составлены так, что студенты, отвечая на них, не думают над сутью вопроса, и, соответственно, отвечают более честно. Таким образом, открывается большая возможность проследить ценностные ориентации личности. Общее количество вопросов — 66, причем они закреплены в определённой последовательности и содержат информацию об определённых ценностях человека.

Также для проведения исследования мною были составлены ещё две анкеты: «Нравственные ценности молодежи» и «Патриотические ценности молодежи».

В диагностике реальной структуры ценностных ориентаций личности (по С.С. Бубновой) участвовало 8 групп студентов разных курсов, общее количество респондентов — 166 человек.

Были определены следующие категории ценностей: I — приятное времяпрепровождение, отдых, П — высокое материальное благосостояние, Ш — поиск и наслаждение прекрасным, IV — помощь и милосердие к другим людям, V — любовь, VI — познание нового в мире, природе, человеке, VII — высокий социальный статус и управление людьми, VIII — признание и уважение людей и влияние на окружающих, IX — социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, X — общение, XI — здоровье.

Результаты исследования ценностных ориентаций личности ( по С.С. Бубновой) показаны в таблице 1. Данная таблица показывает, какие ценности предпочитают опрошенные группы студентов колледжа. Расчёты были проведены как внутри каждой группы, так и исходя из общего количества респондентов. За единицу измерения принимались проценты.

Анализ данных опроса показывает, что большинство опрошенных студентов среди перечисленных ценностей выбрали следующие:

1. «Помощь и милосердие к людям» (97,6 % от общего числа респондентов);

2. «Признание и уважение людей и влияние на них окружающих» (85,5 %);

3. «Приятное времяпрепровождение, отдых» (78,3 %).

Таблица 1., Структура ценностей студентов Астраханского базового медицинского колледжа

Категории

ценностей

Результаты опроса по группам в % Общие результаты
1 2 3 4 5 6 7 8
I 75,9 71,4 90 41,2 90,9 76,9 93,3 82,7 78,3
II 51,7 52,4 45 82,4 54,5 53,8 60 41,4 53,6
III 41,4 23,8 45 35,3 54,5 30,8 33,3 27,6 36,7
IV 96,6 90,5 95 100 100 100 100 100 97,6
V 69 52,4 60 64,7 68,2 76,9 80 67 66,9
VI 41,4 61,9 40 17,6 31,7 30,8 46,7 20,7 36,1
VII 20,7 47,6 30 47 22,7 30,8 13,3 13,8 27,1
VIII 82,7 85,7 100 94,1 72,7 69,2 86,7 89,6 85,5
IX 24,1 38,1 30 17,6 22,7 23,1 20 13,8 23,5
X 41,4 14,3 40 23,5 22,7 23,1 40 20,7 28,3
XI 72,4 52,4 30 70,6 68,2 53,8 46,7 37,5 54,2

Результаты опроса можно интерпретировать следующим образом: большая часть респондентов выбрали в качестве жизненной ценности «Помощь и милосердие к людям», то есть основополагающей целью их жизни является участие и поддержка.

Чуть меньшее количество опрошенных в качестве определяющей ценностной ориентации выбрали «Признание и уважение людей и влияние на них окружающих». Это означает, что современные молодые люди считают не менее важным отношение окружающих людей к ним, признание и уважение в определённых общественных группах (друзья, сотрудники по работе).

Здесь же рассматривается и обратная связь — отношение самих опрошенных к тем людям, которые их окружают.

«Приятное времяпрепровождение, отдых» — данная ценностная ориентация оказалась на третьем месте из наиболее предпочитаемых. Из этого следует, что молодёжь также уделяет отдыху, удовольствиям и мечтам особое место в своей жизни.

Наименьшее же количество положительных ответов набрала ценностная ориентация «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (23,5 %).

Следовательно, большинство студентов не считает нужным участвовать в общественной и изменять её в лучшую сторону.

Следующий вопрос, выбранный для анализа ценностей студентов колледжа — нравственные ценности молодёжи. С этой целью была составлена анкета, состоящая из 10 вопросов. В данном анкетировании участвовало 126 человек, из них 97 девушек и 29 юношей. Возрастная группа — от 15 до 23 лет.

Вопрос № 3., Таблица 2., Что вы цените больше всего в своей жизни?

Распределение по местам Ценность Результаты опроса (абс.) Результаты опроса (отн.)
I место семья ж — 76 78,4 %
м — 15 51,7 %
II место друзья ж — 26 26,8 %
м — 9 31 %
III место любовь ж — 29 29,9 %
м — 9 31 %
Последнее место личная выгода ж — 40 41,2 %
м — 16 55,2 %

Таблица № 2 показывает, что большинство респондентов на первое место поставили семью, на второе — друзей, и на третьем месте находится любовь. На последнее место многие опрошенные поставили личную выгоду. Стоит отметить, что мнения девушек и юношей при определении значимости тех или иных ценностей в большинстве случаев совпадали. Но всё же, для девушек важнее семья, чем для юношей. А для юношей большую ценность, чем для девушек, представляют друзья. Хотя и те, и другие поставили их на одинаковые ступени иерархии ценностей.

Вопрос № 4., Вопрос № 5, Таблица 3., Какие качества Вы больше всего цените в людях?

Распределение по местам Качества людей Результаты опроса (абс.) Результаты опроса (отн.)
I место доброта ж — 45 46,4 %
честность м — 18 62,1 %
II место честность ж — 42 43,3 %
доброта м — 13 44,8 %
III место щедрость ж — 28 28,9 %
самостоят-ть м — 5 17,2 %
успешность м — 5 17,2 %
интеллект м — 5 17,2 %
Последнее место внеш. пр-ть ж — 21 21,6 %
пол-е в общ. ж — 21 21,6 %
обеспеч-ть м — 6 20,7 %

Из таблицы следует, что на первое и второе место респонденты поставили доброту и честность. Это говорит о том, что современные молодые люди ценят в человеке в первую очередь человечность и правдивость. Третье место женщины уделили щедрости, мнения же юношей разделились: на третье место они поставили самостоятельность, успешность и интеллект. На последнее место девушки поставили внешнюю привлекательность и положение в обществе, как малозначимые качества, а юноши здесь указали обеспеченность.

Вопрос № 6., Вопрос № 7., Вопрос № 8., Вопрос № 9., Вопрос № 10.

Для оценки патриотических ценностей студентов АБМК была составлена анкета «Патриотические ценности молодёжи». Эта анкета включает 10 вопросов. Респонденты — те же, что и участвовали в предыдущем анкетировании. Ниже следуют результаты анкетирования, рассчитанные исходя из общего количества студентов

Вопрос № 3., Вопрос № 4., Вопрос № 5., Вопрос № 6., Вопрос № 7., Вопрос № 8., Вопрос № 9., Вопрос № 10.

Исходя из результатов опроса по данной анкете, можно сказать, что на сегодняшний день у молодёжи дух патриотизма весьма противоречив. Молодые люди гордятся историей своей страны, соблюдают обычаи и традиции своего народа и, что немаловажно, считают необходимым готовиться к армейской службе и защищать Отечество. Более 90 % опрошенных понимают, что под словом Родина подразумевается не просто понравившееся место проживания, а место рождения, отчизна. Но жить более половины опрошенных хотели бы в другой стране. Всё это говорит о том, что патриотические ценности молодёжи находятся в стадии формирования.

Итак, можно сделать выводы, что нравственные ценности молодёжи на сегодняшний день следующие — девушки и юноши ценят счастливую семейную жизнь, основанную на любви, не забывают о своих друзьях; всегда готовы помочь и поддержать близких; придают большое значение таким качествам в людях как доброта, честность, щедрость, самостоятельность. Но к проблемам общества и его будущему значительная часть молодежи безразлична. Молодые люди считают аморальными грубость, употребление наркотиков, курение, алкоголизм, жестокое обращение с животными и т. д. Патриотические же ценности отличаются противоречивостью, хотя большинство студентов любят свою родину и гордятся её историей. Таким образом, современная молодёжь как движущая сила общества обладает довольно развитым набором ценностей. Это позволяет оптимистично смотреть в будущее. Необходимо лишь преодолеть равнодушие молодежи к интересам общества.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/rol-molodeji-v-sovremennom-obschestve/

1.Кузнецова В.Н. Социология молодежи: учебник. М.: Гардарики, 2007. — 185 с.

2.Молодежь новой России: ценностные приоритеты. 7.1. Морально-нравственные ценности молодежи // Институт социологии РАН. Публикации. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.isras.ru/analytical_report_Youth_7_1.html (дата обращения 25.08.2013).

3.Подвойская Н.В. Проблема формирования жизненных сил российской молодежи и её жизненного пространства в начале XXI века. М. 2008. — 150—158 с.

4.Ценности современной молодёжи // Молодёжное парламентское движение России. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: (дата обращения 15.08.2013).

5.Ценности современной молодежи (к постановке проблемы) // Историко-философское общество. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: (дата обращения 25.08.2013).

Увлечения

Как понять роль молодежи в современном обществе? Ценности и увлечения могут сказать красноречивее, чем любой другой анализ. Чем же сегодня занимается подрастающее поколение?

  • Спорт. Красивое тело сегодня считается не только признаком здоровья и привлекательности, но и почти культом. Практически у каждого обеспеченного подростка есть абонемент в тренажерный зал. Люди по-настоящему увлечены спортом. При рассмотрении вопроса о роли молодежи в современном обществе, интересы и увлечения играют не последнюю роль. Ситуация в нашей стране такова, что в скором времени у нас появится очень много хороших и сильных спортсменов, так как молодежь будет прививать своим детям любовь к спорту.
  • Интеллектуальные клубы. Кто-то может сказать, что молодежь глупеет на глазах, но это не так. Интеллектуальные развлечения сегодня в чести. Всевозможные викторины, лекции, семинары очень востребованы. Нередко люди собираются в клубы по интересам. Например, по стране открываются книжные клубы, где молодежь с удовольствием читает как классику, так и творчество своих современников. Увлечения и роль молодежи в современном обществе связаны между собой. Люди стремятся к знанию и к познанию, а значит, надежда на светлое будущее не пропадает.
  • Квесты. Комнаты, из которых нужно найти выход путем решения логических загадок, есть практически в каждом крупном городе. Молодежь с удовольствием посещает всевозможные локации и успешно их преодолевает. Такой способ развлечения превалирует перед посиделками дома или в кафе.
  • Путешествия. С тех пор как поездки по миру стали доступными, молодежь считает своим долгом получше познакомиться с красотами и культурой тех стран, которые были изучены по страницам учебников. Путешествия для многих людей – это любимое хобби, а для некоторых даже цель жизни.
  • Изучение языков. Путешествовать по миру было бы невозможно, если бы люди не стремились к познанию чужих языков и культур. Молодежь изучает английский не только для хорошей оценки в аттестате или же в дипломе, но и для того, чтобы пользоваться языком в течение всей жизни.
  • Творчество. Выражение своей индивидуальности сегодня возможно в различных форматах. Люди рисуют, создают свои музыкальные группы, открывают ателье и придумывают всевозможные творческие мастерские. Творчество для некоторых — это не просто хобби, а любимая работа и жизненная цель.

Ценности современной молодежи

В данной работе представлены результаты по исследованию приоритетов, принципов и ценностей современной российской молодежи. Установлено, что на сегодняшний день для молодого поколения характерны отсутствие мотивации к интеллектуальному и культурному развитию и утрата жизненных ценностей и моральных норм. Соответственно, в данной статье полностью раскрыт вопрос формирования духовности у молодых людей, который сегодня выходит на первый план.

На протяжении всего времени ценности подрастающего поколения менялись. Что же представляют собой нынешние ценности у современной молодежи? Российское общество на протяжении долгого времени испытывает духовно-нравственный упадок: у государственного аппарата нет официальной идеологии, а у общества — духовных и нравственных идеалов. Мир современной молодежи различается прагматизмом, озабоченностью материальными проблемами.

Актуальность темы заключается в том, что независимо от времени молодежь остается главным резервом процветания государства и какие у нее будут ценности, от этого будет зависеть дальнейшая судьба страны.

Соотнеся негативные и позитивные особенности студенческой молодежи, мы можем увидеть некоторые противоречия: ей одновременно присущи целеустремленность и разгильдяйство, альтруизм и эгоизм, человеколюбие и агрессивность, предприимчивость и чрезмерная апатичность, наличие умственного потенциала и отсутствие духовного, тяга к знаниям и жажда богатства, в общем, — все человеческие пороки и добродетели.

Сравнивая (или лучше сказать — противопоставляя) положительные и отрицательные черты, описанные нашими респондентами, можно прийти к выводу о том, что новое поколение подразделяется не на два, а на три слоя, не считая маргинального.

Прежде всего, из молодежной массы необходимо выделить будущую высокоинтеллектуальную элиту. Главным критерием отграничения здесь может являться целеустремленность, а вспомогательным — познавательная деятельность.

Кроме того, нынешнее студенчество представляет собой будущее высокоинтеллектуальное общество, которое разделено на интеллектуалов и интеллигентов.

И те и другие обладают такими качествами, как образованность и креативность, что и связывает их в интеллектуальном слое. Различие же их состоит в этическом самоопределении.

Этическое самоопределение интеллигента определяется:

  • а) альтруистической направленностью индивида;
  • б) отрицанием насилия;
  • в) благоговением перед культурой и искусством.

Вот жизненное кредо интеллигента XXI века: «Мы искренне верим, что мы и наши друзья достигнем всего, чего захотим, и что важно оставаться людьми и не забывать о нравственном законе, который присущ каждому из нас». Можно сказать, что в наше время интеллигентность понимается как человечность во времена капитализма и компьютеризации.

Интеллектуал руководствуется другими принципами:

  • а) эгоцентрическая направленность;
  • б) возможность проявления насилия по принципу «цель оправдывает средства»;
  • в) прагматичное потребление культуры.

Самооценка нынешнего поколения — отрицательные качества. В письменных интервью мы затрагиваем вопрос: «Какие отрицательные черты находите Вы у современной молодежи?». Семантически схожие ответы были обобщены. Было выявлено десять «порицаемых» постсоветским студенчеством «пороков». Рассмотрим их с учетом распределения по количеству упоминаний.

  • Бесцельное существование (жизнь сегодняшним днем) и иждивенческий образ жизни, равнодушие, пассивность, леность, тунеядство, паразитизм и разгильдяйство.
  • Алкоголизм, пьянство, наркомания, курение — «разрушители» личного здоровья.
  • Нарциссизм, меркантильность, алчность и зависть, отсутствие единства и взаимопомощи.
  • Агрессивность, насилие, бесчеловечность, злоба, цинизм, хулиганство и беззаконие.
  • Хамство, дикарство, грубость, отсутствие духовности и уважения к старшим.
  • Криводушие, притворство, безответственность, разнузданность, вероломство и пронырливость.
  • Безнравственность, распутство и разврат.
  • Легкомысленное следование моде, нелепое подражательство.
  • Отсутствие патриотизма, неумение ценить историю своей страны, равнодушие к судьбе России.
  • Компьютерная и телефонная зависимость.

Рассмотрев ценностные ориентации современной молодежи во временной динамике, можно заметить, что в последние 30–40 лет они претерпели заметные изменения. Особенно заметные перемены случились в области занимательной деятельности, по большому счету работы. Во времена Советского Союза, в 60-е — первой половине 70-х гг., ценность интересной профессии у молодых людей располагалась на первом месте, ее выбирало как минимум 2/3 респондентов. Сейчас она на четвертом месте, а основное место занимают семейные ценности. Это определяется тем, что период перестроечного и тем более постперестроечного времени упразднил идеологию чрезвычайной общественной значимости труда и трудового воспитания. Из средств массовой информации пропал образ передовика производства, честного труженика, вообще всякого трудящегося человека. Быть инженером, рабочим, техником стало не престижным. Произошло замещение «героев труда» «идолами потребления» (всевозможные поп-звезды, шоумены, пародисты, юмористы, модные журналисты, астрологи, сексологи и т. п.).

Неблагоприятным фактором в структуре ценностей у современной молодежи является отсутствие четкой связи между деньгами и работой. Если эта связь в советское время была, хоть и ослабленная из-за так называемой «уравниловки», то сейчас она совсем потеряна. Ибо одни наживают быстрые огромные деньги путем различных манипуляций и авантюр, а другие, корпя (иногда даже на двух-трех работах) получают неадекватно мизерную зарплату. Молодежь и подростки это отлично усваивают. Для социума важным ценностным показателем у молодежи является немаловажность различных профессиональных видов деятельности. Это связано помимо проблем с профориентацией с более глубинными общественными ценностями, «формами жизни» и «духом времени» (В. Шпрангер).

В результате в противоречивом свете предстают перед нами современные подростки. С одной стороны они имеют четкое представление о том, как быть полноценным членом нынешнего общества. Выряжая свою точку зрения, выбрав, по их мнению, правильные ответы на вопросы, подростки пытаются предстать в лучшем свете. Но с другой стороны их поступки идут в разрез с их идеальными представлениями. Подросткам сложно отдалиться от идеального образа, смириться и принять себя со всеми «недостатками».

В результате нашего исследования можно заключить следующее: в течение последнего двадцатилетия события, происходящие в нашей стране, становятся причиной демотивации львиной доли современной молодежи и способствуют утрате жизненных ценностей и моральных норм.

Для того чтобы воспитать юного гражданина, в первую очередь нужно привить ему духовность. Вопрос формирования духовности у молодежи выходит на первый план как проблема проявления осознанности взрослой жизни для молодого поколения данного времени в определенной стране. Вследствие этого настоятельной необходимостью на сегодняшний день для социума в целом и библиотек в частности является комплектование системы духовно-нравственного воспитания и социализации молодых людей. А так же, как пишет Вторушин Н. А., необходимо формировать ценностные ориентации личности: «Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества человека, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственного воздействия объекта стремления на потребность и самое главное — отчуждение».

В XXI веке молодежь интересует не многое. Быстрые друзья, быстрая жизнь. О зрелости трудно что-то сказать, но и самым плохим положением это не назвать.

По поводу перспектив и ориентиров согласны, но кого в действительности интересует мнение молодежи по поводу развития страны? Если не отвергают, то в лучшем случае просто выслушивают и аргументируют другим, а в худшем переманивают на свою сторону. Государство всегда регулировало инициативу самостоятельно, отсеивало идеи, и не всегда давало новый виток чему-то новому. Процент инициативной молодежи мал, но он растет, мы надеемся, что креативно мыслящих людей будет гораздо больше, чем тех, кто по-прежнему только является потребителем, не внося ничего того, что способствовало развитию.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/rol-molodeji-v-sovremennom-obschestve/

1. Вторушин Н. А. Отчуждение как один из определяющих факторов развития современного общества и человека [Электронный ресурс] / Н. А. Вторушин // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сборник научных трудов студентов, аспирантов и молодых ученых 21–22 апреля 2011 г., Томск / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ).

— Томск: Изд-во ТПУ, 2011. — [С. 244–245]. / Режим доступа: https://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2011/C20/109.pdf

2. Социология молодежи / А. В. Соколов // [Электронный ресурс] / Режим доступа:

3. Образовательная политика в России: история современность / И. В. Шубина, А. В. Завражин, П. Ю. Федоров // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.mesi.ru/upload/iblock/910/978–5–7764–0689–8.pdf #4

4. Социально-психологическая характеристика студенчества // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/referat-socialno-psihologicheskaya-harakteristika-studenchestva_eb169acc546.html #2

5. Е. А. Федорова Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений в современной России / Е. А. Федорова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01004629735

6. К вопросу о компетентностной характеристике интелегентности студента /Н. П. Симаева // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.volsu.ru/upload/medialibrary/4e4/6_Simaeva.pdf

7. Структура ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов формирования и развития / Л. В. Брик // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01004589622

8. Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде / Н. М. Смирнова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/0100331880

9. Особенности профессиональных ориентаций студенческой молодежи / А. Ю. Живага // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01003541708

Особенности

Чем роль молодежи в развитии современного общества отличается от той роли, которую играет старшее поколение? Люди, которые имеют большой жизненный опыт, реже совершают ошибки, а значит, реже экспериментируют. Молодежь в силу неопытности может позволить себе идти не проторенной дорогой, а искать новые векторы развития. В политике такое движение называется либеральным. Молодежные партии пытаются донести до правительства те требования, которые побоятся озвучить старшие товарищи. Именно молодые люди могут открыто объявить о проблемах, на которые все привыкли закрывать глаза. Подростки более экспрессивны, поэтому они могут принимать решения быстро, не особо обременяя себя размышлениями о результате своей деятельности. И именно это свойство помогает сделать жизнь лучше. Не приходится ждать нововведения по 10 лет. Да, может быть, первый блин и будет комом, но после того как процесс будет запущен, действовать уже проще.

Какие есть еще особенности роли молодежи в современном обществе? Пересмотр ценностей старшего поколения делает общество более открытым. Люди всех стран становятся более сплоченными и могут работать вместе. У них не будет возникать ни проблем с языком, ни расовых споров. Подобный симбиоз рождает новые идеи и помогает сделать грандиозные открытия.

Субкультуры

Роль молодежи в развитии современного общества определяется не только увлечениями людей, но и их принадлежностью к той или иной компании. Субкультуры на сегодняшний день выделены не четко, но все же они негласно существуют. Какие же они бывают?

  • Геймеры – молодые люди обожают компьютерные игры. Им нравится проводить свое свободное время, строя города, разрабатывая стратегию захвата чужого лагеря или же просто гоняясь за противником. С одной стороны, такое времяпрепровождение кажется бесполезным, но с другой, такой отдых помогает расслабиться, задействовать мозг и улучшить логику. Но следует помнить, что все хорошо в меру.
  • Байкеры. Молодые люди, гоняющие по городу на мотоциклах, наводят страх на старушек. Парни в черных кожаных куртках, украшенных цепями, слушают рок, передвигаются с оглушительным ревом и любят шумные вечеринки. Но ничего не мешает таким парням быть умными и просвещенными молодыми людьми.
  • Субкультура моды. Девушки, следящие за новыми коллекциями именитых дизайнеров, попадают в отдельную субкультуру. Модницы носят зачастую немыслимые вещи в нестандартных сочетаниях. Девушки, входящие в эту субкультуру, не отличаются большим умом или развитым интеллектом — так считает старшее поколение. Отдавать огромные деньги за одежду готовы не все.
  • Субкультура футбола. Интересы и роль молодежи в современном обществе формируются под влиянием окружения. И если родители — ярые фанаты футбола, то и ребенок им станет. Такое увлечение не несет ничего плохого. Любовь к спорту, которая привита с детства, помогает человеку быстро найти себе соратников в любом окружении.
  • Косплей. Современная субкультура, в которую входят поклонники аниме. Люди настолько любят всевозможные сказки, что даже преображаются в своих любимых героев. Готовятся любители косплеев к мероприятию заранее. Они шьют костюм и полностью продумывают образ.

Проблемы

Социальная роль молодежи в современном обществе – это не только преобразование государства в лучшую сторону. Нередко молодые люди сталкиваются с проблемами, которых могут избежать представители старшего поколения. Какие же это проблемы?

  • Непонимание. Молодые люди редко бывают понятыми старшим поколением. Причем родители и родственники, а также старшие коллеги заставляют молодежь быть более приземленной. Далекоидущие планы они называют мечтой, а интересные задумки – бредом. С такой поддержкой сложно остаться при своих идеях и не распрощаться с ними на этапе зародыша. Непонимание распространяется не только на сферу учебы и работы. Молодые люди могут стремиться путешествовать, в то время как их родители будут кричать, чтобы они создавали семью, а не тратили время на глупости.
  • Безденежье. Редко у кого из подростков бывают деньги. В основном молодежь начинает работать довольно рано. И так как студенты учатся и параллельно работают, обычно денег у них мало. Реализовать грандиозные задумки без бюджета под силу немногим. А к тому времени, когда к человеку приходим материальное благосостояние, сил на реализацию идей порой не остается.
  • Поиск себя. Молодежь может до 30 лет искать свое призвание. Человек будет пробовать себя в продажах, маркетинге, творчестве или же в точных науках. Только поменяв несколько работ и попробовав себя в различных амплуа, можно найти свое место в жизни.
  • Отсутствие кумиров. Примеры для подражания играют огромную роль в жизни современной молодежи. Общество не всегда предоставляет людям кумиров. Сегодня сложно найти среди старшего поколения человека, на которого могла бы равняться молодежь. Если у человека нет примера для подражания, есть вероятность, что он выберет ложных кумиров.

Что влияет на развитие

В школе и в институте учителя часто задают тему для эссе: «Роль молодежи в современном обществе». Что же можно написать в пункте о влиянии на подрастающее поколение?

  • СМИ. Журналы, телевидение и радио – это те источники информации, которые потребляет молодежь. Благодаря СМИ у подрастающего поколения формируется взгляд на мир и на проблемы, которые нужно считать важными. По этой причине родители должны чаще разговаривать со своим чадом на тему роли молодежи и среды в современном обществе. Если правильные ценности не привьет старшее поколение, то у детей может сложиться неверное представление об истинных проблемах, которые существуют в современном мире.
  • Интернет. Социальные сети – вот что сегодня популярно. Именно из них подростки, да и вся молодежь в целом получает новую информацию. Также большое влияние на представления картины мира имеют блогеры.
  • Родители. Старшее поколение должно быть для молодежи авторитетом. Но к сожалению, не всем детям везет с родителями. Ведь воспитание не оканчивается в 14 лет. С молодежью нужно разговаривать и предостерегать людей от ошибок.
  • Учителя. С родителями молодежи везет чаще, чем с учителями. А ведь именно эти люди формируют представление о мире и о той роли, которую в нем играет подрастающее поколение.

Роль молодежи в современном обществе

Молодежь в нынешнем мире играет одну из главных ролей нежели остальные социальные группы. На ней лежит будущее состояние всех сфер государства и общества.

Поэтому воспитание и образование, закладка правильных ценностей очень важны. Синонимом слова «молодежь» в широком плане является определение будущего всего человечества.

Главные роли молодежи в современном мире:

  1. Главный носитель умственных и физических способностей, которые более широко раскроются в будущем. Молодежь от других групп отличает огромный потенциал к трудовой деятельности, стремления к открытиям в технической и научной деятельности, хорошие способности в творчестве и культуре.
  2. Самая перспективная группа в профессиональной деятельности и социальной сфере. Быстрее всех «схватывает» новую информацию, адаптируется к изменениям в обществе и мире.

Социологи считают, что только вступая в жизнь молодые люди становятся объектами, на которые воздействуют общество, семья, образовательные институты, социальные условия. После взросления молодой человек уже сам начинает влиять на это общество и становится его субъектом.

Условия развития

Что влияет на роль молодежи в современном обществе? Условия развития. Какие же они бывают?

  • Материальное положение. Если в семье хороший достаток, то у подростка больше шансов стать хорошим человеком и специалистом.
  • Территориальное положение. Молодежь, которая живет в столице, имеет больше шансов для развития, чем их сверстники, живущие в провинции.
  • Личные способности. Что еще определяет роль молодежи в современном обществе? Условия, которые влияют на развитие каждого человека – это личные качества и талант.
  • Уровень образования у молодежи разный, а значит, различны стремления и ценности.
  • Окружение. Человека формирует его круг общения. Если молодому человеку повезет, то ему на пути встретятся опытные учителя и наставники, которые помогут с самоопределением.