Pushkin and Our Time — Пушкин и современность

Эссе

Красота

Главной отличительной чертой пушкинских произведений можно назвать ориентацию на «законы красоты». Его язык удивительно гармоничен и остается таким даже в тех случаях, когда речь идет о каких-то уродливых и даже страшных проявлениях окружающего мира, например, пугачевский бунт в «Капитанской дочке», моральное падение Германна в «Пиковой даме».

Поэт не идеализирует реальность, он судит ее по эстетическим законам. Это его ответ на вопрос, который эстетика ставит уже несколько веков: как именно должно искусство воздействовать на человека. Этот вопрос актуален и сегодня: современное искусство все чаще срывается на попытки шокировать зрителя, слушателя, читателя путем демонстрации чего-то уродливого (вызывающее поведение артистов на сцене, непристойные выражения в литературных текстах и т.п.).

Нередко это вызывает у публики бурю протеста, что не останавливает «новаторов». В таких условиях творчество А.С.Пушкина становится примером искусства, которое могло пробудить и мысль, и чувство, не шокируя уродством.

Эссе. Пушкин и современность.

Сочинение-эссе «Пушкин и современность» ученицы БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №107» Стаднюк Кристины Максимовны (10 класс)

Я очень люблю читать Пушкина. Сейчас о нём я знаю, наверное, больше, чем о себе самой. В чём же притягательность творчества Александра Сергеевича? Не знаю, но предполагаю, что в его вечной современности.

Сегодня нам, молодым, так трудно найти единомышленников, собеседников. Разве что по Интернету, но это всё не то — ведь человека не видишь. А читая Пушкина, будто разговариваешь с ним, находишь в его стихах и прозе ответы на вечные вопросы, волнующие моё поколение. Забываешь, что и возраст у него другой, и время не то, но «беседовать» с ним интересно. Когда я читаю Пушкина, будто с разными людьми разговариваю. Эти мои собеседники порой друзья, порой недоброжелатели, а иногда и враги. Они все разные, поэтому с ними интересно, поэтому я забываю, что они из далёкого прошлого. Есть среди них и такие, которых нелегко понять, объяснить их поступки, но какое удовольствие общаться с ними!

То, что, например, Евгений Онегин — человек с очень сложным и противоречивым характером, «страдающий эгоист», разочарованный в жизни, который нигде не может найти себе места, знают все. Мои ровесники и люди старше также мечутся в поисках жизненного пути, совершают ошибки, влюбляются, разве что на дуэль друг друга не вызывают…

8 стр., 3923 слов

Рецензия «Сказка о Медведихе» — Пушкин

... на несвязную графоманию А. Пушкина «Сказка о Медведихе» Сказка о Медведихе ... будут уместными Вопросы на засыпку Куда ... на русский даже переводил, и подписывал своим именем, как например ... Пушкина, наряду с бабкой, что его присматривала, да, сказки на ночь читала. Попробуйте найти ... тем алчным душонкам, кто ввел этот неадекватный и явно графоманский стёб в детскую литературу — литературу, вообще. Про Пушкина ...

А любимая пушкинская героиня, Татьяна Ларина, представляет собой идеал девушки и сегодня — не очень красивой, чистой душой, умной. Её прелесть не во внешней красоте, а в душевном благородстве, уме, простоте, естественности. Таких, как она, сейчас очень мало. Мои сверстники даже пугаются таких чистых и наивных девушек. Им привычнее общаться с теми, кто похож на Ольгу Ларину — «куклами», чьи фарфоровые головки заполнены мыслями только об их исключительной красоте, тряпками, мыслями о богатых женихах и «мерседесах».

Я часто думаю, а какой бы была Татьяна Ларина в современном обществе? Конечно, талантливой, доброй, умной, обязательно с большим багажом знаний — ещё бы! Столько читала! У меня есть такие подруги. Мы любим с ними поговорить о любимых стихах А. С. Пушкина.

Присмотревшись, прислушавшись к пушкинским стихам, всегда поражаешься, как мысль можно выразить так точно и красиво?! Например, в стихотворении «Бесы » всё проникнуто неизвестностью, какой-то тревогой и всё-таки красотой!… «Мчатся тучи, вьются тучи…» — в этих строках я нахожу отражение своих мыслей и переживаний. Для меня и моих друзей наступает сложное время — тревожное и вместе с тем обнадёживающее, словно над тобой чёрная туча тревоги, неизвестности и какого-то восторга — как сложится моё будущее, найду ли я своё место в этом непростом мире? Как у Ю. Шевчука: «Что же будет с родиной и с нами?» Вот ещё одна связь с Пушкиным: Юрий Шевчук — 21 век и Александр Пушкин — 19 век. А мысли одни и те же!

Я недавно была на конкурсе чтецов в музыкально-педагогическом колледже «Звуки слова мне родного». Совершенно неожиданно открыла для себя еще одно стихотворение Александра Сергеевича — «Клеветникам России» Вот уж действительно оно вне времени! Пушкин правильно писал: нас, русских, боятся, оттого и клевещут на нашу страну. Русский человек долго терпит и прощает все, но уж если не выдержит оголтелого лая в свой адрес, тогда берегись! Что ни есть на пути — всё сметет! Просто наш народ понимает, что живет в хрупком мире, что русский (как и любой другой) бунт — это страшно и бессмысленно, поэтому мир надо беречь, но и не давать себя в обиду!

Читая Пушкина, гордишься своей страной, людьми, природой, искусством. Действительно, Пушкин — это «наше всё» и такого нет ни в каком другом государстве!

Вечные темы

Произведения А.С.Пушкина проникнуты мыслями и чувствами, которые волновали и будут волновать человека всегда. Поэт воспевает влюбленность, дружбу, любовь к Родине – все это близко и понятно и современному человеку. Не случайно влюбленные юноши могут читать своим возлюбленным «Я помню чудное мгновенье…», а современные патриоты с удовольствием цитируют в социальных сетях «Клеветникам России».

Можно возразить, что за 200 лет эти понятия претерпели изменения, что даже современная любовь отличается от той, которая описывается в произведениях А.С.Пушкина. Действительно, телевидение, журналы, современная литература и другие «каналы информации» создают такое впечатление. Но достаточно поговорить с любой девочкой-подростком, чтобы убедиться: она хочет чувствовать себя не вещью, которую используют, а человеком, которого любят, хочет обрести любимого – а не «партнера», хочет красивых романтических отношений, и именно такую любовь воспевал А.С.Пушкин.

Сочинения по русскому языку , А.С. Пушкин

…И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал…

3 стр., 1108 слов

Голос Пушкина – эхо русского народа

... Пушкин - поэт глубоко народный. «И неподкупный голос мой был эхо русского народа», ... судить: Пушкину действительно принадлежит ... А. С. Пушкин мало прожил, но много написал. Однако по сравнению с ... с ней, смущенный, ты Вдруг остановишься невольно, Благоговея богомольно Перед святыней красоты. Пушкин ... с дворцами, теремами, садами. С годами я взрослела и открывала для себя нового Пушкина. В его стихах ...

Этими строками А.С. Пушкин сам дает ответ на вопрос.

Пушкин – основоположник одной из величайших литератур мира, основатель русского реализма с его передовыми демократическими и гуманистическими традициями. Он создал наш поэтический, наш литературный, национальный язык. По выражению Н.В. Гоголя «…в нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». Действительно, сочинения Пушкина дышат природой, русским духом, совершенно их может понять лишь тот кто носит в себе чисто русские черты, кому Россия – родина, душа которого способна понять русские песни. Но А.С. Пушкин и национальный поэт. Его любят и ценят на Украине, в Белоруссии, в Грузии. Стихи его призывают к свободе, к равенству, к братству, к счастью людей. И я вспоминаю сейчас строки:

Когда народы, распри позабыв, В великую семью соединятся…

Эти строки подтверждают, укрепляют нашу веру в благородные, человечные мечты Пушкина. И никогда строки эти не потеряют своего смысла, в какое бы время мы не жили.

Поэзия Пушкина дорога нам тем, что ничто человеческое ей не чуждо. «Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось в такую форму. А там не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко», писал Л.Н. Толстой. Пушкин – автор изумительных по силе и страстной нежности чувств лирических стихов, создатель мудрых поэм, чудесных сказок, создатель непревзойденной исторической драмы «Борис Годунов». И все эти богатства поэзии Пушкина дошли до нас в полной сохранности, не утратив своей живой силы.

А.С. Пушкин был певцом первых русских революционеров — декабристов. Он горько переживал крушение надежд своих «друзей», товарищей и братьев». Его вольнолюбивые стихи широко были распространены среди декабристов. Но Пушкин сумел понять, в чем заключения трагедия восстания; декабристы действовали для народа, но без народа.

Русская земля не смогла не породить Пушкина. Он был нужен ей, как утешение за потрясения, которые обрушила на нее история. От Батыя до Наполеона. Он был нужен ей, как праздник победы, как высший взлет народного самосознания. Всем своим творчеством поэт служил народу, отстаивал его независимость и свободу.

Лирика Пушкина – это высшее выражение благороднейших, человеческих чувств возвышенной дружбы и любви, понятий бесконечной ценности жизни и мужественного взгляда на ее быстротечность, на горечь утраты и испытаний. Его душа не менее, чем настоящему, порывалась к нему, он жил в своем времени, со своими современниками, своей средой, но как бы и с другими поколениями и живет с нашими, и будет жить с теми, я уверена, то придут нам на смену.

Пушкин внушил нам живые образные представления не только об эпохе, в которой он жил, но и о многих других эпохах отечественной истории – Пугачева, Петра I и еще более древних времен. Так же свободно вводит нас в другие страны, в духовный мир, в поэзию иных народов с их особым национальным и историческим складом. «Творчество Пушкина – широкий ослепительный поток стихов и прозы, Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной хмурой страной и лучи этого солнца сразу оплодотворил ее. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы и по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества», — писал М. Горький.

13 стр., 6195 слов

Значение творчества А.С. Пушкина в русской литературе

... творчестве. Почему же всё, что связано с именем великого поэта, бесконечно дорого каждому русскому человеку? Почему с такой любовью чествуют Пушкина миллионы? Пушкин- родоначальник одной из величайших литератур ... Пушкин. Замечательная особенность Пушкина: мы, люди, можем разниться по степени понимания его произведений, ... течением его значение Пушкина, насущная его ... -то назвал стихи Пушкина благодеянием. И ...

Значение Пушкина для нашей современности трудно переоценить. Пушкин основал реалистический метод в литературе, явился создателем русского литературного языка. Гуманизм Пушкина, его вера в светлое будущее человечества остаются непреходящими духовными ценностями. Пушкин всегда подчеркивал доброе начало в человеке, его неувядаемость. Он завещал будущим писателям и поэтам идти путем реальной жизни, находить в ней красоту.

Народ и литература чтят своего гения, и это еще одно свидетельство всенародной памяти и любви. Слава А.С. Пушкина будет расти и впредь, потому что «Пушкин, — по словам Белинского, — принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениями, не останавливающихся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающимся развиваться в сознании общества…»

Взросление

Примечательно, что в ранний период творчества А.С.Пушкин писал только стихи, но позднее нередко отдавал предпочтение прозе. Прозу часто называют «суровой», противопоставляя стихам. Переход к прозе знаменует собой отход от романтического настроя молодости, все-таки отмеченного некоторой идеализацией мира. Пушкинская проза, как и стихотворные произведения данного периода, более реалистична, чем ранние его стихи, но реалистичность эта не сопровождается разочарованием в идеалах.

Примечательно в этом отношении изображение любви в пушкинской прозе. Не всегда она бывает возвышенной, в ряде случаев диктуется попыткой вырваться из ненавистного быта (любовь Лизаветы Ивановны в «Пиковой даме»).

Не всегда юношеское чувство, во многом скопированное с «красивых» романов, может стать основой супружеского счастья. Много лет читатели пытаются понять, почему в финале повести «Дубровский» Марья Кирилловная не вышла из кареты: подчинилась судьбе или поняла, что в тех условиях, которые может предложить Дубровский, крепкой семьи не получится.

Но такое критическое отношение к любви не снижает ее ценности. Любовь взрослеет вместе с человеком. Это взросление сметает все ложное, искусственное – как сметает ветер наивные планы героев в повести «Метель». Истинная же любовь в процессе взросления обретает новое качество, как это происходит с героями «Капитанской дочки».

Такое «взросление чувств» в произведениях А.С.Пушкина помогает повзрослеть и читателю, если он молод, а зрелому или пожилому человеку позволяет оглянуться на прожитую жизнь. И то, и другое будет актуальным всегда.

Насколько актуален Пушкин сегодня?

Бабушка, которой довелось растить меня, спокойно оставляла мне с утра красиво иллюстрированную книжку — «Сказку о золотой рыбке», которую я могла читать по нескольку раз в день, и уходила на полдня дежурить в больнице. Книга с потрясающими иллюстрациями художника Билибина безукоризненно делала своё дело: оторвать меня от неё было бесполезным занятием.

7 стр., 3412 слов

Евгений Онегин — энциклопедия русской жизни

... русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта — это произведение, в котором «отразился век и современный человек». «Энциклопедией русской жизни» назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, ... повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать ...

Кроме «Сказки о золотой рыбке», была там и «Сказка о Царе Салтане», и «Сказка о Золотом Петушке», и другие произведения, читать которые мне доставляло такое удовольствие, что они даже в сравнение не годились с современными компьютерными играми (если бы они, конечно, существовали на тот момент!).

Позднее в школе мне очень нравились стихи Пушкина, а когда я стала постарше, «Кавказский пленник», «Капитанская дочка», «Повести Белкина» были не прочитаны, а «проглочены».

«Дубровский» же был зачитан до дыр в прямом смысле этого слова. «Опять надо странички подклеивать», — ворчала уже состарившаяся бабушка, но толку от её ворчания было не очень много. Сколько раз был мною прочитан «Дубровский» — я точно не скажу, но сотню — не меньше.

Единственным произведением, которого (видимо, в силу возраста) не поняла, был… (о, не торопитесь выносить отрицательных вердиктов!) «Евгений Онегин»!

Я думаю, что всё в этой жизни надо делать вовремя. И читать такие серьёзные вещи, как «Евгений Онегин» — тоже. В седьмом (или восьмом — уже сейчас не помню) классе дети просто не дорастают до того уровня, чтобы понимать такие сложные произведения. До них — хотим мы этого или не хотим — надо «дозреть». Поэтому проходить «Евгения Онегина» надо не раньше десятого класса, когда детское восприятие мира потихонечку уступает место восприятию «взрослому». Проходить же его раньше — пустая трата времени. Это моё личное мнение.

Учителей же по литературе за время учёбы в школе у нас, например, сменилось приличное количество. Уроки литературы заменялись математикой, физикой, химией и бог его ведает чем ещё. Нет, против того, что математику надо знать, я ничего не имею. Но довольно сложные произведения классиков надо «помогать» понять, иначе они просто не будут поняты. Или заброшены в какой-нибудь дальний уголок памяти: дескать, что-то читал, но до конца не домыслил. Вроде знаю о чём речь, а спросят что-то поконкретнее — я и запутался. И единственное, на что способен — это привести пару-тройку цитат из всем известного произведения.

«Нас всех учили понемногу — чему-нибудь и как-нибудь», — куда уж точнее?

Когда я училась в педагогическом институте, мне часто приходилось слышать от учеников, что такие писатели, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, уже несовременны. И хотя я преподаю не литературу, а иностранный язык, и образование у меня не филологическое, я хочу высказать своё мнение по данному вопросу.

Современен ли Пушкин сегодня? Думаю, что да. Современен потому, что именно с Пушкина началась эпоха особой классической литературы, которая не существовала ранее. Мы имеем полное право гордиться нашей художественной литературой как своим великим национальным достоянием. Ни у одного народа не возникало в столь короткий период времени такой могучей семьи гигантов, таких величайших мастеров художественного слова, такого ярчайшего созвездия блистательных имён, как в русской литературе XVIII-го, первой половины XIX века. Но именно Пушкина до сих пор мы называем величайшим поэтом русского народа, родоначальником русской классической литературы, началом всех начал.

15 стр., 7081 слов

Работа Образ А. С. Пушкина на страницах русской прозы XX века

... систематизация образов Пушкина в русской прозе 20 века. Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач: 1. Отобрать литературу по теме исследования. 2. Выявить общие и отличительные черты образа Пушкина в доступной нам литературе. ...

Здесь хотелось бы отметить роль няни Пушкина Арины Родионовны — в становлении литературной деятельности писателя. Певучее народное слово в преданиях, стихотворениях и сказках няни на всю жизнь закрепилось в сознании будущего основоположника русской классической литературы.

Рисунок А. С. Пушкина, предположительно изображающий Арину Родионовну в молодости и в старости, 1828 г. Фото: ru.wikipedia.org

Также нельзя не отметить того факта, что литературная деятельность Пушкина развернулась в одну из критических эпох мировой истории — период начавшейся ломки старых отношений, которые складывались веками. Это было время войн, политических переворотов, революционных движений.

Тринадцатилетним мальчиком Пушкин был свидетелем Отечественной войны 1812 года. Когда ему было двадцать шесть лет, произошло первое в России вооружённое восстание против царизма — восстание декабристов 14 декабря 1825 года.

Гениальная творческая одарённость сочеталась в Пушкине с передовым мировоззрением. Заря русской революции — движение декабристов — вывела за собой «Солнце русской литературы». Именно тогда поэт сумел, как никто другой, приблизиться к народному слову, к народному духу, сумел создать произведения, которые сыграли великую роль в деле идейно-эстетического воспитания народа. Это были произведения, которые смогли стать близкими, нужными и понятными самым широким народным массам.

И. Е. Репин, «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», 1911 г. Фото: artchive.ru

Если рассматривать литературную деятельность Пушкина с точки зрения сегодняшнего дня, можно сказать, что она завершила почти полуторавековой процесс становления национальной русской литературы. В литературном творчестве Пушкина наглядно раскрылись мощь и богатство русского языка, о которых с гордостью писал Ломоносов. Вместе с тем Пушкин придал русскому языку небывалые дотоле лад и гармонию.

  • Закрепление в своих великих творениях общенационального, всем понятного и доступного языка является одной из важнейших, имеющих величайшее культурно-историческое значение сторон литературного дела Пушкина. Уже одного этого достаточно для того, чтобы по праву считать Пушкина национальным поэтом, произведения которого современны и в наши дни.

До Пушкина на художественную литературу смотрели или как на развлечение, или, в лучшем случае, как на удобное средство для выражения взглядов того или иного писателя.

  • Пушкин впервые раскрыл великое самостоятельное значение художественной литературы как специфической формы отражения и познания действительности.

Поэт особенно ценил в произведениях литературы «мысль», составляющую, по его словам, «истинную жизнь» созданий художественного слова. Названия поэзии, считал он, заслуживают не «гладкие стишки», а «глубокие чувства и поэтические мысли». Пушкин неустанно и настойчиво боролся за передовую, идейную содержательность литературы.

«Не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится», — писал он почти в самом начале своего творческого пути. Однако как эти слова актуальны в наше время!

  • Поднимая коренные вопросы русской действительности, Пушкин очень широко отражал различные стороны русской национальной жизни.

Рафал Ольбиньский, «Евгений Онегин» Фото: artchive.ru

5 стр., 2368 слов

Три волны русской эмигрантской литературы

... литература зарубежье эмигрантский писатель Первая волна эмиграции (1918-1940) Понятие "русское зарубежье" ... Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской войны, запечатлевшая рухнувший в небытие дореволюционный уклад, оказывалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации. Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения Пушкина. ... литературы теме ностальгии, ...

В созданных образах Онегина, Ленского, Троекурова, Германа были олицетворены наиболее социально существенные явления его времени. В лице многих героев (от Татьяны Лариной до Пугачёва) Пушкин дал великолепное художественное воплощение многим лучшим чертам русского национального характера. Он глядел на своих героев русскими глазами, чувствовал русским сердцем. И на этих его произведениях лежит печать ясности ума, душевного здоровья, внутренней честности и благородства, высокого жизнеутверждающего мужества, веры в будущее, в победу сил разума и света над силами тьмы.

  • Художественно воплощён Пушкиным и русский идеал прекрасного, являющийся выражением демократического характера и глубоко реалистической сущности пушкинского творчества.

Обращая свои поэтические творения не к узкому кругу «знатоков» и литературных гурманов, а ко всему народу, Пушкин стремился сделать их максимально доступными, доходчивыми.

Так, свой поворот в 30-х годах XIX столетия к художественной прозе он прямо объяснял тем, что «повести и романы читаются всеми и везде». Но и свои стихотворные произведения Пушкин писал так, чтобы они могли читаться «всеми и везде». Я бы добавила «всеми, везде и всегда», так как пушкинские произведения дошли до наших дней и не потеряли своей насущности. Принцип общенародной доступности и прекрасной красоты был завещан Пушкиным последующей русской литературе.

П. П. Кончаловский, «Пушкин в Михайловском», 1940 г. Фото: artchive.ru

Писатель беспримерной, единственной в своём роде гениальной одарённости, Пушкин был ещё и великим тружеником. Критерий труда — это ещё одно свидетельство глубокой народности Пушкина — служил для него той мерой, которой определял он ценность человека.

Пётр I был в глазах Пушкина именно потому велик, что он «на троне вечный был работник». Весьма красноречиво и обращение Пушкина к сосланным на каторгу декабристам: «Не пропадёт ваш скорбный труд». Труд, считал поэт, никогда не пропадает. Отсутствие труда делает жизнь не только ненужной, бесплодной и безрадостной, но и делает самого человека ни к чему не способным. Разве призывы Пушкина к труду не актуальны в наши дни?

Отсутствие желания трудиться подвело главного героя «Евгения Онегина». Когда ему наскучила светская жизнь, он хотел заняться сочинительством, но «ничто не вышло из-под пера его». Именно упорный, постоянный труд, «без коего нет истинно великого», является абсолютно необходимым условием для писателя. В то же время творческий писательский труд должен быть «пламенным», «живым», «одушевлённым», «вдохновенным».

«Я знал и труд, и вдохновенье», — писал о себе великий поэт. Это пушкинское наследие в наше время нужно всем: и читающим Пушкина, и тем, кто пишет, создаёт свои произведения. Ведь Пушкин живёт в сердце каждого из нас как родоначальник, заложивший основы национального русского языка и национальной русской литературы.

В завершение хотелось бы также отметить, что творчество А. С. Пушкина было настолько ярким по своей сути, что почти все крупные произведения, вышедшие из-под его пера («Алеко», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила»), были положены на музыку. И в наше время практически все театры обязательно имеют в своём репертуаре оперы и балеты, поставленные по произведениям Пушкина. Это является ещё одним величайшим доказательством бессмертного гения Пушкина и потребности общения с ним сегодня.

5 стр., 2066 слов

Труд — основа жизнедеятельности человека и общества

... на мой взгляд, необходимо прислушаться и присмотреться к этим людям, которые не в пустую прожили свою жизнь. «Основа нашей жизни – труд. Человек славен трудом, ... на полку. Они не могут не творить, хотя, возможно, их произведения оценят лишь потомки после их смерти. Необходимы людям ... власти. Но не всегда. Есть люди, которые просто лидеры по натуре, и они везде оказываются впереди. Таким образом, мы ...

Теги: Александр Пушкин, классическая литература, достояние, литературное творчество