Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.
Принятие решений — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Решение есть некоторый процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур. Его волевой фактор является одним из моментов, направляющих процесс выработки и принятия решения. В зависимости от волевого фактора решение может быть различным, следовательно, оно неоднозначно. Назначение волевого фактора в том и состоит, чтобы выбрать один вариант.
Решение предполагает предварительное осознание целей и средств действия. Осознание — это процесс, который базируется на информации о цели и средствах действия. Однако это — не простое преобразование информации, а более сложный процесс, предполагающий увязку целей и средств. Если цель задана, то процесс осознания состоит в восприятии и осмыслении того, что задано вместе с установлением взаимосвязей между целью и средствами. Если цель не задана и ее надо определить (или, по крайней мере, уточнить), тогда в осознание включается волевой акт. Количество возможных целей может быть также очень велико, так что не существует точного способа определить или выбрать наилучший вариант. В этом случае решающее значение приобретает волевой выбор. Точно так же волевой момент приобретает решающее значение, когда нет строгого способа однозначно выбрать между конкурирующими альтернативами, даже если их конечное или небольшое число.
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально-образовательном ...
... рок-музыки; разработать методику введения в урок песенного репертуара рок-музыки; подтвердить на основе практической работы влияния рок-музыки на повышения самооценки подростков. Объект исследования – музыкально-образовательный процесс, направленный на осознание подростками себя как личности на основе рок-музыки. ...
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения.
Классификация управленческих решений
1. По степени влияния на будущее организации
стратегические
тактические
Первые определяют основные пути ее развития, вторые — конкретные способы продвижения по ним.
2. По степени самостоятельности решения:
инициативные
предписанные
Первые принимаются руководством организации под воздействием обстоятельств, вторые конкретизируют поступающие сверху (например, от головной фирмы) указания.
3. По масштабам решения:
глобальными, затрагивающими всю организацию в целом, локальными, касающимися только одной ее части (стороны деятельности).
4. В соответствии с временным горизонтом можно
перспективных решениях, последствия которых будут ощущаться длительное время (например, об инвестировании),
текущих решениях, ориентированных на нужды сегодняшнего дня (об изыскании средств для выплаты заработной платы).
5. В зависимости от конкретной продолжительности
долгосрочные (свыше 5 лет),
среднесрочные (от года до 5 лет)
краткосрочные (до одного года) решения.
6. В соответствии со степенью предопределенности
вероятностные детерминированные (однозначные) решения, которые сравнительно редки.
7. По степени
- контурные (предоставляют широкую свободу исполнителям);
- структурированные (допускают инициативу во второстепенных вопросах); алгоритмизированные, где инициатива исключена.
8. По направленности воздействия решения могут быть:
внешние (касаются окружения)
внутренние
9. По степени обязательности исполнения решения бывают:
директивны рекомендательные ориентирующие, что зависит, например, от уровня принятия, сроков действия, степени важности.
10. По функциональному назначению можно выделить
организационные координирующие регулирующие активизирующие контролирующие Примером организационного является решение о распределении служебных обязанностей.
Регулирующие решения чаще всего предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий, отражаемый в правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах и т.д.
Координирующие решения носят в основном оперативный характер (например, распределение текущей работы среди подчиненных).
Контролирующие решения служат для оценки результата тех или иных действий исполнителей.
Активизирующие решения связаны, например, с премированием.
11. По степени сложности решения разделяются на:
простые
сложные
уникальные
12. По методам выработки различаются решения:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...
... формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся младших классов на уроках музыки с применением средств информационных и коммуникационных технологий путем применения собственного опыта и навыка, полученного в процессе обучения. Дипломная работа ...
шаблонные
творческие
13. В зависимости от числа разработчиков решения делятся на:
индивидуальные
коллективные
14. По способу принятия коллективные, в свою очередь, бывают:
консультативными
совместными
парламентскими
15. По широте охвата выделяются решения:
Общие
специальные
Первые касаются одинаковых для всех вопросов (например, о времени начала и окончания рабочего дня) и вносят в деятельность организации элемент стабильности. Вторые относятся к узким проблемам, присущим только одному субъекту.
16. С точки зрения
запрограммированные незапрограммированные
К принятию первых приводит или логика развития ситуации, когда иного выхода нет, или ее стандартность, обусловливающая выбор в соответствии с готовыми правилами и процедурами лишь момента начала действий и степени их интенсивности.
Незапрограммированные решения принимаются в новых или неопределенных обстоятельствах, если требуемые шаги трудно заранее точно расписать. Они определяют набор и последовательность предстоящих действий и требуют творческого подхода, интегрирующего данный анализ, опыт, искусство и чутье менеджера
17. По способу влияния на объект решения можно
прямые
косвенные
Первые воздействуют непосредственно на него, вторые — на создание таких условий, под влиянием которых он сам изменит в нужную сторону свое поведение.
18. По сфере реализации решения могут быть связаны с:
производством сбытом научными исследованиями и т.п.
19. По форме решения бывают:
правовыми
не правовыми
20. По содержанию решения в рамках организации бываю:
техническими
экономическими
социальными
Технические решения принимаются по поводу объективных факторов деятельности организации — использования оборудования, технологий и проч.
Экономические решения связаны в конечном счете с финансовыми затратами, которые она несет, и обусловленными ими результатами.
Социальные решения принимаются в отношении персонала и касаются вопросов оплаты, льгот, гарантий, развития человека как личности. Они призваны создать благоприятные условия труда, способствовать повышению инициативы работников, развитию личности, а поэтому должны учитывать индивидуальные особенности и психологию людей.
21. По степени полноты и достоверности используемой информации выделяют: решения, принимаемые в условиях полной определенности решения, принимаемые в условиях частичной определенности решения, принимаемые в условиях полной неопределенности
22. С точки зрения подходов к разработке можно говорить о:
эвристическом решении, предполагающем свободный научный поиск подходящего варианта нормативном решении, исходящем из требований стандартов прецедентном решении, учитывающем имеющийся опыт
синоптическом решении, использующем формализованные и математические модели.
23. По способам принятия выделяют решения:
интуитивные
адаптационные
рациональные
Интуитивное решение основывается на предположении руководителя, что его выбор правилен (интуиция — способность предугадывать, предполагать, предвидеть).
На него влияет так называемое «шестое чувство», своего рода озарение, посещающее наиболее опытных менеджеров, обладающих широким кругозором.
Классификация управленческих решений
... такие вопросы, как творческий характер управленческого решения и классификация управленческих решений в целом. Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере ... в ходе ее решения научных методов, поэтому в определении подчеркивается, что управленческое решение должно быть научно обоснованным, т.е. приниматься менеджером на основе ...
Такое решение принимается в условиях, когда существует возможность выбора, но отсутствие времени не позволяет долго раздумывать над ситуацией. Здесь велик риск ошибок, поэтому оно допустим лишь, в крайнем случае, скорее как исключение.
Адаптационное решение основывается на общих знаниях, здравом смысле — осмысленном опыте жизни, профессиональной деятельности, обостренном чувстве реальности.
Рациональное решение предполагает использование научных методов и объективных критериев. Но полный рационализм также невозможен. Во-первых, люди не могут знать все возможные альтернативы, быть уверенными в надежности информации, предугадать последствия своих действий.
Во-вторых, принятие рациональных решений всегда представляет собой психологический процесс, а у большинства людей присутствуют эмоции и отсутствует логика.
В-третьих, возможности внимания, памяти, понимания проблем у них ограниченны.
В результате разные лица, даже обладающие одинаковой компетентностью, на основе одного и того же набора фактов могут формулировать различные идеи.
Поэтому человек, принимающий решение, часто ищет не оптимальный, а удовлетворительный по минимуму требований вариант и выбор свой делает на основе упрощенной картины мира независимо от целей, текущей ситуации и ее восприятия, прошлого опыта.
Исследования показывают, что в 45 процентах случаев решения не принимаются из-за неприятной проблемы; в 35 процентах случаев — из-за нечеткого распределения обязанностей; в 20 процентах случаев принимаются неправильные решения.
Наиболее популярные методы принятия управленческих решений
1. Метод «мозговой атаки», или «мозговой штурм», применяется, как правило, при необходимости принятия экстренного, сложного решения, связанного с экстремальной ситуацией, требующего от руководителей твердого мышления и
2. Метод «Дельфи» — многоуровневое анкетирование. Метод заключается в том, что руководитель объявляет проблему и предоставляет подчиненным возможность формулирования альтернатив. Первый этап формулирования альтернатив проходит без аргументации, т.е. каждым из участников предлагается решение. Эксперты оценивают и предлагают подчиненным рассмотреть данный набор альтернатив. На втором этапе сотрудники должны аргументировать свои предложения, варианты решения. Таким образом, анкетирование повторяется несколько раз, пока не будет выбрано наиболее оптимальное решение.
3. Метод «Кингисё» — японская кольцевая система принятия решения, суть которой заключается в том, что на рассмотрение готовится проект новации. Он передается для обсуждения лицам по списку, составляемому руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемый проект и дать свои замечания в письменной форме. После этого проводится совещание, на которое приглашают сотрудников, чье мнение не совсем понятно либо выходит за рамки обычного решения.
Метод кейсов в оценке персонала
... целью реферата является выявление роли кейс-метода в оценке персонала, преимуществ данного метода, а также трудностей, связанных с его использованием на предприятии. 1. ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ КЕЙС-МЕТОДА. КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ Кейс-метод, или метод ... содержаться информация, достаточная для анализа ситуации и принятия решения. Ключевыми критериями выбора кейса являются: )проверяемые качества, знания и навыки, ...
4. Метод «Дерево целей» — это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).
Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.