История «Траурного марша» Шопена

Эссе

История «Траурного марша» Шопена

В мировой музыкальной классике есть ряд произведений, узнаваемых с первых тактов. Среди них полонез Михаила Клеофаса Огинского, свадебный марш Феликса Мендельсона, сороковая симфония Амадея Моцарта, сонаты Людвига ван Бетховена и траурный марш Фредерика Шопена.

Последнее произведение было создано композитором-романтиком, ещё не достигшим тридцатилетия. Оно настолько прочно вошло в обязательный оркестровый репертуар на похоронах, что стало своего рода музыкальным кодом погребальной церемонии, квинтэссенцией мировой скорби.

История «Траурного марша» Шопена

1837 год, грозная болезнь признанного гения

Врачи XIX столетия полагали, что причиной смерти 39-летнего Фредерика Шопена стала чахотка, то есть, туберкулёз. Современные медики склонны полагать, что выдающийся музыкант, которого ещё в юности признали музыкальным гением, страдал муковисцидозом. Как бы то ни было, первые признаки дыхательной недостаточности у Шопена появились в 1837 году, когда ему было 27 лет. Именно в это время неудачно заканчивалось его сватовство к 17-летней Марии Водзиньской, но музыкальный дар требовал творить новые шедевры. Фредерик Шопен начал писать Marche funèbre (Похоронный марш).

8 стр., 3508 слов

Творчество Шопена времен его отношений Жорж Санд и ее роман «Лукреция Флориани»

... как при помощи слов, так и при помощи музыкальных звуков. Конфликт разума и чувств является не единственным ... Санд отражает свой взгляд на историю любви средствами литературы, Шопен — средствами музыки запечатлевает сильные и глубокие чувства, связывавшие ... возлюбленный Вандони, общий друг Сальватор Альбани. В творчестве Шопена психологические черты также находят свое воплощение, реализуясь во ...

Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.

Его величавое построение в строгом ритме размеренного шага пронизано прямыми ассоциациями с движением погребальной процессии. Марш полностью соответствует словам Камиля Сен-Санса: «Музыка Шопена – это всегда картина». Основной настрой музыкального произведения — глубокая скорбь, которая подчёркнута секундовыми вздохами. Славу павшим героям провозглашают внезапно врывающиеся торжественные фанфарные звучания.

Похоронный марш стал третьей частью фортепианной сонаты № 2, Ор. 35, b-moll и её эмоциональным центром. Соната была написана в период с 1837 по 1839 год, когда знаменитое тридцатистраничное письмо Жорж Санд убедило Шопена в том, что он должен забыть о прежней привязанности и обратить своё чувство на неё. Затем последовали совместные поездки на Майорку, в Италию, возвращение во Францию, в имение писательницы, затем в Париж, мучительный разрыв и отъезд в Англию.

1848 год, демоны фортепиано

В Шотландии и Англии Фредерик Шопен продолжал создавать сонаты, баллады, экспромты, прелюдии, играл свои произведения в аристократических салонах. Если окружающим удавалось упросить Шопена исполнить сонату № 2 с Marche funèbre, то затем он тотчас уходил, не будучи в состоянии ни беседовать, ни музицировать.

В 1848-м, за год до смерти, Фредерику Шопену вдруг, во время исполнения марша в одном из английских салонов, привиделось, что из фортепиано, на котором он играет, появляются жуткие демонические существа. Потрясённый музыкант покинул салон. Впоследствии этот случай сочли предзнаменованием скорой смерти Шопена.

1849 год, первое исполнение Marche funèbre на похоронах

В сентябре последнего года своей жизни Шопен поселился в Париже, на площади Vendôme, 12. Седьмого октября его состояние резко ухудшилось, была совершена исповедь и причастие. Шопен попросил, чтобы сердце его похоронили в Варшаве. Последними словами гениального музыканта стали драматические распоряжения: «Земля душит… Когда этот кашель убьет меня, я заклинаю вас: прикажите вскрыть мое тело, чтобы меня не похоронили заживо». Фредерик Шопен скончался 17 октября в два часа ночи.

14 стр., 6511 слов

Шопен фортепианное творчество

... своеобразные произведения. Музыка Шопена признана была гениальной еще при жизни композитора. В наши дни произведения Шопена являются ... сестры Людвики. Первым и единственным его учителем фортепианной игры был Войцех Живный (1756 - ... Фридерик проникал к источникам народного музыкального творчества, часами наблюдая деревенские гулянья с ... в Италию, затем в Париж. В марте 1830 года, перед отъездом, Шопен дал ...

На следующий день с лица композитора была снята посмертная маска, сделан слепок его руки. Сестра Шопена Людвика, ответственная за исполнение последней воли брата, распорядилась вскрыть тело композитора, вынуть сердце и положить его в хрустальную урну с коньяком. Затем она перевезла сердце Шопена в Польшу и велела замуровать его в колонне варшавского костела Святого Креста. Там оно находится и поныне.

Прощальная церемония с исполнением «Похоронного марша» состоялась 30 октября в костеле св. Магдалены. Бальзамированное тело Фредерика Шопена было погребено на кладбище Пер-Лашез.

Постепенно траурный марш Шопена стал все чаще звучать на похоронах и сделался музыкальным символом проводов в последний путь.

Вопрос и ответ

Скорбь, которая пронизывает «Похоронный марш», поистине вселенская. Была ли она вызвана только неудачным сватовством и первыми признаками тяжёлой болезни?

В то время, когда эта музыка была написана, композитор окончательно осознал, что на любимую родину, в Польшу ему никогда не удастся вернуться. Те же чувства переживала многочисленная польская диаспора в Европе.

Какая музыка, кроме траурного марша, звучала на похоронах Шопена?

На органе были исполнены две его прелюдии, e-moll и h-moll. В исполнении оркестра, хора и солистов прозвучал «Реквием» Моцарта. С партитурой этого произведения Шопен не расставался в последние годы жизни.

Какой памятник установлен над могилой Шопена на кладбище Пер-Лашез?

Это высокий четырёхгранный постамент со скульптурой скорбящей музы. На фронтальной плоскости постамента размещён овальный медальон с рельефным профилем композитора. К могиле Шопена постоянно приносят свежие цветы.

Отзывы

В первые и очень тяжелые часы человеческая отзывчивость и профессиональная тактичность Ольги Анатольевны Соболь помогли совладать с присущей в таких ситуациях печалью и растерянностью…

6 стр., 2642 слов

Ольга Раева: «Бетховен — лекарство от отчаяния…» Известный российско-германский ...

... на музыку хожу, пытаясь мысленно расчищать напластования. Скажите, возможно ли вот такое чистое восприятие музыкального сочинения — вашего (ведь вам как композитору виднее, как оно должно звучать) или Бетховена? ... в звуках истина (я уже не говорю о том, что оттуда весь Шопен и весь Брамс происходят); последняя часть последней, 32-й сонаты... И ранние ...

Спасибо. Все было сделано хорошо и вовремя.