Перед ЕГЭ по русскому языку в сети появляется множество фрагментов текстов. Все тексты, которые распространяются в интернете как «реальные», будем публиковать в этом посте.
Обновление 6 июня → утечки по русскому языку не было. Ни один текст не совпал (в интернете гуляло около 30 штук).
Текст 1
(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
(4) – Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, — ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.
(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, — я же, сбежав по уже о пустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
«Тогда когда началась большая перемена» М. Агеева
... текстам. Примеры написания сочинений по текстам. ЕГЭ по русскому языку Сочинения по текстам ЕГЭ. Сочинения по текстам М. Агеева, Ю. Трифонова. Сочинение–рассуждение по тексту М. Агеева Исходный текст: (1) Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас ... нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит. (6) Мать стояла ... Самсон Вырин очень любит свою дочь, но проезжий гусар ...
(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, — я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
(По М.Агееву)
Текст 2
(1)Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. (2)Кто-то помог ему на поле боя. (3)И сам он спасал других. (4)Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны.
(5)Шёл 1942 год. (6)Однажды, вернувшись в лагерь, партизаны одного из отрядов Белоруссии принесли раненого Степана Несынова. (7)Осколок задел бедро, прошил тело. (8)Фельдшер отряда Александр Вергун, осмотрев раненого, сказал: нужна операция. (9)Сделать её в лесу невозможно. (10)Все поняли, что Степан обречён. (11)Ему было двадцать лет.
(12)Перед опасностью все равны на войне. (13)Глядя на раненого товарища, беспомощно распластанного на плащ-палатке, партизаны думали о том, что такое могло случиться с любым из них. (14)И боль товарища переживали, как свою собственную.
(15)Никто ещё не знал в лагере, что командир М.К. Бажанов и комиссар А.И. Авдеев, склонившись над картой, стали прочерчивать маршрут из партизанского отряда к линии фронта. (16)Чтобы из-под Орши добраться до передовой, нужно было пройти по районам Витебской и Смоленской областей.
(17)Из всех добровольцев отобрали шестерых отважных ребят: Павла Маркина, Виктора Правдина, Сергея Щербакова, Алексея Андреева, Ивана Головенкова. (18)Старшим группы шёл Борис Галушкин.
(19)В партизанском отряде спешно собирались в дорогу. (20)Готовили носилки: к двум жердям прикрепили палатку.
(21)Укладывали в вещмешки патроны и сухари. (22)Раненый Степан попросил положить рядом с ним гранату, привязал к кольцу шпагат. (23)Если будут окружать враги, он сам дёрнет за кольцо… (24)Отправляясь в путь, никто не знал, какие придётся преодолеть трудности и испытания.
(25)Партизаны всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов. (26)Поэтому, когда взяли на плечи раненого, почувствовали, как ослабли. (27)Часто сменяли друг друга. (28)Несли носилки, буквально шатаясь от усталости, местами, подняв их над собой, пробирались по пояс в болоте. (29)Шли только по ночам. (30)Выбирали самые глухие места в лесу.
(31)«Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, — рассказывает Виктор Александрович Правдин. — Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе. (32)К тому же многие из нас из-за плохого питания заболели куриной слепотой. (ЗЗ)Все предметы и расстояния в сумерках представлялись нам искажёнными. (34)Мы часто падали. (35)Даже роняли носилки. (36)Степан переносил всё мужественно». (37)В пути рану обрабатывали с помощью спирта и марганцовки, бинты кипятили над костром, нередко набрав в котелок болотной воды. (38)Потом на бинты пошли нательные рубашки.
Пришвин однажды утром гуляя по лесу . Однажды утром — Пляцковский ...
... однажды в солнечное утро летом я пошла в лес, то в траве увидела алмазы. Однажды утром гуляя по лесу я размышлял о том что значит талант сочинение ветер Тут вы историк литературы, и литературный критик. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/искусство духоподъемно.docx о том, как он однажды утром, гуляя по лесу, размышлял, что значит талант. размышляет ...
(39)Маленький подвижный гарнизон в любой момент был готов принять бой… (40)Чуть не попали в окружение к немцам, остановившись на ночь в одной из деревень…(41) С боем пересекли железную дорогу и спаслись, отчаянно отстреливаясь, только в болотах, скрывшись в темноте. (42)Партизаны вышли к своим в одном из районов Калининской области на девятнадцатый день пути.
(43)На войне не раз происходили случаи, которые выходили за рамки обычных представлений о возможностях человеческой воли и его телесных сил. (44)Хирурги военного госпиталя установили, что состояние ран у Степана Несынова за время трудной дороги не ухудшилось, а улучшилось. (45)Не случилось заражения крови и загноения. (46)И это несмотря на болотную грязь, холод, тряску.
(47)В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей. (48)Они готовы были превозмочь и казавшуюся непосильной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. (49)Воля к жизни соединилась с волей к Победе.
(50)Спустя годы В.А. Правдин скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу».
(По Л.П. Овчинниковой)
Текст 3
По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооруженно участвовать в боевых действиях воюющих. Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило. Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться.
Партизанская цепь, в которой застигнутый огнем доктор залег рядом с телеграфистом отряда, занимала лесную опушку. За спиною партизан была тайга, впереди – открытая поляна, оголенное незащищенное пространство, по которому шли белые, наступая.
Они приближались и были уже близко. Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. Это были мальчики и юноши из невоенных слоев столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. Но тон задавали первые, молодежь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы. Доктор не знал никого из них, но лица половины казались ему привычными, виденными, знакомыми. Одни напоминали ему былых школьных товарищей. Может статься, это были их младшие братья? Других он словно встречал в театральной или уличной толпе в былые годы. Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.
Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. Пули партизан почти поголовно выкашивали их.
Посреди широкого голого поля, по которому двигались вперед белые, стояло мертвое обгорелое дерево. Оно было обуглено молнией или пламенем костра или расщеплено и опалено предшествующими сражениями. Каждый наступавший добровольческий стрелок бросал на него взгляды, борясь с искушением зайти за его ствол для более безопасного и выверенного прицела, но пренебрегал соблазном и шел дальше.
Образ доктора живаго
... Пастернака "Доктор Живаго" Юрия Живаго Сочинения › Пастернак Б.Л. › Доктор Живаго Готовые Домашние Задания Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» называют ... Юрий Андреевич Живаго – это лирический герой Пастернака, который и в прозе остается лириком. Доктор Живаго ... и у этого юнца и у убитого партизана один и тот же псалом, ... не проходит даром… Сразу все стало приходить в разрушение. Движение поездов, ...
У партизан было ограниченное число патронов. Их следовало беречь. Имелся приказ, поддержанный круговым уговором, стрелять с коротких дистанций, из винтовок, равных числу видимых мишеней.
Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. Все его сочувствие было на стороне героически гибнувших детей. Он от души желал им удачи. Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.
Шевельнулась у него мысль выбежать к ним на поляну и сдаться и таким образом обрести избавление. Но шаг был рискованный, сопряженный с опасностью.
Пока он добежал бы до середины поляны, подняв вверх руки, его могли бы уложить с обеих сторон, поражением в грудь и спину, свои – в наказание за совершенную измену, чужие – не разобрав его намерений. Он ведь не раз бывал в подобных положениях, продумал все возможности и давно признал эти планы спасения непригодными. И мирясь с двойственностью чувств, доктор продолжал лежать на животе, лицом к поляне и без оружия следил из травы за ходом боя.
Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на живот, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. И дело было не в верности стану, к которому приковала его неволя, не в его собственной самозащите, а в следовании порядку совершавшегося, в подчинении законам того, что разыгрывалось перед ним и вокруг него. Было против правил оставаться к этому в безучастии. Надо было делать то же, что делали другие. Шел бой. В него и товарищей стреляли. Надо было отстреливаться.
И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер и вытянулся, застыв в неподвижности, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, снял с него сумку, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать ее выстрел за выстрелом.
Но жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. А стрелять сдуру в воздух было слишком глупым и праздным занятием, противоречившим его намерениям. И выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву. У него были тут свои приемы.
Целясь и по мере все уточняющейся наводки незаметно и не до конца усиливая нажим собачки, как бы без расчета когда-нибудь выстрелить, пока спуск курка и выстрел не следовали сами собой как бы сверх ожидания, доктор стал с привычной меткостью разбрасывать вокруг помертвелого дерева сбитые с него нижние отсохшие сучья.
Но о ужас! Как ни остерегался доктор, как бы не попасть в кого-нибудь, то один, то другой наступающий вдвигались в решающий миг между ним и деревом и пересекали прицельную линию в момент ружейного разряда. Двух он задел и ранил, а третьему несчастливцу, свалившемуся недалеко от дерева, это стоило жизни.
Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.
Партизан было мало. Их главные силы частью находились на марше, частью отошли в сторону, завязав дело с более крупными силами противника. Отряд не преследовал отступавших, чтобы не выдать своей малочисленности.
Фельдшер Ангеляр привел на опушку двух санитаров с носилками. Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошел к лежавшему без движения телефонисту. Он смутно надеялся, что тот, может быть, еще дышит и его можно будет вернуть к жизни. Но телефонист был мертв. Чтобы в этом удостовериться окончательно,
Портреты героев романа Толстого «Война и мир
... Трузсон, некоторые черты которой и были использованы Толстым. «Маленькая княгиня» пользовалась всеобщей любовью из ... время родов, в день возвращения считавшегося убитым князя Андрея. Выражение ее лица перед ... …». Безухов Пьер — один из главных героев романа; вначале герой повести о декабристе, из ... один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 г., князь. В романе выступает ...
Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. Оно не работало.
На шее у убитого висела ладанка на снурке. Юрий Андреевич снял ее. В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стершаяся по краям сгибов бумажка. Доктор развернул ее наполовину распавшиеся и рассыпающиеся доли.
В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». Стих псалма: «Не убоишися… от стрелы летящия во дни (днем)» – превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». «Яко позна имя мое», – говорит псалом. А грамотка: «Поздно имя мое». «С ним семь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».
Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Его в виде талисмана надевали на себя воины еще в прошлую империалистическую войну. Прошли десятилетия, и гораздо позднее его стали зашивать в платье арестованные и твердили про себя заключенные, когда их вызывали к следователям на ночные допросы.
От телефониста Юрий Андреевич перешел на поляну к телу убитого им молодого белогвардейца. На красивом лице юноши были написаны черты невинности и все простившего страдания. «Зачем я убил его?» – подумал доктор.
Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул ее полы. На подкладке по каллиграфической прописи, старательно и любящею рукою, наверное, материнскою, было вышито: «Сережа Ранцевич» – имя и фамилия убитого.
Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.
В это время Сережа застонал и потянулся. Он был жив. Как потом обнаружилось, он был оглушен легкой внутренней контузией. Пуля на излете ударилась в стенку материнского амулета, и это спасло его. Но что было делать с лежавшим без памяти?
Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле.
При текучем составе лесного ополчения, в которое то вступали новые охотники, то уходили и перебегали к неприятелю старые участники, Ранцевича, при строгом сохранении тайны, можно было выдать за нового, недавно примкнувшего союзника.
Юрий Андреевич снял с убитого телефониста верхнюю одежду и с помощью Ангеляра, которого доктор посвятил в свои замыслы, переодел не приходившего в сознание юношу.
Он и фельдшер выходили мальчика. Когда Ранцевич вполне оправился, они отпустили его, хотя он не таил от своих избавителей, что вернется в ряды колчаковских войск и будет продолжать борьбу с красными.
(1)Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. (2)Кто-то помог ему на поле боя. (3)И сам он спасал других. (4)Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны. (5)Шёл 1942 год. (6)Однажды, вернувшись в лагерь, партизаны одного из отрядов Белоруссии принесли раненого Степана Несынова. (7)Осколок задел бедро, прошил тело. (8)Фельдшер отряда Александр Вергун, осмотрев раненого, сказал: нужна операция. (9)Сделать её в лесу невозможно. (10)Все поняли, что Степан обречён. (11)Ему было двадцать лет. (12)Перед опасностью все равны на войне. (13)Глядя на раненого товарища, беспомощно распластанного на плащ-палатке, партизаны думали о том, что такое могло случиться с любым из них. (14)И боль товарища переживали, как свою собственную. (15)Никто ещё не знал в лагере, что командир М.К. Бажанов и комиссар А.И. Авдеев, склонившись над картой, стали прочерчивать маршрут из партизанского отряда к линии фронта. (16)Чтобы из-под Орши добраться до передовой, нужно было пройти по районам Витебской и Смоленской областей. (17)Из всех добровольцев отобрали шестерых отважных ребят: Павла Маркина, Виктора Правдина, Сергея Щербакова, Алексея Андреева, Ивана Головенкова. (18)Старшим группы шёл Борис Галушкин. (19)В партизанском отряде спешно собирались в дорогу. (20)Готовили носилки: к двум жердям прикрепили палатку. (21)Укладывали в вещмешки патроны и сухари. (22)Раненый Степан попросил положить рядом с ним гранату, привязал к кольцу шпагат. (23)Если будут окружать враги, он сам дёрнет за кольцо… (24)Отправляясь в путь, никто не знал, какие придётся преодолеть трудности и испытания. (25)Партизаны всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов. (26)Поэтому, когда взяли на плечи раненого, почувствовали, как ослабли. (27)Часто сменяли друг друга. (28)Несли носилки, буквально шатаясь от усталости, местами, подняв их над собой, пробирались по пояс в болоте. (29)Шли только по ночам. (30)Выбирали самые глухие места в лесу. (31)«Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, — рассказывает Виктор Александрович Правдин. — Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе. (32)К тому же многие из нас из-за плохого питания заболели куриной слепотой. (ЗЗ)Все предметы и расстояния в сумерках представлялись нам искажёнными. (34)Мы часто падали. (35)Даже роняли носилки. (36)Степан переносил всё мужественно». (37)В пути рану обрабатывали с помощью спирта и марганцовки, бинты кипятили над костром, нередко набрав в котелок болотной воды. (38)Потом на бинты пошли нательные рубашки. (39)Маленький подвижный гарнизон в любой момент был готов принять бой… (40)Чуть не попали в окружение к немцам, остановившись на ночь в одной из деревень…(41) С боем пересекли железную дорогу и спаслись, отчаянно отстреливаясь, только в болотах, скрывшись в темноте. (42)Партизаны вышли к своим в одном из районов Калининской области на девятнадцатый день пути. (43)На войне не раз происходили случаи, которые выходили за рамки обычных представлений о возможностях человеческой воли и его телесных сил. (44)Хирурги военного госпиталя установили, что состояние ран у Степана Несынова за время трудной дороги не ухудшилось, а улучшилось. (45)Не случилось заражения крови и загноения. (46)И это несмотря на болотную грязь, холод, тряску. (47)В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей. (48)Они готовы были превозмочь и казавшуюся непосильной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. (49)Воля к жизни соединилась с волей к Победе. (50)Спустя годы В.А. Правдин скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу».
(По Л.П. Овчинниковой)
Показать текст целиком
Во время боевых действий человек часто оказывается в ситуации, которую не преодолеть без помощи товарищей, готовых жертвовать собой ради друг друга. Именно проблему взаимовыручки и самопожертвования на войне ставит автор текста.
болезнями, встречей с противником, голодом.
В данной статье сначала представлен текст Овчинниковой к ЕГЭ о солдате ВОВ, а затем приведено сочинение выпускника к ЕГЭ с аргументами – по этому тексту.
Часть первая. Текст Л. Овчинниковой ЕГЭ
1)Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. (2)Кто-то помог ему на поле боя. (3)И сам ᴏʜ спасал других. (4)Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны. (5)Шёл 1942 год. (б)Однажды, вернувшись в лагерь, партизаны одного из отрядов Белорусϲᴎи приʜᴇсли раненого Степана Несынова. (7)Осколок задел бедро, прошил тело. (В)Фельдшер отряда Александр Вергун, осмотрев раненого, сказал: нужна операция. (9)Сделать её в лесу невозможно. (Ю)Все поняли, что Степан обречён. (11)Ему было двадцать лет. (12)Перед опасностью ᴃϲᴇ равны на войне. (13)Глядя на раненого товарища, беспомощно распластанного на плащ-палатке, партизаны думали о том, что такое могло случиться с любым из них. (14)И боль товарища переживали, как свою собственную. (15)Никто ещё не знал в лагере, что командир М.К. Бажанов и комиссар А.И. Авдеев, склонившись над картой, стали прочерчивать маршрут из партизанскᴏᴦᴏ отряда к линии фронта. (16)Чтобы из-под Орши добраться до передовой, нужно было пройти по районам Витебской и Смоленской областей.
(17)Из всех добровольцев отобрали шестерых отважных ребят: Павла Маркина, Виктора Правдина, Сергея Щербакова, Алексея Андреева, Ивана Головенкова. (18)Старшим группы шёл Борис Галушкин. (19)В партизанском отряде спешно собирались в дорогу. (20)Готовили ноϲᴎлки: к двум жердям прикрепили палатку. (21)Укладывали в вещмешки патроны и сухари. (22)Стоит сказать, что раненый Степан попроϲᴎл положить рядом с ним гранату, привязал к кольцу шпагат. (23)Если будут окружать враги, ᴏʜ сам дёрнет за кольцо… (24)Отправляясь в путь, никто не знал, какие придётся преодолеть трудности и испытания. (25)Партизаны всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов. (26)По϶ᴛᴏму, когда взяли на плечи раненого, почувствовали, как ослабли. (27)Часто сменяли друг друга. (28)Нв случае если ноϲᴎлки, буквально шатаясь от усталости, местами, подняв их над собой, пробирались по пояс в болоте. (29)Шли только по ночам. (ЗО)Выбирали самые глухие места в лесу.
(31)«Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, — рассказывает Виктор Александрович Правдин. — Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе. (32)К тому же многие из нас из-за плохого питания заболели куриной слепотой. (ЗЗ)Все предметы и расстояния в сумерках представлялись нам искажёнными. (34)Мы часто падали. (35)Даже роняли ноϲᴎлки. (Зб)Степан пеᴩᴇʜоϲᴎл всё мужественно». (37)В пути рану обрабатывали с помощью спирта и марганцовки, бинты кипятили над костром, некрайне не часто набрав в котелок болотной воды. (ЗВ)Потом на бинты пошли нательные рубашки. (39)Маленький подвижный гарнизон в любой момент был готов принять бой… (40)Чуть не попали в окружение к немцам, остановившись на ночь в одной из деревень…(41) С боем пересекли железную дорогу и спаслись, отчаянно отстреливаясь, только в болотах, скрывшись в темноте. (42)Партизаны вышли к своим в одном из районов Калининской области на девятнадцатый день пути.
(43)На войне не раз происходили случаи, которые выходили за рамки обычных представлений о возможностях человеческой воли и его телесных ϲᴎл. (44)Хирурги военного госпиталя установили, что в свою очередь состояние ран у Степана Несынова за время трудной дороги не ухудшилось, а улучшилось. (45)Не случилось заражения крови и загноения. (46)И ϶ᴛᴏ ʜᴇсмотря на болотную грязь, холод, тряску. (47)В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей. (48)Они готовы были превозмочь и казавшуюся непоϲᴎльной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. (49)Воля к жизни соединилась с волей к Победе. (50)Спустя годы В.А. Правдии скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу».
проблема пробуждения в человеке в критических ϲᴎтуациях особых, несвойственных ему ϲᴎл.
Часть вторая. Мое сочинение ЕГЭ , Вступление.
И вот как раз в ужасное, трудное, невыносимое военное время человек находит в себе больше сил к выживанию. Он становится более стойким, более цельным как личность, чтобы справиться с трудностями, выпавшими ему на долю. Уж такова наша суть – в самых опасных обстоятельствах мы собираем волю в кулак и сражаемся за жизнь.
Правила вступительного испытания по русскому языку,
проводимого университетом самостоятельно
Вступительное испытание по русскому языку в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева и его филиале проводится в форме тестирования.
Экзаменационные задания соответствуют в определенной степени структуре ЕГЭ по русскому языку. Результаты оцениваются по стобалльной шкале.
Задания вступительных испытаний по русскому языку – 2012 г., Пояснительная записка
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут).
Работа состоит из 3-х частей.
Часть 1 содержит заданий (А1 – А16) на орфографию.
Часть 2 включает заданий (В1 – В10) на пунктуацию.
В первых двух частях из представленных вариантов ответа только один вариант является правильным.
Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1 – А16) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1 |
В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) пор…дниться, ф…нарь, т…атральный, к…снуться 2) к…мментарий, об…ятельный, заг…рать, упр…влять 3) к…вычки, пок…зался, отд…лённый, выр…стает 4) изд…лека, оч…ровательный, ст…рпеть, прогл…тить |
А2 |
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О? А. ш…рты Б. обреч…нный В. галч…нок Г. грош…вые украшения 1) А, Г 2) А, В 3) А, В, Г 4) В, Г |
А3 |
1) пр…землиться, пр…звание, пр…обретённый 2) не…тмеченный, з…щищённый, н…зревший 3) во…хождение, и…коренить, бе…думный 4) обез…яна, раз…ярённый, комп…ютер |
А4 |
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А? 1) к…лейдоскоп, мет…морфоза, эвк…липт, ам…ральный 2) ст…тистика, эт…жерка, ультр…мариновый, п…стамент 3) к…раван, к…нцерт, п…нтомима, гр…циозный 4) п…радокс, тр…мплин, г…рмония, ш…мпиньон |
А5 |
В каком слове на месте пропуска пишется Ы? 1) по…скать 2) раз…грать 3) сверх…мпульсивный 4) дез…нфекция |
А6 |
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё? А. тонкая ж…рдочка Б. ч…порный вельможа В. подж…г сарая Г. подж…г бумагу 1) А, Б 2) А, В 3) А, Г 4) А, В, Г |
А7 |
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? 1) без…ядерный, под…ячий, с…езжающий 2) ра…торгнуть, бе…путный, и…чезнуть 3) пр…творил (калитку), пр…клонил (колени), пр…обрёл 4) с…трудник, нес…мненный, з…меняющий |
А8 |
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И? А. допраш…вать Б. корч…вать В. устойч…вый Г. розн…чный 1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г |
А9 |
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Когда льня (1)ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка (2)ыми сельскими ткачихами на стари (3)ых станках. 1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2, 3 |
А10 |
В каком ряду предложений НЕ со словами пишется раздельно? 1) Им (не)чем было гордиться. Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки. Трудно обладать (не)дюжинной силой. 2) Теперь ему (не)куда спешить. Легко попасть в (не)лепое положение. (Не)откуда ему ждать помощи. 3) Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый. Мы вошли в (не)большую светлую комнату. 4) Мост через речку (не)построен. Документ (не)подписан. Так он в полном одиночестве простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше. |
А11 |
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный луч, и Байкал ТОТ(ЧАС) отразил в себе его нежный свет. 2) На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет поднимавшиеся из вод моря горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин. 3) Музыка Шопена бередила воспоминания, от её звуков, ТАК(ЖЕ) как и в детстве, перехватывало горло и хотелось, ЧТО(БЫ) люди были счастливы. 4) Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запечатлён художник. |
А12 |
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? 1) постел…шь, вер…вший 2) выход…шь, провер…нный 3) наде…шься, разве…нный 4) огранич…шь, слыш…мый |
В каком ряду во всех словах пропущена буква У? 1) щекоч…щий лицо ветер, звуки слыш…тся 2) стены руш…тся, движ…щаяся артиллерия 3) молнии блещ…т, колыш…щиеся ветки 4) листья держ…тся, трепещ…щие флаги |
|
Прочитайте текст и выполните задания А14, А15 |
|
|
|
А14 |
Какое предложение должно быть под номером 1? 1) Метод индукции существенно отличается от метода «проб и ошибок». 2) Функциональный метод прежде всего предполагает анализ единиц разных уровней языка. 3) Френсис Бэкон считал, что есть три метода научного познания. 4) Источником познания, по Бэкону, является не только опыт, но и размышления. |
А15 |
Какое слово или сочетание слов может быть в начале предложения 6? 1) Иными словами 2) И наконец, 3) Следовательно, 4) Поэтому |
А16 |
Какое значение имеет слово МЕТОД в предложении 2? 1) план действий 2) способность совершать поступки 3) способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо 4) распорядок дел, действий |
Часть 2
При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (В1 – В10) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
В1 |
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. Ветер перешёл в ураган () и царство тишины превратилось в кромешный ад. 1) Предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Предложение сложное, перед союзом И запятая не нужна. 3) Предложение сложное, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. |
В2 |
В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4 |
В3 |
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? В жаркий июльский полдень (1) словно (2) всё замерло в городе. Даже деревья (3) казалось (4) стояли понурые и неподвижные, точно изнемогающие от нестерпимого жара. 1) 1, 2, 3, 4 2) 3 3) 3, 4 4) 1, 3 |
В4 |
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели. 2) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы. 3) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания. 4) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем. |
В5 |
Вина его велика и заключается в следующем () он образован, умеет говорить и думать лучше многих, а люди, как известно, не терпят превосходства над собой. 1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение. 2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой. 3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода. 4) Ставится двоеточие, вторая часть дополняет первую, раскрывая утверждение, содержащееся в ней. |
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты. 1) 1, 4 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 4 |
|
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил её на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него. 1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4 |
|
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Книга (1) может быть (2) интересной и скучной. Погода (3) может быть (4) испортится уже к вечеру. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3 |
|
В9 |
Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении. Ветер подул с гор () будет дождь. 1) Ставится запятая в сложном предложении. 2) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение. 3) Ставится тире, второе предложение заключает в себе неожиданный результат, смену событий. 4) Ставится тире, второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом. |
В10 |
Прочитайте текст и выполните задание. На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны – они могут вызвать заболевания. Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования. 2) В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. 3) Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии. 4) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных. |
Часть 3
Прочитайте текст и напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора почитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. Кто-то помог ему на поле боя. И сам он спасал других. Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны.
Шёл 1942 год. Однажды, вернувшись в лагерь, партизаны одного из отрядов Белоруссии принесли раненого Степана Несынова. Осколок задел бедро, прошил тело. Фельдшер отряда Александр Вергун, осмотрев раненого, сказал: нужна операция. Сделать её в лесу невозможно. Все поняли, что Степан обречён. Ему было двадцать лет.
Перед опасностью все равны на войне. Глядя на раненого товарища, беспомощно распластанного на плащ-палатке, партизаны думали о том, что такое могло случиться с любым из них. И боль товарища переживали, как свою собственную.
Никто ещё не знал в лагере, что командир М.К. Бажанов и комиссар А.И. Авдеев, склонившись над картой, стали прочерчивать маршрут из партизанского отряда к линии фронта. Чтобы из-под Орши добраться до передовой, нужно было пройти по районам Витебской и Смоленской областей.
Из всех добровольцев отобрали шестерых отважных ребят: Павла Маркина, Виктора Правдина, Сергея Щербакова, Алексея Андреева, Ивана Головенкова. Старшим группы шёл Борис Галушкин.
В партизанском отряде спешно собрались в дорогу. Готовили носилки: к двум жердям прикрепили палатку. Укладывали в вещмешки патроны и сухари. Раненый Степан попросил положить рядом с ним гранату, привязал к кольцу шпагат. Если будут окружать враги, он сам дёрнет за кольцо… Отправляясь в путь, никто не знал, какие придётся преодолеть трудности и испытания.
Партизаны всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов. Поэтому, когда взяли на плечи раненого, почувствовали, как ослабли. Часто сменяли друг друга. Несли носилки, буквально шатаясь от усталости, местами, подняв их над собой, пробирались по пояс в болоте. Шли только по ночам. Выбирали самые глухие места в лесу.
«Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, — рассказывает Виктор Александрович Правдин. – Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе. К тому же многие из нас из-за плохого питания заболели куриной слепотой. Все предметы и расстояния в сумерках представлялись нам искажёнными. Мы часто падали. Даже роняли носилки. Степан переносил всё мужественно». В пути рану обрабатывали с помощью спирта и марганцовки, бинты кипятили над костром, нередко набрав в котелок болотной воды. Потом на бинты пошли нательные рубашки.
Маленький подвижный гарнизон в любой момент был готов принять бой… Чуть не попали в окружение к немцам, остановившись на ночь в одной из деревень… С боем пересекли железную дорогу и спаслись, отчаянно отстреливаясь, только в болотах, скрывшись в темноте.
Партизаны вышли к своим в одном из районов Калининской области на девятнадцатый день пути.
На войне не раз происходили случаи, которые выходили за рамки обычных представлений о возможностях человеческой воли и его телесных сил. Хирурги военного госпиталя установили, что состояние ран у Степана Несынова за время трудной дороги не ухудшилось, а улучшилось. Не случилось зарожения крови и загноения. И это несмотря на болотную грязь, холод, тряску.
В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей. Они готовы были превозмочь и казавшуюся непосильной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. Воля к жизни соединилась с волей к Победе.
Спустя годы В.А. Правдин скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу».
(По Л.П. Овчинниковой)
Экзаменационные вступительные испытания по русскому языку
Контрольная матрица, Вариант 1
Часть 1
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
баллы |
А1 |
Х |
3 |
|||
А2 |
Х |
3 |
|||
А3 |
Х |
3 |
|||
А4 |
Х |
3 |
|||
А5 |
Х |
3 |
|||
А6 |
Х |
3 |
|||
А7 |
Х |
3 |
|||
А8 |
Х |
3 |
|||
А9 |
Х |
3 |
|||
А10 |
Х |
3 |
|||
А11 |
Х |
3 |
|||
А12 |
Х |
3 |
|||
А13 |
Х |
3 |
|||
А14 |
Х |
3 |
|||
А15 |
Х |
3 |
|||
А16 |
Х |
2 |
Максимальный балл за часть 1 – 47 баллов
Часть 2
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
баллы |
В1 |
Х |
3 |
|||
В2 |
Х |
3 |
|||
В3 |
Х |
3 |
|||
В4 |
Х |
3 |
|||
В5 |
Х |
3 |
|||
В6 |
Х |
3 |
|||
В7 |
Х |
3 |
|||
В8 |
Х |
3 |
|||
В9 |
Х |
3 |
|||
В10 |
Х |
3 |
Максимальный балл за часть 2 – 30 баллов
№ |
Критерии оценивания ответа на задание С1 |
Баллы |
I |
Содержание сочинения |
|
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет |
1 |
|
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. |
0 |
|
К2 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет |
2 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема |