РЕЗУЛЬТАТЫ КОНКУРСА «Я ЧИТАЮ ДОСТОЕВСКОГО»

Эссе

Дорогие друзья!

Рады сообщить Вам, что победителями конкурса эссе «Я читаю Ф.М. Достоевского» стали:

  • Илья Бутко ( ученик 10 «А» класса МАОУ СОШ № 6 им.С.Т.Куцева ст. Кущёвской Краснодарского края) с эссе «»Это кающийся»: святой старец Амвросий и Ф.М. Достоевский в Оптиной Пустыни»,
  • Диана Гулина (ученица МАОУ «Платошинская средняя школа» (Пермский край, Пермский район)) с эссе «Лев Мышкин как « князь Христос « : копия, подражание, пародия? (по роману Ф.М. Достоевского « Идиот « )»,
  • Андрей Гаргома (ученик 11б класса МБОУ «Гимназия № 3» г. Белгорода) с эссе по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Возможна ли « кровь по совести « ?».

награждение победителей конкурса в Соборной палате ПСТГУ запланировано на 12 декабря

КОНКУРС ЭССЕ «Я ЧИТАЮ ДОСТОЕВСКОГО»

Дорогие друзья!

Если вы прочитали произведения Ф.М. Достоевского, узнали факты его биографии или познакомились с научной литературой об этом писателе и хотите поделиться с другими своими мыслями обо всем этом, то предлагаемый конкурс – для вас!

От авторов эссе мы ждем не только знаний по выбранной теме, но и – самое важное – своего собственного, самостоятельного взгляда, благодаря которому вы сможете показать нам новые, ранее неизвестные и только вам открывшиеся грани мира Достоевского, пусть и неожиданные и не всем понятные. Но вы объясните!

При работе над эссе советуем, помимо прочего, воспользоваться субъект-субъектным методом чтения художественных произведений, предложенным в новой книге известного литературоведа Т.А. Касаткиной «Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания» (см.: Список исследовательской литературы, № 13).

Сам художественный текст (и стоящий за ним автор) воспринимается здесь как личность, с которой можно вступить в равноправный диалог. Это метод чтения, «основанный на слушании писателя и на доверии к нему, – а не полное и завершенное истолкование бездонного текста Достоевского» как бы со стороны. Причем «точками входа» (а для всех они будут разными) в мир того или иного произведения становятся непонятные, вызывающие вопросы места в тексте (тоже для всех разные).

14 стр., 6725 слов

«Cистема работы по изучению творчества Достоевского в 10 классе»

... учебного материала. Предмет курсовой работы – система работы по изучению творчества Достоевского в 10 классе. Исходя из вышесказанного, цель данной работы мы видим в ... романов и с помощью актуальных исследований попробовать дать урокам по творчеству Достоевского нестандартную форму. Методы исследования: анализ теоретических, методических источников по проблеме исследования., Курсовая работа ...

Они формируют «проблему именно моей встречи с текстом» Достоевского и определяют уникальную ценность ее результатов.

Приглашаем к участию в конкурсе учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ Российской Федерации, а также учащихся учреждений среднего профессионального образования, в том числе негосударственных. Поступившие на конкурс эссе пройдут экспертизу у специалистов из ПСТГУ, МГУ, ИМЛИ РАН и будут рассмотрены по системе из 12 критериев (каждый оценивается по 5-балльной шкале, затем полученные баллы складываются, и выводится общий результат).

Торжественное награждение победителей призами и почетными грамотами (соответственно 1-му, 2-му или 3-му занятому месту) состоится в Соборной палате ПСТГУ (Москва, Лихов пер., 6) в декабре 2020 г. Кроме того, три лучших эссе будут целиком напечатаны в одном из ведущих научных изданий международного уровня «Достоевский и мировая культура. Филологический журнал» (Москва, ИМЛИ РАН) в 2020-2021 гг. Там же будет представлен, в рамках отчета о конкурсе, обзор поступивших эссе с указанием фамилий их авторов.

Конкурс эссе проходит при поддержке Фонда президентских грантов.

Конкурсные работы просим высылать до 30 сентября 2020 г. включительно на адрес электронной почты:

Предлагаемые темы эссе

Биография писателя

1. «Я происходил из семейства русского и благочестивого»: московское детство Ф.М. Достоевского (семейный уклад, Троице-Сергиева лавра, книга Иова, Даровое).

2. «Мертвый дом» в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского: Евангелие, русский народ и «перерождение убеждений».

3. «Это кающийся»: святой старец Амвросий и Ф.М. Достоевский в Оптиной Пустыни.

Роман «Бедные люди»

4. «Восстановление погибшего человека» – «мысль христианская и высоконравственная»: «Бедные люди» как социальный роман в понимании Ф.М. Достоевского.

5. Можно ли назвать Макара Девушкина «маленьким человеком»? (по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»).

Роман «Белые ночи»

6. Мечтательство как «воплощенный грех» и духовный тупик (по роману Ф.М. Достоевского «Белые ночи»).

7. «Нехорошо человеку быть одному»: Настенька и Мечтатель в романе «Белые ночи».

Роман «Преступление и наказание»

8. «Русские люди… широкие…, как их земля»: пространство свободы в судьбе Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

9. Возможна ли «кровь по совести»? (прообраз революционного насилия в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

10. Диалектика закона (справедливости) и благодати (милосердия) в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Катерина Ивановна и Соня Мармеладова.

11. Чтение о воскрешении Лазаря в идейно-художественном целом романа «Преступление и наказание».

3 стр., 1319 слов

Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

... Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание». 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Преступление и наказание": ... большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, ...

12. «Ненасытимое сострадание» к человеку – евангельский свет в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.

13. Откровение Иоанна Богослова в Новом Завете и эпилог романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

14. Два Миколки в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: нигилизм и святость в русском народном характере.

Роман «Идиот»

15. Лев Мышкин как «князь Христос»: копия, подражание, пародия? (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»).

16. «Какая красота спасет мир?»: Настасья Филипповна и Аглая в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

17. «Приговоренный к смерти»: почему Ипполит Терентьев и любит, и ненавидит князя Мышкина? (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»).

Роман «Братья Карамазовы»

18. Христос и Антихрист в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (поэма «Великий инквизитор»).

19. Путь духовного возмужания: Алеша Карамазов и старец Зосима в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

20. «Если Бога нет, то все позволено»: диалектика Ивана Карамазова (по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).

21. «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»: искушения Дмитрия Карамазова (по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).

Критерии оценки конкурсных эссе

1. Объем – не менее 5500-6000 печатных знаков с пробелами (3 страницы).

2. В эссе, посвященном какой-либо одной теме, тем не менее должно чувствоваться общее представление обо всем творчестве Ф.М. Достоевского и его жизненном пути.

3. Знание основ христианского вероучения и содержания Нового Завета.

4. Всестороннее (во всех главных аспектах) рассмотрение проблемы, указанной в заглавии эссе.

5. Пусть небольшой, но реальный вклад в новое понимание того или иного произведения Ф.М. Достоевского (по сравнению с уже известными исследованиями).

6. Осознанная и ясно выраженная личная позиция автора эссе по отношению к обсуждаемой проблеме (обычно в выводе).

7. Хорошее знание текста произведения Ф.М. Достоевского, которому посвящено эссе, отсутствие фактических ошибок.

8. Опора на тексты произведений и писем Ф.М. Достоевского при рассуждениях на выбранную тему (цитаты, обращение к эпизодам, анализ системы персонажей).

Однако объем цитат не должен превышать ¼ общего объема эссе.

9. Логическая последовательность в изложении мыслей.

10. Четкая композиция эссе: вступление, основная часть и вывод.

11. Орфографическая, пунктуационная и стилистическая грамотность.

12. Аккуратность оформления.

Список исследовательской литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/po-tsitate-dostoevskogo/

по биографии и творчеству Ф.М. Достоевского

(В помощь участникам конкурса эссе)

Сараскина Л.И., Чулков Г.И.

3. Мочульский К.В . Достоевский. Жизнь и творчество. Париж: YMCA-PRESS, 1947. 561 c.

4. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага: The YMCA PRESS Ltd., 1923. 238 с.

39 стр., 19356 слов

Образ Ив Карамазова в романе Братья Карамазовы ФМ Достоевского

... ” Глава I Прежде чем перейти к рассмотрению образа Ивана Карамазова в романе, целесообразно проследить предпосылки его возникновения. Достоевский - художник был одним из самых сильных в мировой ... народная идея и сказалось народное чувство -бескорыстной любви к несчастным и угнетенным братьям своим, а идея- “Православное дело…поняли теперь из них наконец, что значит ...

5. Захаров В.Н. Имя автора – Достоевский. Очерк творчества. М.: Индрик, 2013. 456 с.

6. Манн Ю.В . Боль о человеке // Достоевский Ф.М. Белые ночи. Сентиментальный роман (Из воспоминаний мечтателя).

М., 1986. С. 3–16.

Тихомиров Б.Н

8. Степанян К.А. Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского ун-та, 2014. 208 с.

9. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных ученых под редакцией Т.А. Касаткиной. М.: Наследие, 2001. 559 с.

Новикова Е.Г.

11. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения / Под. ред. Т.А. Касаткиной. М.: Наука, 2007. 835 с.

12. Степанян К.А. Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» М.: Изд-во Московского ун-та, 2018. 176 с.

13. Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. 336 с.

14. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников. Челябинск: Металл, 1997. 272 с.

Белов С.В.