Дорогие друзья!
Рады сообщить Вам, что победителями конкурса эссе «Я читаю Ф.М. Достоевского» стали:
- Илья Бутко ( ученик 10 «А» класса МАОУ СОШ № 6 им.С.Т.Куцева ст. Кущёвской Краснодарского края) с эссе «»Это кающийся»: святой старец Амвросий и Ф.М. Достоевский в Оптиной Пустыни»,
- Диана Гулина (ученица МАОУ «Платошинская средняя школа» (Пермский край, Пермский район)) с эссе «Лев Мышкин как « князь Христос « : копия, подражание, пародия? (по роману Ф.М. Достоевского « Идиот « )»,
- Андрей Гаргома (ученик 11б класса МБОУ «Гимназия № 3» г. Белгорода) с эссе по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Возможна ли « кровь по совести « ?».
награждение победителей конкурса в Соборной палате ПСТГУ запланировано на 12 декабря
КОНКУРС ЭССЕ «Я ЧИТАЮ ДОСТОЕВСКОГО»
Дорогие друзья!
Если вы прочитали произведения Ф.М. Достоевского, узнали факты его биографии или познакомились с научной литературой об этом писателе и хотите поделиться с другими своими мыслями обо всем этом, то предлагаемый конкурс – для вас!
От авторов эссе мы ждем не только знаний по выбранной теме, но и – самое важное – своего собственного, самостоятельного взгляда, благодаря которому вы сможете показать нам новые, ранее неизвестные и только вам открывшиеся грани мира Достоевского, пусть и неожиданные и не всем понятные. Но вы объясните!
При работе над эссе советуем, помимо прочего, воспользоваться субъект-субъектным методом чтения художественных произведений, предложенным в новой книге известного литературоведа Т.А. Касаткиной «Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания» (см.: Список исследовательской литературы, № 13).
Сам художественный текст (и стоящий за ним автор) воспринимается здесь как личность, с которой можно вступить в равноправный диалог. Это метод чтения, «основанный на слушании писателя и на доверии к нему, – а не полное и завершенное истолкование бездонного текста Достоевского» как бы со стороны. Причем «точками входа» (а для всех они будут разными) в мир того или иного произведения становятся непонятные, вызывающие вопросы места в тексте (тоже для всех разные).
«Cистема работы по изучению творчества Достоевского в 10 классе»
... учебного материала. Предмет курсовой работы – система работы по изучению творчества Достоевского в 10 классе. Исходя из вышесказанного, цель данной работы мы видим в ... романов и с помощью актуальных исследований попробовать дать урокам по творчеству Достоевского нестандартную форму. Методы исследования: анализ теоретических, методических источников по проблеме исследования., Курсовая работа ...
Они формируют «проблему именно моей встречи с текстом» Достоевского и определяют уникальную ценность ее результатов.
Приглашаем к участию в конкурсе учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ Российской Федерации, а также учащихся учреждений среднего профессионального образования, в том числе негосударственных. Поступившие на конкурс эссе пройдут экспертизу у специалистов из ПСТГУ, МГУ, ИМЛИ РАН и будут рассмотрены по системе из 12 критериев (каждый оценивается по 5-балльной шкале, затем полученные баллы складываются, и выводится общий результат).
Торжественное награждение победителей призами и почетными грамотами (соответственно 1-му, 2-му или 3-му занятому месту) состоится в Соборной палате ПСТГУ (Москва, Лихов пер., 6) в декабре 2020 г. Кроме того, три лучших эссе будут целиком напечатаны в одном из ведущих научных изданий международного уровня «Достоевский и мировая культура. Филологический журнал» (Москва, ИМЛИ РАН) в 2020-2021 гг. Там же будет представлен, в рамках отчета о конкурсе, обзор поступивших эссе с указанием фамилий их авторов.
Конкурс эссе проходит при поддержке Фонда президентских грантов.
Конкурсные работы просим высылать до 30 сентября 2020 г. включительно на адрес электронной почты:
Предлагаемые темы эссе
Биография писателя
1. «Я происходил из семейства русского и благочестивого»: московское детство Ф.М. Достоевского (семейный уклад, Троице-Сергиева лавра, книга Иова, Даровое).
2. «Мертвый дом» в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского: Евангелие, русский народ и «перерождение убеждений».
3. «Это кающийся»: святой старец Амвросий и Ф.М. Достоевский в Оптиной Пустыни.
Роман «Бедные люди»
4. «Восстановление погибшего человека» – «мысль христианская и высоконравственная»: «Бедные люди» как социальный роман в понимании Ф.М. Достоевского.
5. Можно ли назвать Макара Девушкина «маленьким человеком»? (по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»).
Роман «Белые ночи»
6. Мечтательство как «воплощенный грех» и духовный тупик (по роману Ф.М. Достоевского «Белые ночи»).
7. «Нехорошо человеку быть одному»: Настенька и Мечтатель в романе «Белые ночи».
Роман «Преступление и наказание»
8. «Русские люди… широкие…, как их земля»: пространство свободы в судьбе Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
9. Возможна ли «кровь по совести»? (прообраз революционного насилия в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
10. Диалектика закона (справедливости) и благодати (милосердия) в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Катерина Ивановна и Соня Мармеладова.
11. Чтение о воскрешении Лазаря в идейно-художественном целом романа «Преступление и наказание».
Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»
... Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание». 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Преступление и наказание": ... большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, ...
12. «Ненасытимое сострадание» к человеку – евангельский свет в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
13. Откровение Иоанна Богослова в Новом Завете и эпилог романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
14. Два Миколки в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: нигилизм и святость в русском народном характере.
Роман «Идиот»
15. Лев Мышкин как «князь Христос»: копия, подражание, пародия? (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»).
16. «Какая красота спасет мир?»: Настасья Филипповна и Аглая в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».
17. «Приговоренный к смерти»: почему Ипполит Терентьев и любит, и ненавидит князя Мышкина? (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»).
Роман «Братья Карамазовы»
18. Христос и Антихрист в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (поэма «Великий инквизитор»).
19. Путь духовного возмужания: Алеша Карамазов и старец Зосима в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
20. «Если Бога нет, то все позволено»: диалектика Ивана Карамазова (по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).
21. «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»: искушения Дмитрия Карамазова (по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).
Критерии оценки конкурсных эссе
1. Объем – не менее 5500-6000 печатных знаков с пробелами (3 страницы).
2. В эссе, посвященном какой-либо одной теме, тем не менее должно чувствоваться общее представление обо всем творчестве Ф.М. Достоевского и его жизненном пути.
3. Знание основ христианского вероучения и содержания Нового Завета.
4. Всестороннее (во всех главных аспектах) рассмотрение проблемы, указанной в заглавии эссе.
5. Пусть небольшой, но реальный вклад в новое понимание того или иного произведения Ф.М. Достоевского (по сравнению с уже известными исследованиями).
6. Осознанная и ясно выраженная личная позиция автора эссе по отношению к обсуждаемой проблеме (обычно в выводе).
7. Хорошее знание текста произведения Ф.М. Достоевского, которому посвящено эссе, отсутствие фактических ошибок.
8. Опора на тексты произведений и писем Ф.М. Достоевского при рассуждениях на выбранную тему (цитаты, обращение к эпизодам, анализ системы персонажей).
Однако объем цитат не должен превышать ¼ общего объема эссе.
9. Логическая последовательность в изложении мыслей.
10. Четкая композиция эссе: вступление, основная часть и вывод.
11. Орфографическая, пунктуационная и стилистическая грамотность.
12. Аккуратность оформления.
Список исследовательской литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/po-tsitate-dostoevskogo/
по биографии и творчеству Ф.М. Достоевского
(В помощь участникам конкурса эссе)
Сараскина Л.И., Чулков Г.И.
3. Мочульский К.В . Достоевский. Жизнь и творчество. Париж: YMCA-PRESS, 1947. 561 c.
4. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага: The YMCA PRESS Ltd., 1923. 238 с.
Образ Ив Карамазова в романе Братья Карамазовы ФМ Достоевского
... ” Глава I Прежде чем перейти к рассмотрению образа Ивана Карамазова в романе, целесообразно проследить предпосылки его возникновения. Достоевский - художник был одним из самых сильных в мировой литературе ... народная идея и сказалось народное чувство -бескорыстной любви к несчастным и угнетенным братьям своим, а идея- “Православное дело…поняли теперь из них наконец, что значит ...
5. Захаров В.Н. Имя автора – Достоевский. Очерк творчества. М.: Индрик, 2013. 456 с.
6. Манн Ю.В . Боль о человеке // Достоевский Ф.М. Белые ночи. Сентиментальный роман (Из воспоминаний мечтателя).
М., 1986. С. 3–16.
Тихомиров Б.Н
8. Степанян К.А. Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского ун-та, 2014. 208 с.
9. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных ученых под редакцией Т.А. Касаткиной. М.: Наследие, 2001. 559 с.
Новикова Е.Г.
11. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения / Под. ред. Т.А. Касаткиной. М.: Наука, 2007. 835 с.
12. Степанян К.А. Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» М.: Изд-во Московского ун-та, 2018. 176 с.
13. Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. 336 с.
14. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников. Челябинск: Металл, 1997. 272 с.
Белов С.В.